Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Книгоиздательское дело в деятельности СМИ





 

Выпуск книг (собственно книг, сборников, монографий, учебников и учебных пособий, словарей, справочников, энциклопедий, альманахов, альбомов – печатных изданий объемом больше 48 страниц) и брошюр (печатных изданий объемом от 4 до 48 страниц) у нас осуществляют 6 государственных издательств («Беларусь», «Беларуская навука», «БелЭН», «Мастацкая літаратура», «Вышэйшая школа», «Народная асвета») и более 600 издающих предприятий различных форм собственности («Аверсев», «Адукацыя і выхаванне», «Белый ветер», «Книжный Дом», «Новое знание», «Попурри», «Современный литератор», «Современное слово», «ТетраСистемс», «Харвест» (работает совместно с российскими издателями), «Юнипресс» и др.), а также министерства и ведомства.

Всего в 2003 году было выпущено 9.148 наименований книжной продукции, общим тиражом 48,4 млн. экз., в том числе государственными издательствами — 527 названий, тиражом 4,5 млн. экз., «негосударственными» (их около 170) —5.713 названий, тиражом 41,58 млн. экз., министерствами и ведомствами — 2.908 названий, тиражом 2,32 млн. экз. Средний тираж одной книги составил 5,3 тыс. экз., средний объем — 14,8 п.л. (один п.л. – это 16 страниц печатного текста). На каждого жителя республики приходилось 4,9 книги и брошюры. На белорусском языке вышло 857 наименований, тиражом 3,4 млн. экз., на русском — 7.804 наименования, тиражом 43,4 млн. экз., на прочих — 487 наименований, тиражом 1,57 млн. экз. Для государственных нужд выпущено 359 названий, тиражом 3,98 млн. экз., что от общей массы книжной продукции составило по названиям — 64,5 %, по тиражу — 86,0 %.

Вместе с тем в 2003 году был осуществлен в лучших традициях отечественного книгоиздания выпуск социально значимых книг, получивших большой общественный резонанс. Это 16 и 17 тома 18-томной «Беларускай энцыклапедыі», заключительный том 6-томной энциклопедии «Гісторыя Беларусі», 2-й том энциклопедии «Тэатральная Беларусь», «Гісторыя Беларусі» в 2-х томах, фотоальбомы «Прыпяць. Жывая вада Палесся», «Возера Свіцязь»,«Пад небам Беларусі», «Мінск», «Гродно», «Витебск», «Валентин Елизарьев», альбомы «Жывапіс барока Беларусі» и «Пинск», книга М. Габруся «Страчаная спадчына», возобновленные по заказу библиотек книги серии «Беларуская народная творчасць» «Метрыка Вялікага Княства Літоўскага. Кн. № 43» и «Песня аб паходзе Ігара».

Нельзя не отметить положительные тенденции в оформительской и художественно-конструкторской культуре белорусской книги, благодаря чему она стала участником международных конкурсов и наши лучшие экспонаты получают признание (призовые места и премии) не только в стране, но и в ближнем (Москва, Киев, Кишинев) и дальнем (Франкфурт-на-Майне, Болонья, Братислава) зарубежье.

 

Журналистика как информационная деятельность

 

Для самостоятельной подготовки!!!

 

Журналистская этика



 

Этика (греч. etos «обычай») - наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали (лат. mores «нравы») как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей.

Требования морали как не формулируются в законодательных актах. Они разрабатываются в ходе общественной прак­тики, а контролируется их выполнение общественным мнением, общественными (в журналистике - журналистскими) организациями, трудовыми коллективами, создающими порой «суды чести» или подобные органы, действующие на общественных началах.

Этические кодексы прежде всего формулируют общие принципы нравст­венного поведения журналиста.

Области этических норм:

1. «журналист - аудитория».Это нравственная обязанность, ясно представ­ляя себе «свою» аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному и эффективному удовлетворению ее потребностей и интересов в сфере информации.

2. «журналист -источник информации».Контакты журналиста с источником информации могут носить «открытый» характер (когда журналист предстает перед но­сителем информации как официальный сотрудник СМИ и сообщает о сво­их намерениях) или «скрытый» (скрытое наблюдение).

Такт (лат. tactus «прикосновение») - чувство меры, подсказывающее соответствующее ситуации поведение, умение держать себя подобающим образом, общаться с людьми, учитывая их положение, представление о должном, принятых нормах поведения и в то же время сохраняя собствен­ное достоинство и «оберегая» уважение общественности к профессии.

3. «журналист - персонаж».

- Обычно недопустимо в каче­стве персонажа (положительного или отрицательного) выбирать родных и близких, друзей.

- Имея дело с реальным человеком журналист обязан не на­рушить известное правило «прежде всего не навреди».

4. «журналист - автор».За каждым письмом, материалом, заказанным или поступившим «самотеком», стоит человек, требующий к себе чуткого отношения (здесь мы не говорим о графоманах, это особый случай). Не обидеть молчанием или немотивированным, тем более написанным «под копирку» отказом, а во­время и по-деловому ответить, тактично дать совет по доработке или пе­реработке произведения, указать на возможные шаги дальнейшего со­трудничества с редакцией - во всем этом проявляется нравственная сторона взаимоотношений с авторами.

5. «журналист -редакционный коллектив».Вступая в уже сложившийся редакционный коллектив с проявившимся направлением и характером реализации ре­дакционной политики, журналист становится составной частью этого коллектива и принимает на себя соответствующую долю ответственности за ее проведение.

Журналист не должен выступать без согласия редакции в других СМИ даже под псевдонимом, а о перепечатке своих произведений в других СМИ, сборниках и т.д. он обязан известить редакцию и получить на это ее согласие.

6. «журналист - коллеги».Коллегиальность и товарищеское взаимодействие.

Этически обязательным является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельнос­ти.

А теперь про этику.

- При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы - за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.

- Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к открытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

- Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

Журналист должен использовать только честные методы для получения информации, фотографий и документов, не злоупотребляя чьим-либо расположением. В обязанности журналиста входит необходимость представляться людям, с которыми он общается, за исключением тех случаев, когда речь может идти о вопросах значительного общественного интереса.

Журналист обязан уважать право граждан на частную жизнь. Исключение могут составлять те случаи, когда вмешательство в частную жизнь продиктовано особым общественным значением происходящих событий или когда поведение лица приходит в противоречие с теми ценностями и принципами, которые он защищает.

На этом сей мега-вопрос считаю закрытым.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.