|
Понятие миссии и цели организации.
Одной из главных задач любого управления является целеполагание или целепостановка, ради достижения которых формируется, организуется деятельность организации как целостной системы. Целеполагание как исходный момент в деятельности руководителя, означает выбор ориентира, определяющего направление движения или направленность действий. В менеджменте под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления. Желаемое дает необходимое в содержании цели управления, которое является главным ее элементом, определяющим значительность цели, ее объективность, организационную силу. Достижение цели начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. В ней детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, намерение руководства, приводится определение самых важных характеристик организации. В научной литературе еще не выработано единого подхода, используемого при формировании миссии. Поэтому в управленческой литературе встречаются разнообразные подходы к определению и содержанию миссии, оценке роли и значения организации со стороны руководителей, принимающих решения. В содержании миссии должна быть отражена главная цель организации, ее ожидания и ценности потребителей производимой продукции как на текущий момент, так и в стратегическое плане. В содержании миссии не рекомендуется отражать текущее состояние деятельности организации, форм и методов ее работы, получение прибыли, так как она призвана определять стратегические усилия и какие ценности будут выступать приоритетными. Как правило, миссия формируется высшим руководством, которое несет ответственность за достижение намеченных результатов путем постановки и реализации целей организации. Таким образом, миссия образует основу для постановки целей организации в целом, ее структурных подразделений и функциональных подсистем. При этом цели конкретизируют миссию организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. В больших фирмах форма деятельности во многом не носит постоянного характера, меняется под воздействием внешних обстоятельств, внутренней среды, стиля руководства. Для сохранения выживаемости организации приходится часто менять цели в соответствии с возникающими потребностями. Целепостановка как базовый элемент управления предполагает последовательность этапов: определение перечня принципиально возможных целей; сужение перечня до более конкретного списка реальных целей, выбор одной цели и ее формирование; выявление подцелей, их формирование и постановка как целевых задач. При этом очень важно выявить перечень нужных функций управления; обосновать состав и величину ресурсов, потребных для целеосуществления; определиться со стратегией различия и целевых программ, отработать структуру организации и систему управления, составить планы достижения намеченных результатов. На формирование целей существенное внимание оказывают помимо владельца или руководителей организации, ее сотрудники, положение, статус, деловые партнеры, местные власти, социально-политическая обстановка в целом.
Виды целей.
Система управления — это прежде всего целенаправленная система действий, имеющая иерархическое строение и организована для достижения целей организации. Различие между целями предопределяет их классификацию. По источникам цели можно разделить на заданные извне и сформировавшиеся внутри организации. Внешние цели ставит официальное руководство, формируются ожиданиями потенциальных партнеров, потребителей продукции, учитываются потребности социальной общности, в рамках которой организация функционирует. Внутренние цели — цели самого коллектива предопределяют удовлетворение потребностей его членов. Между этими двумя целями прослеживается детерминация, так как реализация внешней цели является средством достижения внутренней, т.е. удовлетворения собственных потребностей. По комплексности цели разделяют на простые и сложные, которые в свою очередь трансформируются на подцели. По степени важности цели разделяются на стратегические и тактические. Стратегические цели фокусируют решение перспективных задач, качественно меняющих ценности организации, например, занятие лидирующего положения в своем профиле деятельности. Тактические цели направлены на решение отдельных этапов стратегических, например, проведение модернизации отдельных видов оборудования. Они призваны решать цели годового плана (оперативные) и текущего задания (операционные). По сроку действия цели разделяют на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года). В краткосрочных целях конкретизируются необходимые действия, и они являются проводниками на пути реализации долгосрочных. По содержанию цели подразделяют на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, социальные. К технологическим целям можно отнести процессы автоматизации, оснащение интеллектуальной техникой рабочего места руководителя, техническое перевооружение существующих и новое строительство производственных мощностей. Под экономическими целями может выступать сохранение и поддержание на необходимом уровне всех финансовых ресурсов. Производственные цели могут выражаться в достижении уровня производительности труда при производстве всех (или отдельных) видов продукции. Административные цели могут определять критические Области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение намеченных результатов, надежного взаимодействия между сотрудниками, надлежащей их дисциплины. Маркетинговые цели связывают с определением потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, завоеванием сегментов рынков сбыта, поддержанием и завоеванием лидерства в ценах и пр. Научно-технические цели связывают с разработкой и внедрением новых видов и совершенствованием выпускаемых образцов продукции, завоеванием лидерства по вводу на рынок новых видов, используя для этих целей определенный процент прибыли. Социальные цели ориентируются на установление благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их профессионального уровня и т. п. С точки зрения приоритетности выделяют необходимые цели, реализация которых пропорционально сказывается на результатах деятельности; желательные, осуществление которых позволят в определенной степени получить гарантии; возе цели, которые в данный период по существу ничего не меняют. По форме выражения бывают цели, характеризуемые количественными показателями, например, объем производства в рублях, тоннах, штуках; описываемые качественно — улучшение морально-психологического климата в коллективе. С точки зрения уровней различают общие и специфические цели. Общие цели формируются на основе общего представления, философии, т.е. миссии организации, отражают важнейшие направления деятельности всего коллектива и могут быть интегральными и функциональными. Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности исходя из установок общих целей. Как правило, организация ставит и реализует не одну, а несколько целей, которые важны для функционирования и стратегического развития. Представленный здесь один из возможных вариантов классификации целей, позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать механизм наполнения одной цели на другую. Например, сначала разрабатывается долгосрочная цель, а исходя из нее — краткосрочная. При достижении последней с учетом появившихся изменений разрабатывается другая долгосрочная цель, а на ее основе — очередная краткосрочная. В результате формируется упорядоченная и сбалансированная система целей и механизм ее постоянного обновления. На практике в качестве механизма используют построение целевой модели в виде древовидного графа — дерева целей. При построении дерева целей руководствуются следующими правилами: · общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата; · при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня; · при формировании целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, не описывая способов их получения; · подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга; · фундамент дерева должен составлять задачи, предоставляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным образом и в конкретные сроки.
Требования к системе целей.
Реализация целей возможна при условии, когда поставленные цели организации отвечают определенным требованиям. Цели должны быть конкретными и измеримыми, что позволяет выразить их не только качественно, но и в количественных показателях. При этом представляется возможность отслеживать процесс их достижения, принимать при необходимости управленческие действия на различных этапах. Важным требованием целеполагания является реальность целей, обеспеченность соответствующими материальными и людскими ресурсами. Практика показывает, что люди работают наиболее продуктивно, когда цели установлены на так называемом побудительном уровне — достаточно высоком, чтобы было к чему стремиться, но не настолько высоком, чтобы потерпеть неудачу, и не настолько низком, чтобы нужно было затрачивать усилия для ее достижения. Цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке, т.е. быть отзывчивыми в случае непредсказуемых изменений ситуации в фирме, так как могут умножаться сложные проблемы, из которых выходить может быть очень трудно и с большими издержками. Одним из требований целеполагания является признанность персонала в качестве личных целей. Так как цели обычно достигаются совместной деятельностью людей, то они должны быть понятными, воспринимаемыми большинством членов коллектива. Цели должны быть проверяемыми, что указывает на необходимость оценивать степень их достижения и осуществлять соответствующее стимулирование. Цели должны быть совместимыми во времени и пространстве, совмещать работников и взаимно поддерживать. Очень важно, чтобы управленческий процесс приводил к достижению поставленных целей, тогда он считается эффективным. Предварительная эффективность целей может определяться в процессе постановки целей, которая в литературе получила название потенциальной; реальнаяэффективность зависит от полученных результатов на практике. Степень эффективности определяется тем, насколько удалось достичь указанных целей. Помимо эффективности действий, направленных на достижение целей, отмечают выгодность и экономичность. Содержание выгодности сводится к получению определенного положительного результата, например, прибыли; вторая показывает цену, которую за этот результат пришлось заплатить, соотнеся его с величиной затрат. Чем в большей степени результат их превышает, тем экономичнее управленческий процесс. В практической деятельности должно быть оптимальное соотношение между эффективностью и экономичностью, так как высокоэкономичная деятельность будет малоэффективной в достижении цели, а эффективная — неэкономичной, если цель будет достигаться слишком высокими затратами. Важным признаком эффективной деятельности являются результативность, рациональность технологии, надежность оборудования, материалов, организация процессов в соответствии с поставленными целями. Реализация намеченных целей требует создания заблаговременных условий, в виде предпочтительных позиций, предотвращения влияния неблагоприятных обстоятельств в достижении конечных результатов. При этом реализации целей должна быть своевременной, создавать условия для осуществления последующих этапов без неоправданных перерывов.
Управление по целям.
По своему содержанию цель включает четыре составляющих: желаемое, возможное, необходимое и исторически приемлемое. Желаемое учитывает интересы и потребности человека. Возможное — наличие ресурсов с технической, экономической, правовой и других сторон. Необходимое учитывает корпоративные потребности и интересы коллектива, общества. Исторически приемлемое — это дань традициям, укладам, воле ближайшего окружения людей. При постановке цели управляющий должен проверить наличие каждой ее составляющей, так как отсутствие даже одной из составляющих делает одну из целей нереализуемой. Управление по целям начинается с анализа сложившегося положения на данный момент, определения желательных характеристик будущего результата. Требуется немало усилий от руководителей организаций по выработке реальных и обоснованных целей, особенно когда меняется внешняя среда. Следующим шагом целевого управления является оценка действующей организационной структуры, при необходимости ее совершенствования, составление положения о подразделениях и распределение функций между подразделениями. Исходя из главной цели производится разработка целей структурных подразделений. Содержание данного этапа сводится к тому, что цели должны быть сформулированы на каждом уровне управления, прежде всего по горизонтали. Поскольку реальные организации многоцелевые, то на данном этапе для каждого уровня управления должны быть сформулированы все цели выбранной стратегии. Важным шагом является доведение выбранных целей до подразделений — обоснование построения дерева целей. Сущность данного этапа заключается в выявлении взаимозависимых целей, реализуемых на каждом уровне управления, что позволяет построить дерево целей. После доведения целей до исполнителей начинается этап реализации целей. Содержание этапа сводится к закреплению целей за каждым исполнителем, определение всех ресурсов, необходимых для реализации целей, составление графика выполнения работ, контроль за ходом выполнения, своевременность вмешательства и корректировки поставленных целей. Оценка достигнутых результатов должна производится снизу вверх с выходом на главные цели. Результаты реализации целей обсуждаются с подразделениями и доводятся до исполнителей каждого уровня управления. Целеполагание может быть реализовано также программно-целевым способом. Сущность способа состоит в том, что он на основании целей устанавливает пути, способы их достижения, а сами пути увязываются, согласуются с необходимыми средствами, затратами экономических ресурсов, включая время. Единство целей, путей и средств их достижения воплощается в программу действий, ведущих к намеченным целям. Такая программа показывает, каким образом будут достигаться цели управления, в какие сроки, при каких затратах ресурсов. Практика показывает, что при управлении по целям зачастую внимание руководителей сосредотачивается на достижении текущих и краткосрочных результатах, забывая о долгосрочных целях. Поэтому целесообразно в стратегических планах предусмотреть достижение результатов, включая долгосрочные среднесрочные и краткосрочные цели.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|