Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Региональная пресса Беларуси





Материалы к экзамену

по дисциплине «Основы журналистики»

 

 

1.Региональная пресса Беларуси

2. Правовое поле журналистики

3. Телевидение в системе СМИ

4. Структура периодической печати

5. Эмоционально-образный потенциал газетного выступления

6. Тема. Ее поиск, разработка, раскрытие

7. Социологические исследования в журналистике (опрос, анкетирование контент-анализ)

8. Издатель и газета

9. Журналы в системе СМИ

10. Авторское право Беларуси

11. Развитие информационных жанров в современных СМИ

12.Культурно-рекреативные функции журналистики

13. Методика сбора материала

14. Сенсации и слухи в журналистике

15. Журналистика – трибуна общественного мнения

16. Агитационно-пропагандистская функция журналистики

17. Аудитория СМИ

18. Журналистика как область творческой деятельности

19. СМИ как «четвертая власть».

Достижение информационной безопасности

20. Белорусский союз журналистов.

Основные направления деятельности

21. Критика и самокритика на страницах газет

22. Книгоиздательское дело в деятельности СМИ

23. Журналистика как информационная деятельность

24. Журналистская этика

25. Информационные агентства в системе СМИ

26. Профессиональные качества журналиста

27. Газета в системе СМИ

28. Принципы журналистики

29. Журналист в условиях рынка

30. Функции журналистики

31. Источники миграции в журналистской среде

32. Молодежная пресса Беларуси

33. Действенность и эффективность СМИ

34. Журналист в экстремальной ситуации

35. Самомаркетинг как условие становления журналиста

36. Национальная книжная палата Беларуси:

основные направления деятельности

37. Вопросы национального и культурного возрождения

на страницах СМИ

38. Районная пресса Беларуси

39. Отражение образа современника в СМИ

40. Журналистика на современном этапе: поиски, достижения, перспективы

41. Радио в системе СМИ

42. Руководство журналистикой

43. Опыт первых социологических исследований книги

44. Журналистика в системе социальных институтов

45. Маркетинг прессы

46. Реклама в газете

47. Публицистика и публицист

48. Оформление номера молодежной газеты (система иллюстрирования, заголовок)

49. Типы и методологические основы журналистской деятельности

50. Журналистское расследование

51. Интернет – новое коммуникационное поле СМИ

52. Социальная позиция журналиста

53. Массовая работа редакции

54. Журналист в командировке

55. Имя в газете

56. Свобода печати в журналистике

57. Возникновение журналистики

58. Проблема военно-патриотического воспитания на страницах газет

59. Освещение экологических проблем

на страницах специализированных изданий

60. Народное творчество и печать

61. Статус журналиста

62. Пути повышения популярности изданий

63. Организация работы редакции

 

Региональная пресса Беларуси

 

Сегодня общий разовый тираж государственной местной печати Беларуси (136 областных, городских, районных и объединенных газет) составляет 814,3 тыс. экз. Самым тиражным региональным изданием является газета «Вiцьбiчы» (г. Витебск, более 53 тыс. экз.). В стране насчитывается 105 районных, 13 «объединенных», 9 областных, 9 городских (в областях) государственных газет. Их учредителями в основном выступают местные органы власти (областные и районные исполнительные комитеты, советы депутатов). Кроме того, в регионах выходит свыше 230 негосударственных (частных, неофициальных) газет. Последние в основном имеют информационно-рекламную направленность.

Белорусская региональная пресса находится в поисках новых форм деятельности. Это и периодика какого-нибудь района, края, округа и т. д., это и периодика местности, не совпадающей с административно-территориальной единицей, шире или уже ее. Региональными принято считать местные издания, которые обслуживают периферию (провинцию) и классифицируются на районные («объединенные»), областные и городские (в областях).

Нечто непохожее, свое, придумали молодечненские энтузиасты Александр Манцевич, Дмитрий Харитонов и Игорь Вейс: их затея так и называется —«Рэгіянальная газета»; в ней, над заглавием, перечислены города (Молодечно, Вилейка, Сморгонь, Ошмяны, Воложин, Мядель, Островец и Минск), где она собирает свой материал и распространяет его по подписке и в розницу. Недостаток только в том, что газета эта носит чисто информационно-рекламный характер.

А вот газету «Наша жыццё» (учредители — Минский районный исполнительный комитет, Минский райсовет депутатов, Заславльский горисполком, Заславльский горсовет и коллектив редакции) можно смело отнести к региональной в полном значении этого слова: она освещает жизнь Минского района и города Заславля, распространяется в г. Минске, г. Заславле и Минском районе Минской области.

Проблемы региональной прессы Беларуси:

-- недостаток профессиональных журналистских кадров

-- сложности с финансированием

-- слабая материально-техническая база

-- невысокое качество верстки, печати, иллюстраций и др.

-- недостаточная разработка тем

-- обилие «официоза» на страницах газет

В соответствии с распоряжением Президента «О государственной поддержке местной печати» (от 23 февраля 1999 г.) на поддержку региональных СМИ было выделено более 150 млрд. руб. На эти деньги было закуплено современное редакционное оборудование.

В ряде регионов (например, в Бобруйске) негосударственная региональная пресса сегодня имеет более высокий тираж, чем государственная.

Факультет журналистики БГУ регулярно проводит выездные семинары на база областных газет. На этих мероприятиях обсуждаются проблемы подготовки и переподготовки кадров для региональных СМИ. Таки семинары уже состоялись в Молодечно, Гродно и Гомеле. На очереди Витебск, Могилев, Брест.

 

ОБЛАСТНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИЗДАНИЯ

 


ВІЦЕБСКІ РАБОЧЫ

ГОМЕЛЬСКАЯ ПРАЎДА

ГРОДЗЕНСКАЯ ПРАЎДА

ЗАРЯ

МАГІЛЁЎСКАЯ ПРАЎДА

НАРОДНАЕ СЛОВА

НАРОДНАЯ ТРЫБУНА

МІНСКАЯ ПРАЎДА


 

Правовое поле журналистики

 

Деятельность любой редакции в первую очередь регламентирована Конституцией Республики Беларусь (статьи 33, 34) и Законом «О печати и других средствах массовой информации» (принят 13 января 1995 г.). Кроме того, в своей работе редакции руководствуются другими законодательными и нормативными актами, которые в той или иной мере касаются работы средств массовой информации (Законы РБ «О рекламе», «Об авторском праве и смежных правах», «Об информатизации», указ Президента РБ «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных средствах массовой информации»). Действует Кодекс профессиональной этики журналиста (принят БСЖ в 1995 г.) и Декларация принципов профессиональной этики журналиста (принятая БАЖ в 1995 г.).

Правовое поле журналистики в Беларуси нуждается в совершенствовании. Закон «О печати и других средствах массовой информации» устарел. Сейчас идет его доработка. Новый Закон «О средствах массовой информации» ориентировочно будет принят в 2007-2008 г. Интернет-журналистика не регулируется никакими законодательными актами.

В Конституции записано, что каждому гарантируется свобода мнений, убеждение и их свободное выражение. Монополизация СМИ, а также цензура не допускаются. Гражданам Беларуси гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

В соответствии с «Законом о печати и других СМИ» журналист, в частности, имеете право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

4) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы;

5) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

6) посещать места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

Есть еще статья этого же Закона, которая декларирует право граждан на получение информации через СМИ, и обязывает эту инфу предоставлять:

- по запросам редакций;

- на организованных ими же самими пресс-конференциях;

- в своих рассылках справочных или иных материалах;

- да и в любых других формах

 

Телевидение в системе СМИ

 

3. Телевидение (греч. tele «далеко» и лат. viseo «видение») появилось в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место. В январе 2006 г. Белорусскому телевидению исполнилось 50 лет.

Телевидение обладает возможностью переда­вать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния. Этот сигнал одно­временно имеет звуковую и видеоинформацию.

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). ТВ по «сильнее» радио, т.к. звуко- и видеоряд задействует оба важнейших типа рецепторов человека.

Аудиовизуальный синтез на телевидении может приобретать разные формы - «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходи­мых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд

Значимую, порой определяющую роль для качества передач имеет монтаж, умелое использование крупного плана, темпо-ритмической организации подачи материала. Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

- Для журналиста телевидения важно учитывать особенности восприятия программ аудиторией. Важное обстоятельство: телевидение требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей.

- Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отды­ха, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности.

- «Принудительность» телепрограмм, т.е. не­возможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру и темпоритм, требует особенно тщательного подхода к со­ставлению программ.

В Министерстве информации Республики Беларусь зарегистрировано 202 теле- и радиопрограммы: 149 программ радиовещания, из которых 130 – государственной формы собственности, 19 – негосударственной формы собственности и 53 программа телевещания, из которых 28 - государственной формы собственности, 25 - негосударственной формы собственности.

В информационных и информационно-аналитических программах "Первого национального телеканала", телеканалов "ОНТ", "СТВ", "Лад", регулярно освещаются мероприятия с участием Главы государства, анализируются основные политические и экономические события жизни страны, даются комментарии специалистов, рассказывается о наиболее важных событиях (политических, экономических и культурных) как в стране, так и в мире в целом. Их участниками являются представители высшего уровня власти, министерств и ведомств, а также специалисты в различных сферах деятельности.

Информационное вещание Белтелерадиокомпании представлено следующими программами: на "Первом канале" – "Новости" (по будням по 10 мин. каждый час, в выходные – 5 раз в день); "Панорама. Информационный канал" (ежедневно по будням в 21.00 продолжительностью 50 мин.); "В центре внимания" (с 2004 года - 1 час по воскресеньям); "Вокруг планеты" (еженедельно по субботам по 40 мин.); "Зона Х" (2 раза в неделю по 10 мин.); "Сфера интересов" (2 раза в неделю по 25 мин.); "Земельный вопрос" (2 раза в неделю по 20 мин.); "Деловая жизнь" (3 раза в день по 5 мин. по будням).

В новый сезон 2006-2007 гг. главный телеканал страны вступил под новым слоганом: “Это - Первый!”, который наиболее точно соответствует статусу лидера отечественного телевещания. Телеканал сменил логотип, оформление, декорации студий, появились новые проекты и лица, а уже известные и полюбившиеся зрителям программы вышли в обновленном виде.

Имея богатейшие традиции, Первый канал использует самые современные технологии телепроизводства, продолжает изучать, учитывать интересы и запросы своей аудитории, делает все, чтобы зритель, каждый раз включая канал, отмечал: "Это - Первый"!

Телеканал "ЛАД" создавали и создают люди творческие, профессионалы в области современного телевидения и журналистики, работающие в разных регионах республики. Телеканал "ЛАД" первоначально позиционировался как первый семейный канал в Беларуси. Основная направленность его была определена как культурологическая. Спустя несколько телевизионных сезонов концепция канала претерпела определенные изменения. Сейчас телеканал "ЛАД" не ограничивает себя рамками только культурологической тематики. Новый сезон - это возможность более внимательно отнестись к пожеланиям телезрителей и перейти к востребованному в наше время спортивно-развлекательному формату.

"Беларусь-ТВ" - первый в Беларуси международный телеканал, созданный Национальной государственной телерадиокомпанией Республики Беларусь для зарубежных телезрителей. Главная задача нового телеканала - своевременно и достоверно рассказывать о событиях и достижениях Беларуси в самых разных сферах. В своем эфире "Беларусь-ТВ" представляет лучшую теле-, кино- и видеопродукцию страны разных лет.

Агентство телевизионных новостей - одно из основных подразделений Белтелерадиокомпании. АТН - информационный источник номер один в стране.

Зрителям Первого канала и телеканала "Беларусь-ТВ" доступна вся интересующая их информация о политической, экономической, социальной и культурной жизни Беларуси. Значительное внимание уделяется и освещению событий за рубежом.

Агентство телевизионных новостей оснащено самой современной техникой для подготовки и передачи в эфир "горячих материалов" из любой точки страны и ближнего зарубежья.

Выпуски АТН выходят по будням с 07.00 до 19.00, а заканчивает информационный день итоговый выпуск "Новостей" после 23.00. С наиболее важными событиями прошедшего дня ежедневно по будням в 21.00 зрителей знакомит информационный канал "Панорама".

АТН отдает дань телевизионной моде и предлагает в вечерних выпусках парное ведение. Информационную картину дня вечером будут представлять пары ведущих: Максим Короткин и Ирина Яковлева, и Юрий Круглик и Виктория Сенкевич, сменяющие друг друга по неделям.

Ежедневно в продолжение выпуска национальных новостей дважды в 15.15 и 19.20 выходят в эфир новости региона. В Минске это делают журналисты АТН, в областных центрах журналисты региональных студий.

АТН производит не только новости. В телевизионном сезоне 2006-2007 г.г. в эфире наряду с уже завоевавшими популярность проектами появляются новые передачи.

"Панорама недели" - новая еженедельная информационно-аналитическая программа. Обзор основных событий в республике и мире за неделю представляют журналисты - эксперты в своих областях в воскресенье в 21.00 (повтор в понедельник в 09.05).

Возвращается в эфир еженедельное международное обозрение "Вокруг планеты". Теперь с новым ведущим Глебом Лавровым.

Каждые понедельник, вторник и среду Агентство телевизионных новостей представляет премьерные показы документальных фильмов. Лучшие авторы АТН работают над тем, чтобы представить на суд зрителя животрепещущие темы современности в новом ракурсе.

"Интересы экономики - интересы каждого из нас" - главный принцип для журналистов, которые готовят программу "Сфера интересов". Компетентно и доступно обо всем важном, что происходит в экономической жизни страны.

 

Ежедневно по будням в эфире Первого и телеканала "Беларусь-ТВ" экономическая программа "Деловая жизнь". Это пятиминутный дайджест основных событий в мире экономики. Последние новости с валютно-фондовых бирж, котировки акций ведущих компаний, самая свежая информация о мировых ценах на нефть и драгоценные металлы - ничего не может ускользнуть из поля зрения создателей программы.

Еженедельно с вопросами возрождения белорусского села и агропромышленного комплекса республики зрители Первого и телеканала "Беларусь-ТВ" знакомятся в общественно-политической программе "Земельный вопрос".

"День спорта" - это итоговый десятиминутный информационный выпуск, предлагающий по будням расширенный взгляд на события, произошедшие за день в спортивной жизни страны и мира. Программа включает в себя ежедневные обзоры основных спортивных мероприятий, результаты соревнований, матчей, турниров и чемпионатов, многие из которых зрители могут смотреть в эфире Первого и телеканала "ЛАД" в полном объеме.

Итоги спортивной недели подводит еженедельная программа "Время спорта" с Ольгой Барабанщиковой.

Обзор важнейших криминальных и чрезвычайных происшествий, самые крупные и скандальные преступления, хроника и анализ событий по-прежнему остаются на Первом в "Зоне Х". Формат программы меняется. Теперь это ежедневные криминальные хроники с подведением итогов и расследованием самых интересных дел в пятницу.

Нехватку правовой информации компенсирует еженедельная программа "Nota Bene".

"В мире моторов" - полезная и оперативная информация для всех, кто "на колесах", а также для тех, кто мечтает или уже планирует к ним присоединиться. Теперь это не ежедневная "пятиминутка", а солидная еженедельная программа хронометражем 26 минут.

Энергичная команда Агентства телевизионных новостей всегда стремится быть в центре происходящего, ощущать жизнь во всей ее полноте и, конечно же, делиться со зрителями самой оперативной, важной и объективной информацией.

 

СВЕДЕНИЯ

На 1 ноября 2006 года

 

Количество зарегистрированных печатных СМИ – 1214 (в октябре зарегистрировано 8)

  Виды изданий   Всего Государственные Негосударственные
Газеты      
Журналы      
Бюллетени      
Каталоги    
Альманахи      

 

Количество зарегистрированных информационных агентств – 9

Печатные СМИ на языках:

белорусский  
белорусский и другие  
Русский  
русский и другие  
европейские  
английский  
английский и другие  
украинский  
польский  
польский и другие  

 

  За период с 1996 года В предыдущем месяце
Перерегистрировано изданий    
Внесено изменений в свидетельства о регистрации    
Аннулировано свидетельств о регистрации    

 

Типология СМИ

1. По типу собственника:

- частное СМИ;

- государственное;

- смешанное.

 

2. По языку СМИ:

- на одном языке,

- на нескольких языках.

 

3. По территории распространения продукции:

- региональное:

· республиканское

· областное

· районное.

-межрегиональное (два и более регионов),

- национальное (территория какой-либо страны),

- международное (несколько стран).

 

4. По целевому назначению:

- публицистические;

- литературные;

- культурно-просветительские

- развлекательные;

- учебно-образовательные;

- методические

- научные

- рекламные

- информационные

- спортивные

- эротические

- деловые, финасовые

- общественно-политические и пр.

 

5. По характеру аудитории:

- для этнических общностей (наций, народностей):

- для территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);

- для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.)

- для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.);

- для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, пожилых и т.д.);

- для женщин и мужчин;

- для малых групп (семья, клуб и т.д.)

- для групп верующих (православных, католиков и т.д.).

- для инвалидов и пр.

 

6 Периодичность выпуска:

- ежедневные

- еженедельные

- ежегодные.

 

  1. По источникам финансирования:

- государственные дотации

- собственные средства учредителя

- рекламные доходы

- сбор от подписки

- спонсорские средства и пр.

 

  1. По содержанию:

- качественные

- массовые

 

9. По характеру обращения к тематическим пластам:

- универсальные,

- многопрофильные,

- специализированные.

Издатель и газета

 

Под издателем имеется в виду юридическое лицо либо гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимающиеся редакционно-издательской подготовкой и материально-техническим обеспечением изготовления продукции средства массовой информации.

Далее – для самостоятельной подготовки!!!!

 

 

Журналы в системе СМИ

 

В Беларуси зарегистрировано 466 журналов.

По сравнению с минувшим годом возросла подписка на литературно-художественные издания: если в минувшем году их тиражи составляли порядка 1 тысячи и менее экземпляров, то сегодня у журнала “Полымя” – 2,7 тыс., “Неман” – 3,1 тыс. подписчиков. Подписка на газету “Літаратура і мастацтва” составляет 2,4 тыс. экз., журналы “Маладосць” – 2,1 тыс. экз., “Всемирная литература” – 1,7 тыс. экз. По культурологическим изданиям – газете “Культура” и журналу “Мастацтва” - также наблюдается рост подписного тиража – сегодня подписка составляет 3,4 и 0,8 тыс. экз. соответственно.

Журналы имеют гораздо меньшую оперативность, чем газеты. Как правило, они выходят один раз в месяц или раз в квартал. На страницах журналов чаще размещается аналитика, а не материалы в информационных жанрах. Также гораздо большую роль играют иллюстрации, качество печати.

Журналы в системе СМИ: типология и «ниши» изданий

Культурологические журналы

Деловая пресса

Информационно-аналитические еженедельные журналы

Экологические периодические издания

Религиозная печать

Издания для женщин

Типологические особенности журналов

для мужчин

Молодежные издания

Детская и юношеская журнальная пресса

Далее – для самостоятельной подготовки!!!!

 

Авторское право Беларуси

 

Для самостоятельной подготовки!!!! (см. Закон РБ «Об авторском праве и смежных правах»).

 

В современных СМИ

1. Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

2. Заметка (информация). Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок.

· Событийная заметка (информация) – фактологическое описание.

· Анонс - заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих все­возможных культурных мероприятиях, выставках, концертах

· Аннотация - предметом отображе­ния в котором выступает определенное, уже состоявшееся инфор­мационное явление (прежде всего — это книги, статьи). Цель пуб­ликации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо но­вого издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели со­здания).

3. Интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. В полной мере информационным интервью получается тогда, когда акцент сделан на вопросах «что?», «где?», «когда?». Цель – проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но отнюдь не проанализировать этот предмет. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

4. Отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

5. Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

6. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Дать аудитории возможность увидеть описываемое событие гла­зами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

 

Методика сбора материала

 

Аудитория СМИ

 

Социологические исследования аудитории и рынка СМИ

 

Понятие и типы аудитории

 

Понятие «аудитория» происходит от латинского слова auditorium, которое в прямом переводе означает «место для слушания». В социологии журналистики аудитория определяется как совокупность людей – адресатов журналистских произведений, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов их удовлетворения.

 

При рассмотрении понятия «аудитория» с точки зрения лежащих в его основе социологических категорий и интерпретаций мы сталкиваемся с дихотомией «масса» – «социальная группа». Является ли аудитория какого-либо СМИ социальной группой, т.е. группой людей, находящихся во взаимодействии, для которой характерны определенный набор социальных норм и своя ролевая структура? Да, но только если СМИ ориентируется на целевую аудиторию, обладающую набором общих социальных характеристик и состоящую из людей с едиными информационными интересами, которые, в свою очередь, обусловлены единством социальных статусов (в частности, профессиональных). Так, деловая пресса ориентируется на предпринимателей как целевую аудиторию, которые представляют собой социальную группу.

 

Понятие целевой аудитории как определенного набора социальных характеристик («социального портрета») применяется и при определении аудитории отдельного («целевая аудитория газеты “Санкт-Пе­тербургские ведомости”») или обобщенного типа СМИ («целевая аудитория общественно-политических изданий»). Происходящие в обществе изменения неизбежно деформируют сложившуюся структуру информационного обеспечения, что сказывается, в частности, на специализации и дифференциации СМИ. Отдельные группы периодических изданий переживают кризис, тиражи других растут, многие претерпевают глубокие качественные изменения. Специализация СМИ – яркое тому подтверждение, а кризис тех или иных групп периодических изданий является показателем изменений в социальной структуре общества.

 

Современное состояние культуры позволяет выделить, по крайней мере, три уровня ее проявления, воздействия на журналистику и аудитории СМИ. Первый тип, воспроизводящий целевые аудитории, имеет групповой характер. Социально-групповые культуры выделяются по признаку базовых ценностей – национальных, религиозных, классовых, профессиональных и др. В процессе исторического развития машинное, а далее конвейерное производство и сопутствующее ему массовое потребление отчуждают производителя от предмета труда, потребителя от производителя. Социокультурные различия при этом отчасти сохраняются или видоизменяются, а часть их утрачивается. Средства массовой информации в такой ситуации служат индикатором успешного культурного развития, они создают идеологию целевой аудитории как культурного сообщества и выражают общественное мнение его членов.

 

Стратегия СМИ по отношению к публике, представляющей определенную культуру, состоит как в удержании, так и в расширении аудитории, но только в рамках группы – целевой аудитории. Главным естественным ограничителем взаимодействия в национальной группе (культуре) является язык: он представляет собой естественный предел для расширения аудитории средства массовой информации.

 

В современном мире процесс групповой социокультурной дифференциации не прекращается, но образование новых культур происходит не по национальным критериям (например, по признаку общности образа жизни). Группы отличаются друг от друга, в числе прочего, и по степени доступа к информации и, соответственно, возможности ее использования как ресурса (в частности, предприниматели, комбинирующие различные ресурсы, используют информацию для получения прибыли, чего лишены представители других социальных групп). Основной тенденцией на данном культурном уровне представляется социальное и информационное расслоение, отражающее такой социокультурный процесс, как дифференциация.

 

Появление массовой аудитории было бы невозможным без определенных социальных предпосылок. Во-первых, первостепенное условие ее возникновения – достижение такого уровня жизни, при котором большая масса людей получает возможность обращаться к СМИ, а потребление массовой информации становится насущной потребностью. Во-вторых, необходимо наличие большой массы грамотных людей. В-третьих, у них должно быть достаточно свободного времени. Перечисленные условия заявили о себе в европейских странах и США на рубеже XIX–XX вв., когда сформировались большие массы пролетариата, и стала интенсивно расти численность городского населения. В этот период, благодаря профсоюзному движению, произошло сокращение продолжительности рабочего времени. Вместе с тем руководство промышленных предприятий было вынуждено открывать вечерние школы для рабочих, поскольку технологические условия производства требовали квалифицированных специалистов.

 

Массовая культура в современном мире представляет собой тип производства культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление. Более того, именно оно стало главной целью производителей предметов массовой культуры, которой рождена и массовая аудитория, для нее так же характерны неоднородность, рассредоточенность и анонимность. «Основными чертами массовой культуры являются примитивизация отражения человеческих отношений, социальный максимализм, развлекательность и сентиментальность, смакование насилия, секса, выпячивание национальных и расовых предрассудков, культ успеха, потребительства, насаждение конформизма»1.

 

Социальные характеристики аудитории условно можно разделить на несколько групп.

 

Первая – социально-демографические: пол, возраст, место жительства, национальность, язык. Эти социальные характеристики фиксируются четко и потому используются как основания для построения квотной (пол, возраст) и гнездовой (место жительства) выборок при проведении социологических исследований. Демографические характеристики служат основанием для выделения таких типов СМИ, как женские, детские, молодежные, местные, региональные, национальные и др.

 

Вторая группа представлена социально-профессиональными характеристиками. К ним относятся: специализация, род занятий, профессиональный статус, тип предприятия (компании, учреждения, организации). Ориентация на подобные признаки формирует профессиональные, корпоративные, деловые СМИ.

 

Третья группа – социокультурные характеристики: образование, вероисповедание, субкультурные и контркультурные особенности, формы проведения досуга. Социокультурные параметры служат основой для формирования целевых аудиторий религиозных СМИ, изданий неформальных объединений (например, байкеров или футбольных фанатов), СМИ, посвященных организации досуга. Последний тип нередко бывает ориентирован как на социокультурные (занятие как досуг), так и на профессиональные характеристики (занятие как профессия). К подобным СМИ можно отнести многие автомобильные, компьютерные, спортивные издания.

 

Четвертую, политико-идеологическую, группу составляют основные характеристики аудитории общественно-политических СМИ.

 

СМИ как «четвертая власть».

Журналистская этика

 

Этика (греч. etos «обычай») - наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали (лат. mores «нравы») как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей.

Требования морали как не формулируются в законодательных актах. Они разрабатываются в ходе общественной прак­тики, а контролируется их выполнение общественным мнением, общественными (в журналистике - журналистскими) организациями, трудовыми коллективами, создающими порой «суды чести» или подобные органы, действующие на общественных началах.

Этические кодексы прежде всего формулируют общие принципы нравст­венного поведения журналиста.

Области этических норм:

1. «журналист - аудитория». Это нравственная обязанность, ясно представ­ляя себе «свою» аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному и эффективному удовлетворению ее потребностей и интересов в сфере информации.

2. «журналист - источник информации». Контакты журналиста с источником информации могут носить «открытый» характер (когда журналист предстает перед но­сителем информации как официальный сотрудник СМИ и сообщает о сво­их намерениях) или «скрытый» (скрытое наблюдение).

Такт (лат. tactus «прикосновение») - чувство меры, подсказывающее соответствующее ситуации поведение, умение держать себя подобающим образом, общаться с людьми, учитывая их положение, представление о должном, при







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.