Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБЩЕСТВА ПРАВОСЛАВНЫХ УЧЕНЫХ





 

Приветствую всех членов Общества Православных Ученых и участников конференции, организованной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики, Луганской Епархией Русской Православной Церкви Московского Патриархата совместно со светскими и православными организациями Луганской Народной Республики.

Проведение данной Конференции здесь – в Луганске – столице Луганской Народной Республики, неоспоримо свидетельствует и доказывает, что Луганская Народная Республика, рожденная, как и Донецкая Народная Республика, в кровавой борьбе против украинского русофобского фашизма, – доказала свою состоятельность, жизнеспособность и стремительное, прогрессирующее продвижение по всем направлениям своего развития.

Может быть, это и покоробит некоторых присутствующих здесь, в зале, но Луганская Народная Республика и Донецкая Народная Республика, как считаю я лично, и все мои коллеги и друзья, – никогда уже не будут в составе, так называемой Украины, каким бы образом она не трансформировалась.

Граждане Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики – де-факто – россияне, поэтому если в докладах выступающих, будут фигурировать формулировки «российская школа», «российский воспитательный процесс», «духовно-нравственной воспитание российской молодежи» и т.п., – прошу Луганских коллег соотносить это к самим себе. Мы Вас от себя – не отделяем!

Сам факт существования Луганской Народной Республики и присутствие нас здесь, на Конференции в Луганске, – доказывает высочайшую эффективность работы Министерства Науки и Образования Луганской Народной Республики и Луганской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата, а также всего педагогического коллектива еще до образования Луганской Народной Республики.

Ваш опыт надо обобщать, изучать и класть в основу методологии религиозно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации.

С уважением и самыми наилучшими пожеланиями всем присутствующим на Конференции!


 

Титаренко С. А.,

доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой иностранных языков и лингво-коммуникативных технологий

Луганского национального аграрного университета

 

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)


Доклад

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ: СПЕЦИФИКА
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

Одним из подходов к поиску механизмов сохранения российской исторической памяти являются описание и анализ феномена идентичности русской религиозной философии конца 19 первой половины 20 века, периода, когда она вышла на передовые рубежи мировой философии.

Философия носила для русских мыслителей жизненно-практический характер, поскольку с её помощью они пытались упорядочить свой нестабильный эмоциональный мир. Выработанные механизмы сдерживания настолько подавили чувственную информацию, что она стала замещаться миром экстатических видений, которые они пытались артикулировать с помощью рациональных средств. Но этот опыт приводил к их преформации. Для конституированной таким образом философии мыслители ощутили недостаточность традиционных философских средств, поэтому в поиске новых, адекватных своей задаче, они обратились к теологии. Выбрав средством упорядочивания своего мистического опыта идеи христианства, они преформировали их содержание, в результате чего те приняли не христианский, а гностический вид.

В основе смыслотворчества русского философа лежат особые формы мысли – протоформы. Здесь определённые признаки описываемых реалий выходят на первый план, и хотя они не отвлекаются от целостного образа, но внутри него уже отличаются от других признаков. Благодаря этому преформируется целостный образ, его содержание утрачивает обусловленную восприятием пространственную и временную конкретность. Однако протоформа не переходит в понятие, различение есть лишь акцентуация при сохранности всего исходного состава образа, здесь ещё нет отвлечения лишь некоторых наиболее существенных черт реалий, мыслимых как таковые, что происходит в понятии. Мышление на уровне протоформы оперирует единым целостным образом, а не расчленёнными и отвлечёнными друг от друга элементами, как в понятийном мышлении.

Особые формы мышления задавали особое измерение языковой личности русского философа - символический уровень. Когда философ рассказывает о своём мистическом понимании, не слово, а ритм должен настроить читателя на аналогичную духовную настроенность и привести его самого в соприкосновение с Тайной, где посредник уже не нужен. Отсюда требование предельной экзистенциально-терминологической чёткости, ведь именно выраженное в правильной конфигурации слов высказывание должно устремить дух к нужной направленности. Язык становится символом инобытия. Внемлющий слову должен возвыситься до процесса его творения и тем самым оказаться в той реальности, которая символизирована. Сопричастность внешнего мира внутреннему Я человека, в чём выявляется лиричность, дополняется соположенностью этого Я лично-трансцендентному – Богу, что возможно лишь символически. В результате образуется трёхмерное языковое пространство. Первый уровень сенсорно-эмпирических отражений как бы «втягивается» во второй уровень – внутреннего отношения Я, уровень ментальный, создавая лирический дискурс, и всё это затем «вытягивается» на третий уровень – символической отнесённости к высшему.

Уникальная коммуникативная направленность текстов выступает проявлением тенденции «экзотерического эзотеризма». Этот модернизированный вариант эзотеризма обращён ко всем, а новый эзотерик воспроизводит своё знание с помощью способов обоснования традиционной культуры. При этом форма самовыражения и трансляции неотделима от содержания, становится способом его реализации. Её мы терминологически определили как «пневматерапию». Русский мыслитель считает, что, осуществляя поиск предназначения своей жизни в ориентации на идеи, возникшие из осмысления объективного мира как данности, человек приходит к осознанию бессмысленности своего существования. Русский философ полагает, что отсюда вытекает трагизм человеческого бытия, его болезнь. Свою задачу как пневматерапевта он видит в выявлении в идеях сознания и их комплексах скрытой работы духа как высшей и наиболее подлинной, затем в осознании и коррекции этой работы и в новой, теперь уже более позитивной, деятельности смыслопридавания.

Русская философия связана с идеями романтизма, совпадая и не совпадая с ними. Это выражено в следующих моментах:

- русские философы едины с романтиками в критике рационализма и продуцировании символических описаний трансцендирования, однако они, начиная с Вл. Соловьёва, не принимает субъективизма романтиков;

-русские философы наследуют парадоксальность мышления романтиков, в частности, парадоксальную логику «бриколяжа», где познание двигается по кругу от одной противоположности к другой, замыкая различие в единство;

У русских религиозных философов под влиянием сложных жизненных обстоятельств возникло особое чувство одиночества как отчуждения от мира. Оно осмысливается в качестве установки на миропреодоление. Весь опыт человеческой жизни в мире как самодостаточный оценивается негативно и интерес перенаправляется к достижению внутреннего творческого экстаза, в котором происходит аннигиляция мира и выход во внемирное существование. Этот выход – творчество и духовное самопреображение. Творчество из преображения мира превращается в некое внутреннее творческое состояние. Русские философы продолжая характеризовать христианство как подлинную религию, вместе с тем отказывает ему в полноте выражения истины. Система, где ключевая христианская идея Творца как изначального генерирующего начала дополняется мистической идеей некоей изначальной глубины - Безосновного с вынесением её вне Творца, начинает кардинально противоречить христианству. Обосновывая истинность своего нововведения, русские философы пишут, что мистический опыт не подлежит религиозной рационализации, он таинственно глубинен. А поскольку философия является, по их мнению, субъективным осмыслением, то, признавая проблематичность и ограниченность своего осознания, она более адекватна мистике. Мистика и творчество и стали для русских мыслителей духовной заменой религии, а объединить их должна была именно философия. Данный тип духовной деятельности мы определяем как теологию культуры. Здесь устремлённость к Христу, завершающаяся искуплением, противополагается культуротворческому самораскрытию человеческого Я, и этот парадокс служит стержневым мотивом построения новой антропологии. Поэтому возникает противоречие христоцентризма и антропологическогокультуроцентризма. Однако определяя ведущую роль человека в этом процессе, они характеризовали данные постижения не в качестве религии, основывающейся на осмыслении откровения свыше, а в качестве религиозной философии. Она заключалась не в поиске оправдания новозаветной традицией творческого потенциала человека, а в философском постулировании неизбежности особой апокалиптической эпохи, вызываемой не Богом, а человеком.

Духовные искания самобытной русской философии в лице Владимира Соловьёва и его последователей возвысивших эту традицию до уровня мирового философского развития, были направлены на поиск путей эволюции от европейской гуманистической мысли в сторону христианского мировоззрения. Но как это бывает на путях эволюции, прежние формы настолько сковывали, настолько искажали другую реальность, что она не могла выступить в своём подлинном содержании. В поисках перехода от рационалистических форм гуманизма к духовному опыту христианства мыслители этой традиции, осознанно или неосознанно, воспроизводили подходы гностической мысли и родственные ей формы духовного опыта, и это накладывалось на их христианское миропонимание, порождая противоречивость их мысли. Русские философы полагали, что в обезбоженном гуманизмом мире они вновь повели человечество к Богу, но в своей философской апологетике христианства они, переходя границы философствования и вторгаясь в сферу религиозной веры, зачастую подменяли веру философствованием. Это приводило к желанию изменять основы вероучения в соответствии со своими философскими и околофилософскими измышлениями.

Поэтому возврат к стилю русского религиозного философствования может быть продуктивным только на путях возврата к подлинному христианству, что и почувствовали философы русского неопатристического синтеза.

 

Шкуран О. В.,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры украинского языка и общего языкознания

ГОУ ВПО ЛНР «Государственный университет

имени Тараса Шевченко»

 

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

Доклад







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.