Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как звучит фундаментальная лексическая гипотеза Л. Голдберга?





 

Большая Пятерка была спроектирована так, чтобы охватить те личностные черты, которые люди считают самыми важными в своей жизни. Голдберг ясно высказал рациональные соображения в пользу этого подхода в форме фундаментальной лексической гипотезы:

Многообразие индивидуальных различий почти бесконечно, тем не менее большинство этих различий не имеет значения для повседневных взаимодействий человека с другими людьми и остается практически незамеченным. Сэр Френсис Гальтон, возможно, был одним из первых ученых, кто явно сформулировал фундаментальную лексическую гипотезу, предположив, что большинство важных индивидуальных различий в человеческих взаимодействиях в конце концов будут закодированы отдельными терминами в нескольких или даже во всех существующих языках мира.

Таким образом, Голдберг предполагает, что со временем люди обнаруживают, что какие-то индивидуальные различия особенно важны для их взаимодействий, и изобретают терминологию для облегчения работы с ними. Эти определения черт несут информацию об индивидуальных различиях, которые важны для нашего собственного благополучия или для благополучия нашей группы или клана. Таким образом, они полезны, потому что служат прогнозу и контролю, — они помогают нам предвидеть, что будут делать другие люди, и благодаря этому контролировать жизненно важные результаты (Chaplin et al., 1988). Они помогают ответить на вопросы о том, как скорее всего поведет себя человек в широком спектре значимых ситуаций.

Если существуют универсальные вопросы, касающиеся индивидуальных различий и человеческих взаимодействий, то логично ожидать, что во всех языках мира будут обнаружены одни и те же базовые параметры черт личности. Есть ли доказательства того, что это действительно так? Последние обзоры исследований, проведенных в разных культурах на таких различных языках, как немецкий, японский и китайский, кажется, подтверждают фундаментальную лексическую гипотезу (Bond, 1994; Church, Katigbak & Reyer, 1995; John, 1990). Иными словами, появляются все новые свидетельства того, что люди в разных культурах, говоря на разных языках, конструируют личность в соответствии с пятифакторной моделью.

Какие факторы входят в Большую пятерку?

· экстраверсию,

· доброжелательность (дружелюбие, способность прийти к согласию),

· добросовестность (сознательность),

· нейротизм (противоположный полюс - эмоциональная стабильность)

· открытость опыту (интеллект).

Создание пятифактороной модели базировалось на лексическом подходе. Затем выбираются понятия по критерию релевантности, употребимости, естественности и классифицируются по категориям личностных качеств.

Таким образом, модель большая пятёрка (Big five) – диспозициональная (от англ. disposition — предрасположенность) модель личности человека. Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов: В настоящее время тест-опросник Большая пятерка стал популярным и приобрел большое практическое значение как за рубежом, так и в России. Методика 5PFQ была адаптирована А. Б. Хромовым в 1999 г.

Позднее, на основе Пятифакторной модели личности разработан личностный опросник NEO PI-R (NEO-личностный опросник).

Я-концепция: определение и диагностика. Как можно диагностировать Я-концепцию?

Я - концепция является динамической системой представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Существует две основные позиции, освещающие вопрос о факторах формирования Я-концепции. Первая из них акцентирует внимание на процессе активного взаимодействия человека со своим социальным окружением («Я» как средство для удовлетворения требований социального мира), вторая изучает процессы включения в «Я» отраженных оценок и суждений других людей («Я» как средство конструирования социального мира).

Проблематику Я-концепции впервые начал разрабатывать У. Джемс. Он разделил глобальное, личностное Я (Self) на две составляющие, Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me), которые и соединяются в Я. Обе части неразделимы, всегда присутствуют одновременно. Я-сознающее представляет собой опыт, Я-как-объект - содержание этого опыта. Я-как-объект представляет собой всё то, что человек может назвать своим. Джемсом выделяется 4 аспекта: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.

Бернс, говоря о составляющих Я-концепции, считает, что она является совокупностью установок индивида. Он выделяет три основных элемента установки: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Существует четыре основных элемента установок на себя: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Эти же установки могут рассматриваться в трех основных модальностях:

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.

2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Существует большое количество методик, направленных на диагностику Я-концепции. Среди них можно выделить:

1. шкала «Я концепции» У. Фиттса. Она предназначена для исследования динамики развития самооценки у подростков (начиная с 12-летнего возраста) и взрослых. С помощью этой шкалы стремятся выявить особенности динамики развития глобального самоотношения (самоудовлетворенности и специфических форм самоотношения к своему телу, к себе как к моральному субъекту и проч)

2. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), направленный на изучение особенностей самоотношения.

3. Тест самоактуализации, направленный на исследование особенностей процесса самоактуализации.

4. Шкала самоуважения М. Розенберга

5. Шкала Т. В. Дембо–С. Я. Рубинштейн

6. Методики «Не-Я» (автор Визгина А.В.)

Насколько важно, чтобы наши мысли и чувства соответствовали нашей Я-концепции?

Ощущение «Я» крайне важно и неотъемлемо от определения собственных мыслей, чувств и действий и от того, как мы оцениваем мир, а также себя и других в этом мире, включая наши связи с людьми, местами, объектами и событиями. Одним словом, наше ощущение «Я» находится в сердцевине нашего бытия, бессознательно и автоматически влияя на каждую нашу мысль, действие и чувство. Каждый человек использует эти внутренние атрибуты, которые направляют его мысли и действия в различных социальных ситуациях.

Наши мысли и чувства, связанные с собственным Я, влияют на интерпретацию происходящих вокруг нас событий, на то, как мы их вспоминаем, и на наши реакции на окружающих. Окружающие же, в свою очередь, помогают нам формировать восприятие самих себя.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.