Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 26. БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ ГРАЖДАН КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ





 

В период экономического кризиса резко снижаются реальные доходы и уровень жизни граждан Российской Федерации, особенно пенсионеров, инвалидов, многодетных и неполных семей. Задача органов социальной защиты — поддержать эти категории населения, предоставить им различные виды помощи, принять безотлагательные меры, исключающие дальнейшее ухудшение их положения.

В большинстве регионов Российской Федерации разработаны программы социальной защиты, которые предусматривают систему мероприятий по оказанию необходимых, в том числе и бытовых, видов помощи. В связи с ростом цен и тарифов на услуги предприятий службы быта (парикмахерские, бани, ремонт обуви, стирка белья, химчистка одежды, ее пошив и ремонт и др.) органы социальной защиты населения, с учетом местных условий и экономических возможностей, определяют оптимальные пути организации работы по предоставлению бытовых услуг социально незащищенным группам населения.

Основным критерием для определения граждан, нуждающихся в различных видах адресной помощи, является среднедушевой доход на члена семьи, в зависимости от которого дифференцируется размер оплаты гражданами предоставляемых им услуг: за полную стоимость, с частичной оплатой или бесплатно.

В ряде территорий, например в Чувашской Республике, Калининградской, Ярославской, Магаданской и других областях, решениями правительства, глав администраций определен перечень категорий граждан, имеющих право на льготное обслуживание. К таким категориям, как правило, относятся: одинокие престарелые граждане, состоящие на обслуживании в отделениях социальной помощи на дому, инвалиды с детства, по зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, лица, страдающие тяжелыми формами аллергических заболеваний, и др.

В регионах определяются также оптимальные перечни бытовых услуг и перечни предприятий, осуществляющих обслуживание на льготных условиях (бесплатно или с частичной оплатой). В Чувашской Республике, Калининградской и Кировской областях, Еврейской автономной области к таким услугам отнесены услуги бань, парикмахерских, предприятий по ремонту сантехники; в Ставропольском крае — ритуальные услуги; в Хабаровском крае — услуги прачечных, предприятий химчистки, по ремонту обуви, бытовой техники, квартир. Комплексно решены вопросы бытового обслуживания в Курганской области: определены предприятия, оказывающие услуги малообеспеченным гражданам по льготным ценам (ателье, парикмахерские, муниципальное предприятие «Сибирь», осуществляющее ремонт сложной бытовой техники).

В Целинном районе Курганской области решением администрации все виды бытовых услуг малообеспеченным гражданам предоставляются с 50%-ной скидкой. Постановлением главы администрации Магаданской области определен не только перечень таких услуг, но и гарантированная периодичность их предоставления на льготных условиях.

Решением Правительства Чувашской Республики в перечень бытовых услуг для детей из многодетных семей, детей-сирот, детей граждан, эвакуированных из зон радиационного заражения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, детей беженцев внесены: пошив и ремонт одежды (2 изделия в год), трикотажных изделий (3 раза в год); ремонт обуви (2 пары в год); химчистка и крашение одежды (2 единицы в год) и др.

Для организации льготного бытового обслуживания на местах между органами социальной защиты населения и предприятиями службы быта заключаются договоры. На базе действующих служб срочной социальной помощи создаются бригады по оказанию бытовых услуг. Кроме того, бытовые услуги оказывают работники отделений социальной помощи на дому. К работе привлекаются предприятия бытового обслуживания, созданные на базе общественных организаций и территориальных центров социального обслуживания. В добавление к этому ряд бытовых услуг предприятия различных форм собственности оказывают на благотворительной основе.

Заслуживает внимания активная работа, проводимая администрациями регионов совместно с предприятиями бытового обслуживания в Краснодарском крае, Владимирской, Магаданской и Оренбургской областях, где по инициативе органов и учреждений социальной защиты общими усилиями эффективно преодолеваются имеющиеся проблемы бытового обслуживания малообеспеченных граждан. Перечень таких территорий можно было бы продолжить.

Например, в Липецкой области централизованная сеть предприятий службы быта сохранена. Администрация этой области поручила акционерному обществу «Липецкоблсервис» осуществлять координирующие функции по организации деятельности предприятий сферы бытовых услуг независимо от форм их собственности, включая совместное восстановление сельской службы быта, выдачу лицензий на право деятельности предприятиям, предоставляющим бытовые услуги населению.

Перечень предприятий, оказывающих услуги на льготных условиях, определен с учетом максимального их приближения к месту жительства населения. В связи с тем, что не все районы области имеют на своей территории специализированные предприятия по ремонту обуви, химчистке одежды, стирке белья, обслуживание населения этих районов производится на основе сложившихся кооперативных связей: собранные на селе заказы выполняются на специализированных предприятиях Липецка. Малообеспеченным гражданам предприятия службы быта предоставляют услуги бесплатно: выдаются талоны в парикмахерскую, на стирку белья, ремонт обуви. Расходы предприятий бытового обслуживания компенсируются из областного бюджета на основе договора, заключенного между Управлением социальной защиты населения администрации Липецкой области и акционерным обществом «Липецкоблсервис». Предприятиям службы быта, являющимся членами названного акционерного общества, установлен режим экономического стимулирования обслуживания малообеспеченных граждан — введены льготы по уплате налогов, платежей и сборов, вносимых в местные бюджеты.

В регионах, где централизованная сеть предприятий службы быта не сохранена и предприятия приватизированы или арендованы, применяется договорная форма отношений между органами социальной защиты населения и предприятиями бытового обслуживания.

Договор заключается между заказчиком (органом, учреждением социальной защиты населения или фондом социальной поддержки) и исполнителем (предприятием службы быта независимо от формы собственности). В договоре учитываются взаимные обязательства сторон. Орган или учреждение социальной защиты населения обязуется производить оплату предприятию бытового обслуживания за оказанные услуги, представлять списки граждан, оформлять.направления (талоны или путевки) на оказание услуг и т. д. Предприятие, в свою очередь, обязуется исполнить заказ качественно, в установленный срок и выдать клиенту квитанцию определенного образца с пометкой о льготном обслуживании. В договоре может быть предусмотрен способ финансирования как в виде предоплаты за определенный объем выполняемых услуг, так и по истечении отчетного срока.

Основанием для льготного обслуживания является разовый талон или абонемент, выдаваемый органом или учреждением социальной защиты. Так, в Верх-Исетском районе Свердловской области по этой схеме осуществляют: ремонт бытовой техники — производственное объединение «Гарант»; парикмахерские услуги — предприятие «Любавушка»; услуги по ремонту обуви — товарищество с ограниченной ответственностью «Бытовик»; по ремонту холодильников — акционерное общество «Рембыттехника».

Особого внимания заслуживает опыт предоставления бытовых услуг малообеспеченным гражданам центрами социального обслуживания. Такая работа ведется во многих регионах России. Так, в рамках имеющегося штатного расписания службы срочной социальной помощи (6 штатных единиц) в Волгоградской, Ярославской, Калужской областях созданы бригады по оказанию пенсионерам бесплатных услуг, таких, как стрижка, санитарно-гигиеническая помощь пенсионерам и инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, стирка белья, ремонт несложной бытовой техники. Услуги предоставляются как в помещении центров, так и на дому. При центре социального обслуживания одного из районов Самары создана парикмахерская, обслуживающая пенсионеров и инвалидов. Услуги предоставляются также с выездом на дом. Парикмахерской предоставлено право оказывать платные услуги гражданам, не являющимся малообеспеченными, доходы же от этой деятельности направляются на укрепление материально-технической базы центра и расширение перечня предоставляемых им услуг.

В некоторых регионах необходимые бытовые услуги малообеспеченным гражданам, в основном жителям сельской местности, оказывают работники отделений социальной помощи на дому. Спецификой такого обслуживания является его многопрофильность, позволившая совместить оказание социальных и бытовых услуг. Например, в обязанности работников отделений социальной помощи на дому Липецкой области входят: уборка помещений, отдельные виды работ на приусадебном участке, приготовление пищи, заготовка и консервирование продуктов на зиму, помощь в заготовке дров, мелкий ремонт жилья, стирка белья и др. Учитывая сложность предоставления бытовых услуг на селе и отдаленность сельских населенных пунктов от предприятий бытового обслуживания, органы социальной защиты населения Ставропольского и Хабаровского краев, Волгоградской, Калужской, Псковской, Самарской, Ярославской областей приобретают и выдают напрокат нуждающимся семьям бытовую технику (стиральные и швейные машины, холодильники). В Ярославской области органы социальной защиты населения решают вопросы приобретения мини-сельхозтехники для обработки приусадебных участков малообеспеченных граждан. В Минераловодском районе Ставропольского края при отделе социальной защиты населения создана служба по оказанию ритуальных услуг, финансирование которой производится из средств местного бюджета и фонда социальной поддержки населения.

В Курганской и Кировской областях, Еврейской автономной области предприятия по предоставлению ряда необходимых услуг (пошив и ремонт одежды, ремонт обуви, часов) создаются при обществах инвалидов.

Финансовые средства территориальных органов и фондов социальной защиты населения ограничены, поэтому для реализации социальных программ следует привлекать предприятия, коммерческие структуры, различные благотворительные организации. И такая работа проводится. Так, в Липецке для ремонта домов и квартир малообеспеченных граждан завод «Свободный сокол» выделил 50 чугунных радиаторов; производственное объединение «Липецксантехника» — 10 ванн, 20 моек, 60 стальных радиаторов; в г. Усмань табачно-махорочная фабрика предоставила 200 рулонов обоев. В целом по области отремонтировано 800 квартир и домов одиноких пенсионеров. Учащиеся ПТУ № 28 и рабочие обувной фабрики г. Липецка бесплатно отремонтировали и изготовили новую обувь для 110 пенсионеров. Усманская трикотажная фабрика для детей-сирот и малоимущих пенсионеров изготовила одеяла и трикотажные изделия. Областное телерадиоателье отремонтировало 200 пенсионерам и инвалидам теле- и радиотехнику. При авторемонтном цехе Новолипецкого металлургического комбината создано похоронное бюро, которое на льготных условиях для малообеспеченных пенсионеров оказывает помощь в ритуальных услугах. Христорождественская церковь предоставила для 300 человек принадлежности для погребения.

Предприятия бытового обслуживания активно участвовали в подготовке и проведении Дня пожилых людей. В Республике Бурятия, Ленинградской, Омской, Сахалинской, Калужской, Свердловской, Орловской, Псковской, Калининградской, Кировской, Камчатской областях. Чукотском автономном округе, г. Санкт-Петербурге парикмахерские и бани бесплатно обслуживали престарелых людей. В Республике Мордовия, Краснодарском крае, Читинской, Тамбовской, Омской, Нижегородской, Пермской, Брянской областях малообеспеченным пенсионерам и инвалидам отремонтированы квартиры, дома, надворные постройки. Помощь по вспашке огородов, заготовке топлива и дров оказана одиноким пенсионерам и инвалидам в Тамбовской, Магаданской, Курской областях. В Ярославской и Курганской областях в отдаленные сельские районы выезжали автобусы «Милосердие» с бригадами срочной помощи, в составе которых были также парикмахеры, специалисты по ремонту бытовой техники и др.

Для стимулирования деятельности государственных и частнопредпринимательских структур по бытовому обслуживанию малообеспеченных граждан решениями глав администраций многих регионов России таким предприятиям установлены льготы. Предприятия бытового обслуживания Кировской области, переданные ранее областному обществу инвалидов, освобождены от налога на прибыль, взносов в Пенсионный фонд, на социальное страхование, платежей в фонд занятости. В Волосовском, Киришском, Выборгском и других районах Ленинградской области предприятиям бытового обслуживания снижены тарифы платежей за аренду помещений и коммунальные услуги. В Алтайском и Краснодарском краях, Оренбургской, Владимирской, Магаданской и других областях главами администраций рекомендовано местным органам исполнительной власти предоставлять предприятиям бытового обслуживания, оказывающим услуги малообеспеченным гражданам, налоговые льготы в части, зачисляемой в местные бюджеты, пополнять оборотные средства этих предприятий из местных бюджетов, предусматривать дотации на адресное оказание бытовых услуг.

Для улучшения работы по оказанию жизненно важных бытовых услуг малообеспеченным гражданам целесообразно рекомендовать органам социальной защиты населения, а также объединениям, предприятиям и организациям — акционерам акционерного общества открытого типа «Росбытсоюз»:

• провести социологические исследования среди граждан, нуждающихся в различных видах бытовых услуг;

• разработать и утвердить перечень бытовых услуг, предоставляемых малообеспеченным гражданам на льготных условиях;

• создать на базе центров социального обслуживания службы, предоставляющие бытовые услуги малообеспеченным гражданам;

• предусмотреть в региональных программах социальной защиты населения мероприятия по оказанию малоимущим гражданам бытовых услуг по доступным ценам и выделить на эти цели необходимые финансовые средства при формировании местных бюджетов.

Подготовить и внести на рассмотрение глав правительств и администраций предложения о:

• льготном налогообложении предприятий службы быта, оказывающих услуги социально уязвимым группам населения по сниженным тарифам;

• сохранении при приватизации объектов бытового обслуживания перечня услуг, предоставляемых малообеспеченным категориям граждан;

• привлечении средств массовой информации к освещению этой работы.

Бытовое обслуживание малообеспеченных граждан — одна из сфер деятельности социального работника. Его задачей, кроме того, является организация, налаживание, обеспечение бытового обслуживания.

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Покажите, что бытовое обслуживание является важной функцией социальной работы.

2. Расскажите об опыте оказания бытовой помощи в различных регионах России.

3. Что общего и особенного в бытовом обслуживании малообеспеченных граждан вы можете отметить по месту вашего жительства?

4. Какие, на ваш взгляд, необходимо осуществить меры по совершенствованию бытового обслуживания в России?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Из опыта работы органов и учреждений социальной защиты населения городов и районов Московской области по организации адресной материальной помощи, социально-бытового и торгового обслуживания пожилых людей и других малообеспеченных категорий граждан: Передовой производственный опыт. — Вып. 1.— М.: Минсоцзащиты, 1995.

2. Особенности развития системы социально-бытового обслуживания престарелых и инвалидов в нестационарных условиях в 1994г.— М.:

Минсоцзащиты, 1995. — (Серия: Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов).

3. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации//Российские вести. — 1993. — 6 июля. — № 127.

4. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку: Материалы Международной научно-практической конференции/Под ред. акад. П.Д. Павленка. — М.: ГАСБУ, 1994.

5. Сборник нормативных правовых актов по вопросам социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях. — Ч. 1—IV. — М., 1997—1998.

6. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. — Вып. 15-16. — М., 1998.

7. Социология: Учеб. пособие/Под ред. акад. П.Д. Павленка. — М.:

ГАСБУ, 1996.

8. Тезисы докладов Международной научно-технической конференции «Наука —Сервису»/Под ред. проф. А.К. Прокопенко, проф. Н.А.Феоктистова, акад. П.Д. Павленка. — М.: ГАСБУ, 1996.








Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.