Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психологическая готовность к материнству как фактор отражения ответственного подхода женщины к своему физическому, духовному и социальному благополучию при намерении иметь ребенка






В статье «Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери» (Брутман В.И. / Варга А.Я. / Хамитова И.Ю./ [3]) затрагивается тема девиантного материнства, и одно из явлений, рассмотренных в статье, - матери-отказницы. Существуют ли какие-либо определенные характеристики личности, сказавшиеся на формировании готовности к материнству у таких женщин? Исследования, призванные выяснить этиологию подобного явлениния, отмечает, что предрасполагает к этому множество самых разных факторов. Один из важнейших из них – феномен искаженного материнского восприятия нежеланного ребенка. Нечто подобное наблюдается у женщин с послеродовой депрессией. Предположительно, это связано с эмоциональной стороной состояния женщины, двойственно переживающей резкие различия между настоящим и как бы "идеальным" ребенком, которого мать представляла себе в период беременности. В этом случае ребенок ощущается ею как источник страдания и принуждения. К таким нарушениям более оказываются более предрасположенными одинокие матери ввиду их повышенной тревожности, потребности в благодарности и неосознанного чувства вины. Происходит проекция на ребенка "дурной части самой себя" или образа второго родителя. С точки зрения Саватье, материнская амбивалентность естественна [3]. Но если говорить о невротической личности, это часто приводит к отвержению своего ребенка или же к стремлению компенсировать ощущения недовольства и тревоги гиперопекой, "безупречным материнством".
Если говорить о формировании готовности к материнству (и родительству в целом) в ребенке, как о формировании у него некой духовной ценности, которая поможет ему в будущем рассматривать себя в роли родителя, то предельно важно привить ему «ценность супружества», духовную потребность во взаимодействии с человеком противоположного пола при намерении создать семью и иметь ребенка. Благополучие ребенка, обеспечение которого является приоритетной задачей любой матери, не сводится лишь к его физическому здоровью и возможностям в социуме: здоровье психологическое, в том числе и адекватное восприятие противоположного пола и взаимодействие с ним, формируют целостную гармоничную личность. Полная семья, при условии благоприятной обстановки во взаимоотношениях родителей, - это залог здорового психического развития ребенка (детей). Духовные ориентиры, которые несет в себе женщина, влияют на ее ребенка ничуть не меньше, чем качество ухода за ним и заботы о нем в первые дни жизни и в течение последующих лет детства.
Современные социально-культурные реалии часто демонстрируют нам эмансипированную «модель» женщины. Приоритетом для нее является достижение определенных профессиональных высот, создающих достаточные финансовые возможности для реализации роли матери без участия мужчины. Становясь родителем, такая женщина считает, что сделала большую часть необходимого для адекватного материнства. Вне зависимости от проявления к малышу материнских чувств и эмоциональной заботы, она уже несет в его жизнь ущербную модель семьи: мальчик не сможет составить некоего образа мужчины, каким он стремился бы стать сам, а девочка, скорее всего, будет следовать установленной семейной схеме неполной семьи. И то, и другое вносит деструктивную нотку в становление личности ребенка.



Таким образом, на формирование готовности к материнству влияет как минимум конфигурация семьи (полная/неполная).

Также имеют место определенные родительские установки и родительские ожидания женщины-матери. [15, 20] Не только отношение женщины к себе в этой социальной роли влияет на формирование у ее дочери готовности в будущем самой стать мамой, но и отношение женщины к самой девочке, тип материнской любви. Такие типы любви можно рассмотреть в классификации А. С. Спиваковской (восемь типов: действенная любовь, отстраненная любовь, действенная жалость, снисходительное отстранение, отвержение, презрение, преследование, отказ) [18] или же в классификации В. А. Сухомлинского (любовь умения, любовь деспотическая и любовь откупа) . Через семейные «ярлыки» и стиль общения с ребенком в целом, мать способна привить дочери убеждение, что та бы не смогла стать адекватной матерью. Механизм прост: комплекс неполноценности на фоне негативного опыта общения с маленькими детьми (если ребенок в семье не один) может сформировать враждебное отношение к материнству, возникшее как способ психологической защиты. Постоянная неудовлетворенность поведением ребенка в целом может привести к инфантильности общего склада личности, и такая девочка уже не будет психологически подготовлена к материнству.

Проблематика психологической готовности очень многогранна – в отличие от проблематики влияния социальных и экономических факторов, хотя они во многом находят отражение в этой самой готовности.

К слову о физической и психологической готовности к материнству, стоит привести высказывание известного немецкого социального психолога Эриха Фромма, взятое из его работы под названием «Искусство любить»:

«Материнская любовь (…) это безусловный приоритет заботы о жизни ребенка и его потребностях. Однако к этому утверждению следует сделать одно важное добавление. Забота о жизни ребенка имеет два аспекта; один – это забота и ответственность, абсолютно необходимые для сохранения жизни и развития ребенка. Второй аспект не сводится только к сохранению и касается его развития. Это установка, прививающая ребенку жизнелюбие, дающая ему чувство, что жить хорошо, хорошо быть маленьким мальчиком или девочкой, хорошо быть на этой земле!» [21]. Многие ли матери своим существованием демонстрируют ребенку, что «хорошо быть на этой земле», если, формируя неполные семьи, рожая ребенка «для себя» (в качестве способа избегания одиночества) или формируя полные семьи с теми мужчинами, которые не подходят на роль отца и мужа, они создают атмосферу «недолюбви», несчастья, тоски, усталости, социальной или духовной бедности, зачастую бедности эмоциональной?

Быть матерью значит давать представление как о ролевых отношениях в семье, так и о ролевых отношениях в мире. Психологическая готовность матери включает в себя гармоничную конфигурацию семьи и адекватное распределение в ней семейных ролей. От этого будет зависеть и процесс социализации ребенка, и его отношение к себе, как к семьянину, в будущем, его желание самому строить семью. Ему важен образ отца и образ матери для формирования отношения к противоположному полу и к себе в соответствии с его половой принадлежностью. «Легко говорить о более очевидных, хотя и менее простых потребностях подросшего ребенка или детей на той ступени развития, когда их отношения лишь с одной матерью сменяется отношениями в треугольнике. Легко заметить, что в этом случае ребенок нуждается в жесткой рамке — (сеттинге), чтобы проработать его конфликт любви и ненависти и две его основные тенденции: одну — базирующуюся на ориентации на родителя того же пола и другую — базирующуюся на ориентации на родителя противоположного пола. К этому можно относиться как к борьбе гетеро- и гомосексуальной направленностей в объектных отношениях.» - пишет Д. В. Винникотт в своей работе «Маленькие дети и их матери» [7].

Некоторые представители антропологического подхода к изучению материнства (основные концепции которых рассматривались в первом параграфе) считают, что снижение качества ухода за детьми, наблюдаемое сегодня, напрямую связано с конфигурацией семьи: большое количество детей в семьях в прошлом создавало так называемый «опыт нянчанья», благодаря которому, становясь матерями, девушки уже обладали умениями и навыками по уходу за маленькими детьми. Однако также конфигурация многодетных семей мешала женщинам в достаточной степени уделять внимание каждому отдельному ребенку: в крестьянских семьях все вместе занимались работами по хозяйству, в дворянских – в обязанности женщины входило так много по сути административных дел, что воспитанием занимались отдельные лица (няни или гувернеры). Таким образом, эмоциональный компонент детско-родительский отношений, как фактор формирования духовной и нравственной составляющей личности, был минимальным. В настоящее время женщина, совмещая в своей жизни сразу несколько полноценных социальных ролей, имеет возможность в семье посвящать себя немногочисленному потомству и ее дети не обвинят ее в дальнейшем в дефиците материнской заботы, которая является основным фактором формирования девиантного поведения у детей.

Однако не стоит забывать, что, когда мы говорим не о самой реализации материнства и собственно материнском поведении, а о психологической готовности к нему, мы оцениваем уровень ответственности женщины, с какой она подходит к решению родить ребенка. Формирование матерью готовности девочки к материнству должно включать своевременное формирование у той ответственного отношения к своему здоровью. «Хотеть ребенка» не то же самое, что «хотеть быть матерью». От состояния здоровья женщины зависит, здоров ли будет ее малыш. Хронические заболевания, особенно инфекционного характера, могут оказать негативное влияние на плод в период формирования жизненно важных органов.

На официальном сайте Всемирной организации здравоохранения приводится информация по поводу пороки развития:

Информационный бюллетень N°370

Апрель 2015 г.

Основные факты:

• По оценкам, от пороков развития в течение первых 4 недель жизни ежегодно умирают 276 000 детей.

• Пороки развития могут приводить к длительной инвалидности, что оказывает значительное воздействие на отдельных людей, их семьи, системы здравоохранения и общество.

• К наиболее тяжелым порокам развития относятся пороки сердца, дефекты нервной трубки и синдром Дауна.

• Хотя пороки развития могут быть по происхождению генетическими, инфекционными или экологическими, установить точные причины чаще всего бывает трудно.

• Некоторые врожденные пороки развития можно предупреждать. Основными элементами профилактики являются, в частности, вакцинация, адекватное потребление фолиевой кислоты или йода посредством обогащения основных продуктов питания или обеспечения пищевых добавок, а также надлежащая дородовая помощь.

«Пороки развития и преждевременные роды — важнейшие причины смертности в детском возрасте, хронических заболеваний и инвалидности во многих странах. В 2010 году Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию, призывающую все государства-члены содействовать первичной профилактике и укреплению здоровья детей с пороками развития» - также сообщает ВОЗ.

Таким образом, внимательное и ответственное отношение женщины, желающей иметь ребенка (зачать, выносить, родить) во многом является залогом его здорового физического состояния. Она не просто должна исключить из рациона нежелательные пищевые продукты, но и должна быть физически активной, обращать внимание на изменения своего здоровья (многие из них могут повлечь за собой риск для жизни и здоровья плода). Женщина должна быть проинформирована обо всех медицинских аспектах, характеризующих эту сторону вопроса психологической готовности к материнству. Психологическая готовность как раз подразумевает активное участие женщины в процессе познавания необходимой информации.

 


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.