Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ





Цели и задачи физического воспитания. Физическое воспита* ние учащихся — одно из основных звеньев советской системы фи* зического воспитания, поскольку в школе учатся все дети нашей страны. Являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательной ра* боты школы, физическое воспитание должно сыграть видную роль в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.

Работа по физическому воспитанию в школе отличается боль* шпм многообразием форм, которые требуют от учащихся проявле* ния самодеятельности, инициативы, организованности, что способ* ствует воспитанию у учащихся организационных навыков, актив* иости, находчивости.

Основными задачами физического воспитания учащихся в шко­ле являются:

1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию учащихся. Эта задача является важней^ шей во всей работе по физической культуре и спорту в школе, она должна быть в центре внимания каждого учителя, всего педаго* гического коллектива.

Школьный возраст — период быстрого роста и физического развития детей. Поэтому школа должна приложить возможно больше усилий, чтобы обеспечить нормальное физическое развитие учащихся.

Именно об этом говорил в свое время М. И. Калинин.

Поставив русский язык и математику на первое место средя учебных предметов школы, М. И. Калинин сказал далее, что треть­им важным предметом он считает физкультуру: «Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и мате­матикой? Почему я считаю ее одним из основных предметов обу­чения и воспитания?

В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все вы были здо­ровыми советскими гражданами. Если наша школа будет выпус­кать людей с испорченными нервами и расстроенными желудками, нуждающихся в ежегодном лечении на курортах, то куда же это годится? Таким людям будет трудно найти счастье в жизни. Ка­кое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену — здоровых мужчин и здо­ровых женщин... Я остановился на этих трех предметах только потому, что считаю их базой, которая облегчит вам усвоение всех


других предметов и даст вам возможность войти в большую

ЖИЗНЬ»1.

Задачи укрепления здоровья учащихся и закаливания их ор­ганизма осуществляются прежде всего в процессе занятий физи­ческими упражнениями. При этом больше занятий выносится на открытый воздух, а при проведении занятий в закрытом помеще­нии создаются соответствующие гигиенические условия.

Особо важное значение имеют такие упражнения, как игры, бег, прыжки, метание, передвижение на лыжах, при занятиях ко­торыми развиваются большие мышечные группы, укрепляются дыхательная, сердечно-сосудистая и другие системы организма.

Задачи укрепления здоровья и правильного, разностороннего развития должны решаться целым рядом других различных меро­приятий, проводимых в школе: физкультурными минутками на уроках, гимнастикой до занятий, организованным проведением перемен, борьбой за чистоту школьных помещений, горячими завт­раками, неустанным вниманием учителей к осанке учащихся, к их походке.



В гармоническом развитии школьников определенное значение имеет осанка. С осанкой связаны правильное положение и нор­мальная деятельность всех внутренних органов. Все меры, пере­численные выше, а также упражнения для осанки обеспечивают выполнение этой важной частной задачи.

Для укрепления здоровья и закаливания организма широко используются естественные факторы природы.

Выполняя задачи улучшения здоровья учащихся, школа стре­мится к тому, чтобы все учащиеся систематически и активно за­нимались физическими упражнениями.

2. Сообщение учащимся специальных знаний в области физиче­ской культуры и спорта, привитие гигиенических знаний и навыков.

Эта задача состоит в том, чтобы дать учащимся необходимые знания и области физической культуры: о пользе занятий физиче­скими упражнениями, о соблюдении гигиенических правил, а так­же о правильном выполнении всех физических упражнений, пре­дусмотренных программой. Все это имеет прямое отношение к укреплению здоровья детей, к знаниям и выполнению ими гигиени­ческих правил и достигается совместными усилиями школы, семьи, общественности и самих детей.

Решающую роль в этом играют санитарно-гигиенический поря­док во всей работе школы, в том числе и на уроках физической культуры, личный пример учителей и всех работников школы. Вы­полнение этой задачи достигается путем проведения в доступной форме кратковременных бесед. Такие беседы можно проводить га уроках физической культуры, во время внеклассных мероприя­тий, па уроках по другим предметам.

' М. И. Калинин, О воспитании и обучении. М-, Учпедгиз, 1957, стр. 169—173.


Знания о физических упражнениях и их выполнении летя по­лучают на уроках физической культуры и на внеклассных заня­тиях.

Полученные знания содействуют лучшему, более сознательному отношению детей к занятиям.

3. Формирование и совершенствование у школьников двига­
тельных умений и навыков, обучение новым видам движений и
двигательным действиям.

Все содержание программы по физической культуре для школ построено так, чтобы дети, систематически занимаясь на уроках физической культуры, дома, в физкультурных кружках и спортив­ных секциях, овладели жизненно важными двигательными навы­ками: ходьбой, бегом, метанием, лазаньем, равновесием, ходьбой на лыжах.

Кроме того, необходимо обучить детей различным упражне­ниям, не имеющим непосредственно прикладного характера. С детьми надо возможно больше играть, так как в играх раскры­вается богатство разнообразных движений.

Все перечисленное способствует разностороннему физическо­му развитию, подготовке детей к труду.

Задача учителя состоит в том, чтобы все учащиеся системати­чески и активно занимались физическими упражнениями.

А. С. Макаренко говорил: «Если ваш сын с горячей страстью рвется на все футбольные матчи, знает имена всех рекордсменов и цифровые выражения всех рекордов, но сам не принимает уча­стия ни в одном физкультурном кружке, не катается на коньках, не бегает на лыжах, не знает, что такое волейбол,— польза от такого интереса к спорту очень невелика и часто равняется вреду»1.

4. Развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты,
ловкости, выносливости и др.) в соответствии с возрастом.

Быстрота, ловкость, сила и выносливость — качества, необхо­димые каждому человеку. Они тесно связаны с формированием V детей двигательных навыков. Проведение физических упражнений в разном темпе, с различными усложнениями, в течение меньше­го или большего отрезка времени способствует развитию зтих ка­честв.

5. Воспитание смелости, настойчивости, дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы и товарищества, навыков куль­
турного поведения, социалистического отношения к труду а об­
щественной собственности.

Содействие в воспитании этих ценных моральных и волевых качеств оказывает весь процесс физического воспитания. Многие физические упражнения (прыжки в высоту и с высоты, прыжки через препятствия, равновесие, спуски на лыжах с гор), игровые

1 А. С. Макаренко. Соч., изд. 2, т. IV, М., Изд-во АПН РСФСР, 1957, стр. 426.


действия (помощь и выручка товарищей, личный риск ради успе­ха команды) способствуют воспитанию смелости и чувства друж­бы. Преодоление трудностей при разучивании и овладении фи­зическими упражнениями, выполнение правил в играх помогают воспитанию настойчивости, дисциплинированности. Посильное коллективное участие детей в строительстве и ремонте спортивной площадки, ремонте и поделке спортивного инвентаря, в уходе за местами занятий содействует воспитанию социалистического отно­шения к труду и общественной собственности, чувства коллекти­визма.

6. Воспитание у учащихся устойчивого интереса и привычки
к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Задана школы состоит в том, чтобы дети систематически привы­кали к различным занятиям физическими упражнениями не только в школе, по и дома, чтобы эти занятия прочно вошли в быт детей й стали привычными на всю жизнь. Чтобы выполнить эту важную задачу, необходимо все занятия с детьми организовывать и про­водить живо, заинтересовывая содержанием и формой преподно­симого материала, эмоционально, в атмосфере большой добро­желательности со стороны руководителя занятиями, создавая са­мые лучшие условия для проявления дружеских взаимоотношений занимающихся.

7. Привитие учащимся организаторских навыков, подготовка
общественного физкультурного актива.

Для успешного проведения физкультурно-массовой н спортив­ной работы в школе, для полноценного проведения уроков физиче­ской культуры н внеклассных занятий необходима постоянная по-иощь учителю со стороны физкультурного актива учащихся. Чтобы выполнить эту задачу, учащимся поручается организация и про­ведение игр со своими товарищами, показ и проведение упражне­нии во время групповых занятий, помошь учителю по подготовке мест занятий, по руководству небольшой группой занимающихся, по судейству соревнований. Из среды учащихся выбираются физ­культурные организаторы в классах, капитаны команд, старосты групп в спортивных секциях и др.

Обязательным условием подготовки физкультурного актива является посильность поручений, точное выполнение заданий, от-ветственпость перед товарищами, коллективом.

Задачи физического воспитания учащихся решаются во вза­имном сочетании. Они могут быть успешно выполнены только при воздействии всей системы физического воспитания на детей школь­ного возраста.

Для этого требуется дружная совместная работа всего кол­лектива работников школы и использование всех средств и форм организации занятий физическими упражнениями, которые могут быть применены в школе.

Средства физического воспитания в школе. Средствами фи­зического воспитания детей школьного возраста являются физи-


ческие упражнения, труд, соответствующий режим дня и исполь­зование естественных факторов природы.

Основным средством физического воспитания в школе являют­ся физические упражнения.

Физические упражнения разрешают задачи, связанные с фор­мированием двигательных умений и навыков учащихся, способст­вуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообраще­ние и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Движения, применяемые в практической работе по физическому воспитанию а школе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносли­вость {в пределах, допускаемых особенностями возраста) и укреп­ляют навыки правильного выполнения таких естественных движе­ний человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, ла* занье и др.

Большое значение для правильного применения физических упражнений имеет выбор упражнений и методика их проведения.

При выборе физических упражнений обязательно учитываются анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Важнейшей особенностью детского организма является быст­рый рост и качественные изменения всех органов тела. Особенно быстро растут ноги. Это изменяет пропорции тела. Вес тела при­бавляется в среднем на два килограмма в год.

Происходит довольно быстрый процесс окостенения, но костная ткань еще богата органическими веществами и относительно бедна минеральными солями, в силу чего кости отличаются гибкостью» эластичностью, в скелете еще много хрящевой ткани. В связи с особенностями развития костной системы в детском возрасте не допускаются чрезмерная физическая нагрузка, длительные стати­ческие усилия, прыжки с большой высоты и на твердый грунт.

Мышцы и связки позвоночника у детей развиты слабо, хря­щевые прослойки между позвонками толще, чем у взрослых. К се­ми годам выражены все изгибы позвоночника, но фиксация их наступает значительно позже (к 14—15 годам). Позвоночник отли­чается большой гибкостью, что при неблагоприятных условиях создает опасность его деформации. Именно в этом возрасте чаще всего наблюдаются различные искривления позвоночника (сколи­озы, лордозы, кифозы).

Мышечная ткань детей богата водой и бедна белковыми ве­ществами. В 7—8 лет мышечная ткань составляет только 27% об­щего веса тела, а к 18 годам — 40%- Мышцы развиты слабо, осо­бенно спины и живота. Крупные мышцы развиты лучше, чем мел­кие. Для детей младшего школьного возраста характерно быстрое нарастание мышечной массы и, при благоприятных условиях, раз­витие мышечной силы. В этом периоде мышцы детей отличаются низкой работоспособностью.

В связи с особенностями мышечной системы не следует допу­скать длительных статических положений, однообразных двнже-


нин, односторонних нагрузок. Необходимо обеспечить пропорцио­нальное развитие, правильное чередование нагрузки на различ­ные мышечные группы. Наряду с упражнениями с большой ампли­тудой необходимы упражнения на точность, способствующие раз­витию мелкой мускулатуры.

В младшем школьном возрасте у детей сердце относительно больше, просветы кровеносных сосудов относительно шире, чем у взрослых, а стенки сосудов эластичнее. Пульс чаще (около 90 уда­ров в минуту). Сердечная мышца слабая, эластичная. Особенности сердечно-сосудистой системы требуют ограничения упражнений, связанных с иатужнванием, подниманием тяжестей, преодолением сопротивления. Нельзя перед детьми ставить трудные для выпол­нения задачи, вызывающие большое нервно-мышечное напряже­ние, учащение сердцебиения.

Обмен веществ у детей происходит быстрее, чем у взрослых.

Грудная клетка имеет более округлую форму, а ребра менее наклонены, что создает неблагоприятные условия для глубокого дыхания. Дыхание частое (около 22 раз в минуту), поверхностное. Дыхательные пути относительно короче и уже, чем у взрослых. Поэтому детей необходимо обучать глубокому, равномерному ды­ханию через нос. Выполнение упражнений должно быть согласова­но с дыханием.

Особенности детского возраста требуют самого большого вни­мания к формированию правильной осанки, являющейся значи­тельным фактором нормальной жизнедеятельности организма.

Дети отличаются большой потребностью в движениях. Если движения разнообразны и чередуются с кратковременным отды­хом, дети долго не утомляются. Координация движений, особенно у самых младших школьников, развита слабо.

К началу обучения в школе у детей довольно развита речь. Проислоднт постепенный переход от конкретного предметного мышления к восприятию отвлеченных понятий.

Учащиеся I класса обладают неустойчивым вниманием, нетер­пеливы, недостаточно выдержанны. С течением времени наряду со склонностью к имитации появляется способность осмысливать, за­поминать, развивается произвольное внимание. Инстинктивные эмо­циональные действия постепенно уступают место осознанному по­ведению.

В младшем школьном возрасте наблюдаются некоторые разли­чия в физическом развитии мальчиков и девочек. У мальчиков ь среднем больше рост и вес, более широкая грудная клетка н боль­шая жизненная емкость легких. Мышечная сила мальчиков разви­та лучше. В связи с этим наблюдаются различия и в двигательных умениях. Мальчики быстрее бегают, дальше и выше прыгают, луч­ше метают, они сильнее и выносливее.

Закономерные особенности физического развития не отража­ются на выборе средств физического воспитания мальчиков и де­вочек в I и II классах. Начиная лишь с III класса мальчикам в


большем объеме, чем девочкам, можно давать упражнения в под­нимании и переноске груза, в преодолении сопротивления, более продолжительные беговые и лыжные дистанции, увеличивать вы­соту прыжков, а также расстояния до мишеней для метания. Де­вочкам больше, чем мальчикам, следует давать плавные, ритми­ческие, танцевальные движения.

Естественная потребность детей в движениях как необходимый фактор роста и развития жизненных функций должна быть не только удовлетворена, но и умело использована для воспитания подлинно здоровых, жизнерадостных, инициативных, дружных членов школьного коллектива.

Необходимо постоянно работать над формированием правиль­ной осанки, имеющей важнейшее значение для нормального функ­ционирования всех внутренних органов и для развития скелета и скелетной мускулатуры.

Помня об осанке, о развитии мышечной системы, органов ды­хания и кровообращения, необходимо не допускать чрезмерных нагрузок на организм, на отдельные мышечные группы, позвоноч­ник, на ноги и руки. Физические напряжения, происходящие дли­тельно, без достаточного отдыха, могут привести к вредным по­следствиям, и прежде всего к повреждению сердечной мышцы. Следует ограничивать упражнения, требующие натуживання, проявления силы, выносливости, отягощающие руки. Такие уп­ражнения могут отрицательно повлиять на рост и формирование тела, а также на деятельность сердечно-сосудистой системы.

Все указанные возрастные особенности младших школьников обязывают учителя работать серьезно, целенаправленно и систе­матически, способствуя правильному формированию и развитию детского организма.

Важным средством физического воспитания учащихся явля­ется физический труд.

Еще К- Д- Ушинскин говорил, что «...физический труд необхо­дим для развития и поддержания в теле человека физических сил, здоровья и физических способностей...»1.

Введенные в учебные планы школ уроки труда имеют большое образовательное и воспитательное значение.

Ученикам начальных классов даются самые различные зада­ния, при выполнении которых участвуют большие группы круп­ных мышц и мелкие мышцы. Изготовление игрушек и учебных пособий, поделка елочных украшений, лепка из глины и пласти­лина, пришивание пуговиц, вышивание, шитье мешочков, посадка семян требуют, главным образом, работы мелкой мускулатуры, точных движений, большой сосредоточенности, внимания. Л такие работы, как перекопка земли, полив растений, прополка посе-гюв, прореживание, сбор урожая, уборка и расчистка площадок,

1 К. Д. Уши некий. Собр. соч., т. 2. М.—Л., Иэд-во АПН РСФСР, 1948, стр. 340.


требуют значительных усилий большого количества мышечных групп.

Уроки по ручному труду, общественно полезный труд и труд детей дома должны проводиться при соблюдении необходимых гигиенических условий, при этом инвентарь и принадлежности для труда должны соответствовать возрасту детей.

Притягательной особенностью посильного физического труда детей является его результативность, что доставляет много радо­сти детям; у них растет чувство уверенности в своих силах, со­знание полезности трудовых усилий.

Большое значение в физическом воспитании детей имеет твер­дый распорядок дня, который оказывает существенное влия­ние на нервную систему и деятельность всего организма школьни­ков. Отсутствие же его приводит к переутомлению нервной системы, к снижению работоспособности, понижает жизненные силы орга­низма и может повлечь за собой различные заболевания.

Правильно организованный и неуклонно проводимый режим дня развивает, укрепляет и закаляет организм, повышает его устойчивость к заболеваниям, улучшает работоспособность, дис­циплинирует и организует детей.

Министерством просвещения РСФСР утвержден примерный ре­жим дня учащихся школы. Пользуясь им, учитель совместно с ро­дителями составляет режим для каждого школьника, учитывая особенности домашних условий детей, расстояние от дома до шко­ды, работу родителей, занятия детей во внешкольных учреждениях.

В режиме дня школьника предусматриваются: сон, питание, учеба в школе, приготовление уроков дома, пребывание на све­жем воздухе, домашний труд, занятия любимым делом, участие во внеклассной, внешкольной и пионерской работе, выполнение правил личной гигиены. В режиме обязательно должны быть такие активные виды занятий детей, как зарядка, игры, спортивные раз­влечения.

Чтобы дети соблюдали установленный режим, учителю надо проводить среди родителей и детей разъяснительную работу о необходимости соблюдения режима для сохранения здоровья и повышения успеваемости учащихся.

Школьникам должна быть понятна необходимость выполнения режима дня как важного фактора сохранения здоровья и успе­ха в учении. Дети должны хорошо понимать и знать, что от них требуется и как они должны выполнять требования режима дня.

Режим дня окажет воспитательное воздействие на детей только в том случае, если он будет выполняться систематически, изо дня в день, без всяких послаблений и ломки. Как только те или иные требования режима нарушаются, то привычки, приобретенные деть­ми в предыдущее время, теряют свою силу.

Постоянное соблюдение режима детьми возможно лишь тогда, когда родители и школа будут постоянно контролировать действия и поступки детей.


Сам учитель в своей работе должен являться примером в со­блюдении установленного режима учебного дня школы. Он обязан своевременно оканчивать уроки, не задерживать детей после звон­ка, организованно, по возможности на свежем воздухе, проводить перемены, держать как можно дольше открытыми окна или фор­точки в классных комнатах, добиваться того, чтобы все дети воп­ределенное время принимали пищу.

Большую роль в физическом воспитании детей играет гигиени­ческое воспитание, повседневно проводимое коллективом ра­ботников школы. Формирование у учащихся правильной осанки при ходьбе, стоянии, навыков правильного сидения за партой, за столом, умения правильно обращаться со школьными и письмен­ными принадлежностями и учебниками, навыков сознательного выполнения правил личной и общественной гигиены — работа, кото­рую совместными усилиями проводят школа и семья.

Использование естественных факторов приро­ды в физическом воспитании учащихся проводится по правилам, в соответствии с которыми учитель организует разъяснительную работу среди родителей и детей.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.