Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Зав. кафедрой «ГУиСР», к.и.н., доцент





Зав. кафедрой «ГУиСР», к.и.н., доцент

Неделько С.И.

«……» ___________ 2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Управление конфликтами в государственном и муниципальном управлении»

Направление подготовки 081100

«Государственное и муниципальное управление»

Профиль подготовки ___________________________________________________

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения 4 года

Автор: к.ф.н., доцент Копытов В.В.

Рецензент: к.с.н., доцент Крылова Н.Н.

Председатель методической комиссии

Факультета: к.с.н., доцент Еремина Е.В.

Программа одобрена на заседании кафедры ГУ и СР

Протокол № от

Зав. кафедрой:

К.и.н., доцент Неделько С.И.

и в государственном и муниципальном управлении»_______________________________ «УТВЕРЖДАЮ»

(утверждает разработчик учебного плана в соответствии с приказом)

«……» __________________

 

 


Аннотация

на учебную дисциплин у «Управление конфликтами в государственном и муниципальном управлении», изучаемую в рамках ООП

Целью изучения дисциплины является формирование профессиональной компетенции: «Способность применять в профессиональной деятельности знания и навыки по управлению конфликтами на государственной гражданской службе».

Изучение дисциплины осуществляется в 6 семестре и опирается на знания, полученные студентами при изучении курсов «Философия», «Социология», «Психология», «Теория управления», «Административное право», «Муниципальное право», «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Гражданское право», «Конституционное право», «Психология управления».

Знания, полученные студентами при изучении дисциплины, являются основой для изучения таких дисциплин, как: «Прогнозирование и планирование», «Принятие и исполнение государственных решений», «Трудовое право», «Управление государственным и муниципальным заказом», «Связи с общественностью в органах власти», «Планирование и проектирование организаций», «Социальная политика и ее реализация в регионе».

Студент должен:

1) Знать основные положения общей конфликтологии;

- функции конфликтов в государственном и муниципальном управлении;

- сущность «конфликта интересов»;

- требования к поведению государственного гражданского служащего в конфликтных ситуациях с руководителями, сослуживцами, подчиненными, населением.

2) Уметь:

- анализировать конфликтные отношения и ситуации и управлять ими;

- использовать конфликты для решения управленческих задач;

- формировать «команду» с учетом деловых и психологических характеристик каждого;

- обезопасить себя и своих подчиненных при возможном возникновении ситуаций «конфликт интересов».

3) Владеть:

- методами исследования конфликтных отношений и ситуаций;

- методами регулирования конфликтных отношений и управления конфликтными ситуациями;

- моделями поведения в конфликтах.

Курс построен на фундаментальной и периодической конфликтологической литературе, нормативно-правовых документах, анализе практических ситуаций.

При изучении дисциплины предусматриваются:

- лекционные занятия в интерактивной форме;

- практические занятия;

- самостоятельная работа студентов;

- промежуточные контрольные работы (тестирования);

- экзамен.

Данная дисциплина относится к блоку специальных дисциплин.

Всего часов/зачетных единиц – 144/4

В том числе: лекции – 36 часов

Практические занятия – 36 часа

Самостоятельная работа – 72 часов

Вид промежуточной аттестации – зачет.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины (модуля) «Управление конфликтами в государственном и муниципальном управлении» является:

формирование профессиональной компетенции: «Способность применять в профессиональной деятельности знания и навыки по управлению конфликтами на государственной гражданской службе»

- изучение студентами теоретико – методологической базы конфликтологии, современного ее состояния, направлений развития и практического применения.

- достижение студентом умения свободно оперировать основными понятиями конфликтологии, знать основные концепции конфликтологии, определять место и роль конфликтов в общественной жизни, владеть существующими методами работы с конфликтами, уметь их применять в управленческой деятельности.

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Управление конфликтами в государственном и муниципальном управлении» относится к числу дисциплин профессионального цикла вариативной профильной части, в т.ч. дисциплин по выбору студента.. Ее изучение базируется на следующих дисциплинах: «Философия», «Политология», «Психология управления», «Теория управления», «Теория организации», «Управление общественными отношениями», «Управление персоналом в ГМУ», «Социология управления» и является одной из дисциплин, позволяющей обобщить полученные знания и выйти на более высокий уровень исследовательской деятельности, особенно ее аналитической составляющей.

Настоящая программа (далее программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

 

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИП­ЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Усвоить знания о месте и роли конфликтов в жизни современного общества, в отношениях между людьми и их различными объединениями (группами, партиями, организациями, социальными институтами и т.п.). Усвоить знания о сущности конфликтов, выработанных в теории и практике человеческих отношений формах и методах работы с ними. Студенты усваивают знания об этапах становления и развития конфликтологии как самостоятельной дисциплины, содержание основных теорий, разрабатываемых в рамках общей конфликтологии. Студенты усваивают основные понятия конфликтологии, изучают конфликт как нормальное явление общественной жизни, условие и двигатель общественных изменений и прогресса, глубинные причины возникновения конфликтов, условия их существования и многообразие форм их проявления. Особое место отводится пониманию и изучению природы конфликта, в т.ч. эволюции взглядов на природу конфликта в общественной мысли, определению связи выше перечисленного с современностью. Студенты изучают подходы к постановке и решению проблемы конфликта в трудах М.Вебера, Р.Дарендорфа, Э.Дюркгейма, Л.Козера, К.Маркса, Р.Мертона, В.Парето, Т.Парсонса, Н.Смелсера и других авторов.

Студенты исследуют основные направления разработок в современной конфликтологии, учатся определять их практическую направленность, знакомятся с разработками зарубежных и отечественных ученых. Это дает возможность определить значение теорий среднего уровня для понимания характера и направленности развития многих конфликтных ситуаций, уяснить зависимость развития конфликтов от уровня конфликтности, использовать современные методологии и методики при анализе социальных конфликтов.

Студенты знакомятся с основаниями типологизации и классификации конфликтов, что способствует пониманию значимости этого процесса для систематизации знаний и практического использования теоретических разработок; они научаются выделять структурные элементы конфликта и определять функции каждого из них в конфликте в целом. Студенты знакомятся с постановкой и подходами к решению проблемы насилия в конфликте и в общественной жизни в целом, определяют виды и причины насилия, сопоставляют насилие с агрессией, выходят на понимание утилитарности насилия в деятельности государства и других политических институтов. Студенты приобретают знания о конфликтах и особенностях их протекания в различных сферах общественной жизни и видах общественных отношений. Упор делается на изучение межинституциональных и внутриинституциональных кофликтов, между секторами общественного разделения труда, между государственными и надгосударственными образованиями, культурами и их типами.

Предметом анализа являются также политические конфликты и кризисы, среди которых выделяются такие, как: правительственный, парламентский, общенациональный. Студенты усваивают знания об особенностях их протекания и урегулирования с опорой на принципы: стабильная коалиция, пропорциональность, деполитизация, взаимность права «вето», компромисс, концессия и др.

Практически по всем разделам дисциплины студенты учатся управлять конфликтами или использовать конфликты в управленческой деятельности. Они получают знания о формах завершения конфликтов, о способах их разрешения, урегулирования, устранения, учатся осуществлять диагностику противоборства, изучают такие приемы и методы, как: диагностика противоборства, институционализация, консенсус, кумулятивность, исторический опыт, равновесность, учет личностных особенностей конфликтующих, инструментальность, стадиальность, разведение сторон, переговоры, устранение причин конфликта, методами поддержания сотрудничества (согласие, практическая эмпатия, разделение заслуг, психологическая подготовка, юмор).

Студенты получают необходимые знания для оценки положения и роли руководителя в конфликте, в т. ч. и как участника, и как посредника. Рассматриваются конфликтные ситуации как условия эффективного управления организациями, подразделениями, административно-территориальными образованиями. Предметом анализа здесь являются авторитет руководителя, основные направления его деятельности по предупреждению деструктивных конфликтов, типичные и нетипичные ошибки руководителя в конфликтных ситуациях, возможности манипулирования в конфликте.

Студенты получают знания о возможностях моделирования конфликтных ситуаций, об уже имеющихся моделях возможного развития конфликта, например: сетевой, взаимодействия сторон конфликта, условий протекания конфликта, причин конфликта, этапов конфликта, моделях поведения в конфликтах.

Студенты усваивают понятие «конфликт интересов на государственной и муниципальной службе», изучают нормативно-правовую базу, определяющую порядок урегулирования этого конфликта, получают знания об институте и механизме урегулирования конфликта интересов, знакомятся с опытом этого регулирования, с существующими объяснениями возникающих здесь проблем.

2) На основе приобретенных знаний формируются умения оценивать характер и направленность развития конфликтов при осуществлении управленческой деятельности, планировать свои действия и действия подчиненных, анализировать и прогнозировать развитие конфликтных ситуаций и конфликтов, управлять конфликтами и использовать их в целях достижения поставленных задач. Формируются умения применять изученный теоретический материал в будущей профессиональной деятельности, в повседневной жизни, особенно в сложных, часто нестандартных ситуациях.

3) Приобретаются навыки владения методами анализа конфликтов и конфликтных ситуаций, происходящих как в обществе в целом, так и в государственном секторе отдельно, оценки деятельности органов государственного управления с точки зрения адекватности принимаемых ими мер регулирования отношений и вопросов, входящих в их компетенцию. Студенты приобретают навыки владения моделями поведения в конфликтах на государственной и муниципальной службе.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___ 4 _____ зачетных единиц, _____ 144 ______ часов.

 

№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятель-ности, включая самостоя-тельную работу студентов и трудоемкость (в часах)   Формы текущее-го контроля ус-певаемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции   Семинары   Сам.работа   Курс. работа
1. Конфликтология как сфера знаний. Проблема конфликта в ис-тории общественной мысли. Основные направления разработок в современной конфликтологии. Типология и классификация конфликтов Динамика и механизмы конфликта.                                                   В тече-ние семестра   Тестовое задание   Контрольная работа
  Конфликты в различных сферах общественной жизни. Социальные конфликты и их место в общественных отношениях. Конфликты в сфере экономики. Политические конфликты и кризисы                                   В тече-ние семестра       Контрольная работа   Коллоквиум  
      Управление конфликтом: Предупреждение конфликта Урегулирование конфликта   Руководитель в конфликте. Переговоры в конфликтных ситуациях. Моделирование конфликт-ных ситуаций.                                               В тече-ние семестра       Контрольная работа     Тестовое задание Решение ситуа-ционных задач
  Конфликт интересов на государственной и муни-ципальной службе. Порядок предотвращения конфликта интересов на гражданской и му ниципальной службе Порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской и муници-пальной службе.                                                 В тече-ние семестра       Контрольная работа     Коллоквиум Решение ситуа-ционных задач  

 

 

    Название раздела Количество часов занятий  
Аудитор-ных Лабо-ратор-ных Самос-тоятельных
Лекционных Практических      
1. Конфликтология как сфера знаний.          
2. Проблема конфликта в истории общественной мысли          
3.Основные направления разработок в современной конфликтологии.          
4.Типология и классификация конфликтов.          
5. Динамика и механизмы конфликта.          
6. Социальные конфликты и их место в общественных отношениях.          
7. Конфликты в сфере экономики.          
8. Политические конфликты и кризисы.          
9. Управление конфликтом.          
10. Руководитель в конфликте.          
11. Переговоры в конфликтных ситуациях.          
12. Моделирование конфликтных ситуаций.          
13. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе.          
14.Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на гражданской и муниципальной службе.          
               

В первом разделе дисциплины дается материал, связанный с определением основных понятий конфликтологии, о сущности конфликтов, выработанных в теории и практике человеческих отношений формах и методах работы с ними, об основных направлениях теоретических разработок в современной конфликтологии, об общенаучных, специальных и специфических методах работы с конфликтами.

Во втором разделе предоставлены материалы, характеризующие особенности возникновения, развития и завершения конфликтов в различных сферах общественной жизни и в различных видах человеческих отношений и деятельности.

В третьем разделе даются знания о подходах, методах управления конфликтами и использования конфликтов и конфликтных ситуаций в целях решения управленческих задач.

В четвертом разделе формируются знания о конфликтах интересов на государственной и муниципальной службе, о нормативно-правовых и других механизмах регулирования этих конфликтов, о порядке и условиях их предотвращения.

 

Первый раздел данной дисциплины будет являться необходимым для усвоения профессиональных компетенций таких дисциплин как: Философия», «Социология», «Психология».

Второй раздел будет необходим для усвоения материала таких дисциплин как: «Политология», «Социология», «Психология», «Теория управления», «Экономическая теория».

Третий раздел является необходимой основой для курсов «Муниципальное право», «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Гражданское право», «Конституционное право», «Психология управления».

 

Четвертый раздел связан с такими дисциплинами как: Прогнозирование и планирование», «Принятие и исполнение государственных решений», «Трудовое право», «Управление государственным и муниципальным заказом», «Связи с общественностью в органах власти», «Планирование и проектирование организаций», «Социальная политика и ее реализация в регионе».

 

Лекции.

1.1. Разделы и их содержания.

 

Тема 1. Конфликтология как сфера знаний.

Предмет конфликтологии. Основные положения теории конфликта.

Методы и принципы конфликтологии. Основные понятия. Конфликт – нормальное явление общественной жизни, условие и двигатель общественных изменений и прогресса. Глубинные причины возникновения конфликтов. Условия существования конфликтов, многообразие форм их проявления.

Темы 2- 3. Проблема конфликта в истории общественной мысли.

Понимание природы конфликта. Эволюция взглядов на природу конфликта и современность. Постановка и решение проблемы конфликта в трудах К. Маркса, М. Вебера, В. Парето, Р. Дарендорфа, Т. Парсонса,

Р. Мертона, Э. Дюркгейма, Н. Смелсера, Л.Козера и других авторов.

 

 

Тема 4. Основные направления разработок в современной конфликтологии.

Практическая направленность современной конфликтологии. Теоретические разработки Г. Зиммеля, П.Сорокина, Л. Козера, А. Гидденса,

Д. Рекса, У. Юри, Дж. Бартона.

Теории среднего уровня (Л. Крисберг, Ч.Тилли, А. Обершелл, Дж. Рул,

Р. Кромптон.)

Развитие современной отечественной конфликтологии.(А. Дмитриев,

В. Кудрявцев, А. Здравомыслов, С. Пронин, Ф. Бородкин и др.)

Уровни конфликтности, их взаимосвязь.

Современные методология и методики анализа социальных конфликтов. Виды анализа конфликтов. Системно-синергетический подход к анализу особенностей развития современных социальных конфликтов.

 

Тема 5. Типология конфликтов.

Проблема типологии конфликтов, теоретическое и практическое

значение типологии конфликтов. Основания классификации конфликтов (по субъектам, сферам общественной жизни, уровням конфликтности, степени зрелости, характеру протекания и разрешения, по причинам возникновения и др.)

 

Тема 6. Динамика и механизмы конфликта.

Структура конфликта: основные элементы и их взаимосвязи.

Конфликтная ситуация и возможные направления ее развития. Социальная напряженность: стадии развития, критерии определения. Стадии конфликта: (латентная, открытая, противотворство, затухание); (предконфликтная, поведенческая, постконфликтная). Насилие в конфликте. Виды насилия. Причины насилия. Насилие и агрессия. Предпосылки перехода к насилию в конфликте. Утилитарность насилия.

 

Тема 7. Социальные конфликты и их место в общественных отношениях.

Основные концепции социального конфликта: функциональная, диалектическая, «общая теория конфликта». Конфликт как сложная система отношений: открытость и нелинейность системы конфликтных отношений. Потребности, интересы, ценности в конфликте. Экономическая, политическая, социокультурная сферы развертывания конфликтов. Межличностные, межгрупповые, межинституциональные и внутриинституциональные конфликты, конфликты между секторами общественного разделения труда. Конфликты между государственными образованиями, культурами или типами культур. Конфликты и кризисы. Межнациональные конфликты. Массовые беспорядки.

 

Тема 8. Конфликты в сфере экономики.

Характеристика субъектов производственных отношений и конфликтов.

Основные формы столкновения экономических интересов. Предупреждение, локализация и разрешение производственных конфликтов.

 

Тема 9. Политические конфликты и кризисы: понятия, причины, функции, типология. Теории возникновения политических конфликтов (материалистические, либеральные, интеграционные, функционалистические и др.)

Внешнеполитические и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, общенациональный). Консенсус и политические методы его достижения. Особенности разрешения политических конфликтов. Принципы урегулирования политических конфликтов (стабильная коалиция, пропорциональность, деполитизация, взаимность права вето, компромисс, концессия).

 

 

Темы 10-11. Управление конфликтом.

Предупреждение конфликта. Устранение причин конфликта. Сотрудничество: методы поддержания (согласие, практическая эмпатия, разделение заслуг, психологическая подготовка); институционализация отношений, юмор.

Формы завершения конфликта. Разрешение, урегулирование, устранение

конфликта. Диагностика противоборства. Посредничество. Приемы разрешения конфликта: институционализация, консенсус, кумулятивность, исторический опыт, равновесность, учет личностных особенностей и др., инструментальность, стадиальность, разведение сторон, переговоры.

Индивидуальная техника управления конфликтами. Выбор стиля поведения в конфликте (конкуренция, компромисс, сотрудничество, уклонение, приспособление).

 

Тема 12. Руководитель в конфликте.

Руководитель как субъект конфликта. Руководитель - посредник в

конфликте. Конфликт как условие эффективного управления организацией. Роль авторитета руководителя в урегулирование конфликтов в организации.

 

Направления деятельности руководителя по предупреждению деструктивных конфликтов. Типичные ошибки руководителя при разрешения конфликтов между подчиненными. Манипулирование и влияние в конфликте.

 

Тема 13. Переговоры в конфликтных ситуациях.

Искусство переговоров в конфликте. Требования к участникам.

Подготовка к переговорам. Организация переговоров. Проведение переговоров.

Завершение переговоров.

Медиация как способ ведения переговоров, функции медиации и ее участников. Стадии медиации, принципы медиации. Работа медиатора по разрешению конфликта в организации. Развитие института медиации в современной России.

 

Тема 14. Моделирование конфликтных ситуаций.

Построение моделей возможного развития конфликта. Сетевая модель:

структура, динамика, разработка, типы отношений. Модель взаимодействия участвующих в конфликте сторон. Модель условий протекания конфликта. Моделирование причин конфликта. Моделирование этапов развития конфликта.

Модель поведения в конфликте. Описание модели конфликта: «деловой спор», «формализация отношений», «психологический антагонизм».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе обучения будут использованы такие методы работы со студентами, как проведение коллоквиумов, на которых студенты будут выступать с заранее подготовленными докладами, в которых будут приводиться результаты проведенного ими анализа конфликтных ситуаций как в государственных и муниципальных органах власти, так и в различных сферах общественной жизни с использованием компьютерных технологий, интерактивных презентаций с построение графиков, диаграмм и таблиц, наглядно описывающих положение дел в анализируемой студентом сфере. Также компьютерные технологии будут использованы при проведении тестовых опросов для контроля знаний студентов. При проведении отдельных семинарских занятий возможны встречи студентов с представителями региональных и местных органов управления в целях получения студентами специальной информации и конкретных практических навыков по изучаемым разделам дисциплины. На ряде занятий студенты будут решать ситуационные задачи.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Ситуационные задачи:

Задача 1.

Вы руководитель. Видите, что назревает конфликт между Вашими подчиненными. Ваши действия.

 

Задача 2.

Конфликт между подчиненными принял необратимый характер. Оба являются полезными для фирмы сотрудниками. Ваши действия.

 

Задача 3.

Вам поручено формирование нового отдела из числа хорошо известных Вам сотрудников. Каким критериям Вы будете руководствоваться?

 

Задача 4.

Вы видите, что руководитель собирается принять решение, которое может изменить мнение о нем как о хорошем специалисте (руководителе). Как Вы поступите?

 

Задача 5.

Вы замечаете, что один из сотрудников отдела, руководителем которого Вы являетесь, старается всеми способами обратить на себя Ваше внимание. Как Вы к этому отнесетесь, что предпримете?

Вопросы промежуточного контроля

1.Стадии развития конфликта.

2.Показатели и стадии развития социальной напряженности.

3.Характеристика субъектов производственных отношений и конфликтов.

4.Конфликтная ситуация и возможные направления его развития.

5.Основные формы столкновения экономических интересов.

6.Конфликт и насилие.

7.Предупреждение, локализация и разрешение производственных конфликтов.

8.Проблема конфликта в современной научной литературе.

9.Классификация конфликтов. Возможные подходы.

10.Определение понятия конфликт. Основные элементы конфликта.

11.Взгляды Аристотеля и Гоббса на природу конфликта и современность.

12.Характеристика конфликта как универсального явления в работах Р. Дарендорфа.

13.Сознание, солидарность, нравственность, конфликт в работах Дюркгейма.

14.«Норма» в структуре социального действия Парсонса.

15.Конфликтология как область научного знания.

16.Характеристика типичных ошибок руководителя в конфликтных ситуациях.

17.Авторитет и его противоречивая роль в конфликте.

18.Руководитель в конфликте.

19.Построение моделей развития конфликта.

20.Учет личностных особенностей конфликтующих в регулировании конфликтов.

21.Общеметодологические принципы решения проблемы конфликта.

22.Нормативные механизмы регулирования конфликтов.

23.Власть и конфликт в творчестве М. Вебера.

24.Методы поддержания и развития сотрудничества.

25.Предупреждения конфликта.

26.Подготовка к переговорам. Анализ типичных ошибок, совершаемых в ходе переговоров.

27.Переговоры в ситуации «захват заложников». Медиация как способ организации переговоров.

28.Основные направления разработок в современной конфликтологии.

29. Роль переговоров в предупреждении и завершении конфликтов.

30.Формы завершения конфликта.

31.«Социальная напряженность» в теории и практике разрешения социальных конфликтов.

32.Стадии развития конфликта.

33.Показатели и стадии развития социальной напряженности.

34.Характеристика субъектов производственных отношений и конфликтов.

35.Конфликтная ситуация и возможные направления его развития.

36.Основные формы столкновения экономических интересов.

37.Конфликт и насилие.

38.Предупреждение, локализация и разрешение производственных конфликтов.

39.Проблема конфликта в современной научной литературе.

40.Классификация конфликтов. Возможные подходы.

41.Определение понятия конфликт. Основные элементы конфликта.

42.Взгляды Аристотеля и Гоббса на природу конфликта и современность.

43.Характеристика конфликта как универсального явления в работах Р. Дарендорфа.

44.Сознание, солидарность, нравственность, конфликт в работах Дюркгейма.

45.«Норма» в структуре социального действия Парсонса.

46.Методология и методика анализа социальных конфликтов (ресурсный, ценностный, системно - синергетический подходы).

 

Вопросы текущего контроля

 

1. Когда и кем предпринимались попытки рационального осмысления конфликтов?

2. Какие этапы в развитии зарубежной и отечественной конфликтологии выделяются в учебной литературе?

3.Что может служить основанием периодизации процесса становления и развития конфликтологии.

4.Является ли конфликтология наукой в полном смысле слова?

5.Правомерно ли представление конфликтологии как собирательного понятия?

6.Что является объектом изучения конфликтологии? Предметом?

7.Какие методы исследования конфликтов применяются в современной конфликтологии?

 

1. В чем разница в понимании природы конфликта между Аристотелем и Гоббсом?

2. Какую роль в возникновении и развитии конфликтов могут сыграть ресурсы?

3. Что такое интерес и каково его место в конфликте?

4. В чем сущность ценностного подхода к пониманию природы конфликта?

5. Как практически реализованы идеи о природе конфликта в современной общественной жизни?

6. Какое место, по мнению различных авторов, занимают конфликты в общественных изменениях.

7. Какое место в жизни общества занимает конфликт материальных и идеальных интересов?

8. Могут ли противоречия и конфликты способствовать общественному прогрессу?

9. Какие способы исследования конфликта предлагались М.Вебером?

10. Какую роль в своей теории Р.Дарендорфа отводил групповым конфликтам?

11. Что, по мнению Р. Дарендорфа, необходимо для успешного регулирования конфликтов?

12. В чем смысл понятий механической и органической солидарности?

13. Какие источники социальной напряженности характеризует Т.Парсонс?

14. Для решения каких вопросов используются и могут быть использованы разработки в области конфликтологии?

15. Какие возможности для решения практических задач открывают «теории среднего уровня»?

16. В чем сущность методов «принципиальных переговоров», «медиации»?

17. В чем специфика юридической конфликтологии?

18. Какие уровни конфликтности и почему вызывают соответствующие проблемы?

19. С характеристиками каких методологий и методик анализа социальных конфликтов вы встретились в процессе изучения учебной дисциплины? Для решения каких вопросов используются и могут быть использованы разработки в области конфликтологии?

20. Определите значения классификации конфликтов.

21. От чего зависит выбор варианта классификации конфликтов?

22. Какие основания могут быть использованы для классификации конфликтов?

23. Определите, использую различные подходы к классификации конфликтов, какие цели преследовали их разработчики?

24. Дайте характеристику социальных конфликтов?

25. Определите особенности конфликтов в различных сферах взаимодействия?

26. Какие проблемы необходимо решить в процессе классификации конфликтов?

27. Кого можно отнести к участникам конфликта?

28. Какие функции они могут выполнять?

29. В чем практическая значимость определения этапа в развитии конфликтной ситуации и конфликта?

30. Что можно считать началом конфликта?

31. Подчиняется ли развитие конфликтов определенной логике?

32. Что может повлиять на направленность и характер развития конфликта?

33. Каким образом конфликт может завершиться?

34. Дайте определение для социального конфликта?

35. Какие подходы к определению места и роли классовых конфликтов рассматриваются в концепциях различных авторов?

36. Что такое «статусные группы» и какую роль они играют в возникновении и развитии конфликтов?

37. «Социальная структура общества – источник конфликтов». Можем ли мы согласиться с этим тезисом Л. Козера?

38. В чем смысл идеи П. Бурдье о Многомерности социального пространства?

39. Какие уровни выделяют в социальном конфликте?

40. Как можно соотнести происходящее в России процессы и конфликты с идеями о возникновении и развитие социальных конфликтов?

41. Определите специфику возникновения и развития этносоциальных конфликтов?

42. Какую роль в возникновении и развитии межнациональных конфликтов могут сыграть национальные элиты?

43. Что такое экономические интересы?

44. Как возникают забастовки?

45. Какие формы столкновения экономических интересов характерны для современности?

46. Дайте характеристику институтам экономической демократии?

47. Назовите принципы социального партнерства?

48. Какие вы знаете модели социального партнерства?

49. Что такое трипартизм и каковы особенности его формирования в России?

50. Какие виды соглашений предусмотрены трудовым кодексом РФ?

51. Какие формы борьбы за политическое пространство Вы знаете?

52. Что такое «Рефлексивная политика»?

53. Дайте характеристику основным субъектам политического конфликта.

54. В чем отличие конфликтов авторитарной власти от конфликтов демократической власти?

55. В чем причины политических конфликтов и дайте им характеристику?

56. Какие показатели развития региона позволяют говорить о возможностях региональных конфликтов?

57. Между какими экономическими, политическими и другими субъектами региона вероятность конфликтов представляется наиболее высокой и почему?

58. Дайте по возможности наиболее подробную оценку конфликтам, имеющим место в регионе.

59. Что может служить основанием стабилизации региональных отношений и снижения конфликтности в регионе?

60. В каких формах проявляются региональные конфликты?

61. Назовите основные этапы подготовки и принятия управленческого решения в конфликтной ситуации. Определите особенности каждого из них

62. Какие требования предъявляются к оптимальному управленческому решению?

63. Что собой представляет управленческая модель?

64. Какие управленческие модели можно применить при работе с конфликтами?

65. Какие методы управления конфликтами относятся к внутриличностным?

66. Охарактеризуйте структурные методы управления конфликтами

67. В чем специфика личностных методов управления конфликтами?

68. В чем сущность подавления конфликтов?

69. Что должен делать руководитель, если он являетс<







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.