Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Индивидуальная психология. Этапы терапии.





 

 

Индивидуальная психология включает в себя такие понятия, как жизненные цели, стиль жизни, схема апперцепции, чувство общественного и связанная с ним потребность в социальной кооперации, самость.

Стиль жизни – это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Симптом болезни, или черта личности, могут быть поняты лишь в контек­сте стиля жизни, как своеобразное его выражение. Жизненный стиль характеризуется очень ранним формированием, ошибочно­стью и устойчивостью. Он остается относительно постоянным на протяжении всей жизни и практически не подлежит изменению. В рамках своего стиля жизни каждый человек создает субъективное представление о себе и мире, которое Адлер называл схемой апперцепции и которое детерминирует его поведение.

Схема апперцепции, как правило, обладает способностью само­подтверждения, или самоусиления.

Адлер полагал, что жизненные цели, мотивирующие поведение человека в настоящем и ориентирующие его на развитие и достижение исполнения желаний в будущем, коренятся в его прошлом опыте, а в настоящем поддерживаются актуализацией чувства опасности, незащищенности. Жизненная цель каждого индивидуума складывается из его личного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой личности. Многие жизненные цели сформировались еще в раннем детстве и остаются до поры до времени неосознанными. Жизненные цели служат индиви­дууму для защиты против чувства беспомощности, средством соединения совершенного и могущественного будущего с тре­вожным и неопределенным настоящим. Адлер явно назвал три жизненные цели. Они связанны с обществом, полом и работой.

Самость в понимании Адлера тождественна творческой силе, с помощью которой человек направляет свои потребности, придает им форму и значимую цель. Формирование жизненной цели, стиля жизни, схемы апперцепции – акты творчества. Самость руководит и управляет индивидуальным реагированием на окружающее. Самость – форма реализации этой уникальности, она активно формирует стиль жизни, отвергая одни переживания и избирательно принимая другие.

Социальный интерес – это врожденное свойство человека, характеризующееся способностью к сосуществованию и взаимо­действию с другими людьми. Любое поведение индивида проис­ходит в социальном контексте.Человек рождается в некотором окружении и вступает в обоюдные отношения с ним. При тяжелой психопатологии не происходит полного исчезновения социаль­ного интереса. Даже психотик сохраняет некоторую общность с «нормальными» людьми. Адлер придавал важное значение развитию человеком восприятия себя как части большого соци­ального целого, развитию чувства социальной вовлеченности, желания внести свой вклад в общественную жизнь.

Основными принципами практики индивидуальной психологии являются: холизм – целостность - основное внимание уделяют изучению личности в целом, образу ее действий на протяжении жизни и гораздо меньшее значение придают частичным функ­циям; единство индивидуального стиля жизни – д/ понимания индивида необходимо понимание его когнитивной организации и стиля жизни. Жизн. стиль является интегрированным способом приспособления к жизни и взаимодействия с ней, стиль жизни не рассматривается как правильный или неправильный, он просто «очки», через которые личность видит свою жизнь. Следова­тельно, главным средством понимания личности является скорее субъективность, а не так называемая объективная оценка, обще­ственное чувство – социальный интерес - Адлер полагал, что способность и потребность кооперироваться являются одной из важнейших форм приспособления людей к среде. Только коопе­рация людей, согласованность их поведения предоставляют им шанс преодоления действительной неполноценности или ощуще­ния ее. Заблокированная потребность в социальной кооперации и сопутствующее ей чувство неадекватности лежат в основе непри­способленности к жизни и невротического поведения. Направ­ленность поведения к цели - Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, а основным побудительным мотивом, кроме того, является стремление достичь превосходства и адаптации к среде. Люди идут к целям, которые они сами выбрали, целям, которые дадут им место в этом мире, обеспечат им безопасность и сохранят самоуважение. Человек может выбрать цели полезные, несущие вклад в общество, а может посвятить себя бесполезной стороне жизни. Он может быть целенаправленным или может, как это делают невротики, заботиться о себе и о своем превосходстве, оберегая свое чувство личной значимости от угроз.

^ Особенности и цели адлерианской психотерапии.. Основная цель данной терапии – развитие социального интереса пациента. Цель адлерианской психотерапии конкретизируется в следующих задачах:

уменьшение чувства неполноценности и преодоление уныния, а также осознание и использование собственных ресурсов; измене­ние стиля жизни личности, то есть восприятия и целей, (терапев­тическая цель включает в себя трансформацию больших ошибок в маленькие); изменение ошибочной мотивации, даже если она лежит в основе приемлемого поведения, или изменение ценно­стей; помощь в осознании индивидом равенства среди своих коллег и товарищей; помощь в становлении человеческим суще­ством, делающим вклад в общее дело.

^ Терапевтический процесс в практике индивидуальной психо­логии. Как правило, сеанс психотерапии начинается с анализа индивидуального стиля жизни пациента, т.е. поиска тех проблем, которые отражаются в поведении его на разных этапах онтоге­неза. Этому помогает анализ самых ранних воспоминаний или наиболее значимых событий детства. Воспоминания, которые первыми придут на ум, по мнению Адлера, далеко не случайны, а соответствуют тем психологическим проблемам, которые пациент самостоятельно решить не мог как в прошлом, так и в настоящем. В рассказе пациента найдут отражение негативные обстоятель­ства, повлиявшие на его личностный рост, а именно – органиче­ская неполноценность, эмоциональное отвержение или избыточ­ное потворство со стороны родителей. Важно также обращать внимание на невербальные сообщения пациента – мимику, жесты, интонацию голоса, а также ключевые слова (глаголы), которыми он выражает прошлые действия (прообраз практики нейролингви­стического программирования).

В беседах с пациентом психотерапевт создает атмосферу безопас­ности, доброжелательности, сочувствия и поддержки. Он собирает материал, интегрирует те части прошлого и настоящего опыта больного, которые ускользали от его осознания. А затем возник­шая вновь целостность «с улыбкой возвращается психотерапевтом пациенту». Непременными условиями психотерапии является установление визуального контакта и эмпатического раппорта.

Следующий шаг в психотерапии Адлера – оказание помощи пациенту в понимании себя. Что в прошлом опыте переживалось и переживается как слабость, недостаточность, некомпетентность? Какие цели ставит перед собой пациент, чтобы достигнуть невротических атрибутов превосходства? Если когнитивное осознание этих реалий пациентом достигнуто, то он оказывается готовым воспринять этот опыт и эмоционально, а в дальнейшем через выполнение конкретных заданий психотерапевта реализо­вать его в поведении. Наконец, сотрудничество психотерапевта и пациента становится предметом их совместного обсуждения. Что испытывает пациент по отношению к психотерапевту? Какие переживания из его раннего опыта он проецирует на психотера­певта? Пациент, удовлетворив свою потребность быть услышан­ным, понятым, принятым, становится способным открыться альтруистическому опыту и осознать собственную противоречи­вость. Своим новым поведением, интересом к проблемам ближ­них он инициирует изменения в социальном контексте, от кото­рого, в свою очередь, сам зависит.

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.