Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II. Религия духовной индивидуальности





1. Религия возвышенного (иудаизм).

2. Религия красоты (Древняя Греция).

3.Религия целесообразности (Древний Рим).

II. Абсолютная религия (христианство)

3. Проанализируйтеи сравните с предыдущей классификацию религий, предложенную немецким философом Г. Зибеком в его «Учебнике по философии религии»:

1. Религия природы, религия мирового утверждения, лишённая нравственного начала (религии народов, не дошедших до культурного состояния).

2. Религия нравственности – религия великих культур древности (египтян, индусов, китайцев, персов, римлян; высшую ступень образует здесь греческая религия).

3. Переход от религии нравственности к религии спасения (иудаизм).

4. Отрицательная религия спасения (основанная на отрицании мира) – буддизм.

5. Положительная религия спасения – христианство.

6. Возврат к религии нравственности – ислам.

4. В лекции было сказано, что Бог как абсолютное начало сущего открывается с трёх сторон:

1) абсолютного могущества,

2) абсолютного всеведения (премудрости),

3) абсолютной благости.

В соответствии с этим мы можем говорить о четырёх типах религии:

1. Религия природы;

2. Религия духа;

3. Религия человекобога;

Религия Богочеловека.

Необходимо завершить эту классификацию пояснениями и примерами.

 

Основная учебно-методическая литература

1 Назаров, В. Н. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – С. 281-303.

 

Дополнительная литература

1 Гегель, Г. В. Ф. Философия религии. – М., 1976. – 1 т. – С. 205-232.

2 Ильин, И. А. Аксиомы религиозного опыта // Соч.: В 2 т. – М., 1993. – 1 т. – С. 191-206.

3 Соловьёв, В. С. Чтения о Богочеловечестве // Соч.: В 2 т. – М., 1989. – 2 т. – С. 34-37.

4 Толстой, Л. Н. Исповедь // Полн. Собр. соч.: В 90 т. – М., 1928-1958. – 23 т.

 

Основные формы проверки знаний студентов

Тест категории Б

1.Религия основывается на:

а) знании объективных законов; б) фантазии людей; в) вере в сверхъестественное; г) нормах морали.

2. Религия является формой:

а) человеческого бытия; б) классового сознания; в) человеческой культуры; г) нравственности.

3. Религия включает в себя:

а) систему догматов; б) мифологию; в) культовые действия; г) всё вышеперечисленное.

4. Для религии характерно:

а) объективное отражение действительности; б) художественное отражение действительности; в) иллюзорное удвоение мира; г) реальное воздействие на окружающий мир.

5. Религиозные догматы содержатся в:

а) религиозном сознании; б) религиозной психологии; в) религиозной философии; г) религиозной идеологии.

6. Служители культа называются: а) учёными; б) психологами; в) этиками; г) духовенством.

7. Одушевление природы называется:

а) монотеизмом; б) политеизмом; в) анимизмом; г) тотемизмом.

8. Самая древняя мировая религия – это:

а) конфуцианство; б) христианство; в) ислам; г) буддизм.

9. Религия, признающая существование только одного Бога, называется:

а) язычеством; б) политеизмом; в) монотеизмом; г) анимизмом.

10. Какая религия в соответствии с классификацией религий Гегеля считается абсолютной?

а) брахманизм; б) буддизм; в) христианство; г) иудаизм.

Лекция 4: Искусство как тип мировоззрения (лекция рассчитана на два занятия)

Занятие 1 (вводное) : Искусство как сфера духовного производства (экзаменационный вопрос № 4)

Духовная жизнь – это сфера жизнедеятельности социума, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей людей.

Она включает в себя: а) духовное общение; б) духовное потребление; в) духовные потребности; г) духовную деятельность.

Духовное общение – форма обмена идеями, чувствами, представлениями, переживаниями.

Духовное потребление – процесс удовлетворения духовных потребностей.

Духовные потребности – это состояния людей, побуждающие их к осознанию и освоению духовных ценностей, к деятельности в духовной сфере.

Духовная деятельность направлена на производство духовных ценностей.

Результатом духовной деятельности (производства) являются, по меньшей мере, три продукта:

· идеи, теории, образы, духовные ценности;

· духовные общественные связи и отношения;

· сам индивид, поскольку помимо того, что человек – существо биологическое и общественное, он – существо духовное.

Духовное производство – процесс создания человеческим сознанием специфических продуктов в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом.

В духовном производстве процесс постижения действительности происходит тремя основными способами: религиозным, эстетическим, научным.

Политику, право и мораль нельзя считать видами духовного производства. Мораль потому, что она не является созданием профессионалов или идеологов. Мы не найдём в истории ни одной моральной нормы, изобретённой и внедрённой в жизнь профессионалом. Мораль – неинституциональный регулятор поведения. А вот этику, как науку о морали можно отнести к сфере духовного производства.

Политика и право не вписываются в духовное производство потому, что создаваемые в результате правовой и политической деятельности связи и отношения индивидов не являются по преимуществу духовными. Политические и правовые отношения между людьми складываются по поводу государственной власти, а не понятий о ней. Государство же с его чиновничьим аппаратом, армией, судами, тюрьмами – явление самое, что ни наесть материальное.

В духовном производстве искусство является эстетическим способом освоения действительности. Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности. Оно имеет свои особенности:

· искусство – это универсальная образная модель мира, отражающая всё;

· искусство – это универсальная социальная память человечества, оно хранит информацию обо всех сторонах жизни людей и общества;

· искусство – это универсальный компенсатор недостатков индивидуального опыта человека;

· искусство – это универсальный язык общения людей;

· искусство – это универсальное поле творчества человека.

Множество видов искусств обусловлено разнообразием языка, средств и материалов творчества: 1) литература – искусство слова; 2) музыка – искусство звука; 3) живопись – искусство цвета; 4) графика – искусство линии; 5) скульптура – искусство объёма. Всё это моноискусства.

Кроме моноисскуств существуют синтетические виды искусства: 1) театр; 2) кино.

В истории искусства можно выделить три крупных творческих направления: реализм, формализм, натурализм. Они различаются соотношением субъективного (художник, скульптор и т.д.) и объективного (натура) в творчестве того или иного деятеля искусства.

Реализм – это единство субъективного и объективного, «я» и «не-я», художественного и предметного. Реалист не только отражает предмет, натуру, но и выражает своё отношение к ней, свою оценку.

Формализм – это абсолютизация субъективного начала в творчестве, преувеличение роли художника, его оценок, его восприятия мира. Формалист стремится не только и не столько отразить натуру, сколько выразить себя в произведении.

Натурализм – это абсолютизация объективного, натурального, предметного начала в творчестве. Натуралист видит свою цель только в правдивой, фотографической передаче натуры.

 

Занятие 2: Философия искусства (экзаменационный вопрос № 4)

 

Искусство не ускользнуло от внимания философов. Предпосылкой философского понимания искусства служит выдвинутое ещё Аристотелем положение о том, что всякое искусство имеет дело с возникновением вещей, которые могли бы быть, а могли и не быть. Их причина коренится в Творце, а не в них самих. Таким образом, произведения искусства, в отличие от явлений природы, возникают и функционируют не в силу естественной необходимости, а благодаря свободной воле Творца.

Философ Нового времени И. Кант, поддерживая и по-своему развивая идею античного мыслителя, иллюстрирует её следующим примером: многие склонны называть произведением искусства – великолепно построенные пчёлами соты. На самом деле это только аналогия с действительным искусством. Пчёлы исходят в своём труде не из соображений свободы воли и принципов разума. Соты – продукт их природы, инстинкта. В этом смысле к сфере искусства относятся вещи, представления о которых, в качестве причины, предшествуют их реальному существованию.

«Античное» понимание искусства более широкое. Оно включает не только «изящные» искусства – поэзию, живопись, музыку, но и такие формы духовной и практической деятельности, как науку и ремесло. Ведь и в них представление о вещи предшествует в качестве причины самой вещи, ибо, прежде чем изготовить самый простой стол, необходимо предварительно иметь в голове его идею.

В этом плане «прекрасное» искусство отличается от науки (научного знания) воплощением замысла, идеи в действительности, а от ремесла и техники – отсутствием точного, конкретного знания о результате воплощения. Если в сфере технического производства точно известны и сам процесс деятельности, и характер производимого продукта, то искусство, художественное творение основано на свободной игре творческих сил.

Согласно М. Хайдеггеру, пока нечто остаётся природным веществом, оно не существует действительно, оно ещё не вышло наружу в своё подлинное присутствие. Оно вырывается наружу и становится настоящим, когда связывается и преображается художественным творчеством. Звуки, из которых состоит музыкальный шедевр, – больше звуки, нежели любые шумы и звучания; цвета живописного полотна отличаются большей красочностью, чем любые самые яркие цвета в природе; в том, как высится колонна храма, каменистость её бытия выступает больше, нежели в необработанном куске мрамора.

Художественное творение – есть хранение вещей в истине. Это не следует понимать только в смысле «вечности» творений искусства в сравнении с преходящим миром вещей («жизнь – коротка, искусство – долговечно»). Смысл «хранения в истине» состоит в раскрытии подлинной природы сущего, в его одухотворении, в возвращении духа к самому себе.

Но, здесь есть маленькое «но». Копирует действительность просто художник. Создаёт фантастический образ реальности просто поэт (в широком смысле этого слова). Ведь потенциально любой человек может петь, рисовать, танцевать, писать стихи и т.д., если в нём развиты данные способности. Но творить реальность, раскрывать подлинное лицо бытия может только особо одарённая личность – художественный гений.

Слово «гений» (от лат. «genius») подразумевает, что в человеке с самого рождения присутствует некий Дух, охраняющий его, руководящий им и как бы внушающий ему оригинальные идеи. В. С. Соловьёв в своей работе «Исток художественного творения» ни раз обращал внимание на то, что вдохновение, неистовство гения всегда имеет «небесный», божественный источник. Что само художественное творчество есть «богочеловеческое» творчество.

Согласно И. Канту, гений – это талант, т.е. дар природы:

Во-первых, гений – это способность создавать то, для чего не может быть дано никакого стандарта, чему нельзя научиться. Следовательно, главным признаком гения является его оригинальность.

Во-вторых, поскольку возможна и оригинальная бессмыслица, произведения гения должны являться образцовыми, служить примером для других.

В-третьих, гений не может объяснить, как он создаёт свои произведения. Его творчество носит во многом бессознательный характер.

В-четвёртых, истинная гениальность характерна только для художественного творчества, ибо природа «предписывает правила» не науке, а только искусству. В подтверждение этой мысли И. Кант сравнивает творчество Ньютона и Гомера. Всему тому, что Ньютон изложил в своём бессмертном труде о началах философии природы, всё-таки можно научиться; но невозможно научиться вдохновенно, создавать поэтические шедевры, как бы подробно не были предписаны правила стихосложения и как бы превосходны не были образцы. Причина заключается в том, что Ньютон мог сделать совершенно наглядными все свои шаги от первых начал геометрии до своих великих открытий, и не только самому себе, но и любому другому. Между тем ни один великий художник не способен объяснить, как возникают и сочетаются в его сознании полные фантазии и вместе с тем глубокие идеи, потому что он сам этого не знает, а, следовательно, и не может научить этому других.

Анализируя размышления И. Канта по данному вопросу, Ф. В. Шеллинг в своей работе «Система трансцендентального идеализма» замечает, что гениальность отсутствует там, где некое целое, подобно научной системе создаётся по частям, как бы складывается из них. И наоборот, наличие гениальности следует предположить там, где идея целого, несомненно, предшествует возникновению частей, как это имеет место при создании произведений искусства. Согласно Ф. В. Шеллингу, призвание гения состоит в том, чтобы своим творчеством снять противоположность между конечным и бесконечным, частью и целым.

В работе Ф. Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» мы обнаружили ещё одну существенную черту гениальности. Если руками гения творит сама природа, то сущность гениальности должна выражаться в особой наивности и непосредственности, в торжестве простоты над изощрённостью и замысловатостью. Искусство, по мнению Ф. Шиллера, должно быть безыскусным. Высшее искусство заключается в умении скрыть искусство.

Гений творит не по заученным принципам, а по наитию, по внушению самой природы. Поэтому «всё гениальное просто», а великие произведения искусства являются образцом для всех времён и народов.

Если для создания произведений искусства требуется гений, то для суждения о них необходим вкус. В общем смысле, вкус можно определить, как способность судить о том, является ли нечто прекрасным или нет.

Когда встаёт вопрос о том, прекрасно ли нечто, то мы вовсе не хотим знать, имеет ли значение для нас или кого-нибудь другого существование этой вещи. Мы желаем судить, какова эта вещь сама по себе, представая нашему чистому, незаинтересованному созерцанию.

И. Кант приводит в этой связи следующий пример. Если кто-нибудь спросит меня, нахожу ли некий дворец прекрасным, то я могу, конечно, ответить, что не люблю вещей, созданных для того, чтобы на них глазели; или могу в духе Ж.-Ж. Руссо покритиковать тщеславие аристократов; или могу заметить, что в этом дворце нормальный человек не прожил бы и дня; или могу предположить, что этот дворец хорошо бы подошёл для исторического музея и т.д. Всё это можно допустить и одобрить, но речь здесь не об этом. В данном случае хотят знать, соответствует ли моему представлению о предмете некое чувство благорасположения, эстетическое удовольствие, сколь бы ни был я равнодушен к существованию предмета этого представления. Сказать, что предмет прекрасен, – значит подчеркнуть свою независимость от него, полную не заинтересованность в нём. Для того чтобы выступать судьей в вопросах вкуса, необходимо быть безразличным к существованию вещи, о которой идёт речь.

Таким образом, эстетический вкус есть способность судить о предмете на основе благорасположения или не благорасположения к нему, свободного от всякого интереса.

Сознавая, что благорасположение к какой-либо вещи лишено для него всякого интереса, индивид сочтёт, что в ней должно заключаться основание благорасположения для каждого. В этом притязании на субъективную всеобщность заключается источник антиномии вкуса, первая посылка которой – тезис – выражает субъективный момент чувства вкуса: «У каждого свой вкус, поэтому о вкусах не спорят».

Вторая посылка – антитезис – характеризует объективный, общезначимый момент суждения вкуса: «О вкусах можно спорить, ибо существует общий критерий правильного, хорошего вкуса». Заметим, что первая посылка бытует на правах поговорки у многих народов мира. И это свидетельствует о том, что народная мудрость не поднялась выше субъективного представления о вкусе.

Пытаясь разрешить антиномию вкуса, И. Кант убедительно показал, что речь здесь идёт о разных понятиях вкуса. В первой посылке имеется в виду чувственный вкус, представление о приятном; во второй – собственно эстетический вкус – представление о прекрасном.

Вот, как И. Кант поясняет различие между двумя этими видами вкуса. Если кто-то говорит, что канарское вино приятно, то его поправляют, напоминая, что следовало бы сказать: оно приятно мне. Точно так же одному человеку фиолетовый цвет представляется нежным и прелестным, другому – холодным и тусклым; один любит звучание духовых инструментов, другой – струнных. Спорить об этом было бы просто глупостью; применительно к приятному, следовательно, верно положение: «у каждого свой вкус».

Совершенно иначе обстоит дело, когда речь идёт о прекрасном. Выглядело бы совершенно смешно, если бы некто, полагающий, что обладает хорошим вкусом, пытался оправдать своё суждение о предмете, утверждая, что предмет прекрасен для него. Ибо он не должен называть предмет прекрасным, если он нравится только ему. Поэтому в данном случае нельзя говорить, что у каждого свой вкус. Это было бы равносильно утверждению, что прекрасного вообще не существует.

Отсюда ясно, что поговорка «о вкусах не спорят» относится к приятному, но не к прекрасному, касается нашего чувственного, но не эстетического вкуса. Последний во всех случаях жизни остаётся общезначимым, т.е. предполагает всеобщее согласие по поводу того, что является прекрасным, а что нет.

Сам по себе напрашивается вопрос: в чём сущность прекрасного?

Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы. Но что означает «целесообразность формы»? Например, когда говорят: «У этой женщины прекрасная фигура», то имеют в виду, что природа в совершенстве выразила в ее образе цель женского телосложения. Следовательно, целесообразность вещи есть ее соответствие некой высшей цели, высшему предназначению или, другими словами, причастность ее к идее. Целесообразность является своего рода «очертанием» идеи. И в этом смысле красота – «воплощение идеи» (В. С. Соловьёв) или «выражение эстетической идеи» (И. Кант). Можно также выразить эту мысль в духе Платона: красота – совершенная лепка формы в соответствии с неким идеальным образцом, эйдосом. Отсюда древнерусское слово «лепота».

Нельзя оставить без внимания и вопрос о соотношении прекрасного и возвышенного. Яркое описание возвышенного даёт А. Шопенгауэр. Представьте себе: бурное волнение в природе, полумрак от грозных чёрных туч; огромные, голые, нависшие скалы, которые теснясь закрывают горизонт; бурлящие, пенящиеся воды; стоны неимоверного ветра…Перед нами отчётливо выступает наша зависимость, наша борьба с враждебной природой, наша сломленная ею воля. Но до тех пор, пока верх не берёт ощущение личной опасности, и мы пребываем в эстетическом созерцании, сквозь эту борьбу природы, сквозь этот образ сломленной воли проглядывает чистый субъект познания, спокойно, невозмутимо, безмятежно постигающий идеи тех самых явлений, которые угрожают воле, пугают её. В этом контрасте и заключено чувство возвышенного.

Чувство возвышенного, согласно Ф. Шиллеру, включает в себя три составные части: во-первых, явление природы как некую силу, неизмеримо превосходящую человека; во-вторых, соотношение этой силы с нашей физической способностью сопротивляться; в-третьих, отношение ее к нашей моральной личности, к нашему духу. Таким образом, возвышенное является результатом действия трёх последовательных представлений: объективной физической силы, нашего объективного физического бессилия и нашего субъективного морального превосходства.

В этом отношении возвышенное существенно отличается от прекрасного. И. Кант, глубоко проанализировавший эти две основные формы эстетического, установил, что если прекрасное доставляет нам удовольствие само по себе, вызывая непосредственно наше благорасположение, то благорасположение к предметам возвышенного возникает только на основе идей разума.

Прямое воздействие разума на формирование чувства возвышенного позволяет понять, почему прекрасное в природе всегда связано с формой предмета, а возвышенное может быть обнаружено в любой бесформенности, хаотичности; или почему прекрасное только привлекает, а возвышенное одновременно и привлекает, и отталкивает. Наслаждаться ужасным, изумляться собственному ничтожеству, восхищаться своим физическим бессилием можно только на почве высокого морального духа, глубокой идеи разума. В этом и состоит феномен возвышенного.

Красота и гармония, прекрасное и возвышенное – всё это входит в сферу интересов эстетики. Сам термин «эстетика» образован от греч. aisthetikos, что значит «чувственный», «чувствующий». Возникновение эстетики как самостоятельной философской дисциплины относится к XVIII в., т.е. к эпохе Просвещения. Основатель эстетики – Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного, а искусство – как воплощение красоты. Очень часто эстетику называют «философией прекрасного».

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

1. В чём особенность эстетического восприятия действительности?

2. В чём сущность прекрасного?

3. Что означает выражение «хранение вещи в истине»?

4. Чем отличается красота в природе от красоты в искусстве?

5. В чём источник наших представлений о прекрасном?

6. Как соотносятся прекрасное и возвышенное?

7. Что такое искусство?

8. В чём смысл художественного творения?

9. Какова природа гениальности?

10. Спорят ли о вкусах?

11. Чем отличается чувственный вкус от эстетического?

12. В чём заключается антиномия вкуса?

 

Основная учебно-методическая литература

1 Назаров, В. Н. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М. Гардарики, 2004. – С. 251-263.

 

Дополнительная литература

1 Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991. – С. 280-285.

2 Гартман, Н. Эстетика. – М., 1985.

3 Гегель, Г. В. Ф. Эстетика. – М., 1968. – 1 т.

4 Кант, И. Критика способности суждения. – М., 1994.

5 Лосев, А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. – М., 1992. – 1 кн. – С. 276, 308-312, 377-382.

6 Платон. Федр // Собр. соч.: В 4 т. – М.,1993. – 2 т. – С. 119-122.

7 Плотин. О прекрасном // Плотин. Эннеады. – Киев, 1995. – С. 16-24.

8 Плотин. О сверхчувственной красоте // Плотин. Эннеады. – Киев, 1995. – С. 191-210.

9 Соловьёв, В. С. Красота в природе // Соч.: В 2 т. – М.,1989. – 2 т. – С. 351-389.

10 Хайдеггер, М. Исток художественного творения // Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет. – М. 1993.

11 Шеллинг, Ф. В. Система трансцендентного идеализма // Соч.: В 2 т. – М.,1987. – 1 т. – С. 478-482.

 

Основные формы проверки знаний студентов

Мини-тест

1. Наука о прекрасном называется:

а) этикой; б) эстетикой; в) теорией культуры; г) теорией искусства.

2. Искусство зародилось в области:

а) строительства; б) ремесла; в) торговли; г) сельского хозяйства.

3. Искусство передаётся через:

а) систему понятий; б) систему знаний; в) органы чувств; г) сознание человека.

4. Согласованность формы и содержания в искусстве называется:

а) гармонией; б) пропорцией; в) спецификой; г) творчеством.

5. Создание строений по законам красоты называется:

а) строительством; б) сооружением; в) реставрацией; г) зодчеством.

Лекция 5: Философия как тип мировоззрения. Понятие и предмет философии (экзаменационный вопрос № 5)

 

Слово «философия» переводится с древнегреческого языка как «любовь к мудрости», «любомудрие» (phileo – люблю, sophia – мудрость). На наш взгляд такой перевод нуждается в комментариях. Необходимы уточнения, так как наблюдаются несовпадения значений исходных терминов в русском и греческом языках. Если в русском языке «любовь к родине», «любовь к знанию», «любовь к Богу», «любовь к детям», «любовь к женщине» обозначаются одним и тем же словом, то в греческом языке существуют специальные термины, выражающие тот или иной оттенок, смысл любви.

Так, эрос – чувственная любовь-страсть, телесное влечение. В этом смысле «вожделение к мудрости» невозможно, ибо мудрость есть нечто духовное, бестелесное. Правда, в «Диалогах» Платона (427 – 347 гг. до н.э.) философия нередко определяется именно как страсть, вожделение к мудрости, как своего рода эрософия, но это скорее образное сравнение, а не сущностное понятие, сравнение того же порядка, что и сократовское уподобление философии повивальному искусству (в том смысле, что философия помогает родиться истине).

Агапе – рассудочная любовь, любовь долг: природное влечение, преображённое идеей разума. Например, любовь к человечеству или любовь к справедливости. «Агапософия» также невозможна, т.к. мудрость не есть идея и к ней нельзя относиться чисто рассудочно.

Сторге – также любовь общего характера, что и агапе, но обладающая более выраженной личной склонностью, симпатией. Например, любовь к профессии, к тому или иному жанру искусства и т.п. Такая любовь неприложима к мудрости, ибо предмет любви в данном случае пассивен и зависит от одностороннего выбора человека, что противоречит природе мудрости.

Мания – иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения. Например, маниакальная любовь к кумиру. Эта любовь в принципе не может стоять рядом с мудростью. Мудрость надо любить, а не «болеть» ею.

Людус – гедонистическая любовь-игра, «прилюдная» любовь, не отличающаяся глубиной чувств и легко допускающая предательство и измену; и прагма – рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко поддающаяся контролю любовь по расчёту, по своему смыслу и содержанию не сочетаются с понятием «мудрость».

Елеос – любовь-сострадание, жалость. Очевидно, что термин «елеософия» не соответствует характеру устремления человека к мудрости.

И, наконец, интересующий нас термин «филия» означает любовь-дружбу, дружелюбие, дружескую привязанность. Чтобы правильно понять смысл этого слова, необходимо иметь ввиду то, как древние греки относились к дружбе. На вопрос о том, что есть друг, Аристотель ответил: «Одна душа в двух телах». По словам Эпикура, «благородный человек более всего занят мудростью и дружбой: одна из них есть благо смертное, а другая – бессмертное».

Отличие любви-дружбы от всех других видов любви в том, что она по самой своей природе не может быть односторонней, как любовь – «эрос», любовь – «агапе», любовь – «элеос» и др. Один человек способен вожделеть, пылать страстью, сострадать, жалеть, другой же при этом способен оставаться равнодушным или пассивным. Но дружить можно только взаимно. Дружба изначально предполагает взаимообразие чувств. Не случайно древние греки считали, что дружба возникает между родственными по природе душами.

Именно такого рода отношение только и возможно между человеком и Софией – мудростью. Это не просто страсть, одностороннее влечение, рассудочная любовь, внутренняя симпатия, природная склонность, сочувствие и т.п., но прежде всего – взаимная дружеская привязанность. Причём привязанность особого рода. Это непростая дружба между людьми. В ней достигается полное единение между реальным человеком и Софией, между субъективным человеческим чувством и объективным, «софийным» миром вещей. Такая дружба являет собой высшую ступень взаимопроникновения материального и идеального.

Чтобы ещё лучше усвоить характер этой дружбы, необходимо выяснить значение слова «София». Перевод этого термина на русский язык как «мудрость» тоже нуждается в уточнениях.

В русском языке, как и в большинстве европейских языков, слово «мудрость» имеет в своём составе корень «знание» и понимается, прежде всего, как особый род знания, имеющий высшую духовную ценность. Наиболее же убедительная и достоверная этимологическая версия слова «мудрость» восходит к индоевропейскому корню men, обозначающему особый вид ментального возбуждения, т.е. особое состояние сознания, соприкасающегося с миром высшего знания.

Если судить по Словарю русского языка XI – XVII вв., то уже к тому времени наличествовало как минимум шесть значений «мудрости»:

1) ум, разум, благоразумие – умудрённость;

2) совокупность знаний, ученость – великомудрие;

3) религиозная благочестивость – премудрость;

4) душевная чистота, нравственное совершенство – смиренномудрие;

5) искусность, мастерство, совершенство – совершенномудрие;

6) хитрость, лукавство, плутовство – мудрствование, мудрование.

Какое же из этих значений более всего соответствует греческой Софии? Как показывает этимологический и смысловой анализ данного термина, наиболее точным является понимание Софии как мастерства, творчества.

Существует две версии происхождения термина «философия». Согласно одной из них, первым назвал своё учение любомудрием (философией), а не мудростью Пифагор. Упрекая Семерых мудрецов (как их назвали ещё до него), он утверждал, что из людей никто не может быть мудрым, ибо человек по слабости своей не в силах достичь абсолютного знания. Тот же, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом). Мудрым же можно величать только Бога. Чем же отличается философ от других смертных людей? Пифагор поясняет это следующим высказыванием:

«Жизнь…подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины».

Пифагор считает, что смысл философии заключён в творчестве, связанном с поиском и постижением истины.

Согласно второй версии, слово «философ» впервые употребил Гераклит. Известен фрагмент из сочинения христианского писателя III в. Климента Александрийского «Строматы»: «Ибо очень много должны знать любомудрые мужи (философы), по Гераклиту». Эта версия вполне соответствует духу учения Гераклита, который говорил о мудрости, бытийствующей в Логосе (Слове), и о возможности человеческого разума подражать Логосу, стремиться жить в соответствии с ним.

Мысли Пифагора и Гераклита получили своё развитие в платоновском диалоге «Пир». Там доказывается, что мудрец не является философом, ибо тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Философ же – это человек, занимающий положение между мудрецом и невеждой. Определяя меру человеческой мудрости, Сократ изрёк знаменитую мысль: «Я знаю, что ничего не знаю». «Знающее незнание», «мудрое неведение» и есть, по мнению многих философов, – характерный признак философского искания истины. Сократ был главным оппонентом софистов, спорил с ними. Платон как ученик и последователь Сократа выступил с острой критикой софистики.

Софисты (греч. sophistes – мастер, художник) считали главной задачей своего творчества – научение людей мудрости. Но мудрость они отождествляли не с постижением истины, а с умением доказывать то, что каждый для себя считает правильным и выгодным. Для этого приемлемыми признавались любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», который раскрывается через умозаключение: «То, что ты не потерял, ты имеешь» // Ты не потерял рога, следовательно, – они у тебя есть. Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля, призвание философа – постигать всеобщее в самом мире.

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление таких философских направлений, как: кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм. Согласно Эпикуру, философия должна освободить человека от различных страхов, в том числе страха перед будущем, от страданий, и способствовать достижению счастья и душевного спокойствия.

В средние века философия была на службе у религии. Её главной цель – т еодицея – оправдание Бога.

Философ Нового времени И. Кант подвёл сферу философии под 4-ре вопроса: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек?

Символом философии является сова, посвящённая в Греции богине Афине, покровительнице мудрости, а в Риме – Минерве. Отсюда выражение «сова Минервы». Ночная зоркость этой хищной птицы символически выражает способность философии проникать своим пытливым взором в самые тёмные, непроницаемые для других области сущего.

Крылатыми стали слова Гегеля: «Сова Минервы начинает свой полёт с наступлением сумерек». Когда общество или человек заходит в тупик, на помощь приходит философия.

Возникновение философии означало прорыв сознания от мифа к Логосу, от образа к понятию. Поэтому образы и символы философии, способствующие популярному представлению о ней, навеяны, как правило, религиозно-мифологическими мотивами.

Вот очень яркий пример подобных представлений о философии. Римский философ Боэций, которого перед казнью в темнице посетила Философия, описал её так: «Это женщина с ликом, исполненным достоинства, и пылающими очами, зоркостью своей далеко превосходящими человеческие…Хотя была она во цвете лет, трудно было определить её возраст. Трудно было измерить и её рост. Ибо казалось, что в одно и то же время она и не превышала обычной человеческой меры, и теменем касалась неба. Она была облачена в одежды из нетленной ткани. На нижнем их крае была выткана греческая буква Ρ, а на верхнем – Θ (обозначенные на платье Философии в определённом порядке буквы Ρ и Θ говорят о том, что она вышла из школ Платона и Аристотеля, в которых теоретическая, созерцательная жизнь ставилась выше практической). Но эту одежду рвали руки каких-то неистовых существ, которые растаскивали её частицы, кто какие мог захватить. В правой руке она держала книги, а в левой – скипетр» (Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. – М., 1990. – С. 190-191).

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Самостоятельность и своеобразие философии.

2. Назначение философии.

3. Мировоззренческая и методологическая функции философии.

4. Научная ориентация философии.

5. Гуманистическая функция философии.

6. Чувственно-эстетическая ориентация философии.

7. Моральная функция философии.

8. Практическая ориентация философии.

 

Вопросы и задания для СРС

1. Ответьте на вопросы

– Что побуждает людей философствовать?

– В чём разница между философствованием и философией?

– В какие эпохи и почему наблюдается рассвет философской мысли?

– Каково отношение философии к действительности? Как философия связана с жизнью?

– Может ли философия изменить мир?

– Почему среди известных философов нет женщин?

– Как общество относится к философии и фи







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.