Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие 2: Философия религии





В философии существуют два направления, имеющих отношение к религиозному сознанию: 1) религиозная философия, и 2) философия религии.

Религиозная философия стремится посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и общую значимость религии для человека.

Философия религии представляет собой «мыслящее рассмотрение» религиозных вопросов. Если человек верит в Бога и во всё, что с ним связано, и если при этом он обладает способностью и потребностью мышления, то он по необходимости должен задумываться о своей вере, о её предпосылках и предмете. Причём желательно, чтобы он мыслил правильно и систематически, т.е. чтобы его мышление было философией религии, а не просто субъективным мнением.

И в этом смысле философия религии одинаково нужна для всех мыслящих людей – как верующих, так и неверующих, ибо если первые должны знать, во что они верят, то вторые должны знать, что они отрицают.

Согласно Л. Н. Толстому, слову «религия» приписываются обычно три различных значения:

1. Религия есть данное Богом истинное откровение и вытекающее из этого богопочитание. Так определяют религию люди, верующие в какую-либо одну из существующих религий и считающие её истинной, а все остальные – ложными.

2. Религия есть свод суеверных положений и вытекающее из этих положений суеверное богопочитание. Такое значение приписывают религии люди неверующие вообще или не верующие в ту или иную религию, которую они определяют (например, буддизм с точки зрения православного верующего).

3. Религия есть свод метафизических положений и нравственных законов, созданных умными и властными людьми для управления грубыми народными массами (с целью их утешения, сдерживания страстей и т.д.). Так определяют религию люди, безразличные к вере и божественным предметам, но считающие религию полезным орудием государственности.

Толстой находит удачное образное сравнение, показывающее ограниченность всех трёх определений религии. «Первое определение подобно тому, – пишет он, – которое дал бы человек музыке, сказав, что музыка есть та самая известная ему любимая песня, которой желательно научить как можно больше людей. Второе – подобно тому, которое дал бы музыке человек, не понимающий и не любящий её, сказав, что музыка есть произведение звуков гортанью или извлечённых с помощью инструментов и что занятие это бесполезное, праздное и людей от него надо отучать. Наконец, третье – подобно тому, которое дал бы музыке человек, заметив, что это дело полезное для обучения танцам или марширования и что с этой целью музыку надо всячески поддерживать».

· Ограниченность и неполнота этих определений происходят оттого, что все они говорят не о сущности музыки, а об её внешних признаках, причём с точки зрения их полезности или ценности для самого определяющего. То же и с указанными выше определениями религии: они далеки от выражения её сущности, истинной природы.

Философия религии призвана дать некое целостное, единое понятие религии, стоящее выше конфессиональных различий, межрелигиозных разногласий и распрей.

Всякая религия включает в себя, во-первых, установление отношения человека к бесконечному существованию и, во-вторых, – деятельность, вытекающую из этого отношения. Первый момент выражает духовную связь с бесконечным Началом, веру в его наличие и смысл. Второй – практическую связь: нравственное поведение – благочестие и культ, выражающие благоговение и почитание высшего Начала. И если религиозная вера по своей природе едина и общечеловечна (представители любой религии верят в некий Абсолют, высшее Начало, Бога), то религиозный культ может принимать различные формы, накладывая отпечаток и на характер самой веры.

С философской точки зрения Бог и есть, прежде всего, бесконечное, абсолютное начало сущего в его соотношении с человеком как конечным духовным существом. Понятие Бога как Абсолюта содержит в себе три основных момента совершенства:

1) Бог как абсолютное, совершенное физическое начало сущего. На этой основе вырастает представление о Боге как Творце всего сущего, обладающего качеством всемогущества.

2) Бог как абсолютное духовное начало, как абсолютный дух, которому приписывается атрибут всеведения, премудрости.

3) Бог как совершенное всеблагое начало, абсолютный источник милости и справедливости.

Славянское слово «Бог» восходит к древнейшим представлениям славян о: богатстве ––– благосостоянии ––– счастье ––– господине ––– владыке ––– Боге,

т.е. о всеблагом начале мира.

Существуют различные точки зрения на проблему происхождения идеи Бога:

1. Философская: Идея Бога выражает представление об абсолютной творческой мощи природы и абсолютном духовном благе. Проще говоря, основание идеи Бога заключено в самом разуме человека, стремящегося к постижению абсолютного начала бытия, смысла сущего.

2. Богословская: Идея Бога внушена людям самим Божеством путём откровения. При этом Бог открывается человеку как Творец мира, Вседержитель, Отец Небесный и т.п.

3. Мифологическая: Связывает идею Бога с олицетворением древним человеком природных стихий, небесных тел и явлений, таких как солнце, гром и т.д. Испытывая удивление и страх перед явлениями природы, человек пытался умилостивить их, что и привело к их обожествлению.

4. Историческая: Бог – это идеализированный предок. Людям свойственно обожествлять реальные исторические лица: царей, героев, вождей, мудрецов. Феномен культа великих личностей и лежит в основе создания идеи Бога.

5. Психоаналитическая: Рассматривает идею Бога как подавленный и вытесненный сублимат отца. Представления о Боге, религиозное чувство в целом коренятся в психике человека, точнее – в неврозах, возникающих на почве Эдипова комплекса. Вытеснение и сублимация чувства ненависти к отцу и ведет, в конечном счете, к его обожествлению.

6. Антропологическая: Считает, что в идее Бога выражается отчуждённая сущность самого человека.

7. Социологическая: Усматривает в идее Бога олицетворение социальных сил, воздействующих на человека, но непонятных ему; это защитная реакция на условия его социального бытия, следствие его зависимости от материальных условий существования. Соединение мифологической, антропологической и социологической точек зрения определяет взгляды марксизма на идею Бога и природу религии.

8. Оккультно-теософская: Идея Бога связана с представлением о совершенном человеке, достигшем высшей степени духовной эволюции, посвящённом в абсолютное знание. По словам Гермеса Трисмегиста, человек есть смертный Бог, а Бог – бессмертный человек.

Таким образом, идея Бога неразрывно связана с природой человека, с условиями человеческого бытия. Человек может постичь Бога, только познав свою собственную сущность. Загадка Бога заключена в загадке человека. Отбрасывая идею Бога, объявляя её иллюзией, человек тем самым удаляется от понимания своей собственной сущности, а размышлять о ней с религиозных и других позиций ему помогает философия религии.

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

1. В чём отличие и специфика религиозной философии и философии религии?

2. Для чего необходима философия религии? Есть ли смысл философствовать о божественных предметах?

3. Что такое религия и в чём её сущность?

4. В чём заключается философское понимание Бога?

5. Как возникает идея Бога в сознании человека?

6. О чём свидетельствует многообразие религий и соответствует ли оно представлению об едином Боге?

 

Задания для СРС

1. Традиционно религии принято подразделять на политеистические, монотеистические, национальные, мировые: Приведите примеры политеистических, монотеистических и национальных религий; перечислите и раскройте суть мировых религий в хронологическом порядке.

2. Сделайте анализ гегелевской классификации религий:

I. Естественная религия

1.Непосредственная религия (колдовство)

2.Раздвоение сознания в самом себе: религия субстанции:

а) религия меры (Китай);

б) религия фантазии (брахманизм);

в) религия в-себе-бытия (буддизм).

3. Переход от религии природы к религии свободы:

а) религия добра или света (Персия);

б) религия страдания (Сирия);

в) религия тайны (Египет).







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.