Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Духовного воспитания детей, подростков, молодёжи





 

Аннотация. В статье охарактеризованы особенности взаимодействия учителей общеобразовательной школы, педагогов дополнительного образования, педагогов воскресных школ, преподавателей вузов и колледжей в рамках открытого педагогического конкурса «Покровские педагогические чтения». Показано, что Покровские педагогические чтения представляют собой особую форму поиска и теоретического обоснования эффективных методов, приёмов, форм духовного воспитания детей, подростков, молодёжи на основе ценностей православной культуры. Проанализированы проблемы, возникающие в процессе поиска и обоснования новых средств духовного воспитания, и охарактеризованы перспективы такого поиска.

Annotation. The article describes the specifics of the interaction between secondary school teachers, teachers of supplementary education centres and Sunday schools, college and university professors within the framework of the open pedagogical contest “The Pokrov Pedagogical Readings”. It is demonstrated that the Pokrov Pedagogical Readings present a special form of the search for and theoretical underpinning of effective methods, techniques and forms of moral education of children, adolescents and young adults on the basis of the values of Orthodox Christian culture. The work analyzes the problems which arise in the course of the search for new ways of moral and spiritual education and the perspectives of the search.

Ключевые слова: православная культура, духовные ценности, духовное воспитание, методы духовного воспитания, организационные формы духовного воспитания.

Key words: Orthodox Christian culture, moral values, moral education, methods of moral education, organizational forms of moral education.

2 ноября 2015 года в Волгограде состоялся открытый конкурс «Вторые всероссийские Покровские педагогические чтения», проходивший на базе Царицынского Православного университета. В конкурсе приняли участие учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги воскресных школ, преподаватели вузов и колледжей из Волгограда, Воронежа, Оренбурга, Пскова, Рязани, Смоленска. В работах педагогов был представлен широкий диапазон педагогических средств, позволяющих создать благоприятные условия для духовного и нравственного совершенствования подрастающего поколения.

Первые педагогические чтения, собравшие учителей и педагогов дополнительного образования, работающих в сфере духовно-нравственного воспитания, прошли 10 лет назад, в год 10-летия Центра «Истоки».

МОУ Центр «Истоки» не случайно выступил организатором этих чтений. Центр начал свою деятельность в ноябре 1993 года как Центр духовной культуры управления образованием администрации Волгограда. Основной целью деятельности учреждения является создание условий для познания и усвоения детьми и подростками норм и ценностей, основанных на традиционной российской духовности.

В кружках МОУ Центра «Истоки» по дополнительным образовательным программам художественно-эстетической, социально-педагогической, туристско-краеведческой и культурологической направленностям ежегодно обучаются около 3500 детей в возрасте от 5 до 18 лет. При этом большая часть программ, реализуемых Центром – культурологические. Среди них такие программы, как «Азы православия», «Православная культура», «Путешествие по Библии», «Уроки нравственности», «Русские традиции», «Красота славянской письменности» и другие.

Помимо основной деятельности, МОУ Центр «Истоки» ведет большую работу по методическому обеспечению процесса духовно-нравственного воспитания в городе. Ежегодно проводятся педагогические чтения, городские семинары и конференции по вопросам духовно-нравственного воспитания; круглые столы, на которых представители администрации города, Волгоградской епархии обсуждают с педагогической общественностью актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. С 2011 года МОУ Центр «Истоки» работает в режиме городской экспериментальной площадки (в настоящее время – региональная инновационная площадка) по теме: «Формы и методы духовно-нравственного воспитания в муниципальных образовательных учреждениях на основе ценностей православной культуры». На базе МОУ Центра «Истоки» работает научно-исследовательская лаборатория проблем духовно-нравственного воспитания, заведующей которой является доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета. В Центре проходят заседания секций «Словесность», «История и обществознание», «Духовное пение», «Основы православной культуры» городского методического объединения педагогов, работающих в области духовно-нравственного воспитания детей «Лествица». Педагоги МОУ Центра «Истоки» участвуют в подготовке и проведении городских и областных курсов по подготовке учителей к преподаванию «Основ православной культуры», курсов по духовно-нравственному воспитанию на уроках русского языка и литературы, музыки, истории и обществоведения.

МОУ Центр «Истоки» в работе с детьми и педагогами образовательных учреждений Волгограда тесно сотрудничает с Волгоградской епархией, Волгоградским областным отделением общероссийского общественного фонда «Российский детский фонд», «Союзом православных женщин», Волгоградским отделением Российского фонда культуры, Международным фондом «Александр Невский», Волгоградским социально-педагогическим университетом, Волгоградским государственным университетом, областной библиотекой им. Горького. Все социальные партнеры МОУ Центра «Истоки» в той или иной мере участвовали в подготовке и проведении педагогических чтений.

Первые педагогические чтения, состоявшиеся в 2003 году, назывались Рождественскими и проходили в январе. Изначально было желание собрать единомышленников и обменяться интересными педагогическими находками, обсудить проблемы организационного и методического характера, которых было множество. В 2003 году в школах только начинался процесс введения кружков и факультативов по основам православной культуры, поэтому участников было не много. Но уже через несколько лет число желающих участвовать в конкурсе настолько возросло, что приходилось открывать новые секции. При этом качество представляемых на конкурсе работ было самым разным, нередко невысоким. Учителя или ограничивались рассуждениями о том, как прекрасно, что детей знакомят с православной культурой, или предоставляли готовые разработки занятий, праздников без объяснения того, на какие теоретические основы (психолого-педагогические, философские, богословские) они ориентируются в своей практической воспитательной деятельности. Требования отражения в конкурсной работе процесса и результатов проведенного авторами исследования методического характера вошло в дальнейшем в положение о педагогических чтениях.

В процессе проведения конкурса обнаружилась и другая проблема, связанная с возможностью обобщения передового педагогического опыта. Под духовно-нравственным воспитанием различными педагогами и педагогическими коллективами образовательных учреждений понимается совершенно различная педагогическая деятельность – от организации шахматного кружка до участия вместе с детьми в богослужении. Для преодоления негативных последствий различных подходов к осуществлению духовно-нравственного воспитания необходимо было разработать и представить всем педагогам-участникам воспитательного процесса единые методологические и методические основания духовно-нравственного воспитания. Такая работа активно осуществлялась в рамках функционирования экспериментальной площадки и методического объединения «Лествица». Логическим завершением этой работы стало то, что педагогические чтения в течение нескольких лет проводились как итоговые для работы педагогов в секциях и педагогических лабораториях методического объединения. С 2010 года чтения были перенесены на октябрь – ноябрь и стали называться «Покровскими педагогическими чтениями».

С 2013 года Покровские чтения получили статус Всероссийских. Цели конкурса остались прежними: привлечение педагогов образовательных учреждений к разработке содержания, форм и методов духовно-нравственного образования и воспитания; ознакомление с позитивным опытом в сфере духовно-нравственного образования и воспитания; формирование у педагогов образовательных учреждений исследовательских умений в области изучения теории и практики духовно-нравственного воспитания. Только поиск единомышленников стал осуществляться уже не в масштабах города, а и в различных регионах Российской Федерации [2].

Участники Всероссийских Покровских педагогических чтений, вышедшие в финал, могут представить свою работу на одной из пяти секций:

- организация духовно-нравственного воспитания средствами музыки: содержание, формы, методы;

- организация духовно-нравственного воспитания средствами истории и обществознания: содержание, формы, методы;

- организация духовно-нравственного воспитания средствами русского языка и литературы: содержание, формы, методы;

- современные педагогические технологии на занятиях и во внеурочной деятельности в рамках модуля «Основы православной культуры» учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики»;

- духовно-нравственное воспитание в дополнительном образовании детей.

Наибольший интерес традиционно вызывает работа секции, посвящённой проблемам преподавания основ православной культуры. Педагоги представляют оригинальные методы погружения детей в мир Евангельских притч (Т.В. Берсенева, Е.В. Савенкова) [1], способы использования мультимедиа для развёртывания перед детьми смыслов православной культуры (О.А. Дедусенко, Е.А. Сиротина) [3], а также другие оригинальные формы и методы преподавания основ православной культуры, основанные на достижениях современной педагогики и методики. Большое внимание уделяют педагоги применению игры в процессе изучения основ православной культуры, использованию потенциала православных праздников в духовно-нравственном воспитании детей, подростков, молодежи.

Однако тематика работ, представленных на конкурс в 2015 г., была значительно шире. Впервые были представлены работы, посвящённые духовно-нравственному воспитанию студенческой молодёжи в аудиторной и внеаудиторной деятельности: формы и методы использования притч на занятиях по истории и обществознанию в колледже (О.Н. Китаева, г. Волжский Волгоградской области), педагогические способы духовно-нравственного воспитания студентов в рамках филологического образования (Э.П. Аргунеев, Оренбург). Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников ярко и интересно представлен в работе Н.А. Павловой (г. Гагарин Смоленской области).

Большое место в представленных на конкурс работах занимают мини-исследования педагогов, связанных с использованием краеведческого материала в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В этом плане большой интерес представляет обоснование и описание комплексной экскурсии по святым местам родного края, разработанной в контексте системно-деятельностного подхода: экскурсия имеют в своей основе единую идею Православия как основы существования русской земли и основы бытия русского человека, единую сюжетную линию, а каждой остановке соответствует какое-либо ключевой дело (Г.Н. Васильев, Псков). Этим же педагогом разработан краеведческий курс «Литература и музыка древнего Пскова», обращённый к ценностно-смысловой сфере ребёнка и воспитывающий отношение к малой родине как непреходящей ценности. Заочная экскурсия «Улица Мира» (З.Б. Мельник, Волгоград) позволяет юным экскурсоводам не только больше узнать о первой улице, возрождённой в разрушенном Сталинграде, но и познакомить других людей с нравственным подвигом жителей города-героя, возрождавших из руин любимый город. Краеведческая тематика прослеживается и в работах учителей-словесников. Так, О.В. Лосева (Волгоград) представила опыт реализации технологии «творческая мастерская» при изучении произведений писателей нашего края.

В рамках педагогических чтений проводятся мастер-классы педагогов учреждений основного и дополнительного образования детей, преподавателей колледжей и вузов, круглые столы с представителями Царицынского православного университета. В 2013 г. мастер-класс «Изучение темы "Время и вечность" с использованием мультимедийных средств» представила Е.Е. Сиротина; Е.В. Савенкова познакомила педагогов со способами изучения Евангельских притч. В 2015 г. большой интерес участников Покровских чтений вызвал мастер-класс О.В. Каменевой (Волгоград) «Путешествие в город "С"». Автор представила педагогам игровую форму приобщения подростков к православным семейным ценностям, включения их в освоение ролей, характерных для православной семьи.

Однако наряду с достижениями Покровские педагогические чтения выявили ряд проблем. Одна из них – некорректное теоретическое обоснование форм, методов, приёмов духовно-нравственного воспитания. Некоторые педагоги, раскрывая особенности становления духовного мира растущего человека, ссылаются на работы гуманистов Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, взгляды которых противоречат православному миропониманию. В ряде работ описываются формы духовно-нравственного воспитания, не отличающиеся новизной – экскурсии, беседы, «празднично-календарные» проекты в их традиционной форме, в рамках которых воспитание осуществляется в лучшем случае на социальном уровне, без «выхода» на ценности и смыслы. Крайне редко, но встречаются работы, где описываются чуждые Православию педагогические практики («вживание» маленьких детей в образ неодушевлённого предмета, элементы нейролингвистического программирования и т.п.). Это свидетельствует о необходимости расширения просветительской работы среди педагогов. В единичных работах наблюдается избыток «православной риторики» наряду с крайне слабым обоснованием педагогических методов. Авторы таких работ составляют целевую аудиторию, при работе с которой ведущим является направление педагогического просвещения наряду с практикумами по обоснованию предлагаемых форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию. Однако в целом работы педагогов отличаются цельностью, концептуальностью, строгой ориентацией на мировоззренческие установки Православия, новизной предлагаемых форм, методов, приёмов, систем работы по духовно-нравственному воспитанию детей, подростков, молодёжи.

Покровские педагогические чтения получили множество положительных отзывов педагогов. Удачным оказалось и включение мастер-классов в работу секций чтений. Педагоги отмечают, что материалы, с которыми они знакомятся во время работы чтений, планируют использовать в своей педагогической деятельности. Надеемся, что в дальнейшем наше педагогическое сообщество будет расширяться, и сотрудничество педагогов будет плодотворным.

 

Литература

  1. Духовно-нравственное воспитание в светских образовательных учреждениях на основе ценностей православной культуры. – Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2012.
  2. Духовно-нравственное воспитание учащихся: взгляд с позиций православной культуры: сб. статей. – Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2013.
  3. Сиротина, Е.А. Возможности мультимедийных средств обучения в решении задач духовно-нравственного воспитания младших школьников / Е.А. Сиротина, И.А. Соловцова // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания» № 3 (17) Сентябрь 2012 // http://grani.vspu.ru/files/publics/1348485770.pdf; дата размещения 24.09.12

 

 

УДК 37

Богиня Ю. А.,

практический психолог общественной организации «Родительский комитет Луганщины», руководитель научно-образовательной группы духовно-просветительского центра имени святого преподобного Нестора Летописца ГОУ ВПО ЛНР

«Луганский государственный университет имени

Тараса Шевченко»

 

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ МЕТОДОВВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА БАЗЕ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «ЛЮБОВЬ МУДРА» ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА ИМЕНИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО

НЕСТОРА ЛЕТОПИСЦА

Аннотация. Реализация духовно-нравственных методов воспитания студентов на базе семейного клуба «Любовь мудра» осуществляется на основе ценностных ориентаций, которые взяты из многовекового опыта народных традиций, базирующихся на христианском вероучении. Православное христианство несет в себе колоссальное содержание нравственных и духовных установок для человечества, на основе которого возможно воспитать полноценную духовно-нравственную личность.

Abstract. Тhe implementation of spiritual and moral methods of education of students within the framework of the family club «Love wise», is based on value orientations which are taken from centuries-old experience of folk traditions, based on the Christian creed. Orthodox Christianity bears a huge content of moral and spiritual attitudes to humanity, on the basis of which it is possible to educate grade spiritually moral personality.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ценностные ориентации, семейное воспитание, полноценная личность.

Key words: spiritual and moral education, value orientation, family education, a full-fledged personality.

 

В современных условиях социальной жизни молодое поколение лишено определенных нравственных установок в вопросах добрачных отношений, полового воспитания и знаний о всех неблагоприятных последствиях ранних сексуальных контактов. Это зачастую приводит к деструктивному формированию межполовых взаимоотношений, создавать счастливую семейную жизнь, это также ведет к формированию т.н. «гражданских браков» (сожительских отношений, являющихся неблагонадежными). Следствием неблагонадежныхотношений часто является нежелательная беременность. Такая беременность заканчивается ее прерыванием. У девочек-подростков 15-17 лет 75% беременностей заканчивается абортом. В молодежной среде это случается гораздо чаще. Согласно статистическим данным в Украине в течение года искусственно прерывают беременность более 3,5 тысячи девушек от 15 до 17 лет. За это же время более 100 абортов делают украинки, которым не исполнилось 14 лет (по данным главного детского акушера-гинеколога Министерства Здравоохранения Украины) [ 8, с.9].

Число абортов в России у подростков в настоящее время очень велико, согласно официальным данным, аборты составляют 56% исходов беременности (аборты + живорождения) у женщин в возрасте 15-19 лет. Иными словами, в указанном возрасте на 100 рождений приходится около 130 абортов [8, с.10].

Указанные данные можно считать катастрофическими для будущего современного молодого поколения и для общества в целом.

Что касается психологических проблем, связанных с формированием установок студенчества в вопросах сохранения традиционных ценностей, основанных на христианском вероучении на базе высшей школы, то научные исследования в этой сфере малозначительные. Здесь необходимо опираться на многовековой опыт русского народа, несущего основы православных традиций и культуры. Основной вопрос, который возникает в связи с такой постановкой проблемы: следует ли в программах полового воспитания придерживаться традиционных народных ценностей, рискуя тем, что многие молодые люди отвергнут их как устаревшие и несоответствующие реальности? Или мы должны смириться с кажущейся неизбежностью подросткового секса и просто воодушевлять подростков пользоваться предохраняющими от болезней и нежелательной беременности средствами? Данный вопрос ставит проблему не только в психолого-педагогическом, но и в морально-нравственном аспекте [2, с. 52].

Успех или поражение любой программы полового воспитания во многом зависит от того, как данная программа подходит к решению проблемы. С самого начала западные программы полового воспитания фокусировали свое внимание на последствиях проблемы, а не на ее причине. Другими словами, первостепенной задачей было снизить или хотя бы замедлить рост подростковых беременностей и ЗППП, а не заниматься проблемой самой подростковой сексуальной активности. Считалось, что главная проблема – это невежество подростков в вопросах секса. Такие виды программ делали упор на передачу знаний и приемов предохранения как средство для решения проблем. Однако подобный подход не только не способствовал нравственно-психологическому оздоровлению личности в вопросах пола, но и провоцировал обострение проблемы половой распущенности молодежи. Сегодня во многих странах эти вопросы ставятся принципиально иначе [3, с.71].

Необходимо обсуждение различных аспектов этого противоречивого вопроса. Проанализировать физический, психологический и эмоциональный вред, наносимый здоровью в атмосфере возросшей сексуальности, рассмотреть и оценить эффективность основных подходов для преодоления текущего кризиса. Необходимо также серьезно проанализировать относительно новый, однако традиционный подход, который завоевывает сегодня предпочтения во многих странах – важность нравственных наставлений при половом воспитании и реализации духовно-нравственных методов воспитания студентов [1, с.256].

В нашем обществе такой подход воспитания вполне оправдан, если будет основываться на традициях православной культуры. Посредством методов православного культурологического подхода к личности можно поддерживать историческую преемственность поколений, сохранять, распространять и развивать национальную культуру, воспитывать детей как патриотов своего края, обладая при этом высокой нравственностью. Через непререкаемую систему ценностей православного христианства развивается личность, формируются её нравственные основы, закладываются духовные корни любви к родной культуре, воспитывается уважение к укладу жизни и традиционным семейным ценностям. Из неоценимого опыта наших предков можно судить о том, что человек, который ведет образ жизни в соответствии с христианскими традициями, остаётся личностно здоровым. Важным признаком личностно здорового человека является целомудренное поведение. Исключив Бога из жизни, общество лишилось духовно-нравственных ориентиров [5, с.59].

Метод совместного со студентами анализа семейных отношений на основе примеров приводит к предотвращению собственных ошибок в будущем. Здесь же обязательна информация о том, как и когда зарождается жизнь, с какого момента и каким образом она развивается, и почему «зародыш» с момента зачатия можно считать человеком. Аборт является следствием неправильных установок и бездуховного воспитания. Современные молодые люди нуждаются в определении конкретных рамок поведения, которые очень размываются в последнее время новомодными технологиями и СМИ, что приводит к рискованному и необдуманному поведению студентов, оказавшихся за рамками родительского попечения [4, с. 125].

Для того, чтобы предотвратить проблему половой распущенности(хотя бы в масштабах одной территориальной единицы - города, либо образовательного учреждения - университета) необходимо просвещение молодого поколения, поддержка, укрепление и развитие нравственных ценностей посредством разнообразия форм работы со студентами: просветительско-лекционной деятельности, интерактивного общения, тренинговой работы, просмотра видеороликов, обсуждение и анализ фильмов и др. в рамках клуба семейного воспитания «Любовь мудра» в ДПЦ имени св.преп. Нестора Летописца.

Главной стратегической целью работы клуба семейного воспитания является формирование психологической духовно-нравственной установки на целомудрие и нормы поведения, основанные на православном вероучении в молодежной среде и, как следствие, снижение количества абортов среди молодежного возраста.

Основными задачами семейного клуба «Любовь мудра» является доступное информирование студентов о ценности человеческой жизни (пусть еще не рождённого человека). Это также одна из нравственных задач человечества. Девушки и юноши должны научиться осознавать, в чем их истинное предназначение, роль женщины и мужчины в обществе, образ родителей, образ традиционной семьи, радость материнства, принятие многодетности в семье. Молодые люди должны осознавать негативные последствия ранней половой жизни. Им необходимо учиться ценить высокие чувства и непорочность отношений, видеть романтизм в длительности отношений без секса, понимать, что эмоциональная связь выше физической.

Главным результатом такой работы (возможно, многолетней) может являться изменение духовных ориентиров молодежи, направленных на созидательные идеи, целомудренное поведение, стремление к защите не рождённых жизней. Практика работы семейного клуба «Любовь мудра» со студентами 1-3курсов показала, что 85%не принимают понятие о целомудренном поведении, о важности прохождения этапа духовных отношений до брака, вопрос гражданских браков очень актуален и приветствуется. То есть практически каждый студент подвергается рискованному сексуальному поведению, а представления о семье сильно дезориентированы.

В беседах с молодым поколением мы поднимаем тему многодетности и материнства, пытаясь изменить очередной ложный стереотип о многодетной семье как о несчастной, бесперспективной ячейке общества. Судя по анкетам, ни одна девушка не хотела бы стать многодетной мамой. Очевидно то, что образы и родительские роли поменялись, институт семьи пошатнулся. Необходимо учитывать, что работая с подростками и молодежью в этом направлении, мы понимаем, что информация воспринимается через серьезную призму мощной блокировки опыта их родителей, а, возможно, уже нескольких поколений. Современные молодые люди столкнулись с проблемой нестойких духовно-нравственных ориентиров. Мощный поток информации в плане реализации духовно-нравственных методов воспитания поражает своим разнообразием. Под духовно-нравственным воспитанием предлагаются несвойственные нашему укладу жизни и даже губительные, травмирующие психику, методы. Это методы парапсихологии и экстрасенсорики, методы использования колдовства и заговоров, призывания духов предков, присущих язычеству, от которого отошли наши предки с принятием христианства на Руси [6, с.77].

Работа семейного клуба «Любовь мудра» показала, что психика студентов податлива, способна к движению. Молодежь может менять свои мнения в некоторых вопросах всего после одной беседы. Из опыта работы, стереотип многодетной семьи как несчастной оказывается непрочным. На простых примерах знаменитых людей из многодетных семей (как современных, так и ушедших глубоко в историю) удается убедить студентов, что многодетность никаким образом не мешает интеллектуальному уровню, уровню образованности, положению в обществе и достатку, умению добиться в обществе каких-то успехов. Наоборот, люди, воспитанные в многодетных семьях гораздо успешнее справляются со всеми трудностями и добиваются успехов в жизни. После таких бесед из анкет мы делаем выводы, что из 10 человек обычно меняют свое мнение семеро. Это очень хороший результат, который необходимо постоянно подкреплять. Эти данные говорят о том, что вышеуказанные вопросы необходимо поднимать, давать другие образцы, закладывать основы нравственного поведения.

В современном мире молодые люди находятся в поиске, ищут ориентиры, положительные примеры, но не находят их. Из бесед со студентами выходит, что многие открывают для себя что-то новое, неизведанное. Складывается такое впечатление, что озвучивание некоторых тем – это и есть результат и ответ их жизненного поиска. Молодежь стремится к истинным человеческим ценностям, очень в них нуждается, преображаются лица студентов, когда они слышат о своем предназначении бать матерью, бать отцом.

Реализацией духовно-нравственных методов воспитания студентов необходимо заниматься на государственном уровне, внедрять в систему государственного образования и постоянно подкреплять со стороны СМИ, телевидения, т.е. должен быть всесторонний охват проблемы. Это было бы очень эффективным воздействием. Ведь«духовно-нравственные беды не только одного человека, но и всего общества от незнания простых духовных истин, заложенных в Евангельских заповедях (законах), сдерживающих человеческую природу и точно указывающих нам путь духовного совершенства, высокой нравственности» [9, с. 45].

 

Литература

1. Белорусов С. Интимность и духовность: влюбленность и любовь. М., 2005 г. – 325 с.

2. Ганина, М.В. Комплексная программа формирования нравственно-психологической установки на целомудрие у молодежи: Учебно-методическое пособие [Текст] // М.В. Ганина. – М.: Изд-во Русско-американского института, 2008. – 80 с.

3. Ганина, М.В. Разработка программы воспитания целомудрия у молодежи [Текст] / М.В. Ганина // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб. научн. трудов.- Вып. 12.- М.: Изд-во Русско-американского института - 2008.- С. 71-77.

4. Дж. и Барбара Уилке «Мы можем любить их обоих. Аборт: вопросы и ответы» - М, 2003 г. – 375 с.

5. Как создать христианскую семью. – М., 2012г. – 256 с.

6. Левашов Н. «Ночь Сварога: правда о язычестве» – К, 2006 г. – 560с.

7. Марьенко И.С., Основы процесса нравственного воспитания, - М, Просвещение, 1980г. – 723 с.

8. Медицинские и социально-культурные аспекты аборта.//- 2014 г. – 15 с.

9. Шиманский Г.И.. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Церкви. – М., 1997 г. – 254 с.


 

УДК 37

Булах И. П.,

кандидат психологических наук, доцент

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Владимира Даля»

 

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

Хорошилова О. Е.,

ГУ «Луганская школа 1-3ступени № 19»

 

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.