Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Художественно-литературному течению свойственны определенные внешние организационные формы. К таковым относятся — литературные манифесты, различные литературные объединения, журналы, издательства.





Литературные объединения многообразны. Каждая эпоха, каждое литературное течение имеет свои характерные особенности. Можно указать, примерно, на западноевропейские средневековые литературные кружки в буржуазных городах-коммунах (Арас), называвшиеся puy (от слова лат. podium — возвышение); кружки при дворах феодалов (у графов Тулузских), — литературные центры провансальской куртуазной поэзии: аристократические салоны XVII века, напр., у госпожи Де Рамбулье, в котором оформился «жеманный» (précieux) стиль, салон, куда входили Руатюр и М-elle Скюдери; cénacle'и (трапезные) французских романтиков, например, у Шарля Нодье; «братство» английских прерафаэлитов, каждый член которого обязывался подписывать свои произведения буквами P. R. B; многочисленные кружки французских символистов, носивших богемский характер — «Гидропаты», «Черная кошка», «Шершавые», «Плевачи»; кружки Одоевского или славянофилов, кружки русских символистов, например, «Башня» у Вяч. Иванова, многочисленные русские современные объединения молодых писателей — московский кружок пролетарских поэтов «Кузница», в который входят М. Герасимов, А. Александровский, В. Казин и др.; группа петроградских писателей «Серапионовы братья» — Ник. Никитины, Вс. Иванов, Ник. Тихонов, Мих. Зощенко и др.

Социальный тип поэта в конечном счете определяется не столько его происхождением, сколько принадлежностью поэта к той или иной социально-художественной среде. Действительно, поэт провансальской куртуазной любви Бернар Де Вентадорн — сын хлебопека, В. Гюго — сын генерала, представителя дисциплины и власти, создает деклассированных, нарушающих социальные узы героев — Эрнани, Рюи Блаза, Вальжана, Гуинплена; дворянин Некрасов — поэт бедноты. В данном случае существенную роль играет профессиональный момент, характер художественного объединения, к которому примыкает поэт.

Так создался дружинный норвежско-исландский поэт-скальд, поэт придворный höfudskalds в противовес народным tulr, и русские «баяны», и провансальские трубадуры. Можно указать также на великих писателей близких ко двору — Расина в эпоху короля-солнца, Людовика XIV, или Кальдерона в Испании XVII века, придворного драматурга Филиппа IV и монаха. Совершенно иной тип писателя представляли энциклопедисты Дидро, Вольтер и пр. Это — писатели публицисты, подготовившие великую французскую революцию; своеобразна антибуржуазная богема романтиков, «Молодая Франция», как они себя называли, или «литератор» индустриальной капиталистической Европы и Америки. Особенности писательского быта и манеры творчества определяют в значительной степени характер художественно-литературного течения.

С литературными объединениями тесно связаны печатные литературные центры течений — журналы. Таковыми были у французских романтиков — журнал «Французская муза», у парнасцев — «Искусство», у немецких романтиков — «Атенеум», у прерафаэлитов — «Расток», у русских романтиков французской ориентации — «Московский Телеграф», у современных московских футуристов — «Леф» (левый Фронт), у немецких экспрессионистов — «Буря» и т. п.

Наконец, важную роль в сплочении и развитии литературного течения играют «партийные» издательства, связанные с определенной поэтической группировкой. Известны — издательство романтиков во Франции Рендюэля, русских символистов — «Скорпион», итальянских футуристов — «Поэзия» и т. п.

При определении характера того или иного течения, его стиля, следует учитывать относительную случайность различных наименований и исходить из индуктивного анализа литературных явлений, связанных с той или иной писательской группой. При этом нужно разграничивать художественно-литературную теорию (см. литературный манифест) и художественно-литературную практику — поэтические произведения, так как первая является важным для художественного творчества организационным моментом, однако, не всегда находящим полное соответствие в художественной практике. Если затем членить в процессе рабочего анализа явления художественно-литературной практики на тематические и стилистические (литературные приемы), — то отличие одного художественно-литературного течения от другого определится противоположным или различным характером, по меньшей мере, двух групп литературных явлений из трех нами указанных. Как явление социальное, художественно-литературные течения индивидуально неповторяемы; их эволюция, однако, закономерна типологически. Возможно установление типологии поэтических теорий, литературных приемов и тематических явлений.

Типология художественно-литературных течений, их стилей — конечная задача теории литературы. История литературы в данном случае дает конкретный исторический материал для теоретической дедукции; в свою очередь, история литературы на этой дедукции строит индуктивное исследование.

Пример — для Франции XIX века, где эволюция литературных (и вообще, художественных) течений отличается особой четкостью, можно говорить о закономерности диалектического развития, от стиля выражения к стилю изображения, от романтизма к реализму, парнасцев к символистам, натурализма к символизму. Можно установить, вместе с тем, и развитие однотипной литературной традиции по линии романтизм, символизм, с одной стороны, и реализм, натурализм, частью, парнасцы, с другой.

В области теории творчества — это прицип вдохновения и труда, личных эмоций и слова, как материала поэзии; в области литературного приема описания — метафорический или эмоционально окрашенный, импрессионистический прием и прямой прием изображения; в тематическом отношении — история, экзотика, природа или современность, индустриальная городская культура.

В определенный хронологический момент — художественно-литературное течение представляется как бы равнодействующей социально обусловленных поэтических мотивов и литературных приемов. Последние определяются в свою очередь состоянием материала поэзии — слова, того языкового фонда, которым пользуется поэт, и профессиональными поэтическими приемами его обработки. Теория творчества играет в данном случае, как указывалось, существенную организационную роль для поэтической деятельности. Методологически правильное определение художественно-литературного течения имеет особо важное значение в истории литературы. Действительно, последней, как науке исторической, для правильного представления о процессе в области художественной литературы, следует исходить из эволюции коллективных движений, каковыми и являются художественно-литературные течения. Анализ единичного поэтического произведения, изучение творчества отдельного писателя — подготовительные ступени к определению литературного стиля того или иного течения. История художественной литературы — предельно безымянная история художественно-литературных течений, литературных стилей.

Билет № 7

 

1. Художественное произведение и его истолкование.

2. Литературный субъект: персонаж и герой.

3. Литературная школа и группа.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.