|
Модель динамического межотраслевого баланса. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Межотраслевой баланс представляет собой экономико-математическую модель, образуемую перекрестным наложением строк и колонок таблицы, то есть балансов распределения продукции и затрат на ее производство, увязанных по итогам. Главные показатели здесь - коэффициенты полных и прямых затрат. Динамическая модель межотраслевого баланса характеризует производственные связи народного хозяйства на ряд лет, отражает процесс воспроизводства в динамике. По модели межотраслевого баланса выполняются два типа расчетов: первый тип, когда по заданному уровню конечного потребления рассчитывается сбалансированный объем производства и распределения продукции; второй тип, включающий смешанные расчеты, когда по заданным объемам производства по одним отраслям (продуктам) и заданному конечному потреблению
в других отраслях рассчитывается баланс производства и распределения продукции в полном объеме. Наибольшее распространение получила матричная экономико-математическая модель межотраслевого баланса. Она представляет собой прямоугольную таблицу (матрицу), элементы которой отражают связи экономических объектов. Количественные значения этих объектов вычисляются по установленным в теории матриц правилам. В матричной модели отражается структура затрат на производство и распределение продукции и вновь созданной стоимости. Уравнение строк матрицы записывается следующим образом: n ∑ Xij + Yij = Xi j=1 i=1,2,…m Хij - поставка продукции отрасли i в отрасль j; Уi - конечная продукция отрасли i; Xi - валовая продукция отрасли i. Элементы строк представляют собой баланс распределения продукции, произведенной в различных отраслях экономики. Сумма внутренних производственных поставок и конечного продукта составляет валовой выпуск отрасли. Уравнение столбцов матрицы выглядит следующим образом: n ∑ Xij + Zj = Xj, где Хij - затраты продукции отрасли i на производство продукции отрасли j; Zj - затраты первичных ресурсов и вновь созданная стоимость в отрасли j; Xj - валовые затраты включая вновь созданную стоимость в отрасли j. Xi = Xj при i = j. При этом равенство одноименных строк и столбцов означает, что стоимость распределенных и накопленных материальных благ и услуг равна сумме стоимостей произведенных затрат и вновь созданной стоимости. Межотраслевой баланс известен в науке и практике как метод "затраты - выпуск", разработанный В.В. Леонтьевым. Этот метод сводится к решению системы линейных уравнений, где параметрами являются коэффициенты затрат на производство продукции. Коэффициенты выражают отношения между секторами экономики (коэффициенты текущих материальных затрат), они устойчивы и поддаются прогнозированию. Решение системы уравнений позволяет определить, какими должны быть выпуск и затраты в каждой отрасли, чтобы обеспечить производство конечного продукта заданного объема и структуры. Для этого составляется таблица межотраслевых потоков товаров. Неизвестными выступают выпуск и затраты товаров, произведенных и использованных в каждой отрасли. Их исчисление с помощью коэффициентов и означает объемы производства, обеспечивающие общее равновесие. В случае выявления диспропорции с учетом заказов потребителей, в том числе и государственных, составляется план-матрица выпуска всех видов материальных благ и затрат на их производство. Метод "затраты - выпуск" стал универсальным способом прогнозирования и планирования в условиях, как рыночной, так и директивной экономики. Он применяется в системе ООН, в США и других странах для прогнозирования и планирования экономики, структуры производства, межотраслевых связей. Макроэкономические модели в прогнозировании. Факторный, лаговый и структурный аспекты сбалансированности экономики. Экономико-математические модели в прогнозировании широко используются при составлении экономических прогнозов на макроэкономическом уровне. К таким моделям относятся: - однофакторные и многофакторные модели экономического роста; - модели распределения общественного продукта (ВВП, ВНП, НД); - структурные модели; - межотраслевые модели; - модели воспроизводства основных фондов; - модели движения инвестиционных потоков; - модели уровня жизни и структуры потребления; - модели распределения заработной платы и доходов и др. При использовании этих моделей необходимо учитывать воздействие факторного, лагового и структурного аспектов сбалансированности экономики и их синтеза на основе принципа оптимальности. Факторный аспект сбалансированности экономики основывается на взаимосвязи между объемом выпуска продукции и затратами факторов производства. Он сводится к определению такой пропорции между факторами производства, которая позволяет обеспечить заданный выпуск продукции. Для определения таких количественных пропорций используются показатели эффективности затрат живого и овеществленного труда и объемы этих затрат.
Лаговый аспект сбалансированности основан на распределении во времени затрат факторов производства и достигаемого при их взаимодействии эффекта. Главные лаговые характеристики связаны с воспроизводством основных фондов, а значит и с затратами капитальных вложений. Лаг - это запаздывание, временной интервал между двумя взаимозависимыми экономическими явлениями, одно из которых является причиной, а второе - следствием. Структурный аспект сбалансированности основывается на пропорциях между I и II подразделениями общественного производства и взаимосвязях межотраслевых потоков продукции с элементами конечного потребления. Структурные межотраслевые модели широко используются для составления прогноза отраслевой структуры производства, основных производственных фондов, производственных капитальных вложений и трудовых ресурсов. Структурная сбалансированность народного хозяйства основывается на пропорциях между производством и распределением продукции. Производство общественного продукта может быть обеспечено при различной интенсивности потоков взаимозаменяемых предметов труда, а следовательно при разном соотношении между промежуточной и конечной продукцией.
5. Прогнозирование и планирование деятельности предприятия. Содержание, цели и методы прогнозирования деятельности предприятия. Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования. Прогнозирование деятельности предприятий и фирм - это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период. Результаты прогнозирования деятельности предприятий и фирм учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров. Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю. Основная цель прогноза - определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка. При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные - на 1-1.5 года, среднесрочные - на 4-6 лет и долгосрочные - на 10-15 лет. Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы. Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов -конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли. При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен. В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку. При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения. При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и продавцов товаров. В этом случае используются такие методы изучения рынка как анкетирование, телефонные и персональные интервью. 5.2 Планирование деятельности предприятия. Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, бизнес-планов. Разработка и обоснование планов развития предприятия осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.
Наиболее совершенный метод разработки норм - расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосновываются путем всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем изучения влияния различных факторов. Используются также и такие методы как: хронометраж, фотография рабочего дня и др. В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде. Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам: - нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности); - нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий); - нормативы использования орудий труда (нормативы использования машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструментов); - нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива); - нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок, производств. Назначение отдельных групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда служат в основном для определения уровня производительности труда, использования рабочего времени, установления размеров заработной платы. На основе удельных норм расходов материальных ресурсов и производственной программы определяется потребное количество отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда позволяют рассчитывать уровень использования производственных мощностей. Нормы и нормативы служат для определения издержек производства (себестоимости продукции). Показатели плана. 1) Количественные показатели выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность
работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т.д.). 2) Качественные показатели являются величинами относительными. Они выражают 3) Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, 4) Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких Для исчисления показателей плана промышленности применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Натуральные измерители используются при планировании объема производства, материальных ресурсов. Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральный измеритель. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по одному из перечисленных выше признаков (как правило, трудоемкости). Так, условно-натуральные измерители: тракторы в 15-сильном исчислении; мыло 40 %-ной жирности и др. Трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используются для исчисления производительности труда, размера оплаты труда, определения норм выработки и др. Стоимостные (денежные) измерители. С их помощью определяют динамику развития промышленности, темпы и пропорции, взаимоувязывают все разделы плана. Основные разделы и показатели плана развития предприятия (фирмы). План развития предприятия включает следующие основные разделы: 1) План производства продукции. В нем устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражениях, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. Для определения объема продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. 2) План развития науки и техники. Он включает мероприятия по научно- 3) План повышения эффективности производства. В нем даются как обобщающие 4) План капитального строительства предусматривает строительство новых, 5) План материально-технического обеспечения представляет собой систему 6) План по труду и кадрам. При его разработке главная задача - предусмотреть 7) План по издержкам производства и реализации продукции. Главная задача этого 8) В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет 9) План социального развития коллективов предприятий предусматривает мероприятия по решению наиболее актуальных для данного коллектив асоциальных вопросов, улучшения условий труда, отдыха и быта. 10) План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных Этот план предусматривает широкое внедрение малоотходных и безотходных технологий и др. Планирование предпринимательской деятельности основано на бизнес-плане. Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Бизнес-план ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической деятельности. Оптимальным по структуре и содержанию считается бизнес-план, включающий следующие разделы: 1. Цели и задачи предпринимательской деятельности. 2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана. 3. Характеристика продуктов, товаров, услуг, предоставляемых потребителю. 4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж. 5. План (программа) действий и организационные меры. 6. Ресурсное обеспечение сделки. 7. Эффективность сделки (проекта).
Литература 1. Лопатников Л.И. Краткий экономико-математический словарь. - М.: Наука, 2. Лопатников Л.И. Популярный экономико-математический словарь. - М.: Знание, 3. Основы экономического и социального прогнозирования / Под. ред. В.Н. 4. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / 5. Прогностика. Терминология.- М.: Наука, 1998. 6. Рабочая книга по прогнозированию / Под. ред. И.В. Бестужева-Лады. - М.: 7. Сальников В.А. Трансформация отраслевой структуры промышленности России: 8. Стратегическое планирование / Под. ред. Уткина Е.А. - М.: "ТАНДЕМ". 9. Суворов Н.В., Емельянов С.С. Макроэкономический анализ технологических и 10. Узяков М.Н. Характер экономического роста РФ в среднесрочной перспективе // 11. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Вопросы для проверки знаний 1. Сущность экономического прогнозирования 2. Предмет, объекты экономического прогнозирования 3. Основные формы предвидения 4. Методы экономического прогнозирования, как учебной и научной дисциплины 5. Типология прогнозов по масштабу прогнозирования; времени упреждения или 6. Типология прогнозов по характеру объекта; функциональному признаку; 7. Типология прогнозов по степени детерминированности (определенности) объектов 8. Система экономического прогнозирования. Основные группы прогнозов 9. Основные принципы прогнозирования 10. Основные функции прогнозирования 11. Специфические методы экономического прогнозирования и их классификация 12. Интуитивные методы прогнозирования 13. Формализованные методы прогнозирования: метод экстраполяции 14. Формализованные методы прогнозирования: метод моделирования, нормативный 15. Экономико-математические модели в прогнозировании
16. Факторные модели в прогнозировании 17. Структурные модели в прогнозировании
18. Модель динамического межотраслевого баланса и модель В.В. Леонтьева "затраты 19. Макроэкономические модели в прогнозировании. 20. Факторный, лаговый и структурный аспекты сбалансированности экономики 21. Содержание, цели и методы прогнозирования деятельности предприятия. 22. Планирование деятельности предприятия на основе системы прогрессивных 23. Показатели плана: количественные, качественные, объемные, удельные. 24. Основные разделы и показатели плана развития предприятия (фирмы)
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|