Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ МЕТОДЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ.





+ в скинули материал тоже

Товароведение – это наука об основополагающих характеристиках товара и факторов обеспечения этих характеристик.

Товар – это материальная продукция, предназначенная для купли, продажи, обмена (товар – то, что на рынке).

Продукция – это материальный (реже нематериальный) результат деятельности, предназначенный для удовлетворения потребностей.

Цель изучения товароведения – установление основополагающих характеристик товаров, составляющих их потребительную стоимость.

Предмет товароведения – это потребительная стоимость товара (т.е. ценность товара для потребителя).

Принципы товароведения:

1. безопасность товаров (товар должен соответствовать нормам и гостам);

2. совместимость товаров (товары должны быть пригодны к совместному использованию);

3. взаимозаменяемость;

4. эффективность (оптимизация: как лучше разместить товар, доставить и т.д.);

5.систематизация (товары нужно сначала систематизировать по группам, затем изучать по этим группам …);

6. оптимизация (затраты на изготовление и продвижение товаров должны быть минимальными).

Основополагающие характеристики, это такие характеристики, которые есть у любого товара:

1) качественная характеристика – определяется совокупностью потребительских свойств товара (надежности, удобства, эстетичности и др.),

2) количественная (габариты, вес, объем и т.п.) – выражается с помощью физических величин и единиц,

3) ассортиментная характеристика – характеризует совокупность видовых свойств и признаков, определяющих функциональное или социальное назначения,

4) стоимостная характеристика (меновая стоимость).

Все вышеперечисленные характеристики обеспечиваются информационной характеристикой (это тоже составляющая товара), т.е. способы доведения информации о товаре до потребителя (визуальное, рекламное, этикетка и т.п.).

Товароведение изучает только первые три характеристики и факторы их обеспечения.

Задачи товароведения:

1) Четкое определение основополагающих характеристик товаров;

2) Установление принципов и методов товароведения обуславливающих его научные основы;

3) Систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

4) Изучение свойств и показателей ассортимента для последующего анализа и принятия управленческих решений по ассортименту;

5) Оценка качества товаров, выявление градаций качества и дефектов, возникающих в товарах;

6) Информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя.

В товароведении применяют две группы методов: методы научного познания и методыпрактической товароведной деятельности.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯисследуют товары (основной объект товароведения), их товароведческие характеристики и изменения, происходящие в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические и аналитические методы.



Эмпирические (экспериментальные) методы основаны на опыте и наблюдениях. С использованием этих методов исследуют химическую, физическую и биологическую сущность товаров. В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук эмпирические методы подразделяются на измерительные и органолептические.

Измерительные методы - это определение значений показателей качества продукции, осуществляемое на основе технических средств измерения, которые могут быть физическими, физико-химическими, химическими, биологическими (хроматографические, спектрофотометрические, рефрактрометрические и пр.). Органолептические методы - это определение значений показателей качества с помощью органов чувств (зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса).

Аналитические методы – это методы научного познания, основанные на разложении целого на составные части. Так, рассмотрение товаров как совокупности отдельных характеристик (ассортиментной, качественной, количественной) базируется на аналитических методах. Одним из аналитических методов, используемых в товароведении является систематизация, которая включает методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Основополагающие методы систематизации: идентификация, обобщение (группировка), классификация и кодирование. Идентификация - метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим. Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарно-сопроводительными документами или маркировкой. Группировка (обобщение) - метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп. Обобщению предшествует деление целого на отдельные его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.

МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ТОВАРОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ разбираются при изучении специальных фармацевтических дисциплин, к ним относятся методы оценки качества(которые изучают специальные дисциплины – фармацевтическая химия, фармакогнозия) или в частном разделе товароведения, фармацевтическом товароведении, технологические методы, а выбор их в каждом отдельном случае определяется с учетом специфики товаров.

К технологическим методам фармацевтического товароведения относятся упаковка, маркировка, хранение. Упаковка - технологические операции, обеспечивающие защиту товаров аптечного ассортимента от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнения. Маркировка- технологические операции, включающие нанесение на товар или упаковку клейма, позволяющего идентифицировать материал, из которого изготовлен товар, производителя, дату изготовления, условия транспортировки и пр. Хранение - этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого - обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями в течение заранее обусловленного срока.

 

 

+ скинули

Продукция— материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, — продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.

Товар — материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериальной продукцией.

Товароведение — наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание», следовательно, в этом смысле товароведение — знания о товарах.

Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.), поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре.

Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товара не отвечает реальным запросам потребителей, то он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

1. четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;

2. установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;

3. систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

4. изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;

5. управление ассортиментом организации;

6. определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;

7. оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;

8. выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

9. определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

10. обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

11. установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;

12. информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;

13. товароведная характеристика конкретных товаров.

Качество продовольственных товаров при транспортировании, хранении и реализации не остается без изменений, поэтому в задачи товароведения также входит изучение всех процессов, происходящих в товарах в этот период товародвижения, и нахождение оптимальных условий для максимального сохранения качества и сокращения потерь.

Товароведение как научная дисциплина должна помогать выявлению того, насколько производимые продукты соответствуют требованиям к качеству, потребительским свойствам и общественным потребностям.

 

+

Методы товароведения — это способы познания товара, его исследования или приемы и действия, обеспечивающие достижение поставленной цели. _

В товароведении применяют две группы методов (рис. : методы научного познания и методы практической товароведной деятельности. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ исследуют товары (основной объект товароведения), их товароведческие характеристики и изменения, происходящие в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические и аналитические методы.

Эмпирические (экспериментальные) методы основаны на опыте и наблюдениях. С использованием этих методов исследуют химическую, физическую и биологическую сущность товаров. В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук эпирические методы подразделяются на измерительные и органолептические.

Измерительные методы - это определение значений показателей качества продукции, осуществляемое на основе технических средств измерения, которые могут быть физическими, физико-химическими, химическими, биологическими (хроматографические, спектрофотометрические, рефрактрометрические и пр.).

Органолептические методы - это определение значений показателей качества с помощью органов чувств (зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса).

Аналитические методы – это методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части. Так, рассмотрение товаров как совокупности отдельных характеристик (ассортиментной, качественной, количественной) базируется на аналитических методах. Одним из аналитических методов, используемых в товароведении является систематизация, которая включает методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Основополагающие методы систематизации: идентификация, обобщение (группировка), классификация и кодирование.

Идентификация - метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим. Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарносопроводительными документами или маркировкой.

Группировка (обобщение) - метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп. Обобщению предшествует деление целого на отдельные его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.

МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ТОВАРОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ разбираются при изучении специальных фармацевтических дисциплин, к ним относятся методы оценки качества (которые изучают специальные дисциплины – фармацевтическая химия, фармакогнозия) или в частном разделе товароведения, фармацевтическом товароведении, технологические методы, а выбор их в каждом отдельном случае определяется с учетом специфики товаров.

К технологическим методам фармацевтического товароведения относятся процессы упаковки, маркировки, хранения. Упаковка - технологические операции, обеспечивающие защиту товаров аптечного ассортимента от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнения.

Маркировка - технологические операции, включающие нанесение на товар или упаковку клейма, позволяющего идентифицировать материал, из которого изготовлен товар, производителя, дату изготовления, условия транспортировки и пр. Хранение - этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого - обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями в течение заранее обусловленного срока.

 


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.