ТЕМА 5. РАССКАЗ Л. Н. ТОЛСТОГО «ТРИ СМЕРТИ»
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 5. РАССКАЗ Л. Н. ТОЛСТОГО «ТРИ СМЕРТИ»





КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ

При анализе рассказа вы столкнетесь прежде всего с тем фактом, что в основе этого про­изведения лежат три вполне самостоятельных сюжета и состоит оно из отчетливо разграниченных повествовательных частей.

Внешне главные герои рассказа (Мария Дмитриевна, Федор, Серега) почти не связаны между собой. Однако в соответствии с авторской идеей именно в глубинных связях между изображенными людьми, существами и событиями заключен целостный смысл произведения.

Несомненно, самыми важными для автора событиями являются смерти трех существ: Марии Дмитриевны, ямщика Федора и де­рева. Следует выяснить, как оценивается Толстым каждая жизнь и каждая смерть, каков, в частности, итог существования барыни, что оставляет о себе в жизни Федор, чем завершается жизнь де­рева. Укажите конкретно, где и как проступает такая авторская оценка в повествовании. Учтите, что важнейшим средством оценки у Тол­стого являются отношения между умирающими и теми, кто их окружает (например, отношение к умирающей барыне ее близких, доктора, отношение к Федору кухарки, Сереги и т. д.).

Основным критерием толстовского понимания мира и человека выступает природ­ное, естественное существование, не искаженное искусственными нормами «цивилизованной жизни». С этой позиции и характеризу­ет Толстой изображенные явления, последовательно соотнося их друг с другом с помощью композиционных и стилевых приемов. Покажите, в чем и каким образом Толстой противопоставляет су­ществование барыни существованию Федора, докажите, что про­тивопоставляются их жизни не по внешним социальным и быто­вым признакам, а по нравственному содержанию. Какую роль в таком противопоставлении играет смерть дерева?



Подводя итоги, покажите, как философский взгляд автора на жизнь формирует идейно-художественное единство произведения.

Литература

1. Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. – Л, 1973.

2. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. – Л., 1975.

3. Галаган М.Б. Л.Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1981.

4. Л.Н.Толстой: Энциклопедия /Сост. и науч. ред. Н.И.Бурнашева. – М., 2009.

5. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. – М., 1978.

6. Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1971. Или: Храпченко М. Б. Собр соч. В 4-х т. Т.3. – М., 1980.

 

ТЕМА 6. СТИХОТВОРЕНИЕ А. А. БЛОКА «О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ...» КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ

Для лирики А. Блока особое значение имеет контекст (см. об этом в книге Л. Я. Гинзбург), и анализ его стихотворения целе­сообразно начинать с контекстуального прочтения. Определите место стихотворения в «лирической трилогии» Блока: в чем тема­тическая связь его со стихотворениями I, II и III томов лирики? Чем можно объяснить, что это стихотворение открывает цикл «Воз­мездие» и как оно определяет собой цикл? Покажите, что это сти­хотворение, имеющее своим истоком личные мотивы, является чи­тателю не фактом биографии, но произведением искусства, выра­жающим объемную художественную мысль. Попробуйте сопоставить его со стихотворениями «Забывшие тебя» и «Когда замрут отчаянье и злоба...» – все они восходят к одному замыслу. Как фактически этот замысел реализовался в каждом из них?

Подумайте о роли излюбленных блоковских поэтических образов (найдите их), об их художественном значении в этом стихо­творении.

Далее, особого анализа требует собственно композиция стихо­творения. Как разворачивается лирический сюжет? В чем художе­ственное значение повторов (лексических и синтаксических, най­дите их)?

Часто поэт, чувствуя необходимость выделить то или иное ме­сто, важное для понимания стихотворения, использует приемы сти­хотворной речи. Учитывая это, найдите в тексте стихотворения един­ственную строку со смещенной (с традиционного места) цезурой и попробуйте осмыслить этот факт: особое значение этой строки в композиционном развитии стихотворения.

Подумайте над другими приемами выразительности стиха. Здесь имеет смысл проанализировать расположение пиррихиев, содержа­тельное значение спондеев (найдите их), рифмовку и строфику. Об­ратите внимание на систему тропов (прежде всего эпитеты, их спе­цифику и значение для всего произведения), словоупотребление (местоимения), а также интонационно-синтаксическое своеобразие стихотворения.

Особого анализа требует прием кольцевого построения, реали­зованный здесь. Подумайте, в чем его художественный смысл, ка­ким оказывается развитие художественной мысли от начала к концовке стихотворения.

Литература

1. Гинзбург Л. Я. О лирике. 5-е изд. – М., 1997.

2. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. 2-е изд. – Л., 1980.

3. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В. Теория стиха. – Л., 1975.

4. Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. 2-е изд. – Л., 1981.

5. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. – СПб., 1999.

6. Струнин В.И. Стихотворение А.А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...» // Целостный анализ литературного произведения. – Свердловск, 1989.

ТЕМА 7. РАССКАЗ В. М. ШУКШИНА «ВОЛКИ»

КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ

В центре рассказа Шукшина – событие не рядовое, не обыден­ное. Нужно задуматься, прежде всего, над тем, как сам выбор исключительной ситуации определяет и обрисовку человеческих ха­рактеров, и удивительную емкость рассказа. Следует обратить внимание на то, как герои – Иван Дегтярев и Наум Кречетов, eго тесть, – проявляют себя в диалоге в начале рассказа, почему для Шукшина всегда важна речь героя, как она раскрывает и нечто общенародное в человеке, и всегда индивидуальное, особенное.

Подумайте, почему в центре рассказа оказывается все-таки событие. Проследите, как динамично развивается действие, постарайтесь понять, что дает автору эта динамика. Обратите внимание на употребляемые автором глаголы и глагольные формы.

Особенно следует вглядеться в главного героя, Ивана Дегтярева. Проследите, как меняется его состояние, как соотносятся его чувства с поступками. Одновременно нужно подумать, что нового обнаруживает эта исключительная ситуация в Иване по сравнению с тем, каким он показался нам в разговоре с тестем.

Постарайтесь выявить общее в принципах изображения героев. Обратите внимание на таких героев, как Наум Кречетов, милицио­нер, жена Ивана. Вы увидите, что у каждого героя – свой харак­тер, что Шукшину всегда важно уловить «тип» индивидуальности. |Как создаются характеры Шукшина? Какую роль играют отдель­ные детали? Как соединяется, по Шукшину, в каждом человеке общенародное, национальное, и неповторимое, свое. В какой сте­пени неповторимость обусловлена в свою очередь национальным? Еще раз обратите внимание на диалог (Ивана и милиционера) уже в конце рассказа.

Подумайте над финалом рассказа. Как в нем отражается не­простой быт деревни, ее людей? Как в повести соотносятся драматические и комические элементы? Подумайте, как финал рассказа обнаруживает не только неприятие Шукшиным предательства, но и его веру в человеческое взаимопонимание, в нравственные ресур­сы человеческой души.

Литература

1. Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. 2-е изд. – М., 1986.

2. Горн В.Ф. Василий Шукшин. Штрихи к портрету. – М., 1993.

3. Емельянов Л. Василий Шукшин. Очерк творчества. – Л., 1983.

4. Коробов В. Василий Шукшин. 2-е изд. – М., 1988.

5. Черносвитов Е. Пройти по краю. Василий Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии. – М., 1989.

РАЗДЕЛ II









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.