Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности нравственного воспитания в системе высшего образования современного Китая





 

Аннотация. В статье охарактеризованы научные представления о нравственном воспитании и подходы к его организации в системе высшего образования современного Китая, показаны особенности системы нравственного воспитания, обусловленные культурными и образовательными особенностями страны.

Abstract. The article presents conceptual frameworks, main characteristics and national specific trends of moral education in higher education system of modern, also describes the Chinese system of moral education.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, система духовно-нравственного воспитания.

Key words: moral education, system of moral education.

 

Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений реформирования и модернизации системы образования как в России, так и в Китае. При этом наблюдается как сходство, так и различия в научном понимании и в особенностях организации духовно-нравственного воспитания в двух странах. И в России, и в Китае складываются научные концепции и создаются системы духовно-нравственного воспитания, учитывающие социально-культурные особенности и образовательные традиции каждой из стран.

В Китайской Народной Республике воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших функций государства. Ещё в 80-е гг. ХХ в. Коммунистической партией Китая было выдвинуто положение о необходимости «строительства духовной цивилизации», включающей политику, идеологию, образование, воспитание, науку, культуру. При этом в качестве основного пути строительства духовной цивилизации рассматривается «утверждение высоких идеалов и нравственности», что свидетельствует об особой значимости духовно-нравственного воспитания в целостной воспитательной системе страны. Отметим сразу, что в педагогическом тезаурусе научно-педагогических трудов современного Китая не используется термин «духовно-нравственное воспитание»; китайские учёные оперируют понятием «нравственное воспитание». Духовность же трактуется специфически – аналогично пониманию её в словосочетании «духовная культура», т.е. как нематериальная сфера жизни общества. Таким образом, в Китае акцентируется внимание на нравственной составляющей духовно-нравственного воспитания. Духовная составляющая связывается в первую очередь с приобщением человека к культуре, искусству – музыке (которую Конфуций считал важнейшим средством воспитания «цзюньцзы»), живописи, национальным видам искусства. Поэтому важнейшей составляющей духовного развития человека признаётся его эстетическое воспитание; проблемы эстетического воспитания занимают одно из центральных мест на страницах китайской педагогической печати.

В этом состоит коренное различие между Китаем и Россией в понимании феномена, обозначаемого в российской педагогике термином «духовно-нравственное воспитание»: в России духовность понимается учёными с учётом религиозного происхождения данного понятия, в светской же педагогике связывается с созданием условий для развития ценностно-смысловой сферы человека (Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова).

В современном Китае подходы к пониманию нравственного воспитания характеризуются рядом особенностей. Первая из них – сильное влияние государства не только на организацию, но и на исследование проблем нравственного воспитания. В основе системы нравственного воспитания в Китае лежат государственные нормативные документы: Конституция страны, «Закон КНР об образовании» и другие. Понимание нравственного воспитания, представленное в этих документах, оказывает существенное влияние как на развитие научных исследований в сфере нравственного воспитания, так и на особенности организации практики духовно-нравственного воспитания. В частности, раскрывая содержание понятия «общественная мораль» (а именно она, как считается в Китае, определяет направление духовного развития и нравственные качества человека), нормативные документы включают в него любовь к родине, народу, труду, науке, социалистическому государству и социалистическим идеям (речь идёт о «социализме с китайской спецификой»). Соответственно целью воспитания провозглашается формирование у подрастающего поколения таких качеств, как патриотизм, коллективизм и других общественно значимых личностных качеств [2].

«Строительство духовной цивилизации» предполагает переосмысление и включение в новый образовательный контекст китайских национальных традиций (в том числе в сфере этики) и духовных ценностей. Поэтому второй особенностью в исследовании проблем нравственного воспитания является обращение к традиционным для Китая представлениям о морали и нравственности. Данный подход базируется на этическом учении древнекитайского философа и мыслителя Кун-цзы (Конфуций, 551-479 гг. до н.э.). Учение Конфуция носит антропоцентристский характер: в центре внимания философа – проблемы человека, его нравственного облика.

Характерно, что в этическом учении Конфуция весьма выражен социально-политический аспект, что соответствует современному государственно-нормативному подходу в исследовании сущности, содержания и особенностей организации нравственного воспитания. Нравственные качества человека философ выделяет, ранжирует и характеризует с точки зрения моральных норм, наиболее значимых для общества. К таким качествам он относит честность, скромность, верность долгу, гуманность, милосердие, уважение к родителям и старшим по возрасту и социальному статусу, стремление к стабильности, порядку и дисциплине, к разрешению конфликтных ситуаций на основе компромисса. Однако нетрудно заметить, что все эти нравственные качества имеют «вневременной» характер, они значимы в любом обществе и не только регулируют отношения между людьми на нравственной основе, но и определяют тот идеал, к которому должен стремиться человек в своём нравственном развитии. Кроме того, в ситуациях, когда необходимо сделать нравственный выбор, Конфуций отдавал этическим требованиям приоритет перед социальными. Исследователи отмечают, что этическое учение Конфуция сыграло важную и уникальную роль в формировании менталитета и национального характера китайцев [1; 3].

Третьей особенностью подходов к исследованию и пониманию нравственного воспитания в современном Китае является учёт современных экономических, социальных, политических реалий и тенденций развития страны при разработке концепций данной составляющей воспитания. В современных условиях в Китае налицо обновление концепции воспитания, что выражается в отказе от жёсткой догматизации, непосредственного «увязывания» воспитания с теорией классовой борьбы; педагоги-исследователи говорят о необходимости всестороннего развития личности. В дискуссиях, идущих на страницах прессы, выдвигается требование о том, чтобы в образовательном процессе воспитание было поставлено на первое место, отмечается, что нравственному воспитанию должен быть отдан приоритет как важному компоненту культурного развития страны. Предлагается также изменить учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного уровня путём интеграции общего и профессионального образования с нравственным воспитанием или сочетания традиционного политико-идеологического воспитания с нравственным [2].

Например, педагог Сунь Гожун рассматривает нравственное воспитание как основу качественного образования. Во многих работах нравственное воспитание рассматривается с позиций деятельностного подхода, утверждается, что следует не только вооружать обучающихся знаниями этического характера, знаниями о сущности морали, моральных нормах, традициях, этикете, но и учить их навыкам нравственного поведения, умению вести себя в соответствии с нормами морали в повседневной жизни, в отношениях с людьми. Рекомендуется систематически оценивать с этой точки зрения отдельные поступки и поведение школьников и студентов. Учёный-педагог Ци Ваньмо разработал «теорию активного нравственного воспитания в процессе деятельности» и обосновал понятие «практическая нравственность». Ци Ваньмо рассматривает духовное и нравственное совершенствование человека в контексте его активной учебной, производственной и общественной деятельности [4]. Деятельностный подход получил широкое распространение в системе воспитательной работы китайских вузов. Так, студенты консерваторий, музыкальных факультетов педагогических вузах организуют концерты (чаще всего это концерты классической или традиционной китайской музыки) для пожилых людей, в больницах, в микрорайонах. Студенты активно участвуют в разного рода социальных и культурологических проектах, в акциях милосердия.

Однако при этом продолжает сохраняться подход к пониманию воспитания как процесса, ориентированного преимущественно на потребности общества. Так, ученый-педагог Чжан Цзянь рассматривает духовно-нравственное воспитание как важную и необходимую часть «духовной цивилизации» и подчёркивает его возрастающую роль в условиях рыночной экономики. Именно нравственное воспитание, по мнению учёного, должно нивелировать негативные нравственные последствия рыночных отношений и способствовать воспитанию в человеке лучших качеств – честности, стремления служить своей стране, справедливости и гуманности, которые Чжан Цзянь рассматривает как проявления «социалистического духа» [4]. Практические все учёные, занимающиеся разработкой проблем нравственного воспитания, исходят из положений теории Дэн Сяопина о строительстве «социализма с китайской спецификой». Нравственное воспитание в вузах Китая остаётся сильно идеологизированным. Так, в программу обучения в музыкальных и музыкально-педагогических вузах входят такие учебные дисциплины, как «Идеи Мао Цзэдуна», «Теория Дэн Сяопина», «Философия марксизма», «Политэкономия марксизма», «Мораль», причём в преподавании последней важную роль играет идея о классовой сущности морали. Для студентов обязательным является участие в собраниях общественно-политической направленности. Однако в последние годы наряду с марксисткой направленностью всё ярче проявляется тенденция обращения к традиционным для Китая этическим учениям в практической воспитательной деятельности.

Таким образом, в современном Китае в качестве важнейших направлений нравственного воспитания рассматриваются, во-первых, патриотическое, во-вторых, нравственно-идеологическое, в-третьих, эстетическое воспитание. Ведущая роль в диаде «духовно-нравственное воспитание» отводится воспитанию нравственному, ориентированному на общественно одобряемые нормы поведения. Следствием теоретического понимания сущности и содержания духовно-нравственного воспитания является организация системы духовно-нравственного воспитания в современном Китае в условиях модернизации образования. В настоящее время в Китае создана система воспитательной работы для всех ступеней и типов образовательных учреждений.

В Китае также разработана и утверждена программа нравственного воспитания студентов вузов. Особое значение имеет программа воспитания студентов педагогических вузов, поскольку ведущая роль в нравственном воспитании подрастающего поколения отводится педагогическим кадрам. В педагогических вузах Китая нравственное воспитание так же, как и в школе, тесно связано с политико-идеологическим и предполагает патриотическое воспитание («воспитание китайского духа»), приобщение к истории и культуре Китая, формирование у студентов нравственных идеалов, выработку нравственной позиции и формирование умений строить «правильные отношения», т.е. отношения на основе моральных норм, формирование знаний об общественной и профессиональной морали и нравственности, эстетическое воспитание. Важным считается воспитание потребности в духовном и нравственном совершенствовании.

Таким образом, в настоящее время в Китае сложилась и функционирует система нравственного воспитания студентов, которая имеет в своей основе, во-первых, общегосударственные идеологические установки, во-вторых, национальные традиции этического воспитания, и в-третьих, концепции современных учёных-педагогов, где духовно-нравственное воспитание рассматривается в контексте общего развития личности. Нам такой подход представляется по сравнению с идеями и системой духовно-нравственного воспитания в России несколько ограниченным. На наш взгляд, важным достижением России является обращение к религиозно-православным истокам и традициям духовно-нравственного воспитания, что позволяет расширить поле воспитательного воздействия на подрастающее поколение.

 

Литература

1. Кравцова, М.Е. Культ Конфуция [Текст] / М.Е. Кравцова, В.Н. Баргачева // Духовная культура Китая. Т. 2. – М., 2006.

2. Педагогическая наука в Китае [Текст]. – Пекин, 2006 (на китайском языке).

  1. Спешнев, Н.А. Китайцы. Особенности национальной психологии [Текст] / Н.А. Спешнев. – М.: КАРО, 2012.
  2. Цуй, Сянлин. Новый подход к духовно-нравственному воспитанию [Текст] / Цуй Сянлин. – Пекин, 1987 (на китайском языке).

УДК 378.015.31:[37.017:27]

Чеботарева И. В.,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ИПП

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный

университет имени Тараса Шевченко»

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

 

ХРИСТИАНСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛА У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

Аннотация. В статье учитель представлен как человек, выполняющий священную миссию по воспитанию молодого поколения и служащий соработникому Всевышнего. Отмечено, что Иисус Христос является совершенной Личностью и может служить идеалом при подготовке студентов к педагогической деятельности. В статье приведены практические рекомендации по формированию педагогического идеала на основе христианского учения.

Abstract. The article presents the teacher as a person who performs the sacred mission of educating the younger generation and co-worker servant of the most high. It is noted that Jesus Christ is the perfect Person and can serve as an ideal in the preparation of students to pedagogical activity. The article presents practical recommendations on the formation of pedagogical ideal based on Christian doctrine.

Ключевые слова: соработник, педагог, студенты, Бог, Иисус Христос, Священное Писание, педагогический идеал.

Keywords: co-worker, pedagogue, students, God, Jesus Christ, Holy Scripture, pedagogical ideal.

 

Среди многообразия профессий, особое место занимает педагогическая. На протяжении существования человечества, учитель выполняет священную миссию соработника у Бога (1 Коринфянам 3:1-9) по взращиванию добрых ростков у молодого поколения, искоренению зла, проникнувшего в сердце и разум ребенка. Учитель, как соработник, призван как можно красивее изваять и расписать божии творения, чтобы придать им наибольшее сходство с оригиналом, т.е. образом Бога (Я.А. Коменский). Какая ответственная миссия лежит на педагоге, ведь он должен постараться сформировать те высшие качества, что присущи Всевышнему, создавшему человека по своему образу и подобию (Бытие 1:27). Что же это за качества, угодные Богу и определяющие счастливую человеческую жизнь? Прежде всего, это любовь: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Иоанна 4:16).

Всевышний имеет такие качества, как доброта, милосердие, и, соответственно, желает их видеть у своего творения: «Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя»(Псалом 85:5).В Священном Писании неоднократно также отмечается, что Бог справедлив (Второзаконие 4:8, Псалом 118:128, Ефесянам 6:1). Всевышний, создавший все на земле и человека как разумного существа, терпеливо относится к своему творению, хотя очень часто человечество не заслуживает Его доброты и милосердия, не следует тем законам, что были ему даны для организации разумной и счастливой жизни. «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» (Исход 34:6).

Книга «Исход» была написана Моисеем под вдохновением Бога несколько тысячелетий назад, и многие люди могут утверждать, что Всевышний изменил свое отношение к людям, так как они погрязли в грехе и пороках. Но ответ мы находим в Священном Писании, где четко прописано: «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились (Малахия 3:6). «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иакова 1:17). Таким образом, Отец ждет от человека проявления прекрасных качеств, желает чтобы люди приблизились к нему, узнали Его добрые намерения и тогда он приблизится к ним (Иакова 4:8).

Качества, которые мы привели должны быть, прежде всего, сформированы у соработника Всевышнего – Учителя. Педагогическая профессия является самой гуманной и этической профессией в мире, в основе которой лежит любовь к детям. Понять ребенка, проникнуть в его внутренний мир и наполнить его любовью может только тот педагог, чье сердце отдано детям, кто заботится о них как о драгоценных цветах нашей жизни. Будущие педагоги с первых дней обучения в вузе должны уверовать в то, что без любви к детям профессиональная деятельность превращается в технологический процесс передачи знаний, умений и навыков. Это деятельность без души, результатом которой может стать формирование человека с бедным внутренним миром, способного на зло и предательство.

Благородное поведение педагога, прежде всего, должно основываться на его совести – внутреннем регуляторе поведения, невидимом судье, который беспристрастно выносит приговоры. Совесть педагогу необходимо воспитывать, это чувство не врожденное, но от природы у человека заложена способность к развитию голоса совести. В Священном Писании несколько раз упоминается об этом нравственном чувстве, например апостол Павел говорил такие слова под вдохновением Бога: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Римлянам 2:14,15). Обученная совесть будет для педагога предупреждающим сигналом, дающим право совершать или не совершать поступки.

Важным профессиональным качеством педагога является справедливость, основанная на любви и уважении к воспитаннику, позволяющая беспристрастно, объективно оценивать результаты его работы и поступки. Ведь очень часто воспитанники страдают от несправедливости педагогов, от чего снижается их интерес к обучению, к различным видам деятельности.

Исходя из вышесказанного, актуальной проблемой в современных условиях является формирование у будущих педагогов идеала (франц. ideal, от греч. idea – идея, первообраз) как образа совершенства, наиболее ценного и величественного, нравственного и абсолютного основания морального долга, критерия разделения добра и зла [2].

Педагогический идеал есть высшая цель, к которой необходимо стремится будущему учителю. Наличие определенного идеала в представлении человека вносит четкость и единство в направленности личности. В качестве идеала может выступать совокупность норм поведения, в нем могут быть воплощены наиболее ценные человеческие черты. В идеале может быть подчеркнуто то, что человек наиболее ценит и чего ему как раз не хватает, это то, кем он не является, но желает быть. Идеал – это стимул и регулятор развития человека [3].

К каким же идеалам должны стремиться будущие педагоги? Какие личности могут стать примером для подражания в построении индивидуальной профессиональной модели поведения? На наш взгляд, христианское учение поможет найти ответы на поставленные вопросы. Было отмечено, что Всевышний имеет множество качеств, которые педагог должен взращивать у себя, чтобы выполнять достойно соработническую миссию. Один из способов познать Бога является знакомство с Его Сыном Иисусом. В Священном Писании мы находим такие стихи: «Иисус есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Колоссянам 1: 15-17).В Священном Писании Иисус назван«Словом», так как Он от имени Отца учил и наставлял людей, это то Слово, которое исходит от самого Всевышнего. Как сын Божий Иисус был совершенной Личностью, носителем только добра, милосердия и справедливости. Обладая великими Знаниями и Мудростью, данные ему Богом, Иисус учил людей нравственным законам и завещал это делать своим ученикам.

К. Александрийский, христианский философ и проповедник Священного Писания, в работе «Педагог» пишет, что Иисус является заботливым руководителем детей, рачительным пастырем существ неопытных, как детоводитель он учит людей такому образу жизни, который ведет к спасению. К. Александрийский отмечает, что у известных людей были свои учителя, но как показывает история, все они имели те или иные пороки и, соответственно, не могли представить в своем лице образ идеальной личности, к которой бы воспитанники могли стремиться. Иисус, по мнению проповедника, как Педагог свят, человеколюбив, он руководитель и Воспитатель всего человечества [1].

Познакомить студентов с Иисусом Христом, как совершенной Личностью нам поможет кейс-метод, востребованный в системе высшего образования и успешно применяемый на занятиях дисциплин педагогической направленности. Приведем примеры разработанных нами кейсов, работа над которыми способствует формированию у студентов педагогического идеала.

Кейс «Иисус – идеальный Учитель». Данный кейс дает студентам возможность познакомиться с Великим Учителем и попытаться познать Его некоторые мысли. Для знакомства с Иисусом рекомендуется прочитать отрывок из работы К. Александрийского «Педагог» и стихи из Священного Писания и на основе проработанного материала ответить на следующие вопросы: «Каким представляет К. Александрийский Иисуса?»,«Почему философ ставит Иисуса выше всех учителей?»,«Какой образ Иисуса сложился у Вас на основании стихов из Священного Писания?»,«Можно ли Иисуса считать педагогическим идеалом?».

Кейс «Обучать – значит служить людям» является логичным продолжением предыдущего кейса, целью которого является познание педагогической мудрости Иисуса Христа(эмоциональный компонент педагогического идеала). Миссия Иисуса состояла в служении людям, обучении их истине, данной Всевышним. Иисус терпеливо разъяснял людям нравственные законы, побуждая принимать их разумом и сердцем. Современный учитель, желающий добиться добрых результатов в воспитании, может с успехом подражать Иисусу. На основе проработанного материала предлагается студентам поразмышлять над такими вопросами: «Какие нравственные качества ценил Иисус?», «Ценны ли эти качества для современного мира?»,«В чем Иисус видит счастье человека?»,«Каким основным заповедям учил Иисус? (поясните их взаимосвязь)»,«Какие методы использовал Иисус в обучении людей? (обоснуйте их актуальность в современных условиях)»,«Считаете ли Вы, что миссия учителя состоит в служении детям? (обоснуйте свой ответ)».

Кейс «Обучение притчами» более детально знакомит студентов с методами обучения Иисуса Христа. У Него, если пользоваться современной терминологией, были очень интересные методы и средства обучения, которые актуальны в любое историческое время. Так, например, Иисус учил притчами, дающими возможность человеку глубоко поразмышлять над нравственными вопросами жизни. Современный педагог может с успехом использовать методы Иисуса в своей практике, тем самым подражая Великому Учителю. Мы предлагаем студентам с педагогической точки зрения проанализировать притчу «О блудном сыне» и поразмышлять над вопросом «Что для своей педагогической сокровищницы Вы бы взяли у Иисуса Христа?».

Иисус Христос имел свою уникальную систему воспитания, благодаря которой Он мог открывать Истину любому человеку, независимо от его происхождения, пола, социального положения. Методы, средства, применяемые Великим Учителем, были действенными, во-первых, потому что Он есть совершенное отражение своего Отца, во-вторых, Иисус, как совершенная Личность, Сам строго выполнял нравственные законы и учил им следовать всем людям. Открытость, любовь, доброта, милосердие, чуткость, сердечность Иисуса привлекали людей. Он понимал человеческую несовершенную сущность и терпеливо пояснял своим ученикам нравственные законы своего Отца.

Мы живем во времена многочисленных искушений, Дьявол ставит нам ловушки на каждом шагу, пытаясь нас столкнуть с пути, ведущему к Богу. Учителя не являются исключением, напротив, они для Сатаны представляют наибольший интерес. Педагог, призванный сеять доброе, разумное, вечное, и тем самым следовать дорогой, проложенной Иисусом Христом, является для Дьявола серьезной преградой в выполнении его нечестивой программы. Сам Иисус несколько раз искушаемый Дьяволом демонстрировал преданность Отцу и выполнял ту миссию, которую возложил на Него Всевышний. В последний день своей жизни, перед вечерей, Иисус вымыл ноги апостолам, показав пример смирения и служения людям. Какой пример для подражания современным учителям – божьим соработникам! Педагоги, стремящиеся воспитать духовно здоровое поколение, должны следовать по стопам Иисуса Христа, неукоснительно выполняя нравственные законы, чувствовать в этом жизненную потребность и свое предназначение.

 

Литература

1. Александрийский К. Педагог / К. Александрийский; Пер. Н. Н. Корсунского отца Георгия (Честякова). – М. – Нью-Йорк, 1996.

2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. – 608 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

УДК 159.9:378.147

Черных Л. А.,

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дефектологии и психологической коррекции

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко»

 

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ

СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ВУЗА

Аннотация. В статье проанализировано состояние проблемы становления ценностей и духовности студента высшей школы. Подчеркнута необходимость формирования не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и нравственности, моральности, высокой культуры личности, способствующей ее самореализации. Выделены составляющие и компоненты коммуникативной культуры будущего специалиста, подчеркнута важность прижизненных достояний личности, являющихся элементами духовно-нравственного воспитания.

Abstract. In article the condition of a problem of formation of values and spirituality of the student of the higher school is analysed. Need of formation not only professional knowledge, skills, but also moral, morality, high culture of the personality promoting her self-realization is emphasized. Components and components of communicative culture of future expert are allocated, importance of the lifetime properties of the personality which are elements of spiritual and moral education is emphasized.

Ключевые слова: ценности, нравственность, культура, духовность, моральность, коммуникативная культура, личностный опыт общения, ценностный опыт, опыт рефлексии, самоопределение, самореализация.

Keywords: values, moral, culture, spirituality, morality, communicative culture, personal experience of communication, valuable experience, experience of a reflection, self-determination, self-realization.

Ни для кого не секрет, что культура человека формируется с раннего детства, начиная с общения ребенка со значимыми взрослыми, особенно с матерью, сверстниками во дворе дома, в рамках социальных институтов (детские сады и школы) и заканчивая его становлением как зрелой личности, в частности, в период обучения вузе. Вне общения сложно представить себе человеческую культуру, которая включает в себя не только устное и письменное творчество, достояния скульптуры, живописи, музыки, театра, кино, но и нравственность, мораль, ценности, без которых человек не сможет стать полноценной личностью. И помогают ему стать такой личностью не только родители и значимые люди, которые участвуют в формировании его образа Я, но и социальная среда, уровень ее духовности.

В настоящее время, в послевоеннный период для молодой Республики, когда произошла переоценка человеческих ценностей от полюса накопления материальных благ к полюсу ценности человеческой жизни, особенно актуально встал вопрос воспитания в молодом поколении духа патриотизма, развивития истинных ценностей: жизни, любви, добра, милосердия, уважения, единения, духовности, нравственности. Этому способствуют приобщение молодежи к православной вере, участие в многочисленных благотворительных акциях под эгидой общественных организаций, волонтерское движение помощи детским домам, пожилым людям и т.д.

В свою очередь формированию духовности, нравственности и моральности в сознательный период становления личности должно способствовать обучение в высшей школе. Именно поэтому в последнее время много внимания уделяется не только предметам по профилю подготовки, но и социально-гуманитарной работе, студенческому самоуправлению, в котором будущие специалисты имеют возможность проявить свои лучшие личностные качества, научиться продуктивно общаться, добиваться своих целей, формировать и совершенствовать уровень своей коммуникативной культуры, без которой невозможно становление их как успешных профессионалов.

Формированию коммуникативной культуры специалиста способствует личностный опыт общения. Опираясь на анализ научной литературы относительно определения личностного опыта человека, выделение его структурных компонентов, а также на выявленные обобщения, учеными построено несколько моделей личностного опыта. В частности, Л. А. Пастушенко выделяет такие составные модели личностного опыта: 1) категориальное пространство, 2) компоненты и 3) функции, которые характеризуют роль каждого компонента [6]. Так, категориальное пространство, по его мнению, состоит из таких подструктур, как «жизнедеятельность» и «профессионализация будущего специалиста». К компонентам личностного опыта относится: ценностный опыт, опыт рефлексии, операциональный опыт, опыт общения и диалогического взаимодействия.

Ценностный опыт вмещает идеальные нормы, на которые личность ориентируется и к которым стремится в процессе своей жизнедеятельности, они являются определяющими в формировании личностных взглядов и убеждений.

В систему личностных ценностей, по мнению К. Роджерса, входят убеждения в личном достоинстве каждого человека в зависимости от его свободного выбора, собственной ответственности за последствия этого выбора, доверия к себе, открытости, радости обучения и творчества [8].

Г. Олпорт выделяет ценности, которые способствуют самореализации личности. Это, прежде всего, те, которые отражают ее целостность и гармоничность: непринужденность поведения, положительный образ «Я», способность ощущать радость под влиянием повседневных впечатлений, положительное или по крайней мере спокойное (в противоположность невротическому страху) отношение к неожиданному, неизвестному, тайному; чувство юмора и способность личности адекватно его оценивать [6].

На ведущую роль ценностей в исследовании механизмов жизненных выборов указывает Л. С. Кравченко. Он утверждает, что ценности становятся действительностью с помощью поступков, которые выполняют не только преобразовательную функцию относительно окружающего мира, но с их помощью осуществляются определенные интеграционные процессы в психической сфере человека. Сливаясь в единый целенаправленный жизненный поток, они синтезируют разрозненные личностные ценности в целостную субъективную систему, обеспечивают гармоничное формирование личности и являются условием развития личностного опыта человека [6].

Компонент «ценностный опыт» (по Л. А. Пастушенко) выполняет 1) познавательную функцию, т.к. способствует познанию человеком неотъемлемых для него объектов и субъектов, их соотнесению со сформированной ценностной системой личности; 2) интегративную функцию (определение общих черт, свойств, которые объединяют частные явления, предметы, которые так или иначе входят в сферу личностного опыта человека) и 3) смыслоопределяющую функцию (придание ценностям определенного смысла).

Проанализируем содержание следующего компонента личностного опыта – опыта рефлексии. Термин «рефлексия» в переводе с латинского языка означает «отражение». Это – осмысление человеком собственных действий и законов их осуществления, деятельность, направленная на самопознание, ведь рефлексия раскрывает специфику духовного мира человека. Это – самоанализ, раздумья и раздумывания человека относительно собственного душевного состояния. В. С. Дикинь, автор теории «рефлексивного Я», проводит аналогию зеркального отражения личности и отражения в воображении человека того, как в мыслях других воспроизводится он сам [3]. Именно поэтому теорию ученого еще называют «отзеркаленное Я». Эта мысль согласуется с общепринятой: рефлексия – это не просто знание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие его воспринимают и понимают. Поэтому рефлексию можно считать процессом удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга с целью воспроизведения их особенностей. Соответственно, В. С. Дикинь отмечает, что с помощью рефлексии представлены сам субъект в процессе реальной действительности, личный взгляд субъекта на самого себя, видение этого субъекта другими личностями.

Е. И. Головаха и Н. В. Панина также считают, что в других людях, как в зеркале, можно увидеть свои самые скрытые психологические особенности. Поэтому для них рефлексия ‑ это самопознание, которое дает возможность посмотреть на себя будто со стороны [2].

С помощью механизмов самопознания студент высшей школы не просто познает себя, свою личность, но и активно формирует самого себя. Самопознание также выступает как основа для реализации оценки специалистом самого себя, или самооценки. Опыт самооценивания входит в состав компонента личностного опыта – «опыта рефлексии». Самооценка позволяет будущему специалисту адекватно осознать свое физическое и духовное состояние, отношения с внешним миром и другими людьми. Основываясь на этом, осуществляется регуляция и саморегуляция отношений, при необходимости коррекция собственного поведения. Именно самооценка является основанием для самовоспитания и самоуправляемого развития личности и отражает качественное своеобразие ее внутреннего мира, а ее формирование влияет на развитие опыта специалиста.

Компонент «опыт рефлексии» выполняет такие функции: 1) познание человеком самого себя (познавательная); 2) смыслообразующую (определение смысла своей деятельности с точки зрения самоотношения, самооценки и самовосприятия); 3) целеопределяющую (соотнесение своего «Я-реального» с «Я-идеальным», достижение которого нужно стремиться в будущем); 4) корректирующую (осуществление влияния на свою собственную жизнь, свою деятельность и личность).

Следующим компонентом личностного опыта Л. А. Пастушенко считает операциональный опыт. Этот компонент содержит такие составляющие, как опыт самореализации, самоопределения, самоактуализации и опыт активности. Центральным понятием среди названных, бесспорно, является феномен самоопределения, которое рассматривается в научной литературе как структура поступка самоопределения в субъективно-генетической парадигме.

Этот феномен рассматривают многие исследователи, в частности, М. Р. Гинзбург. Тем не менее, у него не разработан механизм ценностно-смыслового взаимодействия, не выделены субъектные качества личности, которые реализуют этапы самоопределения, что делает его модель малоэффективной для практического применения [6].

Б. Г. Ананьєв подчеркивает необходимость саморазвития, самореализации личности, отмечает, что самоопред







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.