Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ





 

В современном обществе наблюдается хаотичное многообразие ценностей индивидов и социальных общностей, которое, по нашему мнению, отражает различные этапы и различные условия развития ценностного мира человека. Рассмотрение ценностного мира человека, прежде всего, как личностной развивающейся структуры, а ценностей как структуры индивидуального сознания стало основанием при разработке концепции возникновения и развития ценностного мира человека.

Исследование было начато с изучения качеств ценностей, выделяемых различными группами аксиологических теорий. За основу была взята классификация теорий ценностей, предложенная В.И. Плотниковым. В ней выделяется четыре типа учений о ценностях, объединяющих сходные по своим взглядам теории: 1) теории аксиологического психологизма (В.Вунд, Ф. Брентано, А. Мейнонг, Д. Дьюи, Перри, В. Васильев); 2) теории аксиологического нормативизма (ранний В. Дильтей, М. Вебер, О. Шпенглер, Т. Парсонс); 3) теории аксиологического трансцендентализма (И.Кант, Р. Лотце, В. Виндельбанд, ранний Г. Риккерт); теории аксиологического онтологизма (Н.Гартман, М.Шелер, поздний В. Дильтей, поздний Г. Риккерт).

Анализ работ перечисленных исследователей показал, что различные группы аксиологических теорий, обращаясь к различным сторонам бытия человека, раскрывают особенности этого бытия и связанного с ними аспекта возникновения ценностей. Теории аксиологического психологизма выявили роль индивида в возникновении ценностей, поставив в зависимость результат оценивания действительности от личностных качеств и способностей человека. Теории аксиологического нормативизма обращают внимание на нормативный характер ценностей. Согласно этим теориям ценности всегда отражают такую форму отношений человека с миром в тех или иных видах отношений, которая, согласно общественному опыту, выделяется как необходимая и достаточная; ценности также являются для людей эталоном построения отношений. Теории аксиологического трансцендентализма исследуют трансцендентный характер ценностей – они всегда являются для человека образом должного, идеалом, который человечество еще не достигало, но стремление к достижению которого упорядочивает жизнь отдельных людей, позволяет согласовать их действия. Теории аксиологического онтологизма, рассматривая развитие человека в структуре развития Мира, выявляют закономерности возникновения и развития ценностей человека, исходя из целостности бытия (мира), что позволяет согласовать характеристики ценностей, выделяемые другими аксиологическими теориями. Теории этой группы показывают, что изучение сущностных качеств человека позволяет понять особенности его ценностного мира.

Перечисленные аксиологические теории имеют общие положения, характеризующие ценности как общий предмет исследования. Во всех теориях признается следующее: 1) регулятивная функция ценностей, заключающаяся в том, что ценности определяют направленность активности (поведения и деятельности) человека при установлении его отношений с действительностью; 2) предметная определенность ценностей - ценность всегда фиксирует стремление человека к осуществлению какого-либо образа должного поведения, жизни, которое рассматривается как необходимое, как значимое само по себе; 3) ценности рассматриваются как средства преодоления человеком существующих противоречий; 4) иерархическое строение системы ценностей; 5) необходимость осознания человеком личностных и общественных ценностей.

Изучение различных аксиологических теорий показал, что только в теориях аксиологического онтологизма ценности рассматриваются как развивающаяся структура, встроенная в целостность бытия человека. В то же время, опора на основные положения онтологических теорий позволяет согласовать системы знаний о ценностях, выработанные в рамках других групп теорий.

Перечисленные в классификации теории аксиологического онтологизма можно рассматривать как базовые, но еще недостаточно реализовавшие возможности онтологического подхода в аксиологии. В то же время, методология исследования ценностей, разработанная В.И. Плотниковым, а также исследования природы ценностей, как в его работах, так в работах А.Б. Невелева, позволили разработать структурно-генетическую (или онтологическую) концепцию ценностей. Теоретическим основанием проводимого исследования стали работы М. Шелера, Н. Гартмана, Б. Вышеславцева, В. Дильтея, Г. Риккерта, В.И. Плотникова, А.Б. Невелева и др., относимые к группе теорий аксиологического онтологизма. В качестве основных выступили следующие положения этих теорий: 1. Общий подход к изучению ценностей исходя из встроенности бытия человека в целостность мира. 2. Идея М. Шелера о том, что ценности являются результатом работы индивидуального духа. 3. Разрабатываемые В.И. Плотниковым и А.Б. Невелевым идеи о зависимости предметного содержания ценностей от типов культурного опосредования отношений человека с действительностью, об архетипической структуре деятельной способности духа связывать все со всем, о роли аксиологического отношения в переосмыслении человеком ценностей с точки зрения будущего. 4. Высказываемые в исследованиях Б. Паскаля, М. Шелера, Б. Вышеславцева, В. Соловьева, С. Франка, Теяр-де-Шардена, П. Флоренского, Г. Риккерта, А.Б. Невелева и др. идеи об эротической природе ценностей, об универсальности энергии любви, о генезисе ценностного мира человека, основанного на сублимации этой энергии.

Согласно онтологической, или структурно-генетической, концепции система ценностей, прежде всего, представляет собой личностную развивающуюся структуру. Как элементы личностной структуры, ценности - это мыслительные образы, фиксирующие стремление человека (людей) к осуществлению такой культурно-опосредованной формы его отношений с действительностью (с миром и с самим собой), которая предстаёт для него как значимая сама по себе, соответствует его предельным на момент возникновения ценностей социально-культурным и природным возможностям и создает для него сферу должного. Значимой выступает та форма отношений человека с миром и с самим собой (форма его поведения, деятельности), которая переживается человеком как сущностно необходимая, так как направлена на удовлетворение его потребностей и обеспечивает разрешение или предотвращения возникающих при этом противоречий. Таким образом, ценности являются средством разрешения противоречий и как таковые характеризуются различной степенью универсальности, а также различной степенью общезначимости.

Личностные ценности – это структуры индивидуального сознания.В качестве общественных ценностей чаще всего рассматриваются объективированные ценности, то есть, знания об общезначимых ценностях, которые возникли как личностные.В то же времяобщественные ценности могут рассматриваться и как личностные общезначимые ценности членов социальной общности, выступающие ценностной основой построения общественных отношений. Ценности и знания о ценностях обозначаются посредством слов, значение которых может быть истолковано на уровне либо общих представлений, либо понятий, либо категорий. Способ истолкования всегда соответствует степени универсальности ценностей и степени их общезначимости.

Важным является то, что, во-первых, ценности – это предметно-определенные стремления людей. Это касается и личностных и общественных ценностей. Так как в обществе что-либо выделяется как ценность, если наблюдается стремление людей к осуществлению этого чего-либо. Просто позитивное отношение, позитивная оценка не достаточна для того, чтобы что-либо стало восприниматься людьми как ценность, как нечто общезначимое, сущностно необходимое. Во-вторых, в ценностях фиксируется стремления людей не к получению или созданию какого-то объекта, не к возникновению какого-либо качества личности, а к определенной форме, т.е. способу организации отношений этого человека с миром, такому отношению, в котором он и проявляет определенные личностные качества или является обладателем желанного объекта.

Ценности возникают в сфере еще не осознанного в результате работы индивидуального духа, совершаемой при непосредственном переживании человеком отношений с действительностью и с опорой на тот опыт человека, актуализации которого задается качествами и свойствами применяемых им культурных средств в их взаимодействии с действительностью. О возникновение ценностей в результате работы индивидуального духа писали М. Шелер, В.Дильтей. М. Шелер возникновение ценностей связывает с актами индивидуального духа, управляющего и руководящего влечениями человека. Согласно его исследованиям индивидуальный дух возник в результате качественного преобразования внутреннего энергетического психического центра, присущего всем живым организмам и обеспечивающего целостность их жизни. Посредством работы индивидуального духа, которая представлена актами сублимации, трансцендентности и интенциональности, происходит торможение существующих у человека стремлений (управление его влечениями) и их растормаживание, сопровождающееся возникновением новой предметной определенности этих стремлений, которая фиксируется в личностных ценностях (руководство влечениями человека). Таким образом, преобразование психического центра живого организма в индивидуальный дух привело к исчезновению генетической заданности предметов потребностей и способов их удовлетворения. Это проявляется в том, что человек рождается с открытой программой жизни, т.е. свободным.

Способность духа менять направленность энергии влечений человека проявляется как открытость человека миру, признанная его сущностным качеством такими мыслителями, как М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Гелен, А. Портман, В. Франкл и др. Она выражается в соотнесённости границ потенциальных возможностей человека с целостностью всего мира, существующего независимо от него. Такая соотнесенность, прежде всего, осуществляется через возникновение личностных ценностей, которые, фиксируя возникающую под влиянием индивидуального духа предметную направленность стремлений человека, являются первичной формой установления им новых связей с действительностью. Условия установления этих связей и образуют достаточное основание возникновения ценностей.

Проведенные исследования позволили установить, что в качестве такого основания выступает переживание человеком динамичной целостности бытия, возникающее при установлении им любого культурно-опосредованного отношения с действительностью. Это переживание является первичным дорефлексивным переживанием и проявляется как интуиция целостности (интуиция недостающего) (Ж.-П. Сартр), и посредством которого человеку открывается истина бытия (Г.В.Ф. Гегель, С. Франк, М. Хайдеггер). Динамичную целостность бытия, которая есть характеристика бытия человека и его цель, содержащаяся в самом этом бытии, человек переживает, согласно исследованиям С. Франка, через сознание в широком смысле, Ж.-П. Сартра - через дорефлексивное сознание, Э. Блоха - через «еще не осознанное», М. Хайдеггера – через dasain («присутствие», «тут-бытие»). Переживание человеком динамичной целостности бытия, есть переживание им основных моментов развития, которые определяют структуру сознания. Поэтому, переживание человеком противоречий приводит к возникновению у него стремления к их разрешению, возникающего из переживания человеком необходимости «единого» как момента развития, восстанавливающего целостность бытия. Стремление к такому «единому» есть стремление к установлению гармоничной формы отношений человека с действительностью, которое является формой проявления необходимого, а поэтому и воспринимается человеком как значимое.

Необходимость, обусловленная моментами развития - процесса, посредством которого устанавливается целостность всего существующего, рассматриваемого как всеобщее качество всего существующего, как сущность самого бытия, трактуется нами как сущностная необходимость. Она определяет направленностью активности человека, соотносимой с общей направленность развития мира. Таким образом, обнаруживается, что в результате переживания человеком динамичной целостности бытия у него возникает стремление, имеющее основные признаки того, что обозначается как ценность: оно начинает определять направленность активности человека на то, что значимо для него само по себе.

При исследовании условий воспроизводства достаточного основания возникновения ценностей, были выделены основные качества и функции ценностей. Наиболее значимые из них следующие. Во-первых, ценности, возникающие из переживания человеком динамичной целостности бытия, выражают предметную определенность стремлений человека к снятию противоречий и воссозданию единого. Это означает, что полное описание ценностей составляют и энергийные (указание на наличие стремления человека, которое может характеризоваться через интенсивность, силу, длительность стремления и т.п.), и предметные качества (предметы стремлений человека и их характеристики). Во-вторых, переживание человеком динамичной целостности бытия, в результате которого происходит различение двух моментов развития, предполагает оценивание. Феномен ценности возникает на основе оценивания человеком, которое осуществляется посредством работы индивидуального духа в дорефлексивном сознании. Только при этом условии сохраняется непосредственная связь возникновения ценностей с целостностью бытия. Возникновение ценностей происходит в результате согласования информации о чувственно-воспринимаемой человеком действительности (или единства чувств), которое осуществляется через взаимное оценивание относящихся сторон в ценностном отношении, являющимся аспектом любого целостно-нерасчлененного отношения человека с действительностью. Результатом взаимооценивания является возникновение в сознании человека образа такой формы его отношения с действительностью, которая выстраивается на основе согласования качеств относящихся сторон этого отношения. В-третьих, средством разрешения противоречий в отношениях человека с действительностью может быть только та форма отношений, которая стала ему присуща, то есть культурно-опосредованная форма. Используемые при этом культурные средства своими возможностями задают границы восприятия человеком независимого от него мира и границы возможностей человека как при выделении им противоречий, так и при определении характеристик формы отношений, позволяющей их разрешить. Таким образом, несмотря на то, что любая ценность в своем потенциале является формой выражения стремления человека к гармоничной форме отношений, актуально ценности выражают его стремления лишь к форме культурно-опосредованных отношений, оптимальной по отношению к качествам применяемых им определенных культурных средств. Многообразие культурных средств, используемых людьми, порождает многообразие ценностей. В-четвертых, как необходимость может рассматриваться только еще не установленная форма отношений, которая в этом случае может быть представлена через мыслительный образ, поэтому формой существования ценностей может быть только мыслительная форма, т.е. структура сознания. В-пятых, то, что имеет предметную определенность, может быть осознано, поэтому ценности, возникшие в сфере бессознательного, могут быть осознаваемы человеком. Такое осознание происходит с опорой на предметно оформленное содержание опыта человека, которое выступает в качестве культурного средства. Это средство и становится той «призмой» через которую человек воспринимает содержание своего собственного сознания, поэтому человеком могут осознаваться далеко не все характеристики образа отношений, стремление к которому фиксируется ценностью. Это качество ценностей и приводит к тому, что как ценности выделяются то качества человека, то какие-либо объекты и явления, без учета их включенности в определенные отношения человека с действительностью. Эта характеристика ценностей показывает, что ценности не могут быть дифференцированы на материальные и духовные. Любая ценность является формой проявления духовности. В то же время, реализация ценностей индивидами, сообществами приводит к возникновению новых предметов культуры, в том числе и материальных, которые Г. Риккерт в отличие от ценностей предлагал обозначать как «блага».

Выделенные качества ценностей позволяют определить следующие их функции: функцию согласия, проявляющуюся в том, что ценности представляют собой образы единого, т.е. установленногосогласия между субъектом и объектом отношения; функцию разрешения противоречий и регулятивную функцию. Ценности, возникающие в результате актов индивидуального духа, создают сферу трансцендентного бытия человека, которая входит в противоречие с его фактическим бытием, создавая тем самым предпосылки развития человека, т.е. упорядоченность его жизни в соответствии со структурой развития.

Воплощение ценностей людей осуществляется через создание ими новых культурных средств, порождающих новые связи в мире, а, значит, и новые противоречия, переживание которых приводит к возникновению качественно новых ценностей. Вновь возникающие ценности характеризуются большей степенью абстрактности образа той формы культурно-опосредованных отношений, которая необходима для разрешения противоречий, и обладают, как средство разрешения противоречий, большей степенью универсальности. Возникновение ценностей нового уровня общности можно рассматривать как идеализированный выход человека «за» противоречия менее высокого уровня общности, т.е. трансцендирование.

Возможное повышение степени абстрактности форм отношений человека с миром, стремление к которым фиксируется ценностями, создает возможность повышения степени их универсальности как средства разрешения противоречий, а, следовательно, и повышения степени их общезначимости. Можно предположить, что процесс повышения степени универсальности культурных форм отношений может продолжаться до тех пор, пока не выделится предельно универсальная форма отношений, основу которой будет составлять предельно универсальное средство отношений, позволяющее человеку устойчиво воспроизводить свою открытость миру.

Возникшие ценности становятся частью системы личностных ценностей и личностного опыта человека.Система личностных ценностей – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных личностных ценностей, одновременно существующих в сознании человека и определяющих направленность активности человека (поведения и деятельности), его будущее. Система личностных ценностей складывается как иерархическая, динамичная (т.е. способная к перестройке) личностная структура, которая существует в модификационных формах, складывающихся в соответствии с видами переживаемых человеком культурно-опосредованных отношений. Модификационные формы личностной системы ценностей отражают значимые для человека качества тех отношений, в которых они выступают ценностными основами, а также различную степень личностной общезначимости этих качеств. Для обозначения системы ценностей индивида, существующих в его сознании в одно время, мы используем понятие «ценностный мир человека». Ценностный мир человека является ядром его жизненного мира, образующим архитектонику мира человека в целом.

Исследования структуры ценностного мира человека показали, что вся система ценностей выступает в качестве ценностных основ отношений. Ценностные основы отношений – это начало установления человеком культурно-опосредованной формы отношений с действительностью, в качестве которого выступает модификационная форма его личностной системы ценностей. Она образует направленность активности (ценностную направленность) человека на воспроизводство того первичного образа устанавливаемого отношения, в котором зафиксированы наиболее значимые, необходимые для человека качества этого отношения.

В связи с тем, что в качестве ценностной основы отношений выступает вся система ценностей, обнаруживается необходимость в такой характеристике этой системы, которая бы позволяла зафиксировать общий вектор направленности стремлений человека, фиксируемых всеми ценностями, входящими в неё. В качестве таковой выступает ценностная ориентация.

Ценностная ориентация является устойчивой характеристикой личностной (или общественной) системы ценностей, отражающей общий вектор предметной направленности фиксируемых ценностями стремлений человека (людей) и независимой от модификационных изменений этой системы. Посредством понятия «ценностная ориентация» характеризуется направленность активности человека, соотносимая с определенным общим типом систем ценностей. Ценностная направленность – это предметная направленность активности человека при организации им деятельности, отражающая его стремление к воспроизводству такой культурно-опосредованной формы отношений, качества которой определяются модификационной формой системы личностных ценностей человека. Ценностная направленность характеризует направленность активности, определяемую ценностными основами определенного вида отношений, или определенного вида деятельности.

Выявленные характеристики ценностного мира человека позволили сделать следующие выводы: 1) качественной характеристикой ценностей является мера их универсальности и мера их общезначимости; 2) изменение меры универсальности и меры общезначимости ценностей есть процесс направленный, закономерный и необратимый. Все эти признаки свойственны развитию, поэтому, можно предположить, что процесс универсализации ценностей (который отражает и повышение степени универсальности ценностей, как средства разрешения противоречий, и повышение степени их общезначимости) есть процесс развития ценностного мира человека, включенный в развитие мира как целостности.

Развитие ценностного мира человека закономерное, направленное качественное изменение системы личностных ценностей, характеризующееся повышением степени их универсальности как средств разрешения противоречий и степени общезначимости. Развитие ценностного мира человека характеризуется последовательным возникновением основных типов систем ценностей: ценностей индивидуально-полезного, ценностей социально-значимого; ценностей личностно-значимого и ценности родового значимого. Основными предпосылками их возникновения выступает процесс последовательного освоения человеком основных культурных средств и выделяемых этими средствами основных предметностей мира. А.Б. Невелевым выделяются следующие основные группы культурных средств и предметностей мира: 1) культура, представленная орудиями, позволяет выделить предметность мира-1 (П-1) – мира материальных предметов и чувственно воспринимаемых свойств этих предметов; 2) культура, представленная символами, позволяет выделить предметность мира-2 (П-2) - мира, представленного формами отношений между объектами и явлениями мира, зафиксированными на уровне общих представлений – это мир устойчиво повторяющихся способов взаимодействия, мир норм, правил поведения и деятельности людей; 3) культура, представленная знакам, позволяет выделить предметность мира-3 (П-3) – это мир, представленный через теории, идеи и т.п, посредством знаковых систем, прежде всего языком на уровне понятий и категорий; 4) культура, представленная предельно универсальными знаками - универсальными категориями «ничто» и «все» (небытие и бытие), позволяет выделить предметность мира-4 (П-4) – мир, представленный в единстве всех его предметностей.

Освоенные человеком основные культурные средства (орудия; символы и представления; понятия и категории, складывающиеся в знаковые системы; предельно универсальные категории «ничто» («не») и «все») и знания о соответствующие им предметностях мира становятся базовым основанием оценивания человеком действительности в ценностном отношении. Это приводит к возникновению у человека типов ценностей, складывающихся в системы ценностей, предметные характеристики которых соотносимы с качествами фактически используемых им культурных средств и качествами фактически освоенного им содержания соответствующей этим средствам предметности мира. Основные типы систем ценностей характеризуют основные этапы развития ценностного мира.

Ценности индивидуально-полезного – это ценности, фиксирующие стремление человека к зафиксированным на уровне конкретных представлений формам отношений, которые определяются им посредством эмоциональной оценки как полезные для удовлетворения потребностей витального уровня. Возникают на основе освоения человеком действий с орудиями и предметности мира, представленной материальными предметами и их свойствами, обнаруживаемыми посредством предметно-чувственного восприятия. Ценности индивидуально-полезного – это мыслительные образы, фиксирующие стремление человека к формам отношений, обеспечивающих оптимальный способ удовлетворения его потребностей на витальном уровне, в переживании которых еще не вплетается осознание человеком себя как части социума. Несмотря на то, что предметом стремлений в ценностях индивидуально-полезного выступает конкретная форма отношений человека с действительностью, сознанием в первую очередь выделяется материальный объект этого отношения. Ценности этого типа возникают у детей, примерно до трех лет.

Ценности социально-значимого – это ценности, фиксирующие стремления человека к нормативным формам отношений, признаваемых необходимыми и достаточными (оптимальными) теми индивидами и социальными группами, которые воспринимаются этим человеком как значимые. Возникают в результате освоения человеком способов построения отношений с действительностью, в основе которых лежит использование общих представлений, сформированных в его опыте, или понятий, трактовки которых выработаны другими людьми. Ценности социально-значимого возникают у индивида в результате преимущественного воздействия на него тех людей, которых он воспринимает как значимые. Общий этап развития ценностного мира человека, на котором возникают системы ценностей социально-значимого, представлен несколькими промежуточными этапам. На каждом из них у индивида возникают системы ценностей социально-значимого, характеризующиеся следующими ценностными ориентациями: 1) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений с действительностью, характерных для значимых взрослых (3 года; 2) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений с действительностью, одобряемых значимыми взрослыми (с 4 лет до подросткового возраста); 3) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений, одобряемых значимой группой сверстников (с подросткового возраста); 4) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений, одобряемых значимыми людьми. На первых трех промежуточных этапах становления ценностей социально-значимого основанием выделения значимых для индивида людей являются межличностные отношения, а на четвертом этапе – деловые отношения, т.е. связанные с освоением, с осуществлением какого-либо вида деятельности, с успехом в ней. Увлеченность человека каким-то делом, возникающая на основе ценностей социально-значимого, позволяет ему осознать и оценить свои возможности. На этой базе и возникают ценности личностно-значимого.

Ценности личностно-значимого – это ценности, фиксирующие стремление человека к формам отношений с действительностью, которые признаются им необходимыми и достаточными (оптимальными) по отношению к личностной трактовке тех понятий и категорий, посредством которых он обозначает действительность. Если человека, вышедший на этот уровень развития своего ценностного мира, продолжает повышать уровень своей личностной культуры, стремясь выйти на общий уровень мировой культуры, происходит возникновение ценности родового значимого. Ценность родового значимого – предельно универсальная ценность, фиксирующая стремление человека к гармоничной форме культурно-опосредованного отношения (отношения любви как такового), создающей возможность полной актуализации открытости человека миру и его устойчивого идеализированного выхода за рамки ценностной состязательности.

Процедура возникновения новых личностных ценностей предполагает их согласование с имеющейся системой личностных ценностей. Структурой мыслительной формы (ценности) эта связь фиксируется как отношению полюса абстрактной значимости, представленного системой имеющихся ценностей, и полюса конкретной значимости, отражающего вновь возникшую предметную определенность стремлений человека. Механизм транзитивности (переноса) и оборачивания, основанный на отношениях полюсов абстрактной и конкретной значимости, обеспечивает развитие ценностного мира человека как целостности через возникновение ценностей с предметными характеристиками более высокого категориального уровня, чем прежние. Такого рода ценности становятся ценностнообразующим основанием возникновения новых систем ценностей, базирующегося на последовательном освоении человеком основных групп культурных средств и основных предметностей мира, задающих границу возможностей человека. Это положение определяет характер основных типов систем ценностей, последовательно складывающихся на основных этапах развития ценностного мира человека. Возникновение каждого типа ценностей приводит к идеализированному выходу людей за состязательность ценностей прежнего типа. Возникновение ценности родового (универсально) значимого, которая фиксирует стремление человека к установлению гармоничной формы отношений с действительностью, или отношения любви как такового, выводит человека за любую ценностную состязательность.

Создание оптимальных условий развития ценностного мира человека может осуществляться через целенаправленное управление этим процессом. Основным средством такого управления является аксиологическое отношение, в котором осуществляется ценностная рефлексия, посредством которой имеющиеся личностные ценности могут быть рассмотрены индивидом с точки зрения открытости будущему. Культурным средством, позволяющим человеку осознать свои ценности при осуществлении аксиологического отношения, выступает образ будущего, представленный какой-либо системой ценностей. Оптимальные условия развития ценностного мира человека создаются при установлении аксиологического отношения, в котором образ будущего представлен системой ценностей, отражающей инвариантную структуру развития ценностного мира.

 

Литература:

1. Невелев А.Б. Событие духа: от мысли к Лику. - Челябинск: ЧГИИК, ЧИПКРО, 1997. - 203 с.

2. Невелев А.Б. Дух и мыслительные формы в контексте становления индивидуальности: Дис. …д-ра филос. наук.- Екатеринбург, 1998. – 329 с.

3. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба. // Двенадцать лекций по философии. – Екатеринбург: Изд-во Уральской государственной юридической академии, 1996. - С. 193-224.

4. Плотников В.И. Дух и его культурно-исторические модификации. Духовность и культура. Духовность мироотношения: Материалы всер. конф. - Екатеринбург, 1994. - С. 4-29.

5. Худякова Н.Л. Онтологические основания возникновения и развития ценностного мира человека: Дис. …д-ра филос. наук.- Омск, 2004. – 349 с.

6. Худякова Н.Л. Ценностный мир человека: возникновение и развитие - Челябинск: Изд-во «Околица», ООО «Тендерлайн», 2004.- 398 с.

7. Худякова Н.Л. Ценностное бытие человека. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2002. – 135 с. (В соавторстве с А.Б Невелевым, В.Н. Потехиным)

8. Шелер М. Положение человека в космосе / Избранные Произведения: Пер. с нем.– М.: Издательство «Гнозис», 1994. – С.- 129-193.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.