Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Соціально-історичний та філософсько-етичний аспекти аналізу російського життя у поемі М.Гоголя «Мертві душі». Жанрові особливості та своєрідність композиції твору





„Мертвые души", конечно, заключают в себе важнейшие черты жанра социального романа, который в даль­нейшем займет такое большое место в русской литературе глубокое раскрытие общественных отношений, разнообразие и социальная типизация характеров. Вместе с тем жанр „Мертвых душ" уникален. Замысел „Мертвых душ", очевидно, объединил выдвинутые писателем признаки эпопеи и романа. К „Мертвым душам" имеют непосредственное отношение отмеченная Гоголем „всемирность" эпопеи, ее способность обнять „не некоторые черты, но всю эпоху времени", показать „весь народ". В результате синтезирования различных жанровых признаков и художественных традиций (ренессансной, просветительской, романтической) в гоголевской поэме соединяются судьбы отдельных героев с судьбой национального целого, „картина нравов" с широким философско-этическим и эсте­тическим аспектом. В „Мертвых душах" органически сочетается объективный, повествовательно-драматический элемент с лирическими высказываниями, высокая поэзия и беспощадная проза, «живой поток» жизни с четкой авторской целью"

Творчество Гоголя чрезвычайно обогатило русскую литературу, раздвинуло рамки художественного изображения. Социальный па­фос, демократизм и гуманизм, обращение к массовым, повседневным явлениям, создание ярких национальных и социальных типов, соединение лирико-патетического и гротескно-сатирического изобра­жения жизни — эти черты гоголевского творчества были активно подхвачены молодыми писателями 40-х годов, образовавшими натуральную (или гоголевскую) школу.

Композиция и сюжет произведения также менялись по мере развития и углубления замысла. По свидетельству самого Гоголя, сюжет «Мертвых душ» подарил ему Пушкин.

«Мертвая душа» — это словосочетание из бюрократического жаргона XIX века, обозначающее умершего крестьянина. Вокруг аферы с крепостными, которые, несмотря на факт смерти, продолжают числиться в ревизской сказке живыми и которых.

Первый том, который автор называл «крыльцом к дому», — это своеобразный «Ад» российской действительности. Именно он и оказался единственным до конца реализованным из всего обширного замысла писателя.

Во 2-м томе, подобном «Чистилищу», должны были появиться новые положительные герои и на примере Чичикова предполагалось показать путь очищения и воскрешения человеческой души. Наконец, в 3-м томе — «Рае» — должен был предстать прекрасный, идеальный мир и подлинно одухотворенные герои. В этом замысле Чичикову отводилась особая композиционная функция: именно он должен был бы проходить путь воскрешения души, а потому мог стать связующим героем, который соединяет все части грандиозной картины жизни, представленной в трех томах поэмы. Но и в ее 1-м томе такая функция героя сохраняется: рассказ о путешествии Чичикова в поисках продавцов, у которых он приобретает «мертвые души», помогает автору объединить разные сюжетные линии, легко вводить новые лица, события, картины, составляющие в целом широчайшую панораму жизни России 30-х годов XIX века.

 

29. Поняття про реалізм як художній напрям. Соціальні конфлікти дійсності у романі «Червоне і чорне» Стендаля.
Реализм (лат. Realis - «существенный», «действительный», от res - «вещь») - стиль и метод в искусстве и литературе.

Реализмом также называют несколько различных философских течений (подробнее Реализм (философия)).

В искусстве и литературе реализм стремится к подробного описания наблюдений явлений, без идеализации. Однако понятие реализм очень широк: реалистичным можно назвать монументальное египетское искусство, но реалистами есть и художники, которые с фотографической точностью копируют природу.

С конца 20-х годов XIX в. термин «реализм» начинает употребляться французской критикой относительно «новой школы» в литературе, в отличие от «литературы идей» (классицизм) и «литературы образов» (романтизм). Первого теоретического обоснования как направление в литературе i искусстве реализм приобретает благодаря художнику Ж.-Д.-Г. Курбе, который в предисловии к каталогу выставки своих полотен под названием «реализм» (1855) обосновал программные основы реалистичного направления, и писатель Шанфльорi i Л.-Е.-Е. Дюрантi, которые выступили с теоретическими декларациями в сборнике «реализм» (1857) i журнале «реализм» (1856-57). С этого времени понятие реализм становится широкоупотребляемым как в художественный практике, так i в литературной критике и естетицi. Самых выдающихся представителями реализма были О. де Бальзак, Стендаль, Ч. Дiккенс, Г. Флобер, Теккерей, Гоголь, Т. Шевченко, I. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, I. Тругенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов, I. Франко, Б. Гринченко, А. Конинський и др. Популярность реализма обусловлена ​​общей доступностью и понятностью его художественных средств, поэтому его тенденции в украинском искусстве проявлялись за каждые сутки, и как стиль он актуален по сей день.

Роман «Красное и черное» был написан в 1830 году, и именно он прославил имя Стендаля как предсказателя социально-психологической прозы. Роман создавался на основе действительного жизненного случая. Однажды Стендаль в «Судебной газете» наткнулся на такой материал: в декабре 1827 Гренобльском суд слушал дело Антуана Берте, сына кузнеца, домашнего учителя в дворянских семьях, стрелявший в мать своих учеников. Эта история стала замечательным материалом для будущего произведения.

Главный герой романа Стендаля - Жульен Сорель, сын плотника. Он родился и вырос в провинциальном городке Верьере. Главный герой не был похож на своих братьев. Вместо физического труда предпочитал чтению книг. Он ненавидел свою семью, а те, в свою очередь, презирали Жульена. Папаша Сорель считал младшего сына «обузой» для себя. Родные грубо относились к нему, и, видимо, именно поэтому он воспитал в себе чувство недоверия к окружающим.

Новым этапом в судьбе Жюльена становится жизнь в доме мэра, где герой знакомится с госпожой де Реналь. В сердце молодого человека просыпается чувство любви, которое пробуждает его самоотверженность и нежность. Он без остатка отдается чувству. Логические размышления Жюльена приводят к предположению, что быть счастливым значит иметь богатство и власть. Но любовь разрушает все эти хитросплетения ума. И только позже, забыв о своей гордости, погрузившись в поток нежности, Жульен познает настоящее счастье.

В семинарии, куда попадает затем Сорель, он видит только лицемерие и фальшь. Обещая своим ученикам спасение на небесах и сытость на земле, иезуиты готовят слепых в своем усердии служителей церкви.

После окончания семинарских кельях Сорель волею судьбы был заброшен в высший свет Парижа, где царят свои обычаи и взгляды. Юноша становится личным секретарем и библиотекарем маркиза де Ла-Моля. Жульен чувствует чрезмерное и презрительное отношение к себе окружающих. Не может не вызывать восхищения отношение Сореля к титулованных чинов. Как он презирает тех бедных умом и духом, которые гордятся только своими предками, богатством, известным родом, а не личными качествами!

Жульен влюбляет в себя аристократку и гордячку Матильду де Ла-Моль. Он чувствует моральное удовлетворение, потому что одержал победу над лицом из высшего света. И это тщеславие выше любви. Нелепый выстрел в госпожу де Реналь в церкви обрывает постепенное самопознания. Оно раскрывается в стихийной душевной кризисе. В душе Сореля разрушается вера в самое дорогое, в незапятнанную и втайне богоутворюючу святыню. Попытка героя убить любимую женщину - это одновременно и попытка самоуничтожения, которая приводит его к гильотине. Ожидая казни, Жульен переживает очистки. «Нет, здесь царят животные характера ловких рвачей», - такой приговор устами подсудимого Сореля выносит жизненному укладу целой исторической эпохи Стендаль.

«Красное и черное» - не только история краха беззастенчивого ловца счастья. Это трагедия человека, опоздала родиться. Трагедия в том, что Сорель из прошлого занял себе кодекс чести, но действительность привела его к бесчестие. Своим выстрелом и дальнейшим существованием Жульен Сорель отбрасывает от себя всю ложь, которую ранее принимал за правду. Великая истина открывается перед ним в последние дни жизни. Она заключается в том, что счастье в обычных чувствах, в умении любить и прощать, в душевном тепле, в любви к ближнему.

И уже все пропало... Сорель достойно и спокойно несет свой крест. Но, по мнению автора, именно такие фигуры, как его герой, своей гибелью заставляют задуматься о смысле человеческой жизни.

 

30. Романтичні і реалістичні тенденції у повісті О. де Бальзака «Гобсек». Проблема влади золота як руйнівної сили

По замыслу автора, повесть «Гобсек» должна была войти в большой цикл романов «Человеческая комедия», над которым Оноре де Бальзак работал в течение всей жизни. Создавая «Человеческую комедию», автор стремился изобразить современное ему общество таким, каким оно было. Это обусловило стиль написания повестей и романов - реалистическая проза. Бальзак стремился по возможности более реалистично описать современное ему общество, не скрывая ни одного недостатка социума, часто специально делая упор на них. Общество изображено всесторонне, а не только отдельные черты. Мы видим и политическую, и экономическую ситуацию, видим и психологию персонажей. В этом реализм произведений Бальзака.

Все персонажи, которые действуют в повести, - типичные образы. В каждом из персонажей своей «Человеческой комедии» в целом и каждого произведения ее в частности Бальзак пытается показать определенный общественно-психологический тип человека. Реалистичность заключается в неоднозначности этих персонажей: ни один не возникает перед нами носителем только одной черты, каждый из них - сложная и противоречивая личность - так же, как в жизни не встречаются люди, лишь скупые или исключительно добрые, без единого недостатка.

Художественные приемы реалистической прозы. В своей повести «Гобсек» Оноре де Бальзак использует типичные приемы реалистической прозы. Реалистичный портрет помогает нам представить персонажей. Пейзаж или интерьер дает представление о месте событий и не более, он не скрытой эмоциональной нагрузки, эти части произведения следует воспринимать как декорации. В реалистической прозе Бальзака имеющиеся единичные элементы романтизма. Конечно загадочность есть в самом образе главного героя - Гобсека. Мы не никаких сведений о его прошлом, его настоящее также полна загадок и тайн для нас. Философский ум и недюжинная способность влиять на людей (не только путем шантажа, но и определенными приемами психологического манипулирования) - также романтические черты в характере Гобсека. Тем не менее реалистичное в повести значительно преобладает над романтическим.

Повесть «Гобсек» - часть грандиозного цикла Бальзака. С ее помощью мы имеем возможность узнать о современном обществе писателя. Все образы реалистические и чрезвычайно «живые». Действия разворачиваются на фоне общественных и политических преобразований во Франции начала XIX века. Типичность образов имеет большое значение для реалистического изображения тогдашней действительности.

Над повестью «Гобсек» Бальзак работал в 1830 году. Главная фигура повести - ростовщик Гобсек, его фамилия в переводе с голландского означает «живоглот», это соответствует функции персонажа: герой действительно, как удав, душит своих жертв ужасающими процентами и поглощает их имения. Писатель дает подробный портрет, характеризующий героя, используя при этом реалии внешнего мира. Бальзак пишет, что лицо Гобсек имел похоже на месяц, потому что желтоватая бледность его напоминала цвет серебра, с которого сползла позолота: в его внешности отражено цвет денег - золота и серебра. Бесстрастие ростовщика отражена в его застывших чертах - казалось, что они отлиты из бронзы. Глаза его были маленькими, желтыми, как у хорька. Длинный нос был похож на буравчик - герой с его помощью словно проникает во все, скрытые от других тайны. Дервиль, хорошо знал его, отмечал, что возраст Гобсека был загадкой. Этот человек без возраста и без пола была похожа на автомат; Дервиль сравнивает его с векселем. Зловещий вид Гобсека отразился на его предметном окружении: он живет в сырой и пасмурной доме; этот дом и его житель были под стать. Гобсек живет по принципу «знать все». все человеческие страсти проходят перед ним, он просматривает их и при этом живет в покое; его научная любознательность - это проникновение в побудительные причины, тех или иных действий людей. Таким образом, по его словам, он обладает миру, не утомляя себя, а мир не имеет над ним власти. В своем исследовании Гобсек исходит из того, что всем управляют деньги. В мире он видит постоянную борьбу богатых и бедных, но отдает предпочтение тому, чтобы «самому давить», чем чтобы «другие давили тебе». Он знает силу тех, кто обладает деньгами.

Бальзак показывает, что ростовщики, как пауки, оплетают своей паутиной все общество, но писатель подчеркивает, что и общество не лучше ростовщиков. Кто попадает в сети Гобсека? Это прежде всего Максим де Трай - мужчина-проститутка, светский проходимец. Среди жертв Гобсека оказывается графиня де Ресто, которую обманывает де Трай, а она, в свою очередь, обманывает мужа, разорила и оставила своего отца - она является дочерью Горио. Хищники и жертвы меняются местами.

Одним из найiстотнiших моментов всей творчества выдающегося французского реалист Оноре де Бальзака было стремление воссоздать целостную картину эпохи. Почти все его произведения, по замыслу писателя, были частями большой эпопеи "Человеческая комедия", которая должна охватить все возможные явления тогдашней жизни. По плану этот эпического цикл должен был состоять из трех разделов: "Этюды о нравах", произведения из которого изображали жизнь, быт i обычаи разных прошаркiв французского общества, "Философские этюды", имевший обобщать художественные открытия Бальзака и его представление о закономерности жизни, i, наконец, "Аналитические этюды", в которых писатель пытался сформулировать законы, которые управляют действительностью.

В первом разделе ("Этюды о нравах") Бальзак создал галерею найтиповiших образов его современников имевших разное социальный статус и разные профессии. Повесть "Гобсек" входит в его состав.

Имя центрального персонажа этого произведения - ростовщика Гобсека - стало нарицательным. Однако именно в его образе О. Бальзак не только описал типичного ростовщика, а ярко воспроизвел особый психологический тип человека, живущего только одной страстью - корыстолюбием в чистом виде. Деньги - вот единственная цель, единственная любовь i призвание Гобсека.

В художественный литературе немало образов користолюбцiв и скряг, но они не одинаковые. Скупой рыцарь А. Пушкина на самом деле стремится к власти, деньги для него - лишь средство ее достижения, поэтому он скорее скрытый властолюбцем, чем настоящий стяжатель. Плюшкiн Гоголя - дрiбьязковий скряга "бытового" типа. Не случайно "плюшкiнимы" называют временем людей, не желающих выбросить вчерашнюю газету или что-то подобное: с Гобсеком их сравнивать не станет никто. В этом образе обобщены совсем другие черты частнособственнической психологии, доведенные до логического завершения (хотя почти абсурдные с точки зрения нормального человека).

Вот жизненная философия Гобсека: "Что может удовлетворить наше" я ", наше тщеславие? Золото! Потоки золота. Чтобы удовлетворить наши прихоти нужно время, нужны материальные возможности i усилия. В золотые все это в зародыше, i оно на самом деле дает все".

При этом Гобсек не пытается воспользоваться упомянутыми им возможностями золота, ему достаточно его мать. Не ради чего-то другого. Для Гобсека не существует никаких удовольствий, кроме осознания наличия своего богатства.

Были ли у него другие черты? Через яркость главной характеристики, его жизненного сверхзадача, их почти незаметно. "Это был человек-автомат, которую ежедневно заводили", - пишет о нем Бальзак.

Даже человеку, которому он будто сострадает, Гобсек занимает деньги только на несколько поблажливiших условиях, чем другим, да еще и подводит своего рода "идеологических подоплеку" этом поступке, мол, так будет полезнее для его характера. Вообще, к лихварiв люди обращаются лишь в найскрутнiшi моменты жизни, в отчаянии, когда нет другого источника, чтобы получить деньги. Например, когда приближается банкротство, и банки отказывают в кредитi. В самом лихварствi как явлении, первоначальная заложено несколько жестокое, и Гобсек превосходит в этом даже своих "коллег": наблюдение за людьми, попавшими в тупик для него становится развлечением. О сочувствие, как правило, вообще не идет.

Гобсек при всей ограниченности в целях, как ни странно, не примитивный. Он способен делать обобщения о природе общества, аналiзува ты его рушiйнi силы. Знает он i психологию людей. Чтобы сделать вывод о всевладнiсть золота i создать собственную философию относительно этого, тоже надо уметь мыслить. Итак, он умный человек, но его страсть оказывается сильнее за ум. Власть золота, о которой он столько твердил, делает своей жертвой самого Гобсека, он сам себе создает ловушку.

Что может быть абсурднiшим смерти от голода среди незлiчено го богатства? Но несмотря на абсурдность, она логично: Гобсека убивает собственная же идея о всевладнiсть золота и его непревзойденную самоцiннiсть. Он настолько боялся потерять свое достояние, что незаметно для себя уничтожил их в физическом смысле: дорогие ткани, посуда, картины - все зiпсувалося, все оказалось потерянным для мира. Если учесть наличие авторского замысла, этот умышленный внешний абсурд - естественное завершение подобного отношения к жизни.

"Есть ли у этого человека Бог?" - Риторически спрашивает другой герой произведения, Дервiль. Да, есть: это Мамона, иначе говоря деньги. Служению этом iдоловi подарено жизни Гобсека.

Строго и безжалостно осуждает Бальзак жажду накопления i собственно процесс обогащения человека. Ни Гобсеку, ни другим не приносит золото счастья. I пусть образ Гобсека - гранiчний случай, он свидетельствует, к чему приводит путь корыстолюбия, а художественная мастерство писателя делает это предостережение более убедительным.

31. Роман Ч. Діккенса «Домбі і син». Соціальна та етична проблематика твору. Сатиричні прийоми створення образу Домбі. Роль фіналу у поетиці роману.

Домби и сын (октябрь 1846 — апрель 1848)

Он был создан в период наивысшего подъема чартистского движения в Англии. Общественный подъем оказал свое благотворное влияние на писателя. Известно, что писатель приветствовал французскую революцию 1848 года. В романе «Домби и сын» раскрывается антигуманистическая сущность буржуазных отношений. В романе нарисована широкая картина социальной жизни Англии. Большое количество сюжетных линий, развивающихся в романе, сходится и переплетается в едином центре.

«Торговый дом Домби и сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт»— таково полное название романа Диккенса. В нем рассказывается о семье владельца торговой фирмы, коммерсанта Домби, о судьбе его детей — дочери Флоренс и сына Поля, о смерти его первой жены и об уходе из дома второй — красавицы Эдит.

Через семейные отношения в доме мистера Домби, фирма которого ведет торговые дела в Англии и ее колониях, раскрывается характер связей и отношений людей в современном Диккенсу обществе. Здесь показана связь и взаимодействие между отдельными сторонами и явлениями жизни, что свидетельствует о прекрасном знании ее автором. Если свои прежние романы Диккенс строил как цепь сменяющихся эпизодов, то в «Домби и сыне» все устремлено к единому центру, с ним связано и подчинено раскрытию его сущности.

Проблемы которые поднял автор в романе:

o кризиса семьи и честолюбивых надежд;

o воспитания в буржуазной школе;

o пагубного влияния денег на сознание и человека; семейных отношений, классового расслоения

Здесь сосредоточены блестяще отработанные, отшлифованные приемы иронии и юмора и используются новые методы достижения комического эффекта (подчиненные новым идеям и проблемам, поставленным автором) – способы сатирического изображения.
Сатира – “вид комического; беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом. Это способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий ее как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное.

В романе “Домби и сын” более глубокое (по сравнению с предшествующими ему произведениями Диккенса) понимание действительности и всех ее противоречий выражается в том, что возмущение и гнев писателя соединяется с беспощадным смехом. Диккенс сатирически изображает и нравственные уродства (присущие отдельным персонажам) и социальное зло (системы и объединения, созданные обществом). Таким образом, именно эти объекты и являются предметом сатиры писателя.
Носителями нравственных пороков в “Домби и сыне” являются Каркер-заведующий (“хищность”, расчетливость, злобность, неверность, стремление во всем искать выгоду лишь для себя, лицемерие); майор Бэгсток (льстивость, лицемерие, эгоизм); миссис Пинчин (злобность, обжорство, эгоизм, ограниченность), миссис Скьютон (эгоизм, неестественность, паразитизм); миссис Чик (бездушие, жестокость)… Если герой выведен сатирически, то его портрет (внешность), речь и действия, а также ситуации, в которые он попадает, становятся объектом сатиры, но уже в более частном смысле. Все они выражают общий предмет сатирического изображения – нравственный порок.

Другой пример сатирического изображения нравственных пороков – образ мистера Каркера-заведующего. Описывая его внешность, Диккенс постоянно указывает на его “хищность”, подчеркивая наличие у Каркера “двух безукоризненных рядов блестящих зубов, чья совершенная форма и белизна действовали поистине удручающе. Нельзя было не обратить на них внимание, ибо, разговаривая, он их всегда показывал и улыбался такой широкой улыбкой,… что было в ней нечто напоминающее оскал кота”

Другой объект сатиры Диккенса – социальное зло. Его носителями в “ Домби и сыне” являются частные воспитательно-учебные заведения (школа доктора Блимбера, пансион миссис Пинчин. “старинное учреждение “Милосердные Точильщики”); светское общество (его представители – миссис Скьютон, майор Бэгсток, сэр Барнет Скесилс, гости на приеме в доме Домби); наконец, так называемое “явление Домби” – среда дельцов, в которой правят только деньги.

Роман завершается полным торжеством добра и справедливости, герой на последних страницах обретает душевный мир в доме долго им третируемый и не замечаемой дочери, узнавшей счастье, которого достойна ее высокая и чистая душа. Перед читателем переродившийся грешник, а развязка конфликта призвана ещё раз подтвердить, что добро никогда не остается безответным Так в этом романе Диккенса критика делячества и духа стяжательства, разоблачение эгоистической морали собственников сочетаются с несколько наивной проповедью добродетели. Замечательной чертой лучших романов Диккенса является то, что корыстным и жестоким собственникам и эгоистам неизменно противопоставлены честные, благородные люди из народа, носители высокой человеческой морали

 

32. Своєрідність поетичного миру Н.О. Некрасова, О.О. Фета та Ф.І.Тютчева.
Расцвет творчества Тютчева и Фета приходится на 40-е годы XIX века, которые знаменовались растущей популярностью революционно-демократической идеологии, влекущей за собой социальную направленность лирики поэтов демократической ориентации, ярчайшим представителем которой стал Некрасов.

Тютчев: Бытие воспринимает как катастрофу

Поэт-философ, поэт-психолог

Последний русский романтик

Природа – живой, одухотворённый, многоликий мир

Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы

Для стихов характерна богатая метафоричность

В жанровом отношении – тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту

Фет: Поэт «чистого искусства»

В историю поэзии вошёл как пейзажист

Природа – прекрасное живое существо

Человек – частица природы, существо, равноправное ей

Любил изображать «переходные состояния» природы

Художественный мир создаётся разнообразием ритмов, звуков, особым синтаксисом

Фет – мастер композиции, использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен)

В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре

Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества. И Н. А. Некрасову приходится искать новую аудиторию, новые направления в лирике.

Главное для Н. А. Некрасова — социальная направленность его стихотворений, что, кстати, объясняет слова И. С. Тургенева, утверждавшего, что в стихах Н. А. Некрасова “поэзия не ночевала”.

Эпический сюжет в лирическом стихотворении. В стихотворение входит история челов.жизни, не момент, не эпизод, а биография, судьба(«Тройка», «Свадьба», «Гадающей невесте», «Школьник»). Взаимодействие личного хар-ра с данными соц.условиями. герои вмешаны в сферу сознания повествователя, открыто и неприрывно оценивающего изображаемое. Субъективность: чуткость к судьбе человека из народа, умение вжиться в его участь и рассказать о ней так, что за рассказом чувствуется мысль повествователя. это не просто рассказ, а предвидение будущего простого человека, которое вмещено в форму прямого обращения к герою. Повествование насыщено зрительными деталями, изображением жестов и вещей.2. Драматизация повествования – создание иллюзии того, что действие происходит перед читателем(зрителем). Вещные детали- Н. не рисует весь зримо внешний мир, но использует их, чтобы дать представление об опред. бытовом укладе. Н. использует простые, традиционные слова(муж-праведник, сырая могила) – слова, которые окружены густой эмоц.атмосферой. соц.объяснение биографий и хар-ов героев обусловливает содержание сцен(герой ведет себя так, потому что..) герои показаны с сложном душевном конфликте, дается столкновение хар-ов.Прямая речь – средства воспроизведения противоречивости внутр.мира лир.героя. Ср-во введения в лирику героев, отличных от основного носителя сознания. Монолог с неплавным, прерывистым развертыванием лирич.сюжета, передающим: резкие смены настроения, крутые повороты мысли.

Лирич.сюжет движется толчками, сериями, перебивающими одна другую. Монолог – это ср-во драматизации(превращает лир.излияние в сцену), сред-во хар-ки героя, не совпад. с повествователем. Функции прямой речи: ср-во воссоздания внутреннего мира героя, позволяет выразить автору прямой взгляд на изображаемое, возможность представить неск.Т.З. – жизнь представляется не в плоскостно-прямолинейной, а в объемной картине. 5. Поэтическое многолосье или несобственно прямая речь- прямая речь, кот.синт.не выделяется из авт.речи. т.о. повест-ль говорит и думает за героя.

 

33. Своеобразие сатирической поэтики Салтыков-Щедрин:

Произведения Салтыкова-Щедрина составл. единый художественный мир, отмеченный печатью яркой твор. индивидуальности писателя. Своеобразие Щедрина-художника наиболее наглядно проявляется прежде всего в таких особенностях его сатирической поэтики, как искусство применения юмора, гиперболы, гротеска, фантастики, иносказания для реалистического воспроизведения действительности и ее оценки с прогрессивных общественных позиций. Смех — основное оружие сатиры. «Это оружие очень сильное, — говорил Щедрин, — ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех». Соответствующей Щедрин.у юмору будет формула «смех сквозь презрение и негодование».В харак-ре щедринского юмора сказались новые обществен. условия и новые идеи, верным представителем которых он был. В 1780 году выходит в свет «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Очень трудно с первого взгляда определить жанр этого произведения. Это, скорее всего, историч. хроника с элементами фантазии, гиперболы, художественных иносказаний. Это блестящий пример общественно-политической сатиры, актуальность которой с годами приобретала все большую остроту и блеск. Гротеск - изображение действительности в преувеличенном уродливо-комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным. В сатире Щедрина появляются фантастические учреждения!

(Министерство побед и одолений, Департамент государственных умопомрачений), фантастические должности (Дыба - чиновник для преступлений, Удав - чиновник для чтения в сердцах). Но фантастика у Щедрина - метод сатирического изображения действительности. Призрачность, безумие реального мира. Действие происходит в городе, имеющем говорящее название глупов. Это некий обобщенный образ, вбирающий в себя особенности многих уездных, губернских и даже столичных городов России. Глуповские горожане и правители также являются обобщением вceгo российского народа и власти caмoгo различного уровня. За Глуповым проступают контуры Российского государства со всеми eгo деспотичными властителями и безгласными, задавленными обывателями.Символ- «река» - Символ Жизни, Природы, Естества. «оно». Это не простая аллегория революции или реакции, а образ, важный как раз принципиальной безличностью, непроясненностью, невоплощенностью. «Оно» — знак страшного суда над всеми обитателями города, и над градоначальниками и над обывателями-обитателями, но суда неизвестно чьего и с неясным приговором. Писатель, таким образом, находит, создает принципиально открытый финал, в котором его «радикально скептическое мнение» о настоящем, его упования на будущее, его горькое разочарование в «народе историческом» и глубокая вера в «народ как воплотитель идеи демократизма» сошлись, реализовались на страницах одного произведения, в едином художественном образе.

 

34. Социальная и филосовская проблематика романа «Отцы и дети»,

Роман "Отцы и дети"- это социально-философский роман.Основной проблематикой которого является взаимоотношения отцов и детей.Тургенев обратился к одной из самых важных и значимых проблем современности,так как тема отцов и детей является актуальной и в наше время.К ней в своих произведениях обращались многие писатели того времени,к примеру такие как Грибоедов в "Горе от Ума",Фонвизин "Недоросль",Пушкин "Станционный смотритель"и многие другие.Но именно такой, не менее талантливый поэт как Тургенев,раскрыл данную проблематику, как нельзя лучше.

Изображая все самые точные черты присущие проблеме отцов и детей,он показал истинно-нравственный характер конфликта, возникающего между поколениями.В своём романе писатель показал не просто межличностный конфликт"старого" и "нового"времени,а смог передать взаимоотношения отцов и детей всей страны.
Тургенев мастерски переплетает несколько сюжетных линий в романе,что ещё раз подчёркивает соотношение его к данному жанру.Помимо основной проблемы между героями, автор вносит в роман и лирический мотив.Мы наблюдаем, как Евгений Базаров,один из главных героев произведения,являющийся центром кофликта,по сюжету влюбляется в Анну Одинцову,что теперь, раскрывает Базарова и как героя любовной лирики.Несмотря на то, что Евгений скептически относится к любви,и самым ненавистным словом для него является романтизм,он всё-таки попадает в сети этих романтичных нитей.

Базаров отрицает предшествующую культуру, полагая, что поэзию и музыку создали «от нечего делать» «проклятые аристократишки». Он называет искусство чепухой, романтическим бредом. Культуре разночинцев характерно увлечение естественными науками: в шестидесятые годы ими увлекалась вся молодежь. Поэтому Тургенев отдает Базарову должное в знаниях, логике его ума, трудолюбию и упорству. Базаров – материалист, ценящий только материалистическую философию и не признающий идеалистическую философию Гегеля. Он – сторонник грубого материализма, который прямо выводил дух из материи: «строения одинаковы и люди одинаковы». Подобная философия отрицала наличие идеального начала в жизни, с чем не мог не согласиться ни сам Тургенев, ни «старички» Кирсановы. Базаров – атеист, который отрицает Бога и религию, и это крайнее проявление нигилизма ни автор, ни большинство читателей так же не могут поддержать.

35. Драматична доля кохання в умовах знедуховленого оточення у романах Г.Флобера

Продолжая реалистические традиции Стендаля и Бальзака, Флобер переводит вопрос о “роковом одиночестве” человека на почву подчеркнуто будничной, реальной действительности. Эмма, начитавшись литературы с ее “обольщениями”, становится героиней грязных романов. Эта главная, определяющая причина коренится в условиях существования людей. Глубокая безнравственность, нечто постыдное и унизительное заложено в самой природе провинциального существования, при котором высокое, здоровое, человечное притупляется и извращается. Эмма не могла полюбить Шарля, так как не понимала его чувств к себе; она не могла поверить в существование любви у Шарля, так как его любовь не выражалась в выработанных литературой условных формах. Она желает внушить себе любовь, а так как в романах любовь сопровождается рядом неизменных признаков “высокой страсти”, то Эмма полагает, что достаточно внешних признаков “страсти” (луна, стихи, романсы), чтобы тем самым испытать ее магическое влияние. Мещанская романтика способна лишь имитировать живую жизнь и живое человеческое чувство, подменять их фетишами материального преуспеяния. Для Эммы чувство любви было неотделимо от его материальной оправы, от роскоши. Глубокое отчаяние охватывает Эмму в конце романа, когда она подводит итоги своим исканиям поэтически одухотворенного, романтически возвышенного существования. Все обращается в прах, все лжет, все обманывает, - говорит она себе. Роман заканчивается смертью Эммы.Но смерть госпожи Бовари оказывается весьма прозаичной. Она умирает не от любви и не от разбитого сердца: поводом к самоубийству становится недостаток денег. Разочаровавшись во втором своем возлюбленном, увидев вокруг себя пугающую пустоту, Эмма умирает не от этого. Причина самоубийства - не сердечная катастрофа и не философская трагедия, а ионвильский ростовщик, угрожающая ей опись имущества и страх перед невыносимым долготерпением Шарля. Трагедия Эммы в том, что она не может выйти за круг обыденного, она обручена с обыденным. Прозаичность смерти Эммы подчеркивается не только физиологическими деталями, с которыми Флобер описывает действие яда. Главный иронический смысл заключается в том вздоре, который говорят у ее гроба Оме и Бурнисьен, в закуске с выпивкой, новой деревянной ноге Ипполита, позах и лицах ионвильских жителей - весь этот комизм превращается в высокую трагедию. Эмма умирает в объятиях Ионвиля, даже в самой смерти она принадлежит ему.

 

36. Пошук духовних орієнтирів та морального вибору в романі Ф.Достоєвського «Злочин і кара», ствердження християнських цінностей

В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.
Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. Достоевского волновало бол





ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.