ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ





 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос важности формирования духовно-нравственных ценностей, национальных базовых ценностей на основах православной культуры с позиций аксиологического (ценностного) подхода.

Ключевые слова: личность, духовно-нравственные ценности, национальные базовые ценности, православная культура, аксиологический подход.

Annotation: The article discusses the importance of the formation of spiritual and moral values, national basic values in the foundations of Orthodox culture from the standpoint of axiological (valuable) approach.

Keywords: personality, spiritual and moral values, national basic values, of Orthodox culture, the axiological approach.

 

Многоотраслевая наука педагогика, насыщенная закономерностями воспитания людей, управлением их развития, действует согласно с потребностями общества. Целенаправленно воздействуя на него, внося коррективы в процесс, стремясь к достижению определенного результата, на выходе последних десятилетий, к сожалению, имеет не только позитивные изменения, происходящие в личности воспитуемых, но и негативные.

Анализ психолого-педагогической литературы, современных монографий, статей в публицистике дает возможность обзора существующих воспитательных проблем, нивелирования морально-нравственных категорий, двусмысленного толкования понятий общечеловеческих ценностей, а иногда и полной подмены этих понятий. Перенасыщенное информацией общество, выстраивающее межличностные отношения на толерантности к иному мировоззрению, культурным традициям и образу жизни, по инерции также «толерантно», а порой и безучастно относится к безнравственным явлениям, безсострадательно и безинициативно к личным трагедиям и переживаниям других членов этого общества. Очевиден современный духовный кризис.



Построение системы воспитания на аксиологическом (ценностном) подходе становится более актуальным. Понятие «национальные базовых ценностей» выступает на первый план. И именно благодаря им формируется содержание духовно-нравственного воспитания.

Анализ энциклопедических, толковых, философских, психологических словарей показал, во-первых, что понятия «духовность», «нравственность», «нравственное воспитание» по содержанию своему в них синонимичны, но выделены и трактуются отдельно; во-вторых, понятие «духовности» рассматривается с двух позиций: религиозной и светской; в-третьих, понятия «духовно-нравственные ценности», «духовно-нравственное воспитание» в упомянутом словосочетании не приводятся.

Что в свою очередь позволяет сделать вывод об относительно недавнем (последние два десятилетия) введении данных понятий. В педагогической науке нет единого подхода к определению сущности духовно-нравственного воспитания, а тем более к понятию «духовно-нравственные ценности», так как в зависимости от мировоззрения самого автора, его религиозности или светскости, содержание понятия меняется, порою становясь даже противоречивым.

При этом даже светскими исследователями признается, что «природа базовых ценностей, являющихся «ядром» всей системы ценностей общества-нации, преимущественно религиозная». Но существование Бога допускается как идея, но не как Личность. [5, с.28]

Под духовно-нравственными ценностями личности будем понимать совокупность приобретенных внутренних установок, понятий, принципов, определяющих поведение, духовных качеств, интеллектуальной сферы личности, необходимой ей для саморазвития и самореализации в конкретном обществе.

Формированию духовно-нравственных ценностей личности отведено особое место в современной системе воспитания. Построение системы воспитания с опорой на базовые национальные традиции (аксиологический подход) осуществляется во многих государствах – России, Белоруссии, Луганской Народной Республике и других.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» так определяет «базовые национальные ценности»: «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях». Концепция выделяет патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, труд и творчество, науку, традиционные российские религии, искусство и литературу, природу, человечество.

Разработанная в 2009 году «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации с целью совместного обеспечения условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [4].

Знаменательно, что 2015 год объявлен Годом Духовности в Луганской Народной Республике: возвращены уроки духовности в школы и вузы, православные священники Московского патриархата принимают участие во всех сферах общественной жизни, в дошкольных учреждениях апробируется введение курса основ православной культуры и др.

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики, ГУ ЛНР «Научно-методический центр развития образования ЛНР», Луганская епархия УПЦ, Ровеньковская и Свердловская епархия УПЦ согласовали Программу тематических воспитательных часов духовно-нравственного направления для общеобразовательных учебных учреждений ЛНР «Час духовности» для преподавания в 6-11 классах в 2015-2016 учебном году.

Основное содержание Программы определяет введение первоначальных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, нравственный выбор, достоинство, любовь и др.); первоначальных представлениях о значении религиозной культуры в жизни человека и общества, свободе совести и вероисповедания, роли православной религии в развитии государства, в истории и культуре нашей страны; представлениях о духовных ценностях; уважительном отношении к старшим, доброжелательном отношении к сверстникам и младшим; бережном, гуманном отношении ко всему живому.

Например, в рамках изучения темы «Семейные ценности в Православии» предлагается рассмотреть вопросы православной культуры отношения к ближнему, понимания другого человека как творения Божия, отношение человека к семье (родителям, близким, старшим).

Педагог может подойти к изложению творчески. Кроме ознакомления с традиционно-православным взглядом на тему, предложить ребятам творческие проекты «Семейные реликвии», «Семья – как один, или каждый сам по себе» и др.; игры, ребусы и викторины; раскрыть смысл христианских понятий: долготерпение, смиренномудрие, братолюбие и др.; показать соответствующие кинокадры, привлечь к совместной работе и последующей рефлексии родителей. Это создает возможность совместного формирования духовно-нравственных ценностей подрастающей личности.

В 2016 году педагогическое и общественное внимание прогнозировано сосредоточится на проблемах именно духовно-нравственного воспитания. Активно разрабатывается «Концепция духовно-нравственного развития».

Базис воспитания направляется не к Человеку, а к Богочеловеку…

Воспитание на основах православной культуры, которая направляется Православной педагогикой, открывает больше возможностей для воспитания гармонично развитой личности. Имея жесткий духовный стержень, четкие критерии личного нравственного выбора «добро-зло», иерархичность духовно-нравственных ценностей в православном, святоотеческом их понимании, человеку легче противостоят негативным изменениям и влияниям из «вне» и находится в постоянном самосовершенствовании, богоуподоблении, во благо людям, Отечеству, миру в целом.

Православная педагогика, имеет краеугольным камнем, поставленным во главу угла, Бога – Абсолюта, и никогда не изменит свои установки и ориентиры, совершенствуя со временем лишь методы и формы педагогического взаимодействия. Секуляризированная педагогика, основываясь на Человеческом, имея средством Человека и результатом – изменение Человека, ради опять-таки Человека, меняет установки и ориентиры педагогического воздействия в зависимости от эпохи, среды воспитания, заказа общества. Секуляризированная педагогика, в отличие от Православной, по-своему структурирует и трактует нравственные категории, наполняет иным содержанием понятия «духовно-нравственная культура», «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственные ценности». Она не принимает трехсоставность человека (дух-душа-тело) и осуществляет всестороннее воспитание личности дошкольника, не предусматривая эту иерархичность. Пользуясь достижениями и наработками современной психологии (первоначально – науки о душе!), подменяет по сути понятия, говоря о «подсознании», а не о «душе». А это неизбежно ведет к формированию нравственных основ, духовных идеалов, ценностей и самого мировоззрения иных от традиционно-православного, святоотеческого понимания [5, с. 34].

Все это наглядно показывает образовавшийся современный «духовный вакуум».

В виду исторически устоявшихся культурных особенностей региона (раннее – восточной территории Украины, ныне – территории Луганской Народной Республики), традиционным вероисповеданием является Православие. Личным примером педагога и его духовно-нравственными идеалами, выстраиванием направлений воспитательной системы работы образовательных учреждения на аксиологическом (ценностном) основании, используя средства православная культуры, ныне можно «наполнить» ребенка, гармонично и всесторонне развить.

Практика введения курса основ православной культуры (под одноименным названием или же каким-то иным), празднование традиционных православных торжеств (Рождество Христово, Светлого Христова Воскресения и Пасхальной седмицы, Дня памяти святого Николая Чудотворца и др.), проведение экскурсий на духовно-нравственную тематику (возложение цветов к могиле Неизвестного солдата, программная и одобренная родителями экскурсия в Православный храм и др.) и иные мероприятия для духовно-нравственного взросления личности благотворно сказываются не только на процессе ее всестороннего развития, но и взаимодействующих с ней.

Данная статья не умаляет значения физического, познавательно-интеллектуального и др. развития личности, но всячески подчеркивает важность духовно-нравственного развития, качественного осознания сущности морально-нравственных понятий, формирования духовно-нравственных ценностей на основе православной культуры с позиций аксиологического подхода.

Литература

1. Векторы духовности. Архимандрит Рафаил (Карелин). – М.: Лествица, 2003. – 415 с.

2. Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. (http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html)

3. Иван Ильин. Основы христианской культуры. – СПб.: Шпиль, 2004. – 352 с.

4. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - www.vestnik.edu.ru/proect.html

5. Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога: моногр. / О.В. Розина; под ред. В.А. Попкова. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Наука и Слово, 2015. – 252 с.

 

 


 

УДК 37









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.