Организационно-методические указания
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организационно-методические указания





ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

для специальности: 061100 «Менеджмент организаций»

Вид учебной работы Всего часов  
 
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Вид итогового контроля экзамен

1. ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Исследование систем управления»освещает теоретические и практические аспекты процессов исследования систем управления. Подробно рассматриваются основы общей теории систем, методы системного моделирования и экспертного оценивания.

 

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

· формирование у студентов системы знаний, умений и навыков в области теории и практики исследования систем организационного управления в объеме, необходимом для успешной деятельности в качестве руководителей предприятий (фирм), органов государственного и муниципального управления

Задачи дисциплины:

· сформировать у студентов навыки системного мышления, показать роль общей теории систем и системного подхода в управлении организацией;

· изучить основы методологии системного подхода и системного анализа, показать их возможности при исследовании и проектировании систем управления;

· изучить основные методы исследования систем управления;

· привить студентам умения и навыки использования этих методов при решении проблем управления организацией.

Организационно-методические указания

Рабочая программа по дисциплине «Исследование систем управления» составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов управленческих факультетов и ВУЗов РФ. Программа адресована студентам всех специальностей, изучающих данную дисциплину.



Курс «Исследование систем управления» входит в ряд обязательных учебных дисциплин, образующих группу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента для менеджеров, основной вид профессиональной деятельности которых в системе управления следующего назначения: управленческая, организационная, экономическая, маркетинговая, планово-финансовая, консультационная, образовательная деятельность.

Данная программа составлена для студентов всех форм обучения и предусматривает проведение занятий в виде лекций, семинаров, упражнений, контрольных и курсовых работ.

На лекциях преподаватель излагает основные теоретические положения по каждой теме дисциплины, отвечает на вопросы студентов и выдает им задания на самостоятельную работу. На семинарах студенты выступают перед аудиторией с докладами (сообщениями) и под руководством преподавателя обсуждают наиболее интересные и сложные вопросы, предусмотренных программой обучения. Семинары проводятся по каждой теме учебного курса с целью закрепить знания студентов, полученные на лекциях и в ходе самостоятельного изучения материала. На упражнениях студенты выполняют практические задания, подготовленные преподавателем, с целью приобретения навыков решения исследовательских задач, возникающих в различных областях деятельности организации. Изучение каждой темы заканчивается контрольной работой, которая проводится с целью промежуточного контроля знаний обучаемых в форме собеседования, теста или решения типовых задач. За выполнение контрольной работы каждый студент получает оценку, которая учитывается преподавателем при итоговом оценивании его знаний на экзамене (зачете). Для более глубокого изучения отдельных вопросов, связанных с проблематикой исследования систем управления, студенты выполняют и защищают курсовые работы в соответствии с индивидуальными заданиями, полученными от преподавателя. Изучение дисциплины завершается экзаменом (зачетом), на котором преподаватель проверяет глубину знаний и уровень навыков обучаемых в области теории и практики исследования систем управления.

Дисциплина «Исследование систем управления» базируется на знаниях, приобретенных обучающимися при изучении дисциплин, которые рассматривают характеристики, элементы и свойства организаций. К ним относятся такие дисциплины, как «Философия», «Социология», «Экономика», «Математические методы в управлении», «Менеджмент», «Теория организации».

Содержание программы, ее объем обуславливают необходимость оптимизации работы на занятиях, отбор учебного материала и методик преподавания. Следует обратить особое внимание на содержание самостоятельной работы, которая имеет большой удельный вес и становится обязательным видом учебно-познавательной деятельности студентов.

Изучать дисциплину рекомендуется в последовательности, изложенной в программе. При этом особое внимание следует обратить на четкое усвоение терминов и ясное понимание сущности проблем.

Изучение курса «Исследование систем управления» заканчивается сдачей экзамена.

Целевая установка

В результате изучения курса студенты должны:

Знать:

· организацию и методологию исследования систем управления;

· содержание основных методов исследования систем управления;

· принципы системного подхода в исследовании управления;

· методику и содержание этапов системного анализа;

· общую методологию моделирования систем;

· основные подходы к построению математических моделей систем;

· организацию и методы проведения экспертного оценивания.

Уметь:

· использовать методы, основы и основные приемы исследовательской деятельности;

· использовать методы прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития;

· разрабатывать и применять формализованные методы исследования систем управления;

· организовывать и проводить экспертизу систем управления;

· использовать методы обработки экспертной информации.

Иметь представление:

· о методах проведения сложных экспертиз в системах управления;

· о методах планирования экспериментов при исследовании систем управления;

· о методах обработки результатов моделирования;

· об инструментальных средствах моделирования систем;

ii. Распределение часов по темам дисциплины

Срок обучения 5 лет, очная форма обучения.

Название темы Распределение часов
Всего Аудиторных Самостоятельная работа
лекции семи-нары
Тема 1 Исследования в современном менеджменте. -
Тема 2. Системный подход в исследовании управления.
Тема 3. Моделирование в системах управления.
Тема 4. Формализованные методы исследования систем управления.
Тема 5. Имитационное моделирование систем управления.
Тема 6. Экспертные методы исследования систем управления.
ИТОГО:

Содержание И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Исследования в современном менеджменте.

Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека. Объект и предмет исследования. Типология исследований. Исследования в практике управления. Система управления как объект исследований. Функциональная роль исследования в развитии систем управления. Понятие и содержание методологии исследования. Диалектический подход в исследовании систем управления. Организация процесса исследования систем управления. Этапы проведения исследования. Программа и план исследования. Организация исследования. Технология исследования. Логический аппарат исследования систем управления. Консультирование как форма организации исследования. Состав и выбор методов исследования систем управления. Научная и практическая эффективность исследования. Диагностика систем управления.

Тема 2. Системный подход в исследовании управления.

Определение системы. Понятия, характеризующие строение, функционирование и развитие систем. Система и среда. Детерминизм и неопределенность. Открытые и закрытые системы. Система и время. Статические, кинематические и динамические системы. Информация и наблюдение состояния динамических систем. Понятие управления и его принципы. Система управления с обратной связью. Классификация систем. Понятия сложной и большой системы. Закономерности систем. Принципы поведения систем. Рефлексионное исследование систем управления. Системный подход и системный анализ в исследовании управления. Приемы анализа и обоснования.

 

Тема 3. Моделирование в системах управления.

Понятие модели и моделирования. Моделирование как метод познания. Историческое развитие метода моделирования. Использование моделирования при исследовании и проектировании систем управления. Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления. Подходы к исследованию систем. Принципы моделирования систем. Стадии разработки моделей. Экспериментальные исследования систем. Характеристики моделей систем. Цели моделирования систем. Общая классификация моделей. Перспективы развития методов и средств моделирования систем. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования. Социологические исследования систем управления.

 

Тема 4. Формализованные методы исследования систем управления

Классификация формализованных методов исследования. Общие сведения о математическом моделировании. Основные подходы к построению математических моделей систем. Понятие общей динамической системы. Типовые математические схемы. Дифференциальные динамические системы. Конечные и вероятностные автоматы. Марковские цепи. Дифференциальные уравнения Колмогорова. Предельное поведение марковской цепи. Процессы «гибели» и «рождения». Случайные потоки событий. Системы массового обслуживания. Сети Петри и их расширения. Агрегативные модели систем.

 

Тема 5. Имитационное моделирование систем управления.

Понятие и классификация имитационных моделей. Необходимость и задачи имитационного моделирования. Способы генерации псевдослучайных чисел. Моделирование случайных факторов. Требования к программному обеспечению имитационных исследований. Инструментальные средства имитационного моделирования. Назначение, состав и структура имитационных систем. Этапы имитационного моделирования. Построение концептуальной модели системы и ее формализация. Алгоритмизация и машинная реализация модели. Оценка качества модели. Планирование процесса исследования систем управления. Обработка и анализ результатов моделирования. Тестирование в исследовании систем управления. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления. Перспективы компьютерного моделирования в информационном обществе.

Тема 6. Экспертные методы исследования систем управления.

Экспертные оценки в исследовании систем управления. Общая характеристика и классификация методов экспертного оценивания. Организация и проведение экспертного оценивания. Методы оценивания компетентности экспертов. Методы индивидуального экспертного оценивания. Метод интервью. Метод аналитических докладных записок. Метод сценариев. Метод анкетирования. Методы группового экспертного оценивания. Метод «комиссий». Метод суда. Метод «мозговой атаки». Метод «синектики». Метод Дельфи. Деловые игры. Методы проведения сложных экспертиз. Методики ПАТТЕРН и КВЕСТ. Метод прогнозного графа. Метод «деревьев целей». Метод решающих матриц. Метод SWOT-анализа. Метод морфологического анализа. Методы обработки экспертной информации. Обработка и анализ ранжировок. Обработка и анализ балльных и точечных оценок. Обработка и анализ попарных сравнений. Определение коэффициентов относительной важности.

 

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Понятие и характеристики исследования.

2. Типология исследований.

3. Система управления как объект исследования.

4. Методология исследования систем управления.

5. Диалектический подход в исследовании систем управления.

6. Программа и план исследования систем управления.

7. Организация и технология исследования систем управления.

8. Классификация и общая характеристика методов исследования систем управления.

9. Определение системы. Классификация систем.

10. Понятия, характеризующие строение, функционирование и развитие систем.

11. Понятие управления и его принципы.

12. Закономерности и принципы поведения систем.

13. Принципы системного подхода.

14. Понятие о методике системного анализа.

15. Понятие модели и моделирования. Общая классификация моделей.

16. Принципы моделирования систем.

17. Характеристики моделей систем.

18. Формализованные методы исследования систем управления.

19. Основные подходы к построению математических моделей.

20. Дифференциальные динамические системы.

21. Конечные и вероятностные автоматы.

22. Марковские цепи.

23. Дифференциальные уравнения Колмогорова и предельное поведение марковской цепи.

24. Случайные потоки событий.

25. Системы массового обслуживания.

26. Сети Петри и их расширения.

27.Агрегативные модели систем.

28.Понятие, назначение и классификация имитационных моделей.

29.Способы генерации псевдослучайных чисел.

30.Моделирование случайных факторов.

31.Этапы имитационного моделирования.

32. Общая характеристика и классификация методов экспертного оценивания.

33. Организация и проведение экспертного оценивания.

34. Методы оценивания компетентности экспертов.

35. Методы индивидуального экспертного оценивания.

36. Метод «комиссий».

37. Метод суда.

38. Метод «мозговой атаки».

39. Метод «синектики».

40.Метод Дельфи.

41.Деловые игры.

42.Методика ПАТТЕРН.

43.Метод прогнозного графа.

44.Метод решающих матриц.

45.Метод SWOT-анализа.

46.Метод морфологического анализа.

47.Методы обработки и анализа ранжировок.

48.Методы обработки и анализа балльных и точечных оценок.

49.Методы обработки и анализа попарных сравнений.

50.Методы определения коэффициентов относительной важности.

 

 

V. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Основные положения общей теории систем.

2. Методология исследования систем управления.

3. Система управления как объект исследования.

4. Моделирование в исследовании управления.

5. Математические модели систем управления.

6. Системы массового обслуживания.

7. Сети Петри в планировании и управлении.

8. Имитационное моделирование систем управления.

9. Методы индивидуального экспертного оценивания.

10. Консультирование как форма организации исследования.

11. Метод Дельфи и его модификации.

12. Методы коллективного экспертного оценивания.

13. Организационная диагностика предприятия.

14. Методы обработки экспертной информации.

15. Деловые игры как метод проведения исследования.

16. Метод SWOT-анализа.

17. Методы организации и проведения сложных экспертиз.

18. Методы проведения маркетинговых исследований.

19. Методы проведения социологических исследований.

20. Организация и технология исследования систем управления.

21. Метод прогнозного графа.

22. Метод решающих матриц.

23. Метод морфологического анализа.

24. Методика ПАТТЕРН.

25. Метод мозговой атаки и его модификации.

V1. ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература:

1. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология. – М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001.

3. Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.: ДеКа, 2000.

4. Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении: Учебное пособие. М., 2004.

Дополнительная литература:

1. Винограй Э.Г. Основы общей теории систем. 2002.

2. Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. 2000.

3. Зыков В.В. Введение в системный анализ: моделирование, управление, информация. 1998.

4. Калашников В.В. Организация моделирования сложных систем. 1999.

5. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: ДеКа, 2001.

6. Костров А.В. Системный анализ и принятие решений. 1999.

7. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. 1999.

8. Острейковский В.А. Теория систем. 2001.

9. Погостинская Н.Н., Минееева Н.В. Основы системного анализа. 2002.

10. Советов Б.Я. Моделирование систем. 2001.

11. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. 1999.

 

VII. ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»

1. В каких ситуациях используют индивидуальные методы экспертного оценивания?

1. В уникальных ситуациях с недостаточным количеством информации о проблеме.

2. В повторяющихся ситуациях с большим количеством информации о проблеме.

3. В ситуациях принятия решений в условиях неопределенности.

 

2. В чем заключается метод интервью?

1. В заполнении экспертом специальных вопросников по изучаемой проблеме.

2. В опросе эксперта по заранее сформулированным вопросам.

3. В разработке экспертом сценариев развития ситуации.

 

3. В чем заключается основная идея метода мозговой атаки?

1. В том, что этапы выдвижения и критики идей разделены между собой.

2. В том, что эксперты могут выдвигать любые идеи.

3. В том, что в ходе мозговой атаки запрещена персональнаякритика.

4. В чем проявляется закономерность целостности?

1. В появлении у системы новых свойств или качеств.

2. В том, что система проходит в своем развитии определенные этапы жизненного цикла.

3. В том, что любая система обменивается информацией с внешней средой.

 

5. В чем состоит идея метода Дельфи?

1. Эксперты работают заочно.

2. Запрещена персональная критика.

3. Экспертное оценивание проходит в несколько туров.

 

6. P-схемы - это математические модели …

1. С детерминированными процессами и дискретным временем.

2. С дискретным временем и случайными процессами.

3. С непрерывным временем и случайными процессами.

 

7. В чем состоит метод аналитических докладных записок?

1. В опросе эксперта по заранее сформулированным вопросам.

2. В разработке экспертом сценариев развития ситуации.

3. В самостоятельной работе эксперта по решении. Проблемы.

8. В чем состоит преимущество метода суда?

1. В отсутствии критики.

2. В четком разделении ролей экспертов.

3. В коллективной генерации большого количества идей.

 

9. Для чего предназначен метод синектики?

1. Для принятия коллективных решений.

2. Для разработки альтернатив.

3. Для групповой дискуссии по решению проблемы.

 

10. Искусственные системы – это:

1. Системы, которые функционируют в искусственных условиях.

2. Системы, создаваемые людьми для достижения своих целей.

3. Это физические или биологические системы.

 

11. К какому типу относятся математические модели реальных процессов и явлений?

1. К знаковым моделям.

2. К аналоговым моделям.

3. К интуитивным моделям.

12. D-схемы - это математические модели …

1. С детерминированными процессами и непрерывным временем

временем.

2. С дискретным временем и случайными процессами.

3. С непрерывным временем и случайными процессами.

 

13. К методам коллективного экспертного оценивания относятся …

1. Метод анкетирования.

2. Метод синектики.

3. Метод интервью.

 

14. Как организуется работа экспертов по методу Дельфи?

1. В форме групповой дискуссии.

2. В несколько туров.

3. Каждый эксперт играет определенную роль.

 

15. В чем проявляется закономерность историчности?

1. В появлении у системы новых свойств или качеств.

2. В том, что система проходит в своем развитии определенные этапы жизненного цикла.

3. В том, что любая система обменивается информацией с внешней средой.

 

16. Как происходит выдвижение идей в методе номинальной группы?

1. В условиях запрета критики.

2. Анонимно и заочно.

3 Поочередно в полной тишине.

 

17. Как функционируют открытые системы?

1. Путем обмена ресурсами с внешней средой.

2. Путем обмена энергией с внешней средой.

3. Путем обмена информацией с другими системами.

 

18. На какие группы можно разделить методы экспертного оценивания?

1. Индивидуальные и коллективные.

2. Статические и динамические.

3. Материальные и абстрактные.

 

19. Для чего предназначена мозговая атака?

1. Для принятия коллективных решений.

2. Для выдвижения большого количества идей.

3. Для организации решения сложных проблем.

 

20. Какие задачи решаются с помощью экспертного оценивания?

1. Задачи анализа и задачи синтеза.

2. Задачи принятия решений.

3. Задачи оптимизации бизнес-процессов.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.