Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Консолидирующая роль СМИ в обществе. Коммуникативная роль СМИ





 

Средства массовой информации стали настолько влиятельными и значимыми, что создают единое информационное пространство, консолидирующее (то есть объединяющее) мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение.

В последнее время многие исследователи как важнейшую стали называть интегративную функцию СМИ. Подобное мнение представляется справедливым, поскольку в современном обществе, разобщенном государственными границами, национальными особенностями, религиозными пристрастиями и материальным неравенством, ни один институт не может сыграть той консолидирующей роли, какую играют средства массовой информации. Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция решается всей совокупностью газетно-журнальных, радио- и телевизионных материалов, разделов и направлений журналистской работы в каждом СМИ. Эта функция - главенствующая в формировании позиции издания, программной и вещательной политики телерадиоканалов.

Как проявляется консолидирующая роль СМИ в обществе? Например, в регионах многие выписывают районные газеты. Они объединяют (консолидируют) жителей того или иного региона. Многие выписывают свою «районку» десятилетиями. Она объединяет людей, является для них советчивом во многих житейских вопросах.

Или возьмем популярную программу белорусского радио «Вiтаем, вiншуем, жадаем». Она объединяет людей, которые по радио поздравляют друг друга.

Примеров консолидирующей роли СМИ много. Скажем, во время Великой Отечественной войны газеты «Звязда» объединяла людей, призывала их к борьте с врагом.

Перейдем к коммуникативной роли СМИ. Для начала дадим определение понятию «коммуникация». Коммуникация - (от лат. communicatio - сообщение, передача) - передача информации посредством специальных материальных носителей, сигналов. Коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями посредством знаковых систем (языков). Комуникация между людьми происходит в форме общения как обмен целостными сообщениями.

Для передачи текстов их адресатам в журналистике используются такие каналы, как печать, телевидение, радио и интернет. Посредством журналистики общество устанавливает контакт с окружающей действительностью.

При этим СМИ эффективно выполняют свою коммуникативную функцию лишь тогда, когда они обеспечивают диалог сторон, открытость намерений, культуру общения и равноправные позиции в информационном обмене. Коммуникационная функция всегда несет в себе в качестве главной составляющей информационную функцию. Но если нет диалога, обратной связи, информационные процессы становятся однонаправленными.

Таким образом, СМИ должны работать в режиме диалога. В развитом обществе СМИ склонны приобретать свойства открытого форума, предоставляя слово в дискуссии чителям, слушателям, зрителям, высказывающим свое видение решения актуальных общественных проблем.

Коммуникативная функция должна состоять в том, что СМИ обязаны быть не только информатором, но и модератором общественного форума.

Прмеры того, как реализуется коммуникативная роль СМИ в Беларуси:

1. Газеты часто проводят «прямые линии» с представителями органов государственной власти.

Например, в декабре 2011 г. в редакции «СБ» прошла «прямая линия» с участием министра внутренних дел Беларуси, который ответил на вопросы читателей.

В ноябре 2011 г. аналогичная «прямая линия» в редакции «СБ» прошла с министром здравоохранения Василием Жарко. Он ушел из редакции с целым конспектом — фамилии, адреса, телефоны, истории болезни: «А что вы думали? Я ведь сюда не разговоры вести пришел — помогать».

 

Аналогичные прямые линии «СБ» проводит и с другим специалистами. В частности, недавно была проведенена "прямая линия" с руководством БГУ по вопросам поступления. На страницах газеты публикуются наиболее актуальные из прозвучавших вопросов и ответы на них.

2. В редакции газеты часто приходят письма читателей. Это могут быть просьбы о помощи, жалобы, комментарии и др. Многие их этих писем становятся темами для статей. Журналисты помогают людям разобраться в сложных жизненных ситуациях. Кроме того, письма отправляют на реагировалие в органы власти. Для многих газета является «последней инстанцией», куда можно обратиться за помощью.

Многие из таких вопросов помогает рещить газета «Рэспублiка». Подробнее здесь http://www.respublika.info/delo/. Например, в 2008 г. программиста из Лиды Игоря Сороку приговорили к 6 годам колонии за получение взятки при решении вопроса о выборе поставщика оборудования для своего предприятия. В редакцию написала письмо мать Игоря с просьбой помочь, так как, по ее мнению, сына осудили несправедливо. После публикации в газете "Рэспублiка" дело было пересмотрено, Игоря Сороку признали невиновным и освободили из-под стражи в зале суда

3. Коммуникмативная роль СМИ в обществе реализуется и на телевидении. Например, на телеканале "Беларусь 1" выходит новое общественно-политическое ток-шоу "Форум". Автор и ведущий проекта Дмитрий Бочков вместе с гостями - представителями политической, экономической, культурной элиты и общественными деятелями - обсуждает актуальные вопросы по самому широкому спектру тем.

Аналогичное общественно-политическое ток-шоу «Открытый формат» выходит в эфир каждый понедельник после вечернего выпуска «Наших новостей» на телеканале «ОНТ». В центре внимания актуальные темы, политические, социальные и экономические проблемы. Среди гостей программы непосредственные участники событий, компетентные специалисты и профессиональные эксперты. В «Открытом формате» ведущий программы Вячеслав Бондаренко не только затрагивает самые злободневные темы, но и помогает зрителю разобраться в сути проблемы.

Программа "Белорусское времечко" - еще один пример. Теперь не нужно записываться на прием к большим начальникам, писать письма и ходить по инстанциям. Чтобы решить важный для вас вопрос, надо просто набрать телефон прямого эфира "Белорусского "Времечка" и рассказать, что вас волнует. Эта программа – попытка честно и открыто говорить о проблемах, которые каждый день возникают в нашей жизни.

"Ни один вопрос не останется без ответа, - обещает шеф-редактор "Времечка" Саша Снегина. – Ведь это наша работа - выслушать тех, кто обращается за помощью, помочь им".

Кроме того, теперь все сюжеты во "Времечке", в том числе из регионов, посвящены одной обсуждаемой теме, но освещают их корреспонденты в разных ракурсах. Для тех, кто не успевает задать свой вопрос в прямом эфире, по-прежнему работает телефон редакции. Еще одно новшество - к уже знакомым и полюбившимся ведущим Саше Снегиной, Сергею Прохорову, Константину Юманову, Юлии Завгородней, Владимиру Богдану, Олегу Титкову в новом сезоне присоединилась Елена Спиридович.

4. Коммуникативная роль СМИ реализуется и на радио. Например, на Первом национальном канале Белорусского радио выходит поздравительная программа по заявкам "Вітаем, віншуем, жадаем!" (будни - 20.00, суббота, воскресенье - 19.30). Другие передачи также предполагают диалог со слушателями.

5. В интернет-СМИ коммуникативная роль приобретает еще большее значение. Журналист в интернет-коммуникации выступает в роли не только создателя информационного контента, но и организатора общения. В свою очередь аудитория не просто получатель информации, а достаточно активный участник ее производства, обмена и оценки деятельности журналиста.

Немаловажную роль в коммуникативном процессе интернет-журналистики играют интерактивность и обратная связь. Интерактивность предполагает участие пользователей в формировании содержания, авторство, обсуждение, обмен мнениями с другими пользователями. Обратная связь – это реакция, отклик субъекта на информационное воздействие (материал, передачу).

Критерием качества публикации часто является количество комментериев в ней. Например, на сайте Onliner.by в мае 2012 г. был опубликован материал " Как девушке в Минске одной прожить на $700 в месяц? " http://dengi.onliner.by/2012/05/14/mylife-2/, в котором Ирина из Минска рассказала о своей жизни. Публикация за короткое время собрала 2521 комментарий, а в Твиттере после слов Ирины "больше трех «Мохито» я не выпью" даже появился хэштег #тримохито.

 

Информационная функция СМИ

 

В качестве важнейшей, или лучше сказать, первой среди равных следует назвать информационную функцию современных СМИ.

Функция (с лат. «functio» - обязанность, назначение) журналистики характеризует совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач. Суть цели актуальной журналистской информации заключается в ее распространении и донесении ее до массовой аудитории. Если она не выполнит одну из своих важнейших первичных функций, то об осуществлении вторичных не стоит даже и задумываться.

Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют право на получение интересующей их информации, сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности президента, правительства, парламента, и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

Информационная функция состоит в сборе и распространении информации с учетом разнообразия структуры и интересов массовой аудитории. Информация может быть самая разнообразная: событийная, аналитическая, документальная, историческая, культурная и т.д. СМИ призваны давать людям возможность знать, что происходит в окружающей их социальной и природной среде, чтобы строить свою жизнь с учетом происходящего.

Поэтому информация должна быть:

· актуальной, чтобы соответствовать жизненным проблемам людей.

· своевременной, чтобы при необходимости быть учтенной, использованной в нужный момент.

· полной, чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и значимость происходящих событий.

· объективной, чтобы полученная информация помогала адекватно реагировать на происходящее.

· разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы отразить происходящее всесторонне, с необходимой глубиной.

· информация должна быть структурированной для различных социальных групп с учетом их интересов и запросов.

При этом главным источником информации в Беларуси, как и в большинстве других стран мира, является телевидение. Приведем примеры из аудиовизуальных СМИ. Агентство теленовостей Белтелерадиокомпании первым из национальных информационных служб начинает свою работу в эфире в 7 утра и заканчивает далеко за полночь.

Приведем примеры информационных программ телевидения:

На канале "Беларусь 1" выходят такие информационные программы, как "Доброе утро, Беларусь!", "Новости", "В центре внимания", "Новости региона".

Программа телеканала "ОНТ" предлагает информационные программы "Наше утро", "Наши новости".

На телеканале "СТВ" выходят программы "24 часа", "Минщина", "Столичные подробности".

Программы «Панорама», «Новости», «Наши новости», «Новости 24 часв», выходящие на белорусских телеканалах – это своеобразные информационные бюллетени, рассчитанные на максимально массовую аудиторию.

Именно в них подавляющее большинство наших соотечественников черпают информацию о событиях текущего дня. Здесь не место для детального анализа и подробного комментирования тех или иных событий. Задача выпусков – максимально точно, подробно и достоверно сообщить обо всем, что произошло за день.

Журналисты стремятся сообщить только факты, по возможности не упустив ничего существенного. Анализ этих фактов, поиск причинно-следственных связей различных событий, определение перспектив и тенденций – задача других передач (например, «В центре внимания»).

Первый национальный канал Белорусского радио предлагает слушателям информационные программы "Радиофакт", "Сельское утро", "Новости", "Постфактум", "Партнёр" (информация для деловых людей), "СМС-эфир", "Добрый день!" и другие.

Информационная функция СМИ в полной мере реализуется и в газетах. Например, в «Советской Белоруссии» на первой странице выходит рубрика «Одним словом», в которой рассказывается о наиболее значимых новостях.

Среди новостных сайтов в Беларуси лидирует TUT.BY. Посещаемость титульной страницы достигает 530 тыс. уникальных посетителей в сутки, раздела "Новости" - 300 тыс.

К сожалению, в последнее время, в особенности в интернет-СМИ, внимание читателей, зрителей и слушателей фокусируется на информации о скандалах и чрезвычайных происшествиях, криминальных историях, жизни «звезд», различного рода загадочных явлениях, курьезах и т.д. Негативная информация во много раз превышает информацию о позитивных процессах.

В погоне за прибылью пресса начинает конструировать оторванные от жизни идеалы и ценности, снижается качество информационной функции, она уже не отражает всей полноты картины мира.

Поэтому очень важна ответственность журналиста за слово, написанное в печатном издании, в интернете, или сказанное в эфире. Часто о новостях мы узнаем из интернета, из блогов, но эта информация не всегда проверена.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.