Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рынок монополистической конкуренции





Монополистическая конкуренция (см. рис. 2.4.1.) - тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью фирмы-продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю рыночной цены. Рыночная власть - способность производителя (или потребителя) оказывать влияние на рыночную цену экономических благ.

Рис. 2.4.1 Модель рынка монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию». Американский экономист Эдуард Чемберлин в книге «Теория монополистической конкуренции» (1933) разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.

Рынок монополистической конкуренции наиболее конкурентен и наименее монополизирован -- это рынок взаимодействия относительно большого числа продавцов, предлагающих дифференцированную продукцию (похожую, но не идентичную).

Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции -- нисходящая, эластичная. Факторы эластичности спроса - число конкурентов; степень дифференциации продукта.

Особенности рынка монополистической конкуренции:

1) Дифференциация продукта; замещение благ высокое, но не абсолютное; лояльность к торговой марке; фирмы обладают ограниченной рыночной властью.

2) Большое число продавцов; небольшая доля фирмы в рыночном предложении; фирма несёт определённые издержки привлечения покупателей.

3) Относительно свободный вход на рынок и выход из него; издержки входа выше, чем при совершенной конкуренции; отсутствие отраслевых барьеров.

4) Автономность поведения фирм приводит к отсутствию сговора; свобода принятия решений; отсутствие стратегического поведения.

5) Убывающая кривая спроса.

Уровень производства товара монопольно-конкурентной фирмой меньше, чем уровень производства фирмами, не являющимися монопольными конкурентами, но действующими при эффективном масштабе производства.

Дифференцировать товар - это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д. Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией товара, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль. Монопольно-конкурентная фирма производит на уровне меньшем, чем при эффективном масштабе производства.

Эффективный масштаб производства - это объем выпуска, минимизирующий АТС. Поскольку фирма могла бы увеличить Q иуменьшить АТС, говорят о наличии избыточной мощности (AQ). AQ = эффективный масштаб производства - Q* (фактический объем выпуска).

Наличие избыточной мощности говорит о том, что покупатели потребляют не максимально возможное количество товара и не по самой низкой цене (Р* > МС). Это означает, что монополистическая конкуренция -- менее эффективная рыночная структура, чем совершенная конкуренция. Т.к. Р* > МС, то некоторые потребители воздерживаются от приобретения товара, таким образом возникают безвозвратные общественные потери монопольного ценообразования.

В краткосрочном периоде каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна чистой монополии (см. рис. 2.4.2). Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства МС = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (Р*).Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и АТС. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.

Источники получения прибыли фирмой при монополистической конкуренции: вывод на рынок уникального товара; благоприятное расположение фирмы; маркетинговые барьеры; применение передовой технологии. Вдолгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.

Графически долгосрочное равновесие выглядит так (см. рис. 2.4.3). Точка А -- точка долгосрочного равновесия. Кривая D-- касательная к LAC. Фирмы получают только нормальную прибыль.

Характеристика рыночного равновесия монополистической конкуренции в долгосрочном периоде:

а). Цены выше минимальных средних долгосрочных издержек, что приводит к наличию излишних производственных мощностей.

б). Цены выше предельных издержек производства, т.к. фирмы реализуют рыночную власть. Все это приводит к потере эффективности, связанной с потерями, во-первых, из-за недоиспользования мощностей; во-вторых, из-за присвоения фирмами части излишков потребителя. Однако потери эффективности компенсируются расширением ассортимента благ.

Современная рыночная экономика -- это экономика преимущественного господства рынков монополистической конкуренции, ибо совершенно конкурентные рынки, также как и полностью монополизированные рынки, в чистом виде не существуют.

Рынок олигополии

Олигополия - рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену. Олигополистический рынок имеет черты и конкурентного и монополистического рынков, в зависимости от способа поведения его участников и особенностей выпускаемого товара. Рынок олигополии - это рынок взаимодействия небольшого количества взаимозависимых крупных производителей (продавцов). Как правило, на долю производителя-олигополиста приходится значительная часть рыночного предложения, что позволяет ему оказывать влияние на рыночную цену. Характерные черты олигополии:

1) На рынке доминирует небольшое количество фирм. Главная черта олигопольного рынка -- в тесной и сознательной взаимосвязи и взаимозависимости фирмдруг от друга.

2) Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную рыночную власть над ценой. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.

3) Ограниченный доступ в отрасль (существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль).

4) Однородный продукт (чистая олигополия) или дифференциальный продукт (дифференциальная олигополия).

5) Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.

Последствия всеобщей взаимосвязи олигополистов: нельзя точно оценить спрос; нельзя точно определить MR; нельзя определить Р* (равновесная цена) и Q* (равновесный объем продаж).

Модель "Ломаной кривой спроса" (см. рис. 2.5.1.) объясняет негибкость цен. Форма кривой спроса олигополиста зависит от реакции соперников на действия фирмы. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если она повысит цену, так как конкуренты не будут повышать свои цены в ответ (D2). Если же фирма понизит свои цены, то спрос станет неэластичным, так как конкуренты, скорее всего, тоже понизят цены (D1). Результат -- ломаная кривая спроса у фирмы (D2PD1). Р -- установленная цена. Если фирма повысит цену, то спрос уйдет к D2. Если фирма понизит цену, то спрос не изменится.

Кривая MR имеет вертикальный разрыв А-В. Из-за разрыва в величинах MR объем выпуска не будет оказывать воздействия на цену товара при изменении предельных издержек (МС).

Ценообразование на рынке олигополии.

а) Картельное соглашение.

Тайный сговор - форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей. Картель - группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.

Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж. При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены втайне от других. Это разрушает картель.

Препятствия для тайного сговора: различия в спросе и издержках; число фирм в отрасли; внезапный спад деловой активности; возможное вступление в отрасль других фирм; мошенничество, основанное на скрытом снижении цен попринципу ценовой дискриминации.

б) Лидерство в ценах (молчаливый сговор) - это соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли. Стратегия поведения фирмы-лидера является руководством к действию для других, более мелких фирм.

Тактика лидера при корректировке цен: корректировка цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках; о надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ; ценовой лидер выбирает не обязательно максимальную цену.

в). Практика сдерживания цен. Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.

Механизм такой практики - фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.

г). Ценообразование по принципу«издержки плюс» означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свой средний уровень издержек при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли. Накидка должна быть достаточной, чтобы покрыть издержки и обеспечить нормальную прибыль.

 

 


 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.