Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Групповые процессы в организации.





В отечественной организационной психологии принято рассматривать организацию как малую группу, а социально-психологические процессы, происходящие в ней – как групповые процессы. Бурный рост исследования проблем малой группы объясняется следующими причинами.

1. Логика развития социально-психологической науки подвела исследователей к осознанию необходимости признания факта, что невозможно адекватно изучать личность, объяснять своеобразие сложных ее жизненных проявлений вне того социального и психологического окружения, в котором она живет и развивается. Таким окружением, или средой, является именно малая группа.

2. Выявление закономерностей функционирования малых групп способствует лучшему пониманию процессов, которые гораздо менее доступны непосредственному эмпирическому изучению. Социальные группы — это не просто микросистемы. В значительной степени они суть микросхемы больших обществ.

3. Исследование малых групп ориентировано на различные сферы социальной практики и проблемы эффективности организации и управления людьми.

4. Изучение малых групп позволяет вскрыть механизмы социальной регуляции поведения человека и на этой основе разработать адекватные целям и задачам общественного развития социальные технологии управления.

В отечественной и зарубежной социальной психологии даются самые различные определения малой группы. Д. Картрайт, А. Зингер, Т. Ньюком указывают следующие критерии определения и выделения малой группы:

частота и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе;

число составляющих ее членов.

Ш. Бюлер относит к типичным особенностям группы:

(1) взаимоотношения, взаимовлияния ее членов, без чего группа не существует;

(2) определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды;

(3) обособление лидеров, влияющих на остальных;

(4) общность целей, деятельности и организации:

(5) наличие у членов группы чувства "мы", единства группы;

(6) сплоченность (степень которой зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения между се членами, а с другой — от интереса, вызываемого деятельностью в группе).

Г. Дикарс понимает под группой "психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга".

Группа, отмечают известные американские психологи М. и К. Шериф, представляет собой социальный союз, наделенный такими свойствами, которые могут быть измерены и которые имеют значение для поведения ее членов. К этим свойствам М. и К. Шериф относят:

во-первых, структуру и организацию ("силовое" измерение эффективности группы);

во-вторых, систему норм, регулирующих поведение членов группы, их отношение друг к другу и к другим группам и их членам (оценочное измерение того, что поддерживается, защищается, поощряется и утверждается в группе и что трактуется как отклонение).

Согласно X. Томе и X. Фегеру, основной признак группы — взаимодействие ее членов. При этом решающими критериями для выделения "малой группы" они предлагают считать

число коммуникативных актов;

частоту и продолжительность взаимодействия индивидов в группе.

Г. Хоманс также подчеркивает, что частота взаимодействия, его длительность и порядок — главные характеристики понятия "малая группа".

Есть и другие толкования понятия "малая группа", когда оно определяется как

(а) собрание людей, включенных в последовательно координи­рованную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей дели, достижение которой приносит участникам удовлетворение;

(б) миниатюрная социальная система, посредством исследования которой можно прийти к пониманию социального устройства в целом;

(в) жизненное пространство личности и т. д

Многообразие определений понятия "малая группа" вызвано многообразием теоретических подходов, на базе которых эти определения формируются. К началу 70-х годов, как отмечают Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская, зарубежные авторы насчитывали девять концепций, в той или иной мере определивших развитие групповой психологии:

(1) теория поля (берущая начало в работах К. Левина);

(2) интеракционистская концепция:

(3) теория систем;

(4) социометрическое направление;

(5) психоаналитическая ориентация;

(6) общепсихологический подход,

(7) эмпирико-статистическое направление;

(8) формально-модельный подход;

(9)теория подкрепления.

Охарактеризуем эти концепции.

(1) ТЕОРИЯ ПОЛЯ основывается на известном тезисе К. Левина: поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминант (К. Левин называет это жизненным и социальным пространством личности). Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из топологии и теории множеств, а динамические свойства — понятиями психологических и социальных сил.

Эта теория дала импульс к разработке частных теорий групповой психологии:

(а) теории сплоченности;

(б) теории социальной власти;

(в) теории соперничества-сотрудничества;

(г) теории образования групп;

(д) теории внутригруппового давления;

(е) теории групповых притязаний.

(2) ИНТЕРАКЦИОНИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ строится на том, что группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями:

"индивидуальная активность",

"взаимодействие",

"отношение".

В рамках этой концепции формируется социально-психоло­гическая морфология малых групп.

(3) ТЕОРИЯ СИСТЕМ названа так потому, что в ней группа рассматривается как система. Концептуальный аппарат теории систем позволяет описать группу как систему взаимосвязанных позиций и полей, делая акцент на групповых "входах" и "выходах" н рассматривая группу как открытую систему.

(4) СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ представляет группу через анализ внутригрупповых отношений.

(5) ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ базируется на идеях 3. Фрейда, фокусируя внимание на мотивационных и защитных механизмах личности. Эти идеи легли в основу ряда теорий групповой динамики.

(6) ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД, согласно Р. Л. Кричевскому и Е. М. Дубовской, заключается в предположении, что многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы в анализе группового действия, прежде всего в анализе таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной сферы, мотивация.

(7)ЭМПИРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ основано на том, что главные понятия теории группы должны определяться результатами статистических процедур. Исходя из этого, Р. Кэттел предложил одну из теорий группового поведения.

(8) ФОРМАЛЬНО-МОДЕЛЬНЫЙ ПОДХОД базируется на формальном моделировании группового поведения с использованием математического аппарата теории моделей и теории множеств.

(9) ТЕОРИЯ ПОДКРЕПЛЕНИЯ базируется на идеях скиннеровской концепции оперантного обусловливания. Согласно этим идеям, поведение индивидуумов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов, или наказаний (отрицательные подкрепления). Идеи теории подкрепления легли в основу социально-психологической теории Д. Хоманса. Д. Тибо и Г. Келли положили в основу своей концепции внутридиадные отношения.

В развитии групповой психологии за рубежом выявляются две тенденции. Для первой характерны углубление и расширение концептуального аппарата отдельной теории, для второй — интеграция подходов и стирание строго очерченных концептуальных рамок.

В отечественной социальной психологии к проблеме малых групп подходили длительные годы с принципиально иных методологических позиций.

В советской социологической и психологической литературе малая группа рассматривалась как сфера выявления возможностей личности, проявления ее индивидуальности и, наконец, как среда, в которой формируется — под воздействием идей, ценностей и норм социально-политической структуры общества в целом — активный его член (Г. С. Антинина, Л. П, Буева, И. С. Кон, В. Б. Ольшанский, Л. И. Уманский и др.).

Группа, подчеркивается в ряде работ, — это социальное образование, существующее в конкретно-исторической системе социальных отношений, один из элементов, выполняющих строго определенные функции в этой системе.

В работах А.С.Макаренко отчетливо заданы важнейшие методические принципы исследования группы:

принцип деятельности (деятельность — главное средство единения группы);

принцип системности (группа — это система);

принцип развития (развитие — это динамическая основа функционирования групп в обществе)

В отечественной групповой психологии сегодня можно выделить четыре крупных исследовательских подхода.

(1) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД основывается на принципе деятельности. Его приложение к исследованию группы вызвало к жизни

стратометрическую концепцию групповой активности А. В. Петровского;

программно-ролевую концепцию группы М. Г. Ярошевского;

концепцию Г. М. Андреевой о модели социально-перцептивных процессов в совместной деятельности.

(2) СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ базируется на широком использовании различных вариантов социометрического теста в качестве основного методического средства познания группы. Наи­больший вклад в развитие этого направления внес Я, Л. Коломинский.

(3) ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ создана Л. И. Уманским. Основная идея концепции состоит в том, что поэтапное развитие малой (контактное, по Л. И. Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных (А. С. Чернышев), эмоциональных (А. Н. Лутошкин), динамических (А. Г. Кирпичник) характеристик групп.

(4) ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД основан на разрабатываемых в социологии и социальной психологии представлениях о социальной организации и управленческой деятельности. У истоков этого подхода стоял Е. С. Кузьмин. В рамках работ его школы группа рассматривается как субъект управления.

Рассмотрев существующие теоретические подходы к определению содержания понятия "малая группа", охарактеризуем ее сущность через представление относительно устойчивых признаков группы.

В. А. Гаврилов считает, что группа — это:

во-первых, относительно устойчивое социальное образование, определенная система социального взаимодействия;

во-вторых, форма социального объединения, при которой ее члены взаимодействуют лично;

в-третьих, такое социальное взаимодействие между индивидами в группе на основе объединения их для совместного участия в определенной социальной деятельности, которому присущи общность целей, интересов, установок, мотивов поведения, системы ценностей, общность сознания, организующего групповое действие.

Как специфическому виду человеческой общности малой группе присущи

прямой (хотя возможен и косвенный) контакт между составляющими ее индивидами, межличностное взаимодействие и взаимопонимание;

общность цели деятельности, переживание общих чувств;

общность внимания, интересов, мотивов, установок, норм, нравов, обычаев и привычек;

внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;

определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени.

Однако, с нашей точки зрения, главный признак группы — это непосредственное общение ее членов между собой.

Подавляющее большинство зарубежных социопсихологов основным признаком "малой группы" считают непосредственность контакта, личный ("лицом к лицу") характер общения между ее членами.

В соответствии с этим признаком, как замечает Л. П. Буева, и принята классификация групп на:

первичные (в них происходят непосредственные контакты):

вторичный (члены группы не связаны интимностью отношений),

официальные (порожденные официальной структурой общественной организации);

неофициальные (группы общения).

При дальнейшей классификации групп учитываются следующие факторы:

число членов в группе (что позволяет выделять большие и малые группы);

степень подчиненности личности;

тип контроля за групповой деятельностью;

характер распределения социальных ролей в группе;

характер коммуникаций в группе

и т. д

Американский социальный психолог Э. Росс выявляет в обществе следующие группы:

случайные (массы, общественность);

естественные (семья);

группы, основывающиеся на психологическом подобии (классы, партии, секты и т. п.);

группы, основывающиеся на общности интересов (государства, торговые союзы).

По Ш. Бюлеру группы делятся на:

естественные и искусственные (созданные из естественных потребностей и по расчету);

формальные и неформальные;

организованные и неорганизованные.

Свою классификацию групп — по их роли и месту в структуре общества — предлагает В. А. Гаврилов. Он выделяет:

(1) малые социально-экономические группы людей, лично взаимодействующих в сфере труда, малые трудовые коллективы;

(2) малые социально-политические группы людей, представ­ляющие в данной организации интересы определенных социополитических институтов, которые функционируют в рамках всего общества;

(3) любительские (самодеятельные) малые группы, существующие преимущественно в сфере досуга;

(4) малые возрастные группы, созданные на основе известного совпадения условий жизни, потребностей, привычек, интересов и т. п.;

(5) группы, основанные на принадлежности к определенному полу (женские, мужские);

(6) территориально-бытовые группы людей, объединенных но месту жительства и совместному использованию окружающей их материально-технической среды.

Г. М. Андреева упоминает еще первичные (семья) и вторичные (профессиональные, трудовые, политические, религиозные) группы, а Я. Л. Коломинский — реальные и условные (выделенные на основании непосредственного общения в определенное время, поддержания связи между членами преимущественно с помощью технических средств).

В соответствии с критерием "отношения личности к групповым нормам" особо выделяются референтные, или эталонные, группы.

Понятие "референтная группа" в социальной психологии означает группу, к которой данный индивид относится сознательно.

Понятие "референтная группа" имеет четыре основных значения:

(1) группа, на которую данный индивид ориентируется в своих действиях;

(2) группа, которая служит образцом, эталоном или критерием для оценки личного поведения;

(3) группа, в которую индивид стремится вступить, стать ее членом;

(4) группа, чьи взгляды и ценности служат своеобразными эталонами для индивида, который не является непосредственным ее членом.

Создать единую, целостную теорию всех малых групп в обществе практически невозможно, по крайней мере на современном этане, — считает, например, болгарский социолог и социальный психолог Л. Десев. В основу классификации групп можно положить самые разные признаки группы, например:

внутреннюю структуру и отношение к официальной структуре общества;

способ образования;

организацию и тип руководства;

управление и контроль;

устойчивость и время функционирования;

степень сплоченности или интеграции,

содержание и характер деятельности;

число членов и т. д

Однако не все способы выделения групп имеют одинаковую ценность. Думается, что все группы удобнее всего делить на

формальные и неформальные;

официальные и неофициальные.

Итак, малая официальная группа, составляющая основу социологической организации общества (Дж. Морено), является своеобразным "полем", на котором происходит психологическое и социальное развитие личности. Включенная в общую коммуникативную сеть общества, группа выступает как коллективный субъект общения и как совокупность субъектов общения.

 

Контрольные вопросы.

1. Предмет, объект, цели и задачи психологии менеджмента.

2. «Принципы научного управления». У.Ф. Тейлора.

3. Особенности идей Г. Гантт.

4. Виды деятельности предприятий по А. Файолю.

5. Основные элементы управления по А. Файолю.

6. Принципы управления А. Файоля.

7. Типы власти в организации и принципы построения «идеальной организации»: по М. Веберу.

8. Идеи М.Фоллетт в управлении организацией.

9. Теория «человеческих отношений» Элтона Мейо.

10. Содержательные теории мотивации.

11. Процессуальные теории мотивации.

12. Теория X и Y Д. Макгрегора.

13. Характеристики организации как открытой системы.

14. процессы централизации и децентрализации в организации.

15. ситуационный подход в управлении организацией.

16. Основные этапы развития организации.

17. Групповые процессы в организации.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.