Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие миссии и цели организации.





 

Одной из главных задач любого управления является целеполагание или целепостановка, ради достижения которых фор­мируется, организуется деятельность организации как целост­ной системы. Целеполагание как исходный момент в деятель­ности руководителя, означает выбор ориентира, определяющего направление движения или направленность действий.

В менеджменте под целью понимается идеальное или жела­тельное состояние объекта управления. Желаемое дает необхо­димое в содержании цели управления, которое является глав­ным ее элементом, определяющим значительность цели, ее объективность, организационную силу.

Достижение цели начинается с установления миссии пред­приятия, выражающей философию и смысл его существова­ния. В ней детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, намерение руководства, приводится опре­деление самых важных характеристик организации.

В научной литературе еще не выработано единого подхода, используемого при формировании миссии. Поэтому в управленческой литературе встречаются разнообразные подходы к определению и содержанию миссии, оценке роли и значения организации со стороны руководителей, принимающих решения.

В содержании миссии должна быть отражена главная цель организации, ее ожидания и ценности потребителей производимой продукции как на текущий момент, так и в стратегическое плане.

В содержании миссии не рекомендуется отражать текущее состояние деятельности организации, форм и методов ее работы, получение прибыли, так как она призвана определять стратегиче­ские усилия и какие ценности будут выступать приоритетными.

Как правило, миссия формируется высшим руководством, которое несет ответственность за достижение намеченных результатов путем постановки и реализации целей организации. Таким образом, миссия образует основу для постановки целей организации в целом, ее структурных подразделений и функцио­нальных подсистем. При этом цели конкретизируют миссию организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.

В больших фирмах форма деятельности во многом не носит постоянного характера, меняется под воздействием внешних обстоятельств, внутренней среды, стиля руководства. Для сохранения выживаемости организации приходится часто менять цели в соответствии с возникающими потребностями.

Целепостановка как базовый элемент управления предпола­гает последовательность этапов: определение перечня принци­пиально возможных целей; сужение перечня до более конкрет­ного списка реальных целей, выбор одной цели и ее формирова­ние; выявление подцелей, их формирование и постановка как целевых задач.

При этом очень важно выявить перечень нужных функций управления; обосновать состав и величину ресурсов, потребных для целеосуществления; определиться со стратегией различия и целевых программ, отработать структуру организации и сис­тему управления, составить планы достижения намеченных ре­зультатов.

На формирование целей существенное внимание оказывают помимо владельца или руководителей организации, ее сотрудни­ки, положение, статус, деловые партнеры, местные власти, со­циально-политическая обстановка в целом.

 

Виды целей.

 

Система управления — это прежде всего целенаправленная система действий, имеющая иерархическое строение и организо­вана для достижения целей организации. Различие между целями предопределяет их классификацию.

По источникам цели можно разделить на заданные извне и сформировавшиеся внутри организации. Внешние цели ставит официальное руководство, формируются ожиданиями потен­циальных партнеров, потребителей продукции, учитываются потребности социальной общности, в рамках которой организа­ция функционирует. Внутренние цели — цели самого коллек­тива предопределяют удовлетворение потребностей его членов. Между этими двумя целями прослеживается детерминация, так как реализация внешней цели является средством дости­жения внутренней, т.е. удовлетворения собственных потреб­ностей.

По комплексности цели разделяют на простые и сложные, которые в свою очередь трансформируются на подцели.

По степени важности цели разделяются на стратегические и тактические. Стратегические цели фокусируют решение перс­пективных задач, качественно меняющих ценности организа­ции, например, занятие лидирующего положения в своем про­филе деятельности.

Тактические цели направлены на решение отдельных этапов стратегических, например, проведение модернизации отдельных видов оборудования. Они призваны решать цели годового плана (оперативные) и текущего задания (операционные).

По сроку действия цели разделяют на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года). В краткосрочных целях конкретизируются необходимые действия, и они являются проводниками на пути реализации долгосрочных.

По содержанию цели подразделяют на технологические, эко­номические, производственные, административные, маркетин­говые, социальные.

К технологическим целям можно отнести процессы автома­тизации, оснащение интеллектуальной техникой рабочего места руководителя, техническое перевооружение существующих и новое строительство производственных мощностей. Под эконо­мическими целями может выступать сохранение и поддержание на необходимом уровне всех финансовых ресурсов. Производст­венные цели могут выражаться в достижении уровня произво­дительности труда при производстве всех (или отдельных) видов продукции.

Административные цели могут определять критические Области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение намеченных результатов, надежно­го взаимодействия между сотрудниками, надлежащей их дис­циплины.

Маркетинговые цели связывают с определением потребно­сти населения и производства в продукции и услугах предприя­тия, завоеванием сегментов рынков сбыта, поддержанием и за­воеванием лидерства в ценах и пр.

Научно-технические цели связывают с разработкой и внед­рением новых видов и совершенствованием выпускаемых образ­цов продукции, завоеванием лидерства по вводу на рынок новых видов, используя для этих целей определенный процент при­были.

Социальные цели ориентируются на установление благо­приятных условий труда, жизни и отдыха работников, повыше­ние их профессионального уровня и т. п.

С точки зрения приоритетности выделяют необходимые це­ли, реализация которых пропорционально сказывается на ре­зультатах деятельности; желательные, осуществление кото­рых позволят в определенной степени получить гарантии; возе цели, которые в данный период по существу ничего не меняют.

По форме выражения бывают цели, характеризуемые коли­чественными показателями, например, объем производства в руб­лях, тоннах, штуках; описываемые качественно — улучшение морально-психологического климата в коллективе.

С точки зрения уровней различают общие и специфические цели. Общие цели формируются на основе общего представле­ния, философии, т.е. миссии организации, отражают важней­шие направления деятельности всего коллектива и могут быть интегральными и функциональными.

Специфические цели разрабатываются в каждом подразде­лении и определяют основные направления его деятельности исходя из установок общих целей.

Как правило, организация ставит и реализует не одну, а несколько целей, которые важны для функционирования и стра­тегического развития. Представленный здесь один из возмож­ных вариантов классификации целей, позволяет конкретизиро­вать задачу целеполагания и использовать механизм наполне­ния одной цели на другую. Например, сначала разрабатывается долгосрочная цель, а исходя из нее — краткосрочная. При до­стижении последней с учетом появившихся изменений разраба­тывается другая долгосрочная цель, а на ее основе — очередная краткосрочная.

В результате формируется упорядоченная и сбалансирован­ная система целей и механизм ее постоянного обновления. На практике в качестве механизма используют построение целевой модели в виде древовидного графа — дерева целей.

При построении дерева целей руководствуются следующими правилами:

· общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содер­жать описание конечного результата;

· при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

· при формировании целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, не описывая способов их получения;

· подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга;

· фундамент дерева должен составлять задачи, предостав­ляющие собой формулировку работ, которые могут быть выпол­нены определенным образом и в конкретные сроки.

 

Требования к системе целей.

 

Реализация целей возможна при условии, когда поставлен­ные цели организации отвечают определенным требованиям.

Цели должны быть конкретными и измеримыми, что по­зволяет выразить их не только качественно, но и в количествен­ных показателях. При этом представляется возможность отсле­живать процесс их достижения, принимать при необходимости управленческие действия на различных этапах.

Важным требованием целеполагания является реальность целей, обеспеченность соответствующими материальными и людскими ресурсами. Практика показывает, что люди работают наиболее продуктивно, когда цели установлены на так назы­ваемом побудительном уровне — достаточно высоком, чтобы было к чему стремиться, но не настолько высоком, чтобы потерпеть неудачу, и не настолько низком, чтобы нужно было затрачи­вать усилия для ее достижения.

Цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке, т.е. быть отзывчивыми в случае непредска­зуемых изменений ситуации в фирме, так как могут умно­жаться сложные проблемы, из которых выходить может быть очень трудно и с большими издержками.

Одним из требований целеполагания является признанность персонала в качестве личных целей. Так как цели обычно достигаются совместной деятельностью людей, то они должны быть понятными, воспринимаемыми большинством членов кол­лектива.

Цели должны быть проверяемыми, что указывает на необ­ходимость оценивать степень их достижения и осуществлять соответствующее стимулирование.

Цели должны быть совместимыми во времени и пространст­ве, совмещать работников и взаимно поддерживать.

Очень важно, чтобы управленческий процесс приводил к до­стижению поставленных целей, тогда он считается эффектив­ным. Предварительная эффективность целей может определяться в процессе постановки целей, которая в литературе получила название потенциальной; реальнаяэффек­тивность зависит от полученных результатов на практике. Сте­пень эффективности определяется тем, насколько удалось до­стичь указанных целей.

Помимо эффективности действий, направленных на дости­жение целей, отмечают выгодность и экономичность. Содержа­ние выгодности сводится к получению определенного положи­тельного результата, например, прибыли; вторая показывает цену, которую за этот результат пришлось заплатить, соотнеся его с величиной затрат. Чем в большей степени результат их превышает, тем экономичнее управленческий процесс.

В практической деятельности должно быть оптимальное соот­ношение между эффективностью и экономичностью, так как высокоэкономичная деятельность будет малоэффективной в достижении цели, а эффективная — неэкономичной, если цель будет достигаться слишком высокими затратами.

Важным признаком эффективной деятельности являются результативность, рациональность технологии, надежность обо­рудования, материалов, организация процессов в соответствии с поставленными целями.

Реализация намеченных целей требует создания заблаговре­менных условий, в виде предпочтительных позиций, предотв­ращения влияния неблагоприятных обстоятельств в достижении конечных результатов. При этом реализации целей должна быть своевременной, создавать условия для осуществления последую­щих этапов без неоправданных перерывов.

 

Управление по целям.

 

По своему содержанию цель включает четыре составляю­щих: желаемое, возможное, необходимое и исторически прием­лемое.

Желаемое учитывает интересы и потребности человека. Воз­можное — наличие ресурсов с технической, экономической, пра­вовой и других сторон. Необходимое учитывает корпоратив­ные потребности и интересы коллектива, общества. Историче­ски приемлемое — это дань традициям, укладам, воле ближай­шего окружения людей.

При постановке цели управляющий должен проверить на­личие каждой ее составляющей, так как отсутствие даже одной из составляющих делает одну из целей нереализуемой.

Управление по целям начинается с анализа сложившегося положения на данный момент, определения желательных ха­рактеристик будущего результата. Требуется немало усилий от руководителей организаций по выработке реальных и обосно­ванных целей, особенно когда меняется внешняя среда.

Следующим шагом целевого управления является оценка действующей организационной структуры, при необходимости ее совершенствования, составление положения о подразделениях и распределение функций между подразделениями.

Исходя из главной цели производится разработка целей структурных подразделений. Содержание данного этапа сводится к тому, что цели должны быть сформулированы на каждом уровне управления, прежде всего по горизонтали. Поскольку реальные организации многоцелевые, то на данном этапе для каждого уровня управления должны быть сформулированы все цели выбранной стратегии.

Важным шагом является доведение выбранных целей до подразделений — обоснование построения дерева целей. Сущ­ность данного этапа заключается в выявлении взаимозависимых целей, реализуемых на каждом уровне управления, что позво­ляет построить дерево целей.

После доведения целей до исполнителей начинается этап реализации целей. Содержание этапа сводится к закреплению целей за каждым исполнителем, определение всех ресурсов, необходимых для реализации целей, составление графика вы­полнения работ, контроль за ходом выполнения, своевремен­ность вмешательства и корректировки поставленных целей.

Оценка достигнутых результатов должна производится сни­зу вверх с выходом на главные цели. Результаты реализации целей обсуждаются с подразделениями и доводятся до исполни­телей каждого уровня управления.

Целеполагание может быть реализовано также программно-целевым способом. Сущность способа состоит в том, что он на основании целей устанавливает пути, способы их достижения, а сами пути увязываются, согласуются с необходимыми средствами, затратами экономических ресурсов, включая время. Единство целей, путей и средств их достижения воплощается в программу действий, ведущих к намеченным целям. Такая программа показывает, каким образом будут достигаться цели управления, в какие сроки, при каких затратах ресурсов.

Практика показывает, что при управлении по целям зачастую внимание руководителей сосредотачивается на достижении текущих и краткосрочных результатах, забывая о долгосрочных целях. Поэтому целесообразно в стратегических планах предусмотреть достижение результатов, включая долгосрочные среднесрочные и краткосрочные цели.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.