Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА





 

Аннотация. Рассматривается понятие «образование» в его исконном смысле и подчёркивается ведущее значение воспитания – его составляющей, роль педагога в формировании духовно-нравственной культуры подопечных.

Abstract. It is considered a concept education in its original meaning and emphasized the main sense of upbringing, a teacher`s role in the development spiritual and moral culture among pupils.

Ключевые слова: образование, воспитание, личность педагога, духовно-нравственная культура.

Keywords: education,education, upbringing, teacher`s personality, spiritual and moral culture.

«Одно обучение… вредно без возделывания нравственности… Науки, изощряющие ум, не составят без веры и без нравственности благоденствия народного… правила и наставления в христианских добродетелях… нужны каждому».

А.С. Шишков (президент Российской академии, министр народного просвещения нач. 19 в.) [9, с.185,189]

Затрагивая понятие «образовательный процесс», прежде всего, необходимо вспомнить, что сущность понятия «образование»(в его исконном смысле) – восхождение к образу Божиему – в нравственном, творческом [4, с. 82–83] и знаниевом планах:

- преодоление греховных навыков и привычек, которые человек имеет вследствие грехопадения и собственного греховного жизненного опыта (ведь создавая человека по Своему образу, Бог наделил его духом и совершенными психологическими и физическими качествами);

- проявление данных Богом человеку творческих способностей для прогрессивного преобразования мира в доступных - в соответствии с его индивидуальными интересами и возможностями - сферах (Бог – Творец, поэтому Его подобием в человеке является возможность творчества, которое отличается от творчества Бога тем, лишь тем, что Бог способен «сотворить» (в Библии обозначено древнееврейским словом «бара») всё из ничего, а человек имеет возможность «создать» (библейское «аса») из ранее сотворённого Богом) [7, с. 66], а также – овладение истинными знаниями об окружающем мире (ведь Бог – Всеведущ).

Нравственная составляющая (и её основа – духовность) не случайно стоит на первом месте – она именно первична по отношению к другим и является самой значимой, ведь, при получении человеком знаний, важно, чтобы у него были верные ориентиры, которые позволят ему с рассуждением относиться к получаемой информации, понимать, что для него полезно, а что вредно, но главное – применять эти знания лишь во благо (наверное, никто не станет отрицать, что безнравственный человек, наделённый знаниями – явление, мягко говоря, небезопасное); то же можно сказать и относительно творческой составляющей личности: на что человек употребит свои творческие силы и способности зависит от его нравственной направленности («произведения», разрушающие биосферу и ноосферу земли, а также представителей криминального мира и других т.с. «отрицательных» изобретателей учёные-философы склонны называть псевдотворчеством, т.к. такое высокое – Богоподобное – понятие как «творчество» к такого рода новшествам, по их мнению, неприемлемо) [2, с. 24; 5, с. 53; 11, с.5].



Понимая так термин «образование», педагогу уже недостаточно рассматривать его цель традиционно – как социальное формирование (социализацию) личности – приобщение к нормам и ценностям человеческого социума для последующего воспроизведения индивидом социального опыта, а также воспитание здорового, физически развитого члена общества, разносторонне развитой личности, формирование мировоззрения, развитие активной жизненной позиции и подготовку человека к социально значимой творческой деятельности. Ведь признавая существование Бога, неверно
не рассматривать связанное с Ним понятие о бессмертии человеческой души, а это значит, что образование личности должно иметь целью, способствуя воссозданию в человеке образа Божиего, ориентировать его также
на подготовку к вечной жизни (спасение души) в процессе жизни земной
, которую для этого следует строить соответствующим образом (каким – и важно раскрыть педагогу, показывая связь деятельности человека на протяжении всей его земной жизни с его участью в жизни вечной). И если перспектива вечности может юным воспитанникам показаться поначалу слишком далёкой, а потому пока неактуальной (в связи с недопониманием данного вопроса), то знакомя их с мудростями «Без Бога – не до порога» [народная] или «Без Мене не можете творите ничесоже» [Ин. 15:5], а «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» [Мф. 18:20], другими духовными законами и закономерностями, можно объяснить, что для счастливой жизни земной, её следует устраивать «с Богом», для чего и необходимо знать Его Закон,
а также духовные закономерности. Наш более чем двадцатилетний опыт общения со студенческой молодёжью показывает, что у молодых людей есть желание узнать, как строить отношения, чтобы достигать согласия, взаимопонимания, успеха, создавать счастливые семьи, правильно выбирая спутника на всю предстоящую часть жизни, рожать и растить здоровых, послушных, благополучных детей, а так же – как избежать ставших распространёнными ныне ненадёжных отношений, несущих душевные травмы и разочарования, лишающих детей возможности воспитываться в полной, счастливой семье (вследствие развода родителей) и т.п. Поэтому педагогу важно как можно раньше познакомить юных подопечных с верными понятиями, изложенными в Священном Писании и святоотеческих трудах, ведь святитель Игнатий Брянчанинов отмечал: «Истинная мысль – источник всех благ, мысль ложная есть источник ошибочной деятельности…» [9, с.15] – в контексте темы ориентиров подрастающего поколения в современном мире данное замечание очень актуально.

В педагогике с давних времён составляющими образования признаны воспитание и обучение. К сожалению, как современную тенденцию, можно определить стремление от понятия «образование» отделить понятие «воспитание» (с ремаркой, что педагоги, оказывающие «образовательные услуги» не обязаны заниматься воспитанием). На наш взгляд, никак нельзя согласиться с таким «новаторским» определением, так как образовательный процесс, который обеспечивается педагогом (а не дистанционно), никак не может ограничиваться лишь передачей знаний, ведь очевидно, что уже то, как они передаются, оказывает воздействие на обучающихся. Педагогический процесс – это, прежде всего, взаимодействие личностей, и основным «орудием труда» педагога становятся его личностные качестваон сам, как личность, а не только как специалист, владеющий определёнными знаниями, умениями, навыками. Поэтому когда учительство стало профессией, учителями могли становиться только зрелые люди строгой жизни, великодушные, благочестивые, трудолюбивые, смиренные, желающие спасения детским душам, своим примером побуждавшие детей исполнять нравственные законы, изложенные в Евангелии, так как то, что дети слышали из уст своих воспитателей, они видели в самой жизни их наставников [9, с. 445] – в соответствии с апостольским напоминанием: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением…» [Иак. 3:13]. Великий педагог А. Дистервег писал, что «учитель – это солнце для вселенной» [6], и с этим нельзя не согласиться, ведь учителя, педагоги – люди, просвещающие своих воспитанников, учеников, из которых, в конечном счёте, и состоит вселенная – поэтому педагогический труд очень значителен и очень ответственен.

А поскольку основной инструмент воздействия на воспитанника, ученика – личность педагога, подлинным «солнцем для вселенной» становится лишь тот, кто оказывает позитивное нравственное влияние, что возможно лишь при условии постоянного нравственного самосовершенствования самого педагога. Известно библейское предостережение: «Не многие становитесь учителями» [Иак.3:1]. И все, кто в том или ином отношении (личном – как родитель, опекун или общественном – работая в сфере образования) занимаются педагогической деятельностью, должны помнить, что несут ответственность за её результаты перед Богом – об этом важно говорить уже студентам – будущим педагогам и родителям в курсе общей педагогики (особая ответственность лежит на тех, кто решает работать в образовательных учреждениях для детей-сирот, так как они должны фактически исполнять обязанности родителей по отношению к детям, лишённым в жизни столь необходимого каждому для правильного формирования личности – матери и отца). К родителям обращены известные слова старца Иеронима (Апостолидиса): «Богу ты покажешь либо спасённое дитя, либо раны на своих коленях». Поэтому если педагог желает достойно и со всей ответственностью выполнить свои профессиональные обязанности, он должен искать возможность в контексте преподаваемого им предмета и взаимодействия
со своими подопечными ненавязчиво раскрывать духовные истины и законы (при желании и молитвенном обращении к Богу за помощью в этом деле такую возможность можно найти всегда). Особыми возможностями обладают воспитатели, классные руководители, кураторы учебных групп, в обязанности которых входит непосредственно воспитательная работа с их подопечными во внеучебное время, которое может быть заполнено педагогами, в большой степени, по их усмотрению. Конечно же, работая
с разнородной по составу аудиторией исключительно важно верно определить меру подаваемой духовной информации, предоставляя её уместно (органично встраивая в канву традиционного взаимодействия с подопечными), тактично, «дозировано» и в интересной форме, так как сфера духовной жизни – интимная сфера личности, и неразумное по активности вторжение в неё закономерно вызывает протест человека, а также противление поступающей информации, если она покажется ему навязчивой, а «вторжение» – напористым или даже агрессивным. В дневниковых записях царственной мученицы императрицы Александры Феодоровны Романовой, сумевшей воспитать в православной вере замечательных детей, есть такое предостережение: «Мы должны быть максимально осторожными, пытаясь влиять на духовную жизнь других людей, особенно детей. Насилие может принести непоправимый вред… Богу не нужна помощь, чтобы раскрывать Его бутоны и давать цвести Его розам: бутоны должны раскрываться и розы цвести естественным путём, который определил Господь, а заставлять их цвести раньше времени – значило бы погубить их… Лучшее, что мы можем сделать, чтобы развить духовную жизнь других – это дать им атмосферу любви и чистоты» [8, с. 87].

Сегодня, правда, существует мнение, что педагог светского образовательного учреждения не должен «проповедовать», затрагивая тему существования Бога и что-либо связанное с Ним, так как «те обучающиеся, кому это интересно и нужно, могут пойти в храм, и там узнать всё необходимое». Но поскольку важно, чтобы каждый узнал и о верной цели жизни, именно в светских образовательных учреждениях – для широкой аудитории - педагогу важно говорить об этом, ни в коем случае не принуждая слушателей следовать каким-то путём, но, предоставляя им информацию, оставлять дальнейшее их свободе выбора, помня, что Господь сотворил каждого свободным и ждёт лишь искреннего расположения сердца к Нему, а не бездумного исполнения каких-либо ритуалов (даже, если они будут исполнены в послушание, которое, как известно «выше поста и молитвы», ведь «Невольник – не богомольник» - так же известная истина). Священное Писание наставляет так: «Если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрёт в беззаконии своём, а ты спас душу свою [Иез. 3:19].

Главная составляющая образования – воспитание –с него начинается образование личности в самом раннем возрасте ещё в семье. Вряд ли кто-то станет отрицать, что человек, имеющий хорошее воспитание и являющийся приятным в общении и любом взаимодействии с ним, но т.с. «не очень учёный» хуже, чем тот, кто имеет значительный уровень знаний и может быть даже учёные степени, звания, регалии, но, вместе с тем, сильно отстающий в плане воспитанности, от чего общение с ним всегда затруднительно, вызывает негативные эмоции и - того опаснее – какие-то негативные последствия.
«Не тот мудр, кто много грамоте умеет, а тот мудр, кто много добра творит» – гласит одно из поучений известного памятника русской письменной культуры «Домостроя».

Поэтому в условиях современного мира (который абсолютно обоснованно можно назвать лукавым – предлагающим людям неверные, а подчас даже вредные установки и ориентиры в построении жизни) образовательный процесс должен предполагать не только передачу разнообразных научных знаний, но более – всякого рода положительные воздействия на умы и сердца подопечных (и, прежде всего – посредством личного примера) с целью передать им в как можно более верной форме и как можно больше информации, способствующей формированию у них верных установок, основанных
на верных понятиях о различных явлениях действительности, и подготовки их к жизни в обществе в соответствии с Заповедями Божиими с целью спасения души, что и включает в себя понятие духовно-нравственная (см. примечание)культураи, несомненно, будет способствовать улучшению человеческого общества – ведь не трудно представить, каким оно будет, если каждый его представитель, помня, что постоянно находится пред Всевидящим Оком Бога, постарается действовать в соответствии с Его заповедями.

Примечание.

«Понятие «духовность» является чрезвычайно глубоким и многогранным… С понятием духовности связывается, во-первых, представление об уникальности человека как носителя разума. Во-вторых, словом «духовность» выражается неисчерпаемость, богатство и красота внутреннего мира человеческой личности. В-третьих, и это самое главное, «духовность» означает степень преображённости человека Божественной благодатью» [10, с. 335].

«Характер нравственного подвига…определяют три важнейшие жизненные задачи: во-первых, соблюдение полученных от Бога духовных дарований (ясности ума, искренности чувства, чистоты сердца, открытости и великодушия); во-вторых, преодоление естественной склонности к духовному застою и падению; в-третьих, приобретение добродетелей путём образования…» [10, с.334-335]… «…нравственное сознание… включает в себя такие понятия как стыд, совесть, долг, ответственность, стремление к добру» [10, c. 326], из которых важнейшим достоинством автор характеризует совесть, которая «есть некая специфическая особенность нравственного суждения, с помощью которой человек в каждом конкретном случае определяет, что делать и как поступать [10, с. 329].

 

Литература

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

2. Афанасьева О.В. Творчество личности, как социально-духовный феномен. Авт. дисс. на соиск. учён. степени доктора социологических наук. – М., 1999.

3. Василий Великий св. Творения. Первая беседа на 1-й псалом.

4. 4.Вениамин (Новик), иеромонах Образ и подобие Божие в человеке. Свобода. Свесть. // О вере и нравственности по учению православной церкви. – Издание Московской патриархии, 1991.

5. Дербичева С.А. Природа социального творчества и его нормативная регуляция. Авт. дисс. на соиск. учёной степени доктора философских наук. – М.,2000.

6. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956.

7. Иванов Н.П. Библейское Откровение о творении из ничего // О вере и нравственности по учению православной церкви. – Издание Московской патриархии, 1991.

8. Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. – М., изд. «Благо», 2004.

9. Маслов Н.В. Основы русской педагогики. Изд.4.- М.: Самшит-издат, 2007.

10. Платон (Игумнов), проф. архимандрит // О вере и нравственности по учению православной церкви. – Издание Московской патриархии, 1991.

11. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. – М.: Высш. Шк., 1989.

 


 

УДК 378

Харьковский Р. Г.,

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и транспорта Антрацитовского факультета горного дела и транспорта

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный

университет имени Владимира Даля»

 

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.