Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реорганизация и порядок прекращения деятельности банка





Банк может прекратить свою деятельность в процессе реор­ганизации или ликвидации.

Реорганизация банка представляет собой изменение его структуры и функций без ликвидации дел и имущества, в про­цессе которого осуществляется переход его прав и обязанностей к вновь созданному банку (банкам) и другим юридическим ли­цам в порядке, определенном законодательством.

Реорганизация банков является одним из наиболее эффек­тивных направлений реструктуризации банковской системы, поскольку при этом в максимальной степени может быть обес­печена защита интересов кредиторов. Кроме того, за счет кон­центрации капитала в процессе слияний и присоединений воз­растает устойчивость и конкурентоспособность банков и, следо­вательно, стабильность банковской системы.

Реорганизовать банк можно по решению его учредителей (участников), а в случаях, предусмотренных законодательст­вом, — по решению уполномоченных государственных орга­нов, в том числе суда. О реорганизации банка необходимо сооб­щить его кредиторам, которые вправе потребовать досрочного исполнения обязательств банка и возмещения убытков.

Формы реорганизации, применяемые в банковской практи­ке, приведены на рис. 2.4.

Реорганизация путем слияния, разделения, выделения и преобразования приводит к созданию новых банков. В случае, когда она осуществляется в форме присоединения, образования нового банка не происходит.

Реорганизация банков в Республике Беларусь характеризу­ется следующими особенностями, установленными действую­щим банковским законодательством:

• банк может провести реорганизацию в форме слияния только с банком (банками);

• присоединение банка возможно только к другому банку; к банку же может присоединиться не только банк, но и небанков­ская кредитно-финансовая организация;


 

Слияние

Создание нового банка с передачей ему прав и обязанностей реорганизуемых банков

Присоединение

Централи­зация —I (банковского Укрупнение банка, сопровождающееся перехо- (-.j капитала дом к нему прав и обязанностей присоединяв- I мого банка (банков)

Разделение
Децентра­лизация банковского капитала

Создание на базе реорганизуемого банка но­
вых банков с передачей им всех прав и обя­
занностей прежнего банка, прекратившего
свое существование __________________

Выделение

Появление наряду с реорганизуемым банком нового банка (банков) с передачей ему части прав и обязанностей прежнего банка

Сохранение реорганизуемого банка в новой организационно-правовой форме или возник­новение вместо него небанковской кредитно-финансовой организации

Преобразование

 

Рис. 2.4. Формы реорганизации банков

. реорганизация банка путем разделения или выделения допускается только в случае, если уставный фонд вновь создан­ных банков не будет меньше минимального размера, установ­ленного Национальным банком;

• банк может быть преобразован в небанковскую кредит­но-финансовую организацию.

Слияние банков характеризуется тем, что деятельность ре­организуемых банков прекращается, а права и обязанности каждого из них передаются вновь созданному банку. При этом реорганизованные банки должны возвратить имеющиеся у них банковские лицензии в Национальный банк. Образовавшийся в результате слияния банк вправе заявить в Национальный банк ходатайство о выдаче лицензии на банковскую деятельность, в которой указываются все банковские операции, которые имели право осуществлять реорганизованные банки.

Если реорганизация банка путем слияния проводится по ре­шению его учредителей (участников), им необходимо получить письменное разрешение Национального банка. Для этого пре­доставляется пакет документов, перечень и содержание кото­рых регламентируются действующим законодательством.

При присоединении одного или нескольких банков к друго­му банку они прекращают свою деятельность. В устав присое­динившего банка вносятся необходимые изменения и дополне­ния, к нему переходят права и обязанности, а также лицензион­ные полномочия, которые имели реорганизованные банки. Рас­ширение лицензионных полномочий присоединившего банка осуществляется на основе поданного им ходатайства в Нацио-


нальный банк о внесении соответствующих изменений или до­полнений в перечень банковских операций, указанных в его ли­цензии на банковскую деятельность. Присоединившиеся банки обязаны возвратить свои банковские лицензии в Националь­ный банк.

При слиянии и присоединении происходит укрупнение бан­ков в форме централизации банковского капитала. Данная тен­денция, характерная для мировой банковской практики в пос­ледние десятилетия, обусловлена обострением межбанковской конкуренции, усилением требований центральных банков к размеру собственного капитала, усилением нестабильности фи­нансовых рынков и другими факторами. Чаще всего реоргани­зацию в форме слияния проводят крупные банки, а объектами присоединения выступают мелкие и средние банки, оказавшие­ся на грани банкротства.

С целью сохранения конкурентной среды процессы слияния и присоединения банков регулируются антимонопольным зако­нодательством страны. В частности, для государственной ре­гистрации реорганизованных путем слияния или присоедине­ния белорусских банков им необходимо представить в Нацио­нальный банк наряду с другими, предусмотренными законода­тельством документами, заключение антимонопольного госу­дарственного органа.

Разделение и выделение банков сопровождается децентра­лизацией банковского капитала. Эти формы реорганизации банка могут быть инициированы его участниками, если, напри­мер, не совпадают их экономические интересы или они расхо­дятся в своем видении стратегии и перспектив развития банка.

При разделении банка его деятельность прекращается, а все его права и обязанности в соответствии с разделительным ба­лансом переходят к созданным на его основе банкам.

При выделении банка на базе реорганизуемого, который не прекращает своей деятельности, возникает один или несколько новых банков, которым он в соответствии с разделительным ба­лансом передает часть своих прав и обязанностей.

Банкам, создаваемым в результате разделения или выделе­ния, необходимо обратиться в Национальный банк с ходатайст­вом о выдаче им лицензий на банковскую деятельность.

Если в результате планируемой реорганизации банка путем его разделения или выделения должно произойти уменьшение уставных фондов образующихся банков по сравнению с устав­ным фондом реорганизуемого банка, то об этом необходимо уве­домить кредиторов последнего. Кредиторы реорганизуемого банка имеют право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств банка и возмещения убытков. 62


Реорганизация банка путем преобразования влечет за собой изменение организационно-правовой формы его функциониро­вания и передачу его прав и обязанностей реорганизованному банку или иному юридическому лицу. Исключение составляют те права и обязанности, которые не могут быть переданы воз­никшему юридическому лицу, не являющемуся банком, напри­мер. небанковской кредитно-финансовой организации.

Ликвидация банка — это прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей этого банка в порядке правопре­емства к другим банкам или иным юридическим лицам.

Ликвидация банка может осуществляться:

. принудительно — по решению Национального банка или хозяйственного суда;

. добровольно — по решению участников (собственника имущества банка) либо уполномоченного органа банка.

Принудительная ликвидация банка может производиться только в случаях, предусмотренных действующим законода­тельством.

Причинами инициирования процедуры ликвидации Нацио­нальным банком могут выступать нарушение банком законода­тельных актов, своего устава и предписаний Национального банка; выявление неточных сведений, на основании которых была выдана лицензия на совершение банковских операций; неоднократное представление недостоверной отчетности и др.

Основанием для принудительной ликвидации по решению хозяйственного суда является осуществление банком деятель­ности без банковской лицензии, а также запрещенной законо­дательством или противоречащей уставным целям; признание судом недействительной регистрации банка в связи с допущен­ными при его создании нарушениями законодательства и иные причины, предусмотренные законодательными актами.

Добровольная ликвидация банка может произойти в связи с нецелесообразностью его дальнейшей деятельности, достиже­нием цели, ради которой он создавался, и другими обстоятельст­вами. Она возможна только с письменного согласия Нацио­нального банка. Решение о ликвидации участники банка или уполномоченный орган банка вправе принять лишь после того, как банк исполнит все обязательства, имеющиеся у него перед кредиторами и вкладчиками. После этого в Национальный банк представляется ходатайство с указанием причин необхо­димости ликвидации банка и другие документы в соответствии с установленными требованиями.

При принятии положительного решения Национальный банк направляет банку уведомление о своем согласии. В случае отказа он должен обосновать его и представить в банк свой план


действий по устранению причин, вызвавших принятие реше­ния о ликвидации.

Получив согласие на ликвидацию банка, его участники или уполномоченный орган в течение десяти дней создают ликвида­ционную комиссию (или назначают ликвидатора) во главе с председателем.

Национальный банк вносит в Единый государственный ре­гистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что данный банк находится в процессе ликвида­ции. Ликвидируемый банк возвращает имеющуюся у него ли­цензию на осуществление банковской деятельности.

Ликвидационная комиссия проводит мероприятия по лик­видации банка. С момента ее назначения к ней переходят пол­номочия по управлению делами банка, а к председателю комис­сии — права руководителя банка.

В процессе своей деятельности ликвидационная комиссия должна произвести оценку финансового состояния ликвидируе­мого банка, установить сроки приема и условия удовлетворе­ния претензий кредиторов, срок ликвидации банка и т.д. Если анализ финансового состояния банка покажет, что имеющегося у него имущества недостаточно для выполнения его обяза­тельств перед кредиторами и государством, комиссия подает в хозяйственный суд исковое заявление о банкротстве банка.

Начав работу, ликвидационная комиссия помещает в орга­нах печати информацию о ликвидации банка с указанием кон­тактных телефонов, о порядке и сроках подачи кредиторами своих требований к банку. Она должна принять все возможные меры по выявлению кредиторов банка и письменно сообщить им о ликвидации банка. Кроме того, комиссия выявляет задол­женность клиентов и других лиц перед банком; проводит ин­вентаризацию имущества банка; закрывает корреспондентские счета банка, открытые им в других банках; решает вопросы о закрытии филиалов и представительств банка и проводит дру­гие необходимые мероприятия.

После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторами, составляется промежуточный ликви­дационный баланс, в котором отражаются сведения об имущест­ве ликвидируемого банка, предъявленные кредиторами требо­вания и результаты их рассмотрения. При этом в балансе требо­вания кредиторов отражаются в тех суммах, которые признаны комиссией обоснованными..

Далее ликвидационная комиссия принимает необходимые меры по взысканию имеющихся перед банком обязательств, производит расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, закрывает текущие (расчетные) счета клиентов банка; опреде-64


ляет порядок, очередность и пропорциональность удовлетворе­ния требований кредиторов и т.д.

Требования кредиторов каждой следующей очереди удовле­творяются после полного выполнения требований кредиторов предыдущей очереди. В первоочередном порядке возвращаются вклады физических лиц и начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, при­чиненного их жизни или здоровью. При недостаточности де­нежных средств для выполнения требований кредиторов лик­видационная комиссия может продать имущество банка или, по соглашению сторон, передать в счет удовлетворения этих требований часть имущества в натуральной форме.

После того, как все расчеты с кредиторами будут заверше­ны, комиссия составляет ликвидационный баланс, который должен быть утвержден участниками или уполномоченным ор­ганом банка. Этот баланс вместе с другими необходимыми доку­ментами направляется для рассмотрения в Национальный банк. После принятия Национальным банком решения о ликвидации банка вносится запись об его исключении из Единого государст­венного регистра юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей, после чего банк считается ликвидированным.

Сообщение о ликвидации банка Национальный банк в уста­новленные сроки публикует в своем официальном издании и республиканских печатных средствах массовой информации.

2.5. Экономическая несостоятельность (банкротство) банка

Экономическая несостоятельность банка — это его не­платежеспособность, имеющая или приобретающая устойчи­вый характер и признанная основанием для принятия мер по предотвращению банкротства этого банка.

Признаки экономической несостоятельности банка опре­деляются законодательством, действующим в Республике Бе­ларусь:

• неоднократное неисполнение банком своих обязательств перед кредиторами в течение последних шести месяцев в связи с отсутствием либо недостаточностью денежных средств на его корреспондентском счете или неуплата обязательных платежей в течение трех и более дней со дня наступления даты их испол­нения;

• неудовлетворение требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам в связи с отсутствием либо недоста­точностью денежных средств на корреспондентском счете бан-

1 - 975 65


ка или неуплата им обязательных платежей в течение трех и бо­лее дней со дня наступления даты их исполнения;

• снижение собственного капитала банка в абсолютном вы­ражении более чем на 20 % по сравнению с максимальной вели­чиной, достигнутой за последние 12 месяцев, влекущее за собой невыполнение банком одного из обязательных нормативов, уста­новленных Национальным банком;

• нарушение установленного норматива достаточности ка­питала;

• нарушение в течение последнего месяца более чем на 10 % установленного норматива текущей ликвидности.

Эти признаки являются основаниями для применения мер по предупреждению банкротства банка (рис. 2.5). К числу та­ких мер относятся:

• оказание помощи по улучшению финансового состояния банка;

• назначение временной администрации по управлению бан­ком;

• реорганизация банка.

Меры по предупреждению банкротства банка

Т.

1;

Назначение временной администрации по управлению банком
Меры по улучшению финансового состояния банка

Реорганизация банков

Оказание финансовой помощи банку
В форме слияния
В ферме присоединения
Изменение структуры активов и пассивов

С ограничением полномочий исполнительных органов банка

 
Изменение организационной структуры банка

С приостановлением полномочий исполни­тельных органов банка

Другие меры

в соответствии

с законодательством

Рис. 2.5. Меры по предупреждению банкротства банка

Если исполнительный орган банка не в состоянии самостоя­тельно устранить причины возникшей неплатежеспособности. то его руководитель в течение установленного срока обязан зая­вить в высший орган управления банка ходатайство о примене­нии мер по улучшению финансового состояния или реоргани:


ций банка. Это ходатайство должно содержать рекомендации по формам, характеру и срокам применения таких мер.

Получив ходатайство, участники банка обязаны принять не­обходимые меры. Если же они отказались осуществлять реко­мендуемые мероприятия или не приняли соответствующего ре­шения в течение установленного времени, руководитель банка должен заявить в Национальный банк ходатайство о примене­нии мер по предупреждению банкротства банка.

Получив его, Национальный банк имеет право потребовать, чтобы банк предпринял меры по улучшению своего финансово­го состояния или провел реорганизацию. В своем требовании ему необходимо указать основания для его предъявления, а также рекомендации по характеру и срокам реализации реко­мендуемых мер. Кроме того, Национальный банк может назна­чить в проблемный банк временную администрацию.

Меры по улучшению финансового состояния банка вклю­чают:

. оказание финансовой помощи банку его участниками и иными лицами. Формами оказания такой помощи могут высту­пать: размещение денежных средств на депозите в данном бан­ке; дача поручительств, банковских гарантий по кредитам для банка; дополнительный взнос в уставный фонд банка; отказ от требований к банку и т.д.;

изменение структуры активов и пассивов банка, в част­ности, улучшение качества кредитования, приведение в соот­ветствие по срокам структуры активов и обеспечивающих их исполнение обязательств, продажа не приносящих дохода ак­тивов, сокращение расходов, увеличение собственных средств банка, увеличение удельного веса среднесрочных и долгосроч­ных ресурсов и другие меры;

изменение организационной структуры банка — состава и численности сотрудников банка; сокращение и ликвидация обособленных, а также иных структурных подразделений бан­ка и т.д.

Национальный банк имеет право потребовать, чтобы непла­тежеспособный банк разработал план улучшения своего финан­сового состояния и осуществлять контроль выполнения мероп­риятий, предусмотренных этим планом. С момента получения требования Национального банка о принятии мер по улучше­нию финансового состояния банк не имеет права распределять прибыль между своими участниками и выплачивать им диви­денды вплоть до устранения причин неплатежеспособности и последующего разрешения Национального банка.

Назначение временной администрации по у правлен и ю банком производится Национальным банком, если:


• у банка наблюдаются рассмотренные выше признаки эко­номической несостоятельности;

• данный банк в установленный срок не исполнил требова­ний Национального банка о замене руководителя банка либо о принятии мер по улучшению финансового состояния или реор­ганизации банка;

• имеются основания для отзыва у банка лицензии на осу­ществление банковских операций или иные причины, пред­усмотренные действующим законодательством.

Сообщение о назначении временной администрации публи­куется Национальным банком в течение 15 дней со дня приня­тия такого решения. Если банк не согласен с назначением вре­менной администрации, он вправе обжаловать данное решение Национального банка в хозяйственный суд, однако это не вле­чет за собой приостановку ее деятельности.

В состав временной администрации могут входить как сот­рудники Национального банка, так и иные лица, но все они должны соответствовать установленным квалификационным и другим требованиям.

Национальный банк в период деятельности временной ад­министрации может либо ограничить, либо приостановить пол­номочия исполнительных органов банка.

При ограничении полномочий исполнительных органов бан­ка временная администрация участвует в разработке мероприя­тий по улучшению платежеспособности банка, а также контро­лирует их проведение и распоряжение имуществом банка. Например, все сделки, связанные с распоряжением имущест­вом банка, получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, органы управления банка могут осуществлять только с согласия вре­менной администрации.

При приостановлении полномочий исполнительных орга нов банка эти полномочия переходят временной администра­ции. Она разрабатывает мероприятия по улучшению финансо­вого состояния банка, организует их и контролирует выполне­ние; принимает меры по обеспечению сохранности имущества банка; устанавливает кредиторов банка и размеры их требова­ний; принимает меры к взысканию задолженности перед бан­ком и выполняет иные функции, определенные действующим законодательством.

В ходе своей деятельности временная администрация еже­месячно представляет в Национальный банк отчет о проделан­ной работе. В нем отражаются сведения о проведенных расче­тах с кредиторами банка и о возможности погашения оставшей­ся части просроченной кредиторской задолженности; о совер-68


тенных сделках банка в отчетном периоде; о проведенных ме­роприятиях плана улучшения финансового состояния банка и иная информация.

Прекращение деятельности временной администрации мо­жет последовать по ряду причин:

. истечении срока, на который она была назначена;

. решению Национального банка после выполнения постав­ленных задач по улучшению финансового положения банка1;

. вследствие того, что органы управления банка противо­действуют выполнению ею своих функций;

. если хозяйственный суд возбудил дело о банкротстве бан­ка и назначил временного управляющего.

После прекращения своей работы временная администра­ция составляет итоговый отчет. Он содержит данные, характе­ризующие изменения основных финансовых и экономических показателей деятельности банка за весь период ее работы, а так­же обоснованные выводы о результатах выполнения поставлен­ных задач. Если временной администрацией установлены осно­вания для отзыва у банка лицензии на осуществление банков­ской деятельности, ее руководитель обязан заявить в Нацио­нальный банк ходатайство об отзыве данной лицензии.

Сообщение о прекращении деятельности временной адми­нистрации публикуется Национальным банком Республики Бе­ларусь в его официальном издании.

Реорганизация банка проводится по требованию Нацио­нального банка, если этот банк:

• нарушает один из обязательных нормативов вследствие абсолютного снижения его собственного капитала ниясе уров­ня, установленного законодательством;

• в течение последнего месяца более чем на 20 % нарушает норматив текущей ликвидности;

• в установленный срок не выполнил требования Нацио­нального банка, касающиеся замены руководителя банка либо принятия мер по улучшению финансового состояния банка или его реорганизации.

На основании допущенных нарушений банк может быть ре­организован в форме слияния или присоединения.

Неплатежеспособность банка, сохраняющаяся продолжи­тельное время, может принять абсолютный характер, когда он уже не в состоянии восстановить свою ликвидность. В этом слу­чае продолжение его деятельности невозможно и нецелесооб­разно. Такой банк становится банкротом и подлежит ликвида-

1В этом случае полномочия исполнительных органов банки восстанавливаются.


цин и продаже с целью соразмерного удовлетворения требова­ний кредиторов.

Банкротство банка — это его устойчивая неплатежеспо­собность, правомерно объявленная самим банком или признан­ная решением хозяйственного суда и влекущая за собой ликви­дацию данного банка.

Дела о банкротстве банков рассматриваются хозяйственны­ми судами. Общий порядок осуществления банкротства банка согласно действующему законодательству и, в частности, зако­ну Республики Беларусь об экономической несостоятельности (банкротстве), схематично представлен на рис. 2.6.

 

Заявление   Отзыв   Заявление   Конкурсное   Ликвида-
об отзыве   банковской   о банкротстве   производство ционное
банковской   лицензии банка в хозяи-       производство
лицензии —• у банка н- ственный суд        
в Национальный                
банк Республики                
Беларусь,                

Рис. 2.6. Общий порядок осуществления банкротства банка

С заявлением о банкротстве банка в хозяйственный суд вправе обратиться:

• банк-должник, т.е. сам проблемный банк, если его непла­тежеспособность имеет устойчивый характер. Инициировать процедуру своего банкротства и добровольной ликвидации банк может только при отсутствии возражений со стороны его креди­торов;

• конкурсный кредитор1 банка — за исключением физичес­ких лиц, которые имеют право требования к этому банку по до­говорам банковского вклада или банковского счета2. Основани­ем для подачи заявления кредитора может служить наличие у него достоверных данных об устойчивой неплатежеспособности банка, неисполнение банком по отношению к нему своих пла­тежных и денежных обязательств; недостаточность стоимости имущества ликвидируемого банка для удовлетворения его тре­бований и прочее;

• прокурор — в случаях, предусмотренных законодательством;
. Национальный банк;

• налоговый или иной уполномоченный орган — в случае
неуплаты банком обязательных платежей;

1 Конкурсные кредиторы — кредиторы но платежным обязательствам банка,

п]Ц, определенных действующим законодательством. 'Права этих лиц защищаются организацией, гарантирующей возврат бан­ковских вкладов веселению.


. организация, гарантирующая возврат банковских вкла­дов физическим лицам, — если банк не исполняет перед граж­данами свои обязательства, возникающие из договоров банков­ского вклада и банковского счета.

Хозяйственный суд может возбудить дело о банкротстве только после отзыва у банка лицензии на осуществление бан­ковских операций.

В связи с этим, при наличии необходимых оснований для признания банка неплатежеспособным, сам банк, конкурсный кредитор, прокурор, налоговый орган и организация — гарант возврата вкладов физических лиц могут обратиться в Нацио­нальный банк Республики Беларусь с заявлением об отзыве у банка лицензии на банковскую деятельность. К заявлению им необходимо приложить документы, удостоверяющие наличие денежных обязательств банка и их размер.

Если в течение двух месяцев ответ Национального банка не будет получен, указанные лица имеют право подать в хозяй­ственный суд заявление о банкротстве банка. Получив такое за­явление, хозяйственный суд обращается в Национальный банк с предложением принять решение о целесообразности отзыва у банка лицензии на банковскую деятельность. Если Националь­ный банк сочтет отзыв лицензии нецелесообразным, заявление о банкротстве банка возвращается хозяйственным судом лицу, его подавшему1. В противном случае он представляет в суд ко­пию акта об отзыве лицензии, которая является основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве банка.

Следует отметить, что в отличие от других юридических лиц при рассмотрении дела о банкротстве банка применяется толь­ко конкурсное производство, включающее процедуру ликвида­ционного производства.

Конкурсное производство — это процедура банкротства, цель которой заключается в обеспечении максимального удов­летворения требований кредиторов, защите прав и законных интересов банка, а также других лиц в процессе ликвидации данного банка.

Определение об открытии в отношении банка конкурсного производства хозяйственный суд выносит, основываясь на за­явлении о банкротстве банка. С целью извещения кредиторов и всех заинтересованных лиц это определение должно быть опуб­ликовано в средствах массовой информации. Оно может быть обжаловано в порядке, установленном действующим законода­тельством.

' Заявление о банкротстве возвращается и в случае, если хозяйственный суд в Установленные сроки не получил заключения Национального байка.


В процессе конкурсного производства интересы всех креди­торов представляют собрание кредиторов и комитет кредито­ров. Участники собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсными кредиторами. В собрании кредиторов участвуют представитель работников банка-должника и судьи.

С момента открытия конкурсного производства полномочия по управлению имуществом и делами банка переходят к времен­ному управляющему, назначенному хозяйственным судом. В ка­честве временного управляющего выступает физическое или юридическое лицо, кандидатуру которого могут предложить су­ду кредиторы, банк-должник или Национальный банк1.

В процессе своей деятельности временный управляющий проверяет, действительно ли имеются основания для возбужде­ния конкурсного производства, обеспечивает сохранность иму­щества банка и выполняет иные функции в рамках своих пол­номочий. Он должен составить отчет об имуществе банка-дол­жника, в который включаются сведения о причинах неплате­жеспособности банка, баланс банка и другие данные, являющи­еся существенными для производства по делу о банкротстве. Этот отчет в кратчайший срок представляется в хозяйственным суд, комитет кредиторов и для ознакомления кредиторам.

Кредиторы могут предъявить свои требования банку в тече­ние двух месяцев со дня открытия конкурсного производства, направив их управляющему или в хозяйственный суд.

Управляющий рассматривает обоснованность предъявлен­ных требований. Если у него есть основания оспорить их право­мерность или размер — направляет свои возражения кредито­рам. В этом случае кредиторы могут обратиться в хозяйствен­ный суд, который выносит по вызвавшим возражения требова­ниям свое определение. Определение суда по предложению уп­равляющего может быть принято также по результатам рас­смотрения данных требований на собрании кредиторов. Требо­вания, правомерность размера и очередности удовлетворения которых признана, вносятся управляющим в реестр требований кредиторов.

Управляющий в процессе своей деятельности имеет право использовать только корреспондентский счет банка, открытым в учреждении Национального банка, на который перечисляют­ся денежные средства со всех других счетов этого банка. Поря­док осуществления расчетов по нему регулируется норматив­ными правовыми актами Национального банка. С этого счета в

1 В зависимости от того, кто подал заявление о банкротстве банка и Хозяй­ственный суд.


процессе конкурсного производства производятся выплаты кредиторам в очередности, установленной законодательством.

В течение четырех месяцев со дня открытия производства по делу о банкротстве хозяйственный суд должен принять реше­ние об открытии в отношении банка ликвидационного произ­водства. Данное решение принимается на основании плана лик­видации банка, который разрабатывается управляющим, ут­верждается собранием кредиторов и содержит заключение о финансовом состоянии и платежеспособности банка.

Ликвидационное производство — это процедура конкурсно­го производства, которая применяется к банку, признанному банкротом, с целью его ликвидации, продажи принадлежащего ему имущества, освобождения его от долгов и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Срок ликвидационного производства не должен превышать одного года, но в соответствии с действующим законодательст­вом при необходимости он может быть продлен хозяйственным судом.

При открытии в отношении банка ликвидационного произ­водства Национальным банком вносится соответствующая за­пись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

После открытия ликвидационного производства управляю­щий осуществляет продажу имущества банка и удовлетворение требований кредиторов в законодательно установленной оче­редности в соответствии с реестром требований кредиторов. При этом вне очереди выполняются обязательства банка в отно­шении физических лиц, заключивших с банком договоры бан­ковского вклада или банковского счета.

Если денежных средств недостаточно, они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорциональ­но суммам их требований. Требования кредиторов, которые не были удовлетворены по причине недостаточности имущества банка, признаются погашенными. Погашенными признаются также требования кредиторов, непризнанные в связи с их нео­боснованностью или необращением кредитора в хозяйственный суд. Сведения о выполнении обязательств банка перед кредито­рами отражаются в реестре требований кредиторов.

В процессе ликвидации банка управляющий ежемесячно представляет в Национальный банк бухгалтерскую и статисти­ческую отчетность ликвидируемого банка. В срок не более шес­ти месяцев после открытия ликвидационного производства он составляет промежуточный ликвидационный баланс, в кото­ром отражаются сведения о составе имущества ликвидируемого


банка, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Составленный баланс сог­ласовывается о Национальным банком, который направляет свое заключение по этому балансу в хозяйственный суд.

После завершения расчетов с кредиторами управляющий составляет заключительный ликвидационный баланс и пред­ставляет его для утверждения в Национальный банк и хозяйст­венный суд.

На основании определения хозяйственного суда о заверше­нии ликвидационного производства в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимате­лей вносится запись о ликвидации банка. С этого момента лик­видация банка считается завершенной, а банк — прекратив­шим существование.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие документы представляются банком для государст­вен ной регистрации?

2. Каким образом осуществляется государственная регист­рация создаваемого банка и изменений (дополнений) в учреди­тельные документы банка?

3. По каким причинам банку может быть отказано в госу-да jк'твенной регистрации?

4. Что такое лицензия на проведение банковских операций п каков порядок ее получения?

5. Как осуществляется расширение лицензионных полномо­чий банка и их ограничение по решению Национального банка?

6. Зачем банк создает территориально обособленные подраз­деления? Чем они отличаются друг От друга?

7. По каким причинам и по чьей инициативе банк может прекратить свою деятельность?

8. Что такое реорганизация банка? В каких формах она мо­жет проводиться?

9. Какие меры по предупреждению банкротства банка могут быть приняты в случае его экономической несостоятельности? Кто их может принять?

10. Как осуществляется процедура банкротства банка? В
чем заключаются ее особенности?


<? БАЛАНС БАНКА

3.1. План счетов банка, его структура, принципы построения

Для банков определены единые методологические подходы к ведению бухгалтерского учета. Они закреплены в Инструк­ции по ведению бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь, Плане счетов бухгал







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.