Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Поднимание и переноска груза





Поднимание и переноска груза практически необходимы на уроках физической культуры, а также в быту. Задача учителя — научить детей наиболее рациональным способам поднимания и переноски грузов.

На уроках учащиеся организованно переносят и расставляют гимнастические маты, бревна, щиты для метания в цель, стойки для прыжков, мостики и другой инвентарь. Коллективные усилия по переноске снарядов имеют большое воспитательное значение. Чтобы хорошо организовать этот процесс, учителю надо объяснять и демонстрировать (с учениками) способы переноски.

Гимнастическую скамейку можно переносить в шеренге, дер­жа скамейку перед собой, в колонне, держа скамейку сбоку с одной стороны или с двух сторон, располагая учащихся в шах-»


матном порядке. Возможны и другие варианты способов пере­носки.

Как продолжение упражнений с набивными мячами, в стар­ших классах проводится переноска одновременно 2—3 мячей об­щим весом от 3 до 6 кг на расстояние 10—14 я. Переноска мячей может практиковаться в играх.

Ходьба

Ходьба является естественным и прикладным упражнением.

Во время ходьбы в работе участвуют большие мышечные груп­пы, благодаря чему усиливается деятельность дыхательной и кро­веносной систем.

Ходьба в строю организует и дисциплинирует учащихся.

Одной из задач школы является обучение детей правильной. экономной и красивой ходьбе.

Обучение ходьбе проводится как при прохождении элементов строя и гимнастических перестроений, так и в специальное время, выделяемое для ознакомления с различными видами ходьбы.

На смену довольно часто встречающимся у детей топаиию, шарканью, ходьбе в развалку, на слишком выпрямленных или согнутых ногах, с опущенной головой и плечами, с выставленным вперед животом должна прийти легкая, непринужденная, ритмич­ная ходьба с хорошей координацией движений рук, ног, тулови­ща и правильным положением головы.

Чтобы дети приобрели правильные навыки в ходьбе, их надо учить с I класса передвигаться в строю свободно, без напряжения, в определенном темпе и ритме, начиная движение с левой ноги. Позднее это позволит ученикам уверенно ходить в ногу.

В I классе следует практиковать ходьбу имитационного харак­тера: «Как ходят гуси?», «Как ходит медведь?», «Как ходит кош­ка?», «Как кошка крадется?» и т. д.

При обучении ходьбе рекомендуется ходьба на носках, при­гнувшись, крадучись, широкими шагами, с высоким подниманием бедра, приставными шагамп, скрестно, с носками, развернутыми наружу и повернутыми внутрь. Эти задания выполняются о раз­ном темпе.

Правильная ходьба характеризуется следующим: положение тела должно быть свободным, естественным, без какого-либо на­пряжения; голова и туловище держатся прямо; плечи развернуты и отведены назад; движения ног и рук свободные, перекрестные (с движением вперед правой ноги выносится вперед левая рука).



Обучая ходьбе, учитель обращает большое внимание на пра­вильное положение туловища, постановку ног и движение рук. Ходьба с различными исходными положениями рук является, с одной стороны, средством усложнения ходьбы, а с другой — изо­лирующим движение рук и, таким образом, содействующим со-


средоточению внимания детей на постановке ног, правильном по­ложении туловища.

Большое значение при обучении передвижению в строю имеет ритмическая ходьба. Надо стремиться к тому, чтобы дети умели ходить в определенном темпе и с изменениями темпа. Для этого рекомендуется вести индивидуальный подсчет (учителем) или кол­лективный или сочетать тот и другой, а также применять хлопки в ладоши, постукивание палкой о пол, метроном, музыкальное сопровождение и пение.

Последовательность обучения:

1. Имитационная ходьба.

2. Ходьба пригнувшись, ходьба на носках, крадучись.

3. Ходьба на носках — ноги прямые.

4. Ходьба на наружных сторонах стопы.

5. Ходьба с различными положениями рук (на пояс, к плечам,
па голову, за голову, за спину, вперед, в стороны, вверх).

6. То же, что и 5, но ходьба на носках.

7. То же, что и 5, но с движениями рук.

8. Чередование обычной ходьбы с ходьбой на носках.

9. Чередование обычной ходьбы с ходьбой на носках, изменяя
положение рук: четыре шага — руки на поясе, четыре шага на
носках — руки за голову и т. д.

10. Ходьба широким, свободным шагом в определенном тем­
пе, с правильной осанкой.

П. Ритмическая ходьба с подсчетом учителя.

12. Ритмическая ходьба с хлопками в ладоши. Напри­
мер, на каждый третий счет дети делают хлопок в ладо­
ши или на каждый третий и четвертый счет дети два раза хлопают
в ладоши.

13. Ритмическая ходьба с коллективным подсчетом. Напри­
мер, учитель ведет подсчет и говорит «раз-два», дети продолжают
«три-четыре».

14. Ходьба в различном темпе, с замедлениями и ускорениями
(под счет, хлопки).

15. Ходьба на носках в «коридорчике» шириной 20 см, обозна­
ченном линиями, перешагивая через предметы (мячи, кубики, пал­
ки, скакалки).

16. Ходьба с подниманием бедра.

17. Ходьба в «коридорчике» с высоким подниманием бедра.

18. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.

19. Ходьба на носках в «коридорчике» с высоким подниманием
бедра.

20. Ходьба в различном темпе в «коридорчике».

21. Ходьба длинными шагами.

22. Ходьба с изменением длины шагов в соответствии с темпом
(чем реже темп, тем длиннее шаг).

23. Ходьба с изменением частоты шагов.

24. Ходьба с изменением длины и частоты шагов.

т


25. Ходьба с носка (гимнастическим шагом).

26. Ходьба с сохранением темпа и увеличением длины шагов.

Нагрузку во время ходьбы можно увеличить за счет дополни­тельных движений руками, увеличивая время беспрерывного дви­жения, а также чередуя ходьбу с бегом и дополнительными зада­ниями, применяемыми учителем в соответствии с программой для каждого класса школы.

Бег

В физическом воспитании учащихся бег занимает одно из веду­щих мест, являясь естественным и прикладным движением.

Бег применяется как самостоятельный вид упражнений и как элемент в прыжках с разбега, в метаниях и играх.

Бег способствует развитию мышц, оказывает большое влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает обмен веществ. Газообмен при беге в среднем темпе увеличивается в во-семь-девять раз по сравнению со спокойным состоянием. При за­нятиях бегом развиваются быстрота, выносливость, координация движений, воспитываются настойчивость, выдержка.

В процессе обучения бегу учитель должен обеспечить выполне­ние двух задач: научить детей правильно бегать и использовать бег как средство гигиенического воздействия на организм.

На уроках дети должны научиться бегать мягко, в чередова­нии с ходьбой, друг за другом и навстречу друг другу, с хорошей осанкой, на носках, меняя темп, в одном направлении и с изме­нением направления, с преодолением простейших препятствий, с различной длиной шагов, прямолинейно, с высокого старта и ритмично дышать.

При обучении бегу детей следует ознакомить с общепринятыми в легкой атлетике определениями—«толчковая нога», «маховая нога». Это нужно для того, чтобы во время занятий можно было давать необходимые указания, пользуясь соответствующими тер­минами.

Толчковой называется нога, которая соприкасается с землей, маховой — та, которая уже оттолкнулась от земли.

Основы правильной техники бега следующие: тело бегуна слег­ка наклонено вперед (вертикальное положение или излишний на­клон туловища неблагоприятны); голова и туловище держатся на одной линии, плечи не поднимаются; толчковая нога ставится на внешнюю сторону носковой части стопы и в момент отталкивания полностью выпрямляется; маховая нога сгибается в коленном су­ставе, бедро движется вперед-вверх и достигает наибольшей высо­ты в момент толчка другой ноги; согнутые в локтях (до 90°) руки двигаются в том же темпе, что и ноги, скрестно (правая рука и ле­вая нога); кисти не напряжены, пальцы полусогнуты.

С учащимися I класса бег чаще всего применяется в играх, где дети непринужденно, свободно бегают в пределах своих умений и возможностей. Вместе с тем начиная с I класса необходимо чере-


довать ходьбу и бег, приучая детей к выполнению движений" в разном темпе.

Учащиеся I класса, как правило, вначале не справляются с дыханием по заданию. Дыхание у них произвольное. Поэтому надо внимательно следить за тем, чтобы при беге дети дышали через нос и не задерживали1 дыхания.

Ученики старших классов должны дышать так, чтобы на каж­дые два-три шага (а позже и на три-четыре) приходился вдох и на такое же количество шагов выдох.

На уроках следует обращать внимание на ритмичный бег. Рит­мичность бега лучше всего достигается тогда, когда учитель ста­новится впереди колонны и ведет бег в нужном темпе и ритме, предупредив учащихся о том, что они должны бежать друг за другом, не обгоняя и не отставая.

Значительное время отводится бегу учащихся группами (вна­чале по два — четыре человека, потом по восемь — пятнадцать' человек).

В первое время дети бегают, держась за руки, на расстояние 15—20 м в одном направлении. Затем проводятся перебежки груп­пами навстречу друг другу, с переноской и перекладыванием предметов (мячи, кубики, мешочки с желудями и др.).

Чтобы быстрее научить детей свободному, мягкому бегу, следу* ет много внимания уделять бегу на носках. Вначале бег проводит­ся в одном направлении, а потом в разных.

Со II класса можно проводить бег наперегонки в группах и парах, не выделяя победителей.

В старших классах учащихся знакомят с техникой бега и с высоким стартом. Основное внимание уделяется прямолинейному направлению бега, правильному движению ног и рук. Заботясь о прямолинейности бега, учитель во II классе проводит упражнения в ходьбе и беге по «коридорчику» шириной 30 см, обозначенному линиями или лентами.

В старших классах эти упражнения проводятся в более бы­стром темпе, одновременно с обучением правильным движениям ног и рук.

Во время бега надо обращать внимание на поднимание бедра вперед-вверх, на постановку ноги с носка, параллельное положе­ние стоп. Специально подводящими упражнениями будут: ходьба и бег на месте у высокой опоры, с подниманием бедра маховой ноги и выпрямлением опорной, бег прыжковыми шагами (по не­размеченному и размеченному отрезку).

Ритм движения рук должен соответствовать ритму движения ног. В качестве подводящих следует давать упражнения для рук в положении стоя на месте, вначале в медленном, а потом и в быстром темпе.

С учащимися III класса проводится бег с ускорением. Для этого дорожка делится на три-четыре отрезка по 10—15 м. Пер­вый отрезок ученики {группами по три-четыре человека) пробега-НС


ют в относительно медленном темпе, второй — быстрее, третий — еще быстрее, после чего переходят на быструю, а потом на мед­ленную ходьбу.

По мере усвоения детьми основных элементов правильного бега н приобретения в этом умений н некоторых навыков необ­ходимо проводить бег в чередовании с ходьбой и с преодолением препятствий (набивные мячи, скакалки, положенные на полу, земле, веревочки, натянутые на стойках, «ров» шириной до 80 см, барьерчик высотой 30—40 см и др.). Вначале препятствия долж­ны быть однородными (например, мячи), а затем они могут быть и в виде полосы различных препятствий. Длина таких полос не должна превышать расстояний, предусмотренных программой для чередования ходьбы и бега (СО—150 м).

Высокий старт разучивается в такой последовательности. Вначале учитель демонстрирует старт и объясняет его значение, далее показывает по элементам и рассказывает, какое положение принимать по каждой команде, затем предлагает двум-трем уча­щимся показать старт всем детям и наконец приступает к разучи­ванию старта со всеми учениками.

По команде «На старт!» учащиеся становятся перед стартовой линией; одна нога у самой линии, другая на полшага сзади, стопы параллельны, вес тела равномерно распределен на обеих ногах, руки опущены. По команде «Внимание!» туловище слегка накло­няется вперед, руки согнуты в локтевых суставах, одна рука (про­тивоположная впереди стоящей ноге) впереди, другая сзади, ноги немного согнуты в коленях, вес тела на впереди стоящей но­ге. По команде «Марш!» ученики начинают бег. Оттолкнувшись впереди стоящей ногой, резко вынести вперед-вверх бедро сзади стоящей ноги с одновременным быстрым движением рук. Бежать на носках, стопы ставить параллельно. Шаги увеличиваются с на­растанием скорости.

Учащихся следует ознакомить со стартом с опорой на одну руку. При этом старте носок левой (правой) ноги находится в 20—25 см от стартовой линии, носок правой (левой)—в 20—25 см сзади левой (правой). По команде«Внимание!» правая (левая) рука опирается о землю у стартовой линии, левая (правая) ру­ка отводится назад, ноги немного согнуты. По команде «Марш!» ученики начинают бег (рис. 54).

Последовательность обучения:

1. Свободный, непринужденный бег во вре­
мя игр.

2. Перебежки небольшими группами (по
пять-шесть человек) по прямой на расстояние
до 15 м.

3. Перебежки группами по восемь—десять
человек по «коридорчикам» шириной 80—40 см
(«коридорчики» обозначены линиями или ве-
Рис. 54 ревками).

а 12


4. Бег по «кочкам» или размеченным участкам дорожки (шири­
на разметки 60—80 см).

5. Бег в чередовании с ходьбой до 50 ж; например: 15-и — ходь­
ба, 20 м — бег, 15 м — ходьба с постепенным замедлением.

6. Бег широким шагом.

7. Бег на носках.

8. Бег в «коридорчике» шириной 40—30 см.

9. Бег на носках в «коридорчике».

 

10. Бег по размеченному линиями участку, Расстояние между
линиями 70—100 см.

11. Бег через линии в «коридорчике».

12. Бег с различными положениями рук (на пояс, к плечам, в
стороны, согнуты в локтях).

13. Бег с изменением направления, обегая расставленные пред­
меты.

14. Бег в чередовании с ходьбой до 100 м.

15. Бег с высоким подниманием бедра.

16. Бег с высоким подниманием бедра в «коридорчике».

17. Бег в «коридорчике», размеченном линиями (расстояние
между линиями 80—ПО си),

18. Бег с прыжками через условные рвы, расположенные после
каждых четырех-пяти шагов.

19. Бег с прыжками через набивные мячи, положенные после
каждых трех-четырех шагов.

20. Бег с ускорением; например: 10 м бежать медленно, затем
15 м быстрее и следующие 15 м в полную силу, после чего перейти
на быструю ходьбу с постепенным замедлением.

21. Бег на скорость до 40 м.

22. Бег в чередовании с ходьбой до 150 м.

23. Бег с преодолением препятствий «шагом»: набивных мячей;
веревочки, натянутой на стойках; «рва» шириной 70—80 см.

24. Высокий старт.

25. Бег с высокого старта.

26. Бег на скорость до 50 м.

27. Бег на местности «под гору», «на гору»..

28. Бег в чередовании с ходьбой до 200 м.

29. Бег в чередовании с ходьбой на местности до 200 м.

Прыжки

Прыжки, являясь естественным движением, имеют большое прикладное значение. Они укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, спины и рук, воспитывают смелость и решитель­ность содействуют развитию быстроты, ловкости.

Программой для начальных классов школы предусмотрены следующие прыжки: на месте (поскоки), с длинной и короткой ска­калкой, с высоты, в длину с места и с разбега, прыжки в высоту с разбега.

8 Заказ № 6005 ?\3


Прыжки могут проводиться в помещении и на площадке.

Во избежание травм надо соблюдать следующие правила:

прыгать только в спортивной обуви;

приземляться на гимнастические маты (в зале) или в яму для прыжков на площадке;

располагать гимнастические маты или прыжковые ямы не бли­же чем в 3—4 м от стены, забора или кустарника;

веревочку или планку располагать со стороны, противополож­ной разбегу;

не разрешать прыгать в длину или высоту неорганизованно, беспрерывным потоком.

Учитывая особенности детского возраста и сильное воздействие прыжков на организм, необходимо ограничивать количество прыжков в длину или в высоту с разбега до восьми — двенадцати на одном уроке.

В работе с учащимися младших классов главные усилия на­правляются на развитие ловкости, умения мягко приземляться. Мягкому, эластичному приземлению после прыжков необходимо уделять особое внимание. Чем меньшую подготовку имеет школь­ник, тем глубже он должен приседать после прыжка, смягчая толчки и сотрясения, а затем немедленно выпрямлять ноги. В на­чале обучения правильным приземлениям следует разрешать при­земляться до упора присев, переходя затем к приседанию и полу­приседанию.

В качестве подготовительных упражнений при обучении мяг­кому приземлению могут быть использованы следующие упражне­ния: подпрыгивания на месте, опираясь на бревно или рейку гимнастической стенки, с мягким приземлением на полусогнутые ноги; прыжки на месте в приседе и полуприседе попарно, лицом друг к другу, держась за руки и др.

Дети младшего зозраста любят прыгать, скакать. Эту потреб­ность необходимо удовлетворять в играх с элементами прыжков: «Зайцы в огороде», «Попрыгунчики-воробушки», «Прыжки по коч­кам», «Волк во рву» и др. При проведении этих игр детям следует напоминать о мягких прыжках и о мягком приземлении. Полезно применять имитирующие прыжки: «Как прыгает птичка?», «Как прыгает мяч?, «Кто тише прыгнет?» и др. Вместе с тем в I классе прыжки проводятся и как отдельный вид упражнений.

В старших классах начальной школы усилия учителя направля­ются на овладение учащимися техникой прыжков, предусмотрен­ных программой.

Прыжки на месте, прыжки с длинной и короткой скакалками

Эффективным средством подготовки к прыжкам являются прыжки на месте, прыжки с длинной и короткой скакалками. Эти виды прыжков применяются вд всех классах начальной школы.


Последовательность обучения:

1. Прыжки на месте на двух ногах без какого-либо определен­
ного положения рук. Вначале даются прыжки низкие, потом более
высокие, а затем чередуются низкие с высокими.

2. Прыжки на месте на двух ногах с определенным исходным
положением рук.

3. Прыжки на одной ноге, потом на другой.

4. Прыжки на одной ноге, чередуя их через определенное ко­
личество прыжков (три-четыре) с прыжками на другой ноге.

5. Прыжки на двух ногах с небольшим продвижением вперед и
назад.

6. Прыжки на одной ноге с небольшим продвижением вперед
и назад.

7. Прыжки на двух ногах с поворотами направо и налево.

8. Прыжки на одной ноге с поворотами направо и налево.

9. Прыжки через длинную висящую скакалку.

 

10. Прыжки через длинную качающуюся скакалку.

11. Прыжки на месте на двух ногах через длинную качающую­
ся скакалку с промежуточным прыжком.

12. Прыжки на двух ногах через длинную вращающуюся:
скакалку с вбеганием навстречу вращению скакалки и выбега­
нием.

13. Прыжки через длинную вращающуюся скакалку с вбега­
нием и выбеганием на определенный счет.

14. Прыжки на двух ногах через длинную вращающуюся ска­
калку из положения стоя впереди скакалки, перед скакалкой.

15. Прыжки через короткую скакалку.

16. Прыжки через короткую скакалку на двух ногах с проме­
жуточным прыжком.

17. Прыжки через короткую скакалку на месте на одной ноге.

18. Прыжки через короткую скакалку с одной ноги на другую.

19. Прыжки через короткую скакалку с продвижением вперед.

20. Прыжки через длинную вращающуюся скакалку вдвоем
без вбегания и выбегания, с вбеганием и выбеганием.

21. Прыжки через длинную вращающуюся скакалку с поворо­
тами на 90° с вбеганием и выбеганием.

22. Прыжки через короткую скакалку без промежуточного
прыжка на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на другую.

23. Прыжки через короткую скакалку при вращении скакалки
назад.

24. Прыжки через длинную вращающуюся скакалку на одной
ноге, с поворотами направо и налево.

25. Прыжки через короткую скакалку с продвижением вперед
на одной ноге, с одной ноги на другую.

26. Прыжки через короткую скакалку с двойным вращением
на один прыжок.

Все перечисленные прыжки без скакалки и со скакалкой мож­но усложнять, изменяя исходные положения, вводя движения ру-

8* 115


нами, ногами, увеличивая количество повторении и изменяя че­редования.

Для определения длины короткой скакалки дети становятся обеими ногами, расставленными врозь на ширину плеч, на ее среднюю часть (концы скакалки в руках), руки согнуты (в лок­тях! под прямым углом, локти прижаты к телу.

Обучение прыжкам с короткой скакалкой следует начинать с вращения скакалки вперед. После того как дети освоят этот способ, переходят к прыжкам с вращением скакалки назад. При обучении надо обращать внимание на то, чтобы вращение ска­калки достигалось движением в лучезапястных и локтевых суста­вах (но не в плечевых).

Многие дети затрудняются вбегать под длинную скакалку. Чтобы научить вбеганию, вначале надо освоить пробегание под скакалкой. Для этого учитель показывает и объясняет: «Когда скакалка, двигаясь сверху, пройдет мимо головы, то нужно бе­жать вслед за скакалкой, а когда она будет подниматься вверх — выбежать из-под нее».

Для пробегания каждого ученика под длинной кружащейся скакалкой надо давать сигнал или подсчет до трех, до двух. Про­бегать под скакалкой можно по одному, по два, по три, дер­жась за руки, с определенным положением рук. Если учащийся затрудняется пробегать, то учитель (или ученик, хорошо осво­ивший это упражнение) берется с учеником за руку и под счет «три» пробегает. Как правило, этот прием дает положительный результат.

Все прыжки с длинной вращающейся скакалкой следует про­водить: с места, когда учащийся встает рядом с висящей скакал­кой, а потом начинается вращение; с вбеганием под вращающую­ся скакалку, при этом следует учить детей, чтобы они умели вбегать п прямо, и справа, и слева; с вбеганием, прыжками под вращающейся скакалкой и выбеганием из-под нее по два, по той. по четыре человека, произвольно, держась за руки, прямо, боком (правым, левым).

Вбегание под скакалку, прыжки над ней и выбегание по два хорошо проводить и в том случае, когда один ученик хорошо вы­полняет все эти элементы, а другой еще не имеет необходимой уверенности.

Как средство усложнения упражнений в прыжках через ко­роткую скакалку следует применять прыжки вдвоем под одной скакалкой: с места, когда оба ученика сначала стоят у висящей скакалки, а потом начинается вращение и прыжки; с вбеганием. когда один вращает скакалку, а другой в определенный момент вбегает н прыжки продолжаются уже вдвоем; прыжки вдвоем, стоя друг к другу лицом; прыжки вдвоем, стоя друг за другом; прыж­ки вдвоем, когда один конец скакалки держит один ученик, а дру­гой— у другого и они вращают скакалку.


Прыжки с высоты

Для прыжков с высоты характерны толчок, полет и призем­ление. Обращают внимание на правильный полет, мягкое призем­ление и сохранение равновесия после приземления.

Подготовительными упражнениями к прыжкам с высоты явля­ются прыжки на месте, вперед, в сторону, назад (например, из основной стойки подняться на носки, руки вперед-вверх; с движе­нием рук вперед-вниз-назад — небольшой присед; с движением рук вперед — прыжок вперед в положение приседа, руки вперед).

Когда дети освоят эти подготовительные упражнения, можно проводить прыжки с гимнастических скамеек.

Прыжки с высоты можно усложнять дополнительными зада­ниями: поворотами в полете, хлопками в ладоши и др. По мере овладения техникой прыжков постепенно увеличивается высота (до пределов, предусмотренных программой).

Последовательность обучения:

1. Прыжки на месте с мягким приземлением.

2. Прыжки вперед с мягким приземлением, с предваритель­
ным движением рук назад.

3. Прыжки вправо, влево с мягким приземлением.

4. Прыжки с высоты до 40 см.

5. Прыжки на месте с мягким приземлением: подняться на
носки, руки вперед-вверх; опуститься на ступни, руки вперед-
вниз-назад и слегка наклониться вперед; с движением рук впе­
ред-вверх и с выпрямлением туловища прыжок на месте.

6. То же, что и 5, но прыжок вперед.

7. То же. что и 6, но с хлопком в ладоши.

8. Прыжки с высоты до 60 см.

9. Прыжки с высоты до 60 см вправо, влево, назад с мягким
приземлением.

10. Те же прыжки с хлопком в ладоши.

П. Прыжки с высоты с задержкой в приседе после приземле­ния.

12. Прыжки с высоты до 80 см с правильным приземлением,

Прыжки в высоту

Прыжки в высоту входят в программу всех классов школы.

Вначале детей надо научить прыжку с прямого разбега спо­собом «согнув ноги», затем познакомить их с техникой прыжка способом «перешагивание».

Прыжок в высоту с разбега способом «согнув ноги».

Разбегаться надо с ускорением. Во время толчка маховая нога, согнутая в колене, резко выносится вперед-вверх, а толчко­вая выпрямляется. В полете надо сгруппироваться: толчковая нога сгибается и подтягивается к маховой, руки вперед-вверх. Приземляться мягко, на обе ноги, руки вперед (рис. 55).


Рис. 55

В начале обучения необходимо обращать внимание на преодо­ление небольшой высоты с двух-трех шагов разбега, отталкиваясь одной (любой) ногой и приземляясь на обе ноги.

Обычно дети затрудняются в выборе места толчка. Поэтому место отталкивания обозначается линией на полу (на земле). При прыжках в высоту с разбега можно использовать мостик с рези­новым покрытием.

В качестве подготовительных упражнений к толчку вверх хо­рошо применять прыжки с доставанием подвешенных предметов. Таких предметов (например, малых набивных мячей) должно быть подвешено несколько и на разной высоте, имея в виду детей раз­ного роста и с разной прыгучестью. Для правильного направле­ния взлета и точного приземления место приземления обозначает­ся (на полу линиями, на матах лентами).

По возможности следует иметь две пары стоек с планками, установленными на разной высоте (большая высота для умеющих хорошо прыгать и физически лучше развитых, меньшая — для тех, кто не овладел прыжками).

Для правильного физического развития необходимо, чтобы дети прыгали, отталкиваясь поочередно правой и левой ногой.

Последовательность обучения:

1. Произвольные прыжки через небольшую высоту (20 еж) с
грех-четырех шагов разбега.

2. Прыжки с двух-трех шагов разбега через небольшую высо­
ту с определенным местом отталкивания и мягким приземлением.

3. Прыжки через планку, веревочку (высота—40 см).

4. Прыжки с четырех-пяти шагов разбега, сгибая ноги в по­
лете.

5. Прыжки, доставая рукой подвешенные предметы (мячи, кар­
тонные фигурки).

6. Прыжки с хдолками в ладоши над головой во время полета.

Ив


7. Прыжки через планку, веревочку (высота —50 см).

8. Прыжки с семи шагов разбега с определенным местом от­
талкивания.

9. Прыжки с двух-трех шагов разбега, доставая головой под­
вешенный предмет.

10. Прыжки с поворотом направо, налево после преодоления
высоты.

П. Прыжки через планку, веревочку (высота — 60 см).

12. Прыжки с дальнейшими усложнениями (хлопками в поле­
те, доставанием предметов, поворотами направо, налево).

13. Прыжки, толкаясь определенной (по заданию учителя) но­
гой (высота — 60 см).

14. Прыжки через планку, веревочку (высота — 70 см).

15. Прыжки на результат.

В старших классах детей можно ознакомить с прыжком в вы­соту с прямого разбега махом прямой ноги. Последовательность обучения:

1. Прыжки махом прямой ноги без разбега и без планки;
прыжки с разбега, но без планки.

2. Прыжки махом прямой ноги с высоты.

3. Прыжки через планку (веревочку).

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание* отно­сятся к легкоатлетическим.


Рис. 56

Техника прыжка. Разбег под углом 30—45° к планке, длина разбега семь—девять шагов (в начале обучения три-четыре шага). Толчок выполняется на расстоянии полутора-двух ступеней от линии планки дальней от планки ногой (при разбеге справа тол­чок левой ногой). Через планку переносится вначале маховая нога (ближайшая к планке), за ней толчковая. Приземление про­исходит на маховую ногу, боком к планке. Туловище во время пе­рехода через планку наклоняется вперед, к толчковой ноге. Руки в момент толчка энергично движутся вверх, облегчая взлет (рис. 56).


При обучении основное внимание обращается на разбег, соче­тание движений (толчок, взмах руками и движение маховой но­гой), положение тела при переходе через планку и правильное приземление.

Для обучения разбегу пользуются разметкой—линиями, обоз­начающими начало и направление разбега и место толчка.

Необходимо следить за тем, чтобы во время толчка ступня ставилась косо в направлении разбега.

В начале обучения, когда дети осваивают технику прыжка в целом, не следует во время взлета наклонять туловище вперед. Зто движение выполняется после освоения других элементов прыж­ка и на оптимальных высотах.

При обучении рекомендуются следующие подводящие упраж­нения: доставание ногами предметов, находящихся на высоте го­ловы (рейка гимнастической стенки, подвешенный мяч, поднятая рука и пр.), прыжки на месте и в высоту с двух-трех шагов без планки, взмахи ногой с одновременным взмахом руками вперед-внерх и др.

В первое время необходимо, чтобы дети делали переход через планку как простое перешагивание. Это упражнение выполняется вначале с места, а затем с двух-трех шагов. После этого выполня­ется прыжок через очень небольшую высоту (40—50 см) с места, с трех-четырех шагов, а потом и с двух-трех шагов разбега. Ов­ладев толчком и переходом через планку с минимального разбе­га, следует переходить к прыжкам с пяти—семи—девяти шагов разбега.

Важно приучать детей к тому, чтобы они знали длину своего разбега (так как у каждого разная длина шага). Их следует учить измерять длину своего разбега ступнями, чтобы в резуль­тате разбега попадать на намеченное место отталкивания.

При освоении техники перехода через планку обращается внимание на выпрямление маховой ноги над планкой, на согласо­ванность в движениях маховой и толчковой ноги (маховая вниз, толчковая вверх), а также на наклон туловища вперед и поворот плеч в сторону толчковой йоги. При этом важно, чтобы таз под­нимался вверх и «уводился» от планки.

Прыжок необходимо разучивать, когда планка установлена на небольшой высоте. Это позволит детям сосредоточить внимание на правильном выполнении прыжка. Чтобы стимулировать стрем­ление детей к лучшему овладению техникой прыжка, следует прак­тиковать его с определением результата. Измерение результатов следует поручать детям.

Прыжки в длину с разбега

Прыжки в длину с разбега входят в программу всех классов начальной школы. Они, как правило, проводятся на спортивной площадке. Задача обучения состоит в том, чтобыпостепенно под-


вести детей к легкоатлетическому прыжку способом «согнув ноги».

Техника прыжка. Разбег 15—20 м с ускорением. Ускорение уве­личивается за три-четыре шага до толчка (результат о прыжках зависит от скорости разбега и силы толчка). Во время толчка маховая нога, сильно согнутая в колене, энергично движется вперед-вверх, содействуя отталкиванию. Руки резко посылаются вверх. В этот момент начинается полет. В полете обе ноги, согну­тые в коленях, подтягиваются к груди, а перед приземлением вы­прямляются вперед. Туловище к моменту приземления наклоня­ется вперед. Руки в полете идут вниз-назад, а при приземлении резко выносятся вперед (рис. 57).

Ноги после приземления сильно сгибаются, чтобы не было па­дения назад.

При обучении внимание детей обращается на: а) толчок одной ногой и приземление на обе ноги; б) движение маховой ногой, сог­нутой в колене, вверх-вперед; в) вынесение рук во время взлета вперед-вверх; г) подтягивание толчковой ноги к маховой по время полета; д) ограничение места отталкивания; е) ускорение разбега; ж) сочетание разбега с толчком; з) положение туловища во время толчка и взлета; и) группировку в полете; к) вынос ног вперед перед приземлением.

В качестве подводящих упражнений применяются прыжки че­рез линию, обозначенную на месте приземления, через переоочку, расположенную на высоте 15—20 см, прыжки с достапанием рукой подвешенных предметов, прыжки «в шаге», с «кочки» на «кочку» (расстояние — 50—90 см), прыжки на точность приземления и Др.

Последовательность обучения:

1. Произвольные прыжки в длину с разбега (четыре-пять ша­
гов) без обозначения мест отталкивания и с приземлением па обе
ноги.

2. То же, что и 1, но через веревочку, натянутую на высоте
20—25 см (в начале места приземления).




 


Рис. 57


3. То же, что и 2, но с ограниченной «зоной отталкивания» ши­
риной 80 см.

4. Прыжки в длину с разбега (пять-шесть шагов) с приземле­
нием на обе ноги.

5. Прыжки в длину с разбега с ограниченной «зоной отталки­
вания» шириной 60 см.

6. Прыжки «в шаге» через полосы шириной 60—70 см с при-
земленнем на маховую ногу.

7. Прыжки из кружка в кружок (пять-шесть), расположенные
по прямой линии на расстоянии 60—70 см один от другого.

8. Прыжки из кружка в кружок с одной ноги на другую.

9. Прыжки из кружка в кружок «в шаге».

 

10. Прыжки в длину с разбега (пять — семь шагов).

11. Прыжки через полосу шириной 100—ПО см с «зоной оттал­
кивания» шириной 50—60 см с приземлением на обе ноги.

12. Прыжки в длину с разбега с «зоной отталкивания» до 40 см.

13. Прыжки в длину с короткого разбега (четыре-пять шагов),
напрыгивая на мягкие препятствия (сложенные маты, скамейка,
покрытая матами).

14. Прыжки с заданием на присоединение толчковой ноги к ма­
ховой во время полета.

15. Прыжки с доставанием рукой подвешенных предметов.

16. Прыжки с доставанием предметов коленом маховой ноги.

17. Прыжки «в шаге» с приземлением на обе ноги («зона от­
талкивания» до 40 см).

18. Прыжки в длину с разбега (восемь — двенадцать шагов) на
полосы приземления (ширина полос — 30—40 см, расстояние по­
лос от «зоны отталкивания»—110, 150, 190 см).

19. То же, что и 18, но с различными заданиями.

20. Прыжки в длину с разбега на дальность.

21. Прыжки в длину с разбега с «зоной отталкивания» до 30 см.

22. Прыжки способом «согнув ноги» с укороченного разбега
(5—7 шагов).

23. Напрыгивание на препятствие высотой до 60 см.

24. Прыжки с заданием на ускорение разбега.

25. Прыжки с заданием на своевременную группировку во вре­
мя полета.

26. Прыжки с заданием на вынос ног перед приземлением.

27. Прыжки на полосы приземления (ширина полос — 40 см,
расстояние полос от «зоны отталкивания»—120, 150, 200 см).

28. Прыжки в длину с разбега с отталкиванием от бруска.

29. Прыжки в длину с разбега на результат.

Для лучшего владения телом в полете в старших классах на­чальной школы можно проводить прыжки высоко-далекие, далеко-высокие и далеко-высоко-далекие. Это прыжки, в которых сочета­ется высота и длина. Высоко-далекий прыжок — это прыжок в высоту через планку или веревочку, при котором место приземле­ния удалено; в прыжке далеко-высоком, наоборот, планка (вере­зг


вочка) удалена от места толчка; в прыжке далеко-высоко-далеком как мес­то толчка, так и место приземления одинаково удалены от планки (ве­ревочки).

Прыжки в длину с места

Прыжкам в длину с
места начинают обучать
во II классе. Толчок в
этих прыжках выполни- рНс 58

ется двумя ногами одно­временно.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.