Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Профессиональный набор и отбор персонала





Набор – создание резерва потенциальных кандидатов на вакантные должности.

Различают внутренние и внешние источники комплектования организации кадрами.

Внутренние источники это люди, работающие в организации. Во многих организациях существуют так называемые матрицы перемещений, в которых находит отражение настоящее положение каждого руководителя, его возможные перемещения и степень готовности к занятию следующей должности.

Методы набора персонала из внутреннего источникаразнообразны.

1. Внутренний конкурс. Служба персонала может разослать во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях, известить об этом всех работающих

2. Совмещение профессий. Целесообразно использовать и совмещение должностей самими работниками фирмы (если исполнитель требуется на короткое время, для выполнения небольшого объёма работ.

3. Ротация.

К внешним источникамподбора персонала относятся люди, способные работать в организации, но не работающие в ней в настоящее время. Внешние источники набора чаще всего используются, когда нет подходящего кандидата внутри организации, или переобучение его требует значительных средств и времени, либо, когда организация выбрала для себя стратегию постоянного пополнения организации свежими силами и идеями со стороны. В западных фирмах значительное распространение также получила практика так называемой «охоты за головами», в основу которой положена идея о том, что лучшие кандидаты — это не те, кто отвечают на объявления о вакансиях или ищет работу в какой-либо другой форме, а те, кто успешно работает и не думает о переходе на работу в другую организацию.

Источники набора: достоинства и недостатки

Источники Достоинства Недостатки
Внутренние 1. Повышает лояльность работников организации. 2. Обеспечивает хорошее знание положительных и отрицательных сторон кандидата. 3. Как правило, дешевле, чем набор со стороны. 1. Создает конфликт внутри организации между тем, кто был продвинут на вышестоящую должность, и тем, кто нет, но хотел этого. 2. Укрепление одного подразделения может привести к ухудшению работы другого подразделения.
Внешние 1. Приносят «свежую струю» и новые идеи в организацию. Позволяют использовать положительный опыт других организаций. 2. Иногда взять человека со стороны может быть дешевле, чем обучить своего сотрудника. 3. Может служить в качестве рекламы компании. 1.Существует вероятность ошибки при подборе, т.к. не очень хорошо известен кандидат. 2.Снижает лояльность работников, которые хотели бы продвигаться внутри компании. 3.Адаптация к работе и организации требует, как правило, больше времени, чем для тех, кто уже работает в организации.

Внешние методы поиска могут быть активными и пассивны­ми.

К активнымобычно прибегают в том случае, когда на рынке труда спрос на рабочую силу, особенно квалифицированную, превы­шает ее предложение. Сюда, прежде всего, относится вербовка персо­нала — налаживание организацией контактов с теми, кто представ­ляет для нее интерес в качестве потенциальных сотрудников, с целью побудить их к возможному дальнейшему сотрудничеству, которая происходит в учебных заведениях, у конкурентов, через государственные центры занятости и частные посреднические фирмы, рабо­тающие преимущественно со специалистами высокой квалифика­ции; с помощью личных связей работа­ющего персонала; путем проведения презентаций и участия в ярмарках вакансий, праздниках, фестива­лях.

К пассивным методам удовлетворения потребностей в персонале, используемым преимущественно в противоположной ситуации, т.е. при высоком предложении рабочей силы, относится размещение объявлений во внешних (в том числе и зарубежных) и внутренних средствах массовой информации, содержащих сведения о вакантных должностях, их уровне, требованиях к кандидатам, условиях оплаты труда, дополнительном вознаграждении, местонахождении органи­зации.

Использование аутсорсинга (outsourcing - привлечение внешних ресурсов для решения специализированных задач), становится повседневной бизнес-практикой для большинства современных отечественных компаний. В мировом масштабе аутсорсинг применяется как средство повышения финансовой мощности и конкурентоспособности компаний. Компаниям стало нецелесообразно полностью и при этом максимально эффективно обеспечивать свою деятельность путем использования внутренних ресурсов. Поэтому часть функций перекладываются на аутсорсинговые компании. Относительно стабильная экономическая ситуация в России поспособствовала появлению широкого спектра услуг на данном рынке. Основными из них стали услуги в информационных технологиях, кадровых вопросах и бухгалтерии.

Аутстаффинг (outstaffing ) – услуга в области кадрового менеджмента по выводу персонала за штат компании-заказчика и оформлению его в штат компании-провайдера. Компания-провайдер берет на себя полную юридическую ответственность за персонал, включая ведение кадрового делопроизводства и бухгалтерии, выплату заработной платы, налогов, социальное и медицинское страхование, оформление отпусков, командировок, премий и т.д. Сотрудники, которые выводятся за штат, продолжают работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к ним выполняет компания-провайдер. Выведение персонала за штат компании стал решением проблем, вызванных издержками излишне законорегулируемого рынка.

4. Отбор – мероприятия для выявления из кандидатов лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы и последующего найма.

В состав отбора включается:

· Предварительное собеседование,

· Проверка рекомендаций,

· Личностные опросники

· Тестирование

· Групповые методы отбора

· Медицинский осмотр

· Собеседование

· Окончательное решение о приеме.

Предварительный отбор (предварительная беседа)

Поиск кандидатов на вакантную должность обычно начинается с предварительного интервью - обмена информацией между работником кадровой службы (секретарь, инспектор отдела кадров или менеджер по персоналу) и претендентом на должность. Информация, полученная в результате предварительного интервью, используется для того, чтобы установить, соответствуют ли навыки, способности и отношение кандидата к работе требованиям вакантной должности.

Предварительное интервью может проводиться вместе с заполнением стандартной формы "Сведения о кандидате". Обычно это интервью занимает несколько минут и проводится работником отдела персонала (отдела кадров). Оно дает возможность отсеять неквалифицированных, незаинтересованных работников, тех людей, которых не устраивают условия, предлагаемые организацией (режим, график работы, зарплата и т.д.), а также тех людей, которые производят явно неблагоприятное впечатление (низкий культурный уровень, неопрятная одежда, бросающиеся в глаза отклонения в поведении и т.д.).

Типовой бланк "Сведения о кандидате" содержит следующие разделы:

· фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение, домашний адрес;

· образование;

· рабочий опыт;

· предыдущие места работы и причины увольнения;

· дополнительные сведения (навыки работы с оргтехникой, знание иностранных языков, увлечения в свободное время и др.);

· рекомендации (Ф.И.0. адрес/телефон человека, дающего рекомендацию).

Проверка рекомендаций и послужного списка.

При подаче заявления о приеме на работу на одной из ступеней отбора кандидата мож­но попросить представить отзывы предыдущих начальников и другие аналогичные документы. Если прежние работодатели дают только общую минимальную информацию, то польза от рекомендательных писем невелика. Если есть необходимость проверки биографических данных, более приемлемой альтернативой письму может быть телефонный звонок предыдущему начальнику, с тем чтобы обменяться мнениями или выяснить какие-либо интересующие вопросы. Наибо­лее часто проверяемыми пунктами являются последнее место работы и образование.

Тестирование

Одним из методов, используемых для облегчения принятия решения по отбору, являются тесты по найму. Психологи и специалисты по персоналу разрабатывают тесты на предмет оценки наличия способностей и склада ума, необходимых для эффективного выполнения заданий на предлагаемом месте. Различают следующие виды тестов:

1. Рабочие задания. Показывают, как работник выполняет работу или отдельные ее элементы. Рабочие задания при приеме на работу становятся все более популярными, так как непосредственно привязаны к характеру выполнения будущей работы.

2. Тесты на проверку знаний и умение их применять. Показывают реальные знания и навыки их применения (например, проверка знаний бухгалтерского учета по системе «GAAP», тестирование знаний английского языка)

3. Тесты на проверку умственных способностей. Позволяют оценить логику мышления, скорость принятия решений, словарный запас, память и другие умственные способности.

4. Тесты на проверку физических способностей. Позволяют оценить координацию движений, остроту зрения, быстроту движений и другие качества.

5. Тесты на оценку личности. Характеризуют эмоциональную стабильность, умение работать в стрессовых ситуациях, способность работать в команде.

6. Специфические виды тестов (графологические, полиграфические и другие виды тестов). Применяются в зависимости специфических особенностей работы.

Групповые методы отбора

Групповые методы отбора применяют тогда, когда есть возможность собрать ряд кандидатов вместе, и специалист, занимающийся отбором, оценивает их в процессе использования ряда процедур. Это могут быть групповые дискуссии, деловые игры, упражнения на решение проблем.

Медицинский осмотр

Некоторые организации требуют, чтобы наиболее подходящие им заявители заполняли медицинские вопросники или проходили медицинский осмотр. Причины для такого тре­бования следующие:

· в случае подачи работниками жалоб по поводу компенсации необходимо знание физического состояния заявителя в момент най­ма;

· необходимо предотвратить наем переносчиков заразных болезней.

Собеседование (беседа по найму)

Собеседование - обмен информацией, обычно в форме вопросов и ответов.

Специалисты выделяют четыре разновидности интервью с кандидатами при приеме на работу.

1. Биографическое используется для того, чтобы воссоздать факты, не отраженные в резюме, или прояснить те из них, которые вызывают сомнения. Ценность этого вида интервью в расширении и уточнении имеющейся информации. С помощью биографических вопросов можно узнать, на что человек ориентирован – на поиск новых возможностей или на качественную долгосрочную работу.Например, по какой причине человек сменил работу или чем занимался в течение периода, не включенного в резюме.

2. Провокативное, или стрессовое интервью помогает выявить «скользкие» моменты. Интервьюер заметил что-то странное и задает вопрос в лоб: «Почему вы опускаете глаза?» или «А почему вы сейчас занервничали?» У каждого, кто устраивается на работу, помимо декларируемых намерений есть и скрытые. Чтобы выяснить, что движет нанимающимся на работу, задают вопросы вроде: что будет после того, как вы пройдете у нас обучение?

3. Ситуационное интервью строят на «примерах из жизни» (кейсах). «Клиент раздражен и требует руководителя. Ваши действия?» Или: «С чего вы начнете работу в этой должности?» В зависимости от предложенного претендентом решения делают вывод, владеет ли он необходимыми поведенческими шаблонами, умеет ли ставить цели, способен ли «разруливать» проблемы. Критериальное интервью используют в основном западные компании, в которых уже разработан определенный профиль требований к сотрудникам. Им нужен вполне конкретный уровень лидерства, общительности и подобных качеств, который иногда даже выражен количественно. С помощью интервью проверяют, насколько кандидат соответствует нужному профилю. Здесь часто дают задания типа «Перечислите три своих самых сильных качества и три самых слабых» или «Назовите три самых сильных и три самых слабых качества руководителя», «Оцените свои аналитические способности по 10-балльной шкале». Затем все, что говорил кандидат, оценивается.

Вот три самых важных вопроса, которые нужно помнить, чтобы подобрать правильного сотрудника:

ü Справится ли кандидат с работой?

ü Хочет ли он работать?

ü Насколько гибок будет кандидат, когда он начнет работать?

Принятие предложения о приеме. Прием на работу заканчивается подписанием двумя сторонами трудового контракта.


 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.