Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 37. СООТНОШЕНИЕ, ЭПИЧЕСКОГО, ЛИРИЧЕСКОГО И ДРАМАТИЧЕСКОГО НАЧАЛ В СТИХОТВОРЕНИИ Н.А. НЕКРАСОВА





«ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Н. А. Некрасов, поэт-реформатор, нередко в одном произведе­нии сочетает принципы и законы построения не только разных жан­ров, но и разных родов литературы. Примером тому может служить "Железная дорога». Главная задача работы – показать, что та­кой синтез действительно имеет место, и доказать, что необходи­мость его вызвана поэтическим заданием данного произведения; лирические, эпические и драматические приемы, взаимодополняя и оттеняя друг друга, создают неповторимое художественное един­ство.

Найдите в стихотворении непосредственно лирические мотивы и образы, докажите, что это лирика активная, социально направ­ленная даже в пейзажах.

Далее отметьте драматические черты произведения. Проанали­зируйте позицию и место автора, форму изложения, специфику сю­жета. Обратите внимание на необычный эпиграф, его содержание и значение для всего произведения. В чем художественное значение нарочито драматизированной формы эпиграфа?

Наконец, подумайте о причинах, позволяющих говорить о «Же­лезной дороге» и как о произведении эпическом. Охарактеризуйте проблематику, тему произведения с ее масштабностью, обратите внимание на систему персонажей.

Помимо отдельных характеров, необходимо обратить внимание на образ «царя-голода» (его место в произведении), а также на то, как изображается в стихотворении народ. Почему этот образ можно характеризовать и как лирический, и как эпический?

Подумайте, почему оказывается возможным органическое соче­тание в одном произведении признаков и разных жанров (каких?). Интересно разобраться, какое место в жанровом многообразии произведения занимает сон Вани. Почему этот выделяющийся сво­им своеобразием отрывок естественно и логично входит в ткань все­го произведения?

В заключение, подводя итог, задумайтесь над тем, кому адре­совано произведение, и в связи с этим – о его художественном задании в целом.

Литература

1. Бухштаб Б.Я. Н.А.Некрасов: Проблемы творчества. – Л., 1989.

2. Илюшин А.А. Поэзия Некрасова. – М., 1998.

3. Розанова Л.А. О творчестве Н.А.Некрасова: Кн. для учителя. – М., 1988.

4. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова. М., 1985.

5. Скатов Н.Н. Некрасов //Скатов Н.Н. Сочинения: В 4т. Т.3. – СПб., 2001.

 

ТЕМА 38. ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОЭТА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. А. ФЕТА

«ШЕПОТ, РОБКОЕ ДЫХАНЬЕ...» И «ТОЛЬКО В МИРЕ И ЕСТЬ...»

А.А. Фет относится к таким поэтам, у которых принципы их по­этического творчества отчетливо и неизменно проявляются в каж­дом произведении на протяжении всего творческого пути. Но кон­кретное воплощение этих принципов оказывается в каждом случае иным. С такой точки зрения показателен сопоставительный анализ предлагаемых двух стихотворений Фета, разделенных 33 годами жизни поэта.



Начиная анализ, покажите принципиальную близость этих сти­хотворений. Какова лирическая тема каждого? Можно ли четко определить предмет изображения? Есть ли в них временное разви­тие, фабула? Определены ли пространственные границы, масштаб изображения? Сопоставьте стихотворения также по их тонально­сти, настроению. Как вы понимаете характеристику Фета как поэ­та «застывшего мгновения», которую дали ему уже его современ­ники?

Исходя из общего, проследите далее, какими конкретными поэ­тическими средствами достигается внутренняя целостность каждого из произведений, впечатление «единого дыхания», как реализуется поэтическое задание в каждом случае. Для этого имеет смысл про­анализировать стихотворение в следующих аспектах:

1)образная система; 2) синтаксическое построение; 3) рифмовка; 4) структура строчек; 5) тропы (какие? – их художественное значение); 6) ритмика, стихотворный размер; 7) интонация; 8) строфическая организация.

В заключение подумайте, в чем динамика каждого из стихо­творений. Чем при отсутствии сюжетного развития создается дви­жение лирической темы?

Литература

1. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет: Очерк жизни и творчества.2-е изд. – Л., 1990.

2. Бухштаб Б.Я. Фет и другие.: Избр. работы. – СПб., 2000.

3. Скатов Н.Н. Лирика Афанасия Фета.– В кн.: Скатов Н. Н. Далекое и близкое. М., 1981.

4. Сухова Н.П. Лирика Афанасия Фета: В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. – М., 2000.

5. Озеров Л. Слово – песнь, слово– картина (Стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» А. А. Фета) // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. – М,, 1981.

6. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Книга для учащихся. – М., 1989.

 

ТЕМА 39. СПЕЦИФИКА ЖАНРА БАСНИ И. А. КРЫЛОВА

«КОТ И ПОВАР»

Выполняя работу на данную тему, установите, прежде всего, тра­диционные признаки басенного жанра (по учебнику, «Словарю ли­тературоведческих терминов» или «Краткой литературной энци­клопедии»), а затем в процессе анализа басни И. А. Крылова «Кот и повар» раскройте, как эти признаки преломляются в индивиду­альном творческом опыте гениального русского баснописца.

Покажите, что при всей краткости, обобщенности содержания басни перед нами развертывается не абстрактная аллегория, а жи­вая картина жизни. Что делает ее живой? С этой точки зрения ин­тересен прежде всего главный персонаж басни: докажите, что по­вар в басне Крылова не повар вообще, а живой человеческий ха­рактер. Что делает его таким? Проследите, насколько индивиду­альны качества персонажа, проявляющиеся в поступках, речи, в авторской характеристике, как они определяют развитие ба­сенного сюжета и как сказывается в сюжете логика данного харак­тера.

Сопоставьте созданную Крыловым картину жизни с моралью басни. Укладывается ли содержание басни в ее мораль? С этой точки зрения интересно посмотреть и на другие басни Крылова, на­пример «Демьянова уха», «Ворона и лисица», «Волк на псарне». Покажите, что живая жизнь, развертывающаяся в сюжетах басен Крылова, шире басенной морали.

Особое внимание уделите образу баснописца. В чем проявляет­ся его присутствие, его отношение к персонажу, умению «чисто по-русски смотреть на вещи» (В.Белинский)? Как создается «русский дух» в нари­сованной Крыловым картине жизни?

В заключение объясните, почему, по словам Белинского, «басни Крылова – не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня».

Литература

1. Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов.– Собр. соч. в 9-ти т. – Т. 7. – М., 1981.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986.

3. Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. – М., 1985.

4. Коровин В.И. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. – М., 1996.

5. Степанов Н. Басни Крылова. 2-е изд. – М., 1973.

 

ТЕМА 40. ПАРОДИЯ И ОРИГИНАЛ: «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ»

Н.А. НЕКРАСОВА И «КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ»

М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Задача работы – на основе конкретного историко-литератур­ного примера выяснить жанровые особенности пародии и ее роль в борьбе литературных направлений.

Опираясь на известные вам теоретические исследования (литературоведческие словари, энциклопедические издания), дайте определение пародии как литературного жанра, перечислите ее основные разновидности и функции. Попытайтесь ответить на вопрос, в какие моменты исто­рического развития литературы повышается значение пародии. Почему, в частности, пародийные формы восприятия литературной традиции получили широкое распространение в русской литерату­ре 1840-х годов?

Чем была вызвана пародийная переработка Некрасовым стихо­творения Лермонтова? Было ли это попыткой дискредитации лер­монтовской поэзии? Правы ли были те современники Некрасо­ва, которые увидели в его стихотворении посягательство на свя­тость материнских чувств?

Определяя цель и метод пародии Некрасова, проведите сопо­ставление двух текстов, пародируемого и пародирующего, и пока­жите черты их сходства и различия. Сохранил ли Некрасов стихо­вую форму и сюжетную ситуацию стихотворения Лермонтова? Как трансформировались в некрасовском стихотворении социально-бы­товой материал, нравственный пафос, герои «Казачьей колыбель­ной песни»? Найдите в пародии Некрасова выражения, перенесен­ные в нее из стихотворения Лермонтова дословно. Как меняется их смысл в новом контексте? Покажите, как Некрасов перерабатыва­ет текст «Казачьей колыбельной песни», где отступает от него и почему. В чем некрасовская пародия противополож­на оригиналу?

В истории литературы пародия часто служит средством крити­ки пародируемого автора и играет, таким образом, узкоспециаль­ную роль, сводящуюся преимущественно к отрицанию и развенчанию. Но есть у этого жанра и большие возможности, позволяющие создавать на его основе и положительные литературные цен­ности. В этом случае пародия перестает быть вспомогательной фор­мой полемики литературных направлений и начинает выполнять функции большой и «серьезной» литературы: в пародийных произ­ведениях происходит переоценка литературного прошлого и скла­дываются новые художественные формы. Проявились ли в «Колы­бельной песне» Некрасова общие основы его поэтического метода? Почему эту пародию поэт всегда печатал вместе с другими своими произведениями, порой далекими от специфически литературной проблематики? Что опыт Некрасова-пародиста дал для формиро­вания его поэтики в целом?

Литература

1. Скатов Н. Некрасов. Современники и продолжатели. – Л., 1973.

2. Скатов Н.Н. Некрасов //Скатов Н.Н. Сочинения: В 4т. Т.3. – СПб., 2001.

3. Мавер Ло, Гатто А. Искусство разрушать атмосферу лири­ки. («Колыбельная песня» Некрасова, подражание Лермонтову) // Сравнительное изучение литератур. – Л., 1976.

4. Тынянов Ю.Н. О пародии. Стиховые формы Некрасо­ва // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.