Сдам Сам

Аксиологические теории о качествах и функциях ценностей

 

При изучении аксиологических теорий, появившихся в срок, несколько превышающий столетие, обнаруживается, что взгляды на природу возникновения ценностей, описанные в них, весьма различны. С наибольшей наглядностью это демонстрирует классификация теорий ценностей, предложенная В.И. Плотниковым, в которой выделяется четыре типа учений о ценностях. Они объединяют сходные по своим взглядам теории: аксиологический трансцендентализм (И.Кант, Р. Лотце, Г. Коген, В. Виндельбанд, Г. Риккерт); аксиологический психологизм (Ф.Ницше, В.Вунд, Ф. Бретано, А. Мейнонг); аксиологический нормативизм (В. Дильтей, М. Вебер, О. Шпенглер, Т. Парсонс); аксиологический онтологизм (Н.Гартман, М.Шелер, поздний В. Дилтей, поздний Г. Риккерт, Б. Вышеславцев). К группе теорий аксиологического онтологизма относятся и исследования В.И. Плотникова, А.Б. Невелева, в которых преодолеваются многие противоречивые моменты, свойственные теориям предыдущих исследователей. В нашем исследование было проанализировано содержание работ большинства из перечисленных философов. Исследования теорий психологического антологизма были представлены также работами У.А. Томаса, Ф. В. Знанецкого Р. Б. Пери, Д. Дьюи, А. Адлера, А.Айера, Э Агацци.

К пониманию природы ценностей подходили с разных сторон: и со стороны идей, трансцендентальных бытию человека, и со стороны его физио-психической природы, и со стороны жизни общества, и со стороны целостности мира. Эта разносторонность позиций, с которых проводились аксиологические исследования, позволила составить взаимодополняемую характеристику качеств и функций ценностей, условий их возникновения и развития, являющиеся совокупным результатом гносеологического анализа аксиологических теорий. Совпадение качественных характеристик ценностей, выделяемых различными аксиологическими теориями, является основным показателем того, что речь идет об одном предмете исследования.

При рассмотрении феномена ценности всегда обнаруживается энергийный аспект жизни человека – это либо добрая воля у И. Канта, либо повелевающие нормы (ценности) у В. Виндельбанда, либо непреодолимая сила трансцендентного долженствования у Г. Риккерта. Предметная же характеристика, отражающая направленность энергии создает феномен ценности. В теориях аксиологического онтологизма природа ценностей связывается с интенциональностью сознания, с сублимацией энергии Эроса, энергии любви. Шелер рассматривает стремления, как имеющие изначально им принадлежащее направление, и это направление есть ценностная направленность

Посредством предметных характеристик ценностей обозначается то, что определяют направленность стремлений человека. В качестве предмета стремлений во всех теориях выделяется то, что выступает для человека как значимое. Значимость трактуется как специфическая характеристика мыслительного содержания, отражающая необходимость для субъекта того, что определяет направленность его активности. Значимое выделяется при оценивании человеком действительности на основе её соотнесения с необходимостью. В то же время, во всех аксиологических исследованиях настаивают на принципиальном отличие ценностей от оценки, заключающееся в том, что первые имеют объективное основание своего возникновения, а вторые – субъективное,. И выступают против рассмотрения ценностей с утилитарных позиций. Только значимое для человека само по себе рассматривается как ценность. Изменение человеком этой позиции, приводит к утрате качества ценности у того, к чему он стремился.

Ценности характеризуются различной степенью общезначимости (Виндельбанд). В теориях аксиологического трансцендентализма внимание сосредоточено на ценностях универсально значимых («абсолютная значимость», «вневременная значимость»), выражающих абсолютную (или высшую, идеальную, безусловную) необходимость. В теориях аксилогического нормативизма и психологизма в основном исследовались ценности, значимость которых была соотносима с тем, что признавалось необходимым только отдельными общностями, или отдельными индивидами. Было выяснено существование временных границ определения значимости того, что отражается предметной характеристикой ценностей. Связь значимости предметов стремлений человека с отдельными видами отношений человека с действительностью, определяемые характером деятельности, была установлена Виндельбандом, который общезначимые ценности соотнес с логической, этической и эстетической необходимостью. Связь значимости предметов стремлений человека с видами отношений, определяемых объектами, относящимися к различным группам, наиболее наглядно проявилась в классификациях ценностей, осуществленных М. Шелером.

Формой взаимосвязей различного вида ценностей, соотносимых со значимостью в различных видах отношений разного уровня их общности и выступающих в качестве регулятора жизни отдельного субъекта (индивида или сообщества), называется иерархическая система ценностей. В исследованиях М.Шелера. К. Риккерта. Б. Вышеславцева иерархическая система ценностей является также формой описания развития ценностного мира человека.

Исследуя проблему возникновения ценностей, мы пришли к следующему выводу: во всех аксиологических теориях можно найти аргументы, говорящие в пользу того, что ценности возникают в сознании индивидов. Прямо об этом говорится в теориях аксиологического психологизма и аксиологического онтологизма. В теориях аксиологического трансцендентализма и аксиологического нормативизма явно выделяется логическое основание возникновения ценностей, но при этом обнаруживается, что ценности, выделенные разумом, должны быть еще восприняты человеком в качестве таковых. То есть речь явно идет об объективизированных ценностях, которые, характеризуясь как абсолютно или общезначимые, выступают в роли идеала для ценностей индивидов.

На эротической природе возникновения ценностей настаивает Б. Паскаль, М. Шелер, Б. Вышеславцев. В исследованиях М. Шелера и В. Дильтея возникновение ценностей связывается с работой индивидуального духа. Но если Шелер акцентирует внимание на деятельности индивидуального духа, управляющего влечениями человека, то Дильтей исходит из признания в человеческой природе (человеческом духе) неких скрытых схем переживания самой жизни. В результате этого переживания у людей образуется изначальный фундаментальный опыт, где Я» и мир не расчленены, а конституирующим моментом выступает дух. Таким образом, ценности возникают в результате переживания, в структуре которого представлена духовная деятельность человека в её нерасчлененности. В переживании дано все непосредственно, значение каждой части определяется её отношением к целому - это жизненное, а не познавательное отношение к миру, т.к. в нем нерасчленяется полнота жизни на субъект и объект.

В исследованиях, относимых к теориям аксиологического психологизма, возникновение ценностей связывается с переживаемыми человеком ситуациями и с выделением в качестве значимых качеств и свойств объектов или явлений только в деятельности человека, в которую вовлечены эти объекты. При этом основанием возникновения ценностей Перри, Дьюи считают потребности, а их возникновение связывают с импульсами, исходящими из иррациональной стороны человеческого существа.

Исследования Шеллера, Дильтея, Вышеславцева строятся на признании возникновения личностных ценностей из бессознательного. Вышеславцев говорит о роли подсознания (бессознательного), из эротически-тендирующей природы которого вырастает ценностная направленность стремления. С подсознанием соотносит область сердца, которое представляет бесконечную сферу возможностей.

Форма воплощения ценностей во всех аксиологических теориях предстает как идеальная Ценности всегда представлены идеальными образами предметов стремлений человека, часто относящихся к различным категориям предметов (различным предметностям мира). Это или абсолютные идеалы, или идеалы норм поведения или деятельности человека, или идеалы объектов или явлений. С одной стороны, идеалы означают эталонность, а, с другой, речь идет о представлении в идеальной форме каких-то предметов, часто относящихся к различным категориям предметов (различным предметностям мира). Формой такого представления может быть только мыслительная форма. Таким образом, можно сделать вывод, что положение о том, что ценности представляют собой мыслительные формы (мыслительные образы), фиксирующие качества объектов или явлений действительности, выделяемые человеком (для человека) как эталонные, - общее положение для всех аксиологических теорий.

Мыслительная форма – это структура сознания человека. Мыслительная форма, характеризующая определенным содержанием, а именно к таковым относятся ценности, – это структура личностного сознания, фиксирующая связь субъекта с объектом, которая признается характеристикой ценностей всеми аксиологическими теориями.

В теориях, полагающих, что процесс возникновения ценностей протекает в сфере бессознательного, рассматривается проблема осознания ценностей. Риккерт, Дильтей, Вышеславцев рассматривают лишь один способ постижения человеком ценностей – понимание, посредством которого происходит осознание ценностей. Вышеславцев считает, что осознание ценностей происходит под влиянием внешних воздействий через восприятие человеком образов действительности и позитивную эмоциональную реакцию человека на это воспринимаемое. В осознании личностных ценностей помогают внешне предлагаемые ценности, зафиксированные в культуре как общезначимые, которые позволяют понять и осознать человеку те стремления, которые есть или отсутствуют в его бессознательном

Функции ценностей - это та форма реализации необходимости, определяющей ценности как нечто значимое. В аксиологии основной функцией ценностей выделяется регулятивная функция. Внутренние регулятивные функции, заключаются в том, что личностные ценности определяют направленность активности человека и выступают в качестве эталона оценивания этим человеком действительности. Внешние регулятивные функции обусловлены необходимостью согласования поведения и деятельности людей (аксиологический трансцендентализм и нормативизм), и необходимостью создания внешних предпосылок развития их ценностного мира (аксилогический онтологизм). Через реализацию этой функции предполагается осуществить переход от многообразия ценностей к их единству. Реализация регулятивной функции ценностей связывается также с выделением системообразующего основания упорядочивания разнообразных ценностных содержаний стремлений человека. В качестве такого основания выделяют либо абсолютно общезначимые ценности, либо ценности, признаваемые общезначимыми в определенном социуме, либо врожденное стремление к совершенству, либо общую направленность развития целостного по своей природе мира. В любом случае системообразующим основанием является образ должного, которое рассматривается в двух смыслах: в смысле обязательности выполнения чего-то необходимого, и в смысле должного как еще не существующего, т.е. будущего. Соединение двух смыслов «должного» позволяет говорить о ценности, как о том необходимом регулятиве жизнедеятельности как индивидов, так и общества, который определяет будущее.

Второй основной функцией ценностей, выделяемой аксиологическими теориями, является функция смыслополагания, которая выражается в том, что при следовании ценностям человеком обретается смысл жизни (Г. Риккерт, Т. Парсонс, К. Юнг и др.).

Во всех аксиологических теориях ценности связывают со свободой человека, что позволяет выделить функцию осуществления свободы человека, как функцию ценностей. Функция осуществления свободы характеризуется и со стороны онтологических оснований возникновения ценностей (М. Шелер и др.), и со стороны субъективной формы их проявления (Н. Гартман, Б. Вышеславцев и др.).

Такая функция ценностей, как функция согласия, не называется в аксиологических теориях. Однако, о её существовании говорят характеристики других функций ценностей. В теориях аксиологического транцендентализма предполагается, что следование абсолютным ценностям приводит к установлению согласии между людьми (Кант, Виндельштейн), что ценности обеспечивают согласие, характеризующее суждения людей (Риккерт). Содержание нравственного закона Канта направляет людей на достижение согласия всего со всем. В исследованиях Шелера порядок любви, соотносимый с развитием ценностного мира человека, рассматривается как то, что составляет «интимнейшую сущность таких единств как индивид, исторические эпохи, семья, народ, нация и т.п.». Вышеславцев пишет о генетической связи разнообразных ценностей, которая осуществляется посредством сублимации энергии Эроса. Риккерт рассматривает ценности как принципы бытия, обеспечивающие единство действительности и ценности, единство «Я» и мира.

Достигаемое через ценности единство субъекта с объектом также можно рассматривать как проявление функции согласия. Согласие действий человека, согласие его настоящего с будущим – все это усматривается при анализе характеристик регулятивных функций ценностей, даваемыми аксиологическими теориями. В теориях аксиологического нормативизма ценности выделяются как средство установления согласия между людьми, в теориях аксиологического психологизма как средство установления согласия между потребностями человека и возможностями среды его жизнедеятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что и регулятивные функции ценностей, и функция смыслополагания, и функция осуществления свободы человека выступают как стороны реализации функция согласия. В то же время, в исследованиях Виндельбанда можно обнаружить и выделение таких качеств ценностей, которые в большей мере ведут к рассогласованности, чем к согласию. Это дихотомическое разделение ценностей на позитивные и негативные, которое до сих пор присутствует в некоторых аксиологических теориях, но другими теориями отвергается.

Как функция ценностей, обеспечивающая развитие ценностного мира человека нами была выделена функция вывода человека за предметную определенность мира, порождающую противоречие. В теориях аксиологического трансцендентализма эта функция усматривается в упорядочивание стремлений человека, содержания его сознания, удержание единства, которое достигается через акцентирование внимания человека на идеалы, то есть, через выведение этого внимания за предметную определенность реальной жизни человека. Это не отрицает многообразие форм жизни, а, наоборот, открывает смысл этого многообразия по отношению к тому идеалу, вырабатываемому философией (И. Кант, В Виндельбанд), или трансцендентному долженствованию, объективное существование которого открывается в процессе суждений человека (Г. Риккерт). У Шелера эта функция проявляется как переход человека к ценностям, соотносимым с новой модальностью, который можно рассматривать как выход за предметности витальных противоречий, затем противоречий душевной жизни и, наконец, противоречий духовных чувств. Направленность выхода «за» определяется последней ценностной модельностью святого. У Вышеславцева функция вывода человека за предметную определенность мира, порождающую противоречие, обнаруживается в переходе от старой к новой системы ценностей: от ценностей ветхозаветной религии, не решающих противоречий жизни человека к ценностям христианским, которые через призыв человека в любви и свободе рассматриваются как средство решения всех проблем человечества.

С нашей точки зрения необходимо и выделение такой функции ценностей как функция разрешения противоречий, в которой наиболее явно отражается онтологическое основание ценностей. В анализируемых теориях прямых указаний на то, что ценности являются средством разрешения противоречий, мало, но описание условий проявления регулятивных функций ценностей позволяет выделить функцию разрешения противоречий как имеющую самостоятельное значение.

Возможность развития ценностей - одно из основных положений теорий аксиологического онтологизма. Исследования Шелера, Вышеславцева, Риккерта показывают, что смена ценностей происходит в результате изменения структуры влечений индивида, происходящего в процессе его социально-культурного развития. Шелера развитие ценностного мира человека рассматривает как движение ordo amoris (порядка любви). У Вышеславцева категориальный иерархический закон отражает ничто иное, как развитие ценностей, движущим механизмом которого является сублимация Эроса. Как о наиболее важной форме сублимации он говорит о диалектическом переходе человека от одной системы ценностей к другой, подчеркивая, что они не могут для человека существовать одновременно.

В исследованиях, относящихся к теориям аксиологического онтологизма, высказывается идея идентификации человека (Гартман) и идея необходимости для ценностного самоопределения человека живого Бога (Вышеславцев), что раскрывает один из аспектов возникновения ценностей и их генезиса.

Идея управления развитием ценностного мира человека впервые четко высказана Вышеславцевым, хотя именно с неё и началось развитие аксиологии в теориях аксиологического трансцендентализма. Вышеславцев средством управления сублимацией Эроса человек рассматривает религиозные системы ценностей. Возникновение ценностей нового категориального порядка происходит из взаимодействия в подсознании индивида собственных ценностей и ценностей религии, предлагаемых человеку из вне. Особенно Вышеславцев настаивает на том, что подсознание не подчиняется велению, на него можно воздействовать только призывом к свободе и любви. Важным фактором развития ценностей одного индивида он считает воздействие на него другого индивида как живого воплощения ценностей. Иерархия ценностей, соотносимая Шелером с правильным ordo amoris, и им и Гартманом признается в качестве ориентира, необходимого для управления развитием ценностного мира.

Результат анализа основных аксиологических теорий показал, что характеристики ценностей, выделяемые в анализируемых исследованиях, соответствуют условиям возникновения ценностей, их качествам и функциям, выявленным в нашем исследовании этого феномена, которое проводилось исходя из принятия переживания человеком динамичной целостности бытия в качестве достаточного основания возникновения и развития его ценностного мира.

Литература:

1. Агацци Э. Человек как предмет философии /Феномен человека: Антология. – М.: Высш. шк., 1993 - С. 142-156

2. Айер А.Человек как предмет научного исследования / Феномен человека: Антология. – М.: Высш. шк., 1993 - С. 123-142.

3. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий / Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994.

4. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. Пер. с нем. - М.: Юрист, 1995. - 687с.

5. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. Проблемы закона и благодати / Этика преображенного эроса. – М.: Республика, 1994. – С. 14-153. – (Б-ка этической мысли).

6. Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе / Культурология ХХ век: Антология. – М.: Юрист, 1995. – С. 246-394.

7. Кант И. Основы метафизики нравственности. / Основы метафизики нравственности. – М.: Изд-во «Мысль», 1999. - С. 155-246.

8. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба. // Двенадцать лекций по философии. – Екатеринбург: Изд-во Уральской государственной юридической академии, 1996. - С. 193-224.

9. Прозёрский В.В. Проблема ценности и оценки в философии Д. Дьюи / Проблема ценности в философии. - Л.: Наука, АН СССР, 1966. - С. 171-180.

10.Риккерт Г. Философия жизни / Философия жизни. – Киев: Изд-во «Ника-Центр», 1998 - С. 269-447

11.Соколов Э.В. Основные идеи общей теории ценностей Р.Б. Пери / Проблема ценности в философии. - Л.: Наука, АН СССР, 1966. - С. 154-170.

12.Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр. – М.: ТЕРРА _ Книжный клуб; Республика, 2002. – 644 с.

13.Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 736с.

14.Шелер М. ORDO AMORIS. / Избранные Произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина А.В., Малинкина А.Н., Филлипова А.Ф.; Под ред. Денежкина А.В. – М.: Издательство «Гнозис», 1994. – С.299 –376.

15.Шелер М. Положение человека в космосе. Проблемы человека в западной философии. / Пер.- М.: Прогресс, 1988. – С. 31-95

16.Шпенглер О. Закат Европы / Философия истории: Антология. – М.: Аспект Пресс, 1995. – С. 158-186.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2017 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.