Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные предположения Теории X и Теории Y.





Предположения Теории X:
  • средний индивид обладает врожденной неприязнью к труду и по возможности избегает его;
  • поскольку большинство людей относятся к работе с антипатией, для достижения целей организации менеджмент обязан принуждать подчиненных к труду, контролировать и направлять их действия, угрожать наказаниями;
  • средний человек предпочитает, чтобы им управляли, он не желает брать на себя ответственность, обладает относительно невысокими амбициями и наиболее высоко ценит безопасность.
Предположения Теории Y:
  • Физические и умственные усилия индивидов так же естественны, как игра или отдых. Утверждение о врожденной неприязни к труду среднего индивида ошибочно.
  • Неправомерно рассматривать внешний контроль и угрозы наказаний как единственные способы побуждения индивидов к направленным на достижение целей организации усилиям. Человек, который стремится к целям, которые он разделяет, демонстрирует эффективные самоуправление и самоконтроль.
  • В определенных условиях средний индивид не только принимает на себя ответственность, но и готов исполнить дополнительные обязательства.
  • Большинство работников способны проявлять относительно высокие уровни воображения, изобретательности и мастерства.
  • В условиях современной индустриальной жизни интеллектуальный потенциал среднего индивида используется далеко не полностью.

На основе предложенной Д.Макгрегором теории можно выделить два основных типа управления организацией – авторитарный и демократический (См. Табл.)

 

 

Авторитарный и демократический типы управления.

Таблица

Признаки сравнения Теория X (авторитарный тип) Теория Y (демократический тип)
Форма регулирования отношений в материальной, социальной и духовной сферах Прямое администрирование Регулирование осуществляется посредством экономических, социальных и психологических методов
Форма регулирования отношений в политической сфере Авторитаризм Делегирование полномочий, коллективное рассмотрение возникающих проблем
Форма контроля и объяснение позиции по данному вопросу Прессинговый, нерегламентированный контроль, т.к. человек от природы нечестолюбив и ленив и может хорошо работать только в результате принуждения, а также руководства, на которое он рассчитывает Самоконтроль, т.к. работа для человека является естественным жизненным состоянием и, кроме того, людям свойственна преданность делу, которому они служат
Учет мнения субъекта управления Игнорируется Субъект управления высказывает коллективное мнение
Отношение руководителя к интеллигенции Агрессивно-враждебное Доброжелательно-партнерское

Более подробно теории мотивации будут рассмотрены в следующем разделе.

После второй мировой войны, которая явилась катализатором дальнейшего ускоренного развития теории и практики управления, менеджмент стал рассматриваться как наука. Новые направления в теории менеджмента стали отличаться широким применением математических и статистических методов в принятии управленческих решений. Новая концепция менеджмента получила название операционный менеджмент. Для решения производственных задач специалисты по операционному менеджменту широко используют математические методы, прогнозирование, моделирование запасов, линейное и нелинейное программирование, теорию массового обслуживания, построение графиков производства и т.д.

Относительно новыми областями менеджмента являются управленческие информационные системы, связанные с внедрением быстродействующих компьютеров и их сетей, теория массового обслуживания, которая предполагает использование математического аппарата для минимизации времени ожидания клиентов в очередях.

Появление общей теории систем послужило развитию принципиально нового подхода к исследованию организаций. Формирование и развитие системного подхода в науке связано с работами Н. Винера «Кибернетика» (1948 г.), Л. фон Берталанфи «Теория открытых систем» (1950 г.) и «Общая теория систем» (1951 г.), К.Боугдинга «Общая теория систем – скелет науки» (1956 г.). Общими свойствами систем являются целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, автономность, адаптивность, иерархичность, уникальность, множественность описаний. «Для перевода системы в иное состояние следует провести комплексный анализ ее особенностей и особенностей внешней среды и разработать целевую комплексную программу по переводу системы в новое состояние» [31]. Системный подход, как известно, оказал огромное влияние на развитие как науки в целом, так и ее отдельных отраслей. Не избежала этого влияния и социальная психология, и психология управления. Становление системного подхода к изучению организаций связано с появлением в конце 50-х начале 60-х годов таких научных работ, как «Системный анализ для руководителей» С.Оптнера, «Анализ сложных систем для решения военных проблем» Э.Квейда, «Системный анализ руководства» С.Янга.

В 1966 году Д.Кац и Р.Кан в книге «Социальная психология организаций» обосновали целесообразность применения методологии общей теории систем к изучению организаций, учитывая системный характер целей организации. Они предложили рассматривать организацию как открытую систему и определили следующие ее характеристики:

1) ввод энергии и вещества из внешней среды;

2) преобразование ресурсов на входе в систему;

3) выход, обеспечивающий поступление произведенного продукта (услуги) в окружающую среду;

4) системы как циклы событий: продукт на выходе обеспечивает поступление новых ресурсов на вход, и начинается новый цикл;

5) организации как открытые системы запрашивают из среды больше энергии и других ресурсов, чем преобразуют в выход;

6) наличие информационного входа: системы выборочно собирают информацию о своей среде, а также о результатах своей деятельности;

7) устойчивость: системы могут длительное время не изменяться при неизменности параметров входа-выхода;

8) дифференциация: открытые системы движутся в направлении дифференциации и структурного развития;

9) эквифинальность: разнообразие путей достижения организационных целей [16].

Основными элементами организации как системы являются: цели, задачи, структура, техника и технология, люди. Связи в системе осуществляются через такие связующие процессы. Как коммуникации, равновесие, и принятие управленческих решений.

В связи с пониманием организации как открытой системы возникают понятия внутренней и внешней среды организации. Во внутренней среде организации выделяют такие подсистемы, как цели и ценности, структура, управление, техническая и психологическая подсистемы. Эти подсистемы Каст и Розенцвейг описывают таким образом:

· Техническая подсистема: техника, оборудование, процессы и вспомогательные средства, используемые в ходе превращения организацией ресурсов в продукты ее деятельности, передаваемые во внешнюю среду.

· Подсистема целей и ценностей: стратегические цели, методы их достижения, философия и обязательства организации.

· Психологическая подсистема: действия конкретных работников, ролевая и должностная иерархии, групповая динамика и схемы влияния внутри организации.

· Структурная подсистема: формальные описания работы, правила и процедуры, формальные властные и коммуникативные связи, а также определенный производственный поток организации.

· Управленческая подсистема: управленческие цели, планирование, организационная деятельность, контроль и осуществление связи организации с ее внешней средой.

Согласно этому описанию внутренней среды организации как системы, предмет настоящего исследования – групповые процессы в организации – охватывает практически все подсистемы (за исключением технической). Таким образом, групповые процессы и групповую динамику можно рассматривать как системообразующие факторы и факторы развития организации [40].

О.С.Виханский выделяет во внутренней среде организации «несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация». Это кадровый, организационный, производственный, маркетинговый и финансовый срезы. Помимо этого вся внутренняя среда «как бы полностью пронизывается организационной культурой» [6].

Внешняя среда организации по Мескону и др. состоит из среды прямого и косвенного воздействия (см. Схема 1). Между организацией и ее внешней средой существует постоянный поток обмена информацией, энергией и материальными ресурсами [19].

 

Схема 1. Внешняя среда организации. Среда прямого воздействия:

 
 

 


Среда косвенного воздействия:

 

 

 


Одним из важнейших вопросов психологии менеджмента, начиная с 60-х годов является организационное развитие. Френч (1960) дает такое определение: «Организационное развитие связано и широкомасштабными усилиями по совершенствованию возможностей организации в разрешении проблем и ее способности откликаться на изменения во внешней среде с помощью внештатных или штатных специалистов в поведенческой науке, или агентов изменений» [11]. То есть, организационное развитие понимается как осознанные, планируемые действия с целью внесения конкретных изменений. Развитие организации непременно сопровождается развитием организационной структуры, стилей руководства, изменением стратегии и тактики всех подсистем, сменой их взаимоотношений, а также может вносить существенные изменения во взаимообмены внутренней и внешней среды организации.

В развитии организации основное значение имеют процессы централизации и децентрализации, существующие одновременно и способствующие достижению состояния динамического равновесия организации как системы (см. Таблицу) [17].

Таблица

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ Специфическая стратегия (провозглашение общих целей и общих ценностей). Развитие организационных единиц, которые несут ответственность за свою производительность. Внимание к качеству связи (например, обеспечение надежного обмена результатами и идеями для повышения производительности) Отбор и укрепление решающих взаимозависимостей (например, развитие управления, финансовые системы, снижение себестоимости товара).
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ Организационные единицы формулируют собственные показатели производительности в рамках деятельности организации. Организационные единицы составляют собственные планы улучшения результатов. Существование явственной автономии организационных единиц, определяющих пути и способы достижения лучших результатов. Организационные единицы могут сами выбирать профиль работ в соответствии с собственным стилем. Организационные единицы располагают достаточными ресурсами для выполнения собственные планов; они мало зависят от центральных отделов. Вспомогательные службы переданы другим организационным звеньям, с остальными центральными службами налажены рыночные отношения.

 

Управление в организации является централизованным, если высшее руководство оставляет за собой большую часть функций и полномочий, и децентрализованным, если оно распределяет функции и полномочия между нижними уровнями управления.

Важным шагом в развитии школы науки управления является разработка ситуационного подхода. Сущность этого подхода заключается в определении понятия ситуации как конкретного набора переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время ее развития. При этом сторонники ситуационного подхода выделяют основные внутренние и внешние переменные, влияющие на организацию:

внутренние переменные: цели, задачи, структура, техника и технология, люди;

внешние переменные:

а) переменные прямого воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы

б) переменные косвенного воздействия: состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные факторы (установки, традиции, обычаи), политические факторы, международные события.

Все переменные как внутренней, так и внешней среды взаимосвязаны, и изменение в одной из них влечет за собой изменения во всех других.

В 70-80-е годы американские корпорации стали широко использовать в своей деятельности так называемое стратегическое управление. Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационных подходах к управлению: организация рассматривается как открытая система, основой управления является системный и ситуационный анализ внешней и внутренней среды.

С конца 80-х годов одной из наиболее мощных тенденций западного менеджмента является повышение степени вовлечения работников в процесс управления организацией, развивается идея партисипативного управления, целью которого является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации. Работников организации привлекают к управлению по широкому ряду направлений:

предоставление права самостоятельного принятия решений;

привлечение работников к процессу принятия решений;

предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;

предоставление работникам права создавать группы по интересам с целью более эффективного выполнения решений;

участие работников в совершенствовании деятельности как всей организации в целом, так и отдельных ее подразделений.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.