Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И, наконец, кульминация – возвращение в мир обновлённого бога.





Опять немая сцена, испуг и удивленье.

Загрей встаёт, он снова жив.

Но, что же видим, какое измененье –

Загрея скорбью воскресив,

Увидели священного козла,

Трагедию тем самым породив –

Ведь трагос – есть козёл.

Важнейшая функция этой грозной мистерии, её благая цель – тот примиряющий человека с самим собой, «очищающий» душу эффект, – катарсис – который достигается путём предельного напряжения и реального воспроизведения прямо противоположных, страшных и разрушительных сил.

С учением орфиков связана и ещё одна важная идея – идея метемпсихоза, т.е. переселения душ. В представлениях орфиков, душа человеческая имела божественное начало и оказалась в теле по причине изначального греха. Душа не только существует раньше тела, но и не умирает вместе с ним. Она осуждена на жизнь в других телах до тех пор, пока не искупит свой изначальный грех. Согласно мифическим представлениям орфиков, люди – это не просто пассивные созерцатели божественной трагедии (борьбы светлых небесных богов и грозных подземных титанов). Трагедия – это их собственная родовая судьба, они прямые потомки гигантов, которые в доисторические времена растерзали бога. Согласно мифу титаны, пожирающие растерзанного Загрея, были в прах испепелены молнией. Молния – специфический атрибут Зевса, т.е. свойственное ему проявление внутренней мощи. Но титаны не исчезли бесследно: смертный, вечно страдающий человек – это возродившийся прах испепелённых богоубийц.

В орфической теогонии представлена своя, отличающаяся от всех других версия происхождения богов и мира. Первоначалами мира здесь считаются некие триады. Сначала, по мнению орфиков, были вода и ил, который затвердел в землю. Третье начало появляется из первых двух, из воды и земли. Это существо (земноводное) – Змей (Дракон) с тремя головами. Посредине у него лик бога, а по бокам головы льва и быка, за плечами – крылья, а имя ему Хронос (Время), он же Геракл. Следующая неразделимая триада – Это Хронос, по обеим сторонам которого располагаются Ананке (Необходимость) и Адрастея (Протяжённость) – бестелесная, распростёртая по всему космосу и касающаяся его границ. От этой троицы рождается тройное потомство: влажный Эфир, безграничный Хаос, и мглистый мрак Эреб. В них – эфире, мраке и хаосе Хронос рождает яйцо. Так появляется следующая троица: во-первых, Хронос, Во-вторых, яйцо, как продолжение всех предыдущих триад и самого Хроноса, в-третьих, заключённая в яйце двоица (белок и желток) – мужское и женское начало, от которых и происходят все боги мужского и женского пола. В некоторых орфических теогониях говорится о всемирном яйце, из которого вылупляется некий сияющий бог Фанес, содержащий в себе зачатки всех богов.

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

1. «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

2. «Теогония» Гесиода.

3. «Труды и дни» Гесиода.

4. Орфические теогонии

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов (СРС)

 

1. Вопросы

– Каковы социально-исторические условия и предпосылки войны?

– Каковы мифологические причины войны?

– Каковы отношения между олимпийскими богами и простыми смертными людьми?

– В чём сходство и различие версий мироздания у Гомера, Гесиода, Орфея?

– Чья версия родословия богов и происхождения всего существующего вам больше импонирует?

2. Сделать анализ героического эпоса по поэмам Гомера.

3. Творческое задание: нарисовать одно из испытаний Одиссея, выпавшего на его долю по пути в Итаку.

 

Основная учебно-методическая литература

1 Антология мировой философии: Античность. – М.; Минск: АСТ: Харвест, 2001. – 960 с.

2 Асмус, В.Ф. Античная философия: История философии: Учеб. пособ. – 3-е.изд. – М.: Высш. шк., 2003. – 400 с.;

3 Богомолов, А.С. Античная философия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 368 с.

4 Лосев, А.Ф. Античная философия. – СПб.: Алетейя, 2000. – 264 с.

Дополнительная литература

1 Гомер. Илиада / Пер. с древнегреч. Н. Гнедича. – М.: Моск. рабочий, 1982. – 448 с.

2 Гомер. Одиссея / Пер. с древнегреч. В. Жуковского. – И.: Моск. рабочий, 1982. – 350 с.

3 Лосев, А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 49-59.

4 Мифология: Больш. энцикл. словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. – 4-е изд. – М.: Науч. изд-во «Больш. Рос. энциклопедия», 1998. – 736 с.

 

Основные формы проверки знаний студентов

 

Тесты категории А*

1. Родоначальниками мира у Гомера были: а) Океан и Тефида; б) Хаос и Гея; в) Хронос и Фанес.

2. В основе мировоззрения орфиков лежит: а) миф о четырех божественных первоначалах; б) представление о троичности первоначал; в) представление о мире, как порождении божественной семейной пары.

3. Когда возникла философия: а) VIII в. до н.э.; б) VI в. до н.э.; в) IV в, до н.э.

4. Тартар это: а) божественная сила любви; б) бесформенное первоначало мира; в) бездонное подземелье.

5. Гесиоду принадлежат слова: а) “Сначала были вода и ил, который затвердел в землю...”; б) “Океан – всем прародитель”; в) “Перво-наперво возник Хаос”.

6. Первые древнегреческие мифы были записаны: а) в VI в. до н.э.; б) в V в. до н.э.; в) в VIII -VII вв. до н.э.

7. Что такое “теогония”: а) родословие богов; б) источник мирового движения; в) рассказ о возникновении космоса

8. Метемпсихоз это: а) искусство диалога; б) признание возможности переселения душ; в) признание материальной сущности души

9. Миф о яйце, как об одной из стадий рождения мира присутствует: а) в орфических теогониях; б) в “Теогонии” Гесиода; в) в поэмах Гомера

10. Боги, по убеждению древних греков, жили: а) в безвоздушном пространстве; б) на г. Олимп; в) в Тартаре

 

Вопросы для фронтального опроса (ф/о)**

Вариант I

1. Какое из двух произведений Гомера посвящено эпизодам Троянской войны?

2. Из-за кого началась Троянская война, что послужило поводом к её началу?

3. Чьим сыном был Зевс?

4. Кто похитил Персефону – дочь Деметры и Зевса?

5. Кто была первая супруга Зевса?

6. Кого из своих детей Зевс сбросил с Олимпа?

7. Каковы функции Гебы на Олимпе?

8. Кто такой Аргус?

9. Кто такие циклопы?

10. Кому посвящались оргиастические мистерии?

Вариант II

1. Какое из произведений Гесиода посвящено этическим вопросам?

2. Кто считал родоначальницей всего сущего божественную пару – бога Океана и богиню Тефиду?

3. Кто были родители Афродиты?

4. Богом чего был Арес?

5. В сопровождении кого всегда находился Арес?

6. Каким образом Метида помогла сёстрам и братьям Зевса?

7. Богиней чего была Артемида?

8. Что представляет собой Тартар?

9. Кто такие гекатонхайеры?

10. Кем был Орфей?

 

 

Занятие 3: Славянская мифология

 

Наши предки – славяне называли себя в глубочайшей древности русами. Материальных свидетельств этой глубочайшей древности почти не сохранилось, как впрочем, и изображений богов, возможно именно поэтому славянская мифология мало изучена по сравнению, например, с греческой, римской и даже мордовской. А. С. Кайсаров в 1804 году в книге «Славянская и российская мифология» писал, что в России потому не осталось следов языческих, дохристианских верований, что «предки наши весьма рьяно принялись за новую свою веру; они разбили, уничтожили всё и не хотели, чтобы потомству их остались признаки заблуждения, которому они дотоле предавались».

Древо жизни славян-русов тянется своими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя. Тогда-то и зародились перворостки, первообразы нашего фольклора: богатырь Медвежье Ушко – получеловек-полумедведь, культ Велеса. В раннем своём воплощении, ещё в палеолитической древности, Велес считался звериным богом и принимал облик медведя. Он был покровителем охотничьей добычи, «богом мёртвого зверя». Это в его честь до сих пор рядятся в звериные маски и тулупы на Святки и Масленицу: в прежние времена в эту пору отмечали комоедицы – праздник пробуждения медведя, или Велесовы дни славянского языческого календаря. Такое понятие – умирающий и возрождающийся бог – существует в мифологии многих народов. Это Адонис в Греции, Таммуз (Думузи) в Персии и т.д. Велес, безусловно, родственен греческому Дионису или римскому Бахусу (Вакху) с их любовью к плотским радостям, игрой на свирели и покровительством всяческому веселью. В свите этих богов непременно были дикие звери и домашние животные – совершенно как у Велеса.

С почитанием Велеса (или Волоса) у славян связано возникновение слова «волхв», однокоренного со словом «волохатый». Обычно оно переводится как волосатый, косматый, кудлатый. В древности же «волохатый» означало – «почитаемый богом Велесом, не подлежащий убиению». Исполняя ритуальные танцы, служа требы богам, волхвы надевали на себя звериные шкуры, чтобы уподобиться превращённому в медведя Велесу.

В бронзовом веке, в пору пастушьих переселений, Велес-медведь сделался в народном сознании покровителем домашних животных и богом богатства – «скотьим богом». Он считался также олицетворением хозяйской мудрости. В славянском пантеоне Велес был вторым по значению после Перуна. Функции Велеса отражены в следующем стихотворении:

Я – Велес, мирный бог. Меж спящих стад дозором

Незримый я хожу, чтоб отвращать недуг

И чары хитрых ведьм, пока дымится луг

И звёзды ночь пестрят серебряным узором.

Когда исчезла мгла перед Дажьбожьим взором,

Там рею ветерком, где человека друг,

Спокойный, добрый вол, влачит тяжёлый плуг, –

И доблестным его любуюсь я позоров (т.е. видом)

Иль от коров порой я пастуха маню

Под зыбкий свод ветвей – и тихо запою…

Он думает: под ним листва шумит лесная;

Но песенки мои таинственной мечтой

В душе его звенят, и он поёт, не зная…

И вещие слова хранит народ родной.

В «Слове об идолах» (XII в.) сказано, что поначалу первобытные охотники поклонялись берегиням и опасались упырей, затем они стали почитать Род и его дочерей Рожаниц. Род – это первейший славянский бог, творец, «родитель» Вселенной. Это священное начало, из которого всё исходило и куда всё возвращалось. Когда рождается человек, его будущая судьба записывается в книгу Рода, и «чего на роду написано», никому не миновать. С верою в Рода и Рожаниц соединялась идея судьбы, предопределения. Рожаниц так зовут потому, что они присутствуют при рождении человека и определяют его участь при самом появлении на свет. Рожаницами «нарецают семь звёзд, глаголемых как планеты, и кто в какую планету родится – и по той планете предвещают нрав младенца, и к коим похотям естеством уклонителен будет».

Древние славяне считали, что рождение человека – всего лишь возвращение на землю душ давно умерших людей. Дети же до своего рождения живут в безвестных пространствах небесных миров, откуда и прилетают в урочно-предопределённый срок в виде белых бабочек-мотыльков, чтобы вселиться в новорожденного ребёнка. Существует и другое предание, будто аисты приносят младенцев, наделённых душами ранее существовавших людей, из Ирия. Ирий-сад (Вырий-сад) – это древнее название рая у славян. Некоторым детям по жребию достаются души не праведников, а бывших грешников. Пекленец, бог Пекла (славянского ада) очищает грешную душу огнём и передаёт её богине Живе. Именно Жива возвращала очищенную от грехов душу в мир для новой жизни, при этом прежняя жизнь из памяти стиралась.

Жива – олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека – то есть весны. Некоторые исследователи славянской мифологии полагали, что она является матерью Перуна, Водана и Пекленца.

Пекленца по-другому ещё называют Нияном, а его жену Нией (Ния – дочь Живы, с мужем своим она живёт в аду не всегда, а только половину года, остальное же время она проводит на земле и небесах).

У каждого ребёнка с малолетства судьба была определена. Помимо Рожениц-звёзд за этим внимательно следили девы судьбы. У восточных славян их называли Доля и Недоля. У южных славян их имена – Среча и Несреча. Среча – красивая, добрая девушка, заботливая, ловкая: она крепко держит в своих ласковых руках нить человеческой жизни. Несреча – седая старуха с мутным взором, которая прядёт слишком тонкую, легко обрывающуюся нить.

У южных славян есть ещё и Суденицы – девы жизни и судьбы. Едва родится младенец, в избу приходят три сестры и нарекают новорожденному судьбу. Затем они тихо уходят. То, что присуждают Суденицы, никакая сила не может изменить.

У восточных славян вещие девы, нарекающие судьбу малыша, именуются Орисницами. Они прилетают к новорожденным детям на третий день, дабы наделить его Долей или Недолей. Их предсказания слышит только мать ребёнка и близкие родственницы, которым запрещено разглашать пророчество – иначе онемеешь или окаменеешь.

Славяне считали, что вместе с новорожденным в этот мир приходит и его ангел-хранитель. Например, по поверьям белорусов, всякий человек имеет свою Зирку – духа-хранителя, который с самого рождения неотступно находится при своём избраннике.

Переход к земледелию (IV-III тыс. до н.э.) был отмечен возникновением земного божества Матери Сырой Земли (Мокошь). Мокошь – богиня, влиянием на людей почти равная Перуну. Её изображали с турьим рогом изобилия. Её могли окружать девы-русалки, которым предписано было орашать нивы. Будучи богиней плодородия, Мокошь в виде женщины с большой головой и вытянутыми ввысь длинными руками олицетворяла взаимодействие сил земли и неба, выступая посредником между ними. Она была покровительницей дождя, а также мелкого домашнего скота, коз, овец.

Древнеславянский землепашец начинает обращать внимание на движение Солнца, Луны и звёзд, ведёт счёт по аграрно-магическому календарю. Возникает культ бога солнца Сварога и его отпрысков Сварожича и Даждьбога. Сварог – верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Сварог как олицетворение неба, то озарённого солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Один из сыновей Сварога – Сварожич считался богом дневного огня, а другой Даждьбог – богом солнца.

Божеством света, родственным Даждьбогу, был Хорс. Но если Даждьбог – воплощение солнечного сияния, то Хорс – владыка света белого: солнечнего и лунного, независимо от источника, противостоящего хаосу, тьме, небытию. Хорс – это небесное око: всезнающее, всеведающее, всеблагое.

Следует упомянуть ещё об одном божестве Авсене (Овсень, Усень, Таусень). Он возжигал солнечное колесо и даровал миру свет. Подобно светоносному богу древних германцев Фрейру, Авсень при зимнем солнцеповороте выезжал на небеса на борове с золотой, сияющей щетиной (позднее в русских сказках встречается волшебная свинка – золотая щетинка). В ту пору Новый год праздновали 1 марта, поэтому естественно, что Авсень считался весенним богом, воплощением Весны. Авсень открывал путь новому лету, вёз из небесного сада Ирия щедрые дары плодородия и распределял их между смертными согласно божественному предопределению: одним щедро, с избытком, другим скудно.

Первое тысячелетие до н.э. – время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в виде волшебных сказок, поверий, преданий о Золотом царстве, о богатыре – победителе Змея.

В последующие столетия на передний план в пантеоне язычества выдвигается громоносный Перун. С его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и в период её становления (IX-X вв.). Здесь язычество стало единственной государственной религией, а Перун – первобогом.

Перун – грозное славянское божество, сын прабога Неба – Сварога. Слово «Перун» восходит к древнейшей эпохе ариев, предков славян. В основе этого понятия – название на санскрите молниеносной тучи. Молнию до сих пор кое-где называют перуном. Перун разъезжает в колеснице на огненных драконах или на крылатом коне; в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук; пущенная им стрела поражает тех, в кого направлена, и производит пожары. Воплощение его – орёл. Как творец небесного пламени, рождаемого в громах, Перун признаётся богом и земного огня, принесённого им с небес в дар людям. Как владыка дождевых облаков, издревле уподоблявшихся водным источникам, Перун получает статус бога морей и рек. Как верховный распорядитель вихрей и бурь, сопровождающих грозу, Перун считается и богом ветров. Помимо Перуна, в славянской мифологии повелителем и верховным властителем ветров был Стрибог. Слово «стри» означает воздух, поветрие.

У Перуна есть дочь – облачная дева, прекрасная, крылатая, воинственная, – Магура. Она покровительствует ратникам и богатырям, на поле брани подбадривает сражающихся. Ну а если воин пал от удара вражеского меча или пронзённый стрелою, Магура осенит его своими крылами, коснётся охладелых уст и даст выпить воды из золотой чаши. Отведавший живой воды Магуры отправится в Ирий, в райские чертоги, для жизни вечной, где и средь неземного блаженства вечно помнить будет он последний поцелуй Магуры.

Иногда Перуна называют именем Лад, так как он – супруг богини Лады (во многих сказаниях и песнях он выступает как Дид-Ладо, поскольку Перун прежде грозен, а не миролюбив, а также для того, чтобы отличать его от другого бога – Лад-Ладника – бога примирения, согласия, дружбы, искренности).

Лада – славянская богиня красоты, любви и бракосочетания, семейного счастья, покровительница вдов и сирот. Поскольку любовь порою бывает причиною горя, то Лада олицетворяет и несчастную любовь. О человеке, который женился без любви, говорили: «Не с Ладою женился». В Киеве в древности стоял храм Лады, а в нём её статуя – несравненной красавицы в розовом венке. Её золотые волосы были убраны жемчугами, платье украшено богатым шитьём и драгоценностями. Она держала за руку крылатого младенца, своего сына – бога любви Леля.

О Леле – этом маленьком боге страсти – до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить.

Верным спутником Лады и Леля был Ослад – бог веселья и всяческого блаженства, пиров, гуляний и наслаждений. В славянской мифологии встречается ещё и такой персонаж, как Корс – покровитель питья и еды, бог пиров, то же, что у греков и римлян Дионис и Бахус. Корс – большой охотник до пива и мёда.

Вторым сыном богини Лады и младшим братом Леля был Полель. Даже само имя его означает: «следующий после Леля», ибо брак, а Полель – бог брака, всегда следует за любовью, венчает её.

Третий сын богини Лады, после Леля и Полеля, бог супружеской любви – Дид. Некоторые исследователи мифов полагали его покровителем охлаждения, остывших чувств, однако это не так: он был хранителем прочных союзов, неизбывной любви. Дид как и его братья, всегда молод, ибо истинная супружеская любовь никогда не стареет, не слабеет: она дарована богами для увеличения человеческого рода, для неумирающего уважения друг к другу мужа и жены, для вечной взаимной нежности. Символом этой неразрывной, только смерти подвластной связи были две горлинки, которых держал в руках Дид (таким его изображала статуя, воздвигнутая в храме Лады в Киеве).

У славян крепкой и счастливой считалась только многодетная семья. Богиней женского плодородия была Дидилия. Статуя этой богини (в Киеве был построен храм Дидилии) представляла собой молодую, прекрасную, цветущую женщину, увенчанную драгоценными камнями. Один кулак у неё был сжат, что знаменовало трудности родов, а другой разжат: это означало благополучное разрешение. Иногда Дидилию изображали с факелом в руке: факел – символ начала новой жизни.

Зачатию и рождению детей придавалось особое значение. Древние славяне верили, что мужчина зарождается на камушке, а женщина – на черепке, поэтому, если на земле под брачным ложем лежит камень, у супругов родится сын, а если – черепок разбитой глиняной посуды, то дочь. Будущая мать должна была избегать всего, что ей неприятно, что имеет уродливый вид. Нельзя толкать кошек и собак, не то у новорожденного нарастёт на коже щетинка или его одолеет сухотка – «собачья старость». Чтобы дитя не родилось горбатым, нельзя перешагивать через оглобли. Беременной женщине нельзя было спать распояской и оставаться одной, без присмотра.

Спальня супругов – место исключительно сакральное, закрытое для посторонних, способных нагнать порчу. Охранителем семейного счастья и брачного ложа был у славян Люб. Он представлялся большеухим, мохнатым, златовласым котом со стеблем стрелолиста в зубах. Люба следовало всячески ублажать, чтобы он отгонял от спальни Нелюба – такого же кота, только чёрного и злобного, с веткой белены во рту.

У славян есть ещё одно обаятельное божество – Ярило. Он сродни древнегреческому Эроту, богу любви, и в то же время не чужд богу веселья Бахусу. Иногда его называют Туром. Это божество плодотворящего начала, бык бога-громовника.

Славянский пантеон огромен. Многие его боги аналогичны римским и греческим, например, у западных славян Доброгост – покровитель добрых вестей, посланник богов – нечто вроде греческого Гермеса или римского Меркурия. Хотя у славян существовала ещё знаменитая Птица Гамаюн – посланница славянских богов, их глашатай. Она поёт людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Многое известно и Родомыслу – богу мудрости и красноречия, покровителю законов, подателю добрых советов.

У славян, как и у других народов в мифологии присутствуют как добрые боги, духи, так и злые, т.е. представления о сверхъестественных силах у наших пращуров амбивалентны: если есть добро, то должно быть и зло, справедливость и несправедливость, Правда и Кривда, Доля и Недоля, Люб и Нелюб, Додола (богиня лета и человеческой молодости) и Морена (богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца её – смерти) и т.п.

Очень серьёзным было у славян отношение ко времени, ведь им измеряется человеческая жизнь. Явь, Правь и Навь – эти три силы олицетворяют Время в славянской космогонии, управляя мирозданием. Явь – мир земной, настоящий, сущий, явлённый сейчас, теперь, осязаемый, плотский, вещественный. Навь – мир подземный, где обитают тени прошлого: предки, бестелесные духи. В древности прошедшее время было особо почитаемо. Люди верили, что жизнь вершится по кругу и предки возвращаются в третьем поколении. Именно поэтому с помощью обрядов и ритуалов снова и снова как бы воспроизводили прошедшее. И, наконец, Правь – грядущее, всеобщий закон, установленный Даждьбогом для будущего воплощения правды и мудрости. Всякое земное существо, пребывающее в Яви, выполняет волю Прави, само становится её частицей. Смысл пребывания каждого человека на земле – будучи исторгнутым из небытия по воли божественной Прави, возвратиться в неё, стараясь при жизни подняться вверх по лестнице совершенства и праведности. Кроме того, славяне почитали Числобога как покровителя течения времени и счёта. У Числобога, по мнению наших предков, было два лица: одно – подобно солнцу, другое – полумесяцу, ибо солнце отмеряет течение дня, а луна – ночи. Жрецы Числобога ведали тайные, древние науки счёта дней, месяцев, лет. Они содержали в порядке солнечные и лунные часы, которые посвящены были Числобогу. Кукушка – птица Числобога, ведь она отмеряет время человеческой жизни. Мир языческих богов был величавым, и в то же время простым, естественно слитым с бытом и бытием.

 

Задание для СРС

1. В двух колонках даны славянские понятия и пояснения, определения к ним; необходимо привести их в соответствие друг с другом:

ВЬЮНОША ВЕНИК ИЗ ПРУТЬЕВ

ДЕИСУС ДРЕВНЕРУССКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ

ЛАНИТЫ КОЛ, ЗАОСТРЁННЫЙ ШЕСТ

ГОЛБЕЦ ЮНОША

ВИЦА ВЕТКА, ПРУТ

НЕСТОР ИЗОБРАЖЕНИЕ ХРИСТА, БОГОМАТЕРИ И ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

ЛАНИТЫ ПРИПЕЧЬЕ, ЗАКУТОК МЕЖДУ ПЕЧЬЮ И ПОЛАТЯМИ

РОЖЁН ЩЁКИ

ЯКО ГУБЫ

УСТА КАК, РАВНО ЧТО, КАКОВО

Основная литература

1 Грушко, Е. А. Энциклопедия русских преданий / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, 672 с.

 

Дополнительная литература

 

1 Азадовский, М. К. История русской фольклористики: в 2 т. – М., 1958-1963. – 1-2 т.

2 Василенко, В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X-XX веков. – М.,1974.

3 Власова, М. Н. Новая абевега русских суеверий. – СПб., 1995.

4 Грушко, Е. В. Словарь славянской мифологии / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. – Н. Новгород, 1996.

5 Демин, В. Н. Тайны русского народа. – М.,1997.

6 Миролюбов, Ю. А. Язычество древних славян. – М.,1995.

7 Телегин, С. М. Мифология восточных славян. – М., 1994.

8 Шуклин, В. В. Мифы русского народа. – Екатеринбург, 1995.

 

 

Лекция 3: Религия как тип мировоззрения (экзаменационный вопрос № 3). Лекция рассчитана на два занятия.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.