Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Метод SWOТ-анализа в разработке управленческих решений.





Идея SWOT-анализа заключается в следующем:

а) принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности;

б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

 

SWOT-анализ разбивается на ряд этапов.

На первом этапе SWOT-анализа глубоко изучаются силы – конкурентные преимущества фирмы в следующих областях:

– патентоспособность выпускаемых товаров;

– цена товаров;

– прогрессивность технологии;

– квалификация кадров;

– стоимость ресурсов, применяемых фирмой;

– возраст основных производственных фондов;

– географическое расположение фирмы;

– инфраструктура;

– система менеджмента (в т.ч. маркетинга);

– сила конкуренции на «входе» и «выходе» системы менеджмента фирмы и др.

На втором этапе SWOT-анализа изучаются слабости фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурентоспособности: на
0-м уровне – комплексный показатель конкурентоспособности конкретного товара; на 1-м уровне – полезный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затраты, условия применения товара; на 2-м уровне – конкретные показатели и т. д. Рассчитываются показатели в соответствии с построенным деревом, собираются или прогнозируются аналогичные показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным на 1-м этапе конкурентным преимуществам фирмы.

На третьем этапе SWOT-анализа изучаются факторы макросреды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме и своевременного предотвращения убытков от них.

На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т. п.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.

На последнем, пятом этапе SWOT-анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы.

 

Виды мозгового штурма.

Кроме классического метода мозгового штурма существует еще несколько его разновидностей:

  • индивидуальный мозговой штурм. В отличие от классического мозгового штурма, суть этого метода заключается в том, что каждый участник записывает свои идеи, а в дальнейшем отдает их на рассмотрение. Применяется в тех ситуациях, когда невозможно собрать команду в одно время;
  • мозговые атаки. В этом случае аудитория делится на две группы. Одни участники задают вопросы или генерируют идеи, а вторая группа должна обрабатывать поступившие решения и отвечать на вопросы;
  • обратная мозговая атака. Целью обратной мозговой атаки является выявление недостатков существующей системы. Точно так, как и идеи, критика может быть неограниченной. На основе выявления проблем ставится определенная задача.

Очень важно, чтобы мозговой штурм не перерос в обычное совещание или посиделки с анекдотами. Для этого строго регламентируйте время и выбирайте грамотного ведущего, способного направить ход беседы в нужное русло.

Метод синектики.

Синектика-это совмещение разновидных элементов,соеденение различных,зачастую очевидно несовместимых частей.Суть синектики состоит в том объеденение отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки решения проблем.

 

Синектика включает в себя 2 основных процесса:


Превращение не знакомого в знакомое. Открываются ранее неоткрытые элементы — проблема делится на несколько частей и из незнакомой превращается в ряд более обычных задач.

 

Из знакомого сделать незнакомое. Это позволяет рассмотреть проблему уже понятую и осмысленную в новой форме, с иной точки зрения.

Виды аналогий метода синектики

1. Прямая аналогия — это любая похожесть, имеющая отыскиваемые элементы в системах или объектах, которые решают сходные задачи

2. Символическая аналогия позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения, и заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фактах

3. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче

4. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи

 

Метод коллективного блокнота.

Метод коллективного блокнота - метод, сочетающий индивидуальные выдвижения предпринимательской идеи с коллективной ее оценкой. При этом каждый участник процесса поиска предпринимательской идеи получает специальный блокнот, в котором изложена сущность решаемой проблемы. В течение определенного времени (например, одного месяца) каждый участник обсуждения записывает в блокнот собственные идеи по решению проблемы. Затем руководитель группы участников обобщает накопленный материал, организует творческую дискуссию, по результатам которой и принимают соответствующее решение.

Метод «коллективного блокнота» предназначен для гене­рирования альтернативных идей путем индивидуального поис­ка каждым экспертом альтернативных решений.

При реализации метода различают два этапа.

На первом этапе каждый эксперт самостоятельно в тече­ние определенного промежутка времени (например, месяца) выдвигает или генерирует идеи и предложения, фиксируя это в письменном виде.

Затем, на втором этапе, эксперты объединяются и совме­стно осуществляют анализ всех идей. При этом идеи группиру­ются в зависимости от того, как часто были предложены в спис­ках экспертов, а также насколько реальна практическая реали­зация той или иной идеи. После чего идеи коллективно обсуж­даются, в результате чего остаются наиболее подходящие или наиболее реальные.

Следует сказать, что этот метод может применяться на этапе, предшествующем этапу «мозгового штурма». При этом каждый эксперт группы заранее подготавливает список своих идей. Подобным образом модифицированный метод «мозгово­го штурма» становится более продуктивным.

Следует сказать, что рассмотренные методы поиска явля­ются наиболее известными и распространенными. В их основе используются подходы и приемы, которые могут применяться и в других методах поиска. Следует заметить, что подобные методы всегда представляют собой лишь средство для творче­ства. Они совершенно не исключают творческий труд челове­ка, а стимулируют его и расширяют его возможности.

Метод конференции идей.

Методы поиска новых идей и решений. Конференция идей.

Конференция идей – хорошо подготовленное совещание, предназначенное для сбора идей по определенной тематике. Может применяться для поиска подходов к решению сложных проблем в различных областях человеческой деятельности.

Цель метода

Освободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы.

Суть метода

Хорошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой. Разрешена только доброжелательная критика. Следует избегать приглашения скептиков и "всезнаек". Возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы. Процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

План действий

I этап. Подготовка. Подбор участников. Предварительный подбор фактического материала. Определение времени и места работы. Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников. Предварительная проработка рассматриваемых вопросов.

II этап. Проведение конференции. Ознакомление участников с правилами совместной работы. Обеспечение работы конференции. Все выдвинутые идеи фиксируются. Пресечение дискуссий. Поддержка оригинальных идей.

III этап. Подведение итогов. После окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добавить). Полученные материалы передаются на экспертизу специалистам. Оценка и ранжирование результатов экспертами. Разработка рекомендаций.

Условия успеха

Наибольший эффект при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин.

Председатель совещания должен помнить, что:

1. Участие каждого в поиске идей, равно необходимо.

2. Неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей.

3. Хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху.

4. Через 20 мин. участники конференции устают.

5. Споры и дискуссии недопустимы.

6. Решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы.

7. В потоке идей не должно возникать пауз.

8. Группа является коллективным автором всех предложений.

Каждый участник должен знать, что:

1. Он необходим на данном совещании.

2. Он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения.

3. Он не будет внедрять предложения.

4. Все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами.

5. Он имеет одинаковые права со всеми.

6. За время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей.

7. Лучшая форма возражения – собственное предложение.

Достоинства и недостатки метода

Легкость освоения и простота в обращении. Результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки. Нет гарантии нахождения сильных идей.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.