Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ





 

Аннотация. В статье затронута проблема воспитания у подростков духовно-нравственной культуры при помощи мультипликации. Данный вид кино при помощи свойственных кинематографу средств может как положительно, так и отрицательно воздействовать на личность ребёнка.

Abstract. The article touched upon the problem of education in adolescents spiritual and moral culture by means of animation. This kind of cinema cinema inherent in using funds can both positively and negatively affect the child's personality.

Ключевые слова: духовная культура, мораль, личность, мультипликация, образовательные учреждения.

Keywords: spiritual culture, morality, personality, animation, educational institutions.

 

Развитие современной истории, культуры, образования обусловлены формированием нового представления о формировании целостного образа человека. Культурная ситуация последних десятилетий находится в сложном переходном этапе. Современное общество подвержено ряду глобальных проблем: геополитическая катастрофа, наркомания, неизлечимые болезни, насилие, преступность, аморальность, алкоголизм. Такое, декадансное положение объясняется, прежде всего, состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу за подрастающее поколение. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания.

Формирование ценностей, как духовных, так и нравственных происходит на разных этапах жизни человека. Основа таких ценностей закладывается в семье, в коллективе, при помощи медиасферы, досуга, искусства. Но консолидирующим звеном, что позволяет целостно охватить все уровни формирование духовно-нравственного развития является семья. В соответствии с этим, именно семье отводится одна из главных ролей в процессе формирования духовно-нравственных компонентов развития общества в целом и подростков в особенности.

Формирование духовно-нравственной культуры зависит от многих компонентов, это, прежде всего прививание у ребенка моральных, этических, культурных традиций. Так при помощи морали и этики фиксируются представление о добре и зле, чести, совести, справедливости. При помощи культуры мы помогаем ребенку адаптироваться, социализироваться в обществе. Эти представления, нормы регулируют поведение подростков в обществе.

Современные исследования в области классификации методов воспитания подростков включают в себя три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.

На основе выше сказанного, методологическим ядром формирования духовно-нравственной культуры являются следующие уровни развития: деятельный (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.), личностный (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, П. Ф. Каптерев, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.), когнитивный (К. А. Абульханова-Славская), системный (Р. Бернс, А. А. Реан, Н. В. Бодровская, С.И. Розум), культурологический (А. П. Абрамов, В. С. Мунтян, А. А. Азе), целостный.



Современное общество не мыслит своего существование без телевидения, Интернета, телефона, компьютера. Эти «гаджеты» настолько плотно вошли в жизнь подростка, что полностью пронизывает все сферы социальной жизни. Подросток использует выше названые средства для общения не только в виртуальной, но и реальной жизни.

Как с этим бороться и уберечь детей от совершения отрицательных поступков, мысль о которых может возникнуть в их воображении после просмотра определённого фильма, мультфильма или ролика из Интернета?

Главным развлечением для детей служат мультипликационные картины, из которых можно получить ряд знания и представления о мире, можно узнать новые слова, модели поведения, моральные и этические ценности. Данный вид кинематографа в доступной форме передает традиции, исторические события, культуру.

Развитие психологии личности, по мнению выше указанных учёных происходит в возрасте 5-7 лет. Таким образом, от того, какой «фундамент будет заложен в эти годы, зависит дальнейшее психическое развитие ребёнка. Очень важно построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста»[2]. Ещё одной особенностью детского возраста является отсутствие осмысленно-осознанного, критического отношения ко всей информации, что попадает в психику. В «дошкольном возрасте ребёнок становится активным потребителем мультфильмов, поскольку освоена речь, освоены элементарные стереотипы поведения, есть физическая самостоятельность от родителей». Мультфильмы занимают огромную часть времяпрепровождения» [1]. Дети воспринимают мультфильмы как средство отвлечения, а производители данного вида кино зачастую, чтобы привлечь ещё больше внимание используют интересную лексику, яркость в изображении нарядов героев, спецэффекты. Потому, очень важно для детской психики, в отличие от взрослой, не только содержание мультфильма, но и форма, при помощи которой создаётся образ мира.

Если сравнивать этапы развития отечественной мультипликации, то можно отметить ряд отличительных особенностей. Главной идеей, например, Советского мультфильма была идея в доступной форме рассказать о ценностях (моральных, этических, нравственных), которыми должен обладать каждый человек. При помощи мультфильма воспитывалось у ребёнка чувство патриотизма, трудолюбия, чистоплотности (например, «Илья Муромец» 1956г., «Летучий корабль» 1979г., «Мама для мамонтёнка» 1981г., «Горшочек каши» 1984г., и другие).

Современный же мультфильм зачастую строится на прагматических принципах. Сюжеты многих мультфильмов часто содержат в себе: драки, насилие, смерть, убийство, гонки, скачки, долги, разборки, месть. Современные мультфильмы не передают реальных представлений и добре и зле, также излишне присутствует юмор и сатира. Еще одной особенностью современной мультипликации является преобладание у главных героинь мужских качеств, что впоследствии приводит к дисгармоничности в семье (например, «Илья Муромец и соловей-разбойник» 2015г., «Снежная королева» 2015г., «Летающие звери» 2014г., « Ку-Кин-Дза-Дза» 2015г. и другие).

Мультфильм является носителем не только информации, но и культурной эпохи и культурных ценностей, которые влияют на формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Просмотр мультфильмов, у которых отсутствуют жизненные ценности, зачастую влияют на отрицательное формирование мироощущения ребенка и ведет к процессам психологического разложения личности [2].

Таким образом, для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность с высокой культурой и моральными принципами, необходимо подобрать для просмотра мультфильмы, которые будут обладать рядом положительных характеристик. Прежде всего, мультфильм должен воспитывать бережное отношение ко всему живому. Также, формировать у ребёнка чёткое представление о добре и зле, формировать интерес к постижению новых знаний, саморазвитию.

 

Литература

  1. Адам Д.А. Формирование у дошкольников представлений о мире природы как духовной ценности средствами современного искусства // Экологическая педагогика: сборник научных статей по материалам XI Международной конференции. Екатеринбург. 19-20 апреля 2005 г. Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. 396 с. С. 34-43
  2. Лалетина А. Ф. Культурообразующее значение мультипликации // Лингвокультурология, 2009, №3, С.142-147.

УДК 378.015.31.01: [17.022.1: 796]

Ротерс Т. Т.,

доктор педагогических наук, профессор,

проректор по научно-педагогической работе

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный

университет имени Тараса Шевченко»,

глава Наблюдательного совета духовно-просветительского центра имени святого преподобного Нестора Летописца

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ДУХОВНО-ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье «Мировоззренческая парадигма духовно-физического воспитания студентов автор основное внимание уделяет формированию у студентов ценносных ориентаций, идеалов, смысла занятий физическими упражнениями, стремление к физическому совершенствованию и гармоническому развитию телесних и духовных качеств.

Abstract. The article ‘Worldview Paradigm of Students’ Spiritual and Physical Education’ addresses formation of students’ axiological orientations, ideals, the main idea of physical exercises, eagerness for physical perfection, and harmonic development of physical and spiritual qualities.

Ключевые слова: парадигма, мировоззренческая парадигма, ценности, духовность, телесность, физическое воспитание, методология, здоровье, здоровый образ жизни.

Key words: paradigm, worldview paradigm, values, spirituality, corporeal, physical education, methodology, health, healthy lifestyle.

В современных условиях развития научного знания важное значение имеют парадигмы как совокупность методологических, мировоззренческих, управленческих и других установок, которые были исторически сформированы и приняты в своей совокупности как образец, норма, стандарт решения проблемы [3, с. 35.] Парадигмы постепенно изменяются и на смену одной парадигме приходит другая. Для современной науки характерна мультипарадигмальность, которая имеет несколько относительно самостоятельных парадигм, среди которых важное значение для профессионального образования студентов, воспитания их духовно-физической сущности имеет мировоззренческая парадигма.

На понятийном уровне мировозренческая парадигма определяется как набор убеждений и ценностей, разделяемых социально активными членами данного общества. Более широкое определение мировоззренческой парадигме представлено в докторской диссертации М.П.Арутюнян как общемировоззренческие представления о природе и о пространственно-временных характеристиках сущего, о причинно-следственных связях явлений и вещей, о человеке и его способностях, ценностных отношениях в Богу, миру, социуму, самому себе и другому, свойственные определенной эпохе [1, с. 16].

В современный период времени смещаются ценностные ориентиры, нарушается духовное единство общества, меняются научные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старого поколения, а также деформация для страны моральных норм и нравственных установок. Поэтому именно мировоззренческая парадигма как методологическая основа может определить базовый конструкт духовно-нравственного состояния подрастающего поколения и профиль будущего педагога, способного ставить и решать задачи духовно-нравственного становления молодежи в направлении воспитания основных, приоритетных ценностей, идеалов, убеждений. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению [2, с. 9].

Отмечаем, что во все исторические эпохи идеал человека был духовно-телесным, гармонически сочетающий в себе воспитание духовное и физическое. В современном обществе приоритетными направлениями социальной политики являются вопросы гармонического и всестороннего развития человека, укрепления здоровья телесного и духовного, ведения здорового образа жизни, достижение идеала физического совершенствования.

Современные педагоги духовность трактуют как внутренню силу личности, иерархию общечеловеческих ценностей, творчество по законам красоты. Духовность рассматривается как понятие, которое отображает ценности и смыслы. Духовность определяется уровнем поведения и проявляется в разных сферах: умственной, волевой, физической. Показателем духовности личности выступает эмоциональная сфера, где проявляются такие категории как любовь и совесть [4, с. 3–13].

Основой духовности в сфере физического воспитания выступает определение смысла занятий физическими упражнениями, стремление к физическому совершенствованию и гармоническому развитию телесних и духовных качеств. На первое место выходит гармоническая целостность человека, направленность на развитие творческого потенциала, восприятие физической культуры как наивысшей социальной и личностной ценности.

Методологическим основанием мировоззренческой парадигмы духовно-физического воспитания студентов выступает готовность к освоению ценностей физической культуры, активное стремление найти наивысшие смыслы занятий физическими упражнениями, соотнести свою жизнь с ценностями физической культуры и тем самым войти в духовный мир общечеловеческой культуры.

Мировоззренческая направленность духовно-физического воспитания студентов выводит на формирование ценностей быть здоровым, гармонически физически развитым, мотивированным на систематические занятия физическими упражнениями в векторе достижения физического и духовного совершенства. Такое направление образования и воспитания дает основание надяться на полноценную интеграцию субъектов образовательно-воспитательного процесса в общественную жизнь, социум при сохранении своей личностной автономии, повышении статуса оздоровительной функции физической культуры, усилении мотивационного компонента воспитания физических качеств и приобретении необходимых знаний в области физической культуры.

Приоритетным стратегическим направлением физического воспитания студентов является формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья, создание условий для формирования у студентов индивидуальных ценносных ориентаций на занятия физическими упражнениями. В этой связи содержание занятий по физическому воспитанию в ВУЗе должно быть направлено в русло формирования ключевых компетентностей: социальних, мотивационных, функциональних. Компетентность, в данном варианте, представляет из себя конструкт знаний, умений и практических навыков, ценностей, эмоций, поведенческих актов и всего того, что может побудить и мобилизовать к целенаправленной, активной двигательной деятельности. В этом проявляется направленность на развитие духовности средствами физического воспитания, а не только тренинг различных органов и систем на уровне биологической системы.

Методологической основой такой стратегии выступають деятельностный, системный, дифференцированный, индивидуальний и личностно-ориентированний подходы в контексте гуманистической модели образования, что актуализирует создание конкретных методик, проектов, технологий направленных на развитие познавальной и творческой активности, освоение ценностей физической культуры в процессе физического воспитания.

 

Литература

1. Арутюнян М.П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы: диссертация… д-ра филос. наук: 09.00.01: Хабаровск, 2006. – 352 с.

2. Данилюк А.Я. Конценция духовно-нравственного развития и воспитания гражранина России в сфере общего образования: проект /А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 29 с.

3. Майстерня вченого: Підручник для науковця. – К.: Навчально-методичний центр «Консорціум з удосконалення менеджмент – освіти в Україні», 2006. – 302 с.

4. Шевченко Г.П., Євтух М.Б. Духовність особистості: сучасні погляди і підходи // Духовність особистості: методологія, теорія і практика Збірник наукових праць. – Вип..2. Луганськ, 2004. – С. 3–13.

 

УДК 130.122

Сандыга О. И.,

Кандидат философских наук, доцент

кафедры социально-гуманитарных дисциплин

ГОУ ВПО ЛНР «Донбасский государственный технический университет»

(г. Алчевск, Луганская Народная Республика)

 

ДУХ И ДУХОВНОСТЬ:

ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД

Аннотация. Анализируются понятия дух и духовность, их многогранность, сложность и неоднозначность интерпретаций

The concepts of spirit and spirituality, their versatility, complexity and ambiguity of interpretations are analyzed

Key words: spirit, spirituality, personality, consciousness, faith

Ключевые слова: дух, духовность, личность, сознание, вера

Keywords: spirit, spirituality, identity, consciousness, faith

 

Философское осмысление понятий духа и духовности рассматривает их как основное условие духовно-нравственного развития личности. Духовность представляет собой высшие стороны внутреннего мира человека, которые проявляются в его человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Она основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности [4]. Духовность – понятие очень сложное и многогранное и подразумевает не просто религию, хотя последняя взаимосвязана с духовностью, не является каким-то отдельно взятым качеством человека или его души, хотя ее можно рассматривать как совокупность убеждений, качеств, чувств, не представляет собой образ жизни, состоящий из сплошных ограничений, обетов и отказов от материального, от желаний, денег, удовольствий, хотя развитие духовности, предполагает подчинение инстинктов, управление своими желаниями. Духовность – это прежде всего реализация человеком его знаний о добре и зле, об обществе, о своей судьбе и обо всем, что касается взаимодействия человека с самим собой и окружающим его миром. Эти знания определяют значительную часть основных проявлений человека (мышление, психо-эмоциональную сферу, поведение, образ жизни), его индивидуальные особенности, отношение к нему других людей, способность или неспособность к каким-либо значимым достижениям. Основываясь на многогранности этого понятия, современная социальная философия рассматривает духовность как в личностном, так и в надличностном ракурсе. В первом случае духовность представляется именно как человеческая, личностная характеристика, а во втором – как культурное, социальное явление, которое выражает различные типы духовной ориентации общества и отдельных социальных групп. Исследуя философские проблемы антропологии, М. Каган подчеркивает, что форма бытия человека является столь уникальной по своей сложности, что не может быть сведена ни к природным, ни к социальным, ни к культурным силам, а представляет собой некий специфический «параллелограмм сил», который породил человека в филогенезе, который всякий раз порождает индивида в онтогенезе и который определяет конкретный характер человеческого поведения, деятельности, человеческих взаимоотношений [2]. Проявлением же личности, по мнению мыслителя, выступает человеческая духовность.

В рамках современной философии существует типологизация духовности, которой соответствует определенная типология душевной жизни. Чувства красоты, справедливости и пользы конституируют образ чувств и душевный склад личности, образуя такие типы душевного понятия, как романтизм, пуризм и прагматизм. Например, такому типу духовности как эстетизм соответствует романтический душевный склад, в рамках которого романтическая уверенность и отчаяние базируются на чувственной достоверности переживаемого на отсутствии корыстного интереса или выгоде. Теоретизм как тип духовности базируется на принципе реальности, полезности, доведенном до признания наиболее совершенных средств раскрытия реальности и инструментального могущества, в качестве которого выступает наука или техника. Главным же ориентиром этизма и соответствующей ему типологии душевной жизни – пуризма является справедливость.

Следует отметить, что духовность основывается на трех абсолютных ценностях – истине, красоте, добре, основным способом достижения которых является искренность. Безусловно, в реальной жизни человека существует глубокий разрыв между его внутренним миром и его жизнью в социуме. И если человека вынуждают действовать в противоречии со своими внутренними убеждениями, то его личностная целостность начинает терять стабильность; что является причиной разлада личности с самой собой, заставляет человека искать компромисс со своей совестью, совершая обман.

Духовность соотносится с сознанием и это соотношение рассматривается в плоскости философской проблематики. Несмотря на взаимосвязь духовности и сознания они не являются тождественными понятиями. Духовность можно рассматривать только как личностную характеристику, которая реализуется в личностном усилии, испытывает все круговороты личностной судьбы. Сознание выступает основным фактором развития человеческой духовности. Именно сознание дает возможность человеку разобраться в окружающей его реальности и в самом себе. Духовность определяется как состояние расширения внутреннего горизонта сознания, которое опережает возможности самоидентификации субъекта. Духовно-нравственное начало в сознании предстает движущимся самосознанием или развертывающимся субъективным бытием.

Не менее сложным в философском понимании является и понятие духа, вызывающее множество споров и различных интерпретаций. Вот, например, как дается понятие «духа» в философском энциклопедическом словаре: 1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души; 2) идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно и пассивно причастен [5, c.179].

В рамках философского осмысления подчеркивается, что в отличие от разума дух не имеет жесткой связи с рационально-познавательными способностями; в отличие от интеллекта дух соотносится со своим персонифицированным носителем; в отличие от души дух акцентирует объективную значимость своего содержания и относительную независимость от стихии эмоциональных переживаний; в отличие от воли дух на первый план выдвигает созерцания и смыслы, которые могут определять действия, а не акт свободного выбора; в отличие от сознания дух фиксирует не столько дистанцию между Я и его эмпирическим наполнением, сколько их живую связь; в отличие от ментальности дух не включает в себя несознаваемые механизмы традиционных и повседневных реакций и установок.

С. Кьеркегор писал, что человек является синтезом души и тела, который основан на духе и поддерживается им. Дух – это как бы сознательный поток психических переживаний человека [3, c.137]. По мнению Н. Бердяева именно дух конституирует личность, ее целостность как единого духовно-телесного существа [1, c.245].

Осмысливая сущность человека, христианское мировоззрение настаивает на том, что человек представляет собой совокупность не двух измерений, таких как тело и душа, а имеет три измерения: тело – душа – дух. Дух означает причастность к божественному посредством веры, открытость человека к божественному слову и мудрости. Человеческая душа, взятая сама по себе, была бы ничтожнейшей, когда бы не вдохнул в нее Бог свой Дух.

Таким образом, можно сделать вывод, что если дух можно рассматривать как некую память, представляющую собой средоточие данных об окружающем нас мире, приобретаемых каждым из нас, то духовность рассматривается как личностная характеристика, которая реализуется в личностном усилии. Духовность черпает силу не столько из себя самой, сколько из духа, который является носителем общечеловеческих ценностей. Сама же духовность веками означала обращенность человека к Всевышнему.

 

Литература

1. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. / Н.А. Бердяев. О назначении человека. – М.: Республика, 1993. – 383 с.

2. Каган М. Человек как проблема современной философии / М.Каган [Электронный ресурс] – Электронные данные – [web-кафедра философской антропологии ] – Режим доступа: http://anthropology.ru/

3. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послеслословие к «Философским крохам». / С. Кьеркигор // Кьеркегор и современность. –Минск: РИВШиГО, 1996.

4. Словарь [Электронный ресурс] – Электронные данные –[Консультация психолога-онлайн] – Режим доступа: http://psihotesti.ru/

5. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.

 


 

 

УДК 37

Склярова Т. В.

доктор педагогических наук, профессор,

заведующая кафедрой социальной педагогики,

директор педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

(г. Москва, Россия)









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.