Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Способы психологической коррекции





1. Визуализация – представление себя делающим или говорящим что-либо.

2. Заземление – представление отрицательной энергии гнева, исходящей из человека в землю

3. Проецирование – представление проецирования гнева на воображаемый экран и уничтожений его.

4. Самоконтроль эмоций:

§ Спокойная реакция на действия партнера

§ Обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения

§ Поддержание высокой самооценки

Особенности критики

Мотивы критики

1. Критика с целью помочь делу

Реакция – выделить рациональное звено, исключить подчинение эмоциям.

2. Критика с целью самоутверждения

Реакция – уйти под любым предлогом из взаимодействия

3. Критика с целью сведения счетов

Реакция – аргументированная защита, поддержка окружающих.

4. Критика с целью контратаки

Реакция – аргументированная защита, поддержка окружающих.

5. Критика с целью получения эмоционального заряда.

Реакция – ограждение себя от контактов подобного рода.

Виды критических оценок

§

Общие правила конструктивной критики Похвалить- покритиковать-похвалить
Подбадривание

§ Упрек

§ Надежда

§ Аналогия

§ Похвала

§ Озабоченность

§ Безличная

§ Сопереживание

§ Сожаление

§ Удивление

§ Ирония

§ Смягчение

§ Укоризна

§ Замечание

§ Предупреждение

§ Требование

§ Вызов

§ Совет

§ Конструктивная критика

§ Опасение

§ Окрик

§ Обида

§ Покровительство

§ Угроза

Контрольные вопросы.

1. Формальные взаимоотношения руководителя и подчиненного

2. Неформальные взаимоотношения руководителя и подчиненного

3. Психологическая структура должностной позиции:

4. Механизм регулирования взаимоотношений руководителя и подчиненных организации

5. Двухфакторная теория мотивации Герцберга

6. Иерархия потребностей (А. Маслоу).

7. Теория ожиданий (Врум, Портер, Лоулер и др.).

8. Движение за развитие человеческих отношений (Элтон Мэйо)

9. Предположения о человеческой мотивации - “Теория X” и “Теория Y” (Мак Грегор)

10.Системы управления (Р. Лейкерт)

11.“Менеджерская сетка” (Р. Блейк и Д. Моутон)

12.Факторы мотивации и демотивации сотрудников

13.Особенности делегирования

14.Временные этапы сотрудника при овладении работой

15.Контроль результатов деятельности сотрудника

16.Типология социально-психологического климата организации

17.Обращение с трудными людьми

18.Типы приказаний

19.Наказание сотрудников

20.Поощрение сотрудников

21.Увольнение сотрудника

22.Формирование команды сотрудников

23.Содержание психологического механизма общения

24.Алгоритм ведения партнерской беседы

25.Стили общения

26.Принципы психологического влияния

27.Психотехники общения

28.Язык жестов и восприимчивость к ситуации

29.Мотивы критики

30.Виды критических оценок

31.Алгоритм реакции на критику

Раздел 4. Управленческие конфликты и способы их разрешения.

Понятие конфликта и причины его возникновения. Место конфликтов в системе факторов, влияющих на функционирование организации. Типы конфликтов. Методы урегулирования конфликтов.

 

Конфликты в организации

Житейское толкование конфликта можно найти во многих книгах, например, толковых словарях русского языка — как ссора, спор, драка. Профессиональный подход требует доопре­делить такое обыденное понимание.

В последние годы опубликовано множество теоретических работ и эмпирических исследований, где уже психологами предлагаются различные трактовки этого понятия. Несмотря на несходство подходов к определению конфликта, в них явно выделяются единые сущностные свойства:

• наличие противоречия, во всяком случае различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;

• противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту;

• негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.)

Считается, что предотвратить конфликт, остановить его не только можно, но даже необходимо. Лучше всего руководить без конфликтов, — не случайно так и названа столь популярная книга В. Зигерта и Л. Ланг (постоянно помещаемая в списки рекомендуемой конфликтологической литературы). Но если внимательно прочитать эту работу немецких психологов, то обнаружим там как раз обратное. Они утверждают, что кон­фликты — это "не обязательно что-то плохое. Плохим, нега­тивным и тем самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации".

Но когда ставится вопрос их урегулирования, выбора форм работы в конфликтной ситуации, оптимизации действий по ее преодолению, то, прежде всего, встает проблема понимания сущности самих понятий: "выход из конфликта" и "уход от него", "профилактика", "урегулирование", "регулирование", "разрешение", "решение" и "преодоление". Трудность выбора усугубляется как отсутствием абсолютного единства теоретиче­ских подходов, так и отсутствием прямой зависимости успеха субъекта в конфликте на одном этапе от успеха на другом.

Следует различать два теоретических подхода к понятию конфликта.

1. Конфликт — это столкновение..., противоречие..., борь­ба..., противодействие... (личностей, сил, интересов, позиций, взглядов) в силу противоположности.., несовместимости.., про­тивостояния... — с точностью до формулировки у различных авторов.

В силу такого подхода конфликт определяется как:

конфликт как процесс резкого обострения противоречия и борьбы участников в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из его участников.

конфликт — столкновение противоположных интересов, мнений и стремлений;

• конфликт социальный — попытка достижения вознагражде­ния путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознагра­ждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленно­стью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы;

конфликт — это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

2. Конфликт — это система отношений..., процесс развития взаимодействия..., заданные различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности).

Сторонники первого подхода описывают конфликт как яв­ление негативное. Они разделяют конфликты на деструктивные и конструктивные (многие из них считают, что конструктивные — редкость, что конфликт почти всегда плох и уж, по крайней мере, хуже бесконфликтного сосуществования). Большинство работ по технологии работы в конфликте в рамках такого под­хода дают рекомендации по манипулированию, которое назы­вают "управлением конфликтом", "управлением конфликтной ситуацией". Главной целью такого управления является ликви­дация конфликта с максимальной выгодой для себя.

Сторонники второго подхода считают конфликт естествен­ным условием существования взаимодействующих людей, ин­струментом развития организации, любого сообщества, хотя и имеющим деструктивные последствия, но в целом и на дли­тельном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады.

Второй подход предполагает невозможность управления конфликтом и оптимизацию взаимодействия, теоретически обосновывая развитие конфликта как саморегулирующегося механизма. Вместо "решения", "разрешения" и других подоб­ных терминов применяют термин "преодоление", подразуме­вая, что конфликт не ликвидируется, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего про­фессиональную, а в обществе — социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабиль­ности. Он трансформируется в другие конфликты, менее разрушительные, в других сферах, других социаль­ных измерениях. Данный подход не отрицает возможность и даже конструктивность политической и административной ма­нипуляции в начальных фазах конфликта, но осно­вывается, прежде всего, на обеспечении информационной пол­ноты взаимодействия субъектов и необходимом риске, обеспе­чивающем возможность перехода в его последнюю фазу.

Общая тенденция в последние годы такова: большинство теоретиков и практиков социальной психологии склоняются ко второму подходу, при некотором сохранении ориентации на психологическую манипуляцию, психологическое смягчение деструктивных проявлений конфликта. Базовым в данном вы­боре становится то, что первый подход строится на субъект-объектном общении, в то время как второй — на субъект-субъектном [3,8].

Выбор руководителем одного из двух подходов определяет и выбор им форм работы и реко­мендаций своим сотрудникам, структурным подразделениям по дей­ствиям в конфликтных ситуациях.

Конфликт имеет следующие фазы.

1. Конфронтационная (военная) — стороны стремятся обеспе­чить свой интерес за счет ликвидации интереса чужого (в их представлении это обеспечивается либо добровольным или вы­нужденным отказом другого субъекта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением носителя другого интереса, что уничтожает естественным обра­зом и сам этот интерес, а следовательно, и гарантирует обеспе­чение собственного).

2. Компромиссная (политическая) — стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный (как правило, каждая сторона пытается обеспечить в нем по максимуму свой собст­венный).

3. Коммуникативная (управленческая) — выстраивая комму­никацию, стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфлик­та, но и их интересы (консенсус), и стремятся к взаимодопол­нению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки зре­ния сообщества, различия (либо правовой запрет на тот или иной интерес и его уголовное преследование, корпоративный запрет, грозящий нарушителям административным наказанием, либо изменение законодательства, системы внутренних инст­рукций, дающее или запрещающее право на тот или иной ин­терес, различие).

Кризис (псевдофаза, возникающая внутри одной из фаз конфликта) — такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе (например, длительная задержка на одной фазе, разрушитель­ная зацикленность, фазовая стагнация или даже возврат в пре­дыдущей фазе). Кризис — период задержки процесса кон­фликтного взаимодействия субъектов. Что, следует заметить, и приводит к возникновению напряженности. Снять ее помогает преодоление кризиса, т. е. продолжение развития конфликта.

Таким образом, управление конфликтом — это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия. То есть управлять конфликтом — значит обеспечивать ему максималь­ную возможность для саморегулирования и содействие выходу из кризисов в следующую фазу.

Управление конфликтными ситуациями позволяет продуктивно использовать знания и навыки сотрудников, т.е. интеллектуальный потенциал организации.

У. Мастенбрук в работе “Управление конфликтными ситуациями и развитие организации” предлагает рассматривать организацию как сеть взаимосвязанных организационных отношений между людьми, которые складываются в следующих четырех сферах:







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.