Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пример возможной работы с хайку (хокку).





Танка (изящная вещица) – древнейший жанр японской поэзии, берёт свое начало в 8 веке: нерифмованное пятистишие из 31 слога (5+7+5+7+7). Традиционные темы: любовь, природа, разлука, странствия, времена года. Расцвет в 10-13 в.в. Строки 1-3 (ками но ку), строки 4-5 (сами но ку) дополняли три первые новым смыслом. Хокку, или хайку (дословно – начальные стихи, так как происходит от первой полустрофы танки. Возник в 15 веке. Реформаторы: Басе (17 в.), Бусон, Исса. Сейчас существует несколько форм хайку. Первозданно – это стихотворение о природе, нерифмованное, состоящее из 17 слогов или звуковых единиц, японское «он» (5+7+5). Должно быть «сезонное слово» - кэйго, указывающее на время года.

Психологически хайку это

- способ остановить мгновение и почувствовать его красоту,

- воссоединение со всем живым и неживым на Земле,

- дверь в наше прошлое (возможность всегда вернуться в это мгновение),

- классическое «здесь и сейчас» в действии,

- способ вырваться из круга забот (мыслей, внутреннего диалога и пр.),

- чувства, ощущения, а не вера, знания, представления.

Следовательно, хайку всегда актуальны, конкретны и привязаны к настоящему моменту.

Что дают и изменяют в жизни человека хайку:

1. Умение жить здесь и сейчас, то есть быть осознанным и центрированным.

2. Когда заглушен постоянный внутренний голос, то возникает состояние равновесия – Сатори-состояние.

3. Умение не оценивать, а воспринимать все таким, какое оно есть.

4. Почтение к жизни во всех ее проявлениях.

5. Чувство своего единства со всем миром – Сатори-просветление.

6. Чувство простоты.

7. Чувство умиления (автор хайку не думает или чувствует, а наблюдает, т.е. внимание сосредоточивается не на внутреннем, а на внешнем мире).

Правила написания хайку:

1. Указание на время года (все хайку расписаны по 4 сезонам).

2. Настоящее время.

3. Фрагмент (более короткая часть стиха) и фраза (более длинная).

4. Фрагмент может быть первой строкой (порывы дождя – свет то сильнее, то слабее) или последней (кладбищенский забор не в силах сдержать напора – белые лилии).

5. Хайку – интерактивная поэзия (требует участия читателя).

6. Обязательное присутствие природы в любом ее виде.

7. Обязательно называть вещи своими именами (ветер – а не «вздох зефира», ночное небо, а не звездный шатер и т.п.), т.е. запрещены тропы.

8. Запрещен прием олицетворения неодушевленных вещей (река не может смеяться, дерево страдать и т.п.).

9. Нет рифмы (а значит, нет и завершенности, это выхваченное мгновение).

10. Частичный отказ от пунктуации.

11. Отказ от заглавных букв.

12. Минимум личных местоимений.

Главные правила написания хайку непрофессионалами:

1. Пишите в три строки без подсчета слогов (короткая – длинная – короткая).

2. Пишите фрагмент и фразу.

3. Ставьте фрагмент в начало или в конец.

4. Обязательно вводите элемент природы.

5. Пишите в настоящем времени.

6. Избегайте знаков препинания.

7. Избегайте рифм.

8. Избегайте заглавных букв.

9. Ищите ассоциации и образы из простых реальных вещей (тишина – звездное небо, пустыня, пруд, зимний сад, жаркий полдень и т.п.).

В настоящее время существуют три основных направления библиотерапии:

- Библиоведческое (использование чтения как отвлекающего фактора, что помогает легче переносить страдания и т.п.). Наиболее распространено среди психиатров и врачей.

- Психотерапевтическое (прямое воздействие специально отобранных литературных произведений в терапии неврозов, психических заболеваний, психосоматических расстройств).

- Вспомогательное (в других психотерапевтических направлениях и методиках).

 

 

Основы цветотерапии

 

"Гармония в цвете - гармония в душе - гармония в жизни" (японская поговорка).

 

Цвет - явление загадочное. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета. Как свидетельствует анализ проблемы в исторической перспективе, цвет - источник многих парадоксов мышления. С истоков культуры человек стремился овладеть способностью цвета влиять на душевное состояние и использовал цвет в целях создания комфортной среды обитания и искусственного воссоздания реальности в изображениях. Наиболее ранние способы использования цвета связаны с его символической функцией - в ритуальной практике. Со временем цвета стали символизировать абстрактные понятия и целые сегменты реальности. Наивысшим достижением в овладении цветом является изобразительное искусство, использующее экспрессивные, импрессивные и символические свойства цвета. Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, они склонны считать цвет объективным свойством самих предметов.
Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Для нас практически невозможно отделить информацию цветовую от той, которая ее сопровождает, от контраста, в котором мы воспринимаем цвет. Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.

Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, - все это синтезирует единую и неразрывную картину мира. Несмотря на многочисленные психофизиологические исследования, наши знания о закономерностях формирования цветовых значений, особенностях воздействия цвета на психологическое состояние, многообразных связях цветов с эмоциями еще очень несовершенны. Их недостаточно даже для предсказания реакции субъекта на цветовой оттенок в конкретном контексте. Однако эта область пользуется неослабевающим интересом широкого круга специалистов. Знания о цветовой семантике и объективных закономерностях воздействия цвета на психологическое состояние субъекта востребованы во многих прикладных областях психологии, таких как психодиагностика, психология рекламы, психология искусства, инженерная психология, а также в медицине (психотерапия, цветотерапия). Факт эмоционального отношения людей к цветам настолько очевиден, что не нуждается в доказательствах, но и столь же загадочен. Человек различает цвета не только на основании их оттенков. Цвета бывают яркими или темными, “плотными” или “блеклыми”. В зависимости от этих характеристик цвета могут нравиться либо не нравиться, что доказывает связь этих характеристик с эмоциональным значением цвета. Наличие у цветов собственных значений подразумевает, что не все в конкретном оттенке доступно зрительному ощущению. В цвете есть нечто, адресованное не только “глазу”, но целостному человеку, субъекту.

Воздействие определенного цвета на человека известно с глубокой древности, так как мир, в котором мы живем, - многокрасочен. Цветовая символика безгранична, описать ее можно только приблизительно. Здесь мы рассматриваем не физическую составляющую цвета (длина волны и т.п.), а только психологическое значение и смысл определенных цветов. Оперирование цветом лежит в основе многих духовных школ и практик. Так, цвет является одним из базовых компонентов в мандалах, в восточных медитативных техниках, цвет закреплен за чакрами, состояниями. Воздействия определенного цвета на человека изучалось и использовалось в таких древних культурах, как египетская, китайская, индийская, ведическая. В Древнем Китае, где с цветом обращались чрезвычайно осторожно и трепетно, считалось, что нормальный человек находится в гармонии со всеми цветами, отрицание или пристрастие к определенному цвету есть признак душевного нездоровья. Чем меньше развита у человека способность цветоощущения и цветоразличения, тем серее и бледнее мир вокруг него, а следовательно, - и его душевное состояние.

 

Таблица: Соотношения между сущностью цветов по Платону

 

Цвет Черный серый белый
Время Будущее настоящее прошлое
Пространство низ и/или левое середина верх и/или правое
Возраст Молодость (зрелость) старость
Эмоции Страдание (нейтральные) удовольствие
Душа «конь черный» «возничий» «конь белый»

 

Вместе с тем античные мыслители утверждали, что «начала - белое и черное, а прочие цвета возникают от их смешения». Для Аристотеля предмет зрения - видимое и невидимое (темнота). А «видимое - это прежде всего цвет». Цвет, следовательно, то, что воспринимаемо, и в отношении чего «чувство не может ошибаться». Это значит, что цвета есть качества предметов наравне с другими. Свет же - не «тело», и противоположен тьме, являясь условием видения цветов.

Каждый цвет обладает определенными информационными свойствами, смысл которых чаще всего недоступен сознанию, тем более, что такие базовые цвета, как красный, синий, зеленый, желтый (хроматические) и белый, черный, серый (ахроматические) по сути своей являются архетипическими. Интересны исследования цветов Гете, Кандинским, Принцхорном.

Попытаемся рассмотреть цвета по следующим параметрам, собранным разными исследователями и по разным источникам (здесь могут быть расхождения, так как каждый цвет имеет сильную культуральную и временную нагрузку, как и все символы):

- Бессознательное стремление.

- Время.

- Хроматический архетип.

- Физиологическое воздействие.

- Психологическая потребность.

- Модель интеллекта.

- Медицинские показания.

- Чакра.

- Ассоциации (исторические и др.), символы.

Белый - Начать новую жизнь, принятие всего.

- Прошлое.

- Рационализм.

- Смягчает воздействие других цветов.

- Пустоты, одиночества, чистоты, ясности.

- Материальное сознание (общемировое).

- Освобождение от неприятных обстоятельств, покой.

- Сахасрара.

- Белые одежды святых, белое платье невесты (поздний символ), саван, белая аура, Беловодье, Белый Пьеро, белая птица, белый единорог, Белый рыцарь, белая роза.

 

Черный - Конфликтность, протест, агрессия.

- Будущее.

- Иррационализм.

- Снижает частоту пульса и дыхания.

- Четкое "нет", протест против существующего, судьбы, отрицание, отказ, уход.

- Женское бессознательное.

- Общеукрепляющее (т.к. поглощает все цвета).

- Траур (поздний символ), тьма и тайна, одежды монахов и магов, Черный человек, черная Кали, черная кошка, черные знамена, Ночь, Пропасть, уход.

Серый - Стабилизация, порядок.

- Настоящее.

- Хроматизм.

- Подавляет все реакции.

- Нежелание что-то делать, отгораживание от всего, необходимость защиты, отдыха.

- Подсознание (общемировое).

- Защита, повышение чувствительности.

- Серость, Серый кардинал, середина, неразгаданность, туман, расслабленность.

Красный - Возбуждение, преодоление.

- Данный момент, сейчас, линейное время (хронос).

- Тотемизм.

- Увеличивает частоту пульса и дыхания, повышает давление, увеличивает скорость реакции и мускульную силу (очень).

- Потребность в уверенности, успехе, самовыражении.

- Мужское бессознательное

- Депрессии, заживление ран, экземы, нейродермиты, апатия, слабость, недостаточность иммунитета, анемии, боли в позвоночнике и мышцах, неврозы, психастения.

- Муладхара.

- Любовь, кровь, сердце, гнев, энергия, насилие, Красно солнышко, Красна девица, жертвенность, Красная роза, красный плащ Воина, страсть, опасность.

Розовый = красный + белый = духовная радость.

Оранжевый - Стремление к переживаниям.

- Вне линейного времени (кайрос).

- Буддизм, даосизм.

- Увеличивает частоту пульса и дыхания, скорость реакции, мускульную силу (меньше, чем красный), повышает давление.

- Принятие, спокойная уверенная радость, сила в себе, терпимость.

- Бессознательное.

- Депрессия, апатия, анемия, полнота, сексуальные расстройства.

- Свадхистана.

- Страсть, уверенность, Солнце, апельсин, теплый огонь, очаг

Желтый - Стремление преодолеть одиночество, независимость, расширение горизонтов.

- Вне времени (всегда).

- Иудаизм.

- Незначительно увеличивает частоту пульса и дыхания и повышает давление.

- Радость, нежное возбуждение, снятие напряжения, освобождение, надежда, желание раскрыться.

- Женское бессознательное в нормальных условиях и мужское бессознательное в экстремальных условиях.

- Напряженность, депрессии, жизненные кризисы, беременные и дети.

- Манипура.

- Аура Будды, нимб Христа, Радость, Солнце, Ребенок.

Зеленый - Возрождение, потенциальная энергия, статика.

- Всегда.

- Ислам.

- Незначительно снижает частоту пульса и дыхания, давление, скорость реакции и мускульную силу.

- Самооценка, саморегуляция, самоуважение.

- Мужское сознание в нормальных условиях и женское - в экстремальных.

- Гипертония, синдром хронической усталости, боль, нарушения сна, истерия.

- Анахата

- Природа, Покой, Крест Христов, Изумрудные скрижали, Грааль, Рождение, Весна.

Синий - Покой, безопасность, пассивность, сверхчувственность.

- Нет понятия времени.

- Протестантизм.

- Снижает частоту пульса и дыхания, давление, скорость реакции, мускульную силу.

- Уравновешенность, гармония внешнего и внутреннего, покой, мудрость.

- Подсознание.

- Любые состояние, требующие успокоения и расслабления.

- Вишудха.

- Небо, Амон, Зевс, Яхве, Кришна, плащ Одина и Девы Марии, Синяя птица, ночь, медитация, интуиция.

Фиолетовый = красный + синий = мужской путь + женский путь = возбуждение + успокоение = движение + статика.

- Испытать влияние других на себе и самому влиять на других.

- Нет понятия времени.

- Католицизм.

- Очень сильно снижает скорость реакции, на остальное не влияет.

- Духовный рост, смирение, принятие, мудрость отстраненная.

- Мужское подсознание в нормальных условиях и женское - в экстремальных.

- Боль (как болеутоляющее), острые психотические состояния, обезболивание родов.

- Аджна.

- Духовное начало, сакральная тайна, покаяние, перстень кардинала (аметист), высшее знание вне разума, трансперсональное состояние

Значения цветов (по всем возможным направлениям)

Красный

Символизирует состояние "расходования энергии". Чувственное восприятие - аппетит, эмоциональное - желание, временная категория - настоящее. В мифологии красный цвет используется очень много: Бог войны в красном (аспект жестокости); в Африке - означал «я тебя люблю безмерно», в красное одевали в Африке царей и вождей (только они могли вынести смертный приговор), красный цвет связывали с жарким временем года и потерей самообладания. У крестоносцев в геральдике выражал любовь к Богу, ближним, но также ярость и жестокость. Красная девица – это не красивая девица, а девица на выданье в славянских культурах. Князей хоронили в красном. Т.е. у славян красный – цвет смерти, перехода в иной мир. Свадьба психологически – обряд похорон дочери и рождение замужней женщины, т.е. сепарация от родительского дома.

Красный цвет способствует работе желез внутренней секреции, выработке адреналина, связан с органами размножения, влияет на температуру тела (повышает).
Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».

В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. Любопытно, что в народной медицине слабых младенцев было принято заворачивать в красные пеленки, чтобы они "подпитывались" живительной энергетикой цвета. Как говорил Василий Кандинский, «беспредельное красное можно толь­ко мыслить или духовно видеть». Слишком уж противоречив этот цвет, да и достаточно нелогичен. В могильниках древних обществ красной ох­рой посыпали тела умерших в знак воскрешения из мертвых; перед обычной охотой мужчины красились в красный цвет для придания своему духу энер­гии, активности и бесстрашия.

В Древнем Египте красной или красно-коричневой краской всегда окра­шивались изображения богов и мужчин. В иудаизме красный цвет символизи­ровал не только мерзости и грехи всякие, а и сам День Страшного суда. Но одновременно красный украшал и стены первых иудейских храмов, и одежды первосвященников, и одеяния воинов. Так, щит героев Израиля «красен, вои­ны его в одеждах багряных... в день приготовления к бою».

Красный посвящен в христианстве Святому Сыну, позволяет понять и ассоциации красного со Страстями Гос­подними, с кровью Иисуса Христа, пролитой во спасение человечества. Дни святых пишутся красным цветом. В право­славии красный цвет вслед за белым продолжает пасхальное богослужение.

Как символ неизреченной любви Бога к роду человеческому, как цвет крови он используется также в красных или багряных облачениях, надеваемых для служб в честь мучеников. В католичестве красный цвет символизирует не только дни мучеников, но и собственно Троицу. Цвет кардиналов как слуг Папы. Означает рвение в вере, силу и достоинство.

Тантризм же связывает энергетический центр красного цвета с усилением жизненной энергии и повышением иммунитета или выносливости. Красного цвета первая чакра, Муладхара, «отвечающая» за жизненную энергию человека вообще.

Каббала наделяет красного бога солнца строгостью и непреклонностью. В алхимии красный символизирует «мужской принцип», связанный и с Драко­ном, и с Солнцем, и со Львом различными стадиями «Великого опыта».

В ма­сонском обряде наиболее ярко это следует из алых «цветов борьбы» андре­евских лож. Близки к ним и красные тона «Королевской арки» или тевтонических крестов высшей ступени посвящения.

Обыкновенно красный цвет ассоциируется с мужским активным принци­пом, с кровью, с огнем. Практически все культуры исповедуют этот принцип. «Энергичные, здоровые, малокультурные люди находят особое удовольствие в этом цвете. Склонность к нему обнаружена повсюду у диких народов».

Поговорка «Дурак любит красное» справедлива не только в России, ибо красное - это средоточие бессознательного, физического, физиологического. Красный фонарь, например. Или красный цвет бога войны Марса. Или крас­ные накидки самых воинственных воинов - лаконийцев и римлян. И, наконец, красный цвет крови. Если все это не убеждает, то вспомним имя нашего праро­дителя: Адам означает «красный человек».

И в России красное стало синонимом красивого. Красная площадь, крас­ный угол, красная строка. Красным характеризуется экстремальное состояние женского интеллекта при месячных и родах. Не зря же в древних и пережиточных обществах красным цветом на­деляли шаманок в их экстремальных службах племени. И красным же цветом экстремумов смущения или стыда наделяется женщина, но не мужчина, кото­рый, как мы только что видели, и так красный.

В Европе красный цвет одежды соответствовал действию, горению, стра­стности, желанию и воле к победе. При Бургундском дворе красные одежды означали пламенную и страстную любовь. Сочетание красного с черным - смерть любви, а красного с голубым - непоколебимую верность вечной стра­сти. Отсюда возникают ассоциации с любовью, с сексуальным возбуждени­ем, страстностью и т.п. Не зря Рембо полагал, что женщину в красном легко соблазнить, ибо красным цветом она уже «высказывает», что «была бы не прочь испытать некоторое возбуждение». Мужчины красный цвет считают любимым много чаще, чем женщины. Хотя он одинаково силь­но возбуждает оба пола. Возбуждение это сугубо мужское - физическое, мус­кульное.

Красный фригийский колпак французских коммунаров являлся знаком борь­бы за свободу, которой добивались рабы Древнего Рима. Аллегорически он связан с социологическим значением «красный». То есть политически крайне левый - ярый приверженец потрясений и революций. Красный цвет часто вызывает волнение, беспокойство и усиливает нервное напряжение.

По данным Э. де Боно, красный является очень эмоциональным цветом, так как символизирует гнев, ярость и внутреннее на­пряжение. Повышая уровень активности, красный заставляет больше внима­ния уделять и окружающему миру.

В самом деле, хроматические свойства красного таковы, что днем он при­ближается к нам, выступает вперед и даже наступает на нас. А в сумерках слу­жит фоном и создает странное впечатление глубины, происхождение которой также не оставляет в покое. Поэтому мощное возбуждение психики от красно­го цвета имеет весьма навязчивый характер.

Принудительный сти­мул к активной экстраверсии, то есть к деятельности, направленной вовне лич­ности. В этом принуждении участвует весь организм человека. Пульс учащает­ся и усиливается. Увеличивается артериальное давление крови и внутриглаз­ное давление. Дыхание учащается и углубляется. Активизируется мускульная система. Увеличивается скорость движений, так как время в красном цвете пе­реоценивается. Может поэтому красные стены бистро и кафе располагают лю­дей к более быстрой еде. Заметим, что скорость движений всегда больше у мужчин. Женщины же время вечно недооценивают. Вечно опаздывают. Красный цвет освещения в 2 раза увеличивает силу сжатия кисти. За счет возбуждения нер­вной системы красный вызывает в начале резкий подъем работоспособности. Например, производительность труда уже через 10 минут повышается на 26 %, ибо увеличивается мышечное напряжение и скорость движений. Ускоряется реакция «счет чисел»... Однако при адаптации к красному цвету, число пра­вильно решенных задач снижается на 20 %, а производительность труда - на 34 % (после 20 минут адаптации). Появляется цветовое утомление, приводя­щее к дальнейшему понижению работоспособности.

Психологами отмечено, что но­шение красных очков спортсменом повышает его выносливость, выявляет бо­евую борцовскую решительность в его характере. Красный более характерен для вкусов молодых. Если до 20 лет он часто ставится на первое место, а к 30 годам - несколько реже, то к 60-ти красный уже стоит где-то в середине цвето­вого ряда предпочтений. Красный цвет помогает активно преодолевать жиз­ненные препятствия. Улучшает динамичность жизни, и даже предприимчивость.

Поэтому в качестве возбуждающего красный весьма эффективен при лече­нии депрессий, подавленности и меланхолии. Уже д-р Бэббитт заметил, что красные цвета освещения (фильтры на окнах, шторы и др.) противопоказаны сангвиникам и холерикам. С. Пэнкост использовал красные световые ванны при лечении параличей, истощения и туберкулезов третьей степени. Некото­рых людей, по данным У. Бера, этот цвет возбуждает и опьяняет так, что у них резко понижается рациональный контроль за своими действиями.

Из-за значительной проникающей способности он болеутоляюще воздействует на нервную систему. Наиболее эффективен при лечении гиперстезии как основы большинства симптомов неврастений. При этом часто про­ходят головные боли, головокружения, а также боли в позвоночнике и др. Красная шерстяная нитка, обвязанная вок­руг ушиба, издавна использовалась для снятия боли и скорейшего выздоровления.

Красный стрептоцид как праобраз современных сульфаниламидных пре­паратов не одному поколению спас жизнь. Нередко красные цвета успешно используются для лечения детской анемии и апатии, так как он способствует увеличению числа эритроцитов. Возможно, это и привело немецкого ис­следователя семантики цвета Ульриха Бера к соотнесению красного цвета с возбуждающей материей жизни, то есть, по нашей терминологии, с бессозна­тельным.

Красный прекрасно способствует заживлению ран за счет глубокой прони­кающей способности. Поэтому в процессе цветолечения резко уменьшаются воспалительные явления. С помощью эндоскопа в красном свете лечатся яз­венные болезни желудка, воспаления гениталий и др. Хорошо зарекомендова­ли себя методики лечения красным цветом острых экзем, кори, оспы, рожис­тых процессов и др. В хроматизме красный цвет сублимирует архетип тотемизма. В сублимате же красного цвета заключено хроматическое проявление мужского бессозна­ния при нормальных и женского - при экстремальных условиях жизни.

Оранжевый

Этот цвет отвечает за удовлетворение различных способностей, постоянно держит в тонусе; обладает всеми возможностями красного, но без агрессии. Его сила действует очень мягко. Воздействие, оказываемое им, является теплым, радостным и возбуждающим. Витальная сила красного позволяет оранжевому вытеснять все цвета. Этот цвет связана со стремлением к достижению самоутверждения. Оранжевый цвет - цвет теплоты, блаженства, накала, но в тоже время - мягкого блеска заходящего солнца.

Древние считали его цветом здоровья и творчества. Данный цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, детских товаров, а также услуг в области здравоохранения и образования. Оранжевый цвет прибавляет активность, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.

Бодрость, жизнерадостность, энергичность, активность, самодостаточность, радость, мудрость. Воинственная сила Марса и Сатурна. Оранжевый также символизируется и с вулканами - струящаяся энергия. В психотерапии оранжевый укрепляет волю, поддерживает сексуальность, активизирует работу желез внутренней секреции. Оранжевый регулирует обменные процессы, лечит мочеполовую систему, улучшает кровообращение и цвет кожи, благотворно действует на пищеварение, обостряет аппетит и вызывает чувство эйфории. Он оказывает поддержку в случае тяжелой утраты или горя; вносит утраченное равновесие. В первый момент при утрате человек отвергает этот цвет, т.к. не может понять того, что случилось, считая это несправедливым.

Как заметила Ингрид Ридель, оранжевый объединяет в себе солнечное си­яние желтого и жизненную силу красного цвета. Непосредственно этот цвет связан с цветом тепла. Символически этим цветом в Древней Индии обознача­ли «эротическую настроенность обоих полов». В буддистских и других восточных верованиях шафраново-оранжевые одея­ния служителей культа или монахов символизируют отречение и смирение во имя одновременного сочетания в себе функций также обоих полов.

Кандинский отмечал особую неустойчивость и неточ­ность оранжевых оттенков. Каббала же придает оранжевому цвету фигуральный смысл лоска, блеска и глянца. В православии оранжевые цвета одеяний наряду с желтым (золотым) цветом олицетворяют славу, величие и достоин­ство, присвоены воскресным дням как дням Господа - Царя Славы.

Вообще же этот цвет часто ассоциируется с удовольствием, роскошью, ра­достью и пламенем. Действие оранжевого цвета вызывает у нас некоторое возбуждение. Менее сильное, чем от красного, и потому более приятное. Создает ощущение благо­получия и веселья. Имеет сильное стимулирующее влияние на чувства.

Увели­чивает силу сжатия кисти в 1,5 раза по сравнению с белым. Оказывает благо­приятное воздействие на работоспособность при условии периодического от­дыха. При длительном восприятии оранжевого может появиться утомление, и даже головокружение. Легкое ускорение кровообращения практически не ска­зывается на давлении крови. Незначительно учащает пульс и дыхание.

По данным психологии цвета, красновато-оранжевый цвет в качестве пред­почтительного означает стремление человека к переживаниям. Стремление к высокому уровню активности из-за неудовлетворенной жажды приключений. Оранжевый - это активная интенсификация самораскрытия и установления контактов с окружающими, влечение к стихийным действиям, тяготение к нео­сознаваемым сладострастно-радостным впечатлениям.

В цветолечении оранжевый цвет оказывается промежуточным между крас­ным и желтым. Применяется при лечении детской апатии и анемии, доводит число эритроцитов и гемоглобина до нормы. По Вайсу, оранжевый цвет обла­дает стимулирующим действием на грудные железы и благоприятствует выра­ботке молока. Нередко поддается лечению и диспареуния, ибо интимная жизнь в идеальном случае предполагает, прежде всего, единство мужского и женского восприятия. Оранжевый цвет и создает это единство.

Оранжевые цвета благоприятно действуют на пищеварение и усиливают аппетит. Любопытную психологическую реакцию оранжевый вызывает у па­циенток, страдающих излишней полнотой и диспареунией (аноргазмией и т. д.) - они его начисто отвергают. Так же, как красный и желтый. И предпочитают сине-зеленые тона. При функциональном происхождении этих заболеваний, однако, может назначаться именно теплая гамма цветов. Это создает у пациента все условия для динамического перехода к активности параллельно с психо­терапевтическим курсом лечения.

В хроматизме оранжевые оттенки сублимируют архетипы буддизма и дао­сизма. Единство мужского и женского бессознаний в оранжевом сублимате озна­чает единство красного и желтого, то есть единство их общечеловеческих фун­кций. В цветовых предпочтениях юношей, достигающих половой зрелости (согласно Люшеру), превалирует красно-оранжевый цвет.

Желтый

Производит впечатление легкости и радости, выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений. Символически соответствует радужному теплу Солнца, духу веселья. Это цвет надежды и ожидания большего счастья во всех его бесчисленных формах - от секса до каких-то философских и религиозных воззрений.

Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся.
Всякий, кто отдает предпочтение этому цвету, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. В мифологии желтый олицетворяет собой Солнце, тепло, весну и цветы. У евреев желтым цветом клеймили, сочетание желтого и черного - опасность (раскраска тигра, знак радиации), в народе желтые тюльпаны - символы разлуки.

Желтый, в наивысшем проявлении - золото. Золотой цвет ободряет, дает ощущение благополучия. Переизбыток золота - явное стремление самоутвердиться. Желтый - цвет золота, солнца. Результат желтого голодания - потеря интереса к жизни, депрессия, снижение иммунитета. На физическом уровне желтый удаляет шлаки, очищает и тонизирует организм. Помогает контролировать вес. На психическом уровне - противодействует озабоченности и мрачным мыслям. На эмоциональном - повышает самооценку, превращает " не могу" в "могу".

У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом. С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест - чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Стоит также упомянуть «желтую прессу» и «желтый дом».

Как считал Гете, желтый цвет всегда несет с собой свет. В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Вместе с тем солнечно-желтый как цвет божественного озарения обычно ассоциируется и с цветом Афродиты, и с одеждами Афины, и с ореолом Аполлона, и с аурой Будды, и с нимбом Христа.

Еще в Древнем Египте изображения богинь и женщин канонически окраши­вались в желтый цвет. Индуизм улавливает в этом цвете бессмертно-жизненную истину, наделяя им семя человеческое. В энергетическом центре желтого цвета тантризм ус­матривает увеличение жизненной силы и приобретение крепкого здоровья.

Золотые и желтые цвета одежды, православные священники надевают на бого­служения праздников Иисуса Христа (Рождество, Сретение, Преображение, Воз­несение), в воскресные дни, а также в дни памяти апостолов и святителей. В католичестве светло-желтый цвет символизирует интуицию, интеллект и веру. А также истину, обретенную в откровении, и эмоциональную теплоту Солнца.

Духовную красоту характеризуют золотисто-желтым цветом Каббала и франкмасоны. Однако желтый флаг в Европе означал карантин. Примечатель­но, что до XII века, по данным Л.Н.Мироновой, желтый цвет имел преимуще­ственно положительное значение, после XII - приобрел смысл измены, лжи, продажности (изображение Иуды в желтых одеждах), бесстыдства и т.п. И жертвы инквизиции шли на костер в желтых одеждах.

Заслуживает интерес и особый характер «понимания» этого цвета в Рос­сии начала XX века. Желтые тона «Мира искусств» тогда прекрасно ужива­лись с фиолетовыми цветами модерна. Желтый Бакст и сиренево-фиолетовый Врубель. В России даже золотистому лютику было присвоено насмешли­вое - «куриная слепота».

Золото и женщина... По золотым кольцам в ушах уже в глубокой древности различали социальное значение главного - правого и под­чиненного - левого. Так, лишь знатные персы и греки золотое колечко носили в правом ухе. В левом колечко носили исключительно рабы.

Золотисто-желтый связывается также с лучисто-интуитивной целеустрем­ленностью или с интеллектуальным оптимизмом. Кандинский усматривает в этом цвете стремление к человеку - стремление перешагнуть границы обособ­ленности каждого из нас.

Восприятие желтого цвета вызывает более нежное по сравнению с оран­жевым действие на пульс и дыхание. То есть бодрое, веселящее возбуждение. Желтый наиболее благоприятен для большей скорости зрительного восприятия, устойчивости ясного видения и остроты зрения. Стимулируя этим деятельность мозга, он вызывает у человека интеллектуальный интерес к объек­тивному миру. Вероятно поэтому ярко-желтый цвет часто отвергается алкого­ликами. Хотя здесь следует учесть и тот факт, что желтый принимает участие в развитии головокружений.

Целительные свойства желтого цвета, согласно практике д-ра Бэббитта, могут использоваться и приемом внутрь воды, заряженной в бутылках желтого стекла на солнце. По этой методике лечатся хронические запоры и бронхит.

В функциональной психологии предпочтение желтого означает стремле­ние к независимости и к расширению горизонта восприятия. Значение желтого цвета обычно включает и живость чувств в самораскрытии интеллекта, и радо­стную бодрость при нежных возбуждениях.

Интересно сопоставить любовь к желтому беременных женщин (которые прошли курс обучения для безбоязненных родов) и грудных детей. С одной стороны, желтый излечивает детскую анемию. А с другой, - успокаивает отдель­ные виды женских психоневрозов и препятствует колебаниям в состоянии здо­ровья. Пристрастие женщины к желтому цвету одежд часто говорит о само­влюбленности, о скрываемой чувственности и женственности.

Де Боно соотносит желтый цвет с оптимизмом и жизнеутверждением, в котором живет надежда и позитивное мышление, и поиск возможностей. Оче­видно, прежде всего, при жизненных разочарованиях может оказаться полез­ным действие желтого цвета как ярко выраженного стремления к человечеству, к интуитивному преодолению межличностной напряженности, к непринужден­ности в общении или в ожиданиях.

В хроматизме желтые тона сублимируют архетипы иудаизма и определен­ных индуистских верований.

Оттенки желтого

Если светло-желтые тона связаны с солнечным светом, а, следовательно, и с первопричиной жизни, с первыми весенними цветами - одуванчиками, с вы­водком цыплят, золотом или лимоном, то затемненные тона желтого цвета - с гноем, мочой и калом, с цветом жалящих ос, с







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.