Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ





Основными средствами физического воспитания являются: фи­зические упражнения, которые применяются в гимнастике, спорте, игре и туризме; естественные факторы природы (воздух, солнце, вода); гигиенические условия труда п быта.

Для достижения желаемых результатов необходимо, чтобы все средства физического воспитания использовались комплексно, во взаимном сочетании.

Физические упражнения. Под физическими упражнениями понимаются осознанные двигательные действия, специально подо­бранные и проводимые для решения задач физического воспита­ния. Воздействие физических упражнений на организм находится в прямой зависимости от целого ряда условий, при которых вы­полняются упражнения. Такими условиями являются:

сами упражнения, так как они могут быть различными по сво­ему воздействию на организм;

условия, в которых выполняются упражнения, или, иначе го­воря, место и время выполнения упражнений;

дозировка упражнений, т. е. продолжительность и количество выполненных упражнений в зависимости от возраста, пола, степе­ни физической подготовленности и состояния здоровья занимаю­щихся;

применяемая методика занятий.

Различные физические упражнения широко применяются в вос­питания детей и юношества. Это требует строгого учета влияния физических упражнений на организм, научного подхода к их под­бору и применению, а также лучших условий для выполнения фи­зических упражнений, так как только в таких условиях их эффек­тивность будет наибольшей и она будет способствовать решению


основных задач, стоящих перед физической культурой в нашей стране.

Гимнастика. Гимнастика является одним из основных средств физического воспитания и представляет собой совокупность спе­циально подобранных физических упражнений для воздействия на организм человека в целях укрепления здоровья, развития дви­гательных умений и навыков, физических, волевых и моральных качеств, а также для устра нения физических недостатков.

К отличительным особенностям гимнастики относятся: мно­гообразие упражнений, от самых простых, элементарных, до весь­ма сложных, комбинированных, в том числе отвлеченных, искус­ственных упражнений без снарядов, со снарядами и на снарядах; разностороннее воздействие на организм, а при желании или необ­ходимости местное (на определенные мышечные группы); возмож­ность относительно точного регулирования физической нагрузка на организм занимающихся. Выполнение гимнастических упраж­нений отличается точностью, а очень часто красотой и выразитель­ностью. Благодаря возможностям довольно точного регулирования нагрузки на организм, общего и локального воздействия гимнас­тические упражнения могут иметь корригирующее и лечебное значение.

Указанные особенности свидетельствуют о широких возмож­ностях использования гимнастики для различных контингентов занимающихся.



Являясь средством общего физического развития, гимнасти­ка способствует также повышению уровня спортивных достижений в любом виде спорта. Каждый спортсмен, стремящийся к повыше­нию своих спортивных результатов, должен заниматься гимна­стикой.

Гимнастика широко применяется также в профилактических н лечебных целях в домах отдыха, санаториях, лесных школах п больницах.

Гимнастика как одна из норм входит во все ступени комплекса

гто.

В Единой всесоюзной спортивной классификации по гимнасти­ке установлены разрядные нормы и требования.

Гимнастика входит составной, неотъемлемой частью в обяза­тельные программы по физическому воспитанию детей дошкольно­го возраста (в детских садах), учащихся общеобразовательных школ, школ н училищ трудовых резервов, студентов специальных средних п высших учебных заведений.

Широкие возможности применения гимнастики и большое раз­нообразие упражнений привели к образованию следующих отно­сительно самостоятельных ее видов: а) основная гимнастика и ее разновидность — гигиеническая гимнастика; б) спортивная гим­настика; в) акробатика; г) художественная гимнастика; д) вспомо­гательная гимнастика, в которую входят спортивно-вспомогатель­ная гимнастика, производственная а лечебная.


Основная, гимнастика направлена на укрепление здоровья, на общее развитие и закаливание организма и повышение работоспо­собности человека.

Средствами основной гимнастики обеспечивается формирование и совершенствование основных двигательных навыков, а также умение целесообразно применять приобретенные навыки в практи­ческой деятельности.

В основной гимнастике применяются: строевые, порядковые, общеразвивающие, вольные, прикладные упражнения, упражне­ния на снарядах, опорные прыжки, простейшие акробатические упражнения, упражнения художественной гимнастики и подвиж­ные игры.

Основная гимнастика занимает значительное место в обязатель­ных программах по физическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста, в физическом воспитании учащихся школ, ремесленных и железнодорожных училищ, а также студентов средних специальных и высших учебных заведений. С основной гимнастики начинаются занятия и в гимнастических секциях са­модеятельных физкультурных коллективов добровольных спор­тивных обществ.

Основная гимнастика является как бы первой необходимой сту­пенью в занятиях физической культурой и спортом, создающей хо­рошие основы для занятий любым видом спорта.

Гигиеническая гимнастика способствует укреплению здоровья и закаливанию организма, улучшает физическое развитие и повы­шает работоспособность человека.

Занятия гигиенической гимнастикой имеют организующее а дисциплинирующее значение-Гигиеническая гимнастика должна являться неотъемлемой ча­стью быта всех советских граждан; ее упражнения просты, доступ­ны для людей с самой различной подготовленностью и разного возраста. Основные задачи, которые преследуются при подборе упражнений гигиенической гимнастики,— это улучшение дыхания, кровообращения, обмена веществ, укрепление нервно-мышечного аппарата.

Наиболее распространенной разновидностью гигиенической гим­настики является утренняя гимнастика, получившая название «зарядка». Гигиенической гимнастикой можно заниматься инди­видуально и группами. Индивидуальной гимнастикой занимаются обычно дома, чаще всего утром после сна. Б этом случае зарядка состоит из комплекса простых, доступных, общеразвивающнх уп­ражнений. Примером таких комплексов могут служить комплексы упражнений, передаваемых по радио и рассчитанных на широкие массы населения.

Групповые занятия гигиенической гимнастикой проводятся в детских домах, интернатах, общежитиях, пионерских лагерях, на детских площадках, в домах отдыха, санаториях, промышленных предприятиях и т. д.

V


Групповые занятия, имея те же задачи, что и индивидуальные, по своему содержанию представляют как бы сокращенные уроки физической культуры. В них применяется значительно большее количество различных упражнений, включаются элементы строя, преодоление препятствий и упражнения на снарядах.

Спортивная гимнастика является одним из средств физическо­го воспитания. Она обеспечивает физическое развитие занимаю­щихся в сочетании с достижениями высокого спортивного мастер­ства в выполнении сложных гимнастических упражнений, которое достигается путем постепенного усложнения этих упражнений.

Основой для учебной работы по спортивней гамнастике явля­ется Единая классификационная программа, по которой прово­дятся также и гимнастические соревнования.

По этой программе все упражнения проводятся с соблюдением принципа постепенного нарастания трудностей от упражнений, до­ступных начинающим гимнастам, до упражнений, посильных для выполнения только спортсменам высших разрядов.

Единая классификационная программа не является стабильной; она составляется на определенные сроки и видоизменяется в соот­ветствии с общим уровнем состояния спортивной гимнастики.

Классификационная программа и программы соревнований по спортивной гимнастике включают следующие виды упражнений: для мужчин — вольные упражнения, упражнения на перекладине, брусьях, кольцах, коне с ручками и прыжки; для женщин — воль­ные упражнения, упражнения на брусьях, на бревне и прыжки.

Учебные занятия по спортивной гимнастике не ограничивают­ся только упражнениями классификационной программы. Для обес­печения разностороннего физического развития гимнастов широко используются кроссы, плавание, лыжи и легкая атлетика, что в свою очередь способствует подготовке гимнастов к сдаче норм комплекса ГТО.

Содержание и характер работы по спортивной гимнастике, особенно соревнования и Единая классификационная программа, сделали ее одним из популярнейших видов спорта в нашей стране. Это обстоятельство содействовало массовому развитию гимнасти­ки и быстрому росту спортивного мастерства советских гимнастов, уверенно вышедших в число лучших гимнастов мира.

Акробатика имеет те же задачи и направленность, что и спор­тивная гимнастика, но отличается от нее своеобразием упражне­ний. Специфическими упражнениями акробатики являются кувыр­ки, перекаты, перевороты, мосты, стойки и пирамиды. Акробатиче­ские упражнения выполняются индивидуально, парами и группами, без снарядов и на снарядах (на подкидной доске, батуде, трамп­лине).

По акробатике также имеется классификационная программа и проводятся соревнования.

Художественная гимнастика является такид! видом гимнасти­ки, в котором наравне с общим физическим воспитанием осущест-


вляется и воспитание эстетическое. Вместе с тем художественная гимнастика, подобно спортивной гимнастике и акробатике, имеет также спортивную направленность. Художественной гимнастикой занимаются только женщины.

В художественной гимнастике применяются как специальные упражнения, так и общеразвивающие, кроме того, в ней находят место и акробатические упражнения.

К специальным упражнениям относятся особые формы ходьбы, бега, прыжков, поворотов, элементы народных танцев, цепи уп­ражнений, танцевальные комбинации и музыкальные игры. В ху­дожественной гимнастике широко применяются мячи, обручи, шарфы, флаги, ленты, скакалки и другие предметы.

Отличительной особенностью художественной гимнастики яв­ляется ее тесная связь с музыкой и танцами, которые влияют на выразительность выполнения упражнений, повышают эмоциональ­ное воздействие на занимающихся и содействуют развитию чувст­ва ритма.

По художественной гимнастике имеется классификационная программа и проводятся соревнования.

Вспомогательная гимнастика имеет несколько разновидностей: спортивно-вспомогательная гимнастика, производственная и ле­чебная.

Спортивно-вспомогательная гимнастика нашла широкое при­менение в учебно-тренировочных занятиях. Она направлена на об­щую физическую подготовку спортсмена и на совершенствование тех физических качеств, которые лежат в основе выполнения спор­тивных упражнений. Это достигается подбором специальных уп­ражнений для тренировки спортсменов: легкоатлетов, боксеров, гимнастов, футболистов и др.

Разминка перед соревнованиями является примером спортив­но-вспомогательной гимнастики.

Производственная гимнастика проводится с целью укрепления здоровья работающих и повышения производительности труда. Наибольшее применение имеют две формы производственной гим­настики: а) гимнастика перед работой {продолжительностью 8—10 минут); б) физкультурные паузы (продолжительность 5—7 минут), которые проводятся в специально организуемые перерывы в течение рабочего дня для борьбы с утомлением и повышения ра­ботоспособности. Комплексы для гимнастики перед работой и для физкультурных пауз составляются из простых обще-развивающих и специальных упражнений с учетом контингента работающих и характера производства.

Лечебная гимнастика является основным средством лечебной физической культуры. Ее задача — содействовать восстановлению здоровья и трудоспособности людей. Она широко применяется в практике работы лечебных н лечебно-профилактических учрежде­ний. В лечебной гимнастике применяются упражнения, влияющие как на весь организм человека, так и на отдельные его части. Гим-


настические упражнения в этих случаях строго дозируются леча­щим врачом и очень часто сочетаются с физиотерапевтическими средствами.

Опыт работы по лечебной гимнастике показывает, что она мо­жет широко применяться для восстановления двигательных функ­ций организма и исправления как функциональных нарушений при заболеваниях внутренних органов, так и дефектов в развитии отдельных частей тела.

В лечебной гимнастике широко применяются корригирующие упражнения как средство исправления различных деформаций по­звоночника, грудной клетки, стопы.

Спорт. Спорт является таким средством физического воспита­ния, в котором задачи укрепления здоровья, развития физических сил и двигательных способностей тесно сочетаются с задачами достижения высоких результатов в отдельных видах физических упражнений (в отдельных видах спорта).

Достижение высоких результатов в спорте возможно лишь при полном проявлении всех физических, моральных и волевых ка­честв спортсменов в результате систематических занятий и трени­ровок в течение длительного периода времени. При этом процесс тренировки спортсменов отличается строгой направленностью, а достижение спортивных целей пронизывает всю физическую и специальную подготовку, которая по избранному виду спорта возможна лишь на базе хорошей общей физической подготовки.

Длительный процесс тренировки требует строгого соблюдения правильного режима труда, спортивных занятий, отдыха, выполне­ния правил личной гигиены. Все это наилучшим образом отража­ется на укреплении здоровья и физическом развитии.

Многие виды спорта относятся к прикладным средствам физи­ческого воспитания, например ходьба, бег, прыжки, метания, лыж­ный, велосипедный и мотоциклетный спорт, плавание и гребля, бокс, борьба, фехтование, конный, стрелковый и другие виды спорта, связанные с преодолением пространства, препятствий, единоборством, умением владеть мотором и оружием. Все указан­ные виды спорта имеют непосредственное применение в практи­ческой деятельности человека. В нашей стране различными вида­ми спорта занимаются миллионы людей. Большое место спорт за­нимает и в жизни школьников. Спорт широко отражен в комплексе ГТО: во всех его ступенях имеются различные виды легкой атлети­ки, лыжный спорт, плавание.

Специфической особенностью спорта по сравнению с другими средствами физического воспитания являются спортивные соревно­вания. Они служат средством для проверки состояния спортивном работы, выявления лучших технических результатов и распро­странения передового опыта. В то же время они стимулируют даль­нейшее спортивное совершенствование, овладение спортивной тех­никой и являются одним из эффективных средств для вовлечения широких масс трудящихся в занятия физической культурой.


Принятая в нашей стропе система спортивных соревнований, начиная от соревнований в низовых коллективах физкультуры и кончая всесоюзным первенством, позволяет выявить лучшие дос­тижения коллективов, организаций и отдельных спортсменов. Спор­тивные соревнования требуют тщательной подготовки спортсменов и тем самым способствуют улучшению всей работы по физическо­му воспитанию.

Спорт — одно из средств агитации и пропаганды. Спортивные соревнования, показательные выступления мастеров спорта, мас­совые гимнастические выступления спортсменов способствуют во­влечению в ряды физкультурников новых контингентов советских людей.

Всем своим содержанием советский спорт играет важную роль в развитии культурных связей между странами и народами.

В советской системе физического воспитания спорт является одним из важнейших средств разностороннего физического воспи­тания советских людей. Спорт занимает большое место во всей ра­боте по физическому воспитанию в нашей стране — в общеобразо­вательных и профессиональных школах, в вузах и техникумах, в добровольных спортивных обществах и в Советской Армии.

Игры. Игры являются одним из самых распространенных средств физического воспитания и представляют собой сознатель­ную, активную и инициативную деятельность занимающихся, на­правленную на достижение условной цели, добровольно установ­ленной играющими.

Принято различать игры подвижные и спортивные.

К подвижным играм относятся игры, направленные преиму­щественно на общую физическую подготовку и не требующие спе­циальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связаны с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп и просты по своему содержанию и правилам.

К спортивным играм относятся игры, имеющие все характер­ные признаки спорта; они требуют подготовки и спортивного со­вершенствования играющих.

Спортивные пгры характеризуются наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство. Они отлича­ются от подвижных игр сложностью правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.

Игры имеют особенно важное значение в разностороннем фи­зическом воспитании детей и юношества, так как в них обычно входят основные естественные движения человека (ходьба, бег, прыжки, метания, ловля, сопротивление и др.). Кроме того, в играх эти движения встречаются в самых различных сочета­ниях.

Регулярное проведение игр в процессе физического воспи­тания детей и молодежи способствует формированию у них основ­ных двигательных навыков, развитию быстроты, ловкдсти, силы


и выносливости, улучшает деятельность их организма, увеличи­вает работоспособность и укрепляет здоровье.

Игры отличаются большой эмоциональностью, поскольку в них всегда имеются широкие возможности для проявления личных качеств, инициативы. Игры доставляют удовольствие, создают хорошее настроение, содействуют укреплению дружбы, взаимопо­мощи.

Советская педагогика придает большое значение играм как одному из средств коммунистического воспитания. Поэтому они широко применяются в практической работе с детьми и молодежью.

Участвуя в играх, дети усваивают правильные понятия о пред­метах и явлениях природы и практически закрепляют некоторые знания, получаемые на занятиях по естествознанию, арифметике и географии. Играя, дети познают значение честного и добросо­вестного выполнения правил игры, что имеет важное значение не только для отдельного игрока, но и для команды или коллектива в целом, Здесь познается необходимость дружных, совместных действий для достижения общих целей. Это в свою очередь спо­собствует воспитанию у детей чувства коллективизма и товари­щества

Осложнения, вводимые в различные игры, преодоление встре­чающихся трудностей и применение в связи с этим наиболее ра­циональных действий и приемов, а также широкое использование ранее усвоенных двигательных навыков воспитывает у детей стой­кость, смелость и умение преодолевать трудности. Требование к соблюдению правил игры и выполнению всех необходимых дейст­вий воспитывает дисциплинированность.

Большое значение играм придавала Н. К. Крупская. Она пи­сала: «В игре развиваются физические силы ребенка, тверже дела­ется рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива»1. Желая подчеркнуть образовательное и воспитательное значение игр, она говорила: «Мы знаем, что дети растут не только на учебе, но что и в процессе игры они учатся, учатся организовываться, учатся узнавать жизнь»2. Н. К. Круп­ская советовала так поставить дело, чтобы игры помогли коммуни­стическому воспитанию ребят.

В своих высказываниях Н. К. Крупская учила, что игры могут принести ту пользу, которую мы от них ожидаем, только в том случае, если они будут умело подбираться и проводиться.

«Есть игры, вырабатывающее жестокость, грубость, разжи­гающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспиты­вающие чувство справедливости, умение помогать в беде...»3.

1 Н К. Крупская. Пед. соч., т. 5. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959, стр. 94. 'Там же, стр. 281, 8 Там же, стр. 95.


Это указание Н. К. Крупской учит относиться к подбору игр критически, учитывая их идейное содержание, образовательное, воспитательное, оздоровительное значение, дифференцируя игры по возрастным особенностям.

Играм как средству воспитания уделял много внимания А. С. Макаренко. Он считал, что игры для детей необходимы и являются одним из действенных средств подготовки детей и под­ростков к труду. «Работа,—писал Макаренко,— есть участие че­ловека в общественном производстве или в руководстве этим про­изводством, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к об­щественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физиче­ским и психическим усилиям, которые необходимы для работы»1. Игры являются важнейшим средством воспитания у детей и под­ростков сознательной дисциплины, чувства ответственности и дол­га, лучших, передовых черт характера будущего работника и гражданина, поэтому нужно всячески поощрять стремление детей к играм. А. С. Макаренко предъявлял большие требования как к подбору игр, так и к методике их проведения. Одним из обяза­тельных таких требований является наличие в играх творческой, активной деятельности детей. Если дети будут играть в такие иг­ры, где они пассивны, они вырастут пассивными людьми, не умею­щими преодолевать трудности.

Основываясь на своем большом опыте воспитательной работы, А. С. Макаренко создал свою классификацию игр. Он считал, что в развитии детских игр следует различать три стадии. Первая ста­дия длится до 6 лет. Игры здесь носят главным образом индиви­дуальный характер, они еще не объединяют детей в их действиях. Игры эти должны быть направлены на развитие физических сил и умственных способностей детей.

Вторая стадия длится до 11—12 лет, охватывает детей млад­шего школьного возраста. Здесь игры начинают приобретать кол­лективный характер; они еще несложны по взаимоотношениям участников, по правилам действий, но отдельный ученик в них уже является членом игрового детского коллектива. В играх второй стадии происходит постепенный переход к третьей стадии. К это­му времени дети уже относительно прочно объединены в коллек­тиве и не только в игровом, айв учебном, в трудовом. В играх третьей стадии взаимоотношения между участниками усложняются, правила уточняются, становятся необходимыми технические навы­ки для участия в игре, знание обязанностей отдельных участников. В очень серьезной мере интересы коллектива становятся главными, решающими, следовательно, и главными усилиями становятся уси­лия всего коллектива. Игры постепенно становятся спортивными.

1 А. С. Макаренко. Соч., изд. 2, т. IV, М., Изд-во АПН РСФСР, 1957, стр. 375,

3 Заказ Л'е $005 33


А. С. Макаренко, условно распределив игры на три стадии, го­ворил, что со стороны родителей, воспитателей, педагогов должны быть систематическое наблюдение, неослабный контроль, руковод­ство играми детей. На первой стадии надо добиваться, чтобы дети доводили свою игровую деятельность до конца, не разбрасывались, не переходили к другой игре, не решив задачи, поставленной в пер­вой игре. На второй стадии при проведении подвижных игр надо помнить, что дети принимают участие в коллективных играх, что им надо прививать правильное отношение к своим сотоварищам по игре, к людям, им надо дать пример общественного поведе­ния. Руководители должны видеть в игре не отдельно взятого ребенка, а всю группу детей. На третьей стадии на одно из первых мест в играх выходит организованность, дисциплинированность каждого играющего в отдельности и всего коллектива. Игры долж­ны получить такое направление, в результате которого дети при­учались бы ставить интересы коллектива выше своего, игры должны воспитывать уважение к своиа* товарищам по игре, в том числе и к своим противникам. Играм должны предшествовать регулярные занятия, тренировки, что воспитывает уверенность в своих силах, вызывает большое удовольствие от процесса игры, который будет тем интереснее, чем подготовка будет более систе­матической, рациональной.

Высоко оценивал значение игр и великий писатель А. М. Горь­кий, подчеркивая их образовательное значение. «Игра,— говорил Горький, — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять»1.

Большое значение придавал А. М. Горький условиям проведе­ния игр. Он считал, что надо заботиться о распространении игр на воздухе, которые способствовали бы развитию и укреплению физического здоровья ребят.

В советской системе физического воспитания игры занимают особо важ юе место. Игры применяются в детском саду, ремеслен­ных училищах, высших учебных заведениях, самодеятельных физкультурных коллективах.

Значительное место игры занимают в школе. В начальных школах подвижные игры являются одним из основных средств физического воспитания детей. Они проводятся на уроках физи­ческой культуры, переменах, а также на занятиях групп и секций физкультурных коллективов. Среди учащихся старших классов проводятся главным образом спортивные игры. Эти игры входят в школьные учебные программы по физическому воспитанию, а также в планы учебно-тренировочной работы секций школьных коллективов физической культуры. По спортивным играм в каж­дой школе проводятся соревнования. Это придает играм особый интерес и повышает стремление учащихся к овладению техникой и тактикой спортивных игр. Наконец, игры в старших классах

1 А. М. Горький. Собр. соч., т. 30. М., Гослитиздат, 1955, стр. 321. 34


являются одним из средств общей физической и спортивной пол­готовки школьников.

Туризм. Под туризмом понимаются организованные кратко­временные или длительные путешествия, совершаемые для озна­комления с родным краем, историческими и культурными памятни­ками, новостройками и природными богатствами нашей Родины, а также для расширения общего кругозора участников походов.

Во время путешествий туристы знакомятся с живой природой и ее разнообразными явлениями; посещают новые социалистиче­ские стройки; знакомятся с жизнью и бытом передовых людей промышленного и сельскохозяйственного производства, с Героями Советского Союза и Героями Социалистического Труда, со старо­жилами и очевидцами исторических событий.

Туристские группы школьников собирают различные коллек­ции и гербарии. Это способствует закреплению у них знаний, полученных на уроках, а собранные ими материалы становятся достоянием школы и обогащают школьные кабинеты и музеи. Не­редко группы юных туристов получают определенные задания от краеведческих музеев, связанные с изучением природы края, его естественных богатств, памятников старины и фольклора. Туризм является также одним из средств разностороннего физического развития, закаливания организма и воспитания выносливости, настойчивости и привычки к походной жизни.

Туризм связан с умением хорошо ходить, бегать и плавать, грести, лазать, переносить грузы, преодолевать различные естест­венные и искусственные препятствия, а зимой ходить на лыжах. Путешествия способствуют выработке у туристов прочных двига­тельных навыков, которые приходится применять в различной и часто меняющейся обстановке. Все это развивает у туристов такие качества, как быстрота, сила, выносливость, ловкость.

Кроме того, путешествия связаны с пребыванием на свежем воздухе и с максимальным использованием естественных факто­ров природы (воды, воздуха и солнечных лучей), они укрепляют здоровье и закаливают организм туристов.

Велико значение туризма в воспитании и развитии приклад-пых умений и навыков в приготовлении пищи, разведении костра, установке палатки, ориентировании на местности, пользовании картой, компасом и др.

Большое значение имеет туризм для формирования и развития высоких моральных и волевых качеств, для организованности и дисциплинированности людей. Совместные путешествия, коллек­тивные действия в условиях походной жизни, преодоление труд­ностей сплачивают туристов, развивают чувство товарищеской взаимопомощи.

В систему физического воспитания наряду с гимнастикой, спор­том и играми входят туристские путешествия с активными средст­вами передвижения: пешком, на лыжах, велосипеде, на лодках, плотах и др.

3* 9$


Наиболее простыми формами туризма являются прогулки а лес, на реку и т. п. Они не требуют значительных затрат сил и средств, не требуют специального снаряжения и особой тренировки, про­сты по своей организации и отличаются доступностью для широ­ких масс детей и взрослых.

Прогулки, сооершаемые с заранее намеченными познавательны­ми целями з природу, колхоз, совхоз, на пасеку, в оранжерею, музей и т. д., называются экскурсиями. Эта форма туризма может применяться в течение всего года и проводиться со школьниками и пионерами самых различных возрастов. Прогулки и экскурсии продолжаются от 2 до 8 часов и являются как бы первой ступенью туризма.

Более сложной формой туризма являются туристские походы по родному краю. Самые простые из них — походы выходного дня, совершаемые в свободный от работы или учения день, с ночлегом или без него.

Более сложными могут быть многодневные походы, требующие длительной и хорошей подготовки туристов и необходимого сна­ряжения. Такие походы совершаются во время отпуска или ка­никул.

Большое распространение в СССР получили туристские базы и лагеря. Это оздоровительные учреждения, предназначенные для обслуживания трудящейся и учащейся молодежи, участвующей в туристских походах. Они создаются в живописной местности » располагают всем необходимым для полноценного активного от­дыха в сочетании с путешествиями.

Туристские базы и лагеря могут быть круглогодичными или сезонными (летними или зимними).

Работой по туризму в СССР руководит Центральный Совет по туризму ВЦСПС. Он координирует и направляет работу всех об­щественных, профсоюзных, комсомольских и спортивных органи­зации, проводящих туристскую работу.

Центрами туристской работы среди школьников и пионеров яв­ляются детские туристско-экскурсионные станции, ведущие органи­зационную, пропагандистскую и консультационную работу по туризму.

Практическая работа по туризму среди школьников и пионеров проводится б школах, секциях и клубах туристов.

Большую организационную работу проводят Дворцы и Дома пионеров.

Для поощрения массового развития туризма в СССР введен значок «Турист СССР».

Для поощрения школьников н пионеров, проявляющих актив­ное участие в туристской работе, учрежден значок «Юный турист». Право получить этот значок имеют пионеры V—VII классов, кото­рые принимали участие п нескольких пеших походах и:

а) умеют ориентироваться на местности по карте и без карты, с компасом и без компаса, по солнцу, часам и местным предметам;


знают правила передвижения по закрытой пересеченной местности, дорожные и топографические знаки и читают следы;

б) умеют одеваться, обуваться и подготовить снаряжение для
похода в зависимости от условий сезона, длительности похода и
способа передвижения; умеют преодолевать естественные препят­
ствия (рвы, ручьи, речки, овраги);

в) умеют выбирать место для привала и оборудовать его про­
стейшим укрытием для ночлега, разжечь костер и приготовить
пищу;

г) знают правила поведения в походе и умеют оказать первую
медицинскую помощь.

Значок «Юный турист» присуждается пионеру советом пионер­ской дружины.

Выдается значок в торжественной обстановке (на сборе дружи­ны, отряда, школьном вечере, линейке).

Естественные факторы природы. Среди средств физическо­го воспитания важное место занимают естественные факторы приро­ды— солнечные лучи, воздух и вода, которые при правильном ис­пользовании укрепляют здоровье и закаляют организм. Эгп средст­ва используются в физическом воспитании как сопутствующие при занятиях физическими упражнениями, но они могут применяться и самостоятельно. Наиболее широко и организованно они исполь­зуются в детских яслях и садах, в школах и учебных заведениях, на промышленных предприятиях, в парках, на стадионах и вод­ных станциях, в пионерских и туристских лагерях.

Солнечные лучи, вода и воздух оказывают очень сильное воз­действие на организм человека, и поэтому использование их про­водится по строго определенным правилам, разработанным в соот­ветствии с научными данными (см. приложение 1).

Гигиенические условия. Соблюдение необходимых гигиеничес­ких условий играет важную роль в физическом воспитании. Сюда относится твердый режим дня, под которым понимается строго установленный распорядок повседневной жизни, рациональное распределение времени труда и отдыха, сна и питания. Соблюдае­мый в течение длительного времени режим дня способствует ук­реплению здоровья человека, создает бодрое, жизнерадостное на­строение, повышает работоспособность.

Точное соблюдение режима дня воспитывает у человека такие ценные качества, как дисциплинированность, аккуратность и ор­ганизованность.

В режим дня школьника должны входить: утренняя гимнастика с последующей водной процедурой; рациональное чередование времени для учебы в школе с домашними работами, занятиями спортом, прогулками и играми на свежем воздухе; чтение книг, занятия любимым делом и умеренное посещение зрелищных меро­приятий. В режиме дня предусматривается также строгий порядок и время для приема пищи, отдыха и подготовки ко сну.


Таким образом, режим дня как бы объединяет различные сред­ства физического воспитания и регулирует правильное использо­вание их.

Для занятий физическими упражнениями необходимо обеспе­чить и ряд других гигиенических условий. Помещения, в которых проводятся уроки или секционные занятия, физкультурные вы­ступления и спортивные соревнования, должны содержаться з чи­стоте. В них следует поддерживать соответствующую температу­ру и беспрерывное поступление свежего воздуха.

Применяемые на занятиях физическими упражнениями раз­личные снаряды, инвентарь и оборудование по своему размеру, весу и устройству должны строго соответствовать возрасту и полу занимающихся.

Специальный костюм для занятий физическими упражнениями улучшает условия для выполнения упражнений и способствует, лучшему воздействию их на организм занимающихся.

К гигиеническим условиям относится и личная гигиена физ­культурника. Личная гигиена — это комплекс всех мероприятий, обеспечивающих сохранение здоровья человека.

Основными требованиями личной гигиены являются чистота тела и уход за ним; чистота белья, одежды, обуви, жилища и ра­бочего места; аккуратное содержание предметов обстановки и лич­ного обихода. К требованиям личной гигиены школьников отно­сится также аккуратное обращение с книгами, тетрадями, лич­ными и школьными вещами, правильное поведение дома, в школе, на улице и в общественных местах.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.