Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Церковное и монастырское призрение в системе социальной помощи в конце XVII – XVIII вв.





До петровский период X- XVI века

Традиция социального служения – милосердия, благотворительной деятельности активно развивалась в восточно-христианской церкви с самого начала ее формирования и вытекала из религиозного опыта. В обращении верующего к Богу православная церковь большое значение придавала индивидуальному действию. Не случайно излюбленной темой был акт слияния с Богом (деификация). Познание бога в православном богословии возможно, в частности, через чувства человека не только «физические» (зрение, слух и т.п.), но и «духовные» – любовь, скорбь, сострадание и т.п. Сострадание к человеку, милостыня имеет «спасающую» силу, такую же, как в таинствах, если не большую.

Принятие христианства древней Русью в Х веке означало шаг вперед в нравственном развитии древнерусского общества. Так до принятия христианства на Руси существовали некоторые нравы и обычаи, несовместимые с идеей милосердия. Русская культура с самых древнейших времен восприняла христианское учение о милосердии как всеобъемлющую любовь к ближнему, как традицию «сердечного» богословия (кардиоцентризма).

Русская традиция милосердия во внешнем своем проявлении, в благотворительной деятельности,

направлялась преимущественно в одну сторону: «человеколюбие на деле значило нищелюбие». Преобладала личная милостыня, благодаря которой древнерусский благотворитель, «христолюбец», помышлял повысить уровень собственного духовного совершенствования. Здесь, с одной стороны, прослеживается влияние личного и коллективного религиозного опыта на мотивацию социального служения, а с другой, социальная и нравственная обусловленность самого религиозного опыта.

«Нищенство считалось в древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при Церкви практическим институтом благонравия». В 996 году князем Владимиром учреждаются «богадельни, гостиницы, дома странно-приимства, лекари и все люди увечные... были подсудны одним Епископам». Причем на их содержание была определена «десятина» (от хлеба, скота,

судебных пошлин и т.п.). В церковном Уставе Владимира богадельни, больницы и т.п. были «отчуждены от мирского ведомства».

Православная церковь с самого начала стала организацией, которая взяла в свои руки заботу о людях, лишенных средств к существованию. Со времени христианизации Руси до петровских реформ дело «общественного призрения» находилось в руках церкви. Дело благотворительности было нераздельно закреплено за церковью еще Уставом князя Владимира. Наряду с «чернецами и попами», «нищие, слепые и хромые» считались «церковными людьми». Согласно Уставу Владимира к церкви принадлежали: «1) монашествующие, черное духовенство и белое с семействами, 2) миряне, служившие церкви – просвирни, лекаря (в новгородской грамоте Всеволода Мстиславича: «свящегас», т.е. церковный прислужник), 3) люди убогие и вообще пизреваемые церковью – странники (лечец, хромец, вдовица, задушный человек, т.е. холоп,



пожертвованный церкви господином в услужение на помин души, «прощеник»)».

«Правило о церковных людях» (XIII в.) перечисляет ряд благотворительных дел, требующих больших церковных средств: «...нищих кормление, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы».

Русская православная церковь, окончательно оформившаяся при Ярославе Мудром (1019-1054 гг.), создала и свой центр благотворительности в Киево-Печерском монастыре (1051 г.). Он был известен своим милосердием по отношению к нуждающимся – при нем была бесплатная гостиница для богомольцев, лечебница на 80 кроватей, бесплатная трапезная для бедных странников.

Так складывался милосердно-благотворительный институт Русской православной церкви, имевший своих служителей в лице монахов, свои больницы, аптеки, а также обладавший финансовыми средствами из «десятины».

Если в домонгольский период на Руси существовала не только церковная благотворительность, но и частная милостыня, светское попечение о бедных, то в период нашествия татаро-монгол на Русь дело милосердия «находилось в руках духовенства, которому делались богатые приношения на бедных, да и само по себе оно было богато и свободно от татарских даней и поборов».

Со времени избавления от татаро-монгольского ига во второй половине XV столетия начинается новый этап в развитии благотворительной деятельности Русской православной церкви.

Сергий Радонежский соединил функции русского православного монастыря с благотворительной деятельностью. В социальной работе выражалось призвание служения миру, которое выступало как идеал в монастырской деятельности. (В монастырях: бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор, бесплатная гостиница для путешественников. странноприимный дом, богадельня, церковноприходская школа)

Роль и значение церкви возрастает после Стоглавого Собора 1551 года,когда государство стало стремиться регулировать благотворительность церквей и монастырей. Им предписывалось отделить действительно нуждающихся, прокаженных и состарившихся, переписать их по всем городам и устроить для них мужские и женские богадельни под руководством священников и целовальников, и содержать эти учреждения за счет пожертвований. Особое внимание уделялось бесплатному обучению грамоте бедных детей, сирот, для которых открывались приюты при монастырях, церковно-приходские школы.

В царствование Федора Алексеевича (1676 – 1682) в монастырские обязанности добавилась новая повинность: собирать в Москве увечных людей для призрения, отличая их от притворных нищих. Например, Дмитровский Борисоглебский монастырь содержал негодных для службы стрельцов.

XVII – XVIII век

Полное подчинение церкви самодержавию произошло при Петре I (1689-1725). Дело общественного призрения приобрело государственный характер. Церковная благотворительность оказалась под жестким контролем. Петр I требовал повсеместного устройства по губерниям «гошпиталей» (приюты для призреваемых), заботился о размещении инвалидов по монастырям и приказывал строить по городам, на церковных дворах, приюты для принятия «зазорных» детей, на тех же основаниях, как и во Франции. В Тихвинском Богородицком мужском монастыре, при Петре I, была основана богадельня, главная цель обеспечение спокойной старости увечным и израненным воинам.

Церковная реформа Петра I поставила церковь на службу государству, что отразилось и на характере благотворительной деятельности Русской церкви, подчиненной правительственным коллегиям – финансовой и судебной. Но план преобразования милосердно-благотворительного института православной церкви, задуманный Петром I, был осуществлен только в правление Екатерины II (1762-1796).

В 1764 году Екатерина II произвела секуляризацию большой части церковных земель. Отобранные у церкви земли были переданы в ведение учрежденной для этой цели Коллегии экономии и получили название экономических. В Москве и Петербурге создаются комитеты по

«разбору и призрению просящих милостыню».Открываются новые монастыри, имеющие богадельни, приюты, странноприимные дома, школы с общежитиями для учеников.

С учреждением приказов общественного призрения в 1775 году им

предписывалось устраивать сиротские и работные дома для просящих милостыню профессиональных нищих, способных прокормиться собственной работой, и оказывать помощь добровольно явившимся за вспомоществованием. Для увеличения денежных средств приказов общественного призрения им разрешены были приемы вкладов на хранение и выдача ссуд под недвижимость и государственные процентные бумаги. Таким образом, благотворительная деятельность стала возможной не только за счет пожертвований в пользу нуждающихся, но и благодаря специальным благотворительным структурам, включающим банки, магазины, газеты и т.д.

XIX век.

К середине XIX века традиции церковной благотворительности прервались в связи с упадком

социальной активности прихода, лишенного прав юридического лица. Общественное призрение в XIX веке (до реформы 1861 г.) включает в себя и меры по обеспечению вдов: открываются вдовьи дома (призрение неимущих, увечных и престарелых вдов, лиц, состоящих на государственной службе), среди которых основанный в 1803 году в Москве вдовий дом. В 1819 году было основано попечительное тюремное общество; продолжают устраиваться работные дома и выделяются пособия на дому и т.п. В 1823 году в Санкт-Петербурге создается Дом убогих Императорского

Человеколюбивого общества, именуемый Исидоровским, его цель – призрение престарелых и больных женщин.

В XIX веке создаются дома призрения и для малолетних бедных детей, дома призрения душевнобольных; наряду с сословными домами призрения, были организованы дома и всесословные. Многие приюты для детей существовали за счет банков, издания газет и т.д. Например, дети убитых и умерших от полученных на службе ран и увечий военнослужащих, имели

пенсию и вспомоществование от созданного в Александровском комитете попечения раненых, инвалидного капитала, а также за счет издания газеты «Русский инвалид», за счет бенефисов, маскарадов, концертов и представлений.

Реформа 1861 года, отменившая крепостное право, лишила монастыри приписанных к ним крестьян. В 1864 году Александром II было принято законодательство о церковных братствах и церковно-приходских попечительствах, допускавшее и регламентирующее церковную благотворительность. С 1866 года учреждение при монастырях благотворительных и воспитательных заведении стало обязательным для каждой открываемой обители. Предлагалось «соединить с удобствами монашеской жизни цель благотворительную или воспитательную».

В 1882 году о. Иоанном Кронштадским был построен «Дом Трудолюбия»,известное как просветительно-благотворительное учреждение, которое давало каждому возможность получать помощь не как подаяние, а как награду за труд. Целью - стимулирование трудовой деятельности, что не достигалось частной милостыней. Там были благотворительные учреждения, в которых не только работали, но и учились, лечились, могли отдыхать, получать пособия, ночлежный приют и т.д. Это была попытка заменить милостыню коллективным трудом самих нуждающихся, самообеспечением, заменить чувство жалости на сострадание, - важный шаг на пути институционализации социального служения Русской православной церкви.

Существенной стороной милосердно-благотворительной деятельности было создание благотворительных обществ при Санкт-Петербургских городских больницах во 2- ой половине XIX века. Старейшее из них было основано в 1866 году при Санкт- Петербургской городской Обуховской больнице, в то время как сами городские больницы возникли уже в XVIII столетии именно «с целью призрения неимущих больных».

В рамках благотворительных обществ при Русской православной церкви открывались больницы и лечебницы для тяжелобольных, психически больных, инвалидов, где за ними ухаживали сестры и братья милосердия из числа мирян или послушников монастырей. В бесплатных столовых и чайных все нуждающиеся могли получить питание. Также существовали церковно-приходские школы и производственные мастерские, в которых дети из бедных семей бесплатно обучались грамоте и какому-нибудь ремеслу.

Финансирование благотворительной деятельности до Октябрьской революции 1917 года осуществлялось из трех основных источников: 1) за счет государственных субсидий; 2) из вкладов общественных организаций ; 3) из пожертвований частных лиц. Сама Русская православная церковь делала большие пожертвования на создание и содержание приютов, больниц, школ, раздавала деньги нуждающимся (милостыня). С другой стороны, в своих проповедях православные священники, обращаясь к прихожанам, постоянно говорили о необходимости их участия в милосердно-благотворительной деятельности.

В то же время нельзя идеализировать гуманитарную функцию Русской православной церкви того времени. Милосердно-благотворительная деятельность русского православия вызывала в рассматриваемое время немалые нарекания не только со стороны светских, но и религиозных деятелей. Русская православная церковь до 1917 года большое внимание уделяла проблемам милосердия и социального служения. В этот период начинает разрабатываться теория милосердия, подкрепляемая благотворительной деятельностью, как отдельных лиц, так и союзов, церкви и государства по призрению бедных, увечных, вдов, сирот и других социальных слоев населения.

 

 

Вопрос









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.