Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Курс лекций по экономическому прогнозированию.





Курс лекций по экономическому прогнозированию.

 

Содержание

1. Экономическое прогнозирование: основные понятия,
предмет, методы и типология прогноза.

1.1 Сущность экономического прогнозирования, его предмет,

объекты и основные формы предвидения 3

1.2 Методы экономического прогнозирования, как учебной и

научной дисциплины 4

1.3 Типология прогнозов 6

Система и принципы экономического прогнозирования.

2.1 Система экономического прогнозирования.

Основные группы прогнозов 8

2.2 Основные принципы прогнозирования 9

2.3 Основные функции прогнозирования 10

Методы экономического прогнозирования.

3.1 Специфические методы экономического прогнозирования и их классификация 11

3.2 Интуитивные методы прогнозирования 1 2

3.3 Формализованные методы прогнозирования 14

Модели экономического прогнозирования.

4.1 Экономико-математические, факторные и

структурные модели в прогнозировании 16

4.2 Модель динамического межотраслевого баланса и модель В.В. Леонтьева
"затраты - выпуск" 18

4.3 Макроэкономические модели в прогнозировании. Факторный, лаговый и
структурный аспекты сбалансированности экономики 20

5. Прогнозирование и планирование деятельности предприятия.

5.1 Содержание, цели и методы прогнозирования

деятельности предприятия 21

5.2 Планирование деятельности предприятия 22

Литература 27

Вопросы для самоконтроля 28

1. Экономическое прогнозирование: основные понятия, предмет, методы и типология

Прогнозов.

1.1 Сущность экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные

Формы предвидения.

Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления, экономическое прогнозирование - это процесс разработки экономических прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.

Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации: предсказательную

дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание

означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем

будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации

о будущем в целенаправленной деятельности.

Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.

Экономическое прогнозирование имеет своим объектом процесс конкретного пестренного воспроизводства во всем его многообразии. Предметом экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.

В основе экономического прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние экономики в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами:

- наличием не одного, а множества вариантов возможного развития;

- действие экономических законов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы;

- неполнота степени познания экономических законов, дефицит и недостаточная надежность информации.

Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего -решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При

 

 

неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается

Важную роль в развитии экономического прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика и ее составная часть - экономическая прогностика.

Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием -предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.

Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.

Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обяязательный характер. План - это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования - создать научные предпосылки для их принятия.

Таким образом, задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.

1.2 Методы экономического прогнозирования как учебной и научной дисциплины.

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.

 

В настоящее время насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, из которых на практике используется 15-20.

В процессе экономического прогнозирования используются как общие научные методы и подходы к исследованию, так и специфические методы, свойственные экономическому прогнозированию. В числе общих методов можно выделить следующие:

- исторический метод заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи

его исторических форм;

- комплексный метод заключается в рассмотрении явлений в их взаимозависимости,

используя для этого методы исследования не только данной, но и других наук,

изучающих эти явления;

- системный метод предполагает исследование количественных и качественных

закономерностей протекания вероятностных процессов в сложных экономических

системах;

- структурный метод позволяет установить причины исследуемого явления,

объяснить его структуру;

- системно-структурный метод предполагает, с одной стороны, рассмотрение

системы в качестве динамически развивающегося целого, а с другой - расчленение

системы на составляющие структурные элементы и рассмотрение их во

взаимодействии.

Специфические методы экономического прогнозирования целиком и полностью связаны с экономической прогностикой. Среди инструментов экономической прогностики важную роль играют экономико-математические методы, методы экономико-математического моделирования, статистической экстраполяции и др.

Важное значение для прогнозирования имеет вопрос о его объективной истинности, под которой понимается соответствие форм и параметров предвидения объективным возможностям и тенденциям, которые будут реализованы в будущем и в то же время имеются в настоящем в виде ростков этого будущего. Вопрос об истинности прогнозирования тесно связан с проблемой критериев истинности, которые делятся на две группы: практические критерии (практика, как критерий истины на всех стадиях прогнозирования) и логические или косвенные критерии (проверяемость прогнозов, их адекватность, логическая непротиворечивость).

 

Типология прогнозов.

Типология прогнозов строится в зависимости от различных критериев и признаков. В их числе можно выделить следующие:

1) масштаб прогнозирования;

2) время упреждения или временной горизонт прогноза;

3) характер объекта;

4) функциональный признак;

5) степень детерминированности (определенности) объектов прогнозирования;

6) характер развития объектов прогнозирования во времени;

7) степень информационной обеспеченности объектов прогнозирования. По масштабу прогнозирования выделяют:

- макроэкономический прогноз;

- структурный (межотраслевой и межрегиональный) прогноз;

- прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (энергетического,

инвестиционного, аграрно-промышленного и др.);

- прогнозы отраслевые и региональные;

- прогнозы развития отдельных предприятий, АО, а также отдельных производств и

продуктов.

По времени упреждения или временному горизонту все прогнозы подразделяются на:

- оперативные (до 1 месяца);

- краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочные (от 5 лет до 15-20 лет);

- дальнесрочные (свыше 20 лет).

Временный горизонт прогноза можно определить как отрезок времени, в рамках которого изменения объема прогнозируемого объекта представляются соизмеримыми с его начальной (с тч. зр. прогноза) величиной, и как период, в течение которого на объект прогнозирования оказывают влияние решения, применяемые сегодня, т.е. в момент разработки прогноза.

Применительно к комплексным национальным экономическим прогнозам принята следующая классификация: краткосрочные прогнозы до 2-3 лет, среднесрочные до 5-7 лет, долгосрочные до 15-20 лет. Каждый из указанных видов прогнозов опирается на те устойчивые циклы и процессы в развитии экономики, продолжительность которых укладывается в соответствующий временной горизонт.

 

 

Разрабатываемые прогнозы опираются на определенные заделы: краткосрочные – на имеющиеся виды продукции и финансовые ресурсы; среднесрочные - на накопленный инвестиционный потенциал; долгосрочные - на те или иные направления НТП и новые технологии.

По характеру исследуемых объектов различают следующие прогнозы:

- развития производственных отношений;

- развития НТП и его последствий;

- динамики народного хозяйства;

- воспроизводства основных фондов и капитальных вложений;

- экономического использования природных ресурсов;

- воспроизводства населения и трудовых ресурсов;

- уровня жизни населения;

- внешних экономических связей и др.

По функциональному признаку прогнозы подразделяются на два типа:

- поисковый прогноз, который основан на условном продолжении в будущее тенденции развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем, и отвлечении от условий, способных изменить эти тенденции;

- нормативный прогноз, который представляет собой определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования, принимаемых в качестве цели.

По степени детерминированности можно выделить следующие объекты прогнозирования:

- детерминированные (определенные или предсказуемые), описание которых может быть представлено в детерминированной форме без существенных для задачи прогнозирования потерь информации;

- стохастические (вероятностные), при анализе и прогнозировании которых учет случайных составляющих необходим для удовлетворения требований точности и достоверности прогноза;

- смешанные, описание которых возможно частично в детерминированном, частично в стохастическом виде.

По характеру развития во времени объекты прогнозирования можно подразделить на: - дискретные (прерывные) объекты, регулярная составляющая (тренд) которых изменяется скачками в фиксированные моменты времени;

- апериодические объекты, имеющие описание регулярной составляющей в виде непрерывной функции времени;

 

 

- циклические объекты, имеющие регулярную составляющую в виде периодической функции времени.

По степени информационной обеспеченности объекты прогнозирования можно подразделить на:

- объекты с полным обеспечением количественной информацией, для которых

имеется в наличии ретроспективная количественная информация в объеме

достаточном для реализации метода экстраполяции, либо статистического метода;

- объекты с неполным обеспечением количественной информацией;

- объекты с наличием качественной ретроспективной информацией;

- объекты с полным отсутствием ретроспективной информации (как правило, это

проектируемые и строящиеся объекты).

 

Методы моделирования.

Моделирование считается достаточно эффективным средством прогнозирования.

Слово "модель" произошло от лат. "modulus" (мера, образец).

В науке термин "модель" означает какой-либо условный образ объекта исследования, а в прогнозировании экономические или социальные процессы.

Содержание процесса моделирования включает в себя следующие этапы:

1) конструирование модели на основе предварительного изучения объекта;

2) выделение существенных характеристик объекта;

3) экспериментальный и теоретический анализ модели;

4) сопоставление результатов моделирования с фактическими данными объекта;

5) корректировка или уточнение модели.

Экономико-математическое моделирование основывается на принципе аналогии,

то есть возможности изучения объекта через рассмотрение другого объекта, подобного ему более доступного. Таким более доступным объектом является экономико-математическая модель. Она представляет собой систему формализованных уравнений, описывающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему или какой-либо экономической процесс.

Эта модель позволяет довести до полного исчерпывающего описания процесс получения и обработки исходной информации, а также решить рассматриваемые задачи в достаточно широком классе конкретных случаев.

 

 

Нормативный метод применяется на основе расчета прогнозных показателей. Нормы и нормативы разрабатываются заранее на законодательной или ведомственной основе. Норма - это максимально допустимая величина. Норматив - соотношение элементов производственного процесса (составляющая нормы).

Нормы и нормативы подразделяются на ресурсные, экономические и социальные. При необходимости они конкретизируются и дифференцируются по отдельным направлениям, объектам, регионам.

 


Содержание, цели и методы прогнозирования деятельности предприятия.

Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

Прогнозирование деятельности предприятий и фирм - это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

Результаты прогнозирования деятельности предприятий и фирм учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров.

Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.

Основная цель прогноза - определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные - на 1-1.5 года, среднесрочные - на 4-6 лет и долгосрочные - на 10-15 лет.

Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов -конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения.

При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и продавцов товаров. В этом случае используются такие методы изучения рынка как анкетирование, телефонные и персональные интервью.

5.2 Планирование деятельности предприятия.

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, бизнес-планов.

Разработка и обоснование планов развития предприятия осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.

 

 

Наиболее совершенный метод разработки норм - расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосновываются путем всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем изучения влияния различных факторов. Используются также и такие методы как: хронометраж, фотография рабочего дня и др.

В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде.

Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:

- нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности);

- нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий);

- нормативы использования орудий труда (нормативы использования машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструментов);

- нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива);

- нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок, производств.

Назначение отдельных групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда служат в основном для определения уровня производительности труда, использования рабочего времени, установления размеров заработной платы. На основе удельных норм расходов материальных ресурсов и производственной программы определяется потребное количество отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда позволяют рассчитывать уровень использования производственных мощностей. Нормы и нормативы служат для определения издержек производства (себестоимости продукции).

Показатели плана.

1) Количественные показатели выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность

 

работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т.д.).

2) Качественные показатели являются величинами относительными. Они выражают
экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. Это рост
производительности труда, фондоотдачи, рентабельности производства, снижение
издержек производства, качество продукции и др. Между количественными и
качественными показателями существует взаимосвязь и взаимодействие.

3) Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом,
отдельных процессов и факторов, участвующих в нем. Например, объем
производства в целом, объем механической обработки, сборки, объем трудовых
затрат, материальных ресурсов и т.д.

4) Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких
взаимосвязанных показателей, например, затраты металла на единицу продукции,
капитальные вложения на единицу производственной мощности и др.

Для исчисления показателей плана промышленности применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

Натуральные измерители используются при планировании объема производства, материальных ресурсов.

Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральный измеритель. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по одному из перечисленных выше признаков (как правило, трудоемкости). Так, условно-натуральные измерители: тракторы в 15-сильном исчислении; мыло 40 %-ной жирности и др.

Трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используются для исчисления производительности труда, размера оплаты труда, определения норм выработки и др.

Стоимостные (денежные) измерители. С их помощью определяют динамику развития промышленности, темпы и пропорции, взаимоувязывают все разделы плана.

Основные разделы и показатели плана развития предприятия (фирмы). План развития предприятия включает следующие основные разделы:

1) План производства продукции. В нем устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражениях,

предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. Для определения объема продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции.

2) План развития науки и техники. Он включает мероприятия по научно-
исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции,
внедрению прогрессивных технологий и т.д.

3) План повышения эффективности производства. В нем даются как обобщающие
показатели повышения экономической эффективности производства, так и
показатели повышения эффективности использования живого труда, основных
фондов, капитальных вложений, материальных ресурсов и т.д.

4) План капитального строительства предусматривает строительство новых,
расширение и реконструкцию действующих предприятий, модернизацию
оборудования, замену устаревшего оборудования новым и т.д.

5) План материально-технического обеспечения представляет собой систему
материальных расчетов, отражающих производство и потребление важнейших
видов продукции, планов их реализации.

6) План по труду и кадрам. При его разработке главная задача - предусмотреть
систематическое повышение производительности труда. Показатель
производительности труда рассчитывается как годовая выработка нормативно-
чистой, товарной (валовой) продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного
среднесписочного работника промышленно-производственного персонала.

7) План по издержкам производства и реализации продукции. Главная задача этого
раздела - повышение эффективности производства, рациональное использование
материальных, трудовых и финансовых ресурсов, экономически обоснованные
определение величины затрат на производство предусмотренной планом
продукции, исчисление величины дохода, получаемого в результате
производственной деятельности.

8) В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет
потребности в собственных оборотных средствах, задание по ускорению их
оборачиваемости; взаимодействие предприятия с госбюджетом; создание и
использование основных производственных фондов, задание по прибыли. Важной
частью финансового плана является кредитный план.

9) План социального развития коллективов предприятий предусматривает мероприятия по решению наиболее актуальных для данного коллектив асоциальных вопросов, улучшения условий труда, отдыха и быта.

10) План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных
ресурсов (охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана
воздушного бассейна, охрана и рациональное использование земель, охрана и
рациональное использование минеральных ресурсов).

Этот план предусматривает широкое внедрение малоотходных и безотходных технологий и др.

Планирование предпринимательской деятельности основано на бизнес-плане. Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Бизнес-план ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической деятельности.

Оптимальным по структуре и содержанию считается бизнес-план, включающий следующие разделы:

1. Цели и задачи предпринимательской деятельности.

2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана.

3. Характеристика продуктов, товаров, услуг, предоставляемых потребителю.

4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж.

5. План (программа) действий и организационные меры.

6. Ресурсное обеспечение сделки.

7. Эффективность сделки (проекта).

 

Литература

1. Лопатников Л.И. Краткий экономико-математический словарь. - М.: Наука,
1979.

2. Лопатников Л.И. Популярный экономико-математический словарь. - М.: Знание,
1990.

3. Основы экономического и социального прогнозирования / Под. ред. В.Н.
Мосина, Д.М. Крука. - М.: Высш. шк., 1995.

4. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов /
Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999.

5. Прогностика. Терминология.- М.: Наука, 1998.

6. Рабочая книга по прогнозированию / Под. ред. И.В. Бестужева-Лады. - М.:
Мысль, 2002.

7. Сальников В.А. Трансформация отраслевой структуры промышленности России:
концептуальные основы исследования // Проблемы прогнозирования. - 1999. -
№5.

8. Стратегическое планирование / Под. ред. Уткина Е.А. - М.: "ТАНДЕМ".
Издательство ЭКМОС, 1998.

9. Суворов Н.В., Емельянов С.С. Макроэкономический анализ технологических и
структурных изменений в отечественной экономике // Проблемы
прогнозирования. - 2005. - №5.

10. Узяков М.Н. Характер экономического роста РФ в среднесрочной перспективе //
Проблемы прогнозирования. - 1999. - №1.

11. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.
пособие. - М.: ПРИОР, 1999.

Вопросы для проверки знаний

1. Сущность экономического прогнозирования

2. Предмет, объекты экономического прогнозирования

3. Основные формы предвидения

4. Методы экономического прогнозирования, как учебной и научной дисциплины

5. Типология прогнозов по масштабу прогнозирования; времени упреждения или
временной горизонт прогноза;

6. Типология прогнозов по характеру объекта; функциональному признаку;

7. Типология прогнозов по степени детерминированности (определенности) объектов
прогнозирования; характеру развития объектов прогнозирования во времени:
степени информационной обеспеченности объектов прогнозирования.

8. Система экономического прогнозирования. Основные группы прогнозов

9. Основные принципы прогнозирования

10. Основные функции прогнозирования

11. Специфические методы экономического прогнозирования и их классификация

12. Интуитивные методы прогнозирования

13. Формализованные методы прогнозирования: метод экстраполяции

14. Формализованные методы прогнозирования: метод моделирования, нормативный
метод

15. Экономико-математические модели в прогнозировании

 

16. Факторные модели в прогнозировании

17. Структурные модели в прогнозировании

 

18. Модель динамического межотраслевого баланса и модель В.В. Леонтьева "затраты
- выпуск"

19. Макроэкономические модели в прогнозировании.

20. Факторный, лаговый и структурный аспекты сбалансированности экономики
Содержание, цели и методы прогнозирования деятельности предприятия

21. Содержание, цели и методы прогнозирования деятельности предприятия.

22. Планирование деятельности предприятия на основе системы прогрессивных
технико-экономических норм и нормативов

23. Показатели плана: количественные, качественные, объемные, удельные.
Натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

24. Основные разделы и показатели плана развития предприятия (фирмы)

 

 

Курс лекций по экономическому прогнозированию.

 

Содержание

1. Экономическое прогнозирование: основные понятия,
предмет, методы и типология прогноза.

1.1 Сущность экономического прогнозирования, его предмет,

объекты и основные формы предвидения 3

1.2 Методы экономического прогнозирования, как учебной и

научной дисциплины 4

1.3 Типология прогнозов 6







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.