Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Белорусские просветители. Франциск Скорина





 

Просветитель - это тот человек, который просвещает людей в какой либо науке. В развитие белорусской культуры особый вклад внесли следующие просветители:

Ефросинья Полоцкая - религиозный просветитель, способствовала просвещению народа через доступные для него средства.(Первая женщина - святая у восточных славян).

Кирилл Туровский (каля 1135 - каля 1182)- популизировал религиозные истины, обращался к людям через наставления и притчи, желая повлиять на духовную и моральную культуру народа. (его проповеди и молитвы до сих пор читают в церквях).

Сымон Будный (1530 - 1593), выступал за всестороннее сотрудничество всех славянских народов.

Иван Фёдоров и Петр Мстиславец привезли в Россию книгопечатание и книжную графику. Российские историки не любят вспоминать, что первые московские книгопечатники: Петр Мстиславец и Иван Федоров были нашими земляками. Тем, кто не силен в географии, напомню, что Мстиславль - это город на востоке Белоруссии. Иван Федоров, а если быть точным - Федорович, был происхождением из белорусского шляхетского рода герба "Шранява".

Книгопечатание было враждебно встречено московским духовенством и вскоре после начала их деятельности, появились обвинения в "распространении ереси". В 1566 году фанатиками была разрушена московская типография Ивана Федоровича и Петра Мстиславца. Печатники вынуждены были вернуться на родину, где нашли пристанище у высокообразованного гетмана Р. Ходкевича. В его имении, расположенном в Заблудове (совр. Белостоцкое воеводство Польши), ими были изданы Евангелие (1569г.) и Псалтырь (1570г.). Позже П.Мстиславец открыл свою типографию в Вильно, а И.Федорович в Львове.

Василий Тяпинский напоминал про необходимость развития науки, литературы, культуры на родном языке и призывал к расширению на нём Слова Божьего. М.Скарбевский разрадотал теорию красноречия.

Зизаний Стефан (Тустановский; 1550-1634), беларусский писатель-полемист, церковный проповедник конца 16 - начала 17 в. В 1595 г. в братской типографии в Вильно издал "Катехизис" на беларусском и польском языках (не сохранился), который на православном соборе в Новогородке (1596) осужден как еретический. Был лишен духовного сана и отлучен от церкви, оправдан Брестским церковным собором 1596 г. Автор религиозно-философских произведений, отличающихся веротерпимостью, рационалистическим подходом к оценке явлений природы и окружающего мира.

Немаловажную роль во взаимодействии белорусской и европейской культур сыграли просветители эпохи Возрождения. Одним из них был Франциск Скорина, белорусский и восточнославянский первопечатник, мыслитель, гуманист, учёный и писатель, содействовал развитию белорусскому книгопечатанию. (была выдана первая печатная книга "Псалтирь" 6 августа 1517г.). Нельзя не упомянуть Миколу Гусовского (1470 - 1533), через его произведения Европа узнала про Беларусь (Песня пра Постаць, Дзікасць зубра), автора знаменитой поэмы на латинском языке "Песня про зубра". Он учился во Франции и Италии, где оформились его патриотические взгляды на Беларусь. Смолитич стремился отделить русскую церковь от Византийской, основатель пер. Андрей (Ян) Белоботский и Симеон Полоцкий существенная часть их творческого пути была связана с Москвой. Именно с их творчества начинается становление русской силлабической поэзии и распространения барокко в духовной жизни. Лаврентий Зизаний и Милетий Смотрицкий - разрабатывали грамматику славянских языков.Возродил кириллическое книгопечатание один из первых русских и белоруских печатников Пётр Мстиславец, который внёс значительный вклад в развитие не только белоруской и русской, но и общеславянской культур. Свой вклад в развитие как белорусской, так и русской культур внесли Симеон Полоцкий ("Букварь языка славянского", "Псалтирь рифмованая"), Илья Капиевич ("Краткое и полезное руковедение во арифметику"), который издавал учебники на русском языке по грамматике латинской, русской, риторике и т. д. фактом признания наших соотечественнков мировым сообществом может служить внесение таких имён, как Франциск Скорина и Микола Гусовский в календарь международных дат великих деятелей всей славянской культуры.

Не улучшились условия для сохранения и развития белорусской культуры, когда территория Беларуси в результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) оказалась под властью Российской империи. С этого времени к полонизации вначале очень осторожно, а позже открыто прибавились еще и русификация. Однако и в таких условиях белорусская земля дала свету таких выдающихся людей, как Адам Мицкевич, Станислав Манюшка, Михал Клеофас Агинский, Игнатий Дамейко, Михаил Глинка, Иосиф Гашкевич, Иван Черский и др.

Власти Российской империи стремились распространить и закрепить свое влияние на белорусское население. Значительная роль при этом отводилась средствам культурно-духовного воздействия, в том числе, для искоренения "польского влияния". Были закрыты Полоцкий (1820 г.) и Виленский (1832 г.) университеты, запрещены белорусский язык в школах и православных церквях, ликвидирована униатская церковь (1839 г.). Вместо закрытых белорусских униатских школ создавались российские.

Считать деятелей польскими или белорусскими можно по разным признакам, кто то назовет Тадеуша Косцюшко белорусским деятелем, потому что он родился на территории Беларуси, а кто то польским, так как он сражался за Польшу и разговаривал на польском языке. И поляки, несмотря на письма самого Тадеуша в которых он писал, что считает себя литвином (белорусам), называют его своим героем.

Ярким примером такого человека, можно считать Адама Мицкевича который писал на польском языке, но известно, что он родился на хуторе Заосье близ города Новогрудка, входящего ныне в состав Беларуси, в 1819 закончил Виленский Университет. В своих произведениях писал про Литву(Беларусь) и мне кажется его можно считать белорусским культурным деятелем.

После восстания 1863-1864 гг. в Польше, Беларуси и Литве было запрещено всякое книгопечатание на белорусском языке (1867 г.). Однако в развитие белорусской народной культуры значительный вклад внесли многие ученые, литераторы, в том числе Винцент Дунин-Марцинкевич, Францишак Богушевич и др.

Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы - Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, Цётки и др. Популяризации и пропаганде белорусской культуры способствовало издание газеты "Наша нива".

Благоприятные условия для развития национальной белорусской культуры сложились в 1920-е годы, когда в республике проводилась политика белорусизации. Начали работать белорусскоязычные школы, Институт белорусской культуры. На его базе в 1929 г. была создана Академия наук Беларуси. Однако с начала 1930-х годов этот поступательный процесс был прерван, поскольку в культурной жизни возобладал жёсткий идеологический контроль, были репрессированы многие деятели белорусской культуры и науки.

Сложные условия для развития национальной белорусской культуры сложились и в Западной Беларуси. К середине 20-х годов были закрыты многие белорусские школы. Однако и в таких неблагоприятных условиях появилась целая плеяда таких талантливых молодых белорусских литераторов, как М.Танк, В.Тавлай, Н.Тарас и др.

В послевоенный период вплоть до середины 1980-х годов белорусская культура развивалась в рамках идеологической заданности и жёсткого партийного контроля. Тем не менее в этот период появилось немало талантливых литераторов, как А.Адамович, В.Быков, Р.Бородулин, Г.Буравкин, А.Вертинский, В.Зуёнок, И.Науменко, Б.Саченко, И.Чигринов, И.Шамякин и др. В изобразительном искусстве работали самобытные мастера: художник М.Савицкий, скульпторы З.Азгур, С.Селиханов и др. Увеличивалась сеть культурно-просветительных учреждений, развивалась художественная самодеятельность.

 

Внутренний дворик Белгосуниверситета представляет собой эстетический центр БГУ. В послевоенные годы, когда отстраивался университетский городок, было решено создать в дворике аналог ботанического сада, в котором была бы представлена растительность материка Евразия. Эту задумку удалось осуществить, и в настоящее время здесь можно видеть все ярусы Евроазиатской флоры.

В недавнем прошлом дворик стал ещё более преображаться и, благодаря скульпторам Игорю Голубеву, Сергею Адашкевичу и Владимиру Пантелееву, он превратился в музей просветительской мысли Беларуси. В данное время тут установлено пять скульптурных композиций, посвящённых самым ярким представителям белорусского просвещения.

Традиция такого чествования национальных деятелей культуры, науки и политики уходит своими корнями в Средневековье. Все крупнейшие университеты Европы устанавливали памятники выдающимся соотечественникам: Краковский (Ягеллонский) - Николаю Копернику, Пражский (Карловский) Яну Гусу, Берлинский - братьям Гумбольдтам, Московский - Ломоносову.

Во внутреннем дворике университетского городка установлены скульптуры великим мыслителям и философам Беларуси: Евфросиньи Полоцкой, Кириллу Туровскому, Франциску Скорине, Николаю Гусовскому, Сымону Будному и Василию Тяпинскому.

Памятник Кириллу Туровскому

Кирилл Туровский (нач. XII в. – после 1184 г.) – проповедник и писатель XII века. Великий гуманист древности был автором торжественных «Слов», поучений, проповедей, молитв и канонов. Его произведения проникнуты восхищением великолепием природы, отличаются богатой поэтической образностью, возвышенностью. Он – символ таланта нашего народа, яркое свидетельство глубины корней нашей культуры.

Именно в чтении книг Кирилла Златоуст видел путь к моральному самоусовершенствованию и духовному развитию человека. Разум был для него высшей ценностью земной жизни. Его произведения "Слова" и "Притчи" - это подлинный гимн "книжному ученью", где гармонически соединены народнопоэтическое слово, художественная самобытность и смелость писателя и мыслителя.

Кирилл был первым восточнославянским монахом, совершившим духовный подвиг столпничества. Отрекшись от суетности мира, христанские подвижники-столпники обуздывали плоть и совершенствовали дух. Затворившись в высокой деревянной башне, стоявшей на берегу Припяти вблизи монастыря, молодой монах молился и создавал свои вдохновенные повести, "слова", притчи, послания и поучения. Уже в это время к Кириллу пришлп литературная слава. Его произведения переписывали, читали, заучивали наизусть во многих восточнославянских княжествах. Некоторое время по просьбе князя и горожан "от митрополита поставлен бысть епископом граду Турову". В конце жизни Кирилл Туровский вернулся в монастырь и жил "у святого Николы в Турове". Там незадолго до смерти он создал стихи-молитвы - ценнейшую часть своего наследия.

До наших дней сохранились восемь его "слов"-проповедей, несколько поучительных повестей ("Повесть о белоризце и монахе", "Казание о черноризском чине") и притчей ("Притча о душе и теле"), два какона, около трех десятков стихотворений.

Свои написанные на изысканном церковнославянском языке "слова" Туровский сочинял по случаю различных христианских праздников - "Слово на Вербное воскресение", "Слово на Пасху", "Слово на Вознесение". Стихи-молитвы создавались на каждый день недели и читались после богослужений утром, днем и вечером.

Спустя несколько десятилетий после его смерти было сложено похвальное слово в честь бывшего епископа, в котором его называют вторым Златоустом, что "паче всех воссиял на Руси".

Древнейшая дошедшая до нас рукопись с молитвами Туровского датируется XIII веком. Множество раз они переписывались и расходились в списках.

В 1596 году в типографии Виленского братства Сошествия Святого Духа вышло первое печатное издание молитв гениального туровлянина. Впоследствии произведения Туровского неоднократно переиздавались в Беларуси, Украине и Московии.

Произведения Кирилла и сегодня восхищают образностью и проникновенностью, простотой и искренней заботой о духовном совершенстве соотечественников.

Памятник К. Туровскому установлен в университетском дворике 31 октября 2001 г. к 80-летию Белорусского государственного университета. Автор этой скульптурной композиции - Игорь Голубев.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.