Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ





ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Оглавление

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ МЕТОДЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ. 2

2. НОМЕНКЛАТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОВАРА. ГРАДАЦИИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ. 6

3. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ. 9

4. ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ТОВАРОВЕДНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРОВ. ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА. 14

5. СРЕДСТВА ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ. ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ. 20

6. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. 30

7. БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ: ПОНЯТИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ 36

8. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ. ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ. 39

9. МАРКИРОВКА ТОВАРОВ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МАРКИРОВКИ. ЗНАКИ, ИНФОРМИРУЮЩИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ О СООТВЕТСТВИИ ТОВАРА И ЕГО КАЧЕСТВЕ. 44

10. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ. ПРИНЦИПЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ. 58

11. ВИДЫ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. ОТЛИЧИЕ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОТ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ. 64

12. ПОРЯДОК И ПРАВИЛА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТОВАРА В ХОДЕ ЕГО ОТГРУЗКИ СО СКЛАДА ПРЕДПРИЯТИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, ХРАНЕНИИ И ПРИЕМКИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ. 68

 


 

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ.

Химический состав продовольственных товаров. Вода. Минеральные вещества. Углеводы.

Вещества, входящие в состав пищевых продуктов, делят на органические и неорганические. К неорганическим веществам относят воду и минеральные вещества, к органическим – белки , жиры, углеводы , кислоты , витамины , ферменты , дубильные , красящие , ароматические и другие вещества. Каждое из этих веществ имеет для организма человека определенное значение: одни обладают питательными свойствами (углеводы, белки, жиры), другие придают продуктам определенный вкус, аромат, окраску и играют соответствующую роль в воздействии на нервную систему и органы пищеварения (органические кислоты, дубильные, красящие, ароматические вещества и др.), некоторые вещества обладают бактерицидными свойствами (фитонциды).

Вода входит в состав всех пищевых продуктов, но содержание их различно. Количество воды в пищевых продуктах влияет на их качество и сохраняемость. Скоропортящиеся продукты с повышенным содержанием влаги без консервирования длительное время не сохраняются. Вода, содержащаяся в продуктах, способствует ускорению в них химических, биохимических и других процессов. Продукты с малым содержанием воды лучше сохраняются.

Минеральные (зольные) вещества имеют большое значение в жизни живых организмов. Они содержатся во всех пищевых продуктах в виде органических и неорганических соединений.

В организме человека и животных минеральные элементы участвуют в синтезе пищеварительных соков, ферментов (железо, йод, медь, фтор и др.), в построение мышечной и костной тканей (сера, кальций, магний, фосфор), нормализует кислотно-щелочное равновесие и водный обмен (калий, натрий, хлор).



В зависимости от количественного содержания минеральных элементов в пищевых продуктах различают макро-, микро- и ультрамикроэлементы.

Углеводы образуются при фотосинтезе в зеленых листьях растений из углекислого газа воздуха и получаемой из почвы воды.

Углеводы являются основным источником энергии в организме человека и в рационе питания занимают первое место.

Химический состав продовольственных товаров. Жиры. Белки.

Белки являются основным материалом, из которого построена протоплазма, входят в состав ядра клеток, участвуют в процессах роста и размножения, в образовании ферментов и гормонов.

О роли белков в природе говорит само их название – протеины. Белки – самая ценная составная часть пищевых продуктов. Они принимают участие в построении белков организма человека, являются энергетическим материалом.

Белки состоят из различных аминокислот. Белок находится в трех состояниях: твердом (кожа, волосы, шерсть), сиропообразном (яичный белок) и жидком (молоко и кровь).

Липиды состоят из жиров и жироподобных веществ (липоидов). Они содержатся в каждой клетке организма, участвуют в обмене веществ и синтезе белков, используются для построения мембран клеток и жировой ткани.

В продуктах питания из липидов преобладают жиры, которые имеют большое значение в питании, так как обладают самой высокой энергетической ценностью.

По происхождению жиры делят на растительные (масла) и животные. К твердым растительным жирам относят масло кокосовое, пальмовое, какао-масло; к жидким – подсолнечное, хлопковое, оливковое, льняное; к твердым животным жирам относят жир говяжий, бараний, свиной, масло коровье; к жидким – жиры рыб и морских животных.

Структура ассортимента

Структура ассортимента — это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству.

Показатели структуры ассортимента чаще выражают в процентах. Например, процентное соотношение сорочек, костюмов и других изделий определяет видовую структуру ассортимента в магазине "Мужская одежда".

Широта ассортимента

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

Кш= Гф/ Гн

§ где Гф — количество групп товаров на момент определения, ед.; Гн — общее количество групп товаров, ед.

Полнота ассортимента

Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.

Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле:

Кп= Вф/ Вн

§ где Вф — фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.; Вн — количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.

Глубина ассортимента

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:

Кг= Рф/ Рн

§ где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.

Устойчивость ассортимента

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле:

Ку= 1 — (Р'ф1+ Р'ф2+ ... + Р'фn/ Рн× n)

§ где Р'ф1, Р'ф2,...,Р'фn — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.; Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.; n — количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный коэффициент устойчивости ассортимента должен выражаться следующими значениями: для универмагов — 0,80; для специализированных магазинов — 0,75.

Новизна ассортимента

Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны Ко:

Ко= Ро/ Рф

§ где Ро — количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.; Рф — среднее количество разновидностей, ед.

Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий.

 

+

 

Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен.1

Ассортиментом является совокупность товаров, предназначенных:

· для определенной области применения (бытовая техника);

· для продажи в определенном ценовом интервале (престижные дорогие изделия);

· для реализации в конкретных магазинах, супермаркетах, бутиках и т.д.;

· для определенной категории потребителей (детская одежда).

Ассортимент товаров конкретизируется по их видам, разновидностям, наименованиям и т.д.

Вид – совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Достаточно часто вид товара определяется по их внешнему виду, а для продуктов питания – дополнительно по вкусу, запаху, консистенции. Хотя эти признаки и не являются безусловными, но в силу доступности и простоты их чаще всего используют на практике.

Разновидность – совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков.

Наименование – совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а так же конструкцией и технологией производства.2

Номинальное наименование – именное обобщенное название товара, выпускаемого разными производителями.

Марочное наименование – индивидуальное наименование товара, выпускаемого определенным предприятием.

Формирование товарного ассортимента – процесс постоянный, поскольку требования рынка всегда ставят проблемы его улучшения, а их решение имеет соответствующую направленность.3

Существуют четыре основных принципа формирования ассортимента:

· функциональный – по близости выполняемых функций;

· потребительский – по группам потребителей;

· бытовой – по типам посреднический, торговых организаций или по стилю продажи;

· ценовой – по уровню цен.

Формирование ассортимента может осуществляться:

· созданием параметрического ряда (product line) – горизонтальная стратегия;

· дифференциацией товара, предназначая каждый новый вариант для конкретного рыночного сегмента, - концентрическая стратегия;

· диверсификацией производства и разработкой товарной номенклатуры (product mix) – конгломератная стратегия.

Важную роль в товарной политике играет управление ассортиментом, главной целью которого является его оптимизация. В процессе оптимизации управленческие воздействия направляются на главные характеристики ассортимента: широту, насыщенность, глубину, гармоничность.

Широта ассортимента – это сумма составляющих ее ассортиментных групп. Ассортимент может быть слишком узок, если можно увеличить прибыли, дополнив его новыми изделиями. Он может быть для фирмы слишком широк, если прибыли можно увеличить, исключив из него ряд изделий.4

Номенклатура буквально означает перечень имен. Таким образом, номенклатура продукции - это перечень наименований производимой предприятием продукции. Что касается товарной номенклатуры, то это перечень групп товаров, предлагаемых конкретным продавцом. Продавец же может предлагать покупателям продукцию одного или многих производителей, привлекая номенклатуру продукции каждого из них в полном объеме либо частично. Номенклатура как экономическая категория имеет укрупненный характер. Речь может идти, например, о мужской, женской или детской обуви, о спальных или столовых гарнитурах, о телевизорах или магнитофонах, о карамели или шоколаде. По существу это ассортиментные группы, а номенклатура продукции представляет собой перечень ассортиментных групп продукции или товаров.

Ассортимент продукции буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п. Формируются ассортиментные группы, в пределах которых предметы имеют определенное сходство. И также можно различать ассортимент продукции (нло производится предприятием) и ассортимент товаров (что предлагается потребителям данным продавцом). Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спорттоваров - летний и зимний спортивный инвентарь.

Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п. Мужская обувь включает такие понятия как сапоги, ботинки, туфли, босоножки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности продукции, членения вида на части. Так, творог может быть разной степени жирности, самовары - разной вместимости, обувь - разного фасона, ткани - разной расцветки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимента. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т.п. 5

В отношении промышленных предприятий устанавливается производственный ассортимент продукции, в отношении торговых предприятий - торговый ассортимент товаров. Первых из них отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки. Во втором случае складываются основания судить о масштабах возможности торгового предприятия удовлетворять потребности населения и различают специализированные и универсальные торговые предприятия.

С полным основанием изложенные положения о номенклатуре и ассортименте продукции могут быть отнесены к выполнению работ и оказанию услуг, в отношении которых также выделяются группы, виды, подвиды продукции. Планирование номенклатуры и ассортимента продукции может и должно базироваться на знании предпринимателем потребностей рынка и его состояния. Такое знание достигается в результате осуществления деятельности, получившей название маркетинга. Используется множество определений, посвященных маркетингу в разное время и разными авторами. В совокупности все они, несмотря на многообразие формулировок, сводятся к одному суждению - изучение рынка, анализ спроса, прогноз продаж, обеспечение наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Удовлетворение же, в свою очередь, достигается разработкой и производством соответствующих сложившемуся спросу и новых товаров, налаживанием коммуникаций сбыта продукции, созданием служб сервиса, сопровождающих процесс использования товара.6

СТРУКТУРА МАРКИРОВКИ

Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ). Эти составные элементы различаются соотношением (рис. 23) и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями.

Текст как форма письменной информации - наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и идентифицирующая.

Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50-100%.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в наименьшей - торговой. В качестве элемента маркировки рисунок отличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую.

Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ), характерны в основном для производственной маркировки. В товарной маркировке они встречаются реже. Особенностями ИЗ являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МАРКИРОВКА - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.

ЭТИКЕТКИнаносятся типографским или иным способом на товар или упаковку. Кроме того, они могут быть самостоятельным носителем информации, который приклеивается или прикладывается к товару. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы.

КОЛЬЕРЕТКИ - разновидность этикеток, имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на кольеретках вообще отсутствует информация.

ВКЛАДЫШИ- это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены). Наиболее часто применяют вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии.

БИРКИ И ЯРЛЫКИ- носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару.

Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование либо фабричную марку, либо только название фирмы-изготовителя.

Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЛЕНТЫ- это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Чаще всего размещается на одежде и обуви.

КЛЕЙМА И ШТАМПЫ- носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.

В зависимости от места нанесения различают клейма и штампы производственные и торговые; от назначения - ветеринарные, товароведные, карантинные и прочие; от формы - овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные, ромбовидные.

Существует несколько способов клеймения и штампования товаров и упаковок: нанесение клейма или штампа несмываемой краской, разрешенной органами Минздрава РФ; выжигание электроклейма; выдавливание штампов; вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр, букв в продукт.

ТОРГОВАЯ МАРКИРОВКА - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные (или) кассовые чеки, упаковки и (или) товар. Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной, торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или документы.

Другое отличие торговой маркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей - с информацией о товаре. Это обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности для нанесения информационных данных; а также ее назначением – довести информацию о торговой фирме.

Благодаря идентифицирующей функции отдельные носители торговой маркировки служат основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю.

Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» (п. 51 — требования к товарному чеку, выдаваемому при покупке радиотоваров и электробытовых товаров) и Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (п. 5 — реквизиты кассового чека).

КАССОВЫЕ ЧЕКИ И ЦЕННИКИ как носители торговой маркировки обязательны при реализации всех товаров в организациях розничной и мелкорозничной торговли, общественного питания.

Кассовый чек— фискальный документ, то есть имеющий отношение к уплате налогов в Российской Федерации. Чаще всего, внешне кассовый чек (КЧ)— это полоска бумажной ленты прямоугольной формы. Кассовый чек является документальным подтверждением договора купли-продажи. Его наличие является одним из возможных доказательств, представляемых для возврата либо обмена купленного товара. В настоящее время в Российской Федерации ст.25 п.1 ФЗ «О защите прав потребителей» говорит о том, что возврат товара возможен при наличии свидетеля. При строгом соблюдении норм российского законодательства о защите прав потребителей его наличие не является для этого обязательным.

На КЧ возможны следующие реквизиты:

- Приветствие

- Организационно-правовая форма и наименование продавца

- ИНН продавца

- Номер контрольно-кассовой машины (ККМ)

- Номер КЧ по порядку

- Дата операции

- Перечень товаров, купленных покупателем

- Итоговая сумма

Иногда в КЧ указывается размер скидки, накопительные бонусы и т. д.

В России на кассовых чеках печатается признак фискального режима - буквы Ф, ФП или ПФП. Также для верификации кассовых чеков используется КПК - криптографический проверочный код, он печатается в конце кассового чека и позволяет проверить кассовый чек на подлинность.

Ценник отражает цену на реализуемый в розницу товар. Отличие ценника от этикетки заключается в том, что этикетка наклеивается непосредственно на сам товар, ценник же располагается, как правило, на витрине. Кроме того, на этикетке сведения о товаре могут быть зашифрованы в штрихкод, на ценнике они должны быть указаны в доступной покупателю форме.

ТОВАРНЫЙ ЧЕК- это документ, который подтверждает факт покупки товара у продавца. Он выдается вместе с кассовым чеком по требованию покупателя. Обязательной унифицированной формы товарного чека нет. Бланк товарного чека выдается в момент оплаты товара (работы, услуги).

Правилами торговли установлен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера, названия магазина, даты покупки, артикула, количества, цены, а также заверенного подписью представителям продавца, только при покупке радио- и электробытовых товаров.

Экономическая экспертиза

состоит в исследовании экспертом на основе специальных знаний в области экономики с целью установления фактического состояния и обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного решения дела, возникшего в процессе правоотношений.

Экономическая экспертиза основывается на исследованиях, проведенных с помощью экономического и других методов анализа, для раскрытия причинных связей, обусловивших конфликтные ситуации в хозяйственных операциях и процессах как по выпуску товарной продукции, ее качеству, так и по вопросам экономической деятельности фирмы-производителя.

Вместе с тем экономическая экспертиза исследует применение технологических норм и нормативов, которые устанавливаются руководством предприятия, отвечает на вопрос, насколько эти нормативы согласуются с достижениями научно-технического прогресса.

Товарная экспертиза

подразделяется в зависимости от объектов, которые подвергаются экспертному исследованию, на экспертизу продовольственных и экспертизу непродовольственных товаров.

В процессе экспертизы этих объектов определяют:

· Соответствие товарных качеств действующим государственным стандартам, договорным условиям между поставщиком и покупателем;

· Снижение сортности товаров в процессе производства и транспортировки;

· Соответствие качества товара прейскурантной или договорной цене

· Правильность уценки и переоценки товаров

· Размеры естественной убыли

· Причины брака товаров

Товарная экспертиза определяет также правильное наименование товара, назначение и соответствие маркировке и сопроводительным товарно-транспортным документам.

Товарная экспертиза при исследовании потребительских свойств товара пользуется как органолептическими, так и документальными методами. Осматривая товары, эксперт обращает внимание на дефекты, которые появились в процессе эксплуатации предметов, на соответствие гарантий, выданных производителем (поставщиком) продукции.

Объектами товарной экспертизы являются продовольственные и непродовольственные товары, сырье, полуфабрикаты.

Товарные экспертизы проводятся Торговой палатой, Бюро технических экспертиз.

Технологическая экспертиза исследует технологию обработки сырья, полуфабрикатов и изделий, изготовления продукции; соответствие продукции технологическим режимам и нормативам по количественному и качественному состоянию. Экспертиза изучает использование сырья, последовательность технологических процессов, методы их выполнения, определяет правильность выбора необходимого оборудования, приспособлений.

Технологическая экспертиза отличается от товарной экспертизы тем, что решает вопросы соответствия изготовления продукции технологическому режиму процесса производства.

Технологической экспертизе могут быть поставлены такие вопросы:

Имело ли место нарушение норм дозирования компонентов в технологии изготовления, например колбасных изделий, и если да, то в какой мере это обстоятельство содействовало созданию излишков соответственно мяса для последующего расхищения.

Судебно-правовая экспертиза.

Укрепление законности и правопорядка в демократическом государстве обусловливает применение правоохранительными органами судебно- правовых экспертиз при рассмотрении уголовных и гражданских дел.

Судебно-правовая экспертиза – это исследование, проводимое экспертом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, для установления по материалам уголовного или гражданского дела фактических данных и обстоятельств.

Судебно-правовая экспертиза проводится по специальному постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора, а также по определению суда в области потребительских свойств товара.

Эта экспертиза слагается из трех отдельных актов:

· Производства исследования по правилам тех специальных знаний в области потребительских свойств товара, представителями которых являются эксперты;

· Представления суду отчета о результатах произведенного исследования

· Изложения заключения об обнаруженных исследованием нарушениях признаков в области потребительских свойств товара.

Судебно-правовая экспертиза классифицируется по организационным и предметным признакам.

По организационным признакам экспертизы делят на:

· Первичные (назначаются по конкретному делу впервые)

· Повторные (осуществляемые по тому же делу и тем же вопросам повторно)

· Основные (охватывающие все поставленные вопросы по расследуемому делу)

· Дополнительные

Последние проводятся в зависимости от ситуации, которая в ходе расследования, вызывая необходимость решения экспертизой дополнительных вопросов, либо вследствие неполноты исследования, выполненного основной экспертизой, из-за неконкретности поставленных вопросов и нечетких ответов на них.

По процессуальным признакам экспертизы делят на:

· Однопредметные, если в их проведении исследуются вопросы одного вида экспертизы, поэтому в ней принимают участие эксперты одной специальности

· Многопредметные (комплексные) когда исследуются вопросы, которые содержатся в одном расследуемом деле, но являются предметом разных экспертиз, поэтому в них принимают участие специалисты различных областей.

Вместе с тем комплексные экспертизы могут проводиться несколькими специалистами разных профессий и обобщаться в одном заключении. Такие экспертизы называются комиссионными экспертизами, их выводы подписывают все эксперты, которые принимали в них участие.

Развитие науки и прикладных экономических дисциплин, к которым относятся все виды экспертиз, неразрывно связано с созданием методологии, применяемой в прикладной деятельности людей. Подобно разделению объективных законов на общие и частные, связанные с развитием тех или иных отдельных отраслей знаний, методология экспертиз может быть общей и частной.

Общая методологияэкспертизы, представляя собой общенаучную теорию познания, исследует законы развития научного знания в целом.

Частная, или прикладная, методология экспертизы основывается на законах экономической науки, особенностях познания конкретных процессов и проявляется, с одной стороны, в теоретических обобщениях, принципах данной науки, а с другой стороны в прикладных методах исследования.

Общенаучные методы исследования, применяемые в экспертизе, основываются на методах материалистической философии.

Общенаучные методологические приемывключают анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Конкретные научные методологические приемыэкспертизы - это специфические приемы экспертного исследования, разработанные на основе достижений практики, а также развития экономической и юридической наук.

Расчетно-аналитические приемы– это экономический анализ, статистические расчеты, экономико-математические методы.

Документальные методические приемы– это информационное моделирование, экспертизы разных видов, нормативно-правовое регулирование, исследование учетных документов.

Обобщение и реализация результатовэкспертизы включают в себя группировку недостатков по периодам возникновения, аналитическую группировку, систематизированное изложение результатов в заключении эксперта, реализацию результатов экспертизы.

 

Дополнить скорее всего

ОТЛИЧИЕ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОТ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ.

В ходе осуществления приемки выполненной работы может возникнуть необходимость проведения экспертизы. Согласно п. 5 ст. 720 ГК РФ такая экспертиза назначается по требованию любой стороны при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин. Расходы на экспертизу несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений подрядчиком договора подряда или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами — обе стороны поровну.

После осуществления приемки заказчик вправе предъявить требования, основанные на скрытых недостатках выполненной работы (отступления от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки). По обнаружении скрытых недостатков заказчик обязан известить об этом подрядчика в разумный срок.

Некоторыми правовыми особенностями обладает приемка, осуществляемая по договору строительного подряда (ст. 753 ГК РФ). Как и в обычных подрядных отношениях, в указанном договоре приемка является обязанностью заказчика. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ только в случае обнаружения таких недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.

Это из http://www.aup.ru/books/m247/8_1.htm


 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Оглавление

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ МЕТОДЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ. 2

2. НОМЕНКЛАТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОВАРА. ГРАДАЦИИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ. 6

3. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ. 9

4. ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ТОВАРОВЕДНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРОВ. ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА. 14

5. СРЕДСТВА ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ. ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ. 20

6. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. 30

7. БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ: ПОНЯТИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ 36

8. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ. ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ. 39

9. МАРКИРОВКА ТОВАРОВ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МАРКИРОВКИ. ЗНАКИ, ИНФОРМИРУЮЩИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ О СООТВЕТСТВИИ ТОВАРА И ЕГО КАЧЕСТВЕ. 44

10. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ. ПРИНЦИПЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ. 58

11. ВИДЫ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. ОТЛИЧИЕ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОТ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ. 64

12. ПОРЯДОК И ПРАВИЛА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТОВАРА В ХОДЕ ЕГО ОТГРУЗКИ СО СКЛАДА ПРЕДПРИЯТИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, ХРАНЕНИИ И ПРИЕМКИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ. 68

 


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.