Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Материалы пленарного заседания





 

Профессор протоиерей Виктор Никулин

Храм святой Мученицы Татианы – место формирования православной культуры студентов и преподавателей университета..............................................11

Ротерс Т. Т.

Мировоззренческая парадигма духовно-физического воспитания студентов..16

Ильченко В. И.

Личностный идеал как императив осуществления

духовно-нравственного воспитания человека

и народа в пространстве культуры Русского Мира (методология тео, христо и кордоцентризма)..20

 

Астрединов И. Н.

Приветствие всех членов

общества православных ученых..........................................28

 

Титаренко С. А.

Русская религиозная философия: специфика мировоззренческой парадигмы..30

Шкуран О. В.

Два крыла духовности

будущего педагога Республики...........................................35


Статьи

Алехина Г. В.

Развитие культуры межконфессионального

общения будущих учителей –

шаг на пути к миру................................................................44

 

Алонцева Д. В., Ишанова М. В.

С. Н. Булгаков и П. А. Столыпин

о национальном вопросе: перекрестки мнений.................42

 

Астрединов И. Н.

Парадигмы светского духовно-нравственного

воспитания и духовно-нравственного воспитания в традициях православия..59

Афонин Ю. В.

Крещение и канонизация святого князя

Владимира Святославовича.................................................66

 

Бажутина С. Б.

У истоков формирования ценностных ориентаций человека..86

 

Бахмач А. С.,

Формирование духовно-нравственных ценностей средствами православной культуры как основа гармоничного развития личности.......................................96

Бердникова О. А., Голицына Т. Н.

Основы духовно-нравственной культуры

в дисциплинах филологического цикла

(из опыта работы филологического факультета воронежского государственного университета) 104


 

Берсенева Т. В., Соловцова И. А.

Покровские педагогические чтения: поиск эффективных средств духовного воспитания детей, подростков, молодёжи.............................................................................. 112

Богиня Ю. А.,

Реализация духовно-нравственных методов воспитания студентов на базе семейного клуба «Любовь мудра»

Духовно-просветительского центра

имени святого преподобного Нестора Летописца.......... 122

 

Булах И. П.,

Хорошилова О. Е.

Воспитательный потенциал курса

«Основы православной культуры» в системе развивающего обучения 131

Бурлакова И. И.

Анализ феномена духовности

в трудах русских учёных, философов и педагогов.......... 138

 

Бурлакова Е. С.

Воспитательный потенциал

современного образования................................................. 145

Горбулич Г. В.

К вопросу о духовном потенциале

музыкально-педагогических технологий......................... 153

 

Государева М. Ю.

К вопросу о духовно-нравственном

воспитании курсантов военных вузов

на основе православных традиций................................... 166


Гронский А. Д.

Российская империя в белорусских

учебниках истории для высшей школы............................ 175

Даренский В. Ю.

Ценностная парадигма преподавания

отечественной истории и культуры.................................. 183

 

Драгнев Ю. В.

Внутренняя жизнь студентов вузов на основе святоотеческой традиции 198

Ермолаева Т. Н.,

Эстетические возможности физической культуры

как средство духовного воспитания................................. 204

 

Ефимова И. В.

Задачи духовно-нравственного воспитания

в дошкольном возрасте....................................................... 211

 

Карпинская Н. В.

Роль технологий педагогического взаимодействия в процессе соработничества педагога и родителей при формировании духовно-нравственных ценностей школьника 222

Кирмач Г. А.

Формирование духовно-нравственных

качеств личности студента в учебно-воспитательном процессе 231

 

Коган И. М.

Слово.................................................................................... 239

 

Кондратенко А. П.

Духовная культура современной молодежи:

ценностные аспекты и особенности формирования....... 251

 

Кравченко С. М., Кравченко А. Г.

Феномен конфликтологической

грамотности студентов....................................................... 261

 

Космачева Н. В.

Средства приобщения студенческой

молодежи к духовно-нравственным ценностям.............. 274

Мацько Д. С.

Проблемное изучение литературы Англии

как способ формирования гуманистических ценностей будущих учителей начальных классов 282

Михайлова О. Н.,

Источники художественного

и эстетического творчества А. П. Довженко................... 290

 

Морозова И. Н.

Кирилло-мефодиевское наследие: о богословско-философских смыслах идентичности, актуализации символики в культуре повседневности............................ 296

 

Натарова А. А., Попов В. И.,

Васильева М. В.

Современные подходы к оптимизации

образовательного процесса в высшей

медицинской школе............................................................310


Нестерова В. В.,

Содержательный аспект преподавания курса Основы православной культуры в ряду других учебных дисциплин, или о бесконфликтной интеграции.............317

 

Никулина А. Д.

Духовно-нравственное воспитание студентов

на народных традициях как составная часть

работы клуба «молодая семья»...........................................325

Новак Н. И.

Гармония в классической немецкой философии как важнейшая характеристика формирования этики и эстетики в мировой философской мысли.........................331

Пантелеев И. В.

Православный традиционализм как средство

воспитания духовно-нравственной личности.................339

 

Патерыкина В. В.

Образование в ситуации постмодерна:

преемственность и традиции.............................................351

 

Пиченикова С. Г.

Формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения средствами

мультипликации..................................................................360

 

Ротерс Т. Т.

Мировоззренческая парадигма

духовно-физического воспитания студентов...................366

Сандыга О. И.

Дух и духовность: философский взгляд...........................371


Склярова Т. В.

Принципы построения профессиональной подготовки педагогов в конфессионально-ориентированном

высшем учебном заведении...............................................377

 

Терских А. П., Натарова Е. С.

Воспитание патриотизма с помощью книги....................404

 

Филимонова Е. Ю.

Проблема духовно-нравственного воспитания

в процессе профессиональной подготовки

студентов-хореографов.......................................................409

Финогеева Т. Е.

Дефиниция «духовность» в философии Н. Бердяева......416

Фирстова Е. В.

Формирование духовно-нравственной

культуры будущих педагогов в образовательном

процессе вуза.......................................................................424

 

Харьковский Р. Г.

Нестяжатели и иосифляне

в современном православном мире...................................434

Чжао Цзинь

Особенности нравственного воспитания
в системе высшего образования

современного Китая............................................................440

 

Чеботарева И. В.

Христианские основы формирования

педагогического идеала у студентов высших учебных заведений...448

Черных Л. А.

Духовно-нравственная

составляющая коммуникативной

культуры студента вуза.......................................................456

 

Шайкина Е. А.

Психолого-педагогические технологии воспитания у студенческой молодежи культуры пользования киберпространством...........................................................473

 

Шкуран О. В.

Формирование эмоционально-ценностного опыта восприятия студентами

художественной литературы..............................................488

 

Яковенко Т. В.

Духовно-нравственное развитие студентов в системе ноосферного образования...497

 

Янушкявичене О. Л.

Красота образа Божьего в человеке и православная культура...503

 

Программа

І–Международных научно-образовательных чтений, посвященных дню памяти преподобного Нестора Летописца «Несторовские чтения. Духовно-нравственная культура в высшей школе: новации, преемственность, мировоззренческие парадигмы»..............................................................................514

 

Краткая история создания и развития духовно-просветительского центра имени святого преподобного Нестора Летописца............................................................................................... 526

 

Резолюция по итогам работы І–Международных научно-образовательных чтений «Несторовские чтения. Духовно-нравственная культура в высшей школе: новации, преемственность, мировоззренческие парадигмы» 532


 

 

МАТЕРИАЛЫ

ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ

 

Профессор протоиерей Виктор Никулин,

настоятель храма Святой мученицы Татианы УПЦ МП,

доктор богословия

 

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

 

Доклад

 

ХРАМ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ –

МЕСТО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА

 

Дорогие братья и сестры!

Уважаемые участники этого высокого собрания!

 

Прежде всего, хотел бы выразить сердечную благодарность организаторам международных Несторовских чтений за их труды и предоставленную возможность участвовать в них.

Далее хочу отметить, что открытие Чтений было официально назначено на 10.00 сегодня, а фактически они начались еще в 9.00 часов утра. В храме св. муч. Татианы отслужен молебен святому преподобному Нестору Летописцу, память которого вся святая Православная Церковь почитает сегодня.

Мы молились перед иконописным образом преподобного Нестора, чтобы он испросил у Господа благословения всем участникам Чтений и всех наших студентов. Эту икону я передаю из Храма, чтобы преподобный явно и видимо участвовал в Чтениях, умудрял и наставлял нас.

Подходя ближе к теме доклада, уместно будет сказать, что на съезде епархиальных миссионеров РПЦ в ноябре 1996 года было отмечено: «Одна из самых серьезных проблем настоящего – это невозможность многим молодым людям получить полноценное религиозное образование. Сейчас только православное образование и воспитание могут помочь преодолеть страшный духовно-нравственных кризис в молодежной среде».

Прошло почти 20 лет, а мы путем проб и ошибок только пытаемся подступиться к решению этой проблемы. Однако время уходит быстро и молодость также проходит, и сегодняшние юноши и девушки, не получившие должного православного воспитания и образования, завтра станут мамами и папами, и также, как их родители, не смогут воспитывать своих детей в православной вере и благочестивой жизни.

На этот счет святитель Лука Крымский предупреждает: «Перед Богом дадите тяжкий ответ и на все потомство навлечете гнев Божий, если не будете радеть в воспитании детей своих. И будете мучаться, и плакать, глядя на них».

Уверен, никого не нужно убеждать, что самым подходящим местом для получения хотя бы начального православного образования и воспитания является Храм Божий, который никак не заменит так называемое «диванное богословие, чтение самых умных книг, писание статей, произношение речей и докладов».

В отличие от этого богословие, постигаемое в Храме – опытное, а опыт, как известно, критерий истины. Не напрасно один из святых на этот счет говорил, что богословствование без деятельного участия в церковной, приходской жизни может привести, в лучшем случае, от сомнения до разочарования и уныния, а в худшем – даже довести до сатанизма.

Сам внешний вид и внутреннее устройство, его убранство и всё, что в нем совершается, до мельчайших деталей имеет свой смысл и значение, причем не только видимый и рациональный, прежде всего, мистический и таинственный. Еще только подходя к Храму, мы издалека уже видим купола и кресты, и сразу же меняется наше настроение, заботы и немощи, часть отступает и забывается. Кресты на Храме и вся его архитектура свидетельствует о том, что это необычное здание, но это дом Божий, в котором ближе всего к нам пребывает Господь. В Храме есть всё необходимое, чтобы мы приблизились к Нему, Божией Матери, святым угодникам и они услышали нас. Кроме того, кресты, возносящиеся к небу, благословляют и освящают сам воздух, видимую вокруг территорию, здание университета, труды преподавателей и студентов, и главное – они освящают наши души. Люди это чувствуют и можно часто видеть, когда они, проходя мимо Храма, пусть и не всегда заходят в него, но останавливаются, крестятся и молятся.

Поднимаясь на ступени Храма, мы видим над собой прекрасный мозаичный образ покровительницы студенчества святой мученицы Татианы, выполненный художником, профессором нашего университета Сергеем Николаевичем Кондрашовым.

Иконописные образы св. Татианы сопровождают нас и дальше: икона над входными дверьми – храмовая икона, изображение на иконостасе, о котором стоит сказать подробнее. Каждый наблюдательный человек заметит, что иконостас в нашем Храме необычный, наверное, такого мы не найдем в других храмах Луганщины. На нем изображены просветители нашей земли – святые Кирилл и Мефодий, преподобный Нестор Летописец, святой князь Ярослав Мудрый. Иконостас также украшает образ Пресвятой Богородицы, называемый «Прибавление ума». Этот образ находится в киоте в иконописном варианте как храмовая икона. Со дня открытия Храма перед этой иконой каждую неделю по средам в 12 часов совершаются молебны, на которые собирается всё больше и больше народа.

Надо сказать, что Храм наполняют и другие иконы, по составу своему созвучные назначению Храма, расположенного на территории ВУЗа. Многие из них изготовлены по желанию и на пожертвование прихожан. Последняя из них – икона Божьей Матери «Воспитание».

Всем входящим в Храм понятна и близка такая символическая и мистическая направленность этих икон. К этому стоит добавить, что иконописные образы имеют особое значение в воспитании у молящихся, особенно у детей и молодежи образного мышления, более глубокого и красочного – чем-то таким мы мыслим в повседневной мирской суете среди забот и тревог.

Такое образное мышление и душевные переживания оказывают неоценимую помощь, когда мы хотим достучаться до сердец молодых людей, студентов и преподавателей. Не напрасно знатоки иконописных канонов называют иконы «окном в Царство Небесное», а также «Богословием в красках».

Стоит сказать и о церковном богослужении. За церковный год в них проходит вся история Православной Церкви, её мистическая суть и каноны.

Трудно себе представить, чтобы человек вне Церкви и богослужения мог вместить в себя понимание сущности Святой Троицы, которая состоит из трех ипостасей или лиц Божьих, и в то же время Троица является Единой и Нераздельной.

Чтобы хотя бы немножко приблизится к пониманию этого нужно быть в духе, жить атмосферой Храма, сопереживать богослужения, говорить с иконами, как живыми образами.

Важные церковные Таинства, которые совершаются исключительно священнослужителями и преимущественно в Храме, особое место среди них занимает святое Причастие. Только на престоле в алтаре по особым молитвам хлеб или просфора пресуществляются в настоящее тело Христово, а вино – в Его кровь. Таким образом мы принимаем внутрь себя Самого Христа, освящая и исцеляя наши дух, душу и тело.

Вообще, на чтобы мы не посмотрели в Храме, чтобы ни услышали, к чему бы ни прикоснулись – всё свято, а в святости открывается реальность иного небесного мира, через святость совершается прорыв в иное бытие. В свою очередь в человеке, прикасающемуся к святости или к другому обожению, в меру его духовного возраста, настойчивости и трудолюбия развиваются нравственные ценности, которые мы хотели бы увидеть в студентах и преподавателях.

Утверждение христианской морали в их среде принесет неоценимую пользу не только их душам, но и обществу, поскольку, явное и открытое исповедование Православной веры обязывает к другому человеческому и гражданскому долгу – явному и открытому исповеданию любви к ближнему, преданности православной вере, нашей земле, нашему городу, нашему Отечеству.

 


Ротерс Т. Т.,

доктор педагогических наук, профессор,

проректор по научно-педагогической работе

ГОУ ВПО ЛНР

«Луганский государственный университет

имени Тараса Шевченко»

 

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

 

Доклад

 

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

ДУХОВНО-ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

 

Актуальность мировоззренческой проблематики в профессиональном образовании сегодня обусловлена совокупностью различных факторов, среди которых важное значение имеет состояние общества, которое характеризуется «безысходностью», «дегуманизацией», «бездуховностью», «техницизмом», «дисгармонией», «нарушением целостности», «дезадаптацией», «отчуждением», «утратой человеческого в человеке», снижением уровня здоровья физического и психического т.д.» – такими смысловыми концептами можно описать современную кризисную реальность мировоззрения.

При этом в высших учебных заведениях отмечается механистический и во многом бюрократический подход к воспитательному процессу, который дробится на такие составляющие, как духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, физическое и др. виды воспитания.

В условиях мировоззренческого кризиса наиболее незащищенным оказывается молодое поколение, студенчество, которому трудно самоопределиться в плюралистическом конгломерате ценностей, идеалов, верований, где важное значение имеет духовно-физическое состояние нашего общества и системы профессионального образования.

Анализ современного состояния физического здоровья студентов (по данным Фильчаков C.А., Чернышева И.В., Шлемова М.В.) показал, что физическое здоровье среди студентов с каждым годом становится всё хуже и хуже. Все эти утверждения находят своё подтверждение при медицинском обследовании студентов.

Разностороннее исследование особенностей нервно-психических заболеваний у студентов, по данным литературы, свидетельствует о весьма значительном распространении нервно-психической патологии в студенческой среде и сводится, в основном, к обширной группе пограничных нервно-психических заболеваний, присутствию депрессивных состояний и шизофрении. Причем если студенты, страдающие шизофренией, в большинстве случаев поступают в вуз уже больными, то основная часть пограничных и депрессивных расстройств развивается во время обучения в вузе.

Анализ уровня физической подготовки 100 студентов классического университета (по данным А.И.Ванюк) показал, что 50% имеют низкий уровень, 30,2% – средний и только 2% – уровень физической подготовки выше среднего.

Большая часть участников исследования считают необходимым поддерживать и улучшать уровень своего здоровья (80%), а остальных участников исследования (20%) устраивает их состояние здоровья и физическая подготовленность и улучшать их не хотят.

Основными мотивами, которыми руководствуются студенты при занятиях физической культурой, служат: желание повысить свою физическую подготовленность (60%); стремление оптимизировать свой вес и улучшить фигуру (70%); желание укрепить здоровье (68%); получить зачет по учебной дисциплине «Физическое воспитание» (80%); воспитать волю, характер, целеустремленность (3%).

Важными средствами для поддержания и улучшения уровня своего здоровья студенты считают: физические упражнения в процессе учебных занятий (28%); клубные формы физической активности (45%); самостоятельные занятия дома (15%).

В процессе учебных занятий студенты хотели бы заниматься фитнесом, аэробикой, атлетической гимнастикой, а также спортивными играми.

По мнению 50% опрошенных студентов, интересы в процессе физического воспитания в университете реализуются частично. 40% считают, что не реализуются вообще и только 10% ответили положительно.

Таким образом, анализ духовно-физического состояние студентов показал, что для достижения более высоких результатов немаловажное значение имеет правильно организованный процесс физического воспитания по формированию и становлению ценностей физической культуры личности. Это происходит благодаря стимулированию развития наиболее значимых для каждой личности биологических и социальных потребностей, убеждений и ценностей в движении, физическом развитии, познании своего тела, физическом совершенствовании, самоутверждении и самовоспитании в контексте мировозренческой парадигмы, где ключевые позиции занимают духовная и физическая составляющие.

Основой духовности в сфере физического воспитания выступает определение смысла занятий физическими упражнениями, стремление к физическому совершенствованию и гармоническому развитию телесних и духовных качеств. На первое место выходит гармоническая целостность человека, направленность на развитие творческого потенциала, восприятие физической культуры как наивысшей социальной и личностной ценности.

Приоритетным стратегическим направлением физического воспитания студентов является формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья, создание условий для формирования у студентов индивидуальных ценносных ориентаций на занятия физическими упражнениями. В этой связи содержание занятий по физическому воспитанию в ВУЗе должно быть направлено в русло формирования ключевых компетентностей: социальних, мотивационных, функциональних.

Методологическим основанием мировоззренческой парадигмы духовно-физического воспитания студентов выступает готовность к освоению ценностей физической культуры, активное стремление найти наивысшие смыслы занятий физическими упражнениями, соотнести свою жизнь с ценностями физической культуры и тем самым войти в духовный мир общечеловеческой культуры.


Ильченко В. И.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной философии и теологии ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университета имени Владимира Даля»

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

Доклад







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.