|
Курс лекций по экономическому прогнозированию.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Курс лекций по экономическому прогнозированию.
Содержание 1. Экономическое прогнозирование: основные понятия, 1.1 Сущность экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения 3 1.2 Методы экономического прогнозирования, как учебной и научной дисциплины 4 1.3 Типология прогнозов 6 Система и принципы экономического прогнозирования. 2.1 Система экономического прогнозирования. Основные группы прогнозов 8 2.2 Основные принципы прогнозирования 9 2.3 Основные функции прогнозирования 10 Методы экономического прогнозирования. 3.1 Специфические методы экономического прогнозирования и их классификация 11 3.2 Интуитивные методы прогнозирования 1 2 3.3 Формализованные методы прогнозирования 14 Модели экономического прогнозирования. 4.1 Экономико-математические, факторные и структурные модели в прогнозировании 16 4.2 Модель динамического межотраслевого баланса и модель В.В. Леонтьева 4.3 Макроэкономические модели в прогнозировании. Факторный, лаговый и 5. Прогнозирование и планирование деятельности предприятия. 5.1 Содержание, цели и методы прогнозирования деятельности предприятия 21 5.2 Планирование деятельности предприятия 22 Литература 27 Вопросы для самоконтроля 28 1. Экономическое прогнозирование: основные понятия, предмет, методы и типология Прогнозов. 1.1 Сущность экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные Формы предвидения. Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления, экономическое прогнозирование - это процесс разработки экономических прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики. Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации: предсказательную дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности. Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий. Экономическое прогнозирование имеет своим объектом процесс конкретного пестренного воспроизводства во всем его многообразии. Предметом экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов. В основе экономического прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние экономики в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами: - наличием не одного, а множества вариантов возможного развития; - действие экономических законов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы; - неполнота степени познания экономических законов, дефицит и недостаточная надежность информации. Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего -решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При
неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается Важную роль в развитии экономического прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика и ее составная часть - экономическая прогностика. Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием -предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план. Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения. Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью. План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обяязательный характер. План - это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования - создать научные предпосылки для их принятия. Таким образом, задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз. 1.2 Методы экономического прогнозирования как учебной и научной дисциплины. Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.
В настоящее время насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, из которых на практике используется 15-20. В процессе экономического прогнозирования используются как общие научные методы и подходы к исследованию, так и специфические методы, свойственные экономическому прогнозированию. В числе общих методов можно выделить следующие: - исторический метод заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи его исторических форм; - комплексный метод заключается в рассмотрении явлений в их взаимозависимости, используя для этого методы исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти явления; - системный метод предполагает исследование количественных и качественных закономерностей протекания вероятностных процессов в сложных экономических системах; - структурный метод позволяет установить причины исследуемого явления, объяснить его структуру; - системно-структурный метод предполагает, с одной стороны, рассмотрение системы в качестве динамически развивающегося целого, а с другой - расчленение системы на составляющие структурные элементы и рассмотрение их во взаимодействии. Специфические методы экономического прогнозирования целиком и полностью связаны с экономической прогностикой. Среди инструментов экономической прогностики важную роль играют экономико-математические методы, методы экономико-математического моделирования, статистической экстраполяции и др. Важное значение для прогнозирования имеет вопрос о его объективной истинности, под которой понимается соответствие форм и параметров предвидения объективным возможностям и тенденциям, которые будут реализованы в будущем и в то же время имеются в настоящем в виде ростков этого будущего. Вопрос об истинности прогнозирования тесно связан с проблемой критериев истинности, которые делятся на две группы: практические критерии (практика, как критерий истины на всех стадиях прогнозирования) и логические или косвенные критерии (проверяемость прогнозов, их адекватность, логическая непротиворечивость).
Типология прогнозов. Типология прогнозов строится в зависимости от различных критериев и признаков. В их числе можно выделить следующие: 1) масштаб прогнозирования; 2) время упреждения или временной горизонт прогноза; 3) характер объекта; 4) функциональный признак; 5) степень детерминированности (определенности) объектов прогнозирования; 6) характер развития объектов прогнозирования во времени; 7) степень информационной обеспеченности объектов прогнозирования. По масштабу прогнозирования выделяют: - макроэкономический прогноз; - структурный (межотраслевой и межрегиональный) прогноз; - прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (энергетического, инвестиционного, аграрно-промышленного и др.); - прогнозы отраслевые и региональные; - прогнозы развития отдельных предприятий, АО, а также отдельных производств и продуктов. По времени упреждения или временному горизонту все прогнозы подразделяются на: - оперативные (до 1 месяца); - краткосрочные (от 1 месяца до 1 года); - среднесрочные (от 1 года до 5 лет); - долгосрочные (от 5 лет до 15-20 лет); - дальнесрочные (свыше 20 лет). Временный горизонт прогноза можно определить как отрезок времени, в рамках которого изменения объема прогнозируемого объекта представляются соизмеримыми с его начальной (с тч. зр. прогноза) величиной, и как период, в течение которого на объект прогнозирования оказывают влияние решения, применяемые сегодня, т.е. в момент разработки прогноза. Применительно к комплексным национальным экономическим прогнозам принята следующая классификация: краткосрочные прогнозы до 2-3 лет, среднесрочные до 5-7 лет, долгосрочные до 15-20 лет. Каждый из указанных видов прогнозов опирается на те устойчивые циклы и процессы в развитии экономики, продолжительность которых укладывается в соответствующий временной горизонт.
Разрабатываемые прогнозы опираются на определенные заделы: краткосрочные – на имеющиеся виды продукции и финансовые ресурсы; среднесрочные - на накопленный инвестиционный потенциал; долгосрочные - на те или иные направления НТП и новые технологии. По характеру исследуемых объектов различают следующие прогнозы: - развития производственных отношений; - развития НТП и его последствий; - динамики народного хозяйства; - воспроизводства основных фондов и капитальных вложений; - экономического использования природных ресурсов; - воспроизводства населения и трудовых ресурсов; - уровня жизни населения; - внешних экономических связей и др. По функциональному признаку прогнозы подразделяются на два типа: - поисковый прогноз, который основан на условном продолжении в будущее тенденции развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем, и отвлечении от условий, способных изменить эти тенденции; - нормативный прогноз, который представляет собой определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования, принимаемых в качестве цели. По степени детерминированности можно выделить следующие объекты прогнозирования: - детерминированные (определенные или предсказуемые), описание которых может быть представлено в детерминированной форме без существенных для задачи прогнозирования потерь информации; - стохастические (вероятностные), при анализе и прогнозировании которых учет случайных составляющих необходим для удовлетворения требований точности и достоверности прогноза; - смешанные, описание которых возможно частично в детерминированном, частично в стохастическом виде. По характеру развития во времени объекты прогнозирования можно подразделить на: - дискретные (прерывные) объекты, регулярная составляющая (тренд) которых изменяется скачками в фиксированные моменты времени; - апериодические объекты, имеющие описание регулярной составляющей в виде непрерывной функции времени;
- циклические объекты, имеющие регулярную составляющую в виде периодической функции времени. По степени информационной обеспеченности объекты прогнозирования можно подразделить на: - объекты с полным обеспечением количественной информацией, для которых имеется в наличии ретроспективная количественная информация в объеме достаточном для реализации метода экстраполяции, либо статистического метода; - объекты с неполным обеспечением количественной информацией; - объекты с наличием качественной ретроспективной информацией; - объекты с полным отсутствием ретроспективной информации (как правило, это проектируемые и строящиеся объекты).
Методы моделирования. Моделирование считается достаточно эффективным средством прогнозирования. Слово "модель" произошло от лат. "modulus" (мера, образец). В науке термин "модель" означает какой-либо условный образ объекта исследования, а в прогнозировании экономические или социальные процессы. Содержание процесса моделирования включает в себя следующие этапы: 1) конструирование модели на основе предварительного изучения объекта; 2) выделение существенных характеристик объекта; 3) экспериментальный и теоретический анализ модели; 4) сопоставление результатов моделирования с фактическими данными объекта; 5) корректировка или уточнение модели. Экономико-математическое моделирование основывается на принципе аналогии, то есть возможности изучения объекта через рассмотрение другого объекта, подобного ему более доступного. Таким более доступным объектом является экономико-математическая модель. Она представляет собой систему формализованных уравнений, описывающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему или какой-либо экономической процесс. Эта модель позволяет довести до полного исчерпывающего описания процесс получения и обработки исходной информации, а также решить рассматриваемые задачи в достаточно широком классе конкретных случаев.
Нормативный метод применяется на основе расчета прогнозных показателей. Нормы и нормативы разрабатываются заранее на законодательной или ведомственной основе. Норма - это максимально допустимая величина. Норматив - соотношение элементов производственного процесса (составляющая нормы). Нормы и нормативы подразделяются на ресурсные, экономические и социальные. При необходимости они конкретизируются и дифференцируются по отдельным направлениям, объектам, регионам.
Содержание, цели и методы прогнозирования деятельности предприятия. Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования. Прогнозирование деятельности предприятий и фирм - это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период. Результаты прогнозирования деятельности предприятий и фирм учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров. Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю. Основная цель прогноза - определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка. При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные - на 1-1.5 года, среднесрочные - на 4-6 лет и долгосрочные - на 10-15 лет. Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы. Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов -конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли. При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен. В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку. При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения. При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и продавцов товаров. В этом случае используются такие методы изучения рынка как анкетирование, телефонные и персональные интервью. 5.2 Планирование деятельности предприятия. Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, бизнес-планов. Разработка и обоснование планов развития предприятия осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.
Наиболее совершенный метод разработки норм - расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосновываются путем всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем изучения влияния различных факторов. Используются также и такие методы как: хронометраж, фотография рабочего дня и др. В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде. Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам: - нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности); - нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий); - нормативы использования орудий труда (нормативы использования машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструментов); - нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива); - нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок, производств. Назначение отдельных групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда служат в основном для определения уровня производительности труда, использования рабочего времени, установления размеров заработной платы. На основе удельных норм расходов материальных ресурсов и производственной программы определяется потребное количество отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда позволяют рассчитывать уровень использования производственных мощностей. Нормы и нормативы служат для определения издержек производства (себестоимости продукции). Показатели плана. 1) Количественные показатели выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность
работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т.д.). 2) Качественные показатели являются величинами относительными. Они выражают 3) Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, 4) Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких Для исчисления показателей плана промышленности применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Натуральные измерители используются при планировании объема производства, материальных ресурсов. Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральный измеритель. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по одному из перечисленных выше признаков (как правило, трудоемкости). Так, условно-натуральные измерители: тракторы в 15-сильном исчислении; мыло 40 %-ной жирности и др. Трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используются для исчисления производительности труда, размера оплаты труда, определения норм выработки и др. Стоимостные (денежные) измерители. С их помощью определяют динамику развития промышленности, темпы и пропорции, взаимоувязывают все разделы плана. Основные разделы и показатели плана развития предприятия (фирмы). План развития предприятия включает следующие основные разделы: 1) План производства продукции. В нем устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражениях, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. Для определения объема продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. 2) План развития науки и техники. Он включает мероприятия по научно- 3) План повышения эффективности производства. В нем даются как обобщающие 4) План капитального строительства предусматривает строительство новых, 5) План материально-технического обеспечения представляет собой систему 6) План по труду и кадрам. При его разработке главная задача - предусмотреть 7) План по издержкам производства и реализации продукции. Главная задача этого 8) В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет 9) План социального развития коллективов предприятий предусматривает мероприятия по решению наиболее актуальных для данного коллектив асоциальных вопросов, улучшения условий труда, отдыха и быта. 10) План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных Этот план предусматривает широкое внедрение малоотходных и безотходных технологий и др. Планирование предпринимательской деятельности основано на бизнес-плане. Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Бизнес-план ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической деятельности. Оптимальным по структуре и содержанию считается бизнес-план, включающий следующие разделы: 1. Цели и задачи предпринимательской деятельности. 2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана. 3. Характеристика продуктов, товаров, услуг, предоставляемых потребителю. 4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж. 5. План (программа) действий и организационные меры. 6. Ресурсное обеспечение сделки. 7. Эффективность сделки (проекта).
Литература 1. Лопатников Л.И. Краткий экономико-математический словарь. - М.: Наука, 2. Лопатников Л.И. Популярный экономико-математический словарь. - М.: Знание, 3. Основы экономического и социального прогнозирования / Под. ред. В.Н. 4. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / 5. Прогностика. Терминология.- М.: Наука, 1998. 6. Рабочая книга по прогнозированию / Под. ред. И.В. Бестужева-Лады. - М.: 7. Сальников В.А. Трансформация отраслевой структуры промышленности России: 8. Стратегическое планирование / Под. ред. Уткина Е.А. - М.: "ТАНДЕМ". 9. Суворов Н.В., Емельянов С.С. Макроэкономический анализ технологических и 10. Узяков М.Н. Характер экономического роста РФ в среднесрочной перспективе // 11. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Вопросы для проверки знаний 1. Сущность экономического прогнозирования 2. Предмет, объекты экономического прогнозирования 3. Основные формы предвидения 4. Методы экономического прогнозирования, как учебной и научной дисциплины 5. Типология прогнозов по масштабу прогнозирования; времени упреждения или 6. Типология прогнозов по характеру объекта; функциональному признаку; 7. Типология прогнозов по степени детерминированности (определенности) объектов 8. Система экономического прогнозирования. Основные группы прогнозов 9. Основные принципы прогнозирования 10. Основные функции прогнозирования 11. Специфические методы экономического прогнозирования и их классификация 12. Интуитивные методы прогнозирования 13. Формализованные методы прогнозирования: метод экстраполяции 14. Формализованные методы прогнозирования: метод моделирования, нормативный 15. Экономико-математические модели в прогнозировании
16. Факторные модели в прогнозировании 17. Структурные модели в прогнозировании
18. Модель динамического межотраслевого баланса и модель В.В. Леонтьева "затраты 19. Макроэкономические модели в прогнозировании. 20. Факторный, лаговый и структурный аспекты сбалансированности экономики 21. Содержание, цели и методы прогнозирования деятельности предприятия. 22. Планирование деятельности предприятия на основе системы прогрессивных 23. Показатели плана: количественные, качественные, объемные, удельные. 24. Основные разделы и показатели плана развития предприятия (фирмы)
Курс лекций по экономическому прогнозированию.
Содержание 1. Экономическое прогнозирование: основные понятия, 1.1 Сущность экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения 3 1.2 Методы экономического прогнозирования, как учебной и научной дисциплины 4 1.3 Типология прогнозов 6 ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|