Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДВА КРЫЛА ДУХОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА РЕСПУБЛИКИ





 

Всечестные отцы! Уважаемые коллеги!

Дорогие братья и сестры!

 

Сегодня в жизни каждого сидящего в этой аудитории происходит важное духовно-нравственное событие – мы видим людей-единомышленников – священство и светских педагогов, – вектор взгляда которых направлен в одну сторону – в будущее обучающихся в университете студентов. В скором будущем их ожидают школы и различные общеобразовательные учебные заведения с подрастающими детьми. А как можно за такое короткое время подготовиться к ювелирной работе – к работе с душой ребенка. Сегодня мы ищем ответы на вопросы: как правильно воспитывать подрастающих педагогов?

Профессорско-преподавательский состав университета имеет мощный научный, методический потенциал. Но самое главное: университет находится в благодатном полиязыковом пространстве. Его можно представить в виде свободно летящей птицы с двумя крыльями. Эти крылья – составные духовности человека.

Многие ученые пытаются найти ответ на вопрос: что такое духовность в образовании? Ответ очевидно прост и замысловат, завуалирован за идеалогизированной многолетней политической ширмой, сложен и многогранен.

С первородным грехом человек обретает три составных: тело, душу и дух. Тело отвечает за инстинкт самосохранения, за продолжение рода; душа живет умственной эмоционально-чувственной жизнью, включая симбиоз деятельности мозга, сердца и воли; а дух подкрепляется совестью. А как же совместить и создать гармонию? Для православных ответ не прост: трудись над собой и совершенствуй. Как пишет Феофан Затворник: Плодотворным будет то образование, которое возбуждает сокрытые требования человека преобразовывать чувства, распознавать их и возводить это в правила жизни. Если не обращать внимание на духовное, то взрослеющий студент легко будет совершать неблагородные поступки, потому что для добрых намерений нужно трудиться. Главное, не упустить гармоничное формирование внешнего и внутреннего человека. Чтобы сошлись «пазлы».

Немаловажное значение в этом играет восточнославянская художественная литература, а точнее русская и украинская. Можно ли назвать это двумя крыльями духовности? Конечно, да. Хотя бы потому, что сочетание лучшего в такой литературе способствует развитию многих положительных потенций души. У русской литературы есть прекрасные исследования Михаила Михаиловича Дунаева «Вера в горниле сомнений», сочинения в 6 томах «Православие и русская литература» и др. У нас есть хороший фундамент для дальнейших исследований восточнославянской литературы в мире православия.

Но в украинской литературе таких монографий, охватывающих данную проблематику нет. Значение украинской литературы достаточно велико и значимо. Например, всем известный украинский баснописец Григорий Сковорода в своем сборнике «Басни Харьковские» акцентирует внимание на формирование внутренних качеств и определяет мораль: «Ворона и чиж» – Сердце и привычки говорят о том, кто таков человек. А не его внешние данные; «Жаворонки» – У всякого дела должно быть доброе начало и такой же конец; «Часовые колеса» - С разными жизненными талантами и жизнь разная, но конец всем один – честность, мир и любовь; «Ветер и философ» – Кто на погоду и урожай сердит – значит на самого всевидящего Бога зол; «Орел и черепаха» – Расточительство и стремление к наслаждению многих привело в противоестественное положение; «Змея и буффон» – Чем лучше добро, тем более глубоким трудом, как ров, обкопанно; «Две жабы» – Всякое богатство может закончиться, а вот честное ремесло всегда будет источником бедного, но безопасного существования; «Два драгоценных камня – изумруд и бриллиант» – Цена и честь – одно и тоже. Образование и вера в Бога, милосердие, великодушие, справедливость, постоянство, целомудрие – вот наша цена и честь; «Верблюд и олень» - Библия – это источник. Ее живительная вода похожа на водопад, выпускающий китом тайную воду нетленности». К сожалению, произведения этого автора полностью так и не переведены на современный украинский язык. Но это никак не уничижает достоинство и духовную значимость этих произведений.

Советское время способствовало развитию духовных ценностей подрастающего человека даже при отрицании Божественного начала человека. Ведь нравственность должна иметь хороший фундамент для мотивации. В течение многих десятилетий существования авторитарной системы такие механизмы воспитания срабатывали. В украинской подростковой литературе стоит отметить творчество и О. Иваненко, и А. Копиленко, и О. Донченко, и Н. Трублаевского (Трублаини), и В.Сухомлинский, и др.

Кладезем нравственных поучительных историй является творчество Оксаны Иваненко. Ее произведения были направлены на формирование гражданина своей страны, но романы, описывающие непростое детство украинского писателя, поэта, основоположника украинского современного языка Тараса Шевченко, изображая необыкновенный детский многострадальный мир будущего классика; описывающие мужественный и жертвенный поступок Януша Корчака, отдавшего свою жизнь без промедления в газовых камерах концлагеря; рассказы с удивительным названием «Большие глаза» – видящие самого себя и окружающих в лучшем понимании, преодолевающем собственные страхи для спасения более слабых. На протяжении двух десятилетий мы обучали и воспитывали школьников, студентов на этих примерах. Неужели можно сомневаться в правильности выбранного пути дальнейшего развития посредством украинской литературы?

Сегодня неоднозначно оценивается украиноязычная литература в нашей Республике обывателями – людьми, далекими от глубоких литературоведческих знаний, – но пытающихся принимать активное участие в формировании духовных векторов подрастающего поколения.

Хочу сказать, что нужно остановиться в этой бессмысленной борьбе с давними традициями нашего региона. Невозможно в один миг всех отлучить от традиционного фундамента в воспитании будущих педагогов, соответственно будущих школьников, – двух крыльев духовности.

На земле нашей Республики сформировался как педагог и писатель Борис Гринченко, как детский писатель Григор Тютюнник. Именно Б. Гринченко впервые описал труд шахтеров, и невыносимые условия жизни шахтерских семей в конце 19 – начале 20 столетий; создал цикл рассказов о тяжелом сиротском детстве, о возможности совершать героические поступки в любом возрасте, защищая свой родной край, своих близких людей.

Григор Тютюнник стал автором повести о детях Донбасса в годы Великой Отечественной войны. Главный герой Климко стал прообразом многих детей войны, который вместо школьных уроков вынужден был искать возможность для пропитания своих соседей и первой учительницы.

Потенциал такой литературы очень богат. Поэтому считаем правильным создание своей системы ценностно-эмоционального влияния посредством украинской литературы на будущих педагогов.

Это не экскурс в украинскую литературу, понадобиться много времени и бумаги, чтобы рассказать и написать о положительных духовно-нравственных возможностях этой литературы. Печально, что многие родители в школах не понимают, что собственными руками разрушают духовные потенции уроков литературы – отказываясь от второго государственного языка в учебном процессе собственных детей.

Не хотелось ограничивать свое выступление только иллюстрацией возможностей украинской литературы, ведь на протяжении восьми десятилетий мы были отрезаны от европейской литературы, в которой можно выбрать уникальные произведения своего времени. Нельзя не упомянуть книгу Эдмондо де Амичиса «Сердце». Точнее это не книга, а дневник школьника, немного претерпевший изменения после резюмированных замечаний и рекомендаций отца. Итальянский автор вводит читателя в необыкновенно целомудренный мир ребенка: он добр, милосерден, стыдлив, беспомощен, красив, наблюдателен. Но больше всего поражает умение отца главного героя по-христиански правильно трактовать бедность, скупость, жестокость многих одноклассников своего сына, формировать духовно щедрого и любящего гражданина своей Республики. Ведь книга, номинированная на Нобелевскую премию, была опубликована во времена гражданской войны в Италии.

Художественная литература 21 века ознаменована книгой-повестью «Скеллиг» современного английского писателя Дэвида Олдмонда – лауреата Уитбредовской премии. « Дэвид Алмонд пишет просто о самом сложном. О том, что так важно понять человеку в десять-двенадцать лет, о вопросах, которые бередят душу и на которые не знают ответа взрослые: правда ли, что лопатки нужны для того, чтобы к ним крепились крылья? Могут ли ожить глиняные фигурки, если очень постараться, когда их лепишь? Помогает ли любовь от болезней? Алмонд пишет так, что его читают дети и взрослые по всему миру – его книги переведены более чем на два десятка языков».

Поэтому богатый духовный мир главных героев иллюстрирует желание каждого человека трудиться над собственным внутренним миром и менять его в лучшую сторону. А где эта лучшая сторона – определяют правильно подобранные книги.

Восприятие литературного произведения в контексте духовной культуры человечества позволяет подготовить будущего специалиста к дальнейшему самостоятельному общению с искусством слова, развить способности ориентироваться в жизни и строить отношения с людьми, овладеть способами личностного взаимодействия и взаимовлияния.

К сожалению, в современной образовательной ситуации сложилась тенденция преподавать литературу в отрыве от эмоционально-личностных проблем самих студентов. Рационализация духовной жизни современного человека приводит к односторонности его развития, в котором преобладает вектор в сторону интеллектуализма, а эмоциональная бедность не может не обернуться нравственной глухотой.

В наше время, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, живущего в плену ложных ценностей «Не плоть, а дух растлился в наши дни» (Ф. Тютчев), – сегодня, как никогда, важно обратиться к эмоционально-ценностному потенциалу литературы и с помощью великих художников слова дать ценностные ориентиры новому поколению читателей. Эта высокая педагогическая цель совпадает с основной функцией литературы: силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его эмоционально-личностное отношение к миру, способствовать развитию эмоционально-ценностного опыта.

В жизни молодого человека обычно высоко ценится ум, какой-либо художественный талант, устройство и благополучие жизни, житейское благоразумие и мудрость, даже иногда физическая ловкость и сила, физическая красота. Однако все эти ценности значительно ниже нравственной настроенности и нравственной жизни. Мало того, только доброе направление воли или истинное значение и достоинство прочим человеческим ценностям – уму, художественному таланту, науке, искусству и т.д. Без доброго настроения остальные ценности могут обратиться в недостатки человека и причинят ему и окружающим зло, например, ум жестокого человека, сильная воля, но дурного направления, литература и искусство нравственно нечистоплотных творцов и т.п. Значит, высокое нравственное достоинство и добрая нравственность человека есть высшее благо, лучшее его украшение.

Литература остается стержневой учебной дисциплиной в университете, которая призвана заниматься целенаправленным и последовательным развитием эмоционального мира cтудентов. Только в курсе литературы «лепка» души человека осуществляется через приобщение к духовным ценностям, которые оформились по законам красоты, отчего освоение мира сквозь призму искусства обретает глубоко личностный, «осердеченный» характер. И в связи с этим важно, чтобы литературное произведение эмоционально воздействовало на духовный мир развивающейся личности, побуждая ее к самосовершенствованию и творческому преобразованию мира.

Поэтому от позиции выпускников нашего вуза тоже будет зависеть будущее страны. В центре обновленной системы ценностей в нашей стране утверждается ныне человек – уважающий многовековые православнохристианские традиции во всех сферах деятельности. И именно каждой человеческой личности в отдельности предстоит осуществлять великие преобразования – начать с себя, с нравственного очищения, с обновления своего внутреннего «я» со стяжания мира в себе. И как говорил Федор Достоевский: «Каждый из нас в ответе за всех». А это и есть духовным коллективизмом, желанием помочь всем стать лучше и добрее.

 

 


СТАТЬИ

УДК 378.015:31:2-67

Алехина Г. В.,

ассистент кафедры культурологи и кино-,телеискусства

Института культуры и искусств

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный

университет имени Тараса Шевченко»

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.