Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА И ПИТАНИЕ





Тест

«СХОДСТВО В РАЗЛИЧИЯХ И РАЗЛИЧИЯ В СХОДСТВЕ»

 

Умение обнаружить различие в сходных, на первый взгляд, явлениях, способность быстро и безошибочно определять характерные признаки – важное условие интеллектуальной деятельности. Внимательность, осмотрительность и наблюдательность необходимы и в жизни. Приведем тест, предложенный французскими психологами, который в какой-то степени позволит оценить вашу способность к обобщению.

На рис. 14 – две группы геометрических фигур. В первой группе фигуры имеют общие признаки, во второй – различные. Посмотрите на рисунок 30 секунд, а затем перечислите все признаки, позволяющие отличить фигуры первой и второй группы.

Запишите выводы, проанализируйте рисунок и сравните свои результаты с ответом на с. 216. Чем больше признаков вы найдете с первого взгляда, тем выше можно оценить вашу наблюдательность.

 

Тест

«ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ»

 

Задача этого психологического испытания – определить объем восприятия, т. е. узнать, сколько предметов можно увидеть и сосчитать. Выполняется задание различными способами. Вот один из наиболее простых и надежных. Приготовьте примерно 20 небольших карточек (рис. 15). На них беспорядочно нанесите от 3 до 10 кружочков или точек. Перетасовав готовую колоду, быстро переверните карточку лицевой стороной и тут же закройте ее рукой, Сколько было на карточке точек, как они расположены? На первых порах вряд ли вам удастся удержать в памяти более 6–7 точек.

Рис. 15 Рис. 16

 

А теперь более сложное задание. Посмотрите на рис. 16. За 10 секунд определите, в какой из клеток (1–8) содержится больше всего точек, а в какой меньше?

 

УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

 

Умение наблюдать дает возможность хорошо ориентироваться, более точно воспринимать предметы, лучше понимать людей, подмечая их внешние особенности и внутреннюю психологию. Все это позволяет разумно поступать и реагировать на изменения в окружающем мире. Как правильно организовать наблюдение?

1. Необходимо получить предварительные знания об интересующем вас предмете. Наблюдать то, о чем мы не имеем никаких сведений, бывает очень трудно.

2. Наблюдение хорошо вести по плану. Беспорядочное рассматривание объекта редко дает удовлетворительные результаты.

3. Наблюдение должно вестись с достаточной полнотой и глубиной. Целесообразно замечать в наблюдаемом объекте существенно важное и быть внимательным к деталям, имеющим значение для правильного понимания предмета.

4. Наблюдение полезно сопровождать записями, сбором документальных материалов, которые затем подвергать тщательному анализу.

Наблюдательность как свойство личности формируется в процессе систематических занятий любимым делом, связана с развитием профессиональных интересов. Известны следующие основные виды восприятия и наблюдения: синтетический, аналитический, аналитико-синтетический и эмоциональный.

У людей синтетического типа восприятия проявляется склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в подробности.

Для людей аналитического типа восприятия характерно стремление выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они скрупулезно вникают во все обстоятельства. Таким людям нередко трудно понять основной смысл явлений.

При аналитико-синтетическом типе восприятия и наблюдения у человека в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов – с их объяснением. Восприятие и наблюдение людей такого склада является наиболее благоприятным для деятельности.

Наконец, для некоторых важно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные каким-то явлением. Это люди эмоционального типа восприятия и наблюдения.

 

Тест

«СКАЖИ МНЕ. КАКОЙ ТЫ ЛЮБИШЬ ЦВЕТ...»

 

Психологи уже давно пытаются установить, существует ли какая-нибудь связь между склонностью к определенному цвету и особенностью характера. Не связывая определенный цвет с чем-либо, определите, какой цвет вас больше всего привлекает, а затем – какой больше всего отталкивает (красный, коричневый, зеленый, синий, желтый, черный, белый).

Итак, ваш любимый цвет?

Красный. Вы легко приходите в возбуждение и не лишены чувствительности. Вас определенно привлекает внешний блеск, мишура, великолепие. Вы моментально оцениваете создавшуюся ситуацию, тут же принимаете решение и страстно его отстаиваете. Самое важное для вас – добиться успеха. Каким угодно образом, любой ценой!

Вас отталкивает красный цвет? Значит, вы сентиментальны и легко уязвимы. Всячески избегаете деликатных или двусмысленных положений. И всю жизнь жалеете об упущенных возможностях.

Вам по душе коричневый? Знайте же, что вы упрямы. А кроме того, личность энергичная и смелая. В лепешку разобьетесь, а своего добьетесь!

А вот если вы коричневого цвета избегаете, то это свидетельствует о живом уме, сообразительности и сильно развитом чувстве юмора. С трудом преодолеваете одиночество и поэтому проявляете поистине ангельское терпение к недостаткам ближних.

Влечение к зеленому цвету говорит об уравновешенном характере и порядочности. Вы отзывчивы, охотно помогаете тем, кто в этом нуждается. Но чувствуете себя одиноким. Может быть, окружающие считают вас несколько холодной натурой?

Не исключено, однако, что зеленый цвет вы не любите. Жаль, потому что это указывает на недостаток силы воли и на неспособность справиться со сложными обстоятельствами. Не стоит расстраиваться по пустякам. Возьмите себя в руки. Рано или поздно дела наладятся и вы обретете душевный покой.

Как насчет синего? Подходит? Можете радоваться: вы обладаете всеми добродетелями, обеспечивающими счастливую семейную жизнь... Чувство меры не подведет вас. Вы неизменно обходительны в обращении, покладисты. В любом случае готовы проявить уступчивость. Но счастливы ли вы? Вы, пожалуй, и себе не смеете признаться, что не слишком...

Неприязнь к синему цвету означает целеустремленность натуры. А вы ведь очень страдаете из-за несовершенства своего характера, не правда ли?

Любовь к желтому предполагает ярко выраженную фантазию и развитое воображение. Истребите в себе авантюристические задатки. Ваши творческие способности достойны лучшей участи. Хорошо, если бы вам посчастливилось встретить подходящего спутника жизни!

Нетерпимость к желтому – признак того, что у вас цепкий и практичный ум. А вот о недостатке воображения действительно приходится сожалеть.

Вы предпочитаете черный? Очень странно, ибо по сути дела вы не совсем такой, каким представляют вас другие. Вам совершенно незаслуженно приписывают легкомыслие и черствость. И зря лишают доверия. Возможно, виной этому ваш загадочный вид или бросающаяся в глаза чувствительность.

Отрицательное отношение к черному цвету выражает жизнерадостность, любовь к окружающей природе, детям, животным.

И, наконец, как вы воспринимаете белый? Положительно – значит, вы одаренная и всесторонне развитая личность. Вы непринужденны в обращении с окружающими. Вообще у вас много положительных качеств, ибо белый цвет, как известно, не что иное, как сочетание всех составляющих спектра. Белого избегают только люди с каким-нибудь изъяном. Каждому нормальному человеку белый цвет доставляет удовольствие.

 

Тест

«УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ»

 

Посмотрите внимательно на рис. 17. Вы заметите, что изображенные на нем фигуры кажутся то выпуклыми, то вогнутыми. Представьте себе, что это крыша дома или коридор. Постарайтесь зрительно удержать одну из представляемых структур в течение 1 минуты. Попросите кого-либо зафиксировать время и сосчитайте, сколько раз удерживаемая фигура «уплывает», меняет свою форму.

Если это произошло не более 11 раз за минуту, то результат говорит о повышенной устойчивости вашего внимания, 12–20 раз – о его нормальной устойчивости, более 20 – о недостаточной устойчивости.

 

Тест

«ИНТЕНСИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ»

 

Интенсивность внимания можно проверить, выполнив следующее задание. Из 36 изображенных на рис. 18 фигур необходимо как можно быстрее (за 2 минуты!) найти абсолютно одинаковые. При выполнении этой работы решающую роль будет играть не только ваше внимание, но и память (в данном случае зрительная).

Чем больше признаков вы сможете запомнить и опе­рировать ими, не глядя на фигуры, тем быстрее спра­витесь с заданием. Учтите, что фигуры должны быть одинаково ориентированы. Если вы справились с заданием, у вас хорошие интенсивность внимания и работоспособность.

 

Тест

«УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ РАБОТАТЬ БЫСТРО

И ВНИМАТЕЛЬНО?»

 

Для работы потребу­ются карандаш и часы с секундной стрелкой. По­смотрите на рис. 19. В вер­хней его части изображены четыре геометрические фигуры, внутри которых проставлены определенные числа. Ниже расположены в произвольном порядке те же фигуры, но без чисел. Ваша задача – как можно быстрее вписать в эти фигуры числа так, как это сделано в образце. Вписывать числа необходимо во все фигуры подряд, а не вразбивку. Время выполнения задания фиксируйте.

Теперь подведите итоги. Если вы справились с заданием быстрее чем за 30 секунд – это отличный результат, за 30–35 секунд – хороший, за 36–40 секунд – средний. Если на выполнение задания ушло более 40 секунд, это считается низким результатом. Возможно, вы переутомлены или не очень серьезно отнеслись к заданию.

Для тренировки можно заранее приготовить несколько наборов с различным расположением фигур и с другими числами. Кроме того, вместо чисел вписывают знаки, например, в квадрат – тире, в треугольник – точку, в крут – запятую, в ромб – волнистую линию.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ:

Улучшить память

Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу. Наш совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.

Ананас – любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в большом количестве витамина С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 граммах всего 56 калорий). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.

Авокадо – источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, списков покупок и т. д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода.

Сконцентрировать внимание

Креветки – деликатес для мозга: снабжают его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 граммов в день. Но! Обратите внимание: солить только после кулинарной обработки (варки или жаренья).

Лук репчатый помогает при умственном переутомлении и психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум половина луковицы ежедневно.

Орехи особенно хороши, если вам предстоит умственный «марафон» (доклады, конференции, концерты) или долгая поездка за рулем. Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.

Успешно грызть гранит науки

Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошел «мандраж», съешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.

Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Перед занятиями иностранным языком неплохо «принять на грудь» стаканчик лимонного сока.

Черника – идеальный «промежуточный корм» для студентов. Способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ В ДУШЕ!

 

На положительные и отрицательные эмоции тоже можно повлиять при помощи пищи. Поэтому следующие наши советы для тех, кто хочет поддержать хорошее настроение.

Паприка – чем острее, тем лучше. Ароматические вещества способствуют выделению «гормонов счастья» – эндорфинов.

Клубника – очень вкусно, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 г.

Бананы содержат серотонин – вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».

 

Тест

«КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

 

Вы испытуемый. Перед вами бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Ваша задача – подсчитать и записать на листке количество одинаковых первых букв в ряду. Время работы 5 минут.

 

АКСНВЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕС

ОВРКАНВСАЕРНВКСОАЕКОСВЕКРКАОСЕРВКОАНКСАЕ

КАНЕОСВРКНАКСОЕНВРКСАРЕСВНЕСКАОЕНСВКРАЕО

ВРЕСОАКВНЕСАКВРЕМСОАКВРЕНСОКВРАНЕОКРВНАС

НСАККРВОСАРНЕАОСКВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВРАКСО

РВОЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОКРЕСЛВКН

ЕНРАЕРСКВОКСЕРВОСАНОВРКАСОАРНЕОАРЕСВОЕВР

ОСКВНЕРАОСЕНВСНРЛЕОКСАНРАЕСВРНВКСИАОЕРСН

ВКАОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКВНРАЕОСВРВОАНСКОКР

СЕНАОВКСЕАВНСКРАОВКСЕОКСВНРАКОКРЕСВКОЕНС

КОСНАКВНАЕСЕРВНСКОАЕНСОВНРВКОСНЕАКОВНСАЕ

ОВКРЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВОСВНЕРАНСЕОВРАКВО

АСВКРАСКОВРАКНСОКРЕНГРЕАОКСАКРНРАКАЕРКСА

НАОСКОЕОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕАСНВСРНАК

ВНЕОСЕАВКРНВСНВКАСВКАНАКРНСРНЕОКОВСНВОВР

СЕРВНРКСРКВНЕАРАНЕРВОАЕСЕРАНЕРВОАРНВСАРВ

ЕРНЕАЕОРНАСРВКОВРАЕОСЕОВНАНЕОВСКОВРНАКСЕ

РВКОСКАОЕНРВОСКРЕНАЕАНАКВСЕОВКАРЕСНАОВКО

АОВНРВНСРЕАОКРЕНСРЕАКВСЕОКРАНСВНАЕОВНРСВ

КАОРЕСВНАОЕСВОКРНКРКРАЕРКОАСАРВНАЕОСКРВК

ОКРАНАОЕСКОЕРНВКАРСВНРВНСЕОКРАНЕСНВКРАНВ

ЕРАКОКСОВРНАЕАСВКВНОСЕНВРАКРЕОСОВРАОЕСЕА

НЕСВКРЕАКСВНОЕНЕОСВНЕОРКАКСВЕКОКРОКАПЕОС

РНЕСВНРКОВКОАРЕОВОКСНВКАЕРВОСНЕАКАСНВОЕН

СВЕОВКРАНРЕСКОАНВРКАНВСОЕРАНВОСАРКВНСОЕА

ОКАНЕКРВСЕНРКАЕСВОКАРЕОКВНАРЕСКВИНОСАРНВ

КРНСАОЕРКОСНВКОЕРВОСКАЕРНСОАНВРКВЕНРАКСЕ

РНВКОСНЕАКВРСОАНСКВОАСНЕВОЕНСКВРНАОЕНСОА

НСОАКВРНСАОЕРВСКОЕНАРНВОСКАКРНСЕОВСЕНВКН

ЕКРНСОАРВНЕСАРКВРНСЕНВРАКВСЕОКАЕРКОВНЕАС

ОЕНРВКСЕРВНАОЕАСКРЕНВКСОАРЕОКСЕРНЕАРВСКВ

АНСОКРВНЕОСКВНРЕОКРАСВОЕРНРКВНРКАСОВНАОК

РВАКРНЕСОКАРКВОАСРЕОКРАНВРЕСКРНВКОЕСАНЕО

ВРКОАСНАКОКВОСЕРКВНЕРАКСНЕОКРЕАСОКРКРЕОВ

СЕОВНАРКОСВНРЕАНРОАСОКРЕАОСВКАКРЕРКОЕСВН

ОАЕРВКСОЕНРАКРНСЕАКОВОЕНСАНРВОСЕНВОКНВРА

ЕСНАКВОЕРЕНСАКВОАЕРКСЕНРАКРВСАЕОВНЕСРКВО

ОКРЕСОАНЕРВНЕСКАОРВРКОСАКВСКАКРЕСВНАКРЕС

СВКОАНРВСКОЕРНАКВСНЕРАЕОВРНАКВСКВОЕРАВОК

ВРАСНРКОЕАСОВРЕСКОАНЕСНВСКАЕОРНАКЕРНСОКВ

 

Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация – по количеству сделанных ошибок. Таким образом, по предоставленной методике оцениваются 2 показателя.

Норма объема внимания – 850 знаков и выше, концентрация – 5 ошибок и менее.

 

Тест

МЮНСТЕРБЕРГА

 

Направлен на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Инструкция. В строках беспорядочно написанных букв имеются слова. Ваша задача – как можно быстрее просмотреть текст и выписать на лист эти слова.

Пример:

рюклбюс радость уфркнп

Время работы – 2 минуты

бсолнцевтрпцоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзамстрочяпц

шгцкпрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхоккейтроицафц

телевизорболджзхюэлщьбпамятьшогхещиздвосприятие

йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфыплослдспектакльячс

бюерадостьвуфтиеждрлоррпнародшарикуыфйшрепортаж

ждорлафывюфбьконкурсйфнаприличностьзжэьеюлоджия

эрпплаваниеедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчая

джэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиехж

шдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъ

 

Тест

«РАССТАНОВКА ЧИСЕЛ»

 

Тест предназначен для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.

Инструкция. В течение двух минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Бланк начертите на листке. Числа записываются построчно,, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма – 22 числа и выше.

         
         
         
         
         

Бланк-образец для заполнения

         
         
         
         
         

 

УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:

РАЗВИВАЙТЕ ВНИМАНИЕ

 

Верный путь развития внимания – приучать себя работать в самых разнообразных условиях, в шумной обстановке, стараться не замечать того, что мешает занятиям.

Развитие устойчивости внимания человека связано с выраженностью его волевых качеств. Поэтому надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином собственных действий. Умейте сосредоточиться (дома, на работе), когда этого совсем не хочется. Рекомендуется почаще следовать принципу «надо», а не принципу «хочу». Приучайте себя начинать работу с трудного и неинтересного, сначала выполнять дела, которые хочется отложить «на потом». Хорошо развивает внимание чередование занятий легких и трудных, интересных и неинтересных, но при этом не следует забывать о перерывах.

Полезны подвижные и спортивные игры, решение головоломок, игра в шахматы. Но сами по себе подобные занятия не развивают внимание, этому способствуют ваши стремление, желание, цели. Можно годами увлекаться шахматами и быть не очень внимательным человеком. Запомните: чем больше работа соответствует вашим интересам, потребностям, способностям, тем быстрее будет развиваться ваше внимание. Никогда не позволяйте себе делать ее без радости.

Большую пользу принесут систематические упражнения при одновременном выполнении различных действий. При этом общее восприятие каждого объекта важно сохранить достаточно хорошим и в то же время следует концентрировать внимание на главном, выделяя его из второстепенного.

Тренировка переключения внимания должна идти по трем путям: умение быстро переключать внимание с объекта на объект; умение выделять наиболее важные объекты; умение выбирать оптимальный маршрут восприятия, что образно называют выработкой «маршрута восприятия».

Психологами разработаны специальные психотехнические упражнения, направленные в основном на развитие произвольности, способности управлять вниманием. Приведем некоторые из них.

Упражнение «Муха» выполняется в группе. Необходимо представить девятиклеточное игровое поле 3 х 3. В центральной клетке сидит «муха». Участники игры поочередно перемещают ее по командам «Вверх!», «Вниз!», «Вправо!», «Влево!» на соседнюю клетку. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала. Игровое поле можно усложнить, придать ему другую конфигурацию. Можно поочередно двигать две «мухи».

При выполнении упражнения «Заблудившийся рассказчик» участники игры рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем уводит разговор в сторону. Он «перескакивает» с одной темы на другую, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово Может получить любой, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, т. е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке – от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим теме. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то другому и так далее. Постепенно длину ассоциативных рядов при «запутывании» следует наращивать. Чем длиннее ряд, тем более напряженная работа памяти и внимания требуется от следящих за рассказом, тем эффективнее психическая тренировка.

 

Тест

«У ВАС ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ?»

 

О пожилых людях говорят, что из-за усиливающегося склероза они становятся рассеянными и забывчивыми. В действительности же забывчивость не является «привилегией» только пожилых. Увы, «дырявая» память может быть у людей разных возрастов.

А какая у вас память? Чтобы получить ответ на этот вопрос, воспользуйтесь следующим тестом.

В течение 1 минуты – положите перед собой часы – прочтите 25 слов, закройте текст и за 5 минут запишите в любом порядке все слова, которые вам удалось запомнить:

сено тротуар
ключ столетие
самолет фильм
поезд аромат
картина Карпаты
месяц Гималаи
певец неподвижность
радио календарь
трава мужчина
перевал женщина
автомобиль абстракция
сердце вертолет
букет  

Подсчитайте число написанных слов и оцените каждое написанное слово в 1 балл.

По сумме баллов определите (см. с. 216), к какой категории вы можете себя отнести.

 

Тест

«ОПОСРЕДСТВОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ»

 

Вероятно, вам известно, что в древности до возникновения современных форм письменности многие народы мира пользовались так называемым пиктографическим письмом. Напомним, что пиктограммой называется небольшой схематичный рисунок, символически отражающий одно или сразу несколько понятий. Пиктограммы выразительны и точны, благодаря чему при известном опыте они могут быть прочитаны и в наши дни.

Мы предлагаем вам тоже заняться составлением пиктограмм. Прочитайте список из 20 слов или словосочетаний: 1) лечение; 2) талый снег; 3) болезнь; 4) разлука; 5) усталость; 6) гнев; 7) сильный ветер; 8) красивый человек; 9) трудный путь; 10) эмоция; 11) тяжелая промышленность; 12) заповедник; 13) проблема; 14) толпа; 15) страдание; 16) маленькая девочка; 17) освоение космоса; 18) сон; 19) грубый голос; 20) решительность.

Читайте их по очереди и для каждого придумывайте и сразу зарисовывайте такой символ-пиктограмму, чтобы потом легко можно было восстановить слово или словосочетание. На один пиктографический рисунок отводится не более минуты. Помните: рисунок должен быть предельно лаконичным и без использования букв и слов!

Теперь отвлекитесь, займитесь каким-либо делом, отложив рисунки в сторону на 20 минут, а потом постарайтесь, глядя на них, записать около каждого изображения исходное слово или словосочетание. Если вам удалось абсолютно точно воспроизвести 15 и более слов и словосочетаний, ваш труд по сочинению пиктограмм следует считать успешно завершенным, и у вас достаточно развито опосредствованное запоминание. Этот способ запоминания вы можете успешно использовать в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

 

Тест

«ОБЪЕМ МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАПОМИНАНИЯ»

 

В течение 25 секунд внимательно рассмотрите изображенных человечков (рис. 20) и попытайтесь как можно лучше их запомнить. Затем отыщите аналогичных человечков на рис. 29. Номера узнанных человечков запишите на листе. Подсчитайте, сколько фигур вы опознали правильно, и определите свою характеристику на с. 217.

 

Тест

«ПРОВЕРЬТЕ ЕЩЕ РАЗ СВОЮ ПАМЯТЬ»

 

Ответы на приведенные ниже вопросы помогут сделать следующие выводы: хорошая ли у вас память, обращаете ли вы достаточно внимания на людей близких и знакомых. Отметьте каждый вопрос, на который вы в состоянии дать положительный ответ.

1. Можете ли вы вспомнить, что у вас было на обед в прошлое воскресенье?

2. Помните ли, как прошел ваш восемнадцатый день рождения?

3. Можете ли вспомнить название первой понравившейся вам книги?

4. На какую тему была последняя прослушанная вами интересная радиопередача?

5. Как вы были одеты в последний день перед уходом на военную службу? (Как вы были одеты на школьном выпускном балу?)

6. Помните ли вы имя девушки, которой впервые назначили свидание? (Помните ли вы имя молодого человека, который впервые назначил вам свидание?)

7. В каком возрасте вы впервые самостоятельно ехали поездом?

8. Можете ли вы вспомнить, как звали вашего учителя в первом классе?

9. Когда вы в последний раз были в театре?

Подсчитайте количество положительных ответов и на с. 217. определите особенности своей памяти.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ:

Тест

«НАСКОЛЬКО НАДЕЖНА ВАША ПАМЯТЬ?»

 

1. Легко ли вам запомнить пять разных телефонных номеров?

2. Случалось ли вам забыть о деловой встрече?

3. Можете ли вы вспомнить, что ели на завтрак три дня назад?

4. Помните ли вы свой первый поцелуй?

5. Можете ли вы забыть свою первую любовь?

6. Можете ли вы вспомнить свой первый день в школе?

7. Сумеете ли вы прочесть наизусть стихотворение, которое учили еще в детстве?

8. Можете ли вы припомнить что-нибудь из одежды, которую вы носили в 10 лет?

9. Перед тем как позвонить, вы обычно ищете номер в телефонной книжке?

10. Помните ли, в чем вы были одеты, когда поцеловались в первый раз?

11. Можете ли вы вспомнить имя вашего первого друга?

12. Некоторые запахи напоминают вам знакомые места?

13. Можете ли вы вспомнить дорогу, по которой ходили в школу?

14. Помните ли вы о днях рождения и юбилеях своих Друзей?

Обработка результатов на с. 218.

 

Тест

«ВАША ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ»

 

Попросите кого-либо побыть в качестве экспериментатора. Вы – испытуемый.

Методика применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда она несет основную функциональную нагрузку.

Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.

Инструкция. Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, затем сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым и полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 – получается 8 (записывается); 2 и 1 – получается 3 (записывается); 1 и 4 – получается 5 (записывается); 4 и 2 – получается 6 (записывается).

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов – 15 секунд.

Образец бланка

№ ряда Сумма
 
 
 
 

Содержание методики

№ ряда Числа
  5, 2, 7, 1,  
  3, 5, 4, 2,  
  7, 1, 4, 3,  
  2, 6, 2, 5,  
  4, 4, 6, 1,  
  4, 2, 3, 1,  
  3, 1, 5, 2,  
  2, 3, 6, 1,  
  5, 2, 6, 3,  
  3, 1, 5, 2,  

Обработка ответов на с. 218.

 

Тест

«ВАША ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА»

 

Попробуйте себя еще раз в роли испытуемого. Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым в течение 10 секунд демонстрируется набор из 12 двузначных цифр, которые нужно запомнить и записать на бланке.

Инструкция. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все числа, которые вы запомнили.

       
       
       

Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.

 

Тест

«ВАША ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ»

 

Принцип тот же. Попросите кого-либо испытать вас.

Методика предназначена для изучения образной памяти, применяется при профотборе.

Испытуемому экспонируется таблица с 16 произвольными (не связанными ассоциативно) образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.

Инструкция. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд вы должны будете нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили».

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма – 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.

 

Тест

«ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЧИСЛОВОГО РЯДА»

 

Тест оценивает логический аспект мышления. Вы должны найти закономерности построения 8 числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения – 5 минут.

Числовые ряды

1) 24 21 19 18 15 13 – 7

2) 1 4 9 16 – 49 64 81 100

3) 16 17 15 18 14 19 –

4) 1 3 6 8 16 18 –76 78

5) 7 16 19; 5 21 16; 9 – 4

6) 2 4 8 10 20 22 – 92 94

7) 24 22 19 15 –

Обработка результатов на с. 218.

 

Тест

«КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

 

Предназначается для оценки логического мышления. Вам предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в каких-то численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические предпосылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Время решения 5 минут.

 

  А больше Б в 9 раз   А меньше Б в 2 раза
Б меньше В в 4 раза Б больше В в 8 раз
В А А В
  А меньше Б в 10 раз   А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 6 раз Б больше В в 4 раза
А В В А
  А больше Б в 3 раза   А больше Б в 2 раза
Б меньше В в 6 раз Б меньше В в 5 раз
В А А В
  А больше Б в 4 раза   А меньше Б в 5 раз
Б меньше В в 3 раза Б больше В в 6 раз
В А В А
  А меньше Б в 3 раза   А меньше Б в 5 раз
Б больше В в 7 раз Б больше В в 2 раза
А В А В
  А больше Б в 9 раз   А больше Б в 4 раза
Б меньше В в 12 раз Б больше В в 6 раз
В А В А
  А больше Б в 6 раз   А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 7 раз Б больше В в 3 раза
А В А В
  А меньше Б в 3 раза   А больше Б в 4 раза
Б больше В в 5 раз Б меньше В в 7 раз
В А В А
  А меньше Б в 10 раз   А больше Б в 3 раза
Б больше В в 3 раза Б меньше В в 5 раз
В А А В

 

Обработка результатов на с. 219.

 

Тест

«ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

 

Тест выявляет способность отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений.

Инструкция. В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и выпишите их.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

Обработка результатов на с. 219.

 

Тест

«СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»

 

Тест используется для оценки логического мышления. Вам предлагается 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях. Рядом расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. После того как вы определите отношения между словами в парах первой группы, надо найти ассоциативно связанные с ними пары слов во второй группе (одной паре второй группы может соответствовать несколько пар первой группы).

1. Испуг – бегство 1. Овца – стадо
2. Физика – наука 2. Малина – ягода
3. Правильно – верно 3. Море – океан
4. Грядка – огород 4. Свет – темнота
5. Пара – два 5. Отравление – смерть
6. Слово – фраза 6. Враг – неприятель
7. Бодрый – вялый  
8. Свобода – воля  
9. Страна – город  
10. Похвала – брань  
11. Месть – поджог  
12. Десять – число  
13. Плакать – реветь  
14. Глава – роман  
15. Покой – дыхание  
16. Смелость – геройство  
17. Прохлада – мороз  
18. Обман – недоверие  
19. Пение – искусство  
20. Тумбочка – шкаф  

Обработка результатов на с. 219.

 

Тест

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ»

 

Тест дает прогноз успешности в профессиональном <







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.