Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБРАЗОВАНИЕ В СИТУАЦИИ ПОСТМОДЕРНА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ТРАДИЦИИ





Аннотация. Ситуация постмодерна отличается отсутствием истины, децентрализацией, иронией, деструкцией, наличием симулякров, пастишем, игрой, плюрализмом. Актуализируется вопрос о сохранении традиций, которые человечество вырабатывало тысячелетиями, и которые составляют основу человеческого бытия. Под разрушительное действие постмодерна подпали семейные, религиозные, моральные ценности, которые переживают парадигмальные сдвиги. Высшая школа, рефлектируя тенденции социума, балансирует между сохранением традиций и введением новаций в формировании духовно-нравственной личности.

Abstract. Truth, decentralization, irony, degradation are don’t exist in postmodern, but simulacrum, pastiche, game and pluralism are relate to this one. The task of tradition maintenance of longtime human developing became more actualize. Family, religion and moral values carrying paradigmatic changes were under restricted of detrimental action of postmodern. Higher school reflecting society tendencies has keeping balance between tradition maintenance and bringing novations into spiritually- human personality formation.

Ключевые слова: постмодерн, традиции, преемственность, новации, высшая школа

Key words: postmodern, traditions, continuity, novations, higher school

 

Современная социальная ситуация характеризуется наличием фундаментального положения постмодерна – универсального хаоса. Отказ от идеи целостности, иерархии структуры, централизации, гармонии отмечается в трудах Ж.-Ф.Лиотара, Дж.Вейза, М.Фуко, В.Вельша, Ж.Дельоза, Ф.Гваттари. Достаточно привести несколько мыслей в отношении характеристики постмодерна, чтобы удостовериться в его непредсказуемости и отсутствии упорядоченности: «Мы живём без специальных разметок и указанных координат в мириадах потерянных событий» (М.Фуко), «Культура постмодерна необратимо плюралистична» (В.Вельш), «Мир утратил свой стержень, мир превратился в хаос» (Ж.Дельоз), внесены предложения «внесения хаоса в порядок» (А.Жарри), принципа нонселекции как умышленного создания текстового хаоса (Д.Фокемоэ), замена идеологии «упорядочивания вещей» «распадом и дезорганизацией» (Б.Смарт). На фоне всеобщего хаоса кажутся хрупкими те духовно-нравственные ценности, которые человечество вырабатывало столетиями и тысячелетиями. При столкновении с непредсказуемостью хаоса постмодерна духовно-нравственные ценности должны или уступить место неупорядоченности, или приспособиться к новым реалиям, или найти собственную нишу до лучших времён, или...

На конец ХХ века пришлось формирование нового типа отношений человека и общества, когда личностные характеристики становятся одной из доминант социального движения, а развитие человека, как уникального творческого индивидуума, проявляется источником наиболее серьёзных социально-политических, экономических и духовных трансформаций [1, с.10]. Относительно способности самостоятельно обустроить идеальное пространство, человечество окончательно рассталось с иллюзиями, которые доминировали в премодерне и модерне. Безграничная вера в возможность систематизации, энциклопедического синтеза, тотальной унификации разнообразных знаний о природе, культуре, обществе, истории, человеке [3, с. 186] уступает место расшатыванию устоявшихся истин, которые уже не кажутся таковыми.

Эклектизм культуры современности отмечается Ж.-Ф. Лиотаром, который имеет в виду глобализацию и унификацию всеобщей культуры. Мыслитель отмечает, что мы слушаем reggae, смотрим western, обедаем в макдональдcе, а вечером, пользуемся услугами местной кухни; в Токио пользуются парфюмами по-парижски, в Гонконге одеваются в стиле ретро; знания есть то, о чём ставятся вопросы в телевизионных играх [2, с. 309].

В традиционных культурах, когда ценностные аспекты сознания превалируют, сакральные смыслы формируют разные варианты взаимодействия со всеми составляющими духовной культуры: религией, моралью, правом, политикой, педагогикой, наукой. Какой-либо порядок поддерживается таинством сакральных смыслов, что порождает принципы, согласно с которыми существуют неизменные по своей основе понятия и символы. Они придают существующему миру определённую упорядоченность, организовывают мир таким образом, чтобы хаос был преодолён в рамках определённого порядка, который устанавливается религиозной традицией [5, с. 53].

Имеет смысл надеяться на смягчение эмоциональных ударов, получаемых от постмодерна, через образование. Можно сетовать на то, что современное студенчество не слышит, не видит, не воспринимает, не чутко относится к традициям, по сравнению с предыдущими поколениями студентов. Пребывая в определённом информационном пространстве, человек, как социальное существо, в той или иной степени осознанно или подсознательно проникается идеями эпохи/социальной ситуации. Не в последнюю очередь этот процесс происходит непосредственно через высшую школу, какие бы проблемы ей е пришлось бы решать.

За последние десятилетия, когда повысилась гетерогенность, неопределённость, взаимопроникновение различных структур, подвижность границ, изменились модели развития передачи знания. Речь идёт о разнообразии многоукладности, когда любая система ценностей в ситуации постмодерна не может рассматриваться как единственно возможная. Образование никогда не наличествовало как социально нейтральное, а было ориентировано на личность, живущую в определённых социальных условиях.

Перед образовательной общественностью уже стоит задача сохранения социальных ориентиров и социокультурных образцов прошлых эпох и поколений, которые являются своеобразными маркерами стабильности, определённости и предсказуемости в непредсказуемом мире. Но дело именно в том, каким образом сохранить образцы прошлых эпох и поколений, когда сама сущность постмодерна заключена в случайности, необратимости, спонтанности, нестабильности. Многоликость, поливалентность, мультивариантность постмодерна сегодня проявляются практично во всех сферах деятельности – искусстве, философии, науке, культуре, политологии и т.д. [4, с. 140].

Во время изменения социальных парадигм, децентрализации, расшатывания традиций, отказа от слишком серьёзного отношения к бытию, замены реальности симулякрами, императивности «можно всё» сохранение традиций лишается аксиологической нагрузки.

Естественно, что в ситуации постмодерна не исключаются общецивилизационные ценности: право на жизнь и продолжение рода, сохранение здоровья, неприкосновенности личности, экологические ценности – чистая почва, вода, достаточность основных ресурсов.

Поиск собственного «Я», несмотря на сохранённые и декларированные права человека на свободу мысли, совести, религиозного вероисповедания в эпоху деструкции приобретает неоднозначную окраску. Где, собственно, начинается и заканчивается «Я» и где начинается и заканчивается «Другой»– ответы на эти вопросы следует давать на фоне виртуализации современного мира и дистанциирования от традиционных ролей. В информационном пространстве тяжело оставаться анонимным, оказавшись в парадоксальной плоскости ситуации «наедине со всеми». Виртуальный мир расширяет простор для изменения собственного «Я», не оставляя шансов на выяснение того, что есть автохтонное в человеке, а что привнесено извне (не в последнюю очередь и образованием). Для личности, погружённой в мир, которого нет, но который мог бы быть, размывается грань между «тут» и «там». Постмодерн создаёт жизнь как игру, и именно в этом огромную услугу оказывает международная система интернета, которая подвигает молодого человека принимать правила игры. Неслучайно совпадение во времени перехода от модерна к постмодерну, и появление международной сети интернета создали качественно новое поле для деструкции духовно-нравственных ценностей.

Глобализированный поликультурный плюралистичный мир со стиранием идентичности даёт равные возможности социуму и личности для расширения свободы. Но это западня и в реальном, и в виртуальном мире загоняет личность в запрограммированный мир, в котором поиск собственного «Я» превращается в симулякр. Компьютерный мир с его химерами не даёт ответа на «проклятые вопросы» человечества.

Разорванность смысловых структур привела к отказу от привычных бинарных оппозиций, без которых почему-то неудобно стало ориентироваться в мире.

Как многовекторный и динамичный (зависимо от исторического и национального контекста комплекс философских, эпистемиологических, научно-теоретических, эмоционально-эстетических представлений) постмодерн характеризует определённое мировосприятие, оценки познавательных возможностей человека, а также его место в мире. Ситуация постмодерна появляется не случайно и одномоментно, а готовилась десятилетиями, начиная с литературных экспериментов второй половины ХІХ ст., авангарда 10-20-х годов ХХ ст., позднее в 60-тые годы ХХ ст. опять-таки как новации в литературе и искусстве. Первые упоминания о постмодерне появляются в книге Рудольфа Панвица «Кризис европейской культуры» и имеют спорадический характер до появления в 1979 году работы Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна». Французский философ использовал этот термин для обозначения состояния культуры после трансформаций, которые претерпели правила игры в науке, литературе и искусстве в конце ХХ столетия. Состояние закостенелости и ограниченности основ, на которых базировалась система знаний западной цивилизации, Ж.-Ф. Лиотар обозначил как постмодерн.

Глобализированный мир предлагает новые схемы отношений, которые характеризуются плюрализмом, альтернативностью, постепенным вытеснением из сфер политики, информации, культуры какой-либо универсальной связывающей власти. Падения авторитетов привело к нежеланию идентификации отельного человека с государством или партией. Социальные границы размываются с неимоверной скоростью, порождая дезорганизацию общностей и культурной фрагментации. Цели и способы человеческого поведения приобретают разнообразие, наполняются неопределённостью, сложностью, которые воспринимаются тяжело и также тяжело исполняются.

Постмодернистский мир – это мир самоорганизации спонтанного становления необратимых катастрофных изменений. Он не является замкнутым в себе, а является открытым, индетерминистичным, темпоральным, плюралистичным, эмерджентным. В нём доминируют случайность, необратимость, спонтанность, нестабильность, и поэтому он представляет собой среду свободного становления, в котором постоянно возникает новое. Этот мир чувствителен к антропогенным влияниям, подвластный даже антропогенным человеческим усилиям.

Постмодернистское сознание ориентировано на непрерывное обновление, на поиски свободы. Для него возможен консенсус, но только как временное и локальное состояние. Постмодернистское сознание ведёт постоянную войну с идеологическими амбициями тотальности во имя игры отличий, которая никогда не заканчивается [4, с. 38].

Укрепляется культ множественности вопреки культу целого и единого, а многоликость, поливалентность, мультивариантность постоянно нарушают стабильность, ища скорее диссенсус, разбежность, нежели консенсус, единогласие.

Человек постмодерна, осознав себя одной из многочисленных случайностей «плюралистической Вселенной», в которой нет привилегированного центра, чувствует себя не так, как чувствовал себя человек Премодерна и Модерна. Своё задание интеллектуалы Постмодерна видят в том, чтобы помочь современной цивилизации, антропности, человеку осознать себя в контексте ироничной перспективы, в контексте которой все упомянутые реалии (от Вселенной до антропности) осознаются скорее как исторические случайности, нежели реализации некоторых априори обусловленных, надисторических «проектов», целей, финалов, смыслов [4, с. 41].

Произошло неожиданное – контроль и тотальное манипулирование людьми при помощи тех способов, которые создал сам человек. В этих условиях обострилась проблема свободы и имитации самореализации личности, поскольку постмодерн манифестирует себя как эмансипатор сознания цивилизации от «идеалов-идолов». Ответственность за себя лишает человека определённого комфорта, поскольку его устраивает ситуация ответственности за его действия (Бога, фюрера, партии). Мир складывается из неведомых величин, о которых необязательно беспокоиться, поскольку о них беспокоится кто-то другой. Делай своё дело как следует: «меньше рассуждай» – это не достаточно интеллигентно, зато удобно. Комфортность существования в мире, который состоит в значительной мере из неизвестных величин, «нерешённостей», – достаточно сложное дело. Какая-то безосновательная взволнованность поселяется в душах людей. Мир вокруг человека неясный, отсюда и неуютный [1, с. 12].

К состоянию растерянности, тоталитарного контроля подвела ничем не лимитированная научно-техническая революция; и если выделить тенденции развития, то одна из них будет связана именно с развитием техники. Констатация периода постмодерна определяется тремя тенденциями: во-первых, развитием техники до её нематериальности; во-вторых, открытием завершённости и проблемы экологии; в-третьих, религиозным развитием после распада утопизма.

Высшая школа рефлектирует те процессы, которые происходят в обществе, поскольку она сама является частью социальной жизни. Нестабильность ситуации постмодерна подводит высшую школу к дилемме сохранения духовно-нравственных ценностей при трудности сохранения старых и неопределённости вектора новых.

 

Литература

1. Гуменюк Т. Г. Жак Деррида и постмодернистское мышление/Т. Г. Гуменюк. – К.: Нора-Принт, 1999. – 326 с.

2. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодернизм/Жан-Франсуа Лиотар. Лаборатории постклассических исследований Института философии РАН: – М.: Ad Marginem, 1994. – С. 307-323.

3. Лук’янець В. С. Філософський модерн / Лук’янець В. С., Соболь О. М. – К.: Абрис, 1998. – 352 с.

4. Соболь О. М. Постмодерн і майбутнє філософії / О. М. Соболь. – К.: Наукова думка, 1997. – 188 с.

5. Федотова Е. В. Субкультура – Путь к тайне как фетишизация сакральности / Е. В. Федотова// Гуманітарний часопис. – 2010. – № 4. – с. 51-60.

 

УДК [37.015.3:17.022.1]:791.43

 

Пиченикова С. Г.,

старший преподаватель кафедры культурологии и кино-, телеискусства Института культуры и искусств

ГОУ ВПО ЛНР

«Луганский государственный университет

имени Тараса Шевченко»

 

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.