Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ





Задачи, средства и формы работы по физическому воспита­нию детей, обучающихся в малокомплектных школах, те же, что и во всех других. Принципы построения уроков, методика их проведения, а также практический материал для учебной работы являются общими для всех школ.

Особенность учебной работы в малокомплектных школах по физическому воспитанию состоит в организации детей различных классов для проведения уроков.

Специфические особенности занятий физическими упражнени­ями, при которых учащиеся не находятся па одном месте, за пар­той, а часто меняют свае положение (ходьба, бег, прыжки, игры, и др.), определенная эмоциональность, распоряжения и команды учителя, вынужденный деловой шумок при выполнении упражне­нии с мячами, в ходьбе, беге, подскоках, метании в цель и др., а особенно в играх делают невозможным соединение уроков физи­ческой культуры с любым из других уроков учебного плана шко­лы для их одновременного проведения в одном помещении.

В практике работы школ определились три варианта прове­дения уроков.

Первый вариант заключается в том, что уроки физич'ес-кой культуры проводятся с каждым классом отдельно. Это луч­ше всего в том случае, если в классах много учащихся и учитель одновременно ведет два класса, чаще всего I и II, II и III.

Для раздельного проведения уроков с каждым классом со­ставляется соответствующее расписание, в котором уроки физи­ческой культуры ставятся последними. Это можно сделать за счет разницы во времени прихода детей в школу. Например, в тот день, когда в III классе должен быть урок физической культуры, учащиеся I класса приходят в школу в обычное время и занимаются, как и всегда, четыре урока, а учащиеся III класса приходят в школу ко второму уроку (три урока занимаются вме­сте с учащимися I класса, а на четвертом — одни).


При такой организации учебного дня уроки физическом куль­туры могут проводиться с большим успехом, так как заниматься будут дети одного возраста, одного класса, с приблизительно одинаковой физической подготовленностью и по одной програм­ме. Малое количество учащихся в одном классе также является весьма положительным фактором, позволяющим учителю уделить очень большое внимание дифференциации физических упраж­нений в связи с осуществлением индивидуального подхода к детям.

Применение этого метода организации проведения уроков фи­зической культуры в малокомплектной школе не вызывает ника­ких затруднений и особенностей по сравнению с уроками физи­ческой культуры в школах, в которых каждый класс ведет один учитель.

Не следует допускать разницу в приходе детей разных клас­сов в школу за счет первых уроков для проведения на них заня­тий физической культурой. Первые уроки физкультуры в распи­сании уроков школы вообще не желательны. В условиях мало-комплектной школы лучше всего уроки физической культуры в расписании ставить последними.



Второй вариант заключается в том, что уроки физичес­кой культуры проводятся совместно: I класс объединяется со И, III — с IV. В этом случае один учитель во всех классах ведет уроки физической культуры, а другой — уроки ггения, рисования или труда.

Этот вариант, конечно, хуже первого. Здесь учитель должен вести урок с детьми двух возрастов, с заметной разницей в физи­ческом развитии и физической подготовленности, по программам двух классов. И если принципиального различия в методическом построении урока здесь быть не может, то в организации детей для выполнения упражнений, в разграничении учебного материа­ла для детей двух классов возникают определенные трудности.

Есть в этом варианте и положительная сторона. Нередко бы­вает, что один учитель лучше владеет материалом и методикой проведения занятий по физической культуре и в меньшей степени по пению или рисованию, а другой — наоборот. Иногда возраст и состояние здоровья ограничивают возможности учителя полно­ценно обучать детей физическим упражнениям. В этих случаях взаимная согласованность в распределении уроков по специаль­ным предметам может иметь весьма положительное значение.

Третий в а р и а н т — проведение уроков физической куль­туры сразу со всеми учащимися школы. Это бывает в тех случа­ях, когда школа небольшая, общее количество учащихся невели­ко, в школе работает один учитель, который и ведет все уроки по всем предметам учебного плана начальных классов школы. Такие условия являются самыми сложными, так как на уроках ведется работа одновременно с детьми нескольких возрастов, классов, по разным программам.


Однако и в этих условиях необходимо проводить полноценные уроки физической культуры. В зависимости от материальной ба­зы (наличия помещения для занятий, оборудования и инвентаря), от количества учащихся, а также от климатических условий учи­тель может проводить уроки сразу со всеми учащимися или же делить их на две группы.

С одной группой проводится урок физической культуры, а с другой — какой-либо другой урок, в котором дети больше всего занимаются самостоятельным выполнением заданий учителя. Та­кие уроки должны обязательно чередоваться, чтобы по всем пред­метам учебный план школы был выполнен.

Учителю следует применять оба варианта организации детей: как уроки сразу со всеми учащимися, так и с группами, что име­ет положительное значение для создания хорошего ученического коллектива.

Как разновидность указанного выше способа применяется де­ление одного урока физической культуры на два урока и соот­ветственно деление на два урока одного из уроков по другому предмету, например по рисованию. Учащиеся делятся на две группы: одна занимается физической культурой, вторая — другим предметом, самостоятельно выполняет задание учителя. Затем группы меняются. В этом случае по каждому предмету уроки будут 20—25-минутными.

Этот способ имеет серьезные недостатки. Даже при очень хо­рошей организации детского коллектива уроки не могут быть полными по времени. Несколько минут (5—8) учитель должен затратить на объяснение заданий для самостоятельной работы учащимся, остающимся в классе, а в конце урока несколько ми­нут (3—5) на проверку выполнения заданий. Таким образом, об­щая длительность урока физкультуры будет равна не 45, а 35—38 минутам. Кроме того, 20—25-минутные уроки слишком ог­раничивают учителя в проведении нескольких видов физических упражнений с достаточной плотностью урока и физической на­грузкой. Определенной помехой здесь будут и необходимые ор­ганизационные вопросы — построения и переходы к месту занятий сначала одной, а потом другой группы.

Для успешного проведения уроков физической культуры в малокомплектпой школе постоянно соблюдают следующие поло­жения.

1. При любой организации учащихся учебный материал дол­
жен быть программным для данного класса.

2. Необходимо возможно шире применять различные методы
ведения урока в зависимости от конкретных условий.

3. Следует обязательно дифференцировать упражнения для
учащихся разных классов как по условиям их выполнения, так и
по дозировке и качеству выполнения,

4. Необходимо умело использовать положительный опыт, име­
ющийся у детей старших классов, в выполнении упражнений и


игровых действий в качестве примера для подражания младших школьников.

Следует уделять большое внимание активной работе всех де­тей, особенно старшеклассников.

При проведении уроков физической культуры в начальных классах малокомплектной школы могут применяться несколько различных методов организации учащихся для выполнения физи­ческих упражнений. Во время занятий сразу с учащимися не­скольких классов необходимо широко использовать все возможные методы в разных сочетаниях.

Методы ведения урока определяются учителем в зависимости от задач урока, его содержания. Фронтальный метод, как позво­ляющий добиваться наибольшей плотности урока, может быть применим при проведении построений и перестроений, ходьбы, бега, танцевальных упражнений, общеразвивагощих упражнений без предметов и с предметами, упражнений для формирования осанки, прыжков на месте (подскоков), прыжков с короткой ска­калкой, упражнений с большими и малыми мячами (при наличии мячей для каждого ученика), акробатических упражнений (при наличии необходимого количества мест), упражнений в равно­весии на полу (земле), при проведении общих для всех классов игр, элементов лыжного строя, передвижения на лыжах, подъе­мов и спусков на лыжах.

Все перечисленные виды упражнений могут проводиться фронтальным методом только в том случае, если упражнения ос­воены всеми учащимися и при соответствующей и своевременной дифференциации в форме движений и дозировке будут достаточ­но хорошо выполняться. Преимущество фронтального метода со­стоит в том, что при одновременном выполнении одних п тех же упражнений младшие ученики могут брать пример со старших в подражать им, а старшие, понимая, что они должны служить примером младшим, постараются выполнить упражнение как можно лучше. Это, с одной стороны, является хорошей предпо­сылкой к возможно лучшим занятиям всех детей, а с другой, что также очень важно,— оказывает весьма положительное воспита­тельное воздействие на весь ученический коллектив.

Недостаток фронтального метода заключается в необходимо­сти проводить общие упражнения для всех учащихся и в ограни­чении возможностей обучать старших школьников новым упраж­нениям. Этот недостаток несколько компенсируется дифферен­циацией требований к качеству выполнения упражнений старшими учениками и дозировкой упражнений.

Чтобы создать условия для подражания младшим школьни­кам, следует применять построения, при которых старшие будут хорошо видны младшим. При построениях на месте, в том числе с лыжами или на лыжах, лучше всего всем старшим учащимся быть в одношереножном строю впереди младших. Младшие вы­страиваются в одну шеренгу сзади. Если происходит перестрое-


ние в колонне, то младшим следует быть в отдельной колонне сзади и наискось, чтобы и в этом случае младшие хорошо могли видеть действия старших.

При перестроениях в движении младшие находятся сзади старших в общем строю, а если необходимо продемонстриро­вать для младших выполнение какой-либо команды, то они за­держиваются учителем на месте и наблюдают за старшими.

Во время ходьбы и бега в колоннах следует применять два варианта: первый — все учащиеся идут (бегут) в одной колонне, а темп движения регулируется учителем; второй—старшие идут (бегут) отдельно и в одном темпе, а младшие — в другом.

При проведении фронтальным методом общеразвивающих уп­ражнений без предметов и с предметами, а также всех других упражнений, выполняемых в разомкнутой колонне, младших де­тей следует ставить за старшими, лучше в шахматном порядке, чтобы впереди младших не оказались младшие. Вполне возможно пользоваться фронтальным методом и при построении всех детей в общий круг, лицом к центру. Это особенно удобно для прове­дения танцевальных упражнений.

Применение фронтального метода при проведении акробати­ческих упражнений, упражнений с мячами, в прыжках со скакал­ками возможно лишь в тех случаях, когда имеется такое коли­чество мест у матов, мячей и скакалок, которое соответствовало бы количеству занимающихся.

Поточный метод может широко применяться больше всего при проведении упражнений в чередовании ходьбы и бега по отрезкам, в том числе на скорость, в прыжках в высоту и длину с разбега, в равновесии, лазанье и перелезанни, в передаче, бро­сании и ловле мячей, в акробатических упражнениях, в спусках и подъемах на лыжах.

В малокомплектной школе самым лучшим вариантом поточ­ного метода будет трехпоточная линия, т. е. по одному потоку выполняют упражнения учащиеся третьего класса, по другому — второго, по третьему — первого. Естественно, что три одновре­менных потока возможны при наличии необходимых условий: при прыжках в высоту — три разные высоты, при прыжках в длину — три места приземления, в равновесии — три снаряда, при ггереда-че, бросании и ловле мячей — достаточное количество мячей и т. д.

Возможна и одна поточная линия, когда учащиеся всех клас­сов беспрерывным потоком выполняют упражнения. Преимущест­во одного потока состоит в том, что учащиеся имеют возмож­ность видеть выполнение упражнений своими товарищами, в том числе и старшеклассниками, и брать с них пример. Недостаток одного потока — в относительно низкой плотности урока, а следо­вательно, и в уменьшении физической нагрузки. Преимущество нескольких потоков— в возможности большой дифференциации упражнений, достаточной плотности ур.рка и, следовательно, фи-


зической нагрузке; недостаток — в отсутствии возможностей для подражания младшими школьниками.

В различных конкретных условиях следует применять оба ва­рианта поточного метода. При обучении детей какого-либо клас­са новым упражнениям лучше организовать три потока: на двух учащиеся будут самостоятельно выполнять изученные упражне­ния, а на третьем—учитель будет знакомить детей с новыми уп­ражнениями. В период совершенствования умений и навыков де­тей в выполнении изученных упражнений вполне возможна в од­на поточная линия.

Поточный метод с большим успехом может применяться при выполнении учащимися различных классов не одного вида уп­ражнений, а нескольких. Например, учащиеся первого класса, за­нимаясь равновесием, идут потоком по доске гимнастической скамейки, учащиеся второго класса потоком преодолевают уста­новленную высоту, а третий класс выполняет потоком кувырки вперед. Вполне возможна и единая поточная линия для учащихся всех классов, в которую включается несколько видов упражне­ний, например лазанье по гимнастической скамейке, прыжок в высоту, равновесие, метание в цель. В *том варианте строго необ­ходимо выполнение детьми лишь тех упражнений, которые хоро­шо изучены. Наиболее простой разновидностью этого варианта является выполнение всеми детьми одинаковых упражнений во всем потоке. Более сложный вариант — поток, в котором учащие­ся разных классов выполняют разные упражнения. Например, учащиеся первого класса проходят по доске гимнастической ска­мейки с положением рук в стороны, учащиеся второго класса — на носках, руки вверх, а учащиеся третьего класса — с поднима­нием согнутой ноги вперед и хлопком в ладони под йогой.

Посменный метод применяется при проведении упражнений для формирования осанки {у вертикальной плоскости), акробати­ческих упражнениях (при недостаточном количестве матов), уп­ражнений в лазанье, в метании. Возможны два варианта: пер­вый— все учащиеся распределены на смены по классам и выпол­няют одинаковые упражнения; второй — учащиеся распределены на смены по классам, но выполняют разные упражнения. До­стоинство первого варианта — возможность подражания младших школьников старшим; достоинство второго — возможность диф­ференцировать упражнения для учащихся разных классов. Сле­дует регулярно пользоваться обоими вариантами.

Групповой метод наиболее часто применяется при проведении основной части урока. Его преимущество состоит в широких воз­можностях дифференцирования материала урока по отдельным видам упражнений для учащихся разных классов, проведения с разными классами не одинаковых, а разных видов упражнения, в возможностях регулирования дозировки упражнений. Кроме то­го, проводя занятия групповым методом, учитель имеет самые лучши'е условия для ознакомления учащихся одного класса с но-

15 Заказ Кя 6005 225


вым материалом, в то время как другие будут совершенствовать­ся в выполнении пройденных упражнений. Групповой метод не­обходим еще и потому, что, применяя его, учитель имеет воз­можность обучать детей старших классов тем упражнениям, которых нет в программах младших классов.

Обязательным условием применения группового метода явля­ется рациональное чередование видов упражнений: новые упраж­нения, отличающиеся точностью, при выполнении которых требу­ется особое внимание, проводятся в начале основной части урока; упражнения, вызывающие некоторое возбуждение, повыша­ющие эмоциональность и физическую нагрузку, проводятся во второй половине основной части урока; упражнения в группах, где учащиеся будут заниматься самостоятельно, должны быть безопасными, не требующими обязательного присутствия учителя для страховки. Например, в то время, когда учитель разучивает с учащимися III класса новые акробатические упражнения, уча­щиеся II класса занимаются пробеганнем и прыжками под длин­ной вращающейся скакалкой, а учащиеся I класса метают в цель. По распоряжению учителя группы переходят от одного места (ви­да упражнений) к другому.

Важнейшее значение в работе по физической культуре в мало­комплектной школе имеют: дифференциация в использовании практического материала при проведении занятий одновременно с учащимися нескольких классов, создание разных условий для выполнения упражнений, предъявление различных требований к качеству выполнения упражнений. Для осуществления этого учи­тель может применять много разных методических приемов. Во время проведения ходьбы, бега и передвижения на лыжах следу­ет давать разный темп и продолжительность (младшие переходят с бега на ходьбу раньше старших). При проведении почти всех упражнений (общеразвивающих без предметов и с предметами, для формирования осанки, в равновесии, прыжках, метаниях и др.) необходимо давать разное количество повторений каждого упражнения. Кроме того, при проведении метания в цель для учащихся разных классов мишени могут быть расположены на разных расстояниях и высоте. При проведении прыжков в высоту устанавливается разная высота, при проведении прыжков в дли­ну полоса для отталкивания у младших школьников шире, чем у старших. Во время спусков и подъемов на лыжах крутизна склонов у младших школьников должна быть меньше, чем у старших. При передвижении на лыжах лыжня старших детей должна быть длиннее, а младших — короче, что легко достига­ется внешней (для старших) и внутренней (для младших) замк­нутыми лыжнями.

Самое серьезное внимание должно быть уделено проведению игр. В программе каждого класса много игр, все дети любят играть, но игры старших классов часто не по силам младшим школьникам, а в такие игры первоклассников, как «Космонав-


ты», «К своим флажкам», «Прыжки по полоскам», «Волк во рву», «Метко в цель», с большим желанием будут играть учени­ки и старших классов.

Учитывая это, учителю следует проводить с учащимися раз­ных классов и общие игры (сразу со всеми), и отдельные для каждого класса или для двух смежных классов.

Общими играми могут быть только те, которые изучены на уроках во всех классах. Здесь предоставляется хорошая возмож­ность старшим школьникам демонстрировать свое умение играть, а младшим перенимать хороший пример. Умело проведенные об­щие игры отлично влияют на сплочение ученического коллектива. В играх, как и во всех других упражнениях, должна быть диф­ференциация. Во время игр с перебежками младшим устанавли­вается меньшая дистанция, в играх с метаниями условия метания для младших школьников легче, чем для старших, и т. д.

При проведении общих командных игр лучше всего создавать равные по силам команды, чтобы в каждой из них было оди­наковое количество учеников из разных классов. Совершенно не­обходимо проведение и отдельных игр с каждым классом.

Большинство подвижных игр проводится в основной части урока. При групповом методе ведения урока один класс будет иг­рать, два других заниматься другими видами упражнений. Пла­нируя для проведения урока игры и виды упражнений, следует придерживаться принципа разностороннего воздействия на орга­низм: если игра с бегом, то другими видами упражнений могут быть прыжки, метания, равновесие, лазанье и др.

Дифференциация упражнений должна осуществляться не только между учащимися разных классов, но и внутри класса. В каждом классе есть дети, которые имеют хорошее физическое развитие и лучшую физическую подготовленность по сравнению с другими. Необходимый индивидуальный подход должен иметь место и при проведении общих упражнений со всеми классами, и при проведении упражнений с одним классом. Очень хорошо, например, для выполнения прыжков в высоту поставить четыре стойки для прыжков, между которыми натянуть три веревочки на разной высоте. Сначала все дети преодолевают самую низкую высоту. При этом к учащимся разных классов предъявляются разные требования к качеству выполнения прыжка. Все учащи­еся, успешно преодолевшие одну высоту, совершают прыжки че­рез другую, несколько большую, а те, кто не сумел перепрыгнуть первую высоту или прыгнул не так, как требуется, прыгают вто­рой, а если нужно, и третий, и четвертый раз через веревочку, ус­тановленную на одной, первоначальной высоте. Такой же прин­цип дифференциации можно соблюдать и при проведении других упражнении. Например, во время метания в цель сначала все дети, построенные в одну-две колонны по классам, лицом к од-ной-двум мишеням (для каждого класса), выполняют метание с одного расстояния и в соответствии с заданием учителя на спо-

15* 227


соб метания. Тот, кто правильно выполнит задание учителя и ус­пешно метнет в цель, следующий бросок будет выполнять с дру­гого расстояния, на I—2 м дальше, а не выполнившие задания будут метать от первой линии. Осуществляя принцип дифферен­циации упражнений, учитель может отмечать детей, отличающих­ся лучшим выполнением упражнений, демонстрировать их умение прыгать, метать, лазать, но не следует акцентировать внимание на неудачных попытках и демонстрировать их. На хороших при­мерах дети будут учиться, подражать им, плохие примеры поль­зы не принесут.

Учитель, ведущий работу одновременно в нескольких классах, очень большое внимание уделяет воспитанию дружного учени­ческого коллектива, в котором октябрята учатся вместе с пионе­рами, младшие имеют постоянную помощь и поддержку старших товарищей, а старшие чувствуют ответственность за своих млад­ших друзей и постоянно оказывают им помощь примером и де­лом. Это проявляется во всей работе учителя, в том числе и на уроках физической культуры. Общий строй, коллективные обще-развивающие упражнения, общие игры, танцевальные упражне­ния, катание на лыжах, как и все другие виды упражнений, вы­полняемые в одно и то же время всеми детьми, являются отличными средствами сплачивания коллектива. В процессе прове­дения урока учитель прилагает большие усилия к активной ра­боте учащихся. Ученики старших классов привлекаются к демон­страции упражнений, к руководству группами младших при груп­повом методе, к оказанию помощи и страховки при выполнении учащимися младших классов упражнений в равновесии, лазанье, перелезании и т. д. Активизируя участие детей в течение урока, учитель организует их для подготовки мест занятий и оборудова­ния, раздачи индивидуального инвентаря и сбора его по окон­чании занятий.

Неоценимым средством активизации детей являются такие ме­тодические приемы, как поручение не только показать, а и про­вести упражнения, объяснить и организовать игру.

Учащимся старших классов можно поручать объяснение, по­каз и проведение новых упражнений и игр для младших школь­ников. Поручения учащимся надо давать заранее, за один-два дня, чтобы ученик мог хорошо подготовиться. Очень хорошо та­кие поручения давать не одному, а двум-трем учащимся: один объясняет, другой показывает, третий проводит упражнение.

Решающую роль в успешном проведении уроков физической культуры играет учитель, его тщательная подготовка. Много во­просов решает учитель, готовясь к уроку: доступность упражне­ний для каждого класса и соответствие их программам, плот­ность урока и регулирование нагрузки, дифференциация упраж­нений и индивидуальный подход к учащимся, определение методов ведения урока и активизации детей. Наряду с методически­ми вопросами построения и проведения урока должны быть ре-


шены и организационные вопросы: рациональное использование помещения или площадки, расположение учащихся разных клас­сов на уроке, подготовка и использование оборудования и ин-в'ентаря.

Во многих ыалокомплектных начальных школах, расположен­ных в сельской местности или в небольших поселках, нет специ* ально построенных залов, нет и приспособленных помещений. По­этому учебные и внеклассные занятия по физической культуре проводятся, как правило, на школьной спортивной площадке, на лесной поляне.

Проведение занятий на открытом воздухе — одно из требова­ний учебной программы. К сожалению, климатические условия не всегда этому благоприятствуют. В ненастные, дождливые, холод­ные дни учитель нередко бывает вынужден переносить занятия в помещения. Если в селе или поселке есть клуб, то по договорен­ности с его администрацией занятия могут проводиться и там. В этом случае уроки физкультуры в расписание лучше всего ставить последними, чтобы после них учащиеся уходили домой. При отсутствии других помещений уроки физкультуры проводят­ся в классной комнате, коридоре школы.

В зависимости от конкретных условий школьные помещения могут по-разному использоваться для занятий физическими уп­ражнениями. 8 больших классных комнатах парты можно отста­вить к стенам, освободив таким образом место для занятий. В небольших комнатах следует расширить проходы между пар­тами, оставить проходы около стен. Вместе с классной комнатой можно использовать и коридор школы.

Обязательным требованием к проведению занятий в помеще­ниях школы является влажная уборка и хорошее проветривание комнаты перед началом занятий. При соблюдении необходимых санитарно-гигиенических условий физическими упражнениями можно заниматься в любой классной комнате.

В классных комнатах можно проводить следующие виды уп­ражнений: построения и перестроения, ходьбу, бег на месте и пробежки в медленном темпе, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения для формирования осан­ки, в равновесии, прыжки в высоту с укороченного разбега (3—4 шага), прыжки в длину с места, прыжки с высоты (с гим­настической скамейки), метание в цель, некоторые игры («Пере­дача мячей», «Мяч соседу», «Выставка картин», «Гонка мячей в колоннах», «Товарищ командир», «Отгадай, чей голосок?», «Кто подходил?», «Слушай сигнал» и др.).

Для проведения занятий на открытом воздухе каждая на­чальная школа обязательно должна иметь хотя бы простейшую спортивную площадку. На ней необходимо оборудовать беговую дорожку (длина — 60 м, ширина — 4—5 ж), ямы для прыжков в высоту и длину, площадку для игр. Кроме того, следует постро­ить гимнастический городок (бревно для равновесия, .гимнастиче-


екая стенка, бум, канат и шест для лазанья). Вокруг площадки нужно посадить деревья и кустарник.

В строительстве площадки должны участвовать дети. Они с большой охотой и с успехом помогут взрослым расчистить, вы­ровнять и разметить беговую дорожку и площадку для игр, вы­рыть и засыпать песком ямы для прыжков, посадить деревья, кусты и цветы. Трудовое участие детей в создании условий для физ­культурной работы полезно и в том отношении, что оно наилуч­шим образом способствует воспитанию школьного коллектива.

Ученики младших классов могут участвовать и в изготовле­нии простейшего инвентаря. Малые набивные мячи, гимнастиче­ские палки, флажки, скакалки, мелкие предметы для игр — все это способны сделать сами дети под руководством учителя.

Уроки лыжной подготовки в малокомплектной школе могут проводиться в отличных условиях, поскольку в сельской местно­сти всегда можно выбрать самые желательные места для учебных лыжней, для спусков со склонов гор и подъемов на них. Такете же хорошие условия в сельской местности имеются и для ката­ния на санках.

В теплое время года, осенью и весной, сельские начальные школы располагают очень хорошими возможностями для прове­дения занятии в естественных условиях, особенно для проведения игр с использованием местности.

Работа по физическому воспитанию в малокомплектных началь­ных школах не ограничивается уроками физкультуры. При лю­бых условиях в каждой школе можно проводить гимнастику до занятий, физкультурные минуты на уроках, организованные пе­ремены, а также многие формы внеклассной работы — «часы игр», пешие и лыжные прогулки, катание на санках, простейшие спортивные соревнования, главным образом по подвижным иг­рам, физкультурные праздники, встречи с другими школами.

Гимнастика до занятий и физкультурные минуты на уроках организуются и проводятся на основе тех же принципов, которые приняты для всех школ. Разница этих мероприятий в режиме учебного дня состоит в форме упражнений для учащихся разных классов и о дозировке упражнений. Учащиеся старших классов выполняют упражнения, усложненные исходными положениями ног, рук, туловища, более сложным сочетанием движений, чем у младших школьников. Количество повторений каждого упраж­нения у старших школьников должно быть больше, чем у младших.

Как гимнастика до занятий, так и физкультурные минуты про­водятся со всеми учащимися одновременно, но на окончание выполнения упражнений младшим классам подается команда раньше, чем старшим.

С помощью физкультурного актива близлежащих восьмилет­них и средних школ в начальных школах организуются кружки физической культуры. В кружке выбирается староста. Он изве-


щаетшкольников о занятиях, ведет учет посещаемости, помогает руководителю. Детей принимают в кружок по желанию.

Учителя малокомплектных начальных школ работают в осо­бых условиях. Рядом с ними нет учителя физической культуры, который может оказать помощь и советом, и делом. Всю органи­зационную работу приходится вести самостоятельно. Поэтому очень важно создать в школе хороший физкультурный актив. Во-первых, следует опереться на своих бывших учеников, перешед­ших в восьмилетнюю или среднюю школу, но живущих по-преж­нему в том же населенном пункте, где находится начальная шко­ла. Во-вторых, действенную помощь могут оказать родители: многим из них вполне по силам провести с детьми пешую или лыжную прогулку, соревнования, организовать «часы игр» и да­же руководить кружком физической культуры. В-третьих, нельзя забывать и о молодых специалистах, работающих и живущих в том населенном пункте, где расположена школа. Большую пп-мощь школе может оказать коллектив физкультуры спортивного общества, созданного в том же (или соседнем) населенном пункте.

Над каждой начальной школой должна шефствовать побли­зости расположенная восьмилетняя или средняя школа. Ее кол­лектив физической культуры может успешно оказывать повсед­невную помощь начальной школе в организации внеклассной ра­боты с учащимися. Если же шефствующая школа расположена относительно далеко, то она периодически может помочь в орга­низации и проведении физкультурных утренников, праздников, соревнований, выступлений. Кроме того, шефствующая школа может оказать реальную помощь в улучшении материальной ба­зы начальной школы.

Вопросы планирования и учета всей работы по физической культуре в малокомплектной начальной школе разрешаются на тех же основаниях, что и во всех школах. Значительная разница существует лишь в форме плана урока, в котором надо отразить учебный материал для каждого класса, а также в форме планов^ графиков на учебную четверть.

Примерный план урока

Первая четверть. Урок 8-й. Задача урока.

I класс II класс III класс

1. Ознакомить с игрой 1. Совершенствовать I. Совершенствовать
«К своим флажкам» и умения в метании на умения* в сдаче рапор-
метанием в цель. дальность и в прыжках в та, в метании на даль-
длину с места ность и в прыжках в вы-

2. Совершенствовать соту с разбега
умения в прыжках через

внсящую и качающуюся скакалку


Место проведения: школьная спортивная площадка.

Оборудование: длинная скакалка, шесть малых набивных мячей (для метания на дальность), столки для прыжков в высоту и планка (веревочка), три флажка разного цвета.

Вводная часть — 12 минут.

Общее построение в одну шеренгу яа площадке, на правом фланге III класс, на левом — I. Рапорт сдает дежурный III класса. Объявление задач урока. Повороты направо и налево:


I класс Произвольно


II класс По разделениям


III класс На нятке и носке


Ходьба в колонне по одному, III класс впереди. Бег в чередовании с ходьбой.


I класс

20 м бег, 10 м ходьба, 20 м бег, ходьба


II класс

30 м бег, 20 м ходьба, 30 м бег, ходьба


Ш класс

40 м бег, 30 м ходьба, 40 м бег, ходьба


Перестроение в разомкнутую колонну по три, по классам. Общеразвивающие упражнения без предметов (упражнения общие, исход­ные положения и дозировка разные).


Г класс


Основная часть — 26 минут V класс


ИГ класс


 


Прыжки через вися­щую и качающуюся ска­калку (ответственный — учащийся III класса)

Метание в цель (с учителем)


Прыжки в длину с ме­ста (с учителем)

Метание на дальность (ответственный — один из учащихся класса)


Метание на дальность (ответственный — один из учащихся класса)

Прыжки в высоту с прямого разбега {ответ­ственный—один из уча­щихся класса)


Общее построение в одну шеренгу, как в начале урока. Расчет по три. Пер­вые номера — одна группа, вторые — другая, третьи номера — третья группа (в каждой группе одинаковое количество учащихся разных классов). Игра «К своим флажкам» (объясняет игру учащийся III класса).

Заключительная часть — 7 минут.

Общее построение в круг, взявшись за руки.

Обычный танцевальный шаг на носках (объясняет и показывает один нз учащихся II класса).

Подведение итогов урока.

Организованный уход с площадки в школу.


Примерный план-график распределения программного материала на первую четверть для I—III классов

 

М уроков
Классы 1 11 Ш 1 П 111 1 И Ш I и ш [ 1 и ш 1 И III 1 И Ш
Теоретические сведения + + +            
Построения и перестро- + + + 4+4 +++ +++ +++ + 4 + + + +
ения              
Общер азвивающис уп ■              
ражнения:              
без предметов 4 + т-   + + + ++   +
с предметами   +   + + + +
Упражнения для фор-   ++ +   ++   + +  
мирования осанки              
Танцевальные упражне-              
ния         4- 4-  
Равновесие     -(- 4- 4- +
Ходьба и бег ч—\-     + ++   Ч—1-
Прыжки   + + -|__)—{_ + + + + + ч—ь + +
Метания   + + + + 4 ч—ь
Игры + ■;■ + +++ 44+ +++ +++ +++  

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.