Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие 1: Мораль как регулятор социального поведения





 

Человек – существо общественное. Непременным условием его «допуска» в жизнь социума является процесс социализации – освоение индивидом специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. Кроме того, современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость людей. Эта общественная связь и взаимозависимость индивидов, возникающая из простого факта их совместной жизни, и является объективной основой морали – ведущего духовного регулятора жизни общества.

Моральсистема норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.

В моральном сознании выражен некий алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путём, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики людей, выкристаллизовываясь в качестве определённых образцов только в том случае, если общество интуитивно осознаёт их несомненную пользу общему единству. Мораль можно в принципе считать проявлением коллективной воли. Требования к индивиду в моральном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения (не лги, почитай старших и т.д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т.д.), ценностные ориентации (обретение опыта, обучение мудрости и т.д.), а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, стыд, совесть).

Структура морали многоярусна и многопланова. Наиболее распространённым вариантом структуры морали, основа которого была намечена ещё в древности, является её членение на три уровня: 1) нравственное сознание, 2) нравственное поведение (деятельность, поступок), нравственные отношения (социальные связи).

Мораль имеет ряд свойств, отличающих её от прочих духовных образований:

· Императивность (лат. imperative – повеление) – свойство морали «требовать» определённого поведения от индивидов. Мораль как совокупность правил, норм, принципов указывает не на то, что есть, а на то, что должно быть.

· Мораль обладает всеобъемлющим характером, что означает проникновение моральных требований и оценок во все сферы человеческой жизни и деятельности. Любая житейская ситуация необходимо имеет свой «моральный срез», который позволяет проверить действие её участников на «человечность».

· Предписания морали носят обобщённый, мировоззренческий характер, что отличает её от обычая, регламентирующего детали поведения.

· Внутренняя природа морали противоречива, т.е. антиномична. Добро познаётся через зло, справедливость через несправедливость и т.д.

· Моральные требования к поведению людей безусловны (должны выполняться всеми членами общества, независимо от условий) и универсальны. Универсальность выражается в беспристрастности (равное отношение ко всем в определённой ситуации) и надситуативности (равное отношение к одному лицу в разных ситуациях).

Среди множества выполняемых моралью функций, основными принято считать: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную. Главная функция морали, конечно, – регулятивная. Мораль выступает, прежде всего, как ориентир и контроль человеческого поведения в социуме, где имеются предписания, повеления «поступать так, а не иначе», соблюдение или несоблюдение которых санкционируется обществом. Сущность морали не менее ясно проявляется и в другой её функции – оценочно-императивной, которая вытекает из предыдущей. Нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основополагающих категорий морали и даётся собственно оценка любому проявлению общественной жизни. Познавательная функция морали в известной степени производна от оценочной. В принципе историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человеком наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования, как всего общества, так и каждого индивида. А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований. Мораль выполняет и множество других функций – воспитательную, ориентирующую, прогностическую, коммуникативную. А все вместе они определяют социальную роль морали. Следует подчеркнуть то, что всякая мораль обусловлена социально-исторически.

Первобытную, к примеру, мораль отличают такие черты, как непосредственный коллективизм, безусловная взаимная поддержка, уравнительное равенство (даже в возмездии за причинённое зло: «око за око, зуб за зуб»). По сути, это даже ещё не мораль в полном смысле этого понятия, поскольку принятые в родовом обществе нормы поведения не обособились в качестве самостоятельной формы сознания, не отделились от фактического поведения людей в виде некоего идеального образца.

Мораль появляется в классовом обществе. Моральный человек раннеклассового общества – это своеобразный набор добродетелей: мудрости, мужества, справедливости, умеренности, праведности, дружелюбия и т.д. Моральность понимается как совершенство, т.е. нечто такое, к чему индивид должен стремиться. Возникает антитеза сущего (то, что есть) и должного (то, что должно быть). Появляется различие между понятиями «мораль» и «нравственность». Под моралью понимают специфическую форму общественного сознания, концентрирующую в себе высокие идеалы и строгие императивы поведения. В понятие «нравственность» вкладывается более «приземлённый смысл: это принципы реального, практического поведения людей, «дела житейские», в которых строгость высокоморальных правил изрядно смягчена.

Религиозное обрамление морали характерно, главным образом, для эпохи Средневековья, феодализма. Христианская мораль перенесла центр тяжести в моральной регуляции с внешних, принудительных её форм на внутренние, подчиняющиеся велениям совести. Тем самым было сформулировано представление об известной нравственной автономии и ответственности личности.

Мораль буржуазной эпохи – совсем иная. Прежде всего, она светская (не- или малорелигиозная) и всемирная, т.е. не признающая никаких территориальных, национальных, религиозных и прочих границ и делений. В известном смысле её можно назвать исторически первой универсальной, претендующей на общечеловеческий масштаб, системой морали. Смысловым стержнем морали буржуазной эпохи следует признать провозглашённый философией Просвещения культ разума. Только разум с его принципиально неограниченными возможностями в состоянии преодолеть анархию зла, сковать его своей активностью, соединить хаотичные устремления людей в некое гармоничное целое.

В XX в. была предпринята попытка создания ещё одного типа морали – социалистической. Ценности коллективизма, интернационализма, идеология всеобщего равенства стали на самом деле внутренними убеждениями множества людей, реальными регуляторами их поведения. Замысел создателей социалистической морали был таков: если нравы людей, в конечном счёте, определяются материальными условиями их жизни, то, следовательно, чтобы породить новую мораль, нужно, прежде всего, изменить эти условия. Что и было сделано (первоначально в России), причём самым радикальным образом.

Мораль является главным предметом изучения такой науки, как этика.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.