ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ РЕАЛЬНЫМ ДЛЯ КЛИЕНТА?
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ РЕАЛЬНЫМ ДЛЯ КЛИЕНТА?





 

Принципы

 

Философские первоистоки когнитивно-реструктурирующей терапии сходны с истоками психологии и психиатрии в целом. Между традициями материализма и ментализма всегда была дихотомия. Согласно материализму, человеческое тело, челове­ческий мозг и нервная система — физические объекты в космосе и подвержены всем тем законам механики, которые управляют материальными телами. Они обладают размером, массой и ве­сом, они могут быть восприняты внешними наблюдателями, их можно измерить, и что особенно важно, они работают в строго определенной причинно-следственной последовательности. Ра­дикальный бихевиоризм, медицинская психология и нейропси­хология — все вернулись к философскому материализму Томаса Гоббса и реализму Джона Локка.

Бихевиоральные терапевты, такие, как Каутела, брали бихе-виоральные методы, например погашение, подкрепление и обус­ловливание, и помещали их в мышление субъекта, добавляя приставку «скрытый». Таким образом, сначала в когнитивной терапии мы обращались к методам скрытого обусловливания, скрытой десенсибилизации и скрытого избегания. Будучи скры­тыми, эти техники тем не менее работают в материальном мире с его законами механики и подвержены детерминизму и при­чинно-следственным отношениям.

У второй традиции, ментализма, — столь же длинная и ко­лоритная история. Предпочтение слова «разум» слову «мозг» и выделение таких понятий, как «воля», «выбор», «ответствен­ность», «цель», «знание» и «вера», свойственных этой тради­ции, относятся к феноменам, которых нет в космосе, которые не подвержены законам механики и не видны при внешнем наблю­дении. Опираясь на философию ментализма и идеализма Пла­тона, Джорджа Беркли и Эммануила Канта, другая группа когнитивных терапевтов вышла из гуманистической, роджеров-ской и экзистенциальной школ. Для этих терапевтов свобода выбора, принятие рациональных решений и принятие ответ­ственности за свое поведение — ключевые принципы психоте­рапии.



Когнитивная терапия, как и психология в целом, на протя­жении всей своей истории находилась в ловушке дуализма мате­риализма и ментализма. Проблема согласования двух традиций всегда была одинаковой, а суть проблемы можно выразить воп­росом: «Как может разум влиять на тело?», «Как можно описы­вать физическими терминами, такими, как "нейросинапсы", "химический носитель" и "эндокринная секреция", такие мен­тальные понятия, как "выбор" и "цель"? Как можно объяснить такие физические понятия, как "причина" и "следствие", в тер­минах ментальных понятий, таких, как "выбор", "решение" и "цель"?»

Эта дискуссия — не просто философская абстракция, она фактически переходит в игру, когда терапевт должен доказать, как в зале суда, намеренно ли клиент совершил преступление, осознавал ли он, что делал, вменяем ли он, чтобы пройти суд, или невменяем по причине психоза, сумасшествия, эмоциональ­ной травмы или наркотической зависимости.

Ключевая трудность в объяснении взаимодействия менталь­ного и физического миров была наиболее кратко выражена современным философом Гильбертом Райлом. Он описал проб­лему своей знаменитой фразой, догматом Духа в Машине (Ryle, 1949, р. 15-16). Дух в машине Райла, как воля в чело­веке, — объект нематериальный. У него нет размера, веса или измерения. Он может проходить сквозь стены и двери, может парить над землей, потому что на него не влияют законы фи­зики, такие, как гравитация. Но машина, как человеческое тело, полностью физична, подвержена действию всех зако­нов и сил, которые влияют на все материальные объекты. Как может дух воздействовать на машину? Как наша воля мо­жет влиять на наши действия? Если дух хочет повернуть ры­чаг или нажать кнопку в машине, его бестелесная рука прохо­дит прямо сквозь них, не дотрагиваясь до рычага и не нажимая кнопку.

В когнитивной терапии эта загадка формулируется так: «Как клиенты изменяют свои мысли? Как клиенты начинают верить в одну идею и отвергать другую? Что значит верить! Изменение убеждений — просто вопрос механического повторения и под­крепления, или для того, чтобы изменить такие интернальные образования, как когниции, необходимы выбор и принятие обя­зательств? »

Вопрос о том, как может дух повлиять на машину, относится и к когнитивной терапии. Как клиенты могут изменить свои мысли? Даже если заменить разум на дух и тело на машину или заменить выбор, веру и волеизъявление разума на телесные ней-ротрансмиттеры, корковые и подкорковые зоны мозга, пробле­ма останется той же.

Поскольку дух не может управлять машиной, разве могут клиенты изменять свои мысли? Но клиенты действительно все время меняют свои мысли, поэтому в теории должна быть ошиб­ка, и она есть.

Райл говорит о том, что дихотомии между мышлением и ма­терией не существует, и поэтому нет и проблемы взаимодей­ствия. Человечество не живет в двух параллельных мирах, ма­териальном и психическом, в одном, где человек подвержен влиянию механистических сил и неподвластных воле причин и следствий, и другом, где действуют воля, выбор, цель и ответ­ственность. Два описания — это просто разные точки отсчета для человеческих созданий. Ни одно из этих описаний не явля­ется ни истинным, ни ложным, неверно было бы говорить, что одно полезнее другого, оба они ценны каждый в своей сфере. Когда выписываешь медикаменты тяжело психически больно­му пациенту, полезно посмотреть на физическое — биохими­ческое взаимодействие и всю цепь химических причин и след­ствий. Но когда консультируешь клиента по поводу жизненно важных решений, полезно посмотреть на ментальное — процесс принятия решений, жизненные цели, определение выбора. Выс­казывание Райла лучше всего подытоживает ответ: «Люди — не машины, и даже не ведомые духом машины. Люди — это люди; это тавтология, которую иногда стоит помнить» (Ryle, 1949, р. 81).

Пример

 

Последний пример, который я приведу в этой книге, — самый личный. Он касается того, как я пришел к принятию философии, описанной выше.

Мы танцуем по кругу и предполагаем, А Тайна сидит в середине и знает.

Роберт Фрост (Lathem, 1975, р. 362)

Несмотря на годы изучения психологии, а также философии и науки, понимание сложности человеческой природы пришло ко мне не из моих книг, исследований или многих лет учебы. Оно возникло от личного источника — моего отца. Вот как это произошло.

Отца уже давно нет, но я все еще часто о нем думаю. Он был архитектором, из тех, кто любил искусство гораздо больше, чем технику. Он так сильно любил искусство, что завел семейный ри­туал, который мы, дети, ненавидели: каждое воскресенье или почти каждое он заталкивал всю семью в нашу машину, Старушку Бетси, и вез в музей или галерею на новую выставку. Он говорил маме, что это будет хорошо для нас, детей, что это приобщит нас к культуре или что-то в этом духе, но на самом деле он просто сам хотел посмотреть демонстрацию и хотел, чтобы у него была компания.

Детей младшего возраста не очень воодушевляют затхлые му­зеи искусств, и мы.не были исключением, поэтому мы саботирова­ли экскурсии всеми доступными способами, но от одного показа нам не удалось отвертеться. По стране провозили выставку работ Ван Гога, и вот она появилась в Художественном музее Филадель­фии, поэтому в очередное воскресенье нас впихнули в Старушку Бетси и отвезли туда.

Когда мы приехали в музей, большую часть времени я тратил на то, чтобы найти себе интересное занятие, трогая средневековые доспехи и разглядывая самострелы. Когда я не мог больше избе­гать этого, я пошел посмотреть выставку.

Я бродил, глазея на полотна Ван Гога, и они сразу же мне не понравились. Для меня, десятилетнего мальчика, они казались глу­пыми. Цветы не были похожи на цветы, а у земли были такие цве­та, которых никогда не было ни у одного поля. Взятые вместе, полотна казались мне ненастоящими, они не показывали, что видят люди, когда смотрят на мир. Я сделал вывод, что Ван Гог не умел рисовать.

Ближе к концу выставки находилась работа, которая висела на особом, почетном месте. Перед ней собралась группа восторгаю­щихся людей, мой отец был среди них. Мне стало любопытно, что там такого особенного нашли эти взрослые, поэтому я встал за ними и стал смотреть. Это было изображение ночного пейзажа, огромное небо, возвышающееся над маленькой деревушкой. Небо было насыщенного темно-синего цвета, внизу были набросаны очертания деревни. Самым удивительным в картине были звезды.

Это не были светящиеся точки, это были огромные золотые спира­ли, врезающиеся в небо. Они заполняли и поглощали собой все полотно.

Я смотрел на него некоторое время, но отреагировал так же, как и на остальные, — оно выглядело нереальным. Звезды так не выг­лядят, они похожи на световые точки, а не на спирали, и цвет неба был слишком синим, и текстура слишком зернистая. Все это выгля­дело так, как будто было нарисовано лопатой, а не кистью.

Я хотел пойти и найти себе еще какое-нибудь интересное за­нятие, но вдруг на секунду остановился. Мой отец и другие взрослые продолжали восторгаться картиной, и я помню, что по­думал: «Может быть, я не прав; если бы все видели то же, что и я, никто не ходил бы на эти выставки. Но все ходят. Может быть, они видят то, что я не вижу. В конце концов, я всего лишь ребенок. Что я знаю? Если кто-то что-то не понимает, то это, на­верное, я».

Так я стоял и пытался понять, что видел мой отец, копируя его мимику, когда он рассматривал картину. Если он переносил вес на одну ногу, поглаживал подбородок и говорил: «Хм-гм», я делал то же самое. Но это не сработало. Я продолжал думать о том же — небрежная картина, неаккуратная, нереальная, плохо нарисован­ная. Может быть, другие 10-летние дети могли оценить ее кра­соту; может быть, другие мальчики были более чувствительными, художественно одаренными, проницательными или мудрыми, но я не был таким, я был обычным 10-летним ребенком, и я не ви­дел ничего.

Затем мой отец спросил меня, нравится ли мне картина, и я понял, что влип. Если бы я сказал, что думал: «Мне кажется, она тупая», это бы вызвало большие проблемы. Отец и другие взрослые оценили бы меня как глупого, недоросшего ребенка, которого ни в коем случае нельзя было пускать на эту выставку, и что, главнее всего, отец был бы смущен. Он мог рассердиться, сказать: «Черт с этим», — и потащить нас всех домой. Мама бы расстроилась, пото­му что семейный выход не удался, а брат и сестры орали бы на меня за то, что я расстроил маму и папу и испортил им день. Они бы начали требовать, чтобы в следующий раз меня оставили дома, и хотя я ненавидел музеи, мне не нравилось оставаться одному, а без семьи — еще больше. Все это промелькнуло у меня в уме за долю секунды. Неожиданно у меня сорвалось: «Мне нравится... впе­чатляюще... хорошие цвета». Не искушенная критика этой известной картины, но это было лучшее, что я тогда мог сказать. Отец, кажется, был доволен, и день был спасен.

Я надолго забыл о картине, пока я не переехал в Колорадо. Чтобы сбежать от суеты городской жизни, иногда я уезжал один в горы поздно вечером и просто лежал на горном лугу и смотрел на звезды. Около полуночи в горах звезды светятся, как бриллианты, потому что воздух прозрачен, а огни города далеко. В небе тысячи звезд, и кажется, что они окутывают землю. Когда я смотрел на небо на высоком горном переходе, я всегда осознавал, насколько огромен космос и как малы человеческие создания.

Однажды я лежал на своей полянке и смотрел на звезды, как вдруг у меня в голове возникла картина Ван Гога. Вдруг, через 20 лет, я понял, что она означала, почему она так понравилась моему отцу, почему это полотно было настолько известным. «Звездная ночь» Ван Гога ухватывала ощущение момента, чувство, которое я не мог понять, когда мне было 10, но понял сейчас. Ван Гог изоб­разил человеческие эмоции удивления и благоговения перед ноч­ным небом.

Почему картина стала понятной в горах, а не раньше? Многое произошло за те 20 лет с того времени, когда я впервые увидел ее. Я интересовался астрономией, черными дырами, газовой туман­ностью, и необъятность вселенной меня впечатляла. Я занимался философией и много думал о человеческой природе и о нашем месте в космосе, почему мы здесь и как мала наша земля. Поэтому когда я смотрел на звезды, лежа в горах, я смотрел на них другими глазами и видел жизнь совершенно по-другому, чем это было в 10 лет. Фактически это были те же звезды, но ощущались они по-иному. Звезды, которые я видел в горах Колорадо, ощущались как звезды Ван Гога гораздо больше, чем звезды, которые я увидел, когда мне было 10. Это были огромные вращающиеся галактики, состоящие из миллионов звезд и планет и, возможно, кишащие жизнью, а не просто мелкие точки на небе.

Что есть человеческая реальность? Какое отражение неба явля­ется истинным: взгляд 10-летнего мальчика или вид «Звездной ночи»? Какова наша истинная природа, нас и наших клиентов — подчиняется ли она законам механики и детерминизма, с одной стороны, или законам свободы и ответственности, с другой? Когда я был маленьким, я мог сказать: «Звезды — это точки, люди — это люди. Что ты видишь, то и есть». Но став взрослее, думая, зная и чувствуя больше, я осознал: «Звезды — это вселенные, и люди еде ланы из того же материала. Ты видишь то, что твое понимание делает тебя способным видеть».

Человеческая природа не проста. Она существует на многих уровнях, которые постоянно изменяются, передвигаются и развива­ются. Верхний уровень — уровень простой видимости — то, что мы видим, когда смотрим, то, что я видел, когда мне было 10. Нижний уровень — уровень глубокого смысла и понимания — то, что написал Ван Гог, то, что мы чувствуем в горах, то, что мы замечаем о своей собственной природе. Наш опыт проживания в мире создает этот уровень. Астроном видит спиральные галакти­ки, квазары, пульсары, черные дыры и звездную механику. Астро­лог видит созвездия и космические детерминирующие силы, влия­ющие на человеческую природу. Капитан корабля видит меридианы долготы и широты. Священник видит всесотворяющую силу Бога, направляющую человечество. На нижнем уровне нельзя уже гово­рить, что мы видим то, что есть, — для нас существует лишь то, что мы видим.

Итак, какое небо реально и что является нашей истинной при­родой? ■

Все. Все зависит просто от того, как мы на это смотрим.

После многих лет консультирования моих приятелей — челове­ческих созданий я стараюсь не забывать, что человеческая природа многослойна, и я стремлюсь понять тот уровень, на котором нахо­дятся мои клиенты. Я знаю, что некоторые клиенты застряли на поверхности и, чтобы стать счастливее, им нужно опуститься глуб­же. Нет правильных или неправильных уровней, но есть более и менее полезный взгляд на мир. Когда я консультирую клиентов, которые видят только точки в ночном небе, я пытаюсь показать им скрытые за точками вращающиеся многоцветные галактики, танцу­ющие в звездной ночи.

 

 

Комментарий

 

Читатель не обязан разделять философское обоснование ав­тора, чтобы практиковать когнитивную терапию, представлен­ную в этой книге. Когнитивно-реструктурирующая терапия — достаточно большое укрытие, чтобы вместить разнящиеся точ­ки зрения.

Дополнительная литература

 

У читателя будут свои собственные излюбленные философские ис­точники. Вот некоторые из моих: Bertrand Russell, A History of Western Philosophy (1945); The Basic Writing of Bertrand Russell (1961); John Stuart Mill, Philosophy of Scientific Method (1950); Quine and Ullian, The Web of Belief (1978); Gordon Ryle, The Concept of Mind (1949); Wilson, Language and the Pursuit of Truth (1967); Wilson, Thinking with Concepts.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Ackerman, R. (1965). Theories of knowledge: A critical introduction. New York: McGraw-Hill.

Adamson, В., & Gehlhaar, P. (1989). Cognitive structures in recovery from alcohol dependence: An examination of sex differences. Assisi, Italy: Eighth International Congress on Personal Construct Psychology.

Adler.A. (1964). The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation in selections from his writings. New York: Harper & Row.

Alberti, R. (1987). The provisional edition of your perfect right: A manual for assertive trainers. San Luis Obispo, CA: Impact Publishing.

Alberti, R. (1990). A manual for assertiveness trainers: With 1995 supple­ment. San Luis Obispo, CA: Impact Publishing.

Alberti, R., & Emmons, M. (1995). Your perfect right: A guide to assertive living. San Luis Obispo, CA: Impact Books.

Alexander, P. (1988). The therapeutic implications of family cognitions and constructs. Journal of Cognitive Psychotherapy, 2, 219-236.

Alford, В., & Beck, A. (1997). The integrative power of cognitive therapy. New York: Guilford. Alford, В., Beck, A., Freeman, A., & Wright, F. (1990). Brief focused cognitive therapy of panic disorder. Psycho­therapy, 27(2), 250-254.

Anderson, J. (1980). Cognitive psychology and its implications. San Francisco: Freeman.

Anderson, J. (1994). Eye illusions. New York: Modern Publishing. Arnold, M. (1960). Emotion and personality. (Vbk. 1-2). New York: Columbia University Press.

Aronson, E. (1980). The social animal. San Francisco: Freeman.

Ascher, L, & Cautela, J. (1972). Covert negative reinforcement: An experimental test. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 3, 1-5. Ascher, L., & Cautela, J. (1974). An experimental study of covert extinction. Journal of Behavior Therapy and Experi­mental Psychiatry, 5, 255-258. Attneave, F. (1968). Triangles as ambiguous figures. The American Journal of Psychology, 81.

Aubut, L, & Ladouceur, R. (1978). Modification of self-esteem by covert

positive reinforcement. Psychological Reports, 42, 1505-1506. Avison, W., & Speechley, K. (1987). The discharged psychiatric patient:

A review of social, social-psychological, and psychiatric correlates of

outcome. American Journal of Psychiatry. 144 (1), 10-18. Ayer, A. (1952). Language, truth and logic. New York: Dover. Ayer, A. (1984). Philosophy in the twentieth century. New York: Vintage. Ayer, A. (1988). The problem acknowledge. New York: Penguin. Azrin, N.. Huchinson, R., & Hake, D. (1967). Attack, avoidance, and escape

reactions to aversive shock. Journal of the Experimental Analysis of

Behavior, 10, 151-148. Baer, J., Marlatt, G., & Me Mahon (Eds.) (1995). Addictive behaviors

across the life span. Newbury Park, CA: Sage. Bajtelsmit, J., & Gershman, L. (1976). Covert positive reinforcement:

Efficacy and conceptualization. Journal of Behavior Therapy and

Experimental Psychiatry, 7, 207-212. Baker, S., & Kirsch, I. (1991). Expectancy mediators of pain perception

and tolerance. Journal of Personality and Social Psychology, 61 (5),

504-510.

Bakker, T. (1982). Run to the roar. Harrison, AR: New Leaf Press. Banaji, M., & Prentice, D. (1994). The self in social contexts. Annual

Review of Psychology, 45, 297-552.

Bandler, R. (1992). Magic in action. Cupertino, CA: Meta Publica­tions.

Bandler, R. (1996). Persuasion engineering. Cupertino, CA: Meta Publica­tions. Bandler, R., & Grinder, J. (1979). Frogs into princes. Moab, UT: Real People

Press. Bandler, R., & Grinder, J. (1996). Patterns of the hypnotic techniques of

Milton H. Erickson, M. D. Cupertino, CA: Metamorphous Press. Bandura, A. (1977a). Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. Bandura, A. (1977b). Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior

change. Psychological Review, 84, 191-215. Bandura, A. (1978). Reflections on self efficacy. In S. Rachman (Ed.),

Advances in behaviour research and therapy (Vol. 1). Oxford: Pergamon

Press. Bandura, A. (1982). Self-efficacy mechanism in human agency. American

Psychologist, 37, 122-147. Bandura, A. (1984). Recycling misconceptions of perceived self-efficacy.

Cognitive Therapy and Research, 8, 231-255. Bandura, A. (Ed.) (1995). Self-efficacy in changing societies. New York:

Cambridge University Press. Bandura, A. (1996). Ontological and epistemological terrains revisited.

Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 27 (4),

323-345. Bandura, A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. New York:

Freeman.

Bandura, A., Adams, N.. Hardy A., & Howells, G. (1980). Tests of the

generality of self-efficacy theory. Cognitive Therapy and Research, 4,

59-66. Bandura, A., & Barab, P. (1975). Process governing disinhibitory effects

through symbolic modeling. Journal of Abnormal Psychology, 82, 1—9. Bandura, A., Reese, L., & Adams, N. (1982). Microanalysis of actions and

fear arousal as a function of differential levels of perceived self-efficacy. Journal of Personality and Social Psychology, 43, 5-21. Bandura,A., & Schunk, D. H. (1981). Cultivating competence, self-efficacy,

and intrinsic interest through proximal self-motivation. Journal of

Personality and Social Psychology, 41, 586-598. Barlow, D., Agras, W., Leitenberg, H., Callahan, E., & Moore, R. (1972). The

contribution of therapeutic instructions to covert sensitization. Behavior

Research and Therapy, 10, 411-415. Barlow, D., Leitenberg, H., & Agras, W. (1969). Experimental control of

sexual deviation through manipulation of the noxious scene in covert

sensitization. Journal of Abnormal Psychology, 74, 596-601. Barlow, D., Reynolds, E., & Agras, W. (1975). Gender identity change in a

^transsexual. Archives of General Psychiatry, 28, 569-576. Barry, D. (1994). The world according to Dave Barry. New York: Random

House.

Barry, D. (1996). Dave Barry in cyberspace. New York: Crown Publishers. Barry, D. (1997). Dave Barry is from Mars and Venus. New York: Crown. Baumbacher, G. (1989). Signal anxiety and panic attacks. Psychotherapy,

26, 75-80. Beatty, J., & Legewie, H. (Eds.) (1977). Biofeedback and behavior. New

York: Plenum. Beck, A. (1967). Depression: Clinical, experimental, and theoretical aspects.

New York: Hoeber. Beck, A. (1975). Depression: Causes and treatment. Philadelphia, PA:

University of Pennsylvania. Beck, A. (1993). Cognitive therapy and the emotional disorders. New York:

American Library Trade.

Beck, A. (1996). Beyond belief: A theory of modes, personality, and psycho-pathology. In P. Salkovskis (Ed.), Frontiers of cognitive therapy

(pp. 1-25). New York: Guilford. Beck, A., Emery, G., & Greenberg, R. (1985). Anxiety disorders and phobias:

A cognitive perspective. New York: Basic Books. Beck, A., Freeman, A., & Associates (1990). Cognitive therapy of personality

disorders. New York: Guilford. Beck, A., Rush, A., Shaw, В., & Emery, G. (1979). Cognitive therapy of

depression. New York: Guilford. Beck, A., Wright, F., Newman, C, & Liese, B. (1995). Cognitive therapy of

substance abuse. New York: Guilford.

Beck, J. (1995). Cognitive therapy: Basics and beyond. New York: Guilford. Beck, J. (1996). Cognitive therapy of personality disorders. In P. Salkovskis

(Ed.), Frontiers of cognitive therapy (pp. 165-181). New York:

Guilford.

Beck, J. (1998). Changing core beliefs: Use of the core belief worksheet. In H. Rosenthal (Ed.), Favorite counseling and therapy techniques. Washington DC: Accelerated Development.

Beck, J. G., & Zebb, B. J. (1994). Behavioral assessment and treatment of panic disorder: Current status, future directions. Behavior Therapy, 25,581-611.

Bedrosian, R., & Bozicas, G. (1993). Treating family of origins problems: A cognitive approach. New York: Guilford.

Bellezza, E., Hoyt, S. (1992). The self-reference effect and mental cueing. Sociai Cognition, 10, 51-78. Benedict, R. (1989). The effectiveness of cognitive remediation strategies for victims of traumatic head-injury: A review of the literature. Clinical Psychology Review, 9, 605-626.

Berger, J. (1977). Ways of seeing. New York: Penguin.

Berne, E. (1961). Transactional analysis in psychotherapy: A systematic individual and social psychiatry. New York: Grove Press. Berne, E. (1964). Games people play; The psychology of human relationships. New York: Grove Press.

Bernstein, M., & Barker, W. (1989). The search for Bridey Murphy. New York:1 Doubleday. Beyerstein, B. (1985). The myth of alpha consciousness. The Skeptical Inquirer, 10, Fall.

Binder, J., & Smokier, I. (1980). Early memories: A technical aid to focusing in time-limited dynamic psychotherapy. Psychotherapy: Theory, Re­search and Practice, 17, 52-62.

Birchwood, M., & Tarrier, N. (1994). The psychological management of schizophrenia. Chichester: Wiley.

Bistline, J., Jaremko, M., & Sobleman, S. (1980). The relative contributions of covert reinforcement and cognitive restructuring to test anxiety reduction. Journal of Clinical Psychology, 36, 725-728. Block, J., & Yuker, H. (1989). Can you believe your eyes? New York: Gardner Press.

Blum, K. (1990). The "alcoholic" gene: DNA research may prove major breakthrough in search for genetic link (pamphlet). Houston, Texas: Neuro Genesis. Also published in Professional Counselor, Sept. — Oct., 1990.

Blum, K., & Trachtenberg, M. (1988). Alcoholism: Scientific basis of a neuropsychogenetic disease. International Journal of the Addictions, 23(8), 781-796. Bobbitt, Linda. (1989). A test of attributional equivalence classes. Dissertation, University of Kansas.

Bohman, M., Sigvardsson, S., & Cloninger, R. (1981). Maternal inheritance of alcohol abuse: Cross-fostering analysis of adopted women. Archives of General Psychiatry, 38, 965-969.

Botwinick, J. (1961). Husband and father-in-law: A reversible figure. American Journal of Psychology, 74, 512-515. Boudewyns, P., & Shipley, R. (1985). Flooding and implosive therapy. Direct thera­peutic exposure in clinical practice. New York: Plenum. Bowler, P. (1986). The true believers. North Ryde, Australia: Methuen Austra­lia Pty.

Bradley, D., & Petry, H. (1977). Organizational determinants of subjective contour. American Journal of Psychology, 90, 253-262.

Brehm, J. (1966). A theory of psychological reactance. New York: Academic

Press. Brehm, J., Snres, L., Sensenig, J., & Shaban, J. (1966). The attractiveness

of an eliminated choice alternative. Journal of Experimental Social

Psychology, 2, 501-515. Brenner, H. (1989). The treatment of basic psychological dysfunctions from

a systemic point of view. British Journal of Psychiatry, 155 (Suppl. 5),

74-85. Breuer, J., & Freud, S. (translated by A. Brill). (1957). Studies in hysteria:

Miss Katharina. New York: Nervous & Mental Disease Publishing

Company. Bricker, D., Young, J., & Flanagan, С (1995). Schema-focused cognitive

therapy: A comprehensive framework for characterological problems.

In K. Kuehlwein & H. Rosen (Eds.), Cognitive therapies in action

(pp. 88-125). San Francisco: Jossey-Bass. Bromley, D. (1977). Natural language and the development of the self.

In H. Howe, Jr. (Ed.) Nebraska Symposium on Motivation, 25, Lincoln,

NB: University of Nebraska Press.

Brown, B. (1974). New mind, new body. New York: Harper & Row. Brown, C. W., & Ghiselli, E. (1955). Scientific method in psychology. New

York: McGraw-Hill. Brownell, K., Hayes, S., & Barlow, D. (1977). Patterns of appropriate and

deviant sexual arousal: The behavioral treatment of multiple sexual

deviation. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 45, 1144-

1155. Bruhn, A. (1990a). Cognitive-perceptual theory and the projective use

of autobiographical memory. Journal of Personality Assessment, 55,

95-114. Bruhn, A. (1990b). Earliest childhood memories: Theory and application to

clinical practice. (Vol. 1). New York: Praeger. Bruner, J., Goodnow, J., & Austin, G. (1956). A study of thinking. New

York: Wiley Brunn, A., & Hedberg, A. (1974). Covert positive reinforcement as a

treatment procedure for obesity. Journal of Community Psychology,

2, 117-119. Buchanan, G., & Seligman, M. (1995). Explanatory style. Hillsdale, NJ:

Erlbaum. Bugelski, B. (1970). Words and things and images. American Psychologist,

25,1002-1012. Buglione, S., DeVito.A., & Mulloy, J. (1990). Traditional group therapy and

computer-administered treatment for test anxiety. Anxiety Research,

3,55-59. Bulfinch, T. Bulfinch's mythology: The age of fable; the age of chivalry;

legends of Charlemagne. New York: Thomas Y. Crowell. Burns, D. (1980). Feeling good: The new mood therapy. New York: Morrow. Burns, D. (1989). The feeling good handbook. New York: Penguin. Butler, P. (1992). Self-assertion for women. Revised edition. San Francisco:

Harper.

Cameron, N. (1965). Personality development and psychopathology:

A dynamic approach. Boston: Houghton Mifflin. Cannon, W. (1998). Hypnotically enhanced interactive cognitive rehearsal.

In H. Rosenthal (Ed.), Favorite counseling and therapy techniques.

Washington, DC: Accelerated Development. Carlson, J., & Seifert, R. (1994). Clinical applied psychophysiology. New

York: Plenum. Carson, R., & Sanislow III, С (1995). The Schizophrenias. In P. Sutker &

H. Adams, Comprehensive handbook of psychopathology. New York:

Plenum. Casey, В., & Me Mullin, R. (1976). Cognitive restructuring therapy package.

Lake-wood, Colorado: Counseling Research Institute. Casey, В., & Me Mullin, R. (1985). Cognitive restructuring therapy package.

2nd Ed. Lakewood, Colorado: Counseling Research Institute. Cassidy, J., Easton, M., Capelli, C, Singer, A., & Bilodeau, A. (1996).

Cognitive remediation of persons with severe and persistent mental

illness. Psychiatric Quarterly. 67, 4, 513-521. Cautela, J. (1966). Treatment of compulsive behavior by covert sensitiza-

tion. Psychological Record., 16, 35-41.

Cautela, J. (1967). Covert sensitization. Psychological Record, 20, 459-468. Cautela, J. (1970). Covert reinforcement. Behavior Therapy, 1, 55-50. Cautela, J. (1971 a). Covert extinction. Behavior Therapy, 2, 192-200. Cautela, J. (1971b). Covert conditioning. In A. Jacobs, & L. Sachs (Eds.).

The psychology of private events: Perspectives on covert response

systems. New York: Academic Press. Chadwick, P., Birchwood, M., & Trower, P. (1996). Cognitive therapy for

delusions, voices and paranoia. Chichester: Wiley. Chandler, G., Burck, H., Sampson, J., & Wray, R. (1988). The effectiveness

of a generic computer program for systematic desensitization. Computers

in Human Behavior, 4, 559-546.

Chemtob, C, Hamada, R., Novaco, R., & Gross, D. (1997). Cognitive-behavioral treatment for severe anger in post traumatic stress disorder,

Journal of Counseling and Clinical Psychology, 65 (1), 184-189. Cheng, P., Novick, L. (1990). A probabilistic contrast model of causal

induction. Journal of Personality and Social Psychology, 58, 545-567. Cipher, D., & Fernandez, E. (1997). Expectancy variables predicting tolerance

and avoidance of pain in chronic pain patients. Behaviour Research

and Therapy, 35 (5), 437-444. Clark, J., & Jackson, J. (1983). Hypnosis and behavior therapy. New York:

Springe. Clarke, J., & Saunders, J. (1988). Alcoholism and problem drinking: Theories

and treatment. Sydney, Australia: Pergamon. Cloitre, M., Shear, K., Cancienne, J., & Zeitlin, S. (1994). Implicit and

explicit memory for catastrophic associations to bodily sensation words

in panic disorder. Cognitive Therapy and Research, 18, 225-240. Cloninger, R., Bohman, M., & Sigvardsson, S. (1981). Inheritance of alcohol

abuse: Cross-fostering analysis of adopted men. Archives of General

Psychiatry, 38, 861-868.

Coleman, V. (1998). Lifeline. In H. Rosenthal (Ed.), Favorite counseling

and therapy techniques. Washington, DC: Accelerated Development. Corrigan, R. (1992). The relationship between causal attributions and judgments of the typicality of events described by sentences. British Journal of Social Psychology, 31, 551-568.

Corsini, R. (1957). Methods of group psychotherapy. New York: McGraw-Hill. Corsini, R. (Ed.) (1981). Handbook of innovative psychotherapies. New

York: Wiley. Corsini, R. (1994). Current psychotherapies. (5th edition). Itaska, IL:

F. E. Peacock Publishing.

Corsini, R. (1998). Turning the tables on the client: Making the client the counselor. In H. Rosenthal (Ed.), Favorite counseling and therapy techniques. Washington, DC: Accelerated Development. Corsini, R, & Ozaki, B. (Eds.) (1984). Encyclopedia of psychology (Vol. 1-4).

New York: Wiley Corsini, R., & Wedding, D. (1987). Encyclopedia of psychology. Canada:

John Wiley and Sons.

Coursey, R. (1989). Psychotherapy with persons suffering from schizo­phrenia: The need for a new agenda. Schizophrenia Bulletin, 15 (3), 349-353. Cox, R. (Ed.) (1973). Religious systems and psychotherapy. Springfield,

IL: Charles Thomas.

Cox, R. (1998). The use of symbols and rituals in psychotherapy. In H. Rosenthal (Ed.), Favorite counseling and therapy techniques. Washing­ton, DC: Accelerated Development. Crooke, W. (1926). Religion and folklore of Northern India. Oxford: Oxford

University.

Csikszentmihalyi, M., & Beattie, O. (1979). Life themes: A theoretical and empirical exploration of their origins and effects. Journal of Humanistic Psychology, 19, 45-65. Dallenbach, K. (1951). A puzzle-picture with a new principle of concealment.

American Journal of Psychology, 64, 451-455. Dalyell, J. (1835). The darker superstitions of Scotland. Glasgow. Damasio, A. (1994). Descartes' error: Emotion, reason, and the human

brain. New York: G. P. Putnam's Sons.

Dattilio, F. (1998). The SAEB system (symptoms, automatic thoughts,

emotions, and behavior) in the treatment and conceptualization of

panic attacks. In H. Rosenthal (Ed.), Favorite counseling and therapy

techniques. Washington DC: Accelerated Development.

Dattilio, F. & Freeman, A. (1994). Cognitive-behavioral strategies in crisis

intervention. New York: Guilford. David, A. (1990). Insight and psychosis. British Journal of Psychiatry,

156, 798-808. Davidson, P. (1997). Adagio: Music for relaxation. New York: Healing Arts

Video.

Davis, K., & Moore, W. (1945). Some principles of stratification. American Sociological, 10, 242-249.

Deitrich, R. (1988). Genetics of alcoholism: An overview. Australia Drug

and Alcohol Review, 7, 5-7. De Quieroz, E. (1995). Dedalus book of Portuguese fantasy. New York:

Hippocrene Books. de Villiers, P. (1974). The law of effect and avoidance: A quantitative

relation between response rate and shock frequency reduction. Journal

of the Experimental Analysis of Behavior, 21, 225-235. Dewey, J. (1886). Psychology. New York: Harper.

Dewey, J. (1920). Reconstruction in philosophy. New York: Henry Holt. Dilts, R., Grinder, J., Bandler, R, DeLozier, J., & Cameron-Bandler, L.

(1979). Neuro-linguistic programming 1. Cupertino, CA: Metal. DiMattia, D., & Lega, L. (1990). Will the real Albert Ellis please stand up?

New York: Institute for Rational-Emotive Therapy. Dobson, K. (1989). A meta-analysis of the efficacy of cognitive therapy for

depression. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 57, 414-

419. Dobson, K., & Kendall, P. (Eds.) (1995). Psychopathology and cognition.

San Diego: Academic Press. Donnelly, C, & Dumas, J. (1997). Use of analogies in therapeutic situations:

An analog study. Psychotherapy, 34(2), Summer, 124-152. Drury, V., Birchwood, M., Cochrane, R., & Macmillan, F. (1996). Cognitive

therapy and recovery from acute psychosis: A controlled trial. British

Journal of Psychiatry, 169, 595-601. Duhl, B. (1985). From the inside out and other metaphors. New York: Brun-

ner/Mazel. Dunlap, K. (1952). Habits: Their making and unmaking. New York:

Liveright. Dyer, W. (1995). Your erroneous zones. Reprint edition. New York: Harper

Mass Market Paperbacks. Edwards, D. (1990). Cognitive therapy and the restructuring of early

memories through guided imagery. Journal of Cognitive Psycho­therapy, 4,55-50. Elkin, I., Shea, T, Watkins, J., Imber, S., Sotsky, S., Collins, J., Glass, D.,

Pilkonis, P., Leber, W., Docherty, J., Fiester, S., & Parloff, M. (1989).

NIMH Treatment of Depression Collaborative Research Program,

Archives of General Psychiatry, 46, 971-982. Ellis, A. (1962). Reason and emotion in psychotherapy. New York: Lyle

Stuart. Ellis, A. (1971). Growth through reason: Verbatim cases in rational-emotive

therapy. Hollywood, CA: Wilshire Books. Ellis, A. (1975). Humanistic psychotherapy: The rational-emotive approach.

New York: Julian Press. Ellis, A. (1974) Techniques for disputing irrational beliefs (DIB'S). New

York: Institute for Rational Living, Inc. Ellis, A. (1975). The rational-emotive approach to sex therapy. Counseling

Psychologist, 5, 14-22. Ellis, A. (1985). Overcoming resistance: Rational-emotive therapy with

difficult clients. New York: Springer.

Ellis, A. (1988a). How to stubbornly refuse to make yourself miserable

about anything — yes, anything! Melbourne, Australia: The Macmillan

Company of Australia. Ellis, A. (1988b). Are there "rationalist" and "constructivist" camps of

the cognitive therapies? A response to Michael Mahoney. Cognitive

Behaviorist, 10(2), 13-17. Ellis, A. (1991). Rational-emotive family therapy. In A. Home & M. Ohisen

Eds.), Family counseling and therapy (pp. 302-328). Itasca, IL:

Peacock. Ellis, A. (1995). Better, deeper, and more enduring brief therapy : The

rational emotive behavior therapy approach. New York: Brunner/

Mazel.

Ellis, A. (1996). Reason and emotion in psychotherapy: A comprehensive

method of treating human disturbance. (Revised). New York: Citadel.

Ellis, A. (1998). Vigorous disputing of irrational beliefs in rational-emotive

behavior therapy (REBT). In H. Rosenthal (Ed.), Favorite counseling

and therapy techniques. Washington, DC: Accelerated Development.

Ellis, A., & Abrahms, E. (1978). Brief psychotherapy in medical and health

practice. New York: Springer. Ellis, A., & Dryden, W. (1996). The practice of rational emotive behavior

therapy. New York: Springer. Ellis, A., Gordon, J., Neenan, M., & Palmer, S. (1996). Stress counseling:

A rational emotive behavioral approach. New York: Cassell. Ellis, A., & Grieger, R. (Eds.) (1977). Handbook of rational-emotive therapy.

New York: Springer. Ellis, A., & Harper, R. (1961). A guide to rational living. Hollywood, CA:

Wilshire Books. Ellis, A., & Harper, R. (1971). A guide to successful marriage. Hollywood,

CA: Wilshire Books. Ellis, A., & Harper, R. (1975). A new guide to rational living (2nd ed.).

Hollywood, CA: Wilshire Books. Ellis, A., & Harper, R. (1998). A guide to rational living. (3rd ed.). Hollywood,

CA: Wilshire Books. Ellis, A., & Lange,A. (1995). How to keep people from pushing your buttons.

New York: Birch Lane.

Ellis, A., Mclnerney, J., DiGiuseppe, R., & Yeager, R. (1988). Rational-emotive therapy with alcoholics and substance abusers. New York:

Pergamon. Ellis, A., Sichel, J., Yeager, R., DiMattia, D., & DiGiuseppe, R. (1989).

Rational-emotive couples therapy. Boston: Allyn & Bacon. Ellis, A., & Tafrate, R. (1997). How to control your anger before it controls

you. New York: Birch Lane Press. Ellis, A., & Velten, E. (1992). Rational steps to quitting alcohol. Fort Lee,

NJ: Barricade Books. Ellis, A., & Whiteley, J. (Eds.) (1979). Theoretical

and empirical foundations of rational-emotive therapy. Monterey, CA:

Brooks/Cole. Ellis, A., Wolfe, J., & Moseley, S. (1966) How to raise an emotionally

healthy, happy child. Hollywood, CA: Wilshire Books.

Ellis, A., & Yeager, R. (1989). Why some therapies don't work: The dangers of transpersonal psychology. New York: Prometheus. Ellis, W. (1959). A source book of gestalt psychology. New York: Harcourt, Brace and Co. Engum, E., Miller, E, & Meredith, R. (1980). An analysis of three para­meters of covert positive reinforcement. Journal of Clinical Psycho­logy, 36,301-309. Erickson, M. (1982). My voice will go with you: The teaching tales of Milton

H. Erickson M. D. (S. Rosen, ed.). New York: Norton. Erickson, M., & Rossi, E. (1981). Experiencing hypnosis: Therapeutic

approaches to altered states. New York: Irvington.

Escher, M. (1971). The graphic work of M.C. Escher. New York: Ballantine. Fagan, M., & Shepherd, I. (1970). Gestalt therapy now. Palo Alto, CA:

Science & Behavior Books.

Farber, I. (1963). The things people say to themselves. American Psycho­logist, 18,187-197. Fearnside, W., & Holther, W. (1959). Fallacy: The counterfeit of argument.

Engle-wood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. Feder, В., & Ronall, R. (Eds.) (1980). Beyond the hot seat: Gestalt approaches

to group. New York: Brunner/Mazel. Fernberger, S. (1950). An early example of a "hidden-figure" picture.

American Journal Psychology, 63, 448-449. Festinger, L. (1957). A theory of cognitive dissonance. Stanford, CA:

Stanford University Press. Festinger, L. (1964). Conflict, decision, and dissonance. Stanford, CA:

Stanford University Press. Fishbein, M., & Ajzen, I. (1975). Belief, attitude, intention, and behavior.

Reading, MA: Addison-Wesley. Fisher, G. (1967). Measuring ambiguity. American Journal of Psychology,

80,541-557.

Fisher, G. (1968). Ambiguity of form: Old and new. Perception and Psycho-physics, 3,189. Flannery, R. (1972). A laboratory analogue of two covert reinforcement

procedures. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry,

3,171-177. Flemming, D. (1967). Attitude: The history of a concept. Perspectives in

American History, 1, 287-365. Foree, D., & Lo Lordo, V. (1975), Stimulus-reinforcer interactions in the

pigeon: The role of electric shock and the avoidance contingency.

Journal of Experimental Psychology: Animal Behavior Processes, 104,

39-46. Fornander, A. (1996). Ancient history of the Hawaiian people. Honolulu,

HI: Mutual Publishing. Fowles, D. (1995). Biological variables in psychopathology: A psychobio-

logical perspective. In P. Sutker & H. Adams, Comprehensive handbook

of psychopathology. New York: Plenum Press. Foy, D. (Ed.) (1992). Treating PTSD: Cognitive-behavioral strategies. New

York: Guilford. Franki, V. (1959). From deathcamp to existentialism. Boston: Beacon Press.

Frankl, V. (1972). The feeling of meaninglessness: A challenge to psycho­therapy. American Journal of Psychoana lysis, 32, 85-89. Frankl, V. (1977). The doctor and the soul: From psychotherapy to logothe-

rapy. New York: Knopf. Frankl, V. (1978). Psychotherapy and existentialism. New York: Simon &

Schuster. Frankl, V. (1980). Man's search for meaning: An introduction to logothe-

rapy. New York: Simon & Schuster. Franklin, R. (1994). Overcoming the myth of self-worth: Reason and fallacy

in what you say to yourself. Appleton, WI: R. L. Franklin. Free, M. (1999). Cognitive therapy in groups: Guidelines & resources for

practice. Brisbane, Australia: John Wiley & Sons.

Freeman, A. (1995). A psychosocial approach for conceptualizing schematic

development for cognitive therapy. In K. Kuhlwein & H. Rosen (Eds.),

Cognitive therapies in action: Evolving innovative practice. San

Francisco: Jossey-Bass.

Freeman, A. (1994). Depression: A cognitive therapy approach — a viewer's

manual. (Video). New York: New Bridge Communications. Freeman, A., & Dattilio, F. (Eds.) (1992) Comprehensive casebook of

cognitive therapy. New York: Plenum Press.

Freeman, A., & Dewolf, R. (1993). The 10 dumbest mistakes smart people make and how to avoid them: Simple and sure techniques for gaining greater control of your life. New York: Harper Perennial. Freeman, A., Dewolf, R., & Beck, A. (1992). Woulda, coulda, shoulda: Overcoming regrets, mistakes, and missed opportunities. New York: Harper Perennial Library. Freeman, A., & Eimer, B. (1998). Pain management psychotherapy:

A practical guide. New York: John Wiley & Sons. Freeman, A., Pretzer, J., Fleming, В., & Simon, K. (1990). Clinical application

of cognitive therapy. New York: Plenum Press. Freeman, A., & Reinecke, M. (1995). Cognitive therapy of suicidal behavior.

New York: Springer.

Freeman, A., Simon, K,, Beutler, L., &Arkowitz, H. (Eds.) (1989). Compre­hensive handbook of cognitive therapy. New York: Plenum Press. Freud, S. (1955). New introductory lectures on psychoanalysis. The Standard Edition of the Complete Psychological Works (Vol. XXII), J. Strachey (Trans, and Ed.). New York: Norton. Freund, P. (1965). Myths of creation. New York: Washington Square

Press.

Frijda, N.. Markam, S., Sato, K., & Wiers, R. (1995). Emotions and emotion words. In J. Russell, Jose-Miguel Fernandez-Dols, & Manstead, A. (Eds.) Everyday conceptions of emotions: An introduction to the psychology, anthropology and linguistics of emotion. Dordrecht, the Netherlands: Kluwer Academic. Fujita, C. (1986). Morita therapy: A psychotherapeutic system for neurosis.

Tokyo: Igaku-Shoin Medical Publishing.

Gallant, D. (1987). Alcoholism: A guide to diagnosis, intervention, and treatment. New York: Norton.

Garcia, J., & Koelling, R. (1966). The relation of cue to consequence in

avoidance learning. Psychonomic Science, 4, 123-124. Gardner, M. (1957). Fads and fallacies. New York: Dover. Gardner, M. (1981). Science: Good, bad and bogus. Buffalo, NY:

Prometheus Books. Gardner, M. (1991). The new age: Notes of a fringe watcher. Buffalo, NY:

Prometheus.

Gendlin, E. (1962). Experiencing and the creation of meaning: A philo­sophical and psychological approach to the subjective. New York: The Free Press of Glencoe. Gendlin, E. (1964). A theory of personality change. In P. Worchel &

D.Byrne (Eds.), Personality change. New York: Wiley. Gendlin, E. (1967). Focusing ability in psychotherapy, personality and creativity. In J. Shiien (Ed.), Research in psychotherapy (Vol. 5). Washington, DC: American Psychological Association. Gendlin, E. (1969). Focusing Psychotherapy: Theory, Research, and Practice, 6, 4-15. Gendlin, E. (1981). Focusing. New York: Everest House.

Gendlin, E. (1991). On emotion in therapy. In J. Safran & L. Greenberg (Eds.) Emotion, psychotherapy, and change (pp. 255-279). New York: Guil-ford. Gendlin, E. (1992a). The primacy of the body, not the primacy of perception.

Man and World, 25, 341-353.

Gendlin, E. (1992b). The wider role of bodily sense in thought and language. In M. Sheets-Johnstone (Ed.), Giving the body its due (pp. 192-207). Albany: State University of New York Press. Gendlin, E. (1996a). Focusing-oriented psychotherapy : A manual of the

experiential method. New York: Guilford. Gendlin, E. (1996b). The use of focusing in therapy. In J. Zeig (Ed.), The

evolution of psychotherapy. New York: Bruimer/Mazel. Gendlin, E., Beebe, J., Cassues, J., Klein, M., & Oberlander, M. (1968). Focusing ability in psychotherapy, personality and creativity. Research in Psychotherapy, 3, 217-241. Gholson, B. (1980). The cognitive-developmental basis of human learning:

Studies in hypothesis testing. New York: Academic Press. Giles, T. (1979). Some principles of intervention in the absence of thera­peutic alliance. Trausactional Analysis Journal, 9, 294-296. Giles, T. (Ed). (1995a). Handbook of effective psychotherapy. New York: Plenum. Giles, T. (1995b). Managed mental health care: A guide for practitioners, employers, and hospital administrators. Boston: Allyn & Bacon. Gillison, G. (1995). Between culture and fantasy: A New Guinea highlands

mythology. Chicago: University of Chicago Press. Glasser, W. (1989). Control theory in the practice of reality therapy. New

York: HarperCollins.

Glasser, W. (1998). Reality therapy and choice theory. In H. Rosenthal (Ed.). Favorite counseling and therapy techniques. Washington, DC: Accelerated Development.

Goffman, E. (1961). Encounters. Indianapolis: Bobbs Merrill.

Goffman, E. (1971). The presentation of self in everyday life. New York:

Basic Books.

Goffman, E. (1980). Forms of talk. Philadelphia: University of Pennsylva­nia Press. Goffman J. (1987). Asylums: Essays on the social situation of mental

patients and other inmates. New York: Penguin. Goldfried, M. (1971). Systematic desensitization as training in self-control.

Journal of Consulting and Clinical Psychology, 37, 228-254. Goleman, D. (1977). The varieties of the meditative experience. New York:

Dutton. Goodwin, D., Schulsinger, E, Hermansen, L, Guse,









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.