Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЕ





Аннотация. В статье раскрываются современные подходы, направленные на оптимизацию процесса преподавания в высших учебных заведениях медицинского профиля. Рассматривается специфика образовательного процесса в высшей медицинской школе, включающая не только глубокую теоретическую подготовку студентов, но и широкую практическую направленность образовательного процесса, включая формирование критического мышления у будущих специалистов медицинского профиля.

Abstract. The article describes the current approaches to optimize the process of teaching in higher education medical profile. We consider the specifics of the educational process in higher medical school, which includes not only a deep theoretical knowledge of students, but also a broad practical focus of the educational process, including the formation of critical thinking among future medical profession.

Ключевые слова: образовательный процесс, образовательная среда, оптимизация, высшее медицинское образование, студенты.

Keywords: educational process, educational environment, optimization, higher medical education, students.

 

Одной из главных целей высшего профессионального образования является повышение качества подготовки современных специалистов, готовых конкурировать на перенасыщенном рынке труда, способных ориентироваться в сложных ситуациях и выбирать наиболее оптимальные пути решения проблем. Молодой специалист должен уметь применить теоретические знания в своей практической деятельности. Прежде всего, это важно для представителей медицинской профессии, ежедневно сталкивающихся с нестандартными клиническими случаями.

Образовательный процесс в системе высшего профессионального образования определяется как целенаправленный педагогический процесс, в ходе которого:

· студенты овладевают определенным набором теоретических знаний, практических навыков и умений;

· формируются не только профессиональные, но и личностные качества будущего специалиста;

· происходит качественная подготовка студентов к профессиональной деятельности.

Исходя из этого, процесс обучения в высшей школе в современных условиях требует постоянной модернизации. Следует уделять особое внимание разработке новых подходов к оптимизации учебного процесса и формированию образовательной среды в соответствии с имеющейся нормативной документацией. Немаловажное значение в этом играет не только материально-техническое обеспечение образовательного процесса, но и профессиональная компетентность преподавателей, а также внутренние межличностные отношения. Принцип не только донести теоретическую базу предмета педагогом, но и обучить будущих специалистов навыкам и умениям в соответствии с имеющимися требованиями является одним из показателей качественной подготовки к профессиональной деятельности в процессе обучения в высшей школе. Обучающиеся должны научиться применять свои теоретические знания при решении практических задач. И это является большой проблемой современной педагогической науки. Зачастую, молодые специалисты сталкиваются в своей профессиональной деятельности с рядом вопросов, для решения которых не достаточно только теоретической подготовки, а необходимо в краткие сроки найти альтернативный подход, использовать критическое, временами нестандартное, мышление. Многие выпускники высшей школы оказываются не готовыми к реальным производственным ситуациям, когда развитие процесса идет не так как на страницах учебника. Это, как правило, приводит к увеличению срока выполнения производственной задачи, к увеличению количества ошибочных действий. И с такими проблемами сталкиваются не только выпускники гуманитарных или технических вузов. В подобные ситуации попадают и молодые врачи, не имеющие достаточной практики и, зачастую, не способные сформировать из обширного и разнопланового объема теоретической информации эффективный алгоритм практических действий. Это приводит к недопустимым промедлениям в лечебных или диагностических действиях, к постановке неверного диагноза, к неполной или неправильной трактовке клинических или лабораторных признаков. Требуется время, опыт, чтобы сформулировать правильный диагноз, назначить комплекс диагностических мероприятий и адекватное лечение. Медицинские работники несут ответственность не только за жизнь и здоровье пациента, но и за его дальнейшую реабилитацию в обществе, за возвращение, по возможности, к привычному социально-бытовому и трудовому образу жизни.

Формирование критического мышления врачей должно начинаться ещё в студенческие годы, и закрепляться во время прохождения интернатуры и / или ординатуры, аспирантуры.

Необходимо обеспечить студентам комфортные условия обучения, включающие:

· оптимизацию расписания учебных занятий;

· предоставление доступа к обширной информационной базе данных (интернет, учебные материалы в печатном и электронном виде, книжный фонд библиотеки, электронный читальный зал);

· обеспечение студентов учебными помещениями и залами для отдыха и самостоятельной работы студентов в соответствии с гигиеническими нормативами;

· внедрение интерактивных и мультимедийных средств обучения;

· предоставление возможности совершенствования практических навыков (симуляционные центры, фантомные курсы, практические занятия на клинических базах и т.д.).

Образовательная среда должна способствовать передаче не только социокультурного, но и профессионального опыта, чтобы выпускник в последующем был в состоянии осознанно, самостоятельно и ответственно осуществлять профессиональную деятельность. Основываясь на таком подходе, образовательная среда в высшей школе представляет собой многоуровневую и многоаспектную систему по оптимизации образовательного процесса. Данное новшество должно затрагивать содержательную, процессуальную, ресурсную и прочие стороны образовательной деятельности, необходимые для успешного развития профессиональной компетентности будущих специалистов, в том числе специалистов медицинского профиля.

Оптимизация процесса обучения в высшей школе характеризуется рядом особенностей – временные рамки, организационный базис и технологичность. Говоря о «технологичности» оптимизации образовательной деятельности, прежде всего, мы имеем в виду тот факт, что оптимизация представляет собой стадийный процесс, определенную совокупность состояний, последовательно происходящих в определенный временной промежуток.

При оптимизации образовательного процесса должны учитываться особенности вуза, образовательного цикла и внутренние качества обучающихся. Перед поступлением в вуз студенты должны проходить профилактический отбор, иметь высокую мотивацию к обучению по выбранной специальности, должны быть готовы воспринимать информацию в новой форме изложения и стремиться к самосовершенствованию.

Немаловажное значение имеют внутренние качества обучающих. Преподаватели должны регулярно пересматривать образовательные материалы, совершенствовать технические вопросы подачи информации, обсуждать накопившиеся вопросы на учебно-методических совещаниях.

Оптимизация образовательного процесса в высшей школе как вид деятельности направлена на достижение определенной цели – это выбор наилучшего варианта в преподавании учебной дисциплины из возможных и приведение образовательной системы в оптимальное состояние.

Таким образом, рассматривая современные подходы к оптимизации образовательного процесса в высшей медицинской школе, необходимо отметить, что, то над чем приходится работать в данном направлении, представляет собой сложный механизм разноструктурных взаимодействий и взаимоотношений, требующих единой структуры реализации деятельности, единых подходов к ведению документооборота, а также учета особенностей направлений образовательной деятельности и конкретного вуза.

 

Литература

1. Васильева М.В., Натарова А.А. Экологическое воспитание студентов медицинского вуза / Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции, часть 1 (г. Махачкала, 30 апреля 2014 г.) – Махачкала: ООО «Апробация», 2014 – С. 126.

2. Попов В.И., Натарова А.А. Формирование мотивационных особенностей студентов под влиянием образовательной среды / Философские проблемы биологии и медицины. Выпуск 8. Сборник статей научной конференции. В 2-х ч.: Ч.2 / Под ред. д.м.н., проф. И.Э. Есауленко. – Воронеж: «Издательство ВГМА им. Н.Н. Бурденко», 2012. – С. 52–53.

3. Попов В.И., Петрова Т.Н., Натарова А.А. Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью студентов медицинского вуза при воздействии факторов образовательной среды / Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой. – Пермь: Книжный формат, 2015. – С. 638–642.

4. Попов В.И., Натарова А.А. Особенности экологического образования в медицинском вузе / Экологическая геология: теория, практика и региональные проблемы: Материалы четвертой научно-практической конференции (Петрозаводск, 30 сентября – 2 октября 2015 г.) – Воронеж: «Издательство Научная книга», 2015. – С. 364–366.

5. Попов В.И., Натарова А.А., Васильева М.В. Этическая составляющая профессиональной деятельности медицинских работников / Духовно-нравственное воспитание: история и современность / Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. – Липецк: ЛГПУ, 2015. – С. 181–183.

 


УДК 271.2

Нестерова В. В.,

методист курсов повышения квалификации учителей основ православной культуры ГУ ЛНР «Научно-методический центр развития образования ЛНР»

 

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В РЯДУ ДРУГИХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН,







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.